Как считать в столбик

Почему я называю свой способ легким и даже удивительно легким? Да просто потому, что более простого и надежного способа обучения малышей счету я пока не встречал. Вы сами в этом скоро убедитесь, если воспользуетесь им для обучения своего ребенка. Для ребенка это будет просто игрой, а все, что потребуется от родителей — это уделять этой игре по несколько минут в день, и если будете придерживаться моих рекомендаций, то раньше или позже ваш ребенок обязательно начнет считать наперегонки с вами. Но возможно ли такое, если ребенку всего три или четыре года? Оказывается, вполне возможно. Во всяком случае, я успешно делаю это более десяти лет.

Весь процесс обучения я излагаю далее очень подробно, с детальным описанием каждой обучающей игры, для того чтобы его смогла повторить со своим ребенком любая мама. А, кроме того, в интернете на моем сайте «Семь ступенек к книжке» я разместил видеозаписи фрагментов моих занятий с детьми, чтобы сделать эти уроки еще более доступными для воспроизведения.

Сначала несколько вступительных слов.

Первый вопрос, который возникает у некоторых родителей: а стоит ли начинать учить ребенка счету до школы?

Я считаю, что обучать ребенка нужно тогда, когда он проявляет интерес к предмету обучения, а не после того, как этот интерес у него угас. А интерес к счету и подсчитыванию проявляется у детей рано, его надо лишь слегка подпитывать и незаметно день ото дня усложнять игры. Если же ваш ребенок почему-то безразличен к пересчитыванию предметов, не говорите себе: «У него нет склонности к математике, я тоже в школе по математике отставала». Постарайтесь пробудить в нем этот интерес. Просто включите в его развивающие игры то, что вы до сих пор упускали: пересчитывание игрушек, пуговичек на рубашке, ступенек при ходьбе и т.п.

Второй вопрос: каким способом лучше обучать ребенка?

Ответ на этот вопрос вы получите, прочитав здесь полное изложение моей методики обучения устному счету.

Как правильно научить ребенка складывать и вычитать

А пока хочу предостеречь вас от применения некоторых способов обучения, не приносящих ребенку пользу.

Не учите ребенка складывать и вычитать по единице:

Этот, к сожалению, распространенный способ вырабатывает и закрепляет привычку к медленному подсчитыванию и не стимулирует умственное развитие ребенка. Ведь считать — значит складывать и отнимать сразу целыми числовыми группами, а не добавлять и убавлять по единичке, да еще и с помощью пересчитывания пальчиков или палочек. Почему же этот не полезный для ребенка способ так распространен? Думаю, потому что так проще учителю. Надеюсь, что некоторые учителя, ознакомившись с моей методикой, откажутся от него.

Не начинайте учить ребенка считать с помощью палочек или пальцев и следите, чтобы он не начал пользоваться ими позже по совету старшей сестрички или братика. Научить считать на пальцах легко, а отучить трудно. Пока ребенок считает по пальцам, механизм памяти не задействован, в памяти не откладываются результаты сложения и вычитания целыми числовыми группами.

И, наконец, ни в коем случае не используйте появившийся в последние годы способ счета «по линеечке»:

«Чтобы к 2-м прибавить 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 2, отсчитать от нее вправо 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 5»;

«Чтобы от 5-ти отнять 3, нужно взять линеечку, найти на ней цифру 5, отсчитать от нее влево 3 раза по сантиметру и прочитать на линеечке результат 2».

Этот способ счета с использованием такого примитивного «калькулятора», как линеечка, как будто нарочно придуман для того, чтобы отучить ребенка думать и запоминать. Чем так учить считать, лучше вовсе не учить, а сразу показать, как пользоваться калькулятором. Ведь этот способ, точно так же, как и калькулятор, исключает тренировку памяти и тормозит умственное развитие малыша.

С чего начать обучение счету

На первом этапе обучения устному счету необходимо научить ребенка считать в пределах десяти. Нужно помочь ему прочно запомнить результаты всех вариантов сложения и вычитания чисел в пределах десяти так, как помним их мы, взрослые.

На втором этапе обучения дошкольники осваивают основные методы сложения и вычитания в уме двузначных чисел. Главным теперь уже является не автоматическое извлечение из памяти готовых решений, а понимание и запоминание способов сложения и вычитания в последующих десятках.

Как на первом, так и на втором этапе обучение устному счету происходит с применением элементов игры и состязательности. С помощью обучающих игр, выстроенных в определенной последовательности, достигается не формальное заучивание, а осознанное запоминание с использованием зрительной и тактильной памяти ребенка с последующим закреплением в памяти каждого усвоенного шага.

Почему я учу именно устному счету? Потому что только устный счет развивает память, интеллект ребенка и то, что мы называем смекалкой. А именно это и потребуется ему в последующей взрослой жизни. А писание «примеров» с длительным обдумыванием и вычислением ответа на пальчиках дошкольнику ничего, кроме вреда, не приносит, т.к. отучает думать быстро. Примеры он будет решать позже, в школе, отрабатывая аккуратность оформления. А сообразительность необходимо развить в раннем возрасте, чему способствует именно устный счет.

Еще до того как начать обучение ребенка сложению и вычитанию, родители должны научить его пересчитывать предметы на картинках и в натуре, считать ступеньки на лестнице, шаги на прогулке. К началу обучения устному счету ребенок должен уметь сосчитать хотя бы пять игрушек, рыбок, птичек, или божьих коровок и при этом освоить понятия «больше» и «меньше». Но все эти разнообразные предметы и существа не следует использовать в дальнейшем для обучения сложению и вычитанию. Обучение устному счету нужно начинать со сложения и вычитания одних и тех же однородных предметов, образующих определенную конфигурацию для каждого их числа. Это позволит задействовать зрительную и тактильную память ребенка при запоминании результатов сложения и вычитания целыми числовыми группами (см. видеофайл 056). В качестве пособия для обучения устному счету я применил набор небольших счетных кубиков в коробочке для счета (подробное описание — далее). А к рыбкам, птичкам, куклам, божьим коровкам и прочим предметам и существам дети вернутся позже, при решении арифметических задач. Но к этому времени сложение и вычитание любых чисел в уме уже не будет представлять для них сложности.

Для удобства изложения я разбил первый этап обучения (счет в пределах первого десятка) на 40 уроков, а второй этап обучения (счет в последующих десятках) еще на 10-15 уроков. Пусть вас не пугает большое количество уроков. Разбивка всего курса обучения на уроки приблизительна, с подготовленными детьми я прохожу иногда по 2-3 урока за одно занятие, и вполне возможно, что вашему малышу так много занятий не потребуется. Кроме того, уроками эти занятия можно назвать лишь условно, т.к. продолжительность каждого составляет лишь 10-20 минут. Их можно также совмещать с уроками чтения. Заниматься желательно два раза в неделю, а выполнению домашних заданий достаточно уделять по 5-7 минут в остальные дни. Самый первый урок нужен не каждому ребенку, он разработан лишь для детей, которые еще не знают цифры 1 и, глядя на два предмета, не могут сказать, сколько их, не подсчитав предварительно пальчиком. Их обучение необходимо начинать практически «с чистого листа». Более подготовленные дети могут начинать сразу со второго, а некоторые — с третьего или четвертого урока.

Я провожу занятия одновременно с тремя детьми, не более, чтобы удерживать внимание каждого из них и не давать им скучать. Когда уровень подготовки детей несколько отличается, приходится заниматься с ними поочередно разными задачками, все время переключаясь с одного ребенка на другого. На начальных уроках присутствие родителей желательно для того, чтобы они поняли суть методики и правильно выполняли несложные и коротенькие ежедневные домашние задания со своими детьми. Но разместить родителей надо так, чтобы дети забыли об их присутствии. Родители не должны вмешиваться и одергивать своих детей, даже если те шалят или отвлекаются.

Занятия с детьми устным счетом в небольшой группе можно начинать, приблизительно, с трехлетнего возраста, если они уже умеют подсчитывать пальчиком предметы, хотя бы до пяти. А с собственным ребенком родители вполне могут заниматься начальными уроками по этой методике и с двух лет.

Как научить ребенка счету в пределах пяти

Для проведения начальных уроков потребуются пять карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 и пять кубиков с размером ребра примерно 1,5-2 см, установленных в коробочке. В качестве кубиков я использую продающиеся в магазинах развивающих игр «кубики знаний», или «learning bricks», по 36 кубиков в коробке. На весь курс обучения вам потребуются три таких коробки, т.е. 108 кубиков. Для начальных уроков я беру пять кубиков, остальные понадобятся позже. Если вам не удастся подобрать готовые кубики, то их несложно будет изготовить самостоятельно. Для этого нужно лишь распечатать на плотной бумаге, 200-250 г/м2, рисунок, а затем вырезать из него заготовки кубиков, склеить их в соответствии с имеющимися указаниями, заполнить любым наполнителем, например, какой-нибудь крупой, и оклеить снаружи скотчем. Необходимо также изготовить коробочку для установки этих пяти кубиков в ряд. Склеить ее так же просто из распечатанного на плотной бумаге и вырезанного рисунка. На дне коробочки начерчены пять клеток по размеру кубиков, кубики должны помещаться в ней свободно.

Вы уже поняли, что обучение счету на начальном этапе будет производиться с помощью пяти кубиков и коробочки с пятью клетками для них. В связи с этим возникает вопрос: а чем же способ обучения с помощью пяти счетных кубиков и коробочки с пятью клетками лучше обучения при помощи пяти пальцев? Главным образом тем, что коробочку учитель время от времени может накрывать ладонью или убирать, благодаря чему расположенные в ней кубики и пустые клетки очень скоро запечатлеваются в памяти ребенка. А пальцы ребенка всегда остаются при нем, он может их увидеть или нащупать, и в запоминании просто не возникает необходимости, стимулирование механизма памяти не происходит.

Не следует также пытаться заменять коробочку с кубиками счетными палочками, другими предметами для счета или кубиками, не составленными в коробочке в ряд. В отличие от кубиков, выстроенных в ряд в коробочке, эти предметы располагаются беспорядочно, не образуют постоянной конфигурации и потому не откладываются в памяти в виде запомнившейся картинки.

Урок № 1: первые игры для обучения счету

До начала урока выясните, какое количество кубиков ребенок способен определять одновременно, не пересчитывая их по штучке пальчиком. Обычно к трем годам дети могут сказать сразу, не подсчитывая, сколько в коробке кубиков, если их количество не превышает двух или трех, и лишь некоторые из них видят сразу четыре. Но есть дети, которые пока могут назвать лишь один предмет. Для того чтобы сказать, что видят два предмета, они должны посчитать их, показывая пальчиком. Для таких детей и предназначен первый урок. Остальные присоединятся к ним позже. Чтобы определить, какое количество кубиков ребенок видит сразу, ставьте попеременно в коробочку разное количество кубиков и спрашивайте: «Сколько кубиков в коробочке? Не считай, скажи сразу. Молодец! А сейчас? А сейчас? Правильно, молодец!» Дети могут сидеть или стоять у стола. Коробочку с кубиками ставьте на стол рядом с ребенком параллельно кромке стола.

Для выполнения заданий первого урока оставьте детей, которые пока могут определить только один кубик. Играйте с ними поочередно.

  1. Игра «Приставляем цифры к кубикам» с двумя кубиками.
    Положите на стол карточку с цифрой 1 и карточку с цифрой 2. Поставьте на стол коробочку и вложите в нее один кубик. Спросите ребенка, сколько кубиков в коробочке. После того как он ответит «один», покажите ему и назовите цифру 1 и попросите положить ее рядом с коробочкой. Добавьте в коробочку второй кубик и попросите посчитать, сколько теперь в коробочке кубиков. Пусть, если хочет, посчитает кубики пальчиком. После того как ребенок скажет, что в коробочке уже два кубика, покажите ему и назовите цифру 2 и попросите убрать от коробочки цифру 1, а на ее место положить цифру 2. Повторите эту игру несколько раз. Очень скоро ребенок запомнит, как выглядят два кубика, и начнет называть это количество сразу, не подсчитывая. Одновременно он запомнит цифры 1 и 2 и будет придвигать к коробочке цифру, соответствующую количеству кубиков в ней.
  2. Игра «Гномики в домике» с двумя кубиками.
    Скажите ребенку, что сейчас будете играть с ним в игру «Гномики в домике». Коробочка — это понарошку домик, клеточки в ней — комнатки, а кубики — гномики, которые в них живут. Поставьте один кубик на первую клеточку слева от ребенка и скажите: «Один гномик пришел в домик». Потом спросите: «А если к нему придет еще один, сколько гномиков будет в домике?» Если ребенок затрудняется ответить, поставьте второй кубик на стол рядом с домиком. После того как ребенок скажет, что теперь в домике будет два гномика, позвольте ему поставить второго гномика рядом с первым на вторую клеточку. Затем спросите: «А если теперь один гномик уйдет, сколько гномиков останется в домике?» На этот раз ваш вопрос не вызовет затруднения и ребенок ответит: «Один останется».

Потом усложните игру. Скажите: «А теперь сделаем домику крышу». Накройте коробочку ладонью и повторите игру. Каждый раз, когда ребенок скажет, сколько гномиков стало в домике, после того как один пришел, или сколько их в нем осталось, после того как один ушел, убирайте крышу-ладонь и позволяйте ребенку самому добавлять или убирать кубик и убеждаться в правильности своего ответа. Это способствует подключению не только зрительной, но и тактильной памяти ребенка. Убирать всегда нужно последний кубик, т.е. второй слева.

Играйте в игры 1 и 2 поочередно со всеми детьми в группе. Скажите родителям, присутствующим на уроке, что дома они должны играть со своими детьми в эти игры ежедневно один раз в день, если только дети сами не просят больше.

Статья предоставлена сайтом «7 ступенек к книжке. Как я учу детей читать»


Вы уже познакомили первоклашку с отрицательными числами, как я рассказывала в этой статье?

Если да, то сразу же имеет смысл объяснить ребенку, что никакое число никогда не существует само по себе. У него всегда есть знак: плюс или минус.

Удивительное дело, но детям в школе – аж до 4-5 класса – создают какое-то странное представление о том, что знак плюс или минус – это то, что колом вбили между числами.

Вот, даже задания на «вбивание» знаков между числами дают:

Это, кстати, не из Петерсон, где градус безумия и без того зашкаливает, а из уважаемого мной учебника Моро

Ага. А потом у детей создается уродливое представление об устройстве чисел, а мы будем удивляться, что деть отрицательные числа не понимает.

А с чего ребенку их понимать, если он всю жизнь считал знак минус чем-то, что существует само по себе, безотносительно числа.

Числа с ручками

Имеет смысл как можно раньше объяснить малышу, что знаки плюс и минус существуют не сами по себе, а привязаны к числу.

А у числа как будто есть две руки: плюс и минус:

Это числа 1 и 6 с руками 😃 На случай, если я непохоже нарисовала 😃

При помощи этих рук – знаков числа общаются друг с другом.

Одну руку – с одним знаком – число всегда прячет. А вторую – с другим знаком – всегда протягивает вперед, перед собой.

Это число 1 протянуло руку «минус» шестерке. А шестерка протянула единице «плюс»

Если одно число другому протягивает руку с «плюсом», оно как бы говорит: «Прибавь меня».

Если протянуло руку с «минусом» – говорит: «Отними меня».

В нашем примере выше единичка говорит: «Шестерка, я хочу от тебя отняться».

А шестёрка такая: «А я хочу к тебе, единичка, прибавиться».

Поясните для малыша, что – Да, в выражении числа вместе с их знаками можно менять местами. Это потому что благодаря знаку мы знаем, чего «хочет» каждое число.

*Про скобки пока рассказывать не надо.

Попробуем на примере

Теперь возьмите любой длинный пример, и пусть малыш обведет в нем все числа с принадлежащими им «ручками» (рука числа всегда стоит перед «своим» числом):

Мы взяли длинный пример и обвели в нем числа вместе с принадлежащими им ручками

Это на самом деле то же самое, что мы делали в упражнении с огромными числами (я рассказывала в этой статье). Только сейчас мы обвели все числа.

А еще мы дорисовали плюсик (зелёным) к первому числу: потому что, если в первого числа не нарисован знак – значит там плюс.

Теперь можно взять кусочки бумаги и перерисовать на них получившиеся кружочки.

Наш пример, разрезанный на кусочки

А теперь пусть перекладывает кусочки так, как ему удобнее считать. Например, так:

Прибавлять и отнимать 1 и 2 всегда проще, чем шестерки и семерки

Или так:

Здесь еще проще вычисления

Расскажите малышу, что любой длинный пример из учебника можно посчитать не «подряд» (как пишет наш учебник – «цепочкой”), а удобным способом.

Мы с Сашкой, например, практиковались прямо в учебнике:

Шуркина рабочая тетрадь Петерсон 1 класс, реальные примеры

Видите, кружочками обведено то, что удобнее посчитать в первую очередь.

Кстати, обратите внимание на обведенные в кружочки отрицательные числа. Кто спрашивал, зачем первоклашке отрицательные числа – вот вам один из ответов. Даже первоклашке с отрицательными числами живется гораздо легче, чем без них.

Этот материал адресован в первую очередь тем, кто, понимая, что сейчас в массовых школах устному счёту уделяется очень мало внимания, решил восполнить этот пробел и дополнительно позаниматься со своим сыном или дочерью устным счётом. Если ребёнок увлёкся и начал щёлкать задачки как орешки, это великолепно! Но не всегда ситуация может быть столь благоприятной. Предложив ребёнку решить устно тот или иной интересный с нашей точки зрения пример, мы можем столкнуться с тем, что ему, в отличие от нас, совсем не так интересно его решать, что в счёте он делает систематические ошибки, нервничает, не хочет считать и т. д. Предлагаю разобраться, в чём причины подобных затруднений и как их преодолеть.

1. Вариант первый. Иногда ребёнок делает ошибки просто потому, что ему чуть-чуть не хватает внимания и оперативной памяти, чтобы «охватить» всё, что нужно держать в уме при вычислениях. В этом случае ребёнок считает в уме с интересом, а ошибки носят эпизодический характер. Здесь хорошо помогает приём «давай посчитаем вслух». У него двойная польза.

Во-первых, проговаривая вслух ход вычисления и промежуточные результаты, ребёнок помогает себе удерживать внимание. Таким образом, он может самостоятельно исправить ошибки, которые были связаны с непроизвольным отвлечением.

Во-вторых, у вас есть возможность отследить, где именно ученик делает ошибку, и скорректировать ход его мысли. При этом желательно не давать ребёнку прямых подсказок, а направлять его мышление вопросами, чтобы он, по возможности, сам проделал весь путь, который необходим для решения. К примеру, такие фразы, как «Неправильно», «Получится не 37, а 47», «Так считать неудобно, сложно», «Сделать вот так» и тому подобное принесут ученику гораздо меньше пользы, чем вопросы «Расскажи, как у тебя получилось 37?», «Что интересного ты заметил в этом примере?», «Как можно ещё проще посчитать?», «Какой приём здесь можно применить?»

Вообще, описанная ситуация говорит не о проблеме, а о том, что ребёнок при решении примера выходит, как говорят психологи, в зону ближайшего развития своей памяти и внимания. Здесь важно понимать, что работа в зоне ближайшего развития — это определённый стресс для ребёнка. И если лёгкий стресс в учёбе полезен для мобилизации и движения вперёд, то постоянный, а тем более сильный стресс способен нанести вред не только формируемому навыку, но и эмоциональному благополучию ребёнка. Поэтому устный счёт, как и любая другая учебная деятельность, должен не постоянно проходить в зоне ближайшего развития ребёнка, а лишь иногда выходить из неё и возвращаться обратно, к таким примерам, с которыми ребёнок может справиться уже самостоятельно, без направляющих вопросов взрослого. Если занятия организованы таким образом, то устный счёт развивает память и внимание, нравится ученику и укрепляет его уверенность в своих силах. Постепенно ребёнок избавляется от ошибок и научается производить в уме гораздо более длинные и сложные цепочки вычислений.

2. Вторая возможная причина, которая мешает ребёнку быстро и правильно считать в уме, — несформированность тех или иных математических операций, необходимых для устного решения примеров. В этом случае считать ребёнку будет уже не так интересно, он будет делать в счёте регулярные однотипные ошибки или даже может сказать, что пример слишком сложен для него. Например, ошибки могут возникать при сложении или вычитании с переходом через десяток или сотню, или же в применении формул сокращённого умножения для облегчения вычислений.

В этом случае после того как вы определили, в чём именно у ребёнка трудность, лучше вернуться к проблемной теме и изучить её с самых азов, используя пособия РКШ и необходимые наглядные материалы. И неважно, что ваш ребёнок, например, уже пятиклассник, а проблемная тема — из курса арифметики третьего класса. Главное, чтобы он получил крепкие знания и навыки! Чем раньше мы выявим и заполним имеющиеся в них пробелы, тем лучше. Что касается устного счёта, то его можно и нужно практиковать, но пока на других, более простых примерах, которые ребёнку под силу уже сейчас. Очень важно, чтобы упражнения в устном счёте укрепляли, а не подрывали уверенность ребёнка в себе.

3. Третья проблема — самая сложная — ребёнок вообще не хочет и не любит считать. Ему может даже казаться это разумным — зачем считать в уме, если есть калькулятор, который посчитает быстрее, да и столбиком можно, на худой конец, пару чисел сложить. Это говорит о том, что природная любознательность, стремление ребёнка познавать мир, открывать в себе новые способности, экспериментировать с ними, возможность испытывать радость познания уже чем-то подавлена, заблокирована. Пусть не во всём, но, по крайней мере в том, что касается математики.

Если вы решали примеры на устный счёт, то вам, возможно удалось пережить и азарт поиска красивого решения, и радость от каждого полученного результата. Для меня было удивительным то, что есть дети, которые не испытывают подобных чувств. «Ну и что, — скажете вы, — одному интересно одно, другому — другое, ничего особенного. Может быть, он — гуманитарий». Но дело в том, что за подобным внешним равнодушием или ленью может скрываться неуверенность в собственных силах.

Люди, которые говорят, что не любят математику, нередко просто её боятся. О том, откуда и почему берётся этот страх и как помочь ребёнку его преодолеть, как пробудить угасший интерес к учёбе, мы говорим в других наших материалах.

В заключение отметим, что у детей, с первого класса обучающихся по программе РКШ, встречается только первый вариант трудностей, и лишь иногда, в наиболее сложных примерах. Устный счёт в РКШ — регулярное упражнение, дети считают в уме с большим интересом и удовольствием. Почему — думаю, для вас уже не секрет.

Ниже вы видите примеры и задания на устный счёт для третьеклассников. Ученики Русской Классической Школы каждый урок арифметики начинают с решения подобных примеров. Предлагаем потренироваться и вам вместе с вашими детьми!

Ольга Артемова
Как научить считать ребенка до 20 и десятками

Основной прием счета в пределах 20.

Прежде, чем приступить к объяснению алгоритма, необходимо подготовить почву – заострить внимание ребенка на тех знаниях, которые ему понадобятся.

Изучаем числа второго десятка

Приготовьте наборы одинаковых предметов — до 20 штук. Предложите ребенку отсчитать десять предметов и выложить их в ряд слева направо, как пишем в тетради.

Объясните малышу, что десять – это по-другому десяток, или «дцать».

Поиграйте с десятком – положите на первый ряд еще один предмет и расскажите, что это один – или единица. Мы выложили «один» на «дцать», значит один» на «дцать» — будет одиннадцать.

Подбираем цифру, соотносим ее с данным количеством — кладем рядом.

Проделайте тоже самое с разными числами, постройте ряды «две – на — дцать», «три -на — дцать» и так далее, пока ребенок не поймет принцип образования чисел от 10 до 20.

Усваиваем алгоритм образования сотни

Как научить ребенка считать десятками? Для этого занятия нам понадобятся картонные полоски одинаковой длины и ширины. Их можно нарезать самому, или купить готовые в магазинах для детского рукоделия.

Выкладываем десять палочек, вспоминаем, что это десяток или «дцать».

Выкладываем второй ряд и говорим, что это два «дцать», тоесть – двадцать.

В числе «Двадцать» двадцать единиц или два десятка – это необходимо понимать. Не забываем подбирать соответствующие цифры.

Точно также образуем число 30 (40, 50, 60, 70, 80 – по порядку, можно не за один день).

Числа 40 и 90 составляем в свою очередь, но заостряем внимание ребенка, что у этих чисел необычные имена – сорок и девяносто. Их нужно запомнить.

В итоге, ребенок должен понять правило – десятками считают точно так же, как и единицами, но с приставкой «дцать».

Когда малыш усвоит количество (10, название и состав числа 10, десятки нужно связать в пучки. Вместе с ребенком отсчитайте по 10 палочек и «расфасуйте» их. В дальнейшем, вы будете пользоваться понятием «десяток», не пересчитывая палочки.

Как научить ребёнка считать до 20? Если малыш не понял предыдущее объяснение, попробуйте еще один метод. Считайте «по ролям» – слово Вы,слово первоклассник:

Вы: ДВА…

Ребенок: …ДЦАТЬ!

Вы: ТРИ…

Ребенок: …ДЦАТЬ

Вы: ЧЕТЫРЕ ДЕСЯТКА

Ребенок: Сорок!

И так далее. Параллельно можно выкладывать счетные предметы и/или цифры.

Для устного счета полезно прибавлять и отнимать числа по десяткам: четыре десятка плюс два десятка, получим шесть десятков.

Кроме того, счет десятками (10, 20, 30 — до ста и наоборот) повысят узнаваемость числа и улучшат ориентацию ребенка в таких понятиях, как десятки и сотня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *