Как проходит причастие?

Содержание

Первое причастие ребенка после крещения – первая Евхаристия в его жизни

Некоторые родители и крестные задумываются над тем, обязательно ли причащать ребенка после Крещения. Для того, чтобы дать правильный и исчерпывающий ответ на этот вопрос, нужно порассуждать над смыслом самого Таинства Крещения. По учению православной Церкви во время этого Таинства человек становится членом Церкви Христовой. Во время собеседования перед Таинством Крещения священник обычно говорит родителям и крестным о той великой ответственности, которая на них возлагается при крещении ребенка. Они должны приложить все свои усилия к тому, чтобы их малыш оказался достойным своего христианского звания. Представить себе жизнь христианина, который не участвует в церковных богослужениях, невозможно. Поэтому с момента Крещения ребенка подносят к Таинству Евхаристии или Причащения. Будет замечательно, если в этом Таинстве вместе с малышом будут участвовать его родители и крестные. Когда священник во время совершения Таинства Причащения дает ребенку под видом хлеба и вина частицу самого Тела и самой Крови Христовой, происходит настоящее чудо. Это чудо невозможно описать человеческими словами, так как во время Таинства Евхаристии человек соединяется с самим Богом. Поэтому неудивительно, что после участия в этом святом Таинстве Церкви, многие неизлечимые больные и находящиеся при смерти люди получали полное исцеление. Если у родителей и крестных не получается поднести ребенка к святой Чаше с Причастием в день его крещения, то нужно это сделать в ближайшее время. Многие священники рекомендуют, чтобы ребенок участвовал в Таинстве причастия каждый воскресный день.

Молитва матери после крещения ребенка является неотъемлемой частью исполнения ее материнского долга. Материнская любовь является одним из самых жертвенных видов любви, которая существует на земле. Во время Крещения человеку сообщаются особые духовные и телесные силы для жизни во Христе, ему становится тяжелее соглашаться с недобрыми помыслами. В тоже время в нем легче могут развиваться христианские добродетели, такие как любовь, верность, дружба, уважение, милосердие, вера и многие другие. Когда родители малыша и его крестные решают, что делать после крещения ребенка, то в первую очередь им стоит подумать о его первой Евхаристии в жизни. Малыш не сможет вам об этом рассказать, однако он будет чувствовать особую благодать и неизреченную любовь Божию, которая будет изливаться в его сердце во время совершения Таинства Евхаристии. Его первая Евхаристия должна стать первой ступенькой в его активной церковной жизни.

Как подготовиться к первому Причастию ребенка после Крещения

Идеальным вариантом будет, если с ребенком после Крещения станут причащаться его родители и крестные. Тогда при подготовке к этому Таинству им нужно будет с усердием прочитать покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу, молитвенный канон ко Пресвятой Богородице, а также канон Ангелу Хранителю, канон ко святому Причащении и последование ко святому Причащению. Для взрослых людей перед Причастием рекомендуется не менее трех дней употреблять постную пищу. Вечером накануне Причастия или в день совершения Божественной литургии до Причастия нужно приступить к Таинству Исповеди. Во время Исповеди нужно всем сердцем покаяться в совершенных грехах и проступках. Если же у родителей и крестных родителей ребенка нет возможности самим достойным образом подготовиться к Таинству Причастия и приступить к нему, тогда нужно хотя бы самого ребенка принести в церковь к Евхаристии. Нужно за него молиться как дома, так и в церкви. Причащение ребенка после Крещения – важный элемент в начале его духовного пути. Детей до трех лет можно кормить с утра перед Причащением. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок хорошо выспался накануне того дня, в который вы собираетесь идти с ним в церковь. Важно, чтобы он был не голоден, был одет в комфортную для него одежду.

Как проходит первое Причастие ребенка после Крещения

Первое причастие ребенка после Крещения не должно отличаться от последующих. Когда взрослые люди, которые несут ответственность за христианское воспитание малыша, задумываются, как причастить ребенка, то они должны знать с одной стороны духовные требования подготовки к этому Таинству, а с другой стороны, некоторые особенности внешнего поведения. К духовным правилам относится особая молитва за ребенка в день Причастия. Нужно просить Господа – как своими словами, так и словами из молитвослова, — чтобы Господь сподобил малыша Своей Божественной благодати, чтобы ребенок вырос настоящим и достойным членом Церкви Христовой, который идет по пути спасения.

Когда вы подносите ребенка к святой Чаше, его нужно положить на правую руку. Руки малыша нужно аккуратно придерживать, чтобы он не мог случайно толкнуть ими руку священника, которая держит святую Чашу с Евхаристией.

Слово Евхаристия в переводе с греческого языка означает «благодарение». Когда христиане приступают к Таинству святого Причащения, то они таким образом выражают своему Создателю благодарность за все Его благодеяний в их жизни. В Священном Писании Нового Завета есть такие слова: «За все благодарите». Конечно, Таинство святого Причащения не является единственным видом выражения своей благодарности к Господу, однако она должна быть неотъемлемой частью образа христианской жизни. Если ребенок с самого раннего детства будет приучен регулярно приступать к Таинствам святой Православной Церкви, то тогда в более зрелом возрасте у него не будет таких духовных проблем, которые бывают у людей, не участвующих в церковной жизни.

Исповедь перед причастием, почему она необходима

Христианство не может существовать без исповеди, ведь все люди не совершенны, кто из нас без греха. Однако немаловажно, чтобы мы осознавали, как правильно исповедоваться перед причастием и зачем это нужно.

Исповедь — таинство, где христианин кается в своих грехах перед Господом, перед лицом священнослужителя. И он прощает верующего именем Спасителя. Доверие прегрешений своих — это не насильственное вытаскивание совести из тьмы, не просто любопытство, не суд над согрешившим прихожанином. Исповедь перед причастием — это не простой разговор о недостатках, сомнениях. Тем более не положенный доклад своему духовнику на тему греха или просто обычай.

Исповедь перед причастием является искренним покаянием, идущим от сердца. Также потребность духовного очищения, гибели в грехах и воскрешение в святости. Исповедь -это великая Тайна человеколюбия Иисуса Христа к чадам своим. Зачем смывает человек грязь с тела своего? Как заботится христианин о чистоте плоти, так и должен он с ещё большим усердием хранить чистоту духовную. Ведь тело тленно, а душа вечна.

Духовная грязь — это и есть грех, который можно «смыть» только исповедью пред причастием. Грехи как копоть оседают на душе, если их не отмолить, они тяготят человека. Прихожанин не находит себе покоя, чувствует опустошение внутри. Под бременем греха человек беспричинно раздражается, несёт обиды своим близким людям, теряя внутреннюю уверенность. Что происходит, он не может понять сам, а дело в не исповеданных грехах. Покаяние возвращает чистоту душе, которую очернили неблаговидные поступки.

Исповедь перед причастием — это Божья милость к падшему, слабому в вере своей человеку. Это доступно каждому верующему, ищущему путь спасения души от прегрешений. Искреннее покаяние даёт прихожанам не только оставление грехов, но восполняет духовное самочувствие: обновляется мироощущение, наступает лёгкость и благость, уходят неприемлемые страсти. Таинство исповеди возвращает в чистоту, полученную от Крещения.

Что такое Причастие

История происхождения обряда Причастия в православной церкви берет свое начало еще с Тайной Вечери. Она была установлена самим Христом. Именно он разломил и подавал хлеб своим ученикам, именуя его телом своим, а вино называл совей кровью. Так при проведении таинства причастия происходит восстановление единства между творением и природой Творца, которое было еще до грехопадения. Результатом проведения причащения считают дарование зародышей будущей жизни в Небесном

Царстве. Мистика данного обряда заключается в жертве Спасителя. Он распял Свое Тело и пролил Свою Кровь на кресте. Иисус пожертвовал собой перед Творцом за нас, чтобы восстановить падшую человеческую натуру. И мы, принимая участие в данном обряде, также помогаем такому восстановлению. Вкушение Плоти и Крови во время Причастия вполне реально. Это символическое обрамление вина и крови.

Под внешней оболочкой тленной материи прячется нетленное средство Божественной природы. Причастием называют «питание» души, которое должно произойти после ее «рождения» в Таинстве Крещения. Крещение должно проводится одноразово в жизни, а вот Причастие необходимо проводить не реже раза в месяц. Минимально такой обряд можно проводить раз в год, но это может привести к выживанию души.

Лучшая статья для Вас, переходите: Пасха — праздник Светлого Христова Воскресения

Как правильно подготовится к исповеди перед причастием

Исповедь перед причастием в храме, у всех вызывает необыкновенное волнение. Особенно если это первое покаяние. Нужно оставить переживания: обитель Божья — это не место для осуждения. Наоборот, поговорив с батюшкой, рассказав ему о своих тягостях, облегчится душа, мир откроет свои объятия и уйдёт негативная энергия. Как же правильно подготовиться к исповеди? Существуют некоторые каноны, которых нужно придерживаться на тайной исповеди в храме:

  • Нет необходимости восстанавливать все до единого греха, в мельчайших деталях. Священнослужители полагают, что люди пытаются таким способом искать вину третьих лиц. Ведь легче обвинить окружающих, снимая с себя ответственность в содеянном проступке.
  • В ходе таинства исповеди лучше охарактеризовать совершенные грехи единым названием. Например: я богохульничал, злился, украл, ненавидел и так далее.
  • В церковь необходимо прийти к началу службы, чтобы послушать вместе со всеми общие молитвы, которые батюшка читает до начала исповеди.
  • Во время таинства исповеди перед причастием надо приблизиться к священнику, окрестить себя и поцеловать распятие и Евангелие. Затем перечислить грехи. Потом батюшка с молитвой даст разрешение на причащение. Нужно быть готовым к отказу, это усмирит страсти прихожанина. Не стоит роптать, а принять со смирением.

Важно! Когда озвучивается прегрешение, даётся обет себе — больше не повторять его. Простить недругов, завистников и всех, кто чинил обиды. Постараться умиротвориться и набраться смирения.

Почему необходимо святое причастие

Таинство причащения имеет большое значение для верующего человека. Мирянин, не желающий совершать обряд евхаристии, отдаляется от Иисуса, заповедовавшего соблюдать традицию. Нарушение связи с Богом ведет к возникновению смятения, страха в душе. Человек, у которого причастие в церкви происходит регулярно, наоборот, укрепляется в религиозной вере, становится умиротвореннее, ближе к Господу.

  • Чем полоскать горло при боли
  • Торт Черный принц: рецепты
  • Болит шея с левой стороны

Список грехов

  • невоздержание от всякого проявления зла
  • претензии к людям и жизни
  • измена мужу или жене
  • страх перед людьми или обстоятельствами
  • страх исповедовать христианство людям
  • неоправданный гнев
  • озабоченность
  • чрезмерная болтливость
  • гордыня
  • насилие, рукоприкладство
  • жестокость по отношению к людям
  • жестокость по отношению к животным
  • занятие оккультизмом
  • злословие
  • отказ от участия в христианских таинствах
  • ожесточение, озлобленность
  • богохульство
  • не прощение своих обидчиков
  • корысть
  • взяточничество
  • введение в заблуждение
  • хвастовство
  • заставлять ребёнка грешить
  • обман детей,
  • презрение к детям, это то же самое, что презирать Бога (Лк.10: 16)
  • оскорбление ребёнка
  • отказ от не рождённого ребёнка
  • осуждение
  • ставить заботы мирские выше Бога
  • отказ от помощи
  • не смирение перед Божьим наказанием
  • неповиновение Божьим заповедям
  • отсутствие сострадания
  • постоянные жалобы
  • презрение
  • не довольствоваться тем, что имеешь
  • неискренность
  • не быть кротким и тихим
  • участие в раздорах, ссорах
  • нежелание меняться в соответствии с заповедями
  • упрямство
  • обращение к ложному совету (не от Бога)
  • грубость
  • ненасытное стремление к мирской выгоде
  • зависть
  • хитрость
  • отчаяние
  • сомнения в силе Бога
  • агрессия по отношению к богатым/бедным
  • агрессия по отношению к мужчинам/женщинам
  • невозвращение долгов
  • обман
  • мошенничество
  • лжесвидетельство
  • поддаваться искушениям
  • уныние
  • отчаяние
  • пьянство
  • несправедливость
  • враждебность
  • желание зла
  • злопамятство
  • невоздержание от всякого проявления зла
  • мстительность
  • вымогательство
  • отсутствие веры
  • лесть ради выгоды
  • жадность
  • нелюбовь к Богу всем сердцем, душой и разумом
  • стремление к Богу на словах, но не сердцем
  • упование на человека, а не на Бога
  • упование на богатство, а не га Бога
  • отделение себя от Бога
  • не быть благодарным Богу во всех обстоятельствах
  • потакание своим слабостям
  • видеть свой собственный интерес, а не Христа
  • непочтение к родителям
  • унижение себя или других
  • причинение боли душевной и физической
  • лицемерие
  • безответственность
  • ревность
  • оправдание нечестивых
  • воровство
  • убийство животных
  • отсутствие любви
  • обидчивость
  • злоупотребление
  • предвзятость
  • не молиться во имя Иисуса
  • себялюбие
  • осознанное не совершение добрых поступков
  • вредность
  • предательство

Как правильно ставить свечи в церкви последовательность

Причащение в православной церкви

За день до Своего крестного подвига, в Великий Четверг на Тайной Вечере, Иисус Христос впервые открыл ученикам таинство причастия. Вот как об этом повествует Евангелие от Марка: «И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк. 14:22-24). Но это была не просто трапеза, так впервые Господь показал нам, Его детям, возможность соединиться с Ним не только на духовном, но и на материальном уровне.

Термин «таинство», пожалуй, наиболее полно характеризует причастие, поскольку никто — ни богословы, ни священники, ни ученые — до сих пор не в состоянии объяснить, каким образом хлеб, испеченный людьми, и обычное красное вино претворяются в Плоть и Кровь Бога. Для нас, земных людей, это остается тайной.

Как проходит исповедь в церкви

Чтобы правильно подготовиться к исповеди важно иметь представление о том, как проходит Таинство в храме.

Исповедь, обычно совершается с утра, перед Божественной Литургией, вечером во время службы и после. В особых случаях, возможно, попросить духовника о другом времени аудиенции. Перед ритуалом таинства исповеди священник произносит общую молитву, где в определённом месте, прихожанин говорит вслух своё имя. Необходимо пройти в церкви к возвышенности в виде столика-аналоя. В этом месте встают прихожане в очередь, желая произнести покаянные слова. Во время ожидания своей исповеди, надо произносить мысленно молитвы, вспоминая личные грехи.

Есть много печатных изданий, в которых рассказывается о правильной готовке к таинству, там же есть перечень грехов людских. Подобные брошюры можно почитать, но не брать их как руководство к действию. Ведь у каждого свои грехи, нужно поступать, как велит совесть. В противном случае это не принесёт пользы. Если есть потребность в духовной помощи для исповедования, можно изучить опыт, советы преподобных старцев или известных в миру священников. Однако нужно помнить, что исповедь идёт Живому Господу. Он незримо присутствует в таинстве, а архиерей является свидетелем (об этом говорится в молитве), с помощью которого Бог оставляет грехи прихожанина.

Рассказать батюшке надо всю правду, ничего не тая. Стеснение необходимо отбросить, ведь священник как доктор, только врач лечит тело, а батюшка душу человеческую. На все вопросы нужно отвечать чётко без заминок. Главное что стоит запомнить, вся информация останется тайной, которую будет знать только священнослужитель. Если христианин искренне раскаивается в своих проступках, ему прощается всё безвозвратно.

Верующие, которые идут на исповедь перед причастием в первый раз нервничают думая, как всё пройдёт. Православные храмы практикуют общую исповедь. Посещать их может любой христианин, также беседовать единолично с батюшкой. На всеобщих ритуалах архиерей имеет право отпускать грехи прихожанам, пришедшим на таинство. Он начинает перечислять прегрешения и грехи, какие часто случаются с людьми. Данное действие позволяет освежить память и выйти наружу давно забытым неблаговидным мыслям и поступкам.

После окончания исповеди, человек наклоняет голову, а батюшка покрывает его нижней частью своего облачения — епитрахилью и произносит разрешающую молитву. В завершение нужно прикоснуться губами к кресту, Евангелию, священнослужитель благословляет крестным знамением. После окончания обряда необходимо перекреститься и поцеловать крест и Евангелие. Затем нужно попросить у батюшки благословения. Исповедальные дни в храмах желательно уточнить за несколько дней до предполагаемого таинства. Каждый верующий христианин должен помнить такие детали:

  • Ритуал покаяния проводится в церкви совершенно бесплатно. Можно сделать добровольное пожертвование на нужды прихода, если оно идёт от чистого сердца.
  • Исповедь не обязанность, человек решает сам пойти или нет на таинство.
  • Принуждение со стороны мирян или священнослужителей запрещается. Любое насилие идёт вразрез с православной верой.

Желательно, чтобы христианина вёл по жизни собственный духовный отец. С ним можно всегда посоветоваться, попросить помощи в трудной ситуации. Он будет духовно направлять человека, указывать на ошибки, радоваться вместе победам. Есть люди, которые в силу разных причин остались не крещёными. Это стоит сделать как можно быстрее, чтобы не ввергать душу свою в пучину грязи и тьмы. Необходимо прийти в храм, узнать всё о подготовке, прохождении ритуала исповеди перед крещением.

Православная Жизнь

Как правильно провести день после совершения Таинства Причастия? Любой ли человек может причаститься и как нужно причащаться в Великий пост? Подробно рассказывает ректор Киевской Духовной Академии епископ Сильвестр (Стойчев).

– Владыко, Причастие – это дар или лекарство?

– Причастие – одновременно величайший дар и, естественно, лекарство, ведь, как сказано в молитвах, «во исцеление души и тела». В творениях святых отцов нередко говорится о том, что Причастие – это лекарство, которое дается нам для того, чтобы мы имели благодатные силы для жизни во Христе. Многие византийские авторы рассматривают Святое Причастие в рамках схемы: Крещение-Миропомазание-Причастие, где Крещение – усыновление во Христе, новое рождение в Нем; Миропомазание – получение даров Святого Духа, а Евхаристия – укрепление обновленного человека. Так, например, мыслит святой Николай Кавасила, хотя, конечно, нужно понимать, что Евхаристия – это «образующее» Таинство Церкви. Один из известных религиозных русских философов, Алексей Хомяков, даже как-то сказал, что Церковь – это стены, воздвигнутые вокруг Евхаристической чаши. Христиане собираются вместе на богослужении для совместной молитвы.

– Когда и для кого было установлено Таинство Причастия?

– Таинство Причастия установлено Самим Господом Иисусом Христом во время Тайной Вечери, участниками которой, согласно евангельскому тексту, были апостолы. Евхаристия предназначена для всех христиан на все времена: «Сие творите в Мое воспоминание». На основании Посланий апостола Павла можно говорить о том, что уже в те времена были рекомендации к правильному приступанию к Сему Таинству: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор.11:30).

– Как часто можно причащаться?

– Сложный вопрос. Надо сказать, что долгое время бытовала такая практика, что надо причащаться 4 раза в год – каждый пост. Не будем вдаваться в подробности исторических факторов, приведших к возникновению такой практики, одно очевидно: церковная жизнь предполагает более частое участие в Таинствах.

В XX-XXI веке в нашей Церкви произошло определенное евхаристическое возрождение, и в большинстве приходов священнослужители говорят о том, что надо причащаться часто: каждое воскресенье или, как советует прп. Серафим Саровский, каждый двунадесятый праздник.

– Но не вызывает ли частое причастие опасность охлаждения к святыне?

– Это зависит от человека, духовника, прихода. Все очень индивидуально. Жизнь православного христианина невозможна без постоянного причастия. Радует, что большинство наших прихожан часто причащаются. В некоторых Православных Церквях такого не наблюдается, например, в Болгарской Православной Церкви, где прихожане причащаются редко. Моя знакомая из Болгарии рассказывала, что посещает храм, в котором батюшка рекомендует частое причащение, но он перенял эту практику от знакомых священников Русской Церкви. Но такой приход единственный в их епархии.

– Любой ли человек может причаститься?

– Никто не может сказать с дерзновением, что он достоин Таинства Причастия. Каждый должен понимать, что имеет препятствия.

– Серьезные препятствия – это какие?

– Смертные грехи. Мы все грешные: повседневно раздражаемся, обижаемся, суетимся, но это не является радикальным препятствием к Причастию. Если же человек совершает серьезные грехи: убийство, блуд, то его нельзя допускать к Чаше без прохождения определенного поприща, которое ему назначит духовник в виде епитимии. По традиции духовничества священник решает, благословить приступание к Причастию или нет. Наши духовники знают все тонкости нашей души. Надо их советов держаться.

– Как нужно и можно причащаться в Великий пост?

– Учитывая, что Великий пост – это сугубое время для покаяния, причащаться надо каждую неделю, если нет серьезных препятствий.

– Как нужно провести день после совершения Таинства Причастия? Говорят, что нельзя бить поклоны. Можно ли целовать руку священнику, иконы после Причастия?

– С этим связано много мифов. Я даже слышал, что нельзя принимать душ (улыбается). Логики в подобных утверждениях, безусловно, нет. Время после Причастия нужно провести в целомудрии, тишине, в чтении духовной литературы. День Господень надо посвятить Ему. У каждого есть заботы ежедневные, но постарайтесь справиться с делами заранее или в день Причастия потратить на них минимум времени. Причастие – это день радости, духовного торжества, и его не надо разменивать на суетливые повседневные дела.

Что касается практики не целовать руку или икону. После Причастия на губах может остаться Кровь Христова. Священник, который причащает, или дьяконы, держащие плат, за этим следят, но случается всякое. Пока не принял запивку, принято не целовать ни крест, ни руку, ни икону, чтобы не было искушения. Других чисто практических рекомендаций нет. В воскресный день земные поклоны уставом не предполагаются.

– Что Вы посоветуете человеку перед первым Причастием?

– Многое зависит от первоначальной подготовки человека: один полгода посещает Церковь и только потом подходит к Чаше, другой не бывает в храме, но решает причаститься в Чистый четверг, потому что так принято. Нужно советоваться со священником, который вас исповедует. Как правило, для новичков нужна подробная исповедь, во время которой устанавливается глубина его намерений и степень воцерковления. Также священник должен объяснить, как складывать руки, как подходить к Чаше. Очень важно молитвенное настроение: одни привыкли совершать утренние и вечерние молитвы и им не в тягость будет читать 3 канона и канон, и молитвы ко Причастию, другие могут только «Отче наш» раз в год произнести. Таким людям следует разделить молитвенное правило на несколько дней, чтобы они не утратили желание молиться. Принято поститься несколько дней пред Причастием. Причастие необходимо принимать с благоговением. Если у человека на данный момент благоговения нет, то лучше объяснить ему, что Причастие следует отложить, чтобы не было греха ни на этом человеке, ни на священнике, который, видя такое состояние, тем не менее благословил подходить к Причастию.

Беседовала Наталья Горошкова

Как правильно исповедоваться, примеры исповеди

Пример № 1. В многонаселённых городах в храмах,церквях собираются многочисленные приходы. На исповедь приходят до нескольких десятков человек. Для таких случаев в православии предусмотрены «общие исповеди». Обычно много народа бывает на Великий Пост, когда вдруг все вспоминают о своих грехах. Батюшка оглашает грехи, творимые людьми, а прихожане каются, говоря — Грешна (грешен)! Правда, для разрешительной молитвы нужно подходить поодиночке, каждому христианину. Руки нужно скрестить на груди, сказать своё крещёное имя. Потом накладывается епитрахиль, и благословляется мирянин именем Господа. Единственная рекомендация — не стоит пользоваться таким способом очищения в первую свою исповедь.

Пример № 2. Записать все прегрешения и грехи на бумаге. Листок со списком, который берут на исповедь, называется хартией. Её разрешают, потому что, стоя около Евангелия, священника и распятья, наступает момент смущения. То, что хотелось сказать, в чём покаяться моментально забывается. Подходите к батюшке и говорите: » Я грешна пред Господом» и начинаете зачитывать записанные грехи. Не стоит рассказывать подробно о совершённых деяниях. Если, например, вы взяли чужую вещь, не надо описывать — где это было, и кто ещё присутствовал. Хватит таких слов: Совершила грех воровства. Но и сухо перечислять весь список не желательно. К примеру, вы подойдёте и начнёте произносить: «Грешила прелюбодеянием, завистью, сквернословием и так далее по списку». Так тоже нельзя, лучше так говорить: «Грешила, Боже, изменами супругу» или «Осуждаю свою подругу». Это нужно делать, потому что, святой отец, слушая вашу исповедь, обязательно посоветует как побороть ту или иную страсть. Вместе с ним вы разберётесь в причинах этой слабости. Заканчивать исповедование стоит словами: «Господи! Я каюсь пред тобою. Помилуй меня и спаси мою душу грешную!»

Венчание в церкви в России

Пример №3. Этот пример исповеди составлен священнослужителями одного из монастырей:

Как вести себя на причастии в церкви, что нужно говорить?

К причастию не может быть допущен христианин, если:

  • Он не исповедовался (кроме деток до семи лет).
  • Он отлучен от Святых Таин.
  • Потерял разум, находится не в себе. Насильно веру не навязывают.
  • Супруги, вступившие накануне в половую связь.
  • Женщина в период менструации.
  • Не носит нательный крест.
  • Другие моменты, они оговариваются с батюшкой.
  1. Явиться в церковь нужно до начала богослужения, при опоздании исповедь и причастие переносится.
  2. После молитвы «Верую, Господи и исповедую…”, священник выносит Чашу с Дарами, при этом нужно низко поклониться.
  3. При открытии царских ворот надо перекреститься, сложить руки крестом на груди (правая сверху). В таком положении нужно принять таинство причастия.
  4. Приближаться к Чаше нужно с правой стороны церкви, не опережая других прихожан.
  5. Женщинам желательно проходить причастие без макияжа (хотя бы без губной помады).
  6. Оказавшись около батюшки, нужно четко сказать свое имя, принять Святые Дары, поцеловать Чашу (как ребро Христово). Больше ничего трогать и целовать нельзя.
  7. Отойдя, получите от служителей церкви просфору и запивку – святую воду либо теплоту.
  8. Если Чаш несколько, то принимать Дары можно только из одной.
  9. Далее прочитайте молитвы по Святом Причащении или прослушайте их в храме.

>Что нужно для причастия в церкви ребенка?

Зачем нужно причащаться?

Случалось ли вам полюбить всей душой кого-то, кто находится очень далеко? Если да, вы хорошо понимаете, насколько в такой ситуации сильно желание во что бы то ни стало оказаться рядом с любимым человеком, прикоснуться к нему, поговорить не только посредством интернет-сообщений, но, как говорится, вживую. Именно так душа, любящая Бога, жаждет быть с ним не только в будущем, на Небесах, но уже сейчас, в земной жизни.

Некоторые считают, что для праведной жизни достаточно всего лишь совершать добрые дела и молиться. Но это далеко не так. Никогда нельзя забывать о том, что вокруг незримо роятся сотни злых духов, внушающих нам совсем не праведные мысли. И порой мы даже перестаем замечать, что грешим, считая, что живем, «как все». Бесы цепляются, точно репьи, и чем дальше, тем их становится больше. Кого-то они толкают к унынию и депрессии, кого-то отвращают от Бога и Церкви, и вот уже человек перестает задумываться о своей душе. Такой, обросшей бесами, душе очень тяжело, она стонет и плачет, а человек порой даже не может понять, почему ему так горько, почему не ладится семейная жизнь и ничего не радует. И даже добрые дела и молитвы помогают очень слабо, потому что нравственные ориентиры оказываются смазаны, ведь без Божьей помощи не всегда возможно отличить добро от зла. Постепенно такое положение вещей становится привычным.

Сложно передать словами то ощущение, которое испытывает человек после причастия — возможно, первого в своей жизни. В душе внезапно настает покой, а тело кажется таким легким, точно внезапно помолодело. Хочется петь в унисон с хором и улыбаться каждому встречному. И потом, уже после причастия, совершенно не тянет к прошлым плотским удовольствиям, а вот духовные темы, напротив, привлекают все больше и больше. В жизни начинает ощущаться Божья воля — многие события обретают закономерность и смысл, а в том, что казалось просто чередой неприятностей, внезапно открывается духовная польза.

Причащение (греч. евхаристия – благодарение) – самое главное таинство христианской Церкви, в котором верующий, под видом хлеба и вина, принимает (вкушает) самое Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется с Богом и делается причастником вечной жизни.

Слово «причащение» («причастие») происходит от слова «часть» и означает участие, причастность, соединение, приобщение, принадлежность к чему-либо.

Это таинство установил Иисус Христос накануне Своих Крестных страданий. Спаситель уже знал, что Ему предстоят арест, мучительная казнь и смерть, и устроил для Своих учеников прощальный ужин, тайную вечерю в Иерусалиме. Во время трапезы Он взял хлеб, разломил его, раздал ученикам и сказал: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое», а потом дал чашу с вином и сказал: «сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26-28). При этом заповедал: «сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).

И с тех пор это таинство постоянно совершается на главном христианском богослужении – литургии (в переводе с греческого – «общее дело»). Мы берем обычные земные продукты, плоды нашего труда – хлеб и вино – и приносим их Богу в бескровную жертву. Во время литургии, по молитвам всей общины верующих, совершается величайшее чудо: Дух Святой сходит на эти дары, и хлеб становится Телом Христовым, а вино – Кровью Христовой.

Со времен грехопадения, отступления от Бога наших прародителей Адама и Евы, человеческий род заражен грехом, и эта болезнь передается из поколения в поколение. Нет такого человека, который бы не был болен этой греховной порчей. Исцеление человечества Бог осуществляет в Самом Себе. Две тысячи лет тому назад Бог Сын воплотился на земле, стал Человеком, принял наше человеческое естество. Поэтому Иисус Христос является одновременно и Богом, и Человеком. Своим Божеством, Своей безгрешностью Христос исцелил человеческое естество в Себе Самом, и сделал его обновленным, очищенным, преображенным, насыщенным Божественностью. Как этот дар преображения передать людям, всем остальным? Для этого Спаситель и установил таинство Причащения. Таким образом падшее человечество получает возможность вновь соединиться со своим Творцом.

В качестве примера можно вспомнить подвиг врача, который заражает себя какой-либо страшной болезнью, чтобы найти средство ее обезвредить. Конечно, это опасный эксперимент. Но если врач побеждал болезнь, то его кровь становилась для человечества настоящим сокровищем. В крови такого человека образовывались антитела, противостоящие болезни, и он становился донором тысяч больных людей. Нечто подобное совершил для нас и Христос.

Причащение необходимо человеку для спасения, в соответствии со словами Спасителя: «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 53-56).

Подготовка к Причащению

В этом таинстве мы встречаемся с Самим Богом так близко, как никто не мог бы и представить себе. Приближаясь к Богу, мы приближаемся к огню, который может согреть, но может и обжечь или даже спалить дотла, из-за нашей неготовности принять его. Встреча с Богом предполагает Божий суд над человеком. Как говорит апостол Павел, «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11: 27-29).

Желающему причаститься необходимо быть каноническим членом Церкви Христовой, то есть он должен быть крещенным во имя Отца и Сына и Святого Духа и миропомазанным в Православной Церкви. Если вы не уверены, что вас правильно крестили (например, если вас крестили какие-нибудь бабушки) или вы приняли Крещение в других христианских конфессиях (не в Православной Церкви), обратитесь к священнику для решения этого вопроса.

Подготовка к Причащению состоит из внутренней (сущностной, основной) и дисциплинарной (вспомогательной) подготовки.

I. Внутренняя подготовка к Причащению (правильный настрой ума и сердца)

1.1. Правильная вера

Евхаристия, по словам св. Иринея Лионского, является выражением христианской веры: «Наше учение согласно с Евхаристией, и Евхаристия в свою очередь подтверждает учение». Поэтому желающий причаститься должен твердо верить в Живого Бога-Троицу – Отца, Сына и Святого Духа, а также верить в то, что Иисус Христос – истинный Бог (Бог Сын, второе Лицо Святой Троицы) и истинный человек одновременно, единственный Спаситель всего человечества. Необходимо знать и понимать основные догматы христианского вероучения, которые отражены в православном Символе веры (есть в каждом православном молитвослове).

1.2. Понимание смысла таинства

Евхаристия – не просто символическое действие, совершаемое в воспоминание Тайной вечери, но сама Тайная вечеря, возобновляемая Христом и непрерывно продолжающаяся на каждой Литургии. Св. Иоанн Златоуст говорит об этом так: «Веруйте, что эта вечеря – все та же, на которой председательствовал Иисус. Нет никакого различия между этой Евхаристией и той». «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…» («Вечери Твоей тайной сегодня, Сын Божий, причастника меня прими…»), – такими словами начинается одна из молитв, читаемых перед Причащением.

В Причастии верующему под видом хлеба и вина подаются истинные Тело и Кровь Христа. При этом христианин принимает то же самое Тело, которое родилось от Девы Марии, пострадало на кресте, умерло, воскресло и вознеслось к Отцу, и ту же самую Кровь, которая была пролита ради спасения мира.

Святое таинство Причащения – чудо мудрости Божией. Господь знает, что человек не может вкушать человеческую плоть и не может пить человеческой крови: от них отвращается его природа. Щадя это свойство нашей природы, Христос преподает нам Свои Тело и Кровь под видом хлеба и вина.

1.3. Искреннее желание

У человека должна быть духовная жажда причастия Тела и Крови Христовых, искреннее желание встречи и единства со Христом Спасителем. Верующий не может и не должен причащаться «формально», потому что «его так благословили», «попросили». Необходимо личное живое чувство невозможности жизни без Христа.

1.4. Примирение с ближними

В состоянии вражды, ненависти, обиды, злобы нельзя приступать к Причащению (это относится и ко всем другим церковным таинствам). Мы причащаемся любви Божией, и невозможно соприкасаться с ней сердцем, в котором есть злоба. Конечно, в жизни бывают самые разные ситуации, над которыми мы порой не властны, но, как говорит апостол, «если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18); то есть мы, со своей стороны, должны приложить все усилия, насколько это возможно, для примирения со всеми.

1.5. Осознание своей греховности и недостоинства

Как бы человек ни готовился к Причащению, сколько бы ни прочитал молитв и т.д., он все равно в сущности своей остается недостойным такой тесной встречи с Богом. Нет на земле человека, который мог бы по своим качествам соответствовать святости и божественности евхаристических Даров. Святые Тело и Кровь Христа – это Дары Божественные, и потому они настолько превосходят все человеческие достоинства и усилия, насколько Бог превосходит человека. Да и не может человек себя сделать соответствующим Богу. И поэтому нужно иметь всегда четкое понимание того, что Причастие есть, прежде всего, великий дар Божий, незаслуженный с нашей стороны. Христос даровал нам, грешным и недостойным, вкушать Свои Тело и Кровь по Своему величайшему милосердию. В евхаристии выражается Его неизреченная любовь к людям, которых Он сотворил и о которых не забыл, после того как они добровольно отступили от Него. По этой любви Он Сам Себя принес в Жертву за все наши грехи и Сам Себя предлагает нам в пищу. И не просто предлагает, но и желает и заповедует, чтобы мы вкушали Его Тело и пили Его Кровь для нашего же собственного блага и вечного счастья – для истинной жизни нашей души, для нашего исцеления от греховной порчи и воссоединения с Богом. Поэтому Причастие нам необходимо, но, тем не менее, мы, желая причаститься, должны смиренно сознавать свое недостоинство и внутренне готовиться к принятию в себя Христа. Наша подготовка – это возможность достойным образом (насколько это под силу человеческой природе) принять этот Дар.

1.6. Покаяние, стремление к исправлению своей жизни

Главная же часть подготовки к Евхаристии состоит в том, чтобы жить по-христиански. Если мы причащаемся, но при этом не прилагаем усилий по исправлению себя, остаемся такими же, какими были раньше, если мы причащаемся, но реальных перемен в нашей жизни нет, то Причастие остается для нас тщетным. Более того, в таком случае оно может обратиться нам в осуждение. По словам апостола Павла, «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» (1 Кор. 11: 27-30).

Поэтому перед Причащением необходимо приложить усилия, чтобы очистить сердце от скверны грехов и страстей. Такой процесс называется покаянием, и он должен продолжаться в течение всей жизни. Важным является то, что необходимо еще до Причащения начать покаяние, это изменение жизни. Покаяние состоит в следующем:

1) увидеть свои грехи, осознать их;

2) сожалеть о содеянном, раскаяться;

3) отвратиться от грехов, прекратить совершать их, не возвращаться снова к ним (в первую очередь, особое внимание обратить на смертные грехи, с которыми необходимо решительным образом расстаться);

4) понуждать себя к исправлению, что предполагает борьбу со своими страстями, греховными навыками и совершение противоположным им евангельских заповедей и добродетелей, с упованием при этом на помощь Божию.

Святые отцы предупреждают нас о бесполезности и даже опасности причащения при отсутствии покаяния. Так, свт. Иоанн Златоуст пишет: «Ни крещение, ни отпущение грехов, ни ведение, ни приобщение тайн, ни священная трапеза, ни сподобление тела, ни приобщение крови, и ничто другое не может принести нам никакой пользы, если мы не станем вести жизнь честную, строгую и чуждую всякого греха». Как утверждает свт. Феофан Затворник, «вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду <…> и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, – имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)». По словам свт. Игнатия (Брянчанинова), христианину надлежит рассматривать себя, прежде чем он приступит к таинству Причастия, «и если он погряз в скверне греховной, да устранится страшного Причащения, чтоб не навершить и чтоб не запечатлеть грехов своих самым тяжким грехом – наруганием над Святыми Тайнами Христовыми, наруганием над Христом».

Когда мы не подходим со всей серьезностью к принятию Тела и Крови Христа, если в нас нет стремления жить по заповедям Евангелия, то после Причащения нам нисколько не станет лучше, а напротив, может сделаться еще хуже. Так, Евангелие повествует нам о человеке, который причастился в осуждение. Это Иуда, вместе с остальными учениками Христа присутствовавший на Тайной вечери. Он был свидетелем жизни Иисуса, слушателем Его учения, очевидцем совершенных Им чудес. Более того, он проповедовал о Христе вместе с другими апостолами, которых Христос посылал на проповедь. И, тем не менее, он причастился в осуждение. И произошло это потому, что он принял Хлеб из рук Господа в состоянии раздвоенности, когда, помимо Бога, для него появилась другая ценность, – деньги, – которую он, в конце концов, и предпочел Божественной Правде, с которой он встретился в лице Иисуса Христа. Так сердце Иуды было омрачено страстью сребролюбия. Евангелие говорит о страшном последствии его недостойного причащения: «и после сего куска вошел в него сатана» (Ин. 13:27). Почему это происходит? Благодать Божия отступает от дерзкого причастника, подходящего к Святым Дарам без должного покаяния, он лишается Божьего покрова и защиты, а диавол, видя такового беззащитным, впавшим в бесчувствие и развращение, смело нападает на него со всей силой. Именно так он поступил с Иудой, который был порабощен сребролюбием и готовился предать Спасителя, но дерзнул причаститься. Как Иуда после недостойного причащения стал орудием сатаны и совершил страшный грех, так и христианин, приступающий к таинству без веры и покаяния, может стать орудием злых духов и совершать тяжелые преступления.

II. Дисциплинарная (вспомогательная) подготовка к Причащению

2.1. Пост

Средством к более сосредоточенной духовной жизни в дни подготовки к таинству является пост (в церковной практике такой пост называется говением). При этом он включает в себя телесную и душевную стороны. Телесный пост предполагает воздержание от пищи животного происхождения (мясной, молочной, яиц). Душевный пост состоит в том, чтобы не рассеиваться умом по житейским мелочам, воздерживаться от мирских развлечений и удовольствий, беречь себя от чувства злобы и раздражения, удерживаться от осуждения, скверных мыслей, неполезных разговоров.

Продолжительность и мера поста перед Причащением могут быть разными в зависимости от внутреннего состояния христианина, а также объективных условий его жизни. В частности, при острых или хронических заболеваниях, требующих особого режима питания, а для женщин — при беременности и кормлении – пост может быть сокращен, облегчен или отменен. Это же касается и христиан, на временной или постоянной основе пребывающих в условиях светского общежития, предполагающего общее питание (войсковые подразделения, больницы, интернаты, спецшколы, места заключения).

В наши дни в Русской Православной Церкви сложилась практика, согласно которой человек, причащающийся несколько раз в году, постится три дня перед причащением. Приемлемой является также практика, когда причащающийся еженедельно или несколько раз в месяц, и при этом соблюдающий общецерковные многодневные и однодневные посты, приступает к Святой Чаше без дополнительного поста, либо сохраняя однодневный пост или пост в вечер накануне причащения. Решение по этому вопросу должно приниматься с благословения священника.

Накануне Причастия с 12 часов ночи начинается евхаристический пост – полное воздержание от пищи и питья до момента причащения. С древности принято приступать к Святой Чаше натощак. Об этом говорят и каноны Церкви: «Святое таинство олтаря да совершается людьми не ядшими» (41-е правило Карфагенского Собора; подтверждено 29-м правилом Трулльского Собора). При этом требование евхаристического поста не применяется к младенцам, а также к лицам, страдающим тяжелыми острыми или хроническими заболеваниями, предполагающими неопустительный прием лекарств или пищи (как, например, при сахарном диабете), и к умирающим. В случае причащения за Божественной литургией, совершаемой ночью (на Пасху, Рождество и т.д.), продолжительность евхаристического поста составляет не менее 6 часов перед причащением.

Часто возникает вопрос: если кто-нибудь утром в день причащения, умываясь, чистя зубы или принимая душ, случайно проглотил немного воды, может ли он причаститься? Святитель Тимофей Александрийский отвечает так: «Он должен причаститься. Ибо иначе сатана, обретя случай удалить его от Причащения, чаще будет делать то же».

Лицам, состоящим в браке, в период подготовки к причащению необходимо воздерживаться от супружеской близости. 5 правило св. Тимофея Александрийского говорит о воздержании накануне причастия.

Христиан, подверженных вредной привычке табакокурения, Церковь призывает отказаться от нее. Тем, кто не имеет пока для этого сил, надлежит воздерживаться от курения с полуночи, а по возможности — и с вечера в канун причащения.

Церковные каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2 правило св. Дионисия Александрийского, 7 правило Тимофея Александрийского). Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием.

2.2. Домашняя молитва и участие в богослужении

Домашняя молитва включает в себя, кроме обычных утренних и вечерних молитв, обязательное чтение накануне причастия «Последования ко Святому Причащению». По традиции Русской церкви, обычно читаются также три канона: покаянный канон Господу, молебный канон Пресвятой Богородице и канон Ангелу-хранителю. Можно читать эти каноны в течение нескольких дней перед причастием.

Так как храмовое богослужение позволяет лучше подготовиться к литургии – вершине всех церковных служб, накануне причащения нужно постараться придти в храм и помолиться вместе со всеми на вечернем богослужении.

Однако следует отметить, что сложившиеся требования молитвенной подготовки к причащению – не догматы, а только традиции Церкви, направленные на то, чтобы «расшевелить» душу, вызвать покаянные чувства, духовно настроить человека к приобщению Богу. Св. Иоанн Кронштадтский говорил: «Некоторые поставляют все свое благополучие и исправность пред Богом в вычитывании всех положенных молитв, не обращая внимания на готовность сердца для Бога, на внутреннее исправление свое; например, многие так вычитывают правило к причащению. Между тем здесь прежде всего надо смотреть на исправление и готовность сердца к принятию Святых Таин; если сердце право стало во утробе твоей, по милости Божией, если оно готово встретить Жениха, то и слава Богу, хотя и не успел ты вычитать всех молитв. <…> Бог смотрит не на множество слов, а на расположение сердца. Главное дело – живая вера сердца и теплота раскаяния во грехах».

2.3. Исповедь

Готовящемуся причаститься необходимо совершить испытание своей совести, искреннее раскаяться в содеянных грехах и открыть их перед священником в таинстве Покаяния (исповеди).

Желательно исповедоваться вечером накануне дня причащения. В крайнем случае, можно исповедаться и в самый день причащения, утром.

Причащение младенцев и детей

Церковь крестит и причащает младенцев по вере их родителей. Поэтому крайне желательно, чтобы их причащение совершалось совместно с семьей или хотя бы вместе с одним из родителей. Ситуация, когда регулярно и часто причащают маленьких детей, а родители причащаются несколько раз в год или не причащаются вовсе – ненормальна. Для Церкви очень важно участие в Евхаристии всей семьи.

Первая исповедь перед причащением, согласно 18-му правилу Тимофея Александрийского, совершается по достижении возраста десяти лет, но в традиции Русской Православной Церкви первая исповедь происходит, как правило, в возрасте семи лет.

Для детей до трех лет евхаристический пост не является обязательным. По традиции, с трехлетнего возраста детей в православных семьях постепенно приучают к воздержанию от пищи и питья перед причащением Святых Таин. К семилетнему возрасту ребенок должен твердо привыкнуть причащаться натощак. С этого же времени следует учить ребенка прочитывать молитвы к святому причащению, содержание и объем которых определяются родителями в соответствии с возрастом, духовным и интеллектуальным развитием ребенка.

Во время Причащения

Причащение совершается в конце Литургии.

Во время выноса Святых Даров из алтаря надо сделать по мере возможности земной поклон.

Затем сложить руки крестообразно на груди – правую руку поверх левой, и с таким сложением рук причащаться; отходить от Чаши нужно не разнимая рук.

Подходить к Чаше надо с правой стороны храма, а левую оставлять свободной.

К Чаше подходят по очереди. При этом первыми причащаются служители алтаря, затем монахи, дети, мужчины и женщины. Нужно уступать ближним дорогу и ни в коем случае не толкаться.

Недопустимо причащаться с накрашенными губами.

У Чаши креститься запрещено! Поднимая руку для крестного знамения, можно случайно толкнуть священника и разлить Святые Дары.

Нельзя трогать Чашу руками и целовать руку священника.

Подойдя к Чаше, громко и отчетливо назвать свое имя, полученное в крещении. Затем широко открыть рот и принять Святые Дары, разжевать (если это необходимо) и немедленно проглотить. Не крестясь, поцеловать нижний край Чаши, символизирующий ребро Христово, из которого истекла кровь и вода после Его распятия.

После этого сразу отойти к тому месту в храме, где раздают причастникам запивку (как правило, разведенный теплой водой кагор) и кусочки просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна мелкая частица Тела Христова не осталась во рту.

Когда причащается младенец, его нужно положить на правую руку (как при кормлении грудью), лицом вверх и в таком положении причащать.

После Причащения

Придя домой, необходимо, прежде всего, возблагодарить Господа за Его величайшую милость, прочитав благодарственные молитвы по Святом Причащении.

После причастия нужно быть особенно внимательным к своей душе, хранить себя от греха, от пустых разговоров и развлечений. Время после причащения лучше всего посвятить молитве, чтению духовной литературы, творению добрых дел.

В день причащения не совершаются земные поклоны, за исключением поклонов перед плащаницей Спасителя в Великую субботу и коленопреклонных молитв в День Святой Троицы.

Литература:

  1. Об участии верных в Евхаристии. http://www.patriarchia.ru/db/text/3981166.html
  2. Митрополит Иларион (Алфеев). О Святом Причащении. http://www.pravmir.ru/o-svyatom-prichashhenii/
  3. Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан. «Нужно всеми силами избегать «механического участия” в таинствах». http://www.pravoslavie.ru/61210.html
  4. Архимандрит Феогност (Пушков). Правило подготовки православного христианина к причащению Божественных Таинств Христовых. http://www.religion.in.ua/main/23649-pravilo-podgotovki-pravoslavnogo-xristianina-k-prichashheniyu-bozhestvennyx-tainstv-xristovyx.html
  5. Игумен Петр (Мещеринов), Александр Боженов. О необходимости для истинного христианина постоянного, непрестанного причащения Святых Христовых Таин. http://azbyka.ru/o-neobxodimosti-postoyannogo-prichashheniya-svyatyx-xristovyx-tain
  6. Огласительные беседы на приходе Крестовоздвиженского храма г. Уфы / ОРОиК Уфимской епархии РПЦ.
  7. Митрополит Николай (Ярушевич). Причащение // Православная газета. – 2002. – № 7.

Многие родители задаются вопросом: действительно ли необходимо совершать обряд причастия после крещения ребенка. Православное учение утверждает, что в процессе совершения таинства Крещения человек обретает членство церкви Христовой. Чтобы с достоинством нести полученное христианское звание нужно участвовать в церковных Литургиях и осуществлении таинств, к которым относится Причастие.

Общая информация о таинстве причастия

Таинство Причастия среди православных носит название Евхаристия, что дословно переводится как «благодарение». Совершая его, верующие обретают благодать, посредством единения с Христом, становятся обладателями вечной жизни. Процедура предполагает вкушение верующими Тела и Крови Господа Иисуса Христа в виде хлеба и вина. В результате происходит чудотворное единение людей с Богом. Осмысление таинства Причастия преобладает над человеческим разумом, носит глубокий духовный смысл.

После Крещения ребенка на родителей и крестных возлагается огромная ответственность за его духовную жизнь, поэтому они должны прилагать старания к обязательному подношению дитя таинству Причастия.

При отсутствии возможности поднести малыша к святой чаше с Причастием в день крестин, лучше осуществить это в самое ближайшее время.

Большинство священников советуют причащать детей на каждом воскресном богослужении. Желательно разделять Евхаристию вместе с чадом, ведь это великое благо, дарованное самим Господом, а также первый шаг к активной духовной жизни.

Как готовятся к причащению взрослые

Подготовку к Евхаристии следует начинать за несколько дней до ее совершения. Человеку, имеющему намерения подобающим образом причаститься, надобно заранее соблюсти искреннее покаяние и смирение, обрести желание исправиться и вести благочестивый образ жизни. Для этого нужно кушать постную пищу, с большим усердием молиться, посещать вечернее богослужение в канун дня Причастия для исповедования.

В процессе приготовлений к таинству Причастия важно:

  • глубоко осознать собственную греховность;
  • остерегаться проявлений злости, осуждения;
  • пресекать развратные мысли и бранные речи;
  • избегать визитов в развлекательные заведения;
  • посвятить время прочтению духовной литературы;
  • в преддверии отказаться от интимных отношений;
  • после полуночи перед таинством не употреблять еду, питье, пренебречь курением.

Пост

Вместе с молитвами лучше соединять пост, продолжительностью от 1 до 3 суток, который предполагает воздержанность от неблагопристойной пищи: мясных и молочных блюд, масла, яиц.

При суровом выдерживании поста не стоит употреблять рыбные блюда, придерживаться меры в еде и питье.

Неукоснительным условием для осуществления Причастия есть Исповедь, совершаемая накануне либо утром до Литургии. Перед исповеданием необходимо помириться с обидчиками и обиженными, со смирением и осознанностью попросить прощения. В процессе исповедования надлежит сердечно покаяться в свершенных грехах и деяниях.

Молитва

Подготовка к причащению неизбежно сопровождается усердными молитвами и чтением покаянного канона к Господу нашему Иисусу Христу, молитвенного канона к Пресвятой Богородице, а также канона Ангелу Хранителю, канона к святому Причащении и последование к святому Причащению.

Говение взрослого после крестин

Говение – определенная подготовка к Евхаристии, состоящая из чтения определенных молитв, выдерживания поста и покаяния.

Чтобы правильно поговеть, необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Здоровым людям и небеременным женщинам следует быть умеренными в еде, придерживаться поста, предполагающего исключение из рациона мясных и молочных продуктов, яиц.
  2. С вниманием и усердием при говении зачитывать утреннее и вечернее молитвенное правило.
  3. Изучать духовную литературу, ценную для подготовки к покаянию.
  4. Отказ от развлечений и походов в шумные места.
  5. Правильнее в течение этих 3 дней зачитывать канон покаянный Господу Иисусу Христу, каноны Богородице и Ангелу-Хранителю, Правило к Причастию.
  6. Достичь согласия с обиженными и обидчиками.
  7. Обязательно исповедаться в церкви на вечернем богослужении – Всенощном бдении либо на утренней Исповеди.
  8. Исключить еду и питье после полуночи и перед утренней Литургией.

Говение – неотъемлемая часть жизни христианина, обязательно предшествующая таинству Причастия.

Как проводится обряд в церкви

Таинство Причастия совершается каждое воскресение во всех храмах. А в местах служения более чем одного священника – ежедневно, кроме особенных дней Церковного Устава. Обряд проходит после Литургии, проводимой в утреннее время. По завершении пения молитвы «Отче наш» и закрытия Царских врат у алтаря собирается очередь. Детей и родителей с малышами пропускают вперед – они причащаются первыми.

При совершении Евхаристии следует соблюдать некоторые простые правила:

  1. При выносе священником чаши и после прочтения 2 молитв, следует перекреститься, сложить крестом руки к плечам так, чтобы правая рука была на левом плече, а левая – на правом, подойти и причаститься, не опуская рук.
  2. Около чаши не стоит креститься, чтобы случайно не зацепить ее.
  3. В момент совершения обряда необходимо назвать собственное имя в Крещении, широко раскрыть рот для вложения священником ложечки с Телом и Кровью, после чего следует их проглотить, поцеловать чашу, отойти и перекреститься.
  4. Далее надлежит подойти к столу с «запивкой», чтобы запить и заесть кусочком просфоры Причастие для избегания исторжения.
  5. Не стоит покидать храм до окончания богослужения, чтобы дослушать благодарственные молитвы либо прочесть их дома.

В день совершения таинства следует воздержаться от развлечений, вести себя благочестиво, посвятить остаток дня приятному общению с близкими, чтению духовной литературы, спокойным прогулкам.

Подготовка ребенка к причастию

Подходы к организации причащения ребенка зависят от возрастных особенностей. Единым требованием для всех является отсутствие громких разговоров, криков, шума и беготни в доме Божием. Таинство Причастия доступно только крещеным родителям и детям, на которых должен быть надет нательный крест.

Груднички

Первое причащение ребенка после Крещения не имеет принципиальных отличий от последующих. Взрослые должны приспособиться к его собственным нуждам, расписанию и требованиям церкви, сохранить благодушие и положительный настрой во время посещения Литургии. Малышей принято приносить к самому Причастию. В будние дни оно начинается приблизительно через 50 минут или час от начала службы, а в праздничные дни чуть позже. Удобнее совершать обряд не в период праздников, когда не слишком многолюдно.

Для участия в Евхаристии не требуется особой подготовки. Необходимо доставить дитя в храм, обеспечить ему максимальный комфорт: одеть в случае замерзания либо наоборот раздеть, если жарко, держать на руках, не давать расплакаться. Грудничков рекомендуется накормить за несколько часов до совершения таинства. При подношении малыша к чаше, нужно положить его на правую руку, а левой придерживать, чтобы он случайно не толкнул священника.

С 3-летнего возраста

В отличие от грудничков, дети старшего возраста уже более смышленые, поэтому родители должны им объяснять смысл таинства Причастия, рассказывать о Христе и его благих деяниях. Приходить в храм лучше за 10-15 минут до начала обряда. Детям от 3 до 5 лет не стоит употреблять пищу утром накануне причащения, а с 5 лет уже можно соблюдать нестрогий пост накануне. Он предполагает отказ от мясных блюд, конфет, просмотра мультфильмов, послушания. Но нужно оценивать состояние ребенка, наличие еды и питья не является проявлением греховности.

Не лишним будет чтение молитв вместе со взрослыми.

Родители обязаны обучать детей правильным подходам к причащению и соблюдению правил:

  • складывания рук на груди;
  • при подходе к чаше не креститься;
  • называть священнику собственное имя при крещении.

Для детей важно ощутить торжественность происходящего, побыть в роли взрослых.

После 7 лет

Позволительно приводить дитя на исповедь, которой предшествует предварительный рассказ взрослых об этом таинстве. Заранее стоит предупредить священника о первой исповеди ребенка, согласовать с ним все нюансы. С этого возраста стоит постепенно приучать детей к остальным требованиям Евхаристии.

Пост лучше начинать соблюдать накануне Причастия, затем непринужденно приучать выдерживать до 3 дней.

Что можно сделать, если младенец не хочет причащаться

Когда дети капризничают в храме и не хотят причащаться, родители должны донести до них, что это не пытка, а праздник объединения с Богом. Для приобщения малышей к таинству нужно показывать им собственный пример, причащаться вместе с младенцем, акцентировать внимание на том, как это делают другие детки.

В случаях категорического протеста со стороны ребенка многие священники советуют подождать, но, ни в коем случае, не прекращать попыток. В любой сложной ситуации лучше посоветоваться со священнослужителем и четко следовать его рекомендациям. Если с раннего возраста приобщать ребенка к таинствам церкви правильно, то в дальнейшем можно избежать возникновения многих духовных проблем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *