Каллиграфия при родах

Содержание

Что означают врачебные термины, используемые во время родов.

При поступлении в родильный дом на роды любая женщина испытывает стресс, связанный со сменой домашней обстановки на больничную, и ощущает страх перед неизвестностью. А непонятные медицинские термины усиливают тревожность. Знание этих терминов позволит будущей маме чувствовать себя более комфортно.

Начало родов

При поступлении в роддом, а потом еще несколько раз во время родов доктор скажет: «Сейчас проведем влагалищное исследование» или: «Посмотрим, как там шейка, как продвигается малыш». Речь идет о внутреннем акушерском исследовании, которое позволяет определить состояние родовых путей, наблюдать за динамикой раскрытия шейки матки во время родов, механизм вставления и продвижения предлежащей части плода (головка, ягодицы). Первичный осмотр при поступлении роженицы в родильный дом проводится на гинекологическом кресле, а в процессе родов — на родовой кровати. Частота влагалищных исследований зависит от особенностей течения родов. При физиологическом (нормальном) течении родов их проводят не чаще чем через 4 часа, а при возникновении показаний (излитие околоплодных вод, изменение характера схваток, появлении кровянистых выделений, изменение сердцебиения плода) — по мере необходимости.

При влагалищном исследовании определяют форму шейки матки, ее величину, консистенцию, степень зрелости; состояние наружного отверстия шейки матки, краев зева и степень его раскрытия, измеряют один из размеров таза — диагональную конъюгату — между нижней частью лобка и выступающим в полость малого таза мысом крестца. Затем проводят осмотр шейки матки в зеркалах, однако делают это не всегда, а лишь когда имеется кровотечение и нужно исключить шейку матки как источник этого кровотечения (это может быть при обширных эрозиях, кистах шейки матки, варикозном расширении вен влагалища).

Если влагалищное исследование проводится накануне или в самом начале родов, то врач говорит о том, что шейка матки зрелая или, наоборот, незрелая, синонимы — готова — не готова к родам.

Зрелость шейки матки определяют по специальной шкале (шкала Бишопа), учитывают выраженность четырех признаков:

  1. Консистенция шейки матки (для родов благоприятной является мягкая шейка):
  • плотная — 0 баллов;
  • размягчена, но в области внутреннего зева уплотнена — 1 балл;
  • мягкая — 2 балла.
  • Длина шейки матки (до родов длина шейки матки составляет более 2 см, перед родами шейка укорачивается до 1 см и менее):
    • больше 2 см — 0 баллов;
    • 1-2 см — 1 балл;
    • меньше 1см, сглажена — 2 балла.
  • Проходимость цервикального канала (перед родами шейка матки должна быть свободно проходима для одного или двух пальцев):
    • наружный зев закрыт, пропускает кончик пальца — 0 баллов;
    • канал шейки пропускает один палец, но определяется уплотнение в области внутреннего зева — 1 балл;
    • больше одного пальца, при сглаженной шейке больше 2 см — 2 балла.
  • Расположение шейки матки по отношению к проводной оси таза (перед родами шейка матки должна быть расположена в центре малого таза):
    • кзади — 0 баллов;
    • кпереди — 1 балл;
    • срединное — 2 балла.

    Каждый признак оценивается от 0 до 2 баллов.

    Оценка: 0-2 — незрелая шейка, 3-4 — недостаточно зрелая, 5-6 — зрелая.

    Открытие шейки матки врач определяет во время влагалищного исследования. Величину раскрытия маточного зева измеряют в сантиметрах. Полное открытие соответствует 10 см. Иногда можно слышать выражение «открытие шейки матки 2-3 пальца». Действительно, старые акушеры измеряли открытие в пальцах. Один акушерский палец условно равен 1,5-2 см. Однако толщина пальцев у всех разная, поэтому измерение в сантиметрах точнее и объективнее.

    Во время влагалищного исследования доктор также делает заключение о состоянии плодного пузыря и околоплодных вод. Тогда женщина может услышать термин «плоский плодный пузырь» — ситуация, при которой перед головкой плода мало околоплодных вод. В норме во время каждой схватки повышение внутриматочного давления передается на плодное яйцо (плодные оболочки, околоплодные воды и плод). Околоплодные воды под влиянием внутриматочного давления перемещаются вниз, к выходу из матки, в результате чего плодный пузырь в виде клина выпячивается в канал шейки матки и способствует ее раскрытию. Мало вод перед головкой бывает из-за мало- или многоводия, наличия крупного плода, слабости родовой деятельности. В этом случае он не выполняет функцию клина и тормозит раскрытие шейки матки, доктор говорит о том, что такой пузырь нужно вскрыть, или провести амниотомию.

    Еще один термин, связанный с плодным пузырем, — это «высокий боковой разрыв плодного пузыря» — ситуация, при которой плодный пузырь разрывается не в нижнем своем полюсе, а значительно выше, плотно обхватывает и держит головку плода, препятствуя ее опусканию и продвижению в полость малого таза, а околоплодные воды изливаются небольшими порциями или по каплям. В этом случае акушер проводит инструментальное разведение оболочек, то есть отверстие в плодном пузыре уже есть, но околоплодные оболочки необходимо развести.

    После того как воды излились, врач оценивает их характер. «Воды хорошие, светлые, нормальные» — так скажет доктор, если воды прозрачные или с небольшим желтоватым оттенком, без неприятного запаха. Хуже, если врач произнесет: «зеленые воды»; мутные, зеленого или бурого цвета воды, имеющие неприятный запах, могут свидетельствовать о гипоксии (внутриутробном кислородном голодании плода). При развитии гипоксии плода одним из ранних ее признаков является попадание мекония (первородного кала) в околоплодные воды. Это происходит в результате расслабления сфинктера прямой кишки плода на фоне кислородного голодания. Сначала в водах появляются комочки мекония в виде взвеси, а затем воды окрашиваются в зеленый цвет. Интенсивность окраски вод (от зеленого до грязно-коричневого) зависит от степени выраженности и длительности гипоксического состояния у плода.

    Состояние плода

    Во время родов будущая мама обычно очень пристально прислушивается к тому, что говорят о состоянии малыша. Выслушивая сердцебиение плода, врач обращает внимание на ритм, частоту сердцебиения, ясность тонов, наличие или отсутствие шумов. В норме частота сердечных сокращений составляет 120-160 ударов в минуту, тоны ритмичные, ясные, посторонние шумы отсутствуют. У полных женщин ясность тонов снижается за счет толщины брюшной стенки (приглушенное сердцебиение). Врач может оценить сердцебиение как «ритмичное, ясное», или «приглушенное, ритмичное», или «аритмичное, глухое». Наличие шума при аускультации может быть при обвитии пуповины вокруг шеи и туловища плода, наличии узлов пуповины, гипоксии плода, плацентарной недостаточности. На ясность тонов влияет толщина брюшной стенки, степень выраженности подкожного жира, расположение плаценты на передней стенке матки, наличие миоматозных узлов, многоводие. При первичном осмотре врач пользуется обычным акушерским стетоскопом, однако для уточнения состояния плода, а также для динамического наблюдения во время родов требуется более детальное исследование при помощи кардиотокографии (КТГ). Современные кардиомониторы основаны на принципе Допплера, использование которого позволяет регистрировать изменение интервалов между отдельными циклами сердечной деятельности плода, они отображаются в виде звукового и светового сигналов и графического изображения на мониторе кардиотокографа. Для этого наружный датчик помещают на передней брюшной стенке женщины в точке наилучшей слышимости сердечных тонов плода. Второй датчик располагает¬ся в области правого угла матки (угол матки находится в верхней ее части в месте отхождения маточной трубы). Этот датчик регистрирует тонус матки, частоту и силу схваток в родах. Информация о сердечной и родовой деятельности сразу отражается на мониторе в виде двух кривых соответственно.

    Частота влагалищных исследований зависит от особенностей течения родов.

    Для диагностического применения разработана специальная шкала, по которой в балльной системе оцениваются все вышеперечисленные показатели. Нередко врачи говорят об «оценке по Фишеру», т. е. оценке по шкале, разработанной W. Fisher. Оценка 8-10 баллов характеризует хорошее состояние плода, 6-7 баллов — имеются начальные признаки кислородного голодания плода — гипоксии (компенсированное состояние). В этом случае плод испытывает небольшой дефицит питательных веществ и кислорода, но при своевременном лечении и адекватном методе родоразрешения прогноз для малыша благоприятный. Менее 6 баллов — тяжелое (декомпенсированное) состояние плода, которое требует экстренного родоразрешения в связи с угрозой внутриутробной гибели плода.

    Как идут роды?

    После отхождения вод и вставления головки для оценки соответствия размеров головки плода тазу матери в родах врач обязательно проверяет признак Вастена и о результатах может сообщить будущей маме. Женщина лежит на спине. Одну ладонь врач кладет на поверхность лонного сочленения, другую — на область предлежащей головки. При соответствии размеров таза роженицы и головки плода передняя поверхность головки расположена ниже плоскости симфиза (лонного сочленения), т. е. головка заходит под лонную кость (признак Вастена отрицательный). Если передняя поверхность головки находится на одном уровне с симфизом (признак Вастена вровень), существует небольшое несоответствие размеров. При несоответствии размеров таза роженицы и головки плода передняя поверхность головки находится выше плоскости симфиза (признак Вастена положительный). Отрицательный признак Вастена говорит о хорошем соответствии размеров головки и таза женщины. При втором варианте возможен благоприятный исход родов через естественные родовые пути при соблюдении некоторых условий:

    • хорошая родовая деятельность;
    • средние размеры плода;
    • отсутствие признаков перенашивания;
    • хорошее состояние плода во время родов;
    • наличие светлых вод;
    • хорошая конфигурации головки и правильное ее вставление при прохождении полости таза.

    Положительный признак свидетельствует о том, что таз матери является препятствием для прохождения плода и естественные роды в данном случае невозможны.

    Во время влагалищного исследования доктор оценивает, как расположена головка плода. Если все идет хорошо, то, скорее всего, на этот счет вы ничего не услышите из уст врача, если он захочет подчеркнуть, что все нормально, то скажет, что предлежание плода затылочное. В норме головка плода опускается в полость малого таза в состоянии сгибания, т. е. подбородок малыша прижат к грудине, впереди идущая по родовым путям точка — затылок плода. В этом случае она проходит все плоскости таза своей наименьшей окружностью достаточно легко. Существуют неправильные виды головного предлежания, когда головка разогнута и в полость таза первыми вступают либо лоб, либо личико плода. Эти виды головного предлежания так и называются — лобное и лицевое. В этих случаях роды нередко заканчиваются операцией кесарева сечения с целью снижения травматизма плода и матери. Но при небольшой степени разгибания головки, хорошей родовой деятельности, небольших размерах плода возможно естественное родоразрешение.

    Женщина может слышать выражения «передний вид», «задний вид». Не стоит беспокоиться. При головном предлежании это означает, что при переднем виде затылок плода обращен к передней стенке матки, а при заднем — кзади. Оба варианта являются нормальными, но в последнем случае потуги длятся дольше.

    После влагалищного наружного исследования доктор может сказать о том, как продвигается головка по родовым путям.

    Головка прижата к входу в малый таз. За две недели до начала родов у первородящих женщин головка плода начинает опускаться и прижиматься к входу в малый таз. Благодаря этому усиливается давление на нижний сегмент и шейку матки, что способствует созреванию последней. У повторнородящих головка опускается за 1-3 дня или даже за несколько часов до начала родов.

    Головка малым сегментом во входе в малый таз. При этой акушерской ситуации головка неподвижна, наибольшая ее часть расположена выше плоскости входа в малый таз, она еще прощупывается через переднюю брюшную стенку. Это бывает в первом периоде родов — во время схваток.

    Головка большим сегментом во входе в малый таз. В этом случае она находится большой своей окружностью в плоскости входа в малый таз, через переднюю брюшную стенку почти не прощупывается, зато при влагалищном исследовании врач хорошо определяет ее, а также все швы и роднички. Так головка располагается в конце первого периода родов перед началом потуг.

    Головка в полости малого таза — при наружном исследовании не определяется, при влагалищном исследовании врач видит, что она заполняет всю полость малого таза. Эта акушерская ситуация наблюдается в потужном периоде.

    Рождение малыша

    С каждой потугой головка постепенно проходит полость таза и начинает показываться из половой щели, врачи называют это врезыванием — головка показывается из половой щели только во время потуги и прорезыванием головки (головка постоянно видна в половой щели). Значит, малыш скоро родится. При угрозе разрыва промежности акушеры нередко прибегают к рассечению промежности — тогда предупреждают, что сделают перинеотомию или эпизиотомию. Эта вынужденная мера позволяет предотвратить травмы у мамы и малыша. Операцией перинеотомии называется рассечение промежности по направлению от задней спайки промежности к сфинктеру прямой кишки. Таким образом, разрез проходит по срединной линии промежности. При эпизиотомии разрез проводится с одной стороны, через большую половую губу (под углом 45° от срединной линии).

    Сразу после рождения малышу при помощи резинового баллончика отсасывают слизь из носа и рта, для того чтобы она не попала в легкие при первом его вдохе. Оценка состояния новорожденного ребенка проводится по шкале Апгар на 1-й и 5-й минутах. Учитываются следующие признаки: сердцебиение, дыхание, окраска кожи, рефлексы, тонус мышц. Определяется выраженность каждого из пяти признаков в баллах от 0 до 2. Если сумма баллов по всем признакам от 7 до 10, то состояние новорожденного удовлетворительное, 4-6 баллов — состояние средней тяжести, 1-3 балла — тяжелое.

    После рождения ребенка акушер-гинеколог следит за признаками отделения плаценты. «Отделилась, рожаем послед» — так скажет врач, если при нажатии ребром ладони над лоном пуповина не втягивается внутрь, если зажим, ранее наложенный на пуповину около половой щели, немного опустился.

    Конечно, во время родов и потом, после рождения малыша, вам придется столкнуться с большим количеством новых слов и понятий. И чем больше вы узнаете о них из достоверных источников, тем надежнее избавите себя от необоснованных страхов.

    Если вы хотите научиться каллиграфии, но не знаете, с чего начать, то эта статья именно для вас. В ней вы узнаете какие принадлежности вам понадобятся, как правильно держать ручку, немного трюков и как нужно практиковаться. Поверьте, вы быстро станете профессионалом!

    Каждый может научиться каллиграфии. Даже если вы думаете, что ваш почерк отвратителен, найдется тот человек, который захочет, чтобы именно вы подписали свадебные приглашения перьевой ручкой. Особенно людям нравится современная каллиграфия, потому что она откровенно игнорирует традиционные правила и подчеркивает индивидуальность.

    Прежде всего вам нужно обучиться искусственной каллиграфии.

    «Поддельная каллиграфия” – это отличный курсив, с помощью которого вы сможете научиться использовать перьевую ручку. Хотя, честно говоря, технически она не «поддельная”. Это все еще каллиграфия, просто для нее не нужна перьевая ручка. Неважно, опытный ли вы каллиграф или только начинаете, поддельная каллиграфия – это очень важная техника, с помощью которой вы научитесь писать на любой поверхности.

    Этот тип каллиграфии забирает больше времени, чем каллиграфия с помощью перьевой ручки. Однако, если вам нужно написать простую фразу, то эта техника покажется вам веселой и вам понравится отличный результат, которого можно с ее помощью добиться.

    Итак, сначала напишите вашу фразу в простом курсиве. Не волнуйтесь, если вы пишите не так, как показано на образце ниже – просто напишите настолько хорошо, насколько можете. Эта техника работает практически со всеми соединенными буквами.

    Затем вам нужно нарисовать линии, чтобы обозначить утолщения. Они появляются, когда ваша рука двигается вниз, чтобы создать часть буквы. К примеру, в букве «а” первая кривая слева – это утолщение, затем вы ведете перо вправо и снова вниз, чтобы обозначить правую ногу буквы «а”, и там появляется еще одно утолщение.

    Когда вы обозначили все утолщения, просто заполните пустые пространства.

    Готово!

    Поддельная каллиграфия – это веселый и простой способ понять каллиграфию. Кстати, зачастую люди не могут отличить поддельную каллиграфию от настоящей.

    Теперь, когда вы попрактиковались в поддельной каллиграфии, вы можете двигаться дальше и приобрести прямой держатель пера.

    Новичкам лучше пользоваться пластиковым или корковым держателем, так будет рентабельнее.

    Затем вам понадобятся перья.

    Это три пера, которые лучше всего подходят новичкам:

    • перо Brause Steno
    • перо Brause Rose
    • перо Brause Extra Fine 66

    Когда вы приобрели и перо, вы захотите вставить его в держатель.

    Вам нужно будет аккуратно сделать клин, как показано на фото выше, который будет расположен между внешним металлическим кругом и лепестками, что внутри. Вам кажется, что перо должно располагаться посредине, но это не так.

    Всегда держите перо за его середину и избегайте зубчиков, потому что они острые и могут вас поранить…равно как и вы можете погнуть их, если вы нечаянно сожмете их сильнее, чем нужно.

    Затем выберите бумагу.

    Можете использовать бумагу для набросков или же любую бумагу, которая подходит для каллиграфии своим качеством впитывания чернил. Если бумага впитывает слишком много, тогда у вас вокруг букв будет получаться чернильная паутинка.

    Также вам понадобятся чернила

    Для новичков лучше всего подойдут чернила Speedball India или чернило Sumi. Многие пробуют использовать Higgins, но они дают тот ужасный эффект паутинки, о котором говорилось выше.

    Последнее, что вам нужно сделать – это приготовить воду для промывания пера. Его вы должны очищать каждые пару минут.

    Теперь вы готовы научиться держать перо! Для создания современной каллиграфии можно держать перо, как и обычную ручку. Только перьевую ручку нужно держать крепче. Держите ее большим и указательным пальцем, средний палец используйте для поддержки и более крепкого захвата, а безымянный и мизинец – как опору.

    Теперь вы готовы писать! Погрузите ваше перо в чернила до средины скважины (скважина – это то отверстие посредине вашего пера).

    Самое главное отличие перьевой и обычной ручек заключается в том, что перо должно скользить по бумаге, на него не нужно давить так, как вы делаете это с обычной ручкой. Иначе перо зацепится за бумагу и у вас получатся чернильные брызги. Посмотрите это небольшое видео, которое вам покажет, как нужно держать перьевую ручку и обращаться с чернилами.

    Как новичок, вы можете попасть в ситуацию, в которой чернила откажутся переходить с пера на бумагу. Существует простой трюк, который поможет уговорить его сделать это: просто «поцелуйте” верхушкой пера воду и попробуйте снова. Чернила теперь должны вести себя просто прекрасно!

    Если же чернила старые и забивают перо, поболтайте им в воде несколько секунд, а затем вытрите его мягкой тканью, которая не оставляет ниточек за собой.

    Этой статьей мы открываем цикл статей о каллиграфии! В скором времени мы будем публиковать различные техники и уроки, так что следите за обновлениями и становитесь настоящим профессионалом в искусстве каллиграфии.

    О каллиграфии

    Нет статуса

    Денисова Елена
    Тема: Свободная тема
    Опубликовано: 2019-11-08 14:55:38
    Автор не возражает против аналитического разбора и критики в рецензиях.

    Куда исчезла каллиграфия?
    Мы разучились все писать.
    Пора, пора чистописание
    скорее в школы возвращать!
    Писать красиво — это магия,
    ложится строк изящный строй.
    Как вид строки красивой радует!
    Приносит счастье и покой…
    Мы первоклашками старательно
    учились пёрышком водить.
    Учителя доброжелательно
    старались навык нам привить.
    С пера частенько кляксы падали
    и ”украшали” нам тетрадь.
    С читописанием не ладили,
    но заставляли нас писать.
    Мы огорчались, ныли, плакали:
    не становились буквы в строй.
    Но постепенно все каракули
    ложились ровненькой строкой.
    И буква каждая — красавица,
    где тоненько, а где — нажим…
    Сейчас никто не хочет париться —
    к клавиатуре мы бежим.
    Не даром древними доказано:
    писать красиво — дар богов.
    Чтоб пробудить все тайны разума,
    исправить почерк будь готов!

    История cоздания стихотворения:

    В своей статье «Каллиграфия и здоровье» доцент Пекинского
    института графической коммуникации Юань Пу рассказывает о
    влиянии каллиграфии на мозговую активность в целом и даже на
    продолжительность жизни. Считается, что из всех видов
    произвольных действий акт письма – наиболее сложный и
    трудоемкий. Положение пальцев, ладони и запястья для
    правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в
    воздухе при письме, движения пером, – все это не только тренирует
    мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела: пальцы, плечи,
    спину и ноги. Каллиграфические упражнения по своей сути
    напоминают гимнастику цигун, которая «изменяет телосложение,
    двигает суставы». Этот процесс влияет на психическое и физическое
    здоровье, развивает тончайшие мышцы рук, стимулирует работу
    мозга и воображение. Процесс письма также восстанавливает
    дыхание.
    Каллиграфия заставляет правую мозговую долю чувствовать
    правильность линий, структуру симметрии, ритм и темп, развивает
    внимательность, наблюдательность и воображение. Юань Пу
    пришел к выводу, что студенты, которые изучают каллиграфию,
    гораздо быстрее остальных воспринимают и запоминают
    информацию. А то, что каллиграфия продлевает жизнь, – научно
    доказанный факт.

    00
    Понравилось произведение? Поделитесь им со своими друзьями в социальных сетях:
    Количество читателей: 174

    Рецензии

    Всего рецензий на это произведение: 1.С удовольствием прочла и полностью согласна с тобой, Леночка, и пекинским учёным! Вспомнилось, как сама училась писать. Спасибо за стихотворение и воспоминания! 2019-11-08 17:55:45Да, я тоже хорошо помню , как не получался у меня нажим, и я его буквам подрисовыала
    Спасибо, Раечка, за отклик 2019-11-08 18:14:25
    Оставлять рецензии могут только участники нашего проекта.
    Регистрация

    Рейтинг произведений

    Афоризмы и цитаты

    «Каллиграфия — рукописная красота чувств»

    «Красота человека — в красоте его письма»

    «Каллиграфия — это цветок души человека»

    «Каллиграфия — это не только искусство идеального написания слов, но и искусство идеального духа»

    «Каллиграфия — искусство совершенства»

    «Каллиграфия — искусство изображения слова»

    «Каллиграфия — застывшая поэзия»

    «Каллиграфия — это лекарство и гимнастика для ума и души человека»

    «Буква — это внешняя одежда Слова»

    «Самое важное правило каллиграфии — это гармония духа и рождение движения»

    «Каллиграфия — искусство правильно поставить кисть на бумагу и правильно её с бумаги снять»

    «Слова заканчиваются, смысл длится бесконечно»

    «В каллиграфии, помимо технического совершенства, необходимы естественность, вдохновение и наличие спонтанной природной силы»

    «Каллиграфия — это та пустота, которую организуют черты иероглифа»

    «Каллиграфия — искусство намеренно искажать и видоизменять иероглифы, добиваясь в результате подлинной гармонии»

    «Хороший росчерк — порой чрезмерно резвое, но, в общем, послушное дитя буквы»

    «Чёткость, красота, характерность. Простота, оригинальность, пропорциональность. Единство, отточенность, свобода»

    «Проблема, стоящая перед нами, предельно проста — делать хорошие буквы и хорошо их располагать»

    «Совершенство письма таится в правильном педагогическом воспитании, многократном упражнении и чистоте души»
    (Якут Мустасими)

    «Написанная Буква — это сосуд, наполненный неким содержанием, чем чище и качественнее содержимое сосуда, тем глубже затрагиваются тончайшие струны души человека»
    (Из книги Л. Проненко)

    «Существуют пять добродетелей: точность, осведомление в письме, добротность руки, терпение в перенесении труда и совершенство письменного снаряжения»
    (Мир-Али Хорави)

    «Росчерк обязан не только прекрасно и эффектно выглядеть, но и должен быть наполнен движением, жизненностью, мыслью и остротой, которые вложены в эту работу»
    (Х. Коргер)

    «Хороший росчерк — настроение, душа художника, творящего на кончике своего пера капризную и тонкую красоту»
    (Ю.А. Грещук)

    «Письмо — половина знания»
    (пророк Мухаммед)

    «Будьте верны чёткости, красоте письма и автору»
    (Эдвард Джонстон)

    «Каллиграфия — это музыка, только обращённая не к слуху, а к глазу»
    (В.В. Лазурский)

    «Каллиграфия — это наиболее сокровенная, личная, спонтанная форма выражения. Подобно отпечатку пальцев или голосу, она уникальна для каждого человека»
    (Герман Цапф)

    «Большая часть всего, что написано неразборчиво во всём мире, написано просто слишком торопливо»
    (Льюис Кэрролл)

    «Письмо существует ради того, чтобы читали, а не для того, чтобы в чтении его были беспомощны»
    (Султан-Али Машхеди)

    «Так прекрасно слышать свои мысли
    И выплёскивать их в разводах туши»
    (Джон Ольсен, каллиграф из Австралии)

    Каллиграфия укрепляет мозг и развивает внимательность.

    Каллиграфия укрепляет мозг и развивает внимательность.

    Правая мозговая доля отвечает за чувство ритма, темперамент, рисование, воображение — это все основополагающие факторы для занятия каллиграфией.

    Правильные линии, структура симметрии, равномерность, ритм, темп — это каллиграфия. И это все, на что влияет правая мозговая доля.

    Видеть, наблюдать, анализировать. Способность к наблюдению относится к общему восприятию формы объекта мозгом и дальнейшим анализом характеристик объекта, его природы, взаимосвязей, правил. Взрослые и дети, которые изучают каллиграфию, гораздо быстрее воспринимают информацию, у них очень развита внимательность. А после изучения каллиграфии их наблюдательность становится еще лучше.

    Письмо — это процесс, использующий работу руки и мозговую активность. Лучшие образцы каллиграфии имеют самую тонкую структуру. Перед тем как взять кисть в руки, следует долго и внимательно тренироваться в альбоме.

    Каллиграфия — это своеобразный угол зрения, это модель, которая состоит таких элементов как точка, линия, поверхность, черное и белое пространство.

    Чем больше наблюдаешь, тем яснее понимание. Копирование чужих работ очень важно для начального этапа. Это учит не только тому, как сделать первый штрих, какую начертить линию, где сделать разрыв и как закончить, самое главное, что копирование развивает внимательность. Сначала ничего не будет получаться, линии будут кривыми и штрихи личными, но терпение, внимательность и целеустремленность обязательно приведет к прогрессу.

    Люди, которые начинают заниматься каллиграфией, очень часто расстраиваются из-за того, что у них сначала ничего не получается. Ничего страшного здесь нет. Только упорный труд и старание могут помочь. Начинайте писать стандартные формы из учебника, и со временем, после анализа своих работ, после долгих раздумий и озарений, у вас начнет получаться настоящее искусство.

    Копировать учебник — это конечно примитивно и очень просто, но этим занятием нельзя пренебрегать, так как оно в итоге научит вас трехмерному видению пространства листа.

    То, что каллиграфия продлевает жизнь — это научный, доказанный факт.

    Древние и современные каллиграфы все жили дольше обычных людей, например, четверо известных каллиграфов — У, Янь, Ли и Чжао — каждый прожил более 70 лет. В то время это было очень серьезным показателем. Янь Чженьцин в свои 76 лет был совершенно здоров, и конечно прожил бы дольше, если бы не был убит восставшим солдатом. Каллиграф Вэнь, живший во время династии Мин, прожил 89 лет, Ли-ан Тоншу, династия Цинь, дожил до 92 лет, современный каллиграф Су Цзусиань прожил 110 лет, Дон Шупин жил до 94 лет.

    Создатель шрифта Ци Гун, современный каллиграф, бывший член Китайской ассоциации каллиграфов прожил 95 лет.

    Результаты серии экспериментов показали, что каллиграфическое письмо положительно влияет на зрительное внимание, скорость пространственного восприятия, абстрактное мышление; как следствие всего вышеперечисленного, улучшается кратковременная и образная память.

    фото с VI Международной выставки каллиграфии (Музей каллиграфии 2017 г.).

    Здоровье человека зависит от физических упражнений. Положение пальцев, ладони и запястья для правильного обхвата пера, правильное положение запястья и руки в воздухе при письме, движения пером — все это не только тренирует мышцы рук и нервы, но и затрагивает все части тела, пальцы, плечи, спину и ноги. Такой вид упражнений довольно расслабленный, спокойный и в то же время очень действенный. Когда занимаешься каллиграфией, забываешь свои проблемы и заботы — ты полностью концентрируешься на первом движении кистью, делаешь глубокий вдох и замираешь. Этот процесс влияет на психическое и физическое здоровье; после занятия каллиграфией всегда чувствуешь себя свежим и помолодевшим.

    Вы можете обучиться каллиграфии в любом возрасте.

    Акушерка — специалист, успешно прошедший курс обучения акушерству, получивший соответствующую квалификацию для работы в качестве дипломированной акушерки и/или имеющий право на получение лицензии для акушерской практики. Акушерка — специалист по материнству, она помогает женщине на протяжении всего периода беременности, родов и послеродового периода, следит, чтобы новорожденный в первые недели жизни получал необходимый уход, включая грудное вскармливание.

    Амниотическая жидкость (околоплодные воды) — жидкость, которая заполняет полость одной из плодных оболочек (амниотической) и окружает плод; она секретируется амниотической оболочкой, содержит белки, жиры, глюкозу, гормоны, соли, витамины, а также продукты жизнедеятельности плода.

    Анамнез — история жизни и/или болезни пациента.

    Анемия — уменьшение в крови количества эритроцитов и гемоглобина, осуществляющего перенос кислорода и углекислого газа кровью. Основные симптомы: повышенная утомляемость, одышка во время физической нагрузки, бледность кожи, плохая сопротивляемость инфекции, тяга к несъедобным продуктам и необычным запахам. Возникновение железодефицитной анемии связано с недостатком в организме железа, необходимого для выработки гемоглобина.

    Апгар шкала — метод оценки физического состояния новорожденного на первой и пятой минуте после рождения. Каждый из пяти симптомов этой шкалы оценивается в баллах (0-2). Мы приводим эти симптомы с английскими эквивалентами, начальные буквы которых образуют слово APGAR, что облегчает запоминание: 1) окраска кожи (Appearance), 2) частота сердцебиения (Pulse), 3) рефлекторная возбудимость (Grimace), 4) мышечный тонус (Activity) 5) дыхание (Respiration). Оценка 8-10 баллов указывает на хорошее состояние новорожденного. Шкала названа по имени автора — Вирджинии Апгар (1909-1974).

    Выпадение пуповины — состояние, при котором петля пуповины опускается в родовой канал до рождения плода и таким образом в процессе родов возникает риск пережатия сосудов пуповины и страдания плода.

    Гестационный диабет (диабет беременных) — нарушение углеводного обмена, впервые диагностированное во время беременности и исчезающее после родов. Это состояние является следствием пониженной чувствительности тканей к инсулину из-за высокого содержания в крови гормонов, отвечающих за состояние беременности. Выявляется тестом на толерантность к глюкозе, при котором определяется повышенный уровень сахара в крови.

    Гестоз (в англоязычной литературе pre-eclampsia) — общее название состояний, вызванных беременностью, сопровождающихся повышенным артериальным давлением (гипертензией), наличием значительного количества белка в моче (более 300 мг/сут.) и/или отеками. Гестоз может проявляться во второй половине беременности и в первую неделю после родов (преимущественно в течение первых 48 часов). Тяжелые формы сопровождаются судорогами (эклампсия).

    Гликемический индекс продукта — показатель его способности повышать уровень сахара в крови. Продукты с высоким гликемическим индексом обеспечивают быстрое повышение уровня сахара в крови. Они легко перевариваются и усваиваются организмом. Продукты с низким гликемическим индексом медленнее поднимают уровень сахара в крови, потому что углеводы, содержащиеся в этих продуктах, усваиваются не сразу.

    Таким образом, гликемический индекс показывает, с какой скоростью данный продукт превращается в глюкозу и оказывается в крови. За точку отсчета (ГИ = 100) в некоторых случаях берется белый хлеб, а в некоторых — глюкоза. Относительно этих величин и рассчитывается ГИ всех остальных продуктов.

    Дискоординация родовой деятельности — характеризуется бессистемным сокращением отделов матки (дна и нижнего сегмента). Схватки регулярные, но очень болезненные и неэффективные; раскрытие шейки матки замедлено. Продвижения предлежащей части плода не происходит. Может сопровождаться внутриутробной гипоксией плода вследствие расстройства маточно-плацентарного кровообращения.

    Дистресс (страдание) плода — состояние, при котором плод испытывает кислородную недостаточность (гипоксию) или имеет иные осложнения. Определяется преимущественно по частоте и ритму сердцебиения плода. В случае возникновения страдания плода может потребоваться экстренное родоразрешение.

    Доказательная медицина (медицина, основанная на доказательствах, англ. evidence-based medicine) — это добросовестное, корректное и разумное использование в медицинской практике имеющихся на сегодняшний день надежных научных доказательств приемлемости и эффективности различных диагностических тестов, лечебных методов и т.д. Результаты научных исследований хранятся в специальных базах данных — практические врачи пользуются этими надежными сведениями, проводя поиск по ключевому слову.

    Доула (реже — даула, дула) — женщина, оказывающая разнообразную поддержку (эмоциональную, психологическую, информационную) женщине во время беременности и родов. Доула не заменяет врача или акушерку и не выполняет никаких медицинских процедур. Опыт показывает, что ее присутствие может оказать заметное положительное влияние на течение и исход родов.

    Желтуха новорожденных — физиологическая желтуха, возникающая у большинства здоровых новорожденных в первые дни жизни, вследствие того, что эритроциты плода содержат другой вид гемоглобина (гемоглобин F), который после рождения разрушается. Желтоватая окраска кожи и белков глаз новорожденного обусловлена увеличенным содержанием в сыворотке крови желчных пигментов (преимущественно билирубина).

    Кардиотокография (КТГ) — электронный мониторинг частоты сердечных сокращений плода, выполняемый специальным ультразвуковым датчиком. Данное обследование также включает измерение силы и частоты маточных сокращений при помощи внешнего датчика.

    Кефалогематома — кровоизлияние под надкостницу какой-либо кости свода черепа новорожденного, проявляющееся в виде мягкого образования с жидкостным содержимым, чаще всего в теменной области; возникает в результате разрыва кровеносного сосуда в процессе родов; обычно проходит самостоятельно в течение 2-3 недель.

    Конфигурация головки плода — процесс изменения в ходе родов формы головки плода сообразно с формой и размерами родового канала. Конфигурация возможна благодаря тому, что кости черепа плода соединены пластичными тканями (швы, роднички).

    Форма головки возвращается к исходной через несколько часов после родов.

    Материнская смертность — смертность женщин после 28 недель беременности (кроме случаев смерти от абортов и внематочной беременности), а также во время родов и в послеродовом периоде.

    Молозиво — секрет молочных желез, выделяемый во второй половине беременности и в первые 2-3 дня после родов; имеет желтый цвет, более высокий удельный вес, чем грудное молоко, содержит мало жиров, много углеводов, белков и защитных факторов (антител, лейкоцитов и др.). Молозиво имеет большую питательную ценность, легко переваривается, способствует быстрому опорожнению кишечника от первородного кала (мекония) и тем самым облегчает течение физиологической желтухи новорожденных.

    Первичный период (англ. primal period) — период времени, охватывающий внутриутробное развитие, перинатальный период и раннее детство. В этот период созревают адаптивные системы, отвечающие за здоровье. Это время, когда человек находится в максимальной зависимости от матери. Все события, которые случаются в это время, существенно влияют на физическое и психическое благополучие человека в дальнейшем.

    Первичная адаптивная система — включает подкорковые отделы центральной нервной системы, эндокринную систему и иммунную систему, которые следует рассматривать как единое целое (поскольку мозг — железа, инсулин — нейромедиатор, лимфоциты могут выделять эндорфины и т.д.). Здоровье есть показатель того, насколько хорошо работает первичная адаптивная система (а не отсутствие болезни).

    Первичное здоровье (англ. primal health) — базисный уровень здоровья, установившийся к концу первичного периода.

    Перинатальный период — охватывает временной промежуток от 28 недели беременности до 7 дней послеродового периода включительно.

    Плацента — орган, который образуется на время беременности; через нее проходит обмен веществ между организмами матери и плода. В заключительный период родов изгоняется вместе с оболочками и пуповиной.

    Потуги — сочетание сокращений матки (схваток) с сокращением мышц передней брюшной стенки и диафрагмы; возникают рефлекторно, при давлении предлежащей части плода на тазовое дно; характерны для второго периода родов — периода изгнания плода.

    Плод — человеческий зародыш с девятой недели внутриутробного развития до момента рождения.

    Предлежащая часть — та часть тела плода, которая расположена ближе к входу в малый таз и в процессе родов первой опускается в малый таз. Отсюда предлежание плода может быть головным, тазовым или ягодичным, ножным и др.

    Предлежание плаценты — неправильное расположение плаценты в матке (полное или неполное), при котором она находится в нижнем маточном сегменте, то есть на пути рождающегося плода. В случае полного предлежания роды через естественные родовые пути невозможны, в начале родовой деятельности может возникнуть кровотечение.

    Преэклампсия — тяжелая форма гестоза, характеризующаяся головной болью, нарушением зрения (мелькание, затуманивание), тошнотой, болями в животе и поносом; может предшествовать возникновению припадка эклампсии. Понятия преэклампсии в отечественной и зарубежной литературе не совпадают. В англоязычной литературе (в том числе в данной книге) преэклампсии соответствует понятие гестоз (см.).

    Промежность — совокупность мягких тканей, расположенных между заднепроходным отверстием и наружными половыми органами, ограниченная по бокам седалищными буграми.

    Рандомизация — распределение объектов по группам исследования случайным образом (от англ. random — случайный).

    Рандомизированное исследование — исследование с использованием случайного выбора элементов статистической совокупности.

    Раскрытие шейки матки — происходящее в процессе схваток (см.) расширение отверстия шейки матки. На практике раскрытие шейки матки обозначается в сантиметрах; при полном раскрытии (10-12 см) шейка не определяется, матка и влагалище представляют собой единый «канал».

    Родничок — неокостеневший участок свода черепа на стыке швов его костей (у ребенка).

    Родовые пути — канал, образуемый костями малого таза и расположенными в нем мягкими тканями, через который проходят плод и плацента во время родов.

    Роды — физиологический процесс изгнания плода и последа из матки через естественные родовые пути.

    Слабость родовой деятельности — недостаточная сократительная способность мускулатуры матки, клиническим проявлением которой является замедленное раскрытие шейки матки и отсутствие продвижения плода по родовому каналу.

    Схватки — периодически повторяющиеся сокращения матки в родах, в результате которых шейка матки сглаживается и раскрывается, плод продвигается вниз по родовому каналу.

    Цервикальный — (от лат. cervix) — относящийся к шейке матки.

    Шейка матки — нижняя суженная часть матки, вдающаяся во влагалище.

    Шейка мочевого пузыря — нижняя суженная часть мочевого пузыря, переходящая в мочеиспускательный канал.

    Щипцы акушерские — инструмент, предназначенный для извлечения предлежащей части плода из родовых путей.

    Эклампсия — тяжелая форма гестоза, проявляющаяся судорожными припадками на фоне повышенного артериального давления и/или отеков.

    Электронный мониторинг плода — см. Кардиотокография.

    Эпизиотомия — акушерская операция: рассечение кожи и мышц промежности на 2-3 см для ускорения рождения плода или предупреждения разрывов.

    Среди известных человечеству отраслей знаний каллиграфия стоит особняком. Эта наука объединяет логику и воображение, возводя письменность в ранг искусства.

    Давно известно, что функционирование головного мозга связано с развитием мелкой моторики. И тут каллиграфия способна оказать неоценимую помощь, ведь она воздействует не только на правое и левое полушария мозга, но и на межполушарные связи.

    Искусство изящного письма способствует корректировке нарушений развития и служит профилактикой деменции. Каким образом? Об этом мы расскажем в данной статье.

    Понятие «каллиграфия” происходит от греческого καλλιγραφία, что означает «красивое письмо». Так называют одну из отраслей изобразительного искусства и практику красивого письма. Это свидетельствует о сложной природе данного явления.

    В европейской культуре пришедшая из греко-римского письма каллиграфия имела почти сакральный смысл: с ее помощью происходило тиражирование Библии и прочих религиозных текстов. Так создавались шедевры средневекового искусства.

    А что сейчас?

    В наши дни каллиграфия перекочевала со страниц священного писания в поздравительные и пригласительные открытки; она угадывается в граффити, шрифтах и логотипах, а также используется в документах, где принято писать от руки.

    Искусство каллиграфии реализуется при помощи очень простых инструментов. Это бумага, перо для каллиграфии и тушь. Также допускается использование акварели, гуаши, чернил, разбавленной чернильной пасты, пастели, угля и даже… баллончиков с краской (если рассматривать граффити как разновидность каллиграфии).

    Изначально каллиграфические тексты писали гусиным пером, стальные же перья появились только в XVIII веке. В восточной каллиграфии всегда были популярны разные типы кистей.

    Современная каллиграфия не чуждается и фломастеров, маркеров, карандашей – письменных принадлежностей нашей эпохи. Существуют определенные требования к бумаге для каллиграфии. Она должна быть довольной плотной и легко впитывать жидкость.

    Каллиграфическое письмо довольно затейливо. Завитки, крючки, чередование жестких и мягких штрихов, плавных и ломаных линий, расположение букв и целых слов в виде определенных фигур или вписывание их в геометрические фигуры – все эти приемы дают пищу для ума и развивают воображение. А мы знаем, что именно на стыке разума и воображения происходит инсайт – творческое озарение, рождающее блестящие идеи.
    Недаром крупные компании в Японии организуют для своих сотрудников уроки каллиграфии. Они готовы платить немалые суммы приглашенным учителям каллиграфии (сенсеям), потому что знают: эти вложения обязательно окупятся!

    Всего полчаса каллиграфического письма в день достаточно, чтобы вернуть баланс между разумом и чувствами и уникальным способом простимулировать мозговую активность. Занятия каллиграфией влияют даже на продолжительность жизни!

    Известно, что самые выдающиеся каллиграфы уходили из жизни в весьма почтенном возрасте, находясь в ясном уме и твердой памяти.

    Доцент Пекинского института графической коммуникации Юань Пу дает этому факту следующее объяснение.

    Письмо – очень сложный и кропотливый вид деятельности. Длительное удержание и выверенная смена положения пальцев, запястья, наклона пера, нажима – это тренировка не только мелкой моторики и нервной системы, но и всего организма в целом. Ведь в процессе участвует практически все тело: шея, плечи, спина, ноги. Ученый проводит параллель между каллиграфией и гимнастикой цигун. В процесс вовлечены даже органы дыхания, ведь в определенные моменты его необходимо затаить.

    В процессе каллиграфического письма изменяется частота дыхания, замедляется пульс, снижается артериальное давление, нормализуется сердечный ритм, уменьшается мускульное напряжение.

    Необходимость чувствовать и анализировать правильность линий, соблюдать ритм, размеренность и дистанцию заставляет интенсивно работать левое полушарие мозга.

    Тогда как причудливость форм и поиск новых решений активно вовлекает в процесс правую половину мозга. По этой причине студенты, изучающие на постоянной основе каллиграфию, легче воспринимают и быстрее запоминают новую информацию. Улучшаются ответная реакция, аналитические возможности и способность к ориентации в пространстве.

    Проводились исследования, подтвердившие, что каллиграфия оказывает положительное влияние на лиц, страдающих поведенческими расстройствами, в том числе при аутизме и СДВГ.

    Каллиграфия бывает полезна и при болезни Альцгеймера. Люди с этим расстройством в ходе занятий каллиграфией демонстрировали улучшение концентрации внимания и ориентации в пространстве. Также у них уходили проблемы, связанные с координацией движений. У шизофреников и лиц, страдающих неврозами и депрессией, уроки каллиграфии приводили к улучшению эмоционального фона.

    Как может каллиграфия влиять на наши эмоции?

    При «тонких» движениях в процессе каллиграфического письма включается огромное количество полей мозга, в том числе находящихся в медиальной зоне мозга. Здесь рассудочное мышление приходит во взаимодействие с лимбической областью, отвечающей за инстинкты и гормоны. Вот почему качественно выполненная филигранная работа приводит человека в состояние полного удовлетворения.

    Учителя старой школы знали об удивительном влиянии каллиграфии на формирование познавательных способностей ученика и его личности в целом. Недаром во времена Пушкина в Царскосельском лицее занятиям каллиграфией отводилось 18 часов в неделю. Ведь именно она закладывала крепкий фундамент познания, основанный на трех китах: терпении, умении работать и волевом импульсе.

    Этот опыт взяла на заметку Петербургская школа каллиграфии. В течение 15 лет в ее стенах проводился эксперимент, участниками которого стали дети с небольшой умственной отсталостью. Им запрещалось пользоваться шариковой ручкой. В начале каждого урока они по 15 минут занимались каллиграфией по учебным пособиям XIX века.

    Уже в среднем звене педагоги отмечали потрясающие результаты: помимо навыков аккуратного письма дети раскрывали математические способности, писали стихи, занимались разными видами искусства. Они поступали в лучшие высшие учебные заведения, некоторым была снята инвалидность!

    Как могло искусство письма сотворить такое чудо? На этот вопрос знает ответ заведующий лабораторией развития нервной системы НИИ морфологии человека Федерального агентства научных организаций Сергей Вячеславович Савельев.

    По его словам, занятия каллиграфией влияют на скорость созревания нейронов и их специализацию. Наиболее активный нейрогенез идет в момент обучения.

    Создаются новые нейронные связи, происходит активная дифференциация нейронов в заинтересованных областях мозга.

    А вот увлечение компьютером оставляет нейроны в состоянии наименьшей дифференцировки. Другими словами, когда ребенок пишет, рисует или лепит из пластилина – он развивается, а когда просиживает за компьютером и прочими гаджетами – нет.

    В процессе письма у человека оказывается задействовано огромное количество нейронов из разных зон мозга, и их работа координируется, что способствует развитию интеграции между различными областями мозга.

    У каллиграфии есть еще одно важное свойство. Она способствует не только формированию новых связей, но и восстановлению прежде утраченных. Этот факт делает искусство изящного письма незаменимым в реабилитации после нейрофизиологических травм.

    Что необходимо делать, чтобы «лечебные» свойства каллиграфии раскрылись в полном объеме? Учителя каллиграфии советуют сначала пройти минимальный курс обучения. Два-три часа в неделю в течение полутора месяцев – оптимальный срок для освоения навыков изящного письма. В дальнейшем время от времени следует прибегать к каллиграфии, особенно, если вы испытываете трудности со сосредоточением и выполнением долгосрочных проектов.

    Чрезвычайно важна каллиграфия для детей и стариков, ведь она стимулирует мозговую деятельность, способствует созреванию нейронов, созданию и сохранению нейронных связей, воспитывает характер и волю.

    В наши дни не проблема найти прописи для каллиграфии. Благодаря интернету нам доступны даже учебные пособия XIX века, их можно распечатать и использовать. Во многих центрах детского развития есть курсы каллиграфического письма.

    Если вы хотите воспитать гармонично развитого и уравновешенного ребенка, укрепить навыки самоорганизации, продлить активное долголетие, сделайте каллиграфию частью своей жизни. Возможно, это лучший тренажер для ума, характера и воли, объединивший в себе науку и искусство.

    Присоединяйтесь к нашему видеокурсу «Гомеопатия для каждой мамы» и будьте всегда здоровы и счастливы!

    Исследование производят в стерильных резиновых перчатках на гинекологическом кресле или на кушетке. Женщина лежит на спине, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах и разведены; под крестец подкладывают валик. Наружные половые органы обмывают слабым раствором перманганата калия (1:6000) или другого дезинфицирующего вещества и осушивают стерильной ватой. 1 и 2 пальцами левой руки раздвигают большие и малые половые губы и производят осмотр половой щели, входа во влагалище, клитора, наружного отверстия уретры, промежности. Затем осторожно вводят во влагалище 2 и 3 пальцы правой руки (1 палец отведён кверху, 4 и 5 прижаты к ладони). Исследование производят в определённом порядке:

    1. определяют ширину просвета и растяжимость стенок влагалища, выявляют нет ли рубцов, опухолей, перегородок, др. патологических состояний.

    2. находят шейку матки и определяют её форму, величину, консистенцию, степень зрелости, укорочение, размягчение, расположение по проводной оси таза, проходимость зева для пальца; при исследовании рожениц определяют степень сглаженности шейки (сохранена, укорочена, сглажена).

    3. исследуют состояние наружного отверстия шейки матки (форма круглая или щелевидная, закрыто или открыто). У рожениц определяют состояние краёв зева (мягкие или ригидные, толстые или тонкие) и степень его раскрытия. В зев вводят кончик одного или обоих пальцев и выясняют, раскрыт он на несколько см или раскрытие полное.

    4. у рожениц при влагалищном исследовании выясняют состояние плодного пузыря (цел, нарушен, степень напряжения).

    5. Определяют предлежащую часть, где она находится (над входом в малый таз, во входе малым или большим сегментом, в полости, в выходе таза), опознавательные пункты на ней (на головке – швы, роднички, на тазовом конце – крестец); по их расположению судят о механизме родов.

    6. получив полное представление о состоянии влагалища, шейки матки, зева, плодного пузыря и предлежащей части, ощупывают внутреннюю поверхность крестца, симфиза и боковых стенок таза. Ощупывание таза позволяет выявить деформацию его костей и судить о ёмкости таза.

    7. в конце исследования измеряют диагональную конъюгату.

    Наружные половые органы при осмотре цианотичны. При внутреннем

    Влагалищном исследовании: влагалище нерожавшей, без патологических

    Изменений; шейка матки сглажена, края растяжимые, степень раскрытия

    См, длина шейки матки — 1 см. Плодной пузырь цел. Предлежащая

    Часть — головка предлежит ко входу в малый таз, стреловидный шов в

    Роды — это сложный процесс, во время которого происходит рефлекторное изгнание плода из полости матки. Процесс состоит из трех периодов, каждый из которых имеет определённое клиническое значение. Тактика ведения родов различается на всех трёх этапах.

    Периоды родов и их фазы: что нужно знать первородящей

    Продолжительность нормально протекающих родов составляет от 5 до 14 часов. Быстрыми называют роды, продолжающиеся менее 5 часов, стремительными — менее 4 часов. Роды, длящиеся 18 часов и более, называют затяжными. У первородящих длительность больше, чем у повторнородящих. Всё это время разделено на три периода:

    • раскрытие маточного зева;
    • изгнание плода;
    • изгнание последа.

    Началом родовой активности служит окончательное развитие плода внутри материнской утробы. Этот момент наступает на 38–40 неделе. Женский организм готовится к рождению ребёнка в течение 10 дней. Признак готовности — созревание шейки матки.

    Рождение ребёнка включает три этапа

    За две недели до родов появляются их предвестники. К ним относят — наклон туловища вперед, горделивая походка, опущение дна матки. Появляются сукровичные выделения из влагалища. Возможно возникновение ложных схваток. Предвестники означают установление «родовой доминанты» — участка повышенной активности в головном мозге, регулирующего родовой процесс.

    Период раскрытия — самый продолжительный

    Во время первого периода шейка матки созревает — становится короче, раскрывается зев. Зрелость шейки определяют по следующим параметрам:

    • консистенция шейки;
    • длина шейки матки;
    • степень раскрытия маточного зева;
    • расположение шейки внутри полости таза;
    • состояние нижнего сегмента матки.

    На основании этих характеристик разработаны классификации для определения зрелости. На практике пользуются двумя классификациями — по Бишопу и по Хечинашвили.

    Таблица: критерии зрелости шейки матки по Бишопу

    Признак 1 балл 2 балла 3 балла
    Положение шейки матки относительно крестца К крестцу Срединное По оси родового канала
    Длина шейки матки 2 см и более 1 см Менее 1 см
    Консистенция шейки матки Плотная Размягчена Мягкая
    Открытие наружного зева Закрыт 1–2 см 3 см
    Расположение предлежащей части плода Над входом Посередине лобковой кости По нижнему краю лобковой кости

    Каждому признаку присваивают балл, затем суммируют их. Если набралось менее 5 баллов, шейка незрелая. О полной зрелости соответствует количество баллов 10 и более.

    Согласно классификации Хечинашвили выделяют 4 степени зрелости шейки.

    1. Незрелая шейка. Консистенция плотная, укорочения не происходит. Наружный маточный зев плотно закрыт, либо пропускает только кончик пальца.
    2. Созревающая шейка. Консистенция мягкая только на отдельных участках. Незначительно укорачивается часть шейки, выходящая во влагалище. Наружный маточный зев пропускает весь палец, находится на уровне нижнего края лобкового симфиза.
    3. Не полностью созревшая шейка. Консистенция становится полностью мягкой. Палец проходит за внутренний маточный зев. Наружный зев находится ниже края лобковой кости.
    4. Зрелая шейка. Консистенция полностью мягкая, шейка сглажена. По шеечному каналу свободно проходят два пальца. Через свод влагалища определяются головка или ягодицы плода.

    Во время периода раскрытия врач оценивает степень зрелости шейки матки

    Латентная, активная и переходная фазы

    Первый период подразделяют на три фазы, связанные с опусканием плода из матки.

    • Латентная фаза. Начинается со схваток, заканчивается раскрытием маточного зева на 3–4 см. Длится 5–6 часов. Схватки безболезненные.
    • Активная фаза. Начинается, когда маточный зев раскрывается на 4 см и более. Продолжается 3–4 часа, схватки становятся ощутимыми для роженицы. В этой фазе изливаются воды.
    • Переходная фаза. Окончательное раскрытие маточного зева, наблюдается обычно у первородящих, длится до 2 часов.

    Продолжительность у первородящих и повторнородящих женщин

    У первородящих женщин этот период продолжается 10–12 часов, у повторнородящих 8–10 часов.

    Важно! Безводный период, то есть время от излития околоплодных вод до рождения ребёнка, не должен превышать 6 часов, максимально допускается 24 часа. Долгий безводный период опасен внутриутробным инфицированием ребёнка, развитием гипоксии. Для роженицы длительный безводный период — риск послеродовых воспалительных осложнений.

    Период изгнания плода — самый краткий, но активный

    Включает подготовку плода к жизни вне материнской утробы, и выведение его из матки. Длительность у первобеременных 30–60 минут, у повторнородящих — 15–20 минут. Должен занимать не более 10 потуг. Если потуги длятся дольше, страдает кровоток в плаценте, что приводит к гипоксии плода, отрицательно влияет на его позвоночник.

    Важный момент второго периода — смещение костей головки плода. Это необходимо для прохождения через узкий родовой канал. Смещение костей черепа возможно потому, что они не сращены между собой, а имеют отверстия — большой и малый роднички. На головке появляется родовая опухоль — отек из-за сдавления костями материнского таза. Это нормальное явление, опухоль исчезает на третий день сама.

    Изгнание плода из полости матки происходит во время потуг

    Последовый период

    После того, как ребёнок родился, происходит изгнание последа. Матка резко уменьшается в объёме, через 5–7 минут после рождения ребёнка отходит послед. Его изгнание осуществляется 2–3 схватками, сопровождается кровотечением не более 200 мл.

    План ведения родов по периодам

    На каждом этапе родов осуществляется определённый алгоритм, который называется тактикой ведения. Роды должны осуществляться в специализированном медицинском учреждении — родильном доме. Женщину ведут два специалиста — врач акушер-гинеколог и акушерка.

    Первый

    Начало схваток — показание для госпитализации роженицы в родильный дом. Акушерка проводит первичный осмотр женщины, делает опрос:

    • выявление контактов с инфекционными больными;
    • измерение пульса и давления;
    • измерение температуры тела;
    • осмотр кожи и волос;
    • определение признаков простудного заболевания.

    Здоровые роженицы, наблюдавшиеся в женской консультации, направляются в обычное родильное отделение. Роженица с признаками инфекционного заболевания, не имеющая документов и обменной карты женской консультации направляется в обсервационное отделение.

    У каждой роженицы производится санитарная обработка. Она включает:

    • постановка клизмы, если женщина поступила до начала потуг;
    • душ;
    • бритьё лобка;
    • гигиеническая обработка половых органов и промежности;
    • смена нательного белья.

    Весь период раскрытия женщина проводит в предродовой палате. Каждые два часа её осматривает акушер-гинеколог, делая записи в карте. Оценка состояния плода включает определение характера его движений, выслушивание сердцебиения, проведение кардиотокографии. Активность родовой деятельности оценивают путём наружного акушерского исследования — пальпация живота с целью определения положения головки или тазовой части плода. Во время пальпации врач подсчитывает количество схваток. Влагалищное исследование проводят при поступлении роженицы, а затем после излития вод.

    Роженицу во время периода раскрытия каждые 2 часа осматривает врач

    При очень болезненных схватках проводят адекватное обезболивание. Лекарственные препараты назначают только в случае крайней необходимости. Для облегчения боли рекомендована правильно проведённая психопрофилактика со стороны акушерки. Она обучает роженицу правильному дыханию, поведению во время схваток и потуг.

    Медикаментозное обезболивание, особенно спинномозговая анестезия, уменьшает рефлекторное возникновение схваток, а в последующем — потуг. Это приводит к слабости родовой деятельности, затяжным родам. Страдает как сама роженица, так и плод.

    Медикаментозное обезболивание включает:

    • промедол — 1 мл 1% раствора внутримышечно;
    • фентанил — 0,2 мг внутримышечно;
    • дроперидол — 5 мг внутримышечно;
    • закись азота или фторотан через маску;
    • натрия оксибутират или виадрил в спинномозговой канал.

    Соблюдение строгого постельного режима на этом этапе необязательно. Если женщине легче переносить схватки в вертикальном положении, ей разрешают ходить по палате или коридору. Для облегчения болевых ощущений проводят массаж крестца, контрастный душ. Принимать пищу не рекомендуется, разрешено пить бульон, сладкий чай, сок, есть фрукты.

    Второй родовой период, деятельность акушерки

    После излития околоплодных вод и установления зрелости шейки матки женщину переводят в родзал. На данном этапе требуется соблюдение строгого постельного режима. В начале родов наиболее физиологичным является положение женщины на боку. Приём родов начинают после прорезывания головки плода. Для предотвращения разрыва промежности роженицы, сдавления головки ребёнка акушер оказывает ручное пособие. Оно состоит из четырёх последовательных действий.

    1. Препятствие резкому разгибанию головки. Акушер кладёт ладонь на затылок плода и слегка придавливает его, замедляя продвижение по родовому каналу.
    2. Уменьшение давления на промежность. Акушер кладёт ладонь на промежность со стороны лобковой кости, обхватывая прорезавшуюся головку. Второй рукой поддерживает промежность снизу.
    3. Выведение головки из промежности. После потуги акушер аккуратно растягивает вульву над головкой, выводя её из половой щели.
    4. Освобождение плечиков и туловища. Во время потуги акушер слегка подтягивает ребёнка, выводя его из половой щели.

    Акушерка помогает женщине во время родов, защищая промежность от разрывов

    Если врач видит, что разрыва промежности избежать нельзя, он делает эпизиотомию — небольшое рассечение промежности скальпелем. Ровная рана заживает всегда быстрее, чем разрывная.

    Нормы состояния малыша

    Когда ребёнок рождается, неонатолог оценивает его состояние по шкале Апгар. Она включает 5 признаков, каждому из которых присваивается оценка от 0 до 2 баллов.

    Таблица: характеристика состояния новорождённого по шкале Апгар

    Признак 0 баллов 1 балл 2 балла
    Частота сердцебиения в минуту Отсутствует Менее 100 Более 100
    Частота дыхательных движений в минуту Отсутствует Менее 20, нерегулярное дыхание Более 20, сопровождается криком
    Мышечный тонус Конечности свисают Сгибание конечностей Активные движения
    Рефлексы Нет ответа Гримаса Кашель, чихание, крик
    Окраска кожи Бледность или синюшность Тело розовое, конечности синюшные Розовая

    Хорошему состоянию новорождённого соответствует оценка 8–10 баллов. Пограничное состояние оценивают в 7 баллов. Лёгкая степень асфиксии оценивается в 6 баллов, средняя — в 5 баллов. Если новорождённому присвоена оценка менее 4 баллов, это означает тяжёлую асфиксию или смерть. Оценивается состояние дважды — через одну минуту после рождения и через пять минут.

    Перевязка пуповины и уход за новорождённым

    Перевязка пуповины осуществляется через 2 минуты после извлечения ребёнка — когда она перестанет пульсировать. Сначала пуповину пережимают двумя зажимами на расстоянии 10 см от живота ребёнка. После прекращения пульсации между зажимами пуповину пересекают. Новорождённого переносят на пеленальный столик. Пуповину пережимают у самого пупочного кольца специальной скобкой и обрезают чуть выше неё. Пуповинный остаток обрабатывают антисептиком.

    Далее осуществляют первичный туалет ребёнка:

    • закапывание в глаза по одной капле раствора сульфацила натрия — профилактика бленнореи;
    • очищение кожи ребёнка от сыровидной смазки и крови с помощью марли, смоченной стерильным вазелином;
    • взвешивание ребёнка;
    • измерение длины тела, окружности головки.

    Затем ребёнка пеленают, на ножку вешают клеёнчатую бирку с указанием ФИО матери, массы и роста ребёнка, даты и времени рождения. Новорождённого наблюдают в родзале на протяжении 2 часов, затем переводят в палату новорождённых или палату совместного пребывания матери и ребёнка.

    После рождения ребёнку проводят первичный туалет

    Третий — стадия рождения плаценты

    Во время отхождения последа тактика носит выжидательный характер. Матку пальпировать нельзя, в противном случае плацента может отделиться неправильно, возникнет кровотечение. Определить окончательное отделение плаценты помогают следующие признаки:

    • Шрёдера — смещение дна матки вверх и вправо;
    • Альфельда — смещение зажима на пуповине на 10 см ниже половой щели;
    • Чукалова — надавливание ребром ладони над лобком не вызывает втягивания пуповины в половую щель;
    • Клейна — потуга не вызывает втягивания пуповины.

    Если послед не родился в течение 30 минут, женщине проводят обезболивание и отделяют плаценту вручную. Врач вводит руку в полость матки и медленно отделяет плаценту. Затем выводит послед и массирует живот роженицы. Плаценту тщательно осматривают на предмет выявления дефектов. В норме материнская сторона плаценты, которая была прикреплена к матке, имеет гладкую блестящую поверхность, все её дольки должны быть сохранены.

    Врач осуществляет осмотр плаценты после её выделения

    Плацента, вызывающая у врача подозрения, должна быть направлена на немедленное гистологическое исследование. Гинеколог осматривает родовые пути на предмет разрывов. Если таковые выявлены, осуществляется антисептическая обработка повреждений и их ушивание. Женщина, родившая ребёнка, из роженицы становится родильницей. Она должна находиться в родзале еще 2–3 часа под наблюдением акушерки. Затем её переводят в послеродовую палату.

    Частые вопросы от беременных женщин акушеру-гинекологу

    Беременной женщине рекомендуется заранее выбрать роддом, в котором она будет рожать, а также познакомиться в акушером-гинекологом, который будет принимать роды. Непосредственно перед родами следует встретиться с врачом и обсудить вопросы, непонятные моменты. Важные вопросы, ответы на которые следует получить заранее:

    • какие документы понадобятся в роддоме — будущая мама должна заранее собрать весь пакет документов, чтобы во время схваток не думать об этом (паспорт, обменная карта, страховой полис);
    • как понять, когда пора ехать в роддом — началом родов считают появление схваток, излитие околоплодных вод;
    • какие вещи нужны в роддоме — это зависит от роддома, обычно нужны лишь предметы гигиены, специальное белье для родильниц и впитывающие прокладки;
    • как вести себя во время родов — об этом рассказывают на школах будущих матерей, или объясняет акушерка уже в роддоме;
    • каковы показания к кесареву сечению — врач объясняет, что показания определяются заранее или оно проводится экстренно, если возникают непредвиденные осложнения;
    • сообщат ли о необходимости кесарева сечения — на любое вмешательство роженице дают подписывать согласие или отказ;
    • возможно ли присутствие мужа или родственника на родах — зависит от роддома, но обычно такая возможность имеется;
    • нужно ли обезболивание — медикаментозное обезболивание назначается по строгим показаниям;
    • возможно ли совместное пребывание матери и ребёнка — зависит от роддома, такая практика внедрена уже почти во всех учреждениях.

    Беременной женщине рекомендуется посещать школу будущих матерей, где рассматривают все важные вопросы, обучают правильному поведению при родах, уходу за ребёнком.

    Видео: особенности ведения родов по периодам

    Вам понравилась статья? Помогите проекту! Наша команда старается сделать ваше пребывание на сайте удобным и полезным. Мы будем благодарны, если вы поддержите наш проект, это поможет нам сделать его еще лучше!

    Роды должны проходить под медицинским наблюдением, чтобы в случае развития осложнений ребёнку и матери была оказана своевременная помощь. Весь процесс родов разделён на три этапа, на каждом из которых применяется определённая тактика.

    • Даценко Светлана

    Добрый день. Меня зовут Светлана. По профессии врач-инфекционист.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *