Как привить ребенку желание учиться

В своих мечтах каждый родитель представляет своего ребёнка отличником. Вы с гордостью расписываетесь в дневнике и упоённо выслушиваете похвалы в адрес чада на родительских собраниях. И часто такие грёзы разбиваются о менее оптимистичную реальность. Что же делать, если ребёнку не интересно учиться? Сразу определим, что решение этой проблемы лежит в плоскости психологии. В частности, в области психологии отношений в семье.

Важность доверия

Страх часто гораздо сильнее опасности. Чрезмерная родительская строгость и категоричность требований может породить у ребёнка страх совершения ошибки. В этом случае, огромный промах допускают именно родители. Они порождают в своем ребёнке массу комплексов, которые могут остаться на всю жизнь. Очень часто это приводит к привычке лгать. Ребёнок настолько боится родительского неодобрения, что начинает изворачиваться любыми способами. Какой уж тут интерес к учёбе? Она воспринимается как страшная, отвратительная сторона его жизни, которая, к тому же, усугубляет его отношения с родителями.

Никогда не ставьте оценку выше душевного благополучия вашего ребёнка. Говорите с ним в приятной, располагающей обстановке, объясняйте, почему для вас так важны его успехи в учёбе. Хвалите его за мельчайшие достижения. У ребёнка сформируется адекватное восприятие ситуации, он будет видеть, что вы любите его без всяких условий. Это прибавит уверенности в себе и желания радовать вас. Если у него возникли проблемы с учёбой, не отмахивайтесь от просьб о помощи. Приложите все усилия, чтобы вникнуть в его проблемы. И опять же, эти действия должна сопровождать атмосфера добра и понимания. Никакой спешки, нервов и сетований на нехватку времени.

Каждый ребёнок – индивидуальность

А это значит, что рабочие ритмы вашего ребёнка могут не совпасть с расписанием. Часто после каникул дети рассеянные и невнимательные. Просто они ещё не адаптировались к рабочему процессу и им нужно время. Если вы заметили это за ребёнком, помогите ему. Спрашивайте, как прошёл день, что нового узнали на уроке. Пусть он ещё раз проговорит это, так ему легче будет войти в рабочий ритм.

Не хочу учиться!

Напоминайте ему о заданиях, делайте маленькие стикеры-шпаргалки в районе той зоны, где ребёнок готовит уроки.

Точно так же ребёнку может не подойти школа и её направленность. Не делайте ребёнка заложником своих ожиданий. Чрезмерная нагрузка и неправильный выбор профильных предметов могут не только загубить интерес ребёнка к учебному процессу, но и негативно сказаться на его здоровье. Не стоит так усердно «проталкивать» его в гимназию, если он не осилит такую нагрузку и учебный ритм. Ребёнок может вовсе разочароваться в учёбе и почувствовать себя слабым и даже неполноценным по сравнению с одноклассниками.

Может быть и обратная ситуация – ребёнку скучно учиться, потому что он вышел за пределы нормы. То есть, умственно он опережает обычных ребят, ему как будто тесно в пространстве этих знаний. Имеет смысл говорить о переводе его в учебное заведение другого типа. Это может быть та же гимназия или школа с профильными предметами, определённым уклоном.

Хороший пример должен быть рядом

Глупо ожидать от ребёнка учебного рвения, когда родители не стали для него примером умных, образованных людей. И дело не в наличии высшего образования и количестве дипломов. В семье не читают, предпочитают исключительно развлекательные программы интеллектуальным, не обогащают общий уровень знаний ребёнка познавательной информацией. Скажите, какая у ребёнка мотивация учиться? Он просто не видит необходимости тратить силы на учёбу. К счастью, немало семей, где родители подстёгивают интерес ребёнка к знаниям. Устраивайте семейные турниры по играм «Кто хочет стать миллионером?», «Что? Где? Когда?» и др. Сегодня не трудно найти их интернет-аналоги.

Дидактогенные расстройства

Многие дети страдают ухудшением самочувствия при стрессовой учебной ситуации. Ребёнок может отлично знать материал, но растеряться при ответе у доски. При этом у него может реально заболеть живот или голова. Здесь нужно действовать сообща. Побеседуйте с учителем о наличии такой проблемы, посетите с ребёнком школьного психолога. Возможно, для преодоления своего комплекса ребёнку рекомендуют занятия, к примеру, в театральном кружке. Нужно идти навстречу проблеме и побеждать её, а не прятаться.

Как быть с непоседами?

Ребёнку неинтересно учиться, потому что энергия в нём бьёт ключом, а рамки школьных уроков очень её сковывают. Гиперактивные дети нуждаются в особом внимании. Им нужна разрядка. Лучше всего энергию задействовать в полезных целях. Надёжный вариант – спортивная секция.

Особо внимательными нужно быть с малышами. Им тяжелее всего усидеть за столом, не отвлекаясь ни на что. Помните, для учеников начальных классов ещё слишком значима игровая деятельность. Возьмите это на вооружение. Придумайте систему символов-поощрений. К примеру, вывешивайте на холодильнике в столбик яркие магнитики, обозначающие набранные баллы. Столбики соответствуют дням недели. Баллы назначаются за каждый мало-мальский успех: выполненное вовремя домашнее задание, хорошую оценку из школы, новое умение и т.д. Успех нужно поощрять. Ребёнок будет всю неделю стараться, чтобы на выходных сходить в кафе или в зоопарк. Но не приучайте его к поощрению в деньгах. Это не самая лучшая мотивировка.

Если вы сами чувствуете, что не справляетесь, обратитесь за помощью. Школьный психолог обязан вас проконсультировать. Возможно, дело не обойдётся разовым посещением.

Главное, не игнорировать проблему. Ребёнок ещё мал, чтобы правильно расставить акценты и помочь себе.

Обычно родители, когда их ребенок идет в первый класс, испытывают беспокойство. Причем волнение за ребенка может быть в том случаи, когда ребенок может и писать, и читать, умеет считать, решает простейшие задачи. В принципе это беспокойство вполне объяснимо, т.к. в первый раз ваш ребенок вступит в новый мир, у него наступает новая жизнь, и впереди у него множество интересных моментов.

Как сформировать у ребенка желание учиться?

Дети — свидетели подготовки к школе, они видят, как вы покупаете ему школьные принадлежности, записываете в школы, и, видя всё это, они начинают успокаиваться. Зачастую дети не правильно представляют себе школу, они думают что ученик — это счастливый ребенок, который общается с друзьями, и у него только всегда будут положительные моменты в школе, но, к сожалению это не так. Придя в школу, и проучившись там месяц, идеалы ребенка рушатся, и поэтому родителям нужно это предупредить. Объясните малышу, что сейчас в новой жизни у него будут и не очень хорошие моменты, и что он должен смириться с уставом в школе, что приходя домой, ему уже нельзя смотреть мультфильмы, а в первую очередь необходимо сделать домашние задания, а потом уже делать всё остальное.

Как проверить готовность ребенка к учебе?

Главным критерием готовности дошкольника к обучению в школе является его внутренний настрой. Следует воспитывать у ребенка управляемость поведения ребенка. Нельзя говорить своему чаду, что в школе неинтересно, что школьная жизнь скучная. Еще до школы в ребенке необходимо развить интерес к обучению, любознательность, эрудицию, логику, память, мышление, чтобы ребенок мог сконцентрироваться на задании и многое другое. Для наилучшего вхождения будущего первоклассника нужны такие качества, как аккуратность, умение слушать, этикет, дружелюбность. Ведь дружелюбный ребенок легко найдет себе новых друзей в школе. Конечно же, речь не идет о том, чтобы до поступления в школу выработать у вашего ребенка все вышеперечисленные личностные качества, потому что это попросту невозможно невозможно. Обычно, для того чтобы добиться столь высокого результата, нужно тщательно работать над собой, на которую и у взрослого-то человека может уйти почти целая жизнь, не говоря о малышах!

За несколько дней до 1 сентября познакомьте дошкольника со своей первой учительницей, покажите его будущий класс, дайте посидеть немного за партой, постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми одноклассниками. Обязательно спросите, что ребенок почувствовал, каковы его первые впечатления. Психологи советует родителям первые два месяца учебы быть всегда с ребенком – забирать из школы, вместе делать домашние задания, чтобы помочь адаптироваться к новым условиям. Будущему первоклашке необходимо научиться считать и ценить время, т.е. немного поделал домашние задания, лег на кровать и закрыл глаза на 15 минут, чтобы беречь свое здоровья. Ребенку будет легче войти в новый коллектив и привыкнуть к школе, если он поймет, что учеба — труд, который требует постоянного внимания и сосредоточенности. Надо объяснить ребенку, что ему предстоит учиться в этой школе 11 лет, а затем сдавать экзамены. И чтобы хорошо сдать экзамены, ему нужно получать отличные оценки. Раз в месяц подходите к учительнице и спрашивайте, как ваше чадо ведет себя на занятиях, какие у него вообще способности.

Готовность тела — очень важна для будущего первоклассника

Нагрузка на организм в первый школьной год будет очень велика, поэтому стоит подготовить ребенка заранее. Ребенку необходимо очень много двигаться, выполнять по утрам зарядку, закаляться.

Как вызвать у ребенка любовь к учебе: 6 проверенных способов

Правильное питание и свежей воздух — необходимые составляющие для здорового школьника. Если у ребенка проблемы со здоровьем, его необходимо проконсультировать у специалиста, и по возможно пройти нужное лечение. Если же с малышом все в порядке, то нужно обратиться к педиатру и попросить совет по оздоровлению малыша, а лучше всего будет отправить ребенка перед школой в санаторий. Также можно пройти витаминизированный курс.

© Алла Петрова для www.owoman.ru

В своих мечтах каждый родитель представляет своего ребёнка отличником. Вы с гордостью расписываетесь в дневнике и упоённо выслушиваете похвалы в адрес чада на родительских собраниях. И часто такие грёзы разбиваются о менее оптимистичную реальность. Что же делать, если ребёнку не интересно учиться? Сразу определим, что решение этой проблемы лежит в плоскости психологии. В частности, в области психологии отношений в семье.

Важность доверия

Страх часто гораздо сильнее опасности. Чрезмерная родительская строгость и категоричность требований может породить у ребёнка страх совершения ошибки. В этом случае, огромный промах допускают именно родители. Они порождают в своем ребёнке массу комплексов, которые могут остаться на всю жизнь. Очень часто это приводит к привычке лгать. Ребёнок настолько боится родительского неодобрения, что начинает изворачиваться любыми способами. Какой уж тут интерес к учёбе? Она воспринимается как страшная, отвратительная сторона его жизни, которая, к тому же, усугубляет его отношения с родителями.

Никогда не ставьте оценку выше душевного благополучия вашего ребёнка. Говорите с ним в приятной, располагающей обстановке, объясняйте, почему для вас так важны его успехи в учёбе. Хвалите его за мельчайшие достижения. У ребёнка сформируется адекватное восприятие ситуации, он будет видеть, что вы любите его без всяких условий. Это прибавит уверенности в себе и желания радовать вас. Если у него возникли проблемы с учёбой, не отмахивайтесь от просьб о помощи. Приложите все усилия, чтобы вникнуть в его проблемы. И опять же, эти действия должна сопровождать атмосфера добра и понимания. Никакой спешки, нервов и сетований на нехватку времени.

Каждый ребёнок – индивидуальность

А это значит, что рабочие ритмы вашего ребёнка могут не совпасть с расписанием. Часто после каникул дети рассеянные и невнимательные. Просто они ещё не адаптировались к рабочему процессу и им нужно время. Если вы заметили это за ребёнком, помогите ему. Спрашивайте, как прошёл день, что нового узнали на уроке. Пусть он ещё раз проговорит это, так ему легче будет войти в рабочий ритм. Напоминайте ему о заданиях, делайте маленькие стикеры-шпаргалки в районе той зоны, где ребёнок готовит уроки.

Точно так же ребёнку может не подойти школа и её направленность. Не делайте ребёнка заложником своих ожиданий. Чрезмерная нагрузка и неправильный выбор профильных предметов могут не только загубить интерес ребёнка к учебному процессу, но и негативно сказаться на его здоровье. Не стоит так усердно «проталкивать» его в гимназию, если он не осилит такую нагрузку и учебный ритм. Ребёнок может вовсе разочароваться в учёбе и почувствовать себя слабым и даже неполноценным по сравнению с одноклассниками.

Может быть и обратная ситуация – ребёнку скучно учиться, потому что он вышел за пределы нормы. То есть, умственно он опережает обычных ребят, ему как будто тесно в пространстве этих знаний. Имеет смысл говорить о переводе его в учебное заведение другого типа. Это может быть та же гимназия или школа с профильными предметами, определённым уклоном.

Хороший пример должен быть рядом

Глупо ожидать от ребёнка учебного рвения, когда родители не стали для него примером умных, образованных людей. И дело не в наличии высшего образования и количестве дипломов. В семье не читают, предпочитают исключительно развлекательные программы интеллектуальным, не обогащают общий уровень знаний ребёнка познавательной информацией. Скажите, какая у ребёнка мотивация учиться? Он просто не видит необходимости тратить силы на учёбу. К счастью, немало семей, где родители подстёгивают интерес ребёнка к знаниям. Устраивайте семейные турниры по играм «Кто хочет стать миллионером?», «Что? Где? Когда?» и др. Сегодня не трудно найти их интернет-аналоги.

Дидактогенные расстройства

Многие дети страдают ухудшением самочувствия при стрессовой учебной ситуации. Ребёнок может отлично знать материал, но растеряться при ответе у доски. При этом у него может реально заболеть живот или голова. Здесь нужно действовать сообща. Побеседуйте с учителем о наличии такой проблемы, посетите с ребёнком школьного психолога. Возможно, для преодоления своего комплекса ребёнку рекомендуют занятия, к примеру, в театральном кружке. Нужно идти навстречу проблеме и побеждать её, а не прятаться.

Как быть с непоседами?

Ребёнку неинтересно учиться, потому что энергия в нём бьёт ключом, а рамки школьных уроков очень её сковывают. Гиперактивные дети нуждаются в особом внимании. Им нужна разрядка. Лучше всего энергию задействовать в полезных целях. Надёжный вариант – спортивная секция.

Особо внимательными нужно быть с малышами. Им тяжелее всего усидеть за столом, не отвлекаясь ни на что. Помните, для учеников начальных классов ещё слишком значима игровая деятельность. Возьмите это на вооружение. Придумайте систему символов-поощрений. К примеру, вывешивайте на холодильнике в столбик яркие магнитики, обозначающие набранные баллы. Столбики соответствуют дням недели. Баллы назначаются за каждый мало-мальский успех: выполненное вовремя домашнее задание, хорошую оценку из школы, новое умение и т.д. Успех нужно поощрять.

Как развивать познавательный интерес у ребенка младшего школьного возраста

Ребёнок будет всю неделю стараться, чтобы на выходных сходить в кафе или в зоопарк. Но не приучайте его к поощрению в деньгах. Это не самая лучшая мотивировка.

Если вы сами чувствуете, что не справляетесь, обратитесь за помощью. Школьный психолог обязан вас проконсультировать. Возможно, дело не обойдётся разовым посещением.

Главное, не игнорировать проблему. Ребёнок ещё мал, чтобы правильно расставить акценты и помочь себе.

Отношение ребенка к школе напрямую зависит от того, какие чувства связаны со школой у нас самих. Может быть, мы так и не избавились от детского страха перед ней, или нас пугают новые требования, которых «в наше время» не было? «Дети это ощущают кожей, — говорит детский клинический психолог Елена Морозова. — И понимают: если уж боится мама, то мне тем более надо бояться. Так мы поневоле даем ребенку понять, что учеба — процесс очень трудный и сложный, который не несет никакой радости». Стоит задуматься и о собственных взглядах, считает писатель и учитель литературы Александр Закуренко. Например, как вы отвечаете себе на вопрос, зачем вообще нужна школа? «Современные родители склонны думать, что школа — лишь средство для поступления в вуз. Получается, что сами по себе эти 11 лет не важны. Так мы убиваем смысл обучения. Ведь учеба намного шире школы и содержательна сама по себе, независимо от того, есть ли у нее цель», — подчеркивает педагог. В то же время учеба не должна быть средством самоутверждения родителей, бессознательно ожидающих, что ребенок преуспеет там, где они сами оказались не стишком успешны. Или, наоборот, что он повторит достижения отца и матери. И наконец, спросим себя: а знакома ли нам самим радость познания? Любим ли, умеем ли мы учиться, открывать для себя новое? «Правило простое: чтобы ребенку было интересно, нужно, чтобы родителям было интересно, чтобы у них самих горели глаза», — уверен Александр Закуренко. Опирайтесь на то, что им нравится. Самое главное, чтобы ребенок в принципе открыл для себя радость познания. Не обязательно в связи со школьными предметами: игры, прогулки, путешествия, спорт, чтение, кино, музеи, семейные разговоры могут быть не менее эффективны. Ведь наш мозг работает как сеть: мы запоминаем новое и продвигаемся вперед, опираясь на уже приобретенные сведения, привязывая к ним новую информацию. Все, что нас подпитывает интеллектуально, помогает учиться в дальнейшем.

Развитие интереса к учебе: как вызвать и привить интерес к учебе у ребенка

Но родителям стоит помнить: чтобы открытие состоялось, оно должно быть совместным. «Это значит, что если мы, например, идем на детский спектакль, то делаем это не потому, что это полезно ребенку, а потому, что нам это тоже интересно и мы по-настоящему проживаем это время вместе с ним, — объясняет Елена Морозова. — И очень важно потом обсуждать увиденное: а что тебе понравилось? а почему? Маленького ребенка можно просто выслушать, разговорить. Ребенка постарше хорошо бы побудить обосновать свое мнение. Так мы поможем ему развивать навыки анализа, умение отстаивать свою позицию». Этому поможет искреннее желание познакомиться с внутренним миром ребенка, обстановка принятия, которой современным детям очень не хватает. Как бы вы ни были заняты, как бы ни уставали, каждый вечер выделяйте время на общение с ребенком, предлагает Александр Закуренко: «Постарайтесь уловить, что ему интересно, даже если ваши интересы не совпадают, и переключиться на его «регистр». Это требует усилий. По иначе диалога не получится». Совсем не обязательно говорить о школе. Можно читать вслух по очереди, решать головоломки, обсуждать фильмы… список возможностей бесконечен. Играйте в бильярд, делайте макеты, готовьте еду, устраивайте велопрогулки — между делом можно повторить основные положения математики, химии, естественных наук, физики, географии. Поощряйте познание, а не просто запоминание. Школьная система требует от детей усвоения определенных знаний, показателем этого усвоения служит успеваемость. Вслед за школой и мы, с нашей сильной тревогой за «успешность» детей и за их будущую карьеру, сосредотачиваемся прежде всего на внешних целях, воплощенных в хороших отметках. «Родители часто думают за ребенка, делают за ребенка и выдают ему готовый вариант. Ему остается только запомнить и повторить, — констатирует Елена Морозова. — Они стараются свести к минимуму пробы, ошибки, преодоление — и лишают ребенка самостоятельных побед, которые во многом и формируют его интерес! А умение держать удар наверняка пригодится ему во взрослой жизни, раз уж мы так беспокоимся о его успешности».
Не всякая учеба помогает ребенку раскрыться, соглашается Александр Закуренко. «Школа требует от него повторения каких-то образцов. И хорошо, если мы сумеем увести его из мира готовых схем в мир свободного вопрошания. Человек начинает учиться, только когда начинает сам задавать вопросы. Тогда у него появляется собственная мотивация, ему интересно найти ответ. За которым последует новый вопрос. По опыту я знаю, что можно пробудить интерес к любому предмету, если показать, что в нем есть загадки. По большому счету учеба — это приключение мысли. Тот, кто это прочувствовал, будет учиться всегда и везде». Отмечайте успехи.
В нашей педагогике долгое время считалось, что главное — показать ребенку его ошибки, и тогда он каким-то чудом начнет их исправлять, рассказывает Елена Морозова. «По о каком удовольствии от учебы может идти речь, если его все время ругают, все время им недовольны? Он делает вывод: я несостоятелен! Так что хвалить необходимо: за всякое усилие, за порыв, за минимальное продвижение». Важно понять, в какой сфере ребенок успешен, и поддержать его в этом. «Допустим, он прекрасно играет в футбол. А нам, может быть, досадно: лучше бы он отличался в математике или литературе. По сейчас важнее поддержать в нем это чувство состоятельности. Можно ему говорить: ведь и в футболе у тебя не все получается, но ты стараешься и добиваешься результатов. Значит, ты и с учебой справишься».
Но что, если мы вообще не видим позитива? Елена Морозова предлагает вести в течение месяца дневник, фиксируя то, что удалось ребенку, и анализируя эти маленькие достижения. Не забывая при этом радоваться самим и хвалить ребенка. Конечно, не надо перегибать палку. «Постепенно у ребенка включится рефлексия, он сможет здраво себя оценивать, не ожидая похвалы и не боясь ошибиться», — обнадеживает родителей Александр Закуренко. Играйте в слова. Роль «проводника в мир слов» принадлежит прежде всего родителям. «Облегченную речь мы используем на начальном этапе, чтобы ребенок мог имитировать слова и учился говорить, -отмечает Елена Морозова. — Подальше родители работают на опережение, чтобы расширять и обогащать его словарь». Чтение вслух, аудиозаписи, фильмы — все может помочь. Но лучше всего, по мнению Александра Закуренко, живая речь: «Мой опыт говорит о том, что с ребенком нужно разговаривать так же, как со взрослым. Разве что объяснять термины, которых он не знает. Когда мы говорим с ним, не упрощая свою речь, развернутыми предложениями, он начинает так же мыслить. Ведь язык структурирует мышление». Чем разнообразней и ярче речь, которую дети слышат, тем лучше. Играйте со словами, сочиняйте каламбуры, используйте любую возможность — книги, рекламу, интернет, кино, — чтобы обогатить их словарь, сделать язык выразительней. Заботьтесь о них. Не забывайте о теле. «Особенно это важно для астеничных, ослабленных детей, — напоминает Елена Морозова. — Во время занятий им каждые 15 минут положен 5-минутный перерыв». Лучше потратить его с умом: сделать зарядку или легкий массаж, выпить чай с сахаром — глюкоза стимулирует умственную деятельность. Комнату, где ребенок будет делать уроки, нужно проветрить. Регулярно давайте ребенку пить: вода улучшает когнитивные функции. Это же относится и к фруктам, злакам и меду, но не к сладостям. Следите, чтобы ребенок достаточно спал: «При недостатке сна нервная система не успевает восстанавливаться, ребенок становится апатичным, раздражительным, не выдерживает нагрузку». Элементарные вещи? Да, но за ними недостаточно следят! Не забывайте про спорт и игры на свежем воздухе. Прежде чем приняться за уроки, полезно сделать несколько поверхностных дыханий животом, с рукой на животе; расслабить пальцы, шею; выполнить упражнение «тряпичная кукла»… Или раскрасить мандалу (сборники раскрасок продаются повсюду), это разом и разрядка, и сосредоточение. И не забывайте об отношениях, которые у вас складываются. «Скандалы и конфликты из-за учебы не пойдут ребенку на пользу. Когда и в школе, и дома от него все только чего-то требуют, это приводит к истощению нервной системы, школьным неврозам. Оставайтесь для него родителем, а не учителем, — призывает Елена Морозова. — Помогайте ему там, где трудно, показывайте, что любите его».

Приложенные файлы

Запись опубликована автором uploader в рубрике Прочее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *