Любой человек, «работающий голосом», твердо знает – начинать петь без специальной подготовки нельзя. И неважно, то ли это выступление в большом зале, то ли запись, то ли просто репетиция. Перед любым пением требуется выполнить разминку – вокальные упражнения, которые помогут связкам настроиться на «нужный лад» во всех смыслах этого слова.
Вокальные упражнения нужны и начинающим, и опытным певцам, и солистам, и артистам хора. Они позволяют выработать правильное дыхание, улучшить дикцию, задействовать все возможности голосового аппарата — и получить на выходе роскошное звучание. Ежедневные распевки на долгое время сохранят ваш голос красивым и сочным.
Содержание
Как формируется голос?
Любой человек, «работающий голосом», твердо знает – начинать петь без специальной подготовки нельзя. И неважно, то ли это выступление в большом зале, то ли запись, то ли просто репетиция. Перед любым пением требуется выполнить разминку – вокальные упражнения, которые помогут связкам настроиться на «нужный лад» во всех смыслах этого слова.
В процессе формирования голоса участвуют:
- верхние резонаторы — полости рта и носа, а также глотка;
- гортань и голосовые связки;
- нижний резонатор — трахея и крупные бронхи;
- грудная клетка и ее дыхательные мышцы;
- диафрагма — мембрана между грудной и брюшной полостями;
- брюшная полость и мышцы передней стенки живота (пресс).
Профессионал задействует весь голосовой аппарат и добивается богатого, сочного, разнообразного вокала. Его голос не устает, он звучит одинаково хорошо в течение длительного времени. Неопытный вокалист, напротив, поет только гортанью. Голосовые связки не могут выдерживать больших нагрузок, амплитуда их движений уменьшается, и это сразу отражается на звучании. Поэтому начинающим в первую очередь необходимо освоить вокальные упражнения на дыхание.
Как дышим?
Окраска и сила нашего голоса зависят от правильного чередования вдохов и выдохов. Опытные вокалисты хорошо знают: как взял дыхание, так и споешь.
Различают 4 типа дыхания:
- Грудное. Основную работу на вдохе-выдохе выполняет грудная клетка, а диафрагма только следует за ней.
- Промежуточное (грудобрюшное). К мышцам груди частично присоединяется диафрагма.
- Брюшное (диафрагмальное). Основная нагрузка при дыхании ложится на мышцы диафрагмы, а грудная клетка не двигается. Для певца или оратора такой тип дыхания — наилучший.
Есть счастливчики, которые с рождения дышат диафрагмой. Это наследственная особенность, как цвет волос или тип телосложения. Но если вы к их числу не относитесь — не беда. Вокальные упражнения для начинающих позволяют за 2-3 недели освоить этот навык.
Тренируем диафрагму
Вокальные упражнения для тренировки дыхания нужно выполнять ежедневно, по 10 раз каждое. Простейший комплекс состоит из 7 упражнений.
- Выберите удобное положение тела. Опустите одну руку на живот, вторую — на нижнюю часть груди сбоку. Сделайте глубокий вдох. Следите, чтобы при этом выпячивалась брюшная стенка и расширялась нижняя часть грудной клетки (ваши руки хорошо это почувствуют). Сразу же сделайте выдох — плавный, медленный. Почувствуйте, как живот и нижние ребра вернутся в исходную позицию.
- Положение тела и рук прежнее. Коротко вдохните через нос, задержите дыхание на 2-4 секунды — и плавно, свободно выдохните ртом. В этом и во всех последующих упражнениях следите за движениями живота и нижней части грудной клетки.
- Коротко вдохните ртом и на выдохе протяжно произнесите один из гласных звуков.
- Произнесите на выдохе несколько гласных звуков.
- Считайте вслух на выдохе, стараясь довести счет до 15. Следите за тем, чтобы выдох был свободным и плавным.
- Считайте на выдохе в обратном порядке (от 10 до 1).
- Прочтите на выдохе пословицу или скороговорку.
Речевой способ пения
Долгие и упорные дыхательные тренировки нужны в том случае, если вокалист выступает в академических жанрах — например, поет в опере. Эстрадные исполнители подходят к пению с других позиций. Они применяют так называемый речевой способ — когда вокалист поет гортанью, добиваясь ее полного расслабления и неподвижности. Звук в этом случае изливается более свободно, а голосовые связки не испытывают излишнего напряжения. Для пения в речевой позиции вокальные упражнения «на дыхание» действительно не особенно актуальны. Куда важнее умение контролировать мышцы гортани.
Тренируем артикуляцию
Дикция — это способность ясно и четко произносить звуки, слова и предложения. Она невозможна без правильной артикуляции, то есть свободных и слаженных движений челюстей, нёба, губ, языка. Вокальные упражнения для дикции улучшают подвижность этих органов. Чтобы отработать навык, педагоги предлагают произносить отдельные звуки, слоги, слова и скороговорки, читать вслух небольшие рассказы. Все это необходимо делать, утрируя артикуляцию: например, произнося звук «у», требуется сложить губы трубочкой и вытянуть их как можно сильнее, словно стараясь кого-то поцеловать, а на звуке «и» — улыбнуться, как чеширский кот. Упражнения выполняют ежедневно в течение 20-30 минут.
Тренировка дикции, разработка резонаторов и укрепление мышц, принимающих участие в образовании красивого и мощного звука, составляют единый комплекс, который называется вокально-интонационные упражнения.
«Проснись и пой»
Следующий этап — вокальная разминка. Оговоримся сразу: рекомендация старой советской песенки для начинающих (да, впрочем, и для профессиональных) вокалистов абсолютно не применима. Петь с утра пораньше будет только человек, которому и дела до звучания голоса особого нет. Помурлыкать под нос в душе вы, конечно, можете, но не более того. Полноценно нагружать связки рекомендуют не ранее, чем через пару часов после подъема. Касается это правило не только пения как такового, но и выполняемых вами вокальных упражнений.
Начинать вокальные упражнения для голоса нужно с зарядки: сделать несколько энергичных наклонов, поворотов, приседаний, махов руками и ногами. Небольшая физическая нагрузка ускоряет течение крови, разогревает организм, повышает его готовность к работе. Затем подышите: выполните глубокие вдохи и выдохи, не забывая контролировать движение диафрагмы. И только потом можно приниматься за вокальные упражнения как таковые: выпевать звуки, гаммы и тому подобное.
Повторение – мать … чего?
Пожалуй, распевка (как иногда называют разминку голоса) является одним из не самых любимых дел для начинающих вокалистов. Но как-то изменить ситуацию, отказавшись от подобной подготовки связок, значит поставить под удар собственный голос. Именно поэтому распеваться необходимо, всегда, везде и перед каждым выступлением (репетицией, записью – нужное подчеркнуть). Что приятно – делать это можно дома, но – заблаговременно.
Так, если вам попадается аренда студии звукозаписи недорого на час-другой – смело выполняйте упражнения, которые «будят» голос дома, за полчаса-час до записи. Таким образом, вы приедете в студию уже в своей лучшей форме и сможете спеть наиболее качественно.
Как разминаться?
Итак, если важность распевки вы уяснили, а понимание, что это не бесполезное сотрясание воздуха – пришло, то приступайте! Как правило, вокальная разминка состоит из нескольких довольно типичных упражнений:
- «Мычите». То есть – издавайте согласный «м» в течение пары-тройки минут.
- Приплюсуйте к «мычанию» звук «и». При этом он не должен отличаться от вашего обычного, разговорного «иканья». Пропеть эту парочку тоже несколько минут.
- Добавьте гласных: а, э, о, у. Все они, «пристроившись в хвост» за слогом «ми», должны исполняться на одном дыхании, без пауз.
- Вспомните о других согласных – звуках «в» и «ф». Чередуя их, потренируйте связки (достаточно «раскачивать» голос в диапазоне одной-двух нот).
- А теперь – порычите! Но это должен быть не просто звук «р», а слог – «ро». Не забывайте, что при этом напрягать губы и язык не нужно, постарайтесь их расслабить.
- Наконец, пропойте небольшие слоги, открытые и закрытые, например, «мам», «но», «вав», «сам».
После такой разминки, когда вы почувствуете, что полностью владеете голосом, и любая песня зазвучит!
Вокально-хоровые упражнения
Распевка необходима не только солистам, но и певческим коллективам, особенно таким большим как хор. Вокальные упражнения позволяют взять правильное дыхание, сосредоточиться на образовании звука, разогреть голосовой аппарат. Разминка занимает 15-20 минут от общего времени репетиции и затрагивает в основном средний звуковой диапазон. Причина проста: певческий голос разогревается не быстро и достигает полного звучания только через 35-40 минут с начала разминки.
У каждого руководителя хора есть свои методы и секреты распевок. Например, один из корифеев этого искусства, П.И. Муравский, распевал артистов до 40 минут. При этом он не использовал рояль (только камертон). Музыкант добивался удивительной гладкости длинных аккордов, поразительно чистого унисона и великолепного интонирования.
Стандартные вокально хоровые упражнения включают в себя:
- дыхательную разминку;
- упражнения для разогрева резонаторов;
- гаммы;
- упражнения на длинных звуках;
- арпеджио
- упражнения для выравнивания гласных;
- простые попевки-каноны;
- упражнения на полифонию.
Голосовые связки играют важную роль в процессе речевого общения: от степени их смыкания и натяжения зависит громкость голоса и его высота. При парезе голосовых связок их движения ограничены, из-за чего голос может звучать охрипло, слабо или отсутствовать. Проблемы с голосовыми связками связаны с патологическими процессами, которые возникают в головном мозге (опухоли, инсульты, ЧМТ) либо непосредственно в ЛОР органах. Осиплость голоса в результате пареза голосовых связок возникает также вследствие отравления свинцом.
При лечении этого нарушения ведущим методом считают использование специальных упражнений для восстановления голоса после пареза. Голосовая гимнастика при парезе голосовых связок включает в себя, главным образом, дыхательные упражнения. Такая гимнастика при парезе позволяет включить компенсаторные возможности организма.
Упражнения рекомендованы для всех категорий больных. Даже при полном параличе голосовых связок возможно восстановление речевого общения за счет обучения больного методу получения звуков речи с помощью пищевода. Проводить упражнения с больным может фониатр или логопед.
Дыхательная голосовая гимнастика при парезе голосовых связок
При парезе необходимо нормализовать дыхание. После решения первоначальной задачи произойдет смыкание голосовых складок из-за компенсаторного процесса: здоровая часть гортани выйдет за среднюю линию и сблизится с паретичной частью. В том случае, если складки на пораженной стороне будут колебаться хотя бы немного, это позволит нормализовать голос полностью или улучшить его.
Самое первое дыхательное упражнение, которое проводят с больным при парезе, напоминает игру на губной гармошке. Больной должен медленно, неторопливо дуть, озвучивая дутьё протяжным звуком одной высоты. Длительность выполнения упражнения в первый день – 45 секунд. Затем продолжительность может быть постепенно увеличена до 2 минут за две недели. Частота ежедневного повторения упражнений составляет до 10 раз за день в начале работы по восстановлению дыхания, и до 15 раз в дальнейшем.
Когда упражнение становится для больного менее затруднительным, продолжительность каждого из вдохов и выдохов можно сократить. Такое упражнение позволяет стимулировать мышцы гортани за счет их массажа воздушной струёй, и удлинить выдох. Используют следующую дыхательную гимнастику:
- быстрый неглубокий вдох через нос, далее – продолжительный выдох носом;
- носом вдыхать, выдыхать ртом;
- вдыхать через рот, носом выдыхать;
- вдыхание и выдыхание одной половиной носа, вторая половина закрыта, затем меняем;
- вдыхание через одну половину носа, вторая закрыта, а при выдыхании открываем ранее закрытую половину и закрываем первую.
Как работает биоакустическая коррекция? Читайте об эффективном методе лечения неврологической патологии.
Знаете ли вы, кому показана Бобат терапия? Основные принципы реабилитации.
Гимнастика для активизации мышц шейного отдела и гортани
Для того чтобы укрепить мышцы шейного отдела и гортани через 1-2 недели после проведения занятий по нормализации дыхания можно начать выполнение физкультурных комплексов. Промежуток после занятий по нормализации дыхания соблюдают, чтобы избежать перегруженности больного, а также для наиболее полного овладения всеми заданиями.
Для проведения занятий больной садится на стул. Рекомендован следующий гимнастический комплекс:
- больной кладет на затылок сцепленные вместе руки, после этого наклоняет голову назад;
- больной выполняет наклоны головы вперед, его кулаки при этом упираются в подбородок;
- больной кладет руки на уши и наклоняет голову вправо и влево;
- выполнение движений нижней челюстью, ей можно двигать вперед, вниз, влево и вправо;
- сжимать и разжимать зубы;
- надувать щеки;
- доставать языком до мягкого нёба;
- поднимать мягкое нёбо, как бы зевая.
Упражнения просты в выполнении, не вызывают перегрузок у больного. Этот гимнастический комплекс рекомендовано повторять до 6 раз в течение дня, каждое движение при этом выполняется по 5 раз. Рекомендуют сочетать предложенные упражнения с занятиями в кабинете лечебной физкультуры, направленными на установление диафрагмального (глубокого) дыхания. После выполнения данных упражнений в течение 1-2 недель можно перейти к фониатрическим упражнениям. Голосовой аппарат к этому моменту будет более подготовленным: удлинится выдох, могут появиться небольшие колебания в паретичной голосовой складке.
Фониатрическая гимнастика при парезе голосовых связок
После того как были решены задачи предыдущих этапов, выполняют фониатрическую гимнастику, рекомендованной при парезе голосовых связок. Начинаются такая гимнастика с произношения звука «М». Этот звук не требует сильного напряжения голосовых складок, воздушная струя слабая. Далее можно выполнять и другие фониатрические упражнения.
Краткое произнесение данной фонемы в спокойном положении гортани. Воздух при произнесении следует направить так, чтобы он оттолкнулся от твердого неба. В ходе такой работы звучность и ясность произнесения должна увеличиться. Можно увеличить и длительность звука. После того, как выполнение этого задания перестанет вызывать затруднения, приступают к работе со слогами.
Работу со слогами строят так: к продолжительному звуку «М» добавляем все гласные, произнося их кратко и опуская челюсть. Должны получится слоги МА, МЭ, МЫ, МУ, МО. После того, как упражнение перестало быть сложным для больного, можно приступить к произнесению слогов и с другими звонкими согласными.
Далее больной тренируется в произнесении цепочек слогов, которые ему уже хорошо знакомы: МА-МА-МА, НА-НО-НУ. Тренируют и произнесение цепочек гласных звуков, например АУ, АЭ, АОИ, АУО и других. Получатся это должно легко, без напряжения, голос звучный. Гласные нужно также произносить со звуком Й, например ОЙ, ЕЙ, ЮЙ,ЭЙ, АЙ, ЯЙ. При этом гласный произносится кратко, а Й длинно.
На этапе автоматизации больной тренируется в произнесении слов. Сначала это должны быть простые слова с открытыми слогами. Затем слова можно усложнять. Голос считают восстановленным, если он звучит достаточно громко и звучно и речевое дыхание больного хорошо организовано. Длительность такой работы может составлять до 4 месяцев, особенно эффективна она при раннем начале занятий.
Узнайте, какие мероприятия помогают пациентам после микроинсульта: реабилитация и питание.
Как помочь пациентам с афазией после инсульта: медикаментозное лечение и упражнения.
Что поможет пациентам восстановиться после инсульта: лекарства, упражнения, тренажеры.
Подведем итоги
Восстановление больного будет более быстрым и полноценным при условии помощи родных и близких. Все упражнения требуют многократного повторения в течения дня, что невозможно организовать, если с пациентом занимается только логопед или фониатр. Но и без консультаций специалистов обойтись невозможно, они помогут составить программу и направить помощь родных в нужное русло.
Внимание! Специалист израильской клиники может Вас проконсультировать —
напишите вопрос в форме ниже:
Буду откровенен: «Алкоголь, так же губительно по своему воздействию отражается на качестве голоса, как и курение, как бы это не странно могло прозвучать.» Многие могут со мной не согласиться, но Я поспешу объясниться. Во-первых не стоит считать, что бокал вина или стопка водки навредит вашему голосовому аппарату намного меньше, чем выкуренная сигарета, потому что сигарета раздражает слизистую оболочку ротовой полости и гортани, а алкоголь не разогревает, иссушает гортань вплоть до ожога 1 стадии. Более того, под алкогольным воздействием притупляются физические болевые ощущения, а значит не трезвый певец может травмировать и надрывать свои связки, сам того не подозревая, поэтому если уже пришлось выпить, то старайтесь не петь. Петь в нетрезвом состоянии может себе позволить только опытный певец, хорошо владеющий собой и обладающей чётко выработанной техникой пения.
А вообще вокал и алкоголь, как и табак- вещи не совместимые, и не стоит себе лгать. Лучше всего бросить эти привычки, и не искать себе оправданий.
Есть конечно такие певцы которые смогли сохранить голос и здоровье выпивая и периодически покуривая (Например Атлантов), но это редкие исключения и не стоит принимать их за сигнал, к действию.
Поясню ещё одну важную проблему алкоголя. Алкоголь очень сильно изнашивает сердечно сосудистую систему, а значит и лишает очень большого количества сил. Например, на следующий день после приёма алкоголя петь очень трудно, потому что сердце находится в истощенном состоянии, к тому же и слизистая гортани высушена и организм по этим причинам требует много воды (Наверняка, все кто принимал алкоголь знает, что такое жажда на следующий день).
Ко всему, от алкоголя разрушаются клетки мозга, в частности клетки отвечающие за память, а значит занимаясь вокалом приобретая новый и новый опыт, но выпивая вы делаете каждый раз шаг назад.