Кормление через зонд новорожденного

Содержание

Кормление недоношенных детей через зонд: когда оно требуется, а когда противопоказано, а также алгоритм действий и нюансы техники

Когда малыш появляется на свет раньше срока, его органы и системы работают не в полную силу. По этой причине для реабилитации состояния нужно больше времени.

Если ребенок не может сосать грудь или бутылочку из-за отсутствия важных рефлексов, его кормят через зонд. Рассмотрим виды такого кормления, технику проведения, а также расскажем о том, как правильно рассчитать объем необходимого молока для малыша.

Показания и противопоказания

При принятии решения питания через зонд врачи руководствуются несколькими критериями:

  • неделя рождения (до 33-34 недели);
  • масса тела;
  • общее состояние.

Зондовое кормление показано в следующих случаях:

  1. глубокая и экстремальная незрелость, неспособность к сосанию и глотанию;
  2. плохое состояние ребенка;
  3. патологии носоглотки;
  4. низкий балл по шкале Апгар.

Среди противопоказаний следует отметить:

  • нестабильное кровообращение;
  • тяжелые инфекции;
  • заболевания легких.

Какие есть виды?

Существует два типа зондового кормления:

Справка! Если установка зонда нужна для разового введения питания, то такое кормление носит название прерывистого. Обычно его используют в первые сутки после появления малыша на свет.

При высокой степени недоношенности малыша требуется долговременное кормление, молоко течет в желудок медленно. Этот вид называют постоянным. При помощи такого вскармливания организм быстрее адаптируется к жизни вне утробы, не возникнет тяжелых осложнений для малыша.

Алгоритм действий

Такой вид кормления предполагает наличие навыков и соблюдение определенных условий. Прежде всего, нужно помнить о стерильности. Манипуляции проводит медсестра или врач. Стерильный зонд можно оставить на 3 дня, затем его нужно заменить.

Подготовительный этап

На данном этапе действия таковы:

  1. перед кормлением персонал должен вымыть руки и надеть перчатки;
  2. младенца умывают;
  3. рассчитывают длину зонда (от переносицы до мечевидного отростка грудины);
  4. ставят флакон с молоком в воду, подогретую до 40-45° (контролируют термометром), чтобы создать оптимальную температуру;
  5. укладывают ребенка на столик, приподняв голову, фиксируют положение валиком или пеленкой.

Пошаговая техника проведения

После подготовительного этапа придерживаются следующего алгоритма:

  1. На грудь ребенка кладут стерильную салфетку, чтобы предупредить контакт с нестерильным бельем ребенка.
  2. Вскрывают упаковку одноразового зонда.
  3. Еще раз делают замеры глубины введения зонда от мочки уха до кончика носа и от кончика носа до мечевидного отростка.
  4. Присоединяют к зонду стерильный шприц и проверяют его проходимость, снимают шприц, закрывают заглушку зонда — это обеспечивает эффективность процедуры, а также является профилактикой метеоризма).
  5. Правой рукой берут зонд (расстояние 7-8 см от слепого конца).
  6. Смачивают его в молоке (влажный зонд вводится легче).
  7. Вставляют зонд через нос (нижний носовой ход) или в рот (средняя линия языка). Важно следить за состоянием ребенка: отсутствие одышки, цианоза.
  8. Открывают зондовую заглушку, присоединяют шприц и отсасывают содержимое желудка (мутноватая жидкость). Это делается для профилактики рвоты и срыгивания.
  9. Отсоединяют шприц от зонда, закрывают заглушку, выливают содержимое в лоток.
  10. Набирают в шприц молоко, присоединяют к зонду, медленно вводят молоко. Такая скорость нужна для предотвращения резкого усиления перистальтики желудка.
  11. Зажимают зонд двумя пальцами на расстоянии пару см, быстро его извлекают.
  12. После этого процедуру завершают: кладут ребенка на правый бок с приподнятой головой, использованные инструменты помещают в дезраствор, снимают перчатки, моют и сушат руки для обеспечения инфекционной безопасности.

При четком следовании рекомендациям зондирование не опасно для ребенка. Интервал между кормлениями составляет 3-4 ч.

Преимущества и недостатки

В последнее время для кормления недоношенных применяют полиэтиленовые зонды, очень узкие, что позволяет их вводить в рот и в носовые ходы. Резиновый зонд значительно уступает зонду из нового материала.

Обратите внимание! При кормлении через полиэтиленовый зонд происходит экономия времени, не нужно часто вводить зонд, решается проблема питья.

Однако вместе со всеми положительными сторонами имеются и отрицательные:

  • нет дыхания через нос;
  • можно повредить слизистую носа;
  • учащается образование пролежней.

По этим причинам введение зонда через нос менее физиологично.

При кормлении недоношенных следует использовать классические зонды из полиэтилена с закругленным, гладким концом, чтобы не повредить слизистые пищевода, носа, желудка.

Многих мам волнует вопрос: когда же можно будет сменить зондовое кормление на обычное. Врач вам расскажет, что при этом учитываются некоторые факторы:

  1. наличие глотательного и сосательного рефлекса;
  2. стабилизация всех жизненных функций ребенка;
  3. увеличение массы тела;
  4. отсутствие вздутия живота, срыгиваний и др.

Расчет необходимого объема молока

Такое питание изначально предполагает то, что нужно делать расчеты количества еды. Для этого пользуются «калорийным методом”. В чем же заключается его принцип? В том, что калорийность рациона постепенно увеличивается на 10 ккал в сутки на 1 кг веса. К примеру, в первый день жизни ребенок должен получить 30 ккал на кг, на 2-ой — 40 ккал, на 3-ий — 50 ккал и т.д.

Чтобы рассчитать суточную энергетическую потребность малыша, нужно калорийность умножить на массу ребенка. А чтобы определить нужное количество пищи, нужно этот результат разделить на калорийность молока или смеси. Со временем калорийность питания увеличится, пока не станет равной нормам детей, рожденным в срок.

Заключение

Медперсонал сделает все возможное для того, чтобы зондовое питание принесло как можно больше пользы. Следуйте всем рекомендациям квалифицированных специалистов — и малыш обязательно пойдет на поправку.

Трудности кормления ребёнка через зонд: случай кормления

Зондовое кормление, как уже говорилось в одной из наших статей, применяется только по показаниям, и об этих показаниях вы сможете почитать здесь. При отсутствии показаний данный способ кормления применим быть не может.

Невозможность ребёнком глотания, постоянные респираторные инфекции из-за аспирации желудочного содержимого в дыхательные пути, нарушения глотания в связи с органическими поражениями головного мозга и т.д. приводят к назначению зондового кормления или постановке гастростомы. Недостатки и преимущества данных видов кормления нами также описаны в предыдущих материалах.

Сегодня мы будем говорить о конкретном ребёнке, который был переведен на кормление через зонд в связи с участившимися пневмониями.

О ребёнке

Пациент находится на постоянном постельном режиме. Он ограничен в движениях в связи с основным заболеванием и не воспринимает окружающий мир, не разговаривает. Конечно, у него множество врождённых заболеваний и пороков развития.

Установка желудочного зонда

Самой главной проблемой становится сама манипуляция по установке желудочного зонда. Введение зонда осуществляется через носовой ход.

Сложностью является то, что вероятно в области носоглотки имеются разрастания лифоидной ткани (аденоиды) или же особенности анатомического строения прилежащих или формирующих структур полость носа и носоглотки. В связи с этим прохождение зонда через носовую полость и вхождение его в носоглотку затруднено значительно.

При изменении положении тела, к примеру, при запрокидывании головы назад или вперёд можно уловить момент, когда зонд легко проходит через нос в желудок, но этого момента можно ждать порой от 10 до 20 минут.

Неопытному человеку, который редко сталкивается с таким процедурами и такими пациентами, установить желудочный зонд становится практически невыполнимым мероприятием. А кормить ребёнка нужно. У опытной медсестры порой уходит до получаса на правильную и успешную постановку зонда и ребёнок, в конце концов, получает питание.

Как вы понимаете, данная ситуация не способствует ни в коей мере улучшению состояния ребёнка, поскольку пациент нервничает и страдает, постоянное раздражение слизистой оболочки носа и глотки зондом может приводить к развитию повреждений с открытием кровотечения и развитием острых респираторных инфекций. В день необходимо кормить ребёнка около пяти раз, причём в летние месяцы при высокой температуре воздуха желательно вводить дополнительное питьё. Что же делать?

Выходом из сложившейся ситуации будет уменьшение кратности введения желудочного зонда. К примеру, его можно установить во время завтрака и снять после ужина. Придётся всего раз в сутки доставлять ребёнку дискомфорт.

Не стоит забывать, что у данного пациента, впрочем, как и у других подобных ему, у которых сохранен акт глотания и рвотный рефлекс, и данная процедура достаточно неприятна. Постановка зонда на сутки является неплохим выходом из ситуации.

Существуют ситуации, когда желудочный зонд устанавливается более, чем на один день. В стационарах здравоохранения в связи с недостатком времени и персонала, желудочный зонд таким детям устанавливается не менее, чем на три дня. Это самый пограничный временной отрезок.

В основном зонд находится в желудке до одной недели. Конечно, это не совсем правильно, но при определённых обстоятельствах данная тактика является выходом из сложной ситуации. Конечно, при этом никакой речи о комфорте и чувствах ребёнка вообще не идёт.

На первый план выходит адекватная доставка пищи в организм маленького пациента.

Домашние условия

В домашних условиях постановка желудочного зонда сопряжена с большими рисками, потому что многие родители особенных детей не являются медицинскими работниками и никогда не имели дела с подобными процедурами, и если нет терпеливого специалиста, который научит правильно действовать в различных ситуациях сопряжённых с установкой зонда, хорошего из этого мероприятия не получится.

Самой грозной опасностью является возможность попадания трубки в дыхательные пути с развитием спазма, рефлекторной остановкой дыхания и более серьёзными последствиями.

Именно поэтому к обучению постановке желудочного зонда нужно отнестись со всей серьёзностью и ответственностью. Пожалуйста, не проходите интерактивные курсы в Интернете или по текстовым инструкциям.

Вы не сможете научиться данной манипуляции такими способами, ведь необходимо почувствовать собственными руками при наблюдении специалиста.

Альтернативы кормлению через зонд

Те родители, кто не побоялся и всё-таки оставил у себя тяжёлого «лежачего» ребёнка с психофизическими нарушениями, прошли многое и научились кормить своего ребёнка без помощи медицинского работника, однако случиться может всё.

Поэтому альтернативой кормлению через зонд будет установка гастростомы и питание ребёнка через отверстие в брюшной стенке посредством специальной питающей силиконовой трубки.

Это очень удобно, нетравматично для ребёнка (проводится одна операция) и неопасно во время кормления.

В домашних условиях гастростомирование является самым оптимальным вариантом.

Заключительное слово

Описанный нами ребёнок благополучно живёт. Состояние его здоровья оценивается, конечно же, как тяжёлое. Он периодически страдает от болей в мышцах и суставах в связи с прогрессированием детского церебрального паралича, а именно контрактур. Он страдает от бессонницы и по ночам часто плачет, стонет, несмотря на проводимое лечение.

Его хроническое заболевание ухудшает качество жизни, которое мы стараемся повысить всеми силами, но всё же патологическая природа берёт своё, и очень часто мы остаёмся проигравшими. Конечно, сделать в данном случае и во многих других случаях практически ничего невозможно, но пытаться стоит.

Кормление через зонд новорожденного — когда назначают?

Кормление детей через зонд назначают в том случае, если они рождаются недоношенными.

Поскольку роды у проблемной беременной могут произойти в любой момент и ребенок появляется на свет на седьмом или восьмом месяце, его сосательный и глотательный рефлексы недоразвиты и иногда вовсе отсутствуют.

В зависимости от того, насколько младенец недоношенный, указанные рефлексы могут проявляться в той или иной степени, но полноценного развития не получают до того момента, как ребенок не наберет в весе.

Поскольку такие дети не могут самостоятельно сосать молоко из материнской груди или бутылочек и осуществляется кормление через зонд новорожденного, появившегося на свет на седьмом или восьмом месяце беременности. Зонд же представляет собой такое специальное устройство, с помощью которого в организм маленького ребенка подается молоко или питательные искусственны смеси.

Кормление через зонд новорожденного — показания к назначению

Выше уже было сказано, что вероятнее всего кормление посредством зонда назначат тем детям, которые родились недоношенными. Но есть и другие показания, согласно которым акушеры могут принять соответствующее решение. Мы можем перечислить основные из них:

  • Первое и самое главное — если ребенок недоношенный, то ему с большей вероятность постановят кормление через зонд. Чем больше младенец недоношенный, тем сложнее будет поддерживать в нём жизнь и развивать организм. Следовательно, тем дольше придётся кормить его только через зонд. Отсутствие необходимых рефлексов сделает такого ребенка неполноценным в первые месяцы жизни, но велик шанс, что в последствии всё наладится;
  • Кроме того, кормление через зонд прописывают при оперативном вмешательстве в пищевод или желудок ребенка. Это может быть вполне нормальный, родившийся по истечении девяти месяцев младенец, но с небольшими проблемами по пищеварительной системе. Этот недуг не критичен и его можно вылечить медикаментозными средствами, но на время операции и лечения кормление будет нужно производить исключительно через зонд;
  • Даже у нормальных детей в редких случаях бывают задержки в развитии. Из-за этого они не могут нормально питаться, поэтому и в этих ситуациях принимаются решения о постановке зонда;
  • Бывает так, что ребеночек рождается с врожденным пороком сердца. Это очень серьезное заболевание, но он может жить. Сам кушать некоторое время такой ребенок не сможет, поэтому в большинстве подобных случаев врачи также устанавливают ему зонд;
  • Есть еще достаточно редкая категория новорожденных детей с тяжелыми заболеваниями, при которых грудное кормление противопоказано. Кроме того, такие дети могут очень быстро утомляться при сосании груди и не получают возможность своими силами взять необходимое количество молока для своего организма. Им тоже успешно ставят зонд до той поры, пока они не смогут питаться самостоятельно.

Каким образом обычно кормят детей через зонд?

На сегодняшний день акушерам известно два широко применяемых метода кормления новорожденных детей через зонд:

  • Первая техника кормления детей через зонд — одноразовая. Согласно ей, зонд вводят в ребенка только на одно кормление, а потом вынимают;
  • Вторая техника кормления детей через зонд — многоразовая. Зонд вводят в младенца для того, чтобы он получал полноценное питание на протяжении долгого времени (обычно зонд по этой технике вводят на несколько дней).

Перед тем, как начать кормление ребенка через зонд, на нём ставится метка. Именно до этой отметки зонд можно вводить в желудок. Для разметки зонда перед вводом в желудок нужно рулеткой измерить длину от грудины до переносицы ребенка.

Перед тем, как ввести зонд, в него нужно влить немного молока. Таким образом вы проверите его проводимость и вытолкните весь лишний воздух.

Вводить зонд нужно только в заполненном состоянии, чтобы предотвратить у малыша рвотный рефлекс и икоту, клики в животе и другие неприятные мелочи.

Вводить зонд в ребенка нужно через рот, четко посередине языка, до отметки. Прежде чем заливать в зонд молочко или смесь нужно убедиться в том, что ребенок не давится, нормально дышит и не кашляет. Кончик зонда должен быть именно в желудке, а не около рядом прилегающих дыхательных путей.

После удачного размещения зонда и всех проверок к нему сверху монтируют шприц с теплым молоком. Постепенно выдавливая шприц, вы заполняете желудок ребенка молочком или смесью.

Если после кормления зонд должен оставаться внутри, то его конец закрывают специальным герметичным и стерильным зажимом. А вот если в процессе кормления вы увидите сильную рвоту, то ребенка тут же нужно переложить на бочок и тут же прекратить подачу молочка в зонд.

Как только у ребенка со временем появляется хотя бы глотательный рефлекс, то его кормят уже без зонда, через пипетку.

Техника кормления недоношенных детей через зонд и из бутылочки | Учебные материалы и ответы на тесты от NSMU BASE

Манипуляция – Техника кормления недоношенных детей (через зонд и из бутылочки)

Кормление недоношенного ребенка через зонд

Цель: – обеспечение полноценного питания ребенку; – обеспечить новорожденного ребенка необходимым количеством пищи, когда естественное питание через рот невозможно.

Показания: отсутствие глотательного и сосательного рефлекса Противопоказания: нет Оснащение стерильный зонд, 2 шприца в лотке, ватные шарики, пинцет, бутылочка или мензурка, 0,02% р-р фурацилина – набор для пеленания, набор для туалета носа и умывания, емкость с 1% р-ром хлорамина, емкость «чистая ветошь”, лоток для использованного материала, кастрюля с водой. Мед.сестра работает в маске! Подготовка к процедуре 1. Рассчитайте необходимое количество молока, 2. Вымойте руки с антисептическим мылом, 3. Налейте в чистую бутылку молоко, 4. Возьмите небольшую кастрюлю или металлическую кружку: – прикройте дно кастрюли марлевой салфеткой, – налейте в кастрюлю горячую воду t-60 градусов, 5. Поставьте бутылочку в кастрюлю так, чтобы уровень воды закрывал уровень молока в бутылочке, 6. Температура молока для бутылочки 40-45 градусов. Определите температуру молока, капнув несколько капель на кожу тыла кисти или внутренней поверхности предплечья, 7. Подготовьте ребенка к кормлению: перепеленайте, проведите туалет носа, положите ребенка на спину, повернув голову набок, 8. Вымойте руки, наденьте перчатки, 9. Возьмите одноразовый зонд: – измерьте расстояние от переносицы ребенка до мечевидного отростка, – сделайте отметку на зонде, – положите зонд в стерильный лоток, – возьмите шприц из стерильного лотка в правую руку. 10. Наберите молоко в шприц: – возьмите в левую руку зонд, – откройте зонд, – заполните зонд молоком, – отсоедините шприц, положите в лоток, – закройте зонд заглушкой или зажимом. 11. Смочите конец зонда в молоке или в р-ре буры в глицерине. Выполнение процедуры 12. Возьмите зонд в правую руку на расстоянии 7-8 см от конца, 13. Введите зонд в носовой ход и продвиньте зонд до отметки. ЗАПОМНИТЕ! Не начинайте кормить ребенка не убедившись, что зонд находится в желудке! Контролируйте дыхание и цвет кожи ребенка! 14. Откройте зонд и подсоедините к нему шприц с остатком молока: – введите медленно молоко в желудок – отсоедините шприц и положите в лоток – закройте зонд 15. Наберите в другой шприц 1-2 мл кипяченой воды: – откройте зонд, – подсоедините шприц к зонду и промойте зонд кипяченой водой, – отсоедините шприц и положите в лоток, – закройте зонд. Окончание процедуры. 16. Закрепите зонд на щечке лейкопластырем до следующего кормления,

17. Положите ребенка в кроватку на бочок.

Кормление ребенка из бутылочки

Показания: наличие глотательного и сосательного рефлекса у недоношенного ребенка, искусственное и смешанное вскармливание.

Противопоказания: отсутствие сосательного рефлекса Оснащение: набор для пеленания, тонкая пеленка, кастрюля с горячей водой, чистая бутылочка, емкость, чистые соски, пинцет в стакане, ватные шарики, емкость «1% р-р хлорамина”, емкость ” чистая ветошь”, лоток для использованного материала. Мед.сестра работает в маске! Подготовка к процедуре 1.

Рассчитать необходимое кол-во молока, 2. Вымойте руки, 3. Возьмите чистую бутылочку, 4. Налейте в бутылочку молоко: – закройте бутылочку стерильным ватным шариком. 5. Возьмите кастрюлю: – положите на дно ветошь, – налейте в кастрюлю горячую воду t-60 градусов. 6. Поставьте бутылочку в кастрюлю так, чтобы уровень воды закрывал уровень молока. Время 10 минут. 7.

Возьмите бутылочку из кастрюли: – уберите шарик в лоток для использованного материала. 8. Возьмите пинцетом из емкости «чистые соски” соску с небольшим отверстием. Примечание: отверстие в соске сделайте раскаленной иглой. 9. Наденьте соску на бутылочку. 10.

Проверьте величину отверстия в соске и температуру смеси: перевернув бутылочку вниз соской и капнув несколько капель на кожу тыла кисти или внутренней поверхности предплечья. 11. Поставьте бутылочку на стол. 12.

Подготовьте ребенка к кормлению: – перепеленайте, – проведите туалет носа ватными жгутиками, – умойте ребенка ватными шариками, смочив их 0,02% р-ром фурацилина. Выполнение процедуры 13. Возьмите ребенка на левую руку, 14. Сядьте удобно на стул, 15. Положите пеленку на грудь ребенка, 16.

Возьмите бутылочку в правую руку снизу, приподняв ее под углом 45 градусов так, чтобы горлышко было постоянно заполнено смесью. 17. Ребенок должен плотно охватить соску губами Окончание процедуры. 18. Уберите соску изо рта ребенка, бутылочку поставьте на стол. 19.

Оботрите губы ребенка пеленкой: – подержите ребенка несколько минут вертикально для профилактики срыгивания – положите ребенка в кроватку на бочок. Инфекционный контроль: 1. Использованные соски замачивают на 2 часа в 1% р-ре соды или горчицы (50,0 на 10 л. воды) затем промывают под проточной водой , кипятят в кастрюле 10 минут, хранят в чистой, закрытой емкости, откуда берут их чистым пинцетом. 2. Бутылочки промыть проточной водой. Замочить на 2 часа в 1% р-ре соды или горчицы, затем промыть ершиком. Кипятить в течении 15 минут. Воду слить и хранить в кастрюле с закрытой крышкой. 3. Зонд замочить в 3% р-ре хлорамина на 60 минут.
4. Обработать руки на гигиеническом уровне.

Цель: Обеспечить ребенка необходимым количеством пищи при отсутствии сосательного и глотательного рефлексов.

Оснащение:

1) резиновые перчатки

2) косынка, маска

3) отмеренное необходимое количество молока на 1 кормле­ние, подогретое до t °+37°+38°С.

4) стерильный желудочный катетер

5) зажим

6) стерильный шприц 20 мл

7) лоток

8) электротсос или резиновая груша

1. Объяснить маме цель и ход прове­дения процедуры.

2. Подготовить оснащение.

3. Обработать руки гигиеническим способом, надеть косынку, маску и стерильные резиновые перчатки.

4. Уложить ребенка на бок с припод­нятым головным концом, зафиксиро­вать такое положение с помощью ва­лика.

5. Измерить глубину введения зонда — от мочки уха, до кончика носа, и от кончика носа, до мечевидного отрост­ка. Сделать метку.

6. Присоединить к зонду шприц и проверить его проходимость.

7. Удалить поршень из шприца, а катетер поместить между средним и указательным пальцами левой руки, слепым концом вверх.

8. Заполнить шприц на 1/3 грудном молоком и опуская слепой конец зон­да, заполнить молоком, до появления первой капли из слепого отверстия зонда.

9. Зажать катетер зажимом на расстоя­нии 5-8 см со стороны шприца.

10. Смочить конец катетера в молоке.

11. Вставить зонд в рот по средней ли­нии языка и ввести до метки. Не при­лагать усилий и следить нет ли одыш­ки, цианоза

12. Приподняв шприц, снять зажим и медленно ввести молоко в желудок.

13. Зажать катетер большим и указательным пальцем правой руки на рас­стоянии 2-3 см от ротовой полости и быстрым движением извлечь из же­лудка.

14. Положить ребенка на правый бок с приподнятым головным концом.

15. Снять перчатки, сбросить их в контейнер и вымыть руки. Ис­пользованный инструментарий помес­тить в дезраствор.

Когда малютка рождается раньше срока, все его органы и системы неразвиты, поэтому реабилитация занимает больше времени для адаптации к внеутробной жизни. Если питание малыша привычными способами невозможно из-за отсутствия или слабости сосательного либо глотательного рефлекса, ребенка кормят зондом. Разберем подробно, когда такой вид кормления показан, какова техника кормления и как перевести малыша на привычный вид питания.

Показания к кормлению недоношенных детей через зонд

Как правило, врачи принимают решение о способе кормления ребенка и необходимом ему объеме молока, исходя из срока рождения малыша, его массы тела и общего состояния. Кормление через зонд проводят у недоношенных детей, родившихся на сроке до 33-34 недели.

Такой вид кормления показан:

  • при глубокой и экстремальной незрелости, когда сосательный или глотательный рефлекс отсутствует;
  • при критических состояниях новорожденного после родов;
  • при аномальных патологиях носоглотки у малыша (заячья губа, волчья пасть и т.д.);
  • при низкой балльности по шкале Апгар.

Виды зондового кормления

Если зонд устанавливают для разового введения питания, такой вид кормления называют прерывистым. Обычно он применяется в первые сутки после рождения.

В случае, когда степень незрелости малыша высокая, зонд вводят на длительное время, молоко при этом поступает в желудок медленно. Такой вид кормления называется постоянным. Такая мера вскармливания позволяет маленькому организму адаптироваться к внеутробной жизни, исключить развитие тяжелых осложнений и даже предотвратить гибель малыша.

Техника кормления недоношенного ребенка через зонд

Кормление недоношенных младенцев через зонд требует навыков и соблюдения определенных правил. В первую очередь необходимо помнить о правилах асептики и антисептики, проще говоря, стерильности. Саму манипуляцию выполняет квалифицированный персонал: медицинская сестра или врач. Как правило, стерильный зонд может быть оставлен на 3 дня, затем он требует замены по необходимости.

Алгоритм кормления новорожденного через зонд сводится к следующему:

  • персонал моет руки, надевает перчатки;
  • младенцу проводят туалет лица;
  • высчитывают длину зонда от переносицы малыша до мечевидного отростка грудины;
  • стерильный зонд вводят через рот или нос (назофагальный зонд).

Итак, зонд введен. К нему подключается шприц с подогретым молоком или смесью до температуры 40°C. Количество питания рассчитывается предварительно согласно возрасту и массе тела новорожденного. Во избежание развития осложнений молоко вводится медленно, капельно. Во время кормления через зонд необходимо следить за состоянием ребенка.

Расчет объема молока для новорожденного при кормлении через зонд

При зондовом питании изначально рассчитывается минимальное количество молока, которое постепенно увеличивается. Для расчета нужного малышу количества молока используется «калорийный метод». Принцип расчета заключается в постепенном увеличении калорийности рациона на 10 ккал. в сутки на килограмм веса. Так, малыш должен получать следующее количество калорий в первые дни жизни:

1 день – 30ккал/кг;

2 день – 40 ккал/кг;

3 день – 50 ккал/кг;

4 день – 60 ккал/кг;

5 день – 70 ккал/кг;

6 день – 80 ккал/кг;

7 день – 90 ккал/кг.

На 10-14 день жизни энергетическая потребность младенца составляет 120-130 ккал/кг. в сутки.

Таким образом, для расчета суточной энергетической потребности малыша необходимо соответствующую калорийность умножить на массу ребенка, а для определения нужного количества пищи получившийся результат разделить на калорийность молока (70 ккал./100 мл. или 0,7 ккал/мл) либо соответствующей смеси.

Постепенно (со второго месяца жизни для детей, родившихся с массой более 1,5 кг. и с третьего месяца жизни и позже для детей, родившихся с массой менее 1,5 кг.) калорийность рациона крохи уменьшается каждый месяц на 5 ккал/кг. до тех пор, пока калорийность рациона не сравняется с нормами для доношенных детей, а именно 115 ккал/кг. Таким образом, уже через несколько месяцев калорийность рациона малыша, появившегося на свет раньше срока, не отличается от калорийности рациона доношенного ребенка. Узнайте подробнее о развитии недоношенных по месяцам.

Уход от зондового кормления: основные правила

Когда состояние малыша стабилизируется и он адаптируется к новой среде обитания, метод кормления меняется на привычный, однако осуществляется этот процесс строго под наблюдением врача.

При смене метода кормления учитываются следующие факторы:

  • появление у ребенка сосательного и глотательного рефлекса;
  • прибавка массы тела;
  • стабилизация всех жизненных параметров малыша;
  • отсутствие таких симптомов, как срыгивание, вздутие живота и т.д.

Для определения сосательного и глотательного рефлекса малышу предлагается бутылочка. Если кормление прошло удачно, естественное вскармливание не противопоказано, но помните, что грудное вскармливание недоношенных детей имеет свои особенности.

Мамочкам, у которых родился недоношенный малыш, в первые месяцы его жизни следует набраться терпения и оставаться спокойной, так как стресс может уменьшить лактацию, что крайне нежелательно для младенца. Грудное молоко является лучшим средством для быстрого восстановления ребенка и его адаптации.

«Каждая мама хочет для своего ребенка самого лучшего» — с этим утверждением мало кто может не согласиться.
И ведь это действительно так — стоит женщине узнать о том, что она находится в «интересном положении», так она сразу начинает подготовку к появлению малыша на свет.

Обычно это происходит следующим образом — будущая мама бороздит просторы интернета и торговых центров в поисках коляски, кроватки, постеленного белья, погремушек, сосок и других атрибутов младенца.

Женщина может мучиться выбором, например, бежевый конверт на выписку купить или нежно-розовый так, будто от этого зависит счастье ее малыша. От того, что за последние 100 лет общество в целом претерпело колоссальные изменения (и с ними изменения в сфере института семьи и в сфере взаимоотношений матери и ребенка) женщины в современном мире уже не могут воспитывать детей, полагаясь лишь на свою интуицию, как было ранее.

Наши мозги здорово промыты, и в них вложена куча стереотипов, обратно противоположных реальным нуждам ребенка. Если бы 200 лет назад любой женщине предложили кормить ребенка по часам, не приучать к рукам и класть спать отдельно от себя (желательно в отдельной комнате), она бы в ответ покрутила у виска, потому что те женщины видели живой пример воспитания многочисленных детей в своем окружении, основанный не на новомодных теориях, противоречащих друг другу, а на истинных потребностях маленького человека.

Для них было вполне очевидно, что для того, чтобы младенцу было максимально хорошо, ему нужна мама в неограниченном доступе, а не своя отдельная комната или дорогая ортодонтическая соска.

Лучшее, что может сделать любая мать, как для физического, так и психологического здоровья своего ребенка — это кормить его грудью по требованию и максимально носить на руках первый год его жизни, и далее по его желанию.

Но почему же тогда, скажете вы, почти все педиатры и старшее поколение советуют прямо противоположные вещи, пугая мам разными страшилками?

Все очень просто — так как мы все родом из Советского Союза, где господствовала такая система, в которой каждый человек — это прежде всего рабочая единица, а уже потом мать, жена и так далее по списку. И женщина должна была уже через 3 месяца после родов сдать ребенка в ясли и снова встать в строй на полный рабочий день.

Если бы она кормила своего малыша грудью, как ему того требуется и находилась с ним в тесном физическом и эмоциональном контакте, то она попросту не смогла бы выйти на работу к положенному сроку. Но так как общественные функции были превыше всего, то педиатры и давали такие рекомендации, следуя которым женщина не выбилась бы из коллектива.

Но сейчас, когда женщины имеют возможность сидеть в декрете минимум 1,5 года, не разлучаясь со своим малышом, рекомендации педиатров к сожалению остаются прежними. И ладно бы дело ограничивалось лишь врачами, но к молодой маме со всех сторон сыплются «вредные» советы от старшего поколения, которое растило своих детей по этой же системе, они не знают, что бывает и должно быть по-другому, а потому и убеждены в своей правоте.

Для бабушек кажется зверством отсутствие соски и бутылочки с водичкой, любой плач малыша они расшифровывают как явный признак того, что ребенку не хватает молока, и ему нужна смесь, а кормление по требованию и частое качание на руках приводит в ужас, так как считается, что это разбалует малыша и сделает его недисциплинированным.

Я призываю каждую маму отбросить весь этот стращающий поток информации, которая давит вам на психику, и прислушаться к своей интуиции, которая, возможно, тихо дремлет под натиском советчиков.

Когда ваш малыш начинает истошно кричать, успокаиваясь лишь у вас на руках, неужели вы думаете, что это проявление его капризов и желание подчинить вас себе, дабы поработить и сделать вашу жизнь в дальнейшем невыносимой?

Новорожденные дети не умеют капризничать и манипулировать, у них нет стремления подчинять себе волю других ( в отличие от взрослых), их крики свидетельствуют лишь о неудовлетворенных потребностях в еде, сне, тепле, чистоте и физическом контакте с матерью, и все эти потребности одинаково важны и нуждаются в удовлетворении.


По одним из последних научных исследований уровень смертности детей, рожденных раньше срока, гораздо ниже, если при выхаживании они кормились грудью, а не через зонд/катетер и их много носили на себе матери при контакте кожа к коже. Такие дети намного лучше адаптируются к новым для себя условиям окружающей среды и начинают быстрее набирать вес. Только подумайте, какие чудеса может творить материнское тепло в прямом смысле этого слова!

Конечно, можно приучить ребенка быть удобным и «хорошим» — не орать, лежать себе в кроватке и смотреть на модуль, самому засыпать и просыпаться — именно так и растут брошенные дети в детских домах, где их берут на руки лишь для того, чтобы сменить подгузник и вставить в рот бутылку со смесью, но это уже дрессура, а не родительство.

Если на женщину не будет оказываться давление со стороны общества и ее мозги не будут засорены губительными для детской психики теориями доктора Спока и ему подобными, то, услышав плач своего дитя, она инстинктивно непременно устремится к нему, чтобы поскорее взять его на руки и утешить.
Это «неприучание к рукам» не что иное как дрессировка ребенка и слом его характера, его эго. Малыш перестает проситься на руки к матери не потому, что осознал, что был неправ, и теперь решил вести себя хорошо и не докучать матери, а потому, что потерял веру в безусловную материнскую любовь, в то, что когда мама ему нужна, она обязательно будет с ним рядом.

Наивно полагать, что эти трансформации в психике ребенка никак не отразятся на детско-родительских отношениях в будущем. Когда наступают сложный подростковый период, многие родители жалуются на то, что дети становятся неуправляемые, и вот тут бы им очень пригодилась прочная эмоциональная связь со своим ребенком.

Человек, если он не может удовлетворить какую-то свою потребность естественным путем, обязательно будет искать возможность удовлетворить ее альтернативным способом — так, например, дети, которых «не приучили к рукам» часто используют самоукачивание для успокоения: становятся на четвереньки и раскачиваются взад-вперед подобно маятнику, и выглядит это, на мой взгляд, немного жутковато.

В более старшем возрасте люди также ищут способы компенсировать ту нехватку контакта с матерью и ее безусловную любовь разными способами. Жан Ледлофф в своей книге «Как воспитать ребенка счастливым: принцип преемственности» подробно описывает всю важность ручного периода в становлении личности и проводит очень четкие причинно-следственные связи между такими явлениями как алкоголизм, наркомания, клептомания страсть к азартным играм и экстриму, патологическое стремление к травмирующим отношениям и недополученным физическим контактом с матерью в возрасте до года.

Люди, тяготеющие к вышеперечисленным вещам, пытаются обрести счастье, не имея его в абсолюте внутри себя самого, часто бессознательно ходят по краю, проверяя на прочность себя и чувства своих близких, либо совершают немыслимые поступки в надежде завоевать чью-то любовь (транслируя таким образом недополученную любовь матери, которая по идее должна была быть безусловной, то есть прилагаться к ребенку только лишь за факт его существования, каким бы он ни был).

Дело в том, что маленький ребенок в первые месяцы своей жизни никаким другим способом кроме постоянного ощущения физического контакта и телесных прикосновений не способен понять и ощутить любовь матери по отношению к себе. Ни наличие дорогущей одежды, игрушек и других сопутствующих младенцу товаров не дают ему представления о том, что его любят.

Родители, скупающие все это на последние деньги, вы делаете это только для себя, потому что ребенку абсолютно без разницы — одеты на нем поношенные ползунки соседского мальчика или ползунки из последней коллекции самого дорогого бренда. Но ничто так не необходимо ему после прихода из внутриутробного мира в эту жизнь, как молоко матери и ее постоянное присутствие.

Уделив это внимание своему малышу в первые годы жизни, вы сделаете самую удачную инвестицию в свои с ним будущие взаимоотношения и в формирование его картины мира.
Марьям Гаджиева, консультант по грудному вскармливанию

Задать свои вопросы и подробнее познакомиться с принципами грудного вскармливания и «естественного родительства» можно будет 26 апреля 16.00 на семинаре в Образовательном центре «Медина»

Москва, метро Тульская ул. Дубининская, 71, стр 11

Вход на семинар по записи.
+ 7 (495) 787-33-07
+ 7 (967) 070-23-37

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *