Когда учить ребенка читать?

Вопрос времени начала обучению чтению волнует родителей чуть ли не с рождения малыша. Он становится более актуальным, когда ребенок осваивает речь. Но прежде, чем бежать за букварем в книжный магазин, стоит задать себе несколько вопросов.

Первый вопрос: Почему именно сейчас я хочу научить ребенка читать? Вот типичные ответы родителей:

  • Ребенка надо учить всему по максимуму, чтобы он вырос интересным человеком.
  • Нужно использовать время с умом.
  • Естественная тяга ребенка к познанию мира должна использоваться, ведь знания впитываются им как губка.
  • В школе будет проще, если ребенок будет уже читать.
  • При раннем развитии обучение чтению является обязательным условием.

Второй вопрос: какова практическая польза для ребенка от обучения чтению?

Обучение чтению требует огромных затрат времени и сил. Если навык в дальнейшем не будет подкрепляться, то зачем тогда расходовать энергию. Складывание букв и слогов в слова не является полноценным чтением, ведь смысл прочитанного нужно понимать и осознавать.

Если у ребенка накопилось достаточно много житейского опыта, то он сумеет понять смысл прочитанных слов, ведь они будут иметь для него значение.

Под чтением следует понимать одновременно результат и процесс, что включает в себя:

  • Словарный запас.
  • Особенности личности ребенка.
  • Эмоциональное, мыслительное и чувственное развитие.
  • Отношения с родителями.
  • Образ самого себя.
  • Детское отношение к книгам.

У каждого ребенка процесс чтения (обучение) и результат (понятие прочитанного) происходит по-разному, поэтому не следует искать какие-то нормы. У каждого свой темп развития, и это нормально.

Как узнать о готовности ребенка к чтению?

Для адекватной оценки готовности ребенка читать следует составить представление об уровне развития ряда умений и познавательных процессов. Предлагаем вам ответить на вопросы. Если большинство ответов будет положительным, то можно приступать к обучению вне зависимости от возраста ребенка.

Познавательное развитие:

  • Называет ли ребенок почти все буквы алфавита?
  • Умеет ли ребенок ориентироваться в пространстве, знает ли, где находится лево/право, середина/края и пр.
  • Способен ли ребенок догадаться о концовке несложной истории?
  • Понимает ли ребенок простую классификацию, например, вещи, которые катятся и не катятся.
  • Способен ли ребенок к удержанию в памяти и выполнению трех указаний взрослого?

Жизненный опыт

  • Сумеет ли ребенок объяснить назначение холодильника, пылесоса, телефона?
  • Бывает ли ребенок с взрослыми в магазине, музеях, зоопарке, театрах?
  • Посещает ли ребенок библиотеки, книжные магазины?

Языковое развитие

  • Читаете ли вы регулярно книги и рассказываете ли вы истории ребенку?
  • Способен ли ребенок к правильному и точному названию окружающих его предметов?
  • Обладает ли он способностью участвовать в общем разговоре, домашних спектаклях?
  • Легко ли он отвечает на вопросы взрослых?
  • Насколько он владеет правилами грамматики?
  • Четко ли он выговаривает слова?
  • Правильно ли он употребляет предлоги (под, над, около)?

Эмоциональное развитие и общение

  • Умеет ли ребенок соблюдать очередность?
  • Насколько он легко переключается при изменениях в установленном режиме?
  • Бодр и весел ребенок дома и в гостях?
  • Выполняет ли он задания самостоятельно, соревнуется ли при выполнении заданий с другими детьми?
  • Умеет ли слушать других, не перебивая?

Физическое развитие

  • Сидит ли спокойно ребенок в течение 10 минут?
  • Выглядит ли ребенок сытым, увлеченным, отдохнувшим и здоровым?
  • Насколько скоординированы и развиты у него моторные навыки, к которым относятся спуск/подъем по лестнице, игра с мячом, прыжки?

Зрительные способности

  • Способен ли ребенок к различению букв и коротких слов по написанию (например, кот/год, в/ф)?
  • Развита ли у него способность к идентификации похожих и непохожих предметов?
  • Знает ли ребенок, как пишется его имя и несколько коротких названий предметов?
  • Умеет ли ребенок запоминать картинки?
  • Умеет ли он раскладывать по порядку серию картинок?
  • Способен ли он складывать пазлы из 8-12 частей?
  • Умеет ли он прослеживать связи и формулировать основную мысль на знакомые темы?

Слуховые способности

  • Умеет ли ребенок рифмовать слова?
  • Повторяет ли он буквы и цифры за взрослыми?
  • Способен ли к повторению сразу нескольких слов/цифр?
  • Может ли он рассказать историю, которую только что услышал, с сохранением главной мысли и последовательности действий?

Отношение к книгам

  • Любит ли ребенок сам листать книги?
  • Спрашивает ли он о печатных знаках, словах?
  • Нравится ли ему слушать чтение вслух?

Почему возникают сложности с обучением чтению: как их преодолеть?

Каждому родителю хочется, чтобы ребенок читал бегло, понимая смысл содержимого. Но порой этого не происходит даже ко второму классу. Почему?

В состав навыка чтения входят скорость чтение, которая состоит из темпа, количества слов в минуту, плавности, пауз, способа чтения (слогового, по словам). Сначала ребенок читает по слогам, потом учиться произношению коротких слов целиком, затем – практически всему слову слитно, а потом – слитному чтению целого слова и группы слов. На осознание прочитанного оказывает воздействие круг интересов, уровень развития речи, запас знаний, наблюдательность.

Сложности в овладении навыком чтения объясняются:

  • Низким уровнем развития памяти и внимания.
  • Небольшим полем зрения.
  • Нарушенной артикуляцией.
  • Недостатком речевого развития, бедным словарным запасом, недоразвитостью фонематического слуха.
  • Нарушением пространственного восприятия.

Для преодоления нарушений рекомендуется выполнять специальные упражнения, которые помогут научиться читать бегло и осознанно.

Тренировка артикуляции

При недостаточной подвижности артикуляционного аппарата наблюдается рассогласованность в работе губ, языка и нижней челюсти. Для решения проблемы используется артикуляционная гимнастика, произношение скороговорок и чистоговорок.

Расширение поля зрения

Чем поле зрения шире, тем более высокой становится скорость чтения. Рекомендуется находить на стене точку, смотреть на нее и рассказывать, какие предметы есть по бокам от нее.

Развитие памяти и внимания

Можно воспользоваться упражнениями в виде лабиринтов, перепутавшихся линий. Попробуйте игры со спичками, запоминание картинок и т.п.

Развитие речи и слуха

Рекомендуется развивать словарный запас, побольше читать вслух, предлагать пересказывать тексты, составлять последовательные рассказы. Особое внимание следует уделять развитию фонематического слуха, например, при звуке «Д» ребенок должен хлопать в ладоши.

Отлично работают графические диктанты, когда нужно двигаться по заданной траектории.

Очень важным в процессе обучения является выражение похвалы и поощрения. Каждое занятия для ребенка должно быть интересным, проводиться в виде игры. Это будет способствовать развитию ситуации успеха, что положительно скажется на результатах обучения.

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога! С вами — психолог Ирина Иванова. Уверена, что вы все знаете про современную тенденцию раннего развития малышей.

Может быть, и среди ваших знакомых или коллег по работе есть мамочки, наперебой обсуждающие, в какой развивающий центр или школу раннего развития они водят своего кроху, когда учить ребенка читать (писать, считать, отличать круг от квадрата и т.д.), и не поздно ли начинать это обучение в 3-4 года.

Учитываем возрастные особенности

Кто-то занимается ранним развитием своего ребенка, потому что это престижно, но большинство мам, наслышанные о трудностях обучения в начальной школе, хотят облегчить своему малышу адаптацию к школьной жизни. К сожалению, при раннем обучении чтению не учитывается мнение психологов, а они все, как один аргументировано возражают против такой эскалации естественных процессов.

И сейчас, и 50-100 лет назад, возможности психики маленьких детей нисколько не изменились. Естественный процесс развития здорового ребенка невозможно ни ускорить, ни остановить. Его нервная система запрограммирована генетически на определенные стадии созревания структур головного мозга. Например, до 5-6 лет малыш не способен усваивать абстрактные образы.

Он оперирует только конкретными категориями, теми понятиями, которые он видит сейчас, или тем, что видел, слышал, ощущал в течение своей маленькой жизни. У него стадия наглядно-образного мышления, и никакими «волшебными» методиками не изменить эту закономерность.

Понять в 3-4 года, что такое «звук», «буква», «слово», «слог», ребенок просто не в состоянии. Да, возможно, он сможет сложить буквы в слог, если сможет механически запомнить их написание. Но прочесть простенькое предложение до конца и понять, о чем в нем говорится, сможет едва ли один трехлетний малыш из ста. Он просто забудет его начало, еще не дойдя до точки.

И второй, не менее важный аспект: ранний и средний дошкольный возраст – время Игры с большой буквы. Именно в игре крепче всего можно усвоить и знания, и умения, и способность к эмоциональному познанию мира. Не умея понять чувства других, не умея выразить свои эмоции, малыш останется «моральным инвалидом», как бы жестоко это не звучало.

Настоящая беда всех вундеркиндов – неумение налаживать контакты с окружающими, неумение определять свое место в социуме. Депрессии, расстройства психики, неврозы, неадекватные реакции на обычные ситуации, приверженность к вредным привычкам – вот цена, которую приходится платить ребенку в будущем за амбиции взрослых.

Это мнение исследователей проблематики раннего развития: известного психоневролога профессора В. Гарбузова, немецкого ученого доктора Х. фон Коля и многих других авторитетных специалистов.

А как правильно?

Главное, что нужно определить для себя родителям, решившим научить своего ребенка читать, хочет ли он этого сам? Невозможно осчастливить из-под палки, в основе всех событий и поступков, даже самых маленьких, лежит стимул. Обычно, желание читать, знакомиться с буквами появляется к 6-7, реже к 5 годам. Это и есть сенситивный (наиболее благоприятный) период для начала обучения чтению.

Лучше всего, если и родители малыша любят чтение, и регулярно читают своему ребенку лучшие произведения детской литературы. Культ хорошей книги передастся и подрастающему читателю, ведь он так хочет походить на маму или папу.

Для непроизвольного запоминания букв надо повесить возле детской кроватки детскую азбуку. Ложась спать, малыш будет видеть буквы и быстрее их запоминать. Выбирайте эту азбуку тщательно. Часто можно видеть, как, например, букву «О» сопровождает изображение Ачков (очков), или Абезьяны (обезьяны).

С чего начинается обучение чтению? Вы думаете со сложения букв в слоги и слова? Отнюдь, чтение по слогам – далеко не первый этап. Гораздо важнее научить ребенка на слух выделять звук из слова или слога, делить слова на слоги, уметь находить первый и последний звук, придумывать слова на заданный звук.

Именно с этого подготовительного этапа берет начало осмысленное чтение и безупречное письмо. Таким упражнениям в игровой и соревновательной форме можно уделять всего 5-15 минуток в день, а польза от такой подготовки будет огромная.

Читайте также опыт мамы, практивовавшей методику обучения чтения Глена Домана.

Всего вам доброго, дорогие друзья! Если вам было интересно, поделитесь статьей со своими друзьями. Подписывайтесь на обновления моего блога, дальше будет еще интереснее!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *