
Дидактические материалы
по математике
для 1 класса
коррекционной школы VIII вида
по теме:
«Сравнение предметов по размеру: высокий – низкий (выше – ниже, одинаковые (равные) по высоте»
Подготовила учитель начальных классов
ГБОУ школы № 9 г.Краснодара
Троян Элина Вачиковна

Покажи и назови высокие, низкие предметы
Расскажи: Этот дом высокий.
Этот дом низкий.

Покажи и назови высокие, низкие предметы
Расскажи: Это дерево высокое.
Это дерево низкое.

Покажи и назови высокие, низкие предметы
Расскажи: Эта матрёшка высокая.
Эта матрёшка низкая.

Назови предметы на рисунке, сравни их по высоте.
Расскажи: Жираф выше, чем собака.
Собака ниже, чем жираф.

Назови предметы на рисунке, сравни их по высоте.
Расскажи: Банка выше, чем стакан.
Стакан ниже, чем банка.

Назови предметы на рисунке, сравни их по высоте.
Расскажи: Стул выше, чем табуретка.
Табуретка ниже, чем стул.

Сравни рисунки по высоте. Что самое высокое? Что самое низкое?
Сравни рисунки по высоте. Что самое высокое? Что самое низкое?
Назови предметы на рисунке, сравни их по высоте. Что самое высокое? Что самое низкое?
Рассмотри рисунок. Это семья. Сравни членов семьи по росту. Кто самый высокий? Кто самый низкий?
Тема: ОТНОШЕНИЯ «ДЛИННЕЕ», «КОРОЧЕ»
цель: создать условия для формирования умения сравнивать предметы по длине, используя понятия «длиннее», «короче»; проведения пропедевтической работы по теме «Задача»; закрепления знаний об изученных числах; развития внимания, наблюдательности.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь различать способ и результат действия.
Коммуникативные: уметь доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; демонстрировать своё понимание высказывания партнера по общению.
Познавательные: уметь совместно с учителем и самостоятельно проектировать этапы решения учебной задачи.
Личностные: проявляют познавательный интерес; формируют потребности и учебные мотивы; положительно относятся к школе.
Сценарий урока
I. Изучение нового материала.
1. Сравнение предметов по длине.
Однажды решил Любик сделать качели. Тут и Ёжик пришел и говорит:
— Какие-то странные у тебя получились качели. На них наверное и не покатаешься толком.
— Да. Что-то не так получилось. А ты не знаешь что?
— Знаю. У тебя разные веревки по длине, на которых держится сиденье. А должны быть одинаковые.
— Точно. А как отмерить правильно, чтобы веревки были одинаковые?
— Ну смотри вот у нас две полоски из бумаги. Одна красная, другая синяя. Посмотри внимательно и ответь какая полоска длиннее?
— Красная полоска длиннее, чем синяя.
— Правильно. А синяя полоска короче, чем красная. А чтобы у нас получились одинаковые полоски, надо синюю полоску наложить на красную и отрезать лишний кусок. Вот так.
— Еще, конечно можно к синей полоске приклеить кусочек, чтобы она стала, такая как красная.
— А чтобы лучше разобраться в таких понятиях, как «длиннее», «короче», и «одинаковые по длине» давай мы с тобой поиграем в одну интересную игру. Вот тебе корзинка с разными предметами. Разложи пожалуйста их в две кучки. В одну положи длинные и короткие, а во вторую одинаковые по длине.
— Так, так, так. Сейчас посмотрим. Ага вот. Это самые длинные и короткие. Ну а теперь буду одинаковые по длине искать.
— Да. А теперь, раз ты во всем разобрался, давай немного поправим наши качели. Теперь веревочки, на которых держится сиденье у нас одинаковые, и мы можем покататься на качелях.
У учителя в руках две полоски бумаги. (Полоски могут быть разными по цвету, ширине, длине, а могут отличаться только 1–2-мя признаками.)
– Сравните полоски. Что заметили? Что можно сказать о длине полосок?
– Как вы думаете, какая из них длиннее, то есть больше по длине?
– Как проверить справедливость вашего мнения?
Вывод: для сравнения полосок по длине их следует наложить одна на одну или приложить одну к другой таким образом, чтобы концы полосок совпадали. Если противоположные концы полосок совпадут, то длина полосок одинакова, если не совпадут, то длиннее та полоска, у которой осталась «лишняя» часть.
Упражнения в сравнении различных предметов по длине. (Учащиеся могут сами придумывать задания для класса.)
Работа с учебником (с. 32).
– Составьте небольшой рассказ по рисунку, используя понятия «длиннее», «короче».
– У какой собаки поводок длиннее? А у какой – хвост? Уши какой собаки короче?
– Можно ли сказать, что мальчик короче девочки? (Нет.) Как правильно сказать? (Мальчик ниже девочки.) Что можно сказать о росте девочки по сравнению с ростом мальчика? (Девочка выше мальчика.)
Работа в тетради (задание 2, с. 12).
– Рассмотрите полоски. Какая полоска, по вашему мнению, короче? Почему так считаете?
– Закрасьте эту полоску.
2. Формирование умения соотносить число и цифру (задание 3, с. 12).
– Как вы думаете, какую работу предстоит выполнить в задании? (Соединить картинки с соответствующими цифрами.)
Выполняют самостоятельно с последующей взаимопроверкой.
– Какие предметы вы соединили с цифрой 1 (2, 3, 4)?
3. Письмо изученных цифр.
– Вспомните, как правильно пишется цифра 4. (Один из учащихся выходит к доске, объясняет и прописывает цифру 4.)
– Всё ли в объяснении и в записи на доске верно? Исправьте недочёты.
– Пропишите строчку цифры 4 в тетрадях (задание 4, с. 12).
Написание цифры 1 и прописывание цифр 1 и 4 чередуя.
II. Пропедевтика темы «Задача».
– Составьте краткие (математические) рассказы, в которых бы содержались вопросы, по рисункам учебника (задание 2, с. 33). (С дерева упало 2 яблока, а потом ещё одно. Сколько яблок упало всего?)
– Запишите равенство, которое будет соответствовать вашему рассказу. (2 + 1 = 3.)
Один учащийся выполняет работу на доске и комментирует её.
– Составьте рассказ по второму рисунку. (На полянке лежало три яблока. Одно яблоко унёс ёжик. Сколько яблок осталось?)
Затем записывается равенство (с комментированием): 3 – 1 = 2.
III. Упражнение в чтении равенств.
– Рассмотрите задание 3 (с. 32). Что заметили?
– Чем похожи равенства первого столбика? (В них к данному числу прибавляют по одному.)
– Кто из вас догадался, как получили равенства первого столбика? (К значению предыдущего равенства прибавили один, таким образом получили следующее равенство.)
– Чем похожи равенства второго столбика? (В них из данного числа вычитают единицу.)
– Объясните, как получили равенства второго столбика. (Из значения предыдущего равенства вычли один.)
IV. Работа над развитием наблюдательности, логического мышления учащихся.
Выполняют задание на наблюдательность и логику «Какой предмет лишний?», данное на полях учебника (с. 33).
V. Итог урока.
Вопросы: Чему учились? Что нового узнали на уроке? Было ли вам интересно на уроке? Что особенно понравилось?