Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4
с. Серафимовский муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Конспект организованной образовательной деятельности
Образовательная область: » Речевое развитие «
Раздел: » Развитие речи «
Тема: » Клуб знатоков леса. Дикие животные»
Возрастная группа: подготовительная группа
Выполнила: учитель-логопед
МБДОУ № 4 с.Серафимовский
Мистрюкова Елена Александровна
Образование — высшее,БГПУ,30.12.03
Стаж общий -20 лет
Квалификационная категория первая
Цель: повторить и обобщить знания детей о жизни диких животных родного края
Программные задачи :
Обучающие задачи:
-Связная речь :Активизация словаря по теме ,совершенствование последовательного воспроизведения словесного материала ,развитие умения придумывания сказки о животных по аналогии со сказкой К.Д.Ушинского «Бишка «
-Формирование словаря: Упражнять в подборе слов с противоположным значением (слабый – сильный, хищный – травоядный ),развитие навыков словоизменения и словообразования.
-Грамматический строй речи : Развивать у детей умения правильно употреблять существительные множественного числа в родительном падеже, упражнять в согласовании существительных с числительными и упражнять в правильном употреблении в речи притяжательных прилагательных.
Развивающие задачи : Развивать знания у детей о жизни и повадках диких животных, развитие наглядно-образного мышления, слухового восприятия, развитие мелкой моторики рук, навыков самоконтроля.
Воспитывающие задачи : Воспитание бережного и заботливого отношения к диким животным родного края, развивать чувство товарищества, умение работать в команде.
Интеграция образовательных областей : Социально-коммуникативное и познавательное развитие , физическое развитие.
Демонстрационный материал : Предметные и сюжетные картинки диких животных, цифры 1, 2 , 3,фишки.
Раздаточный материал : Конверты с разрезными картинками на каждого ребёнка по данной теме ( медведь, заяц , белка, лиса, волк, ёж ),бумажные медали для каждого ребёнка.
Словарная работа: Ежиная семья, беличья семья ,лисья семья, волчья семья.
Предварительная работа: Беседа о диких животных наших лесов, рассматривание иллюстраций, фотографий из жизни животных, чтение стихов.
Ход занятия .
Организационный момент:
Воспитатель : Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
– Здравствуйте.
– Ребята, какое у вас сегодня настроение?
– Хорошее, радостное, веселое.
– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение, улыбнёмся друг другу, повернитесь и гостям улыбнитесь.
— Ребята, а скажите кто живёт в лесу?
— Дикие животные. Почему их называют дикими ?
Дети : Они сами строят себе жилища, сами добывают пищу и сами заботятся о детёнышах.
Вот с ними мы сегодня поближе познакомимся .Сейчас тихо садятся девочки, а теперь мальчики.
Обращаю внимание на осанку.
Сядьте правильно,
Ноги поставьте вместе,
Спинку выпрямите.
Основная часть :
Воспитатель : Давайте с вами поиграем с пальчиками. Пальчиковая гимнастика «Дикие животные «
Дикие животные есть у нас в лесу:
Здесь мы можем встретить зайца и лису,
Белку и медведя,
Волка, кабана-
Прячет всех надёжно лесная тишина.
Воспитатель : Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай, кто это?»
— Он трусливый, длинноухий, серый. Кто это?
Выставляется картинка зайца.
Посмотрите, это заяц .У него передние лапы короткие, а задние длинные.
А вы знаете, почему?Потому что они помогают ему быстро бегать и прыгать,
а ещё у зайца длинные уши и за это мы можем назвать его –длинноухим,а если у него быстрые ноги, то он какой?
Дети : Быстроногий.
Воспитатель :Он живёт в норе, а зимой роет норы под снегом.
-Какого цвета у него шубка летом, а зимой?
-Знаете, как заяц голос подаёт?
-Он лопочет.
— Детёныши у него зайчата.
Воспитатель: О ком я говорю ? Он злой, голодный, серый.
Выставляется картинка волка. Описание внешнего вида, подбор признаков и действий .Как он голос подаёт?
Дети :Воет.
Воспитатель : Как называется жилище волка?
Дети :Волчье логово
Воспитатель :Чем питается ? Как вы думаете, он хищник ?Как вы думаете ,почему его называют санитаром леса ?Потому что он поедает слабых и больных животных.
-Кто детёныши у волка?
Дети: Волчата
Воспитатель: Хитрая, рыжая, хищная. Кто это ?
Выставляется картинка лисы. Описание внешнего вида.
-Как называется жилище у лисы ? Где она живёт?
Дети :Лиса живёт в норе. Она может занимать чужие норы, особенно норы аккуратных барсуков.
-Как она голос подаёт ?
-Лиса тявкает.
-А чем она питается? Она ест мышей ,змей ,лягушек ,ящериц ,любит фрукты рыбу. Как вы считаете, она хищница ?
-Кто детёныши ?
Дети :У лисы рождаются лисята.
Воспитатель: Большой, бурый, неуклюжий. Кто это ?
Выставляется картинка медведя. Описание внешнего вида.
-Где живёт медведь ?
Дети :Медведь живёт в берлоге.
Воспитатель : На зиму вход в берлогу он засыпает землёй и закрывает сухими ветками.
Воспитатель: Как он голос подаёт ?
Дети : Медведь ревёт.
Воспитатель : Кто рождается у медведицы?
Дети :У медведицы рождаются медвежата.
Воспитатель :Рыжая, маленькая, быстрая. Кто это ?
Выставляется картинка белки. Описание внешнего вида: у неё шубка зимой серая, а летом рыжая. На ушах есть кисточки. На зиму белки делают себе запасы на деревьях, вешают на ветки ,грибы, ягоды, орехи.
-Как называется дом белки ?Где она живёт ?
Дети :Белка живёт в дупле.
Воспитатель :Кто рождаются у белки ?
Дети :У белки рождаются бельчата.
Воспитатель :Маленький, шустрый, колючий. Кто это ?
Выставляется картинка ежа. Описание внешнего вида
Воспитатель : Где живёт ёж ?
Дети :Ёж живёт в норе.
Воспитатель: Как он голос подаёт ?
Дети : Ёж фыркает.
Воспитатель :Кто рождается у ежихи ?
Дети : У ежихи рождаются ежата.
Воспитатель : Чем питаются ежи ?
Дети : Ежи едят мышей,змей,насекомых,фрукты.
Воспитатель :Шерсть покрыта жиром, чтобы не мокнуть под водой, строит хатки. Кто это ?
Дети : Бобр.
Выставляется картинка бобра. описание внешнего вида: они плавают в речке, из веток деревьев строят плотину. Хвост служит опорой.
Воспитатель :Где живут бобры ?
Дети :Бобры живут в хатках.
Воспитатель: Как называются детёныши у бобров?
Дети :Они называются бобрята.
Воспитатель: Ребята, скажите, а ещё каких животных мы можем встретить в лесу?
Дети: Мы можем встретить рысь, оленя, кабана, лося.
Воспитатель :А вы знаете, что самку оленя называют оленуха. Кто детёныши у оленухи?
Дети: У оленухи рождаются оленята.
Воспитатель: Поиграем ещё в одну игру «Один-много «
Волк- много волков ,лиса- много лис ,ёж- много ежей и т.д.
Воспитатель :Мы с вами живём в семье и у животных тоже есть семья. Послушайте, я вас познакомлю с семьями животных.
— Это семья ежей – ежиная семья. Папа –ёж, мама-ежиха, дети-ежата.
— Это семья лис, значит это чья семья?
Дети: это лисья семья и т.д.
Физкультминутка. «Дикие животные”
Как-то раз лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой – медведицей шёл медвежонок,
За мамою – белкой скакали бельчата,
За мамой – зайчихой косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат
Все мамы и дети напиться хотят. (дети имитируют повадки диких животных)
Игра с мячом «Скажи наоборот «
-Лось большой, а заяц… .(маленький )
— Белка слабая, а волк… (сильный )
— У волка хвост длинный ,а у медведя … (короткий )
— Лиса хищное животное , заяц …( травоядное )
— Ёж травоядный, а волк… (хищный ) и т.д.
Воспитатель :Садитесь на свои места.
Сядьте правильно,
Ноги поставьте вместе,
Спинку выпрямите.
Воспитатель: Поиграем ещё в одну игру .Она называется «1-3-5 «
Я буду показывать цифры, а вы считайте животных.
-Один волк, три волка, пять волков. Один ёж, три ежа, пять ежей и т.д.
Воспитатель :Ребята,сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто самый умный? «
Придумайте своим командам название. За правильный ответ на вопрос я буду давать фишки. У какой команды в конце викторины их окажется больше, та команда и победила. Ответы принимаются только при поднятой руке. При выкрикивании с места, право ответа переходит к другой команде, а ответ не засчитывается. Когда я задам вопрос, тот, кто первый поднимет руку, начнет отвечать. Ну что, готовы? Тогда начнем.
1.Как голос подаёт заяц?
2.Как называется жилище медведя?
3.У каких животных есть кисточки на ушах ?
4.Как называется жилище волка?
5.Кто мама у волчонка?
6.Как голос подаёт ёж?
7.Как голос подаёт лиса?
8.Где живут бобры?
9.Кто зимой серый, а летом рыжий?
10.Кто детёныш у белки?
11.Чей хвост у лисы ?
12.У какого животного задние лапы длиннее передних?
13.Чей хвост у белки?
14.Кто мама у оленёнка?
Подсчитывается количество баллов ,называется победитель этой игры.
Развитие связной речи.
Воспитатель:Я вам расскажу сказку:
Однажды Маша гуляла в лесу, подошла она к логову волка и говорит ему:
— А ну-ка, волк, прочти, что в книжке написано.Понюхал волк книжку, и прочь пошёл.
Беседа по содержанию сказки:
-О чём попросила Маша волка?
— Что сделал волк ?
— Какие же дела есть у волка ?
-Чему нас учит эта сказка?
Вывод: Каждый должен заниматься своим делом, которое он умеет хорошо делать.
Воспитатель :Приступаем к последнему заданию. У вас на столах есть конвертики с заданием ,откройте их. Вам нужно собрать картинку и про того, кто у вас получиться придумать такую же сказку.
Дети собирают картинки и по анологии с предложенной сказкой придумывают сказку про своего персонажа.
Итог. Про кого мы сегодня беседовали? Что нового узнали ?Все сегодня были молодцы. Я могу вас назвать настоящими знатоками леса. Каждому вручается медаль » Знаток леса «Спасибо. До свидания.
Список использованной литературы
2. Игры в логопедической работе с детьми Ред. – сост. В.И. Селиверстов-М.: Просвещение, 1987 г.