Как правильно читать стихи

Все дети еще в детском саду учат стихи, и ведь учить может каждый ребенок, а вот читать красиво далеко не все. И почему? Потому что никто их не учил это делать. Преподаватели снижают оценку, если вы читаете стихи некрасиво, а просто уныло рассказываете.

Как научиться красиво и выразительно читать стихи

В стихах большую роль играет интонация. Интонацию надо соблюдать и в том случае, когда вы рассказываете прозу, но в  случае стихов это еще более важно. Но как научится правильно и красиво читать стихи и что нужно для этого делать, каким правилам следовать? Именно об этом поговорим в этой статье.

Правила правильного и красивого чтения стихов:

  • Работайте над дикцией. От того как точно, правильно и красиво вы будете произносить каждое слово и объединять их в одну фразу, будет зависеть успех чтения стихов.
  • Соблюдайте знаки препинания. Именно они определяют, с какой интонацией вам нужно читать. Точка это большая пауза, запятая, короткая пауза, вопросительный знак это вопрос, восклицательный подразумевает повышения нот в голосе и т.д.
  • Вникайте в суть самого стиха. Когда вы будете понимать, о чем вы говорите, вы не просто будете наизусть говорить выученное, а будете переживать вместе с автором все эмоции, к которым призывает стихотворение.
  • Не зубрите. Учитесь сразу же читать стихотворение с выражением, сразу же, как начинаете учить, а то потом вы машинально будете рассказывать сухо и без выражения.
  • Не торопитесь никуда. Стихотворение это искусство. Наличие определенных логических пауз делает ваше чтение еще более выразительным. Еще это поможет скрыть неловкие паузы.
  • Наличие музыкального слуха упростит задачу. Но и без музыкального слуха можно добиться успеха, если тщательно над этим работать.
  • Работайте над мимикой, иногда можно подключать и жесты. Тренироваться можно перед зеркалом.
  • Чувствуйте то, что говорите и старайтесь это пережить. И все у вас получится!

Родители должны помогать детям научится читать красиво стихи, этому учатся в юном возрасте, так как потом талант остается на всю жизнь. А если вам ребенок слишком мал для того, чтобы ходить в школу и учить стихи, побеспокойтесь о его комфорте. и другая одежда из хлопка обеспечат полный комфорт вашему малышу. Ваш ребенок вырастет здоровым и счастливым.

План

1.Сущность выразительного чтения

2.Упражнения для обучения выразительному чтению по методике М.А.Рыбниковой

3.Конспект урока по обучению выразительному чтению

1. Выразительное чтение пронизывает всю деятельность и учите­ля, и ученика в процессе изучения литературы

По мнению Рыбниковой М.А., выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор произведения и является ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подыто­живает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения. И если ученики чи­тают бесстрастно, думая… только о формальной стороне чтения, не представляя себе картин, о которых рассказывают», т. е. просто «проговаривают слова», то что тут говорить о воздействии ху­дожественного слова на их чувства, о понимании и толкова­нии ими поэтического текста?

Исполнение должно иметь целью произнести текст с максимальной передачей темы произведения и его идейного замысла, считает М.А.Рыбникова. Чтение должно соответствовать стилю произведения, его жанровым особенностям; это исполнение воплощает в голосе логическую и синтаксическую мелодию речи, музыку и ритм стиха, тот или иной строй прозы. Это исполнение должно соответствовать правилам грамотного произношения, того, что называется орфоэпией; оно должно быть, само собой разумеется, громким, ясным, доносящим до слушателя с полной четкостью звучащее слово.

Обычные недостатки детской речи — отсутствие громкой и чет­кой речи, основные ошибки в произношении—преодолеваются начальной школой. Лучшие учителя младших классов учат выде­лять логические ударения, делать паузы, учат читать стихи, разу­чивать по ролям басни—все это воспринимается детьми с боль­шой чуткостью и способствует лучшей постановке литературного чтения на первых его ступенях в III—IV классах.

Работа над выразительным словом оформляется в ряде спе­циальных уроков, посвященных чтению или рассказыванию текста, но, кроме того, учитель наблюдает за произношением, фра­зировкой и интонациями учащихся на каждом уроке. Исправля­ются ошибки в произношении: не молодежь, а молодёжь, не про­цент, а процнт, не ётоТ, а этот, не поезия, а поэзия и т. д.

В школах, где наблюдается какое-либо местное произношение, ему уделяется особое внимание. Эта работа по орфоэпии—длительная, постоянная и упорная. Для справок учитель может использовать словарь под ред; Д. Н. Ушакова, где каждое слово дано с ударением.

Каждый ответ, цитата из стихотворения, пример по грамма­тике должен приводиться в соответственной голосовой подаче. «Не спеши, говори громко, ясно. Повтори еще раз, произнеси так, что­бы все тебя слышали и поняли». Все, что можно сказать на па­мять, следует произносить без книги, наизусть, так как устная речь естественнее, живее, проще, а потому выразительнее. Приво­дя цитату, ученик повторит ее без книги, наизусть. Загадки, по­словицы, над которыми работают в классе,— все это материал для шлифовки дикции и для культуры живых интонаций.

Сам учитель, его манера речи, его выразительное слово, его рассказ, его чтение стихов — все это постоянный пример для уча­щихся. И потому педагог должен говорить громко (но не крикли­во), ясно и четко (но живо), эмоционально (но без нервных на­жимов и с минимальным количеством жестов). Как только явля­ется возможность, словесник должен произносить стихи наизусть; давая учащимся заучивать на память, учитель не должен освобож­дать себя от этого задания. На класс производит исключитель­ное впечатление, когда новое стихотворение доходит до слуха из уст учителя, а не из книги. Это удесятеренное внимание, это ощутимое переживание происходящего в рассказе!

Итак, прежде всего повседневное внимание к произношению, к четкости и ясности слова, к живости и простоте речи.

И во вторую очередь—система уроков, посвященных выразительному чтению стихов и прозы, хоровым выступлениям класса, рассказыванию художественной прозы.

Выразительное чтение учителя обычно предваряет разбор про­изведения и является ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подыто­живает анализ, практически реализует понимание и толкование произведения.

Учащиеся должны прийти к мысли и к выводу, что вырази­тельно прочитать—это значит подать голосом идею и тему про­изведения.

Причем далеко не каждый ученик способен схватить сразу тональность произведения и выразить ее в го­лосе. Над этим приходится работать.

По мнению Рыбниковой, первая и основная задача препо­давателя литературы—истолкование внутреннего содержания произведения, выявление темы, предмета изображения, и глав­ное—выявление авторского отношения к предмету изобра­жения (гнев, восторг, ирония, спокойствие, веселость, грусть, на­смешка, восхищение).

По методике М.А.Рыбниковой:

Теоретические сведения

1. По технике речи. Требования, которые предъявляет искусство чтения к дыханию, дикции, орфоэпии.

2. По логике чтения. Логические паузы. Их длительность и характер (качество). Логические ударения и приемы их практи­ческого осуществления. Сочетание силы голоса, высоты и длитель­ности в ударении. Темп. Ритм. Соотношение логических и ритми­ческие пауз. Виды ритмических пауз (межстиховые, цезуры, леймы).

Как читать с выражением

П о эмоционально-образной выразительности. Видения. Адресат. Позиция. Поза. Сопереживание. Словесное дей­ствие. Паузы: психологические, начальные, финальные.

Практические навыки

1. По технике речи. Дышать незаметно. Часто, но не уча­щенно. Умело использовать паузы для добора (пополнения запаса) воздуха. Читать четко, внятно (не заглатывать звуков, не гну­савить). Соблюдать нормы орфоэпии.

2. По логике чтения. Овладеть «шестью рычагами»: гром­че — тише, выше — ниже, быстрее — медленнее. Овладеть умением «читать знаки препинания». Выполнять различные задания по определению места и характера пауз в поэтическом тексте, а также по определению качества логических ударений и практическому их осуществлению в процессе выразительного чтения.

2.Упражнения для обучения выразительному чтению по методике М.А.Рыбниковой

Для того, чтобы научиться выразительному чтению разработаны упражне­ния, через которые учитель должен провести учащихся, воспиты­вая внимание к звуку, к слову, к предложению, к абзацу, воспи­тывая четкость и ясность произношения, звучность и гибкость го­лоса, чуткость и требовательность слуха. Кроме уроков всесторон­него литературного анализа и произношения произведения, цели­ком, необходимо уделять время, хотя бы часов 5—6 в год, на спе­циальные занятия техникой произношения.

Например.

Неразвитая, нечеткая речь отличается смазанностью звуков, неясной дикцией, недостаточной выявленностью согласных и гласных. Работа над речью должна ставить своей задачей развитие фонетической четкости. Внимание курса грамматики к изучению звуков русской речи должно быть использовано учителем не только для целей орфографии, но и для нужд выразительной речи, для орфоэпии и дикции.

Для этой цели хороши произведения устной народной поэзии:

загадки, пословицы, скороговорки. Загадка зачастую звукоподра­жательна, эту ее звукоподражательность мы вскрываем в произно­шении:

Бились попы, колотились попы, пришли в клеть, перевешались. (Цепы)

Произносить нужно, подчеркивая губные звуки б, п, а также отчеканивая звукоподражательныйритм загадки (ритм молотьбы).

Ходит щучка по заводи, ищет щучка тепла гнезда, где бы щучке трава густа.

Выделяется свистящее щ, передающее звук косьбы.

— Черныш-загарыш, куда поехал?

— Молчи, кручено-верчено, сам там будешь.

Этот разговор горшка с ухватом основан на воспроизведении шаркающих звуков: чугун задевает под печки, вода шипит на раскаленных краях чугуна, ухват шаркает по стенкам чугуна. Про­изношение выделяет шипящие звуки. Вот несколько пословиц, построенных на звукописи (уже не на звукопо дражании);

Сшутил шут шутку: украл шушун да шубку. Дали голодной Меланье оладьи; она говорит испечены неладно

(ла-ло-ала). С такими же звукосочетаниями загадка о капусте:

Латка на латке, а игла не была.

Малые формы художественной речи, показывающие высо­кое звуковое мастерство, произносятся в классе по нескольку раз; дети учатся четкому и звонкому произношению, вслушиваются в звуки и в слоги, проходят школу художественной фонетики. Это работа V класса, причем преимущественно в начале года.

Желательно, чтобы дети знали еще в начальной школе о том, что в языке имеются глаголы, междометия, существительные зву­коподражательного характера: бах, трах, жужжать, мяукать, под­дакивать, кукушка, таратайка, балалайка, барабан, топот, грохот грома и т. д.

Но и в V классе желательно еще раз остановиться на этом явлении речи, ибо поэтический язык всегда и везде использует этот языковой материал для своих целей.

Веселым треском Трещит затопленная печь. Колокольчик динь-динь-динь… И т. д.

Эта работа над звучащим словом дает резонанс на всех сле­дующих ступенях общения с художественным словом.

Читая «Бесов», учащиеся передают кружение метели, навяз­чивую повторность звуков, они сознательно работают над дик­цией:

Мчатся тучи, вьются тучи Еду, еду в чистом поле

Невидимкою луна Колокольчик динь-динь-динь

Освещает снег летучий, Страшно, страшно поневоле

Мутно небо, ночь мутна. Средь неведомых равнин!

А созвучие эпитета с определяемым словом, хотя бы в стихот­ворении «Косарь»: кровь отцовская, косу новую, село родное, к морю Черному.

Или такой пример:

Их смуглые ручки порой подымали, И черные очи оттуда сверкали.

Не шепчутся листья с гремучим ключом1 .

Наблюдение над звучащим словом ставит перед учащимися острый вопрос о наличии губных, шипящих, мягких и твердых зву­ков, о различии в начертании и произношении (море Черное, чер-

Умелый учитель на уроках выразительного чтения по­высит интерес учащихся к языку, к фонетике, морфологии и син­таксису; этот новый для учащихся подход к речи даст свои ре­зультаты и на уроках грамматики.

Все дети еще в детском саду учат стихи, и ведь учить может каждый ребенок, а вот читать красиво далеко не все. И почему? Потому что никто их не учил это делать. Преподаватели снижают оценку, если вы читаете стихи некрасиво, а просто уныло рассказываете. В стихах большую роль играет интонация. Интонацию надо соблюдать и в том случае, когда вы рассказываете прозу, но в  случае стихов это еще более важно. Но как научится правильно и красиво читать стихи и что нужно для этого делать, каким правилам следовать? Именно об этом поговорим в этой статье.

Правила правильного и красивого чтения стихов:

  • Работайте над дикцией.

    Как красиво читать стихи?

    От того как точно, правильно и красиво вы будете произносить каждое слово и объединять их в одну фразу, будет зависеть успех чтения стихов.

  • Соблюдайте знаки препинания. Именно они определяют, с какой интонацией вам нужно читать. Точка это большая пауза, запятая, короткая пауза, вопросительный знак это вопрос, восклицательный подразумевает повышения нот в голосе и т.д.
  • Вникайте в суть самого стиха. Когда вы будете понимать, о чем вы говорите, вы не просто будете наизусть говорить выученное, а будете переживать вместе с автором все эмоции, к которым призывает стихотворение.
  • Не зубрите. Учитесь сразу же читать стихотворение с выражением, сразу же, как начинаете учить, а то потом вы машинально будете рассказывать сухо и без выражения.
  • Не торопитесь никуда. Стихотворение это искусство. Наличие определенных логических пауз делает ваше чтение еще более выразительным. Еще это поможет скрыть неловкие паузы.
  • Наличие музыкального слуха упростит задачу. Но и без музыкального слуха можно добиться успеха, если тщательно над этим работать.
  • Работайте над мимикой, иногда можно подключать и жесты. Тренироваться можно перед зеркалом.
  • Чувствуйте то, что говорите и старайтесь это пережить. И все у вас получится!

Родители должны помогать детям научится читать красиво стихи, этому учатся в юном возрасте, так как потом талант остается на всю жизнь. А если вам ребенок слишком мал для того, чтобы ходить в школу и учить стихи, побеспокойтесь о его комфорте. и другая одежда из хлопка обеспечат полный комфорт вашему малышу. Ваш ребенок вырастет здоровым и счастливым.

Как правильно читать на Прозе. Ру

Маг Рун

              Разрешите предложить вам труд, который я бы назвал фундаментальным. Основным. Разумеется в своем незаурядном творчестве. В творчестве других есть свой фундаментализм.

              Как вы читаете? Ну, как вы читаете?! Никто не читает рассказов, повестей, романов…Все читают миниатюры … Уйду я от вас… Кликнут один раз и уйдут, понятно для чего, чтобы повысить собственную посещаемость …
              Вот такие горькие строки написала дама.
              Я хмыкнул, вот напугала, а потом задумался…Вы ведь помните, пока гром не грянет, мужик за заначкой не полезет?!

              Для чего я хожу на другие страницы, в первую очередь, дамские?
              Тетеньки, разнокалиберного возраста, открывают свои страницы и, иные, даже, приглашают сами. Сами . На свои открытые страницы. Вот только являются ли открытые страницы, открытыми? Все тетеньки разные, с абсолютно разнообразными интересами…Недавно я встретил тетеньку десяти лет.
              С критичносладостной улыбкой прочитал ее рассказ, а потом улыбка съежилась и упятилась в неизвестность. Нет — нет, рассказ не потряс мое воображение, просто, я подумал, кстати, во второй раз, за этот текст, что взрослость понятие эфемерное и очень растяжимое, что мои педагоги перемудрили, и бывает взрослость приходит очень рано. Как прилив, она заполняет сначала мелкие впадинки, потом все больше и больше…
              Полезно ходить к дамам в гости, на их открытые страницы, пусть они еще играют в куклы…
              Они меньше врут, а ложь легче выявить…
              Но взрослость приходит не ко всем, есть дамы с детской непосредственностью, переходящей приличия или , даже, переезжающей их…

              Но сначала о том, почему я не так люблю дяденек? Я среди них теряюсь. Я прямо робею. Их ум, их непреклонность, решительность меня пугают, и я, подобрав фалды, бегу к дамам.
              Не боюсь ли я затеряться среди дам? Этот вопрос сродни оскорблению.

Как научиться читать стихи с выражением?

Разве среди этих восхитительных, прекрасных существ можно затеряться?!

              Что я ценю в дамах? В первую очередь ум . Такие дамы меня очень впечатляют. Я дружу с мыслями, но они часто бывают в командировке, а тут хоть и чужие, но тоже продукт разума. И вовсе не чуждого. Женского. Умные дамы подмечают такое, что вашему покорному слуге заметить трудно.
              Я готов принять все женские тезисы, как Ленин в апреле, но я противник аксиом. Если я вижу в клетке попугая, то как ни пиши на ней канарейка, не поверю.
              Дам такого ума я избегаю!

              Очень мне нравятся особы с религиозным уклоном. Недавно встретил такую подвижницу. Все ее "произведения" — молитвы. Этакая доставка библии на дом. Я тихо выпал в осадок, сполз на пол, и, пока, сотрясения от теплой благодарной улыбки не окончились, с пола не встал. Не смог. Вот такова сила божьего слова на меня!

              Восхищен дамами, которые с легкостью и небрежностью, словно,
изящным стаусиным веером, пользуются матом и пошлостью…Естественно и просто, а как же, иначе, они, также, как обмахиваются веером, обмахивают вас небрежным своим опахалом…
              Эротика прекрасна, она хотя бы, демонстрирует, как должно быть между мужчиной и женщиной, и, не надо ханжить, леди и джентельмены…
              Просто эротический слог не должен начинать проституировать на глазах изумленного вашего читателя…

              Как правило я читаю рецензии написанные представительницей прекрасного пола. Вот единственный критерий, по которому я отныне буду посещать страницы, потому что где — то, в чем — то, дама написавшая об одном клике, права, а это неприемлемо для меня.

              С другой стороны, если вам, писательницам, не интересен клик графомана, то скорей всего ваши интересы лежат в каких — то других, недоступных мне хрустальных сферах. Я в них, в эти сферы, никогда не стремился и боятся, что наши орбиты во вселенной не пересекутся не стану.
              Мне интересны женщины! А чем же мне еще интересоваться?! Как вы успели заметить, не любые. Мне интересны женщины, которые интересуются окружающим.
              Тетеньки клик, это еще не клич. Кликайте. Хотя бы один раз, и ваш покорный слуга будет весь в внимании!
              Дружить со всеми невозможно. Отхлынувших девушек сменит керогаз Зим — 1, старое продавленое кресло, и верный компьютер… Разве поднять платок, улыбнуться, помочь перетащить коляску — это нечто? Это знак внимания. Знак внимания и лягушке приятен, а мы с вами млекопитающие…И, если, двум людям противоположного пола приятно посылать друг другу знаки внимания..?!

              Избранные авторы, это, за редким исключением, те люди, произведения которых мне понравились, имеющих особый стиль, это авторы у которых я буду учиться. Я ведь не гений, но нимб протираю ежевечерне.

              Приходите в гости, дамы! Кликайте. Всего один — единственный раз. Я ценю любые знаки внимания. Стакан молока ждет вас. Не нравится? Ну, тогда чашечка кофе. На работе надоело?! Сок? Апельсиновый? Свежевыжатый?

              Имманенс ( Маг Рун ), в этой реальности Шурховецкий Петр.

© Copyright: Маг Рун, 2010
Свидетельство о публикации №210041500039

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Маг Рун

Рецензии

Написать рецензию

Интереснейшая новелла. Удачно выбраны тема и название: то, о чем Вы написали, занимает каждого, кто публикуется на proza.ru, тем более новичков, как я. Наверное, по этой новелле у Вас наибольшее количество прочтений!

Анна Пушная   25.06.2010 07:41     Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Угадать невозможно. Просто я пишу, что думаю. Читают, время от времени. Рад, что вы зашли.

Маг Рун   24.06.2010 08:07   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Маг Рун

 

УЧИТЕСЬ  ЧИТАТЬ  ПРАВИЛЬНО

1. Следите за словами на строчке, не переставляйте их.

2. Старайтесь понять то, о чём читаете.

3. При чтении будьте внимательны к каждому слову.

4. Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного слова, если поняли его.

5. Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не шевелить губами.

ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ И ОБРАЩЕНИЯ С КНИГОЙ

 

1. Не берите книги грязными руками.

2. Читайте, сидя за удобным столом.

Держите книгу не ближе 30-40 см от глаз, с наклоном  45 см.

4. Не делайте пометок в книге ручкой или карандашом.Пользуйтесь закладкой.

7. Не читайте до усталости.

Как научиться читать стихи: советы

Через 20-30 минут делайте перерыв в чтении.

8. Храните книги в закрытых полках.

 

 КАК НАДО ГОТОВИТЬ ЧТЕНИЕ

 

1. Прочитайте текст, заметьте слова и выражения, при чтении которых допущены ошибки.

2. Прочитайте несколько раз эти слова.

3. Выясните значения всех не понятных  слов по словарю или спросите у взрослых.

4. Прочитайте текст повторно, перескажите его.

  

УЧИТЕСЬ ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

 

1. Помните, что нельзя читать текст выразительно, если не понимаете его.

2. Старайтесь мысленно представить себе то, о чём читаете.

3. Определите своё (и автора) отношение к событиям, героям и постарайтесь при чтении передать его интонацией.

4. Определите свою основную задачу чтения (что вы хотите передать).

5. Читайте, чётко произнося слова, соблюдая паузы в конце предложения, между абзацами и частями текста.

6. Выделите голосом важные места.

 

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ГОВОРИТЬ И ЧИТАТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО

 

1. Уметь ровно и глубоко дышать — владеть своим дыханием.

 

2. Уметь говорить звонко, громко, но без крику: так, чтобы тебя далеко было бы слышно.

 

3. Уметь говорить замедленно, протяжно — и быстро,  но правильно.

 

4. Отчётливо выговаривать звуки и их сочетания,— чтобы каждый звук был хо­рошо слышен! Это дикция; помогут скороговорки. У некоторых детей не получаются звуки Л-Р, С-Ш, Й — надо научиться отчётливо произносить любой звук.

 

5. Понимать полностью то, что читаешь. Понимать характеры действующих лиц  в рассказе, басне, сказке, понимать настроение поэта, написавшего стихотворение. Без ясного, глубокого понимания текста выразительное чтение не получится.

 

6. Уметь различать и придавать своему голосу интонации: радостные и пе­чальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобритель­ные, а также интонации перечисления, выделения, завершения, противопоставле­ния и другие.

 

7. При чтении, при разговоре, особенно в выступлении со сцены,— видеть, как тебя слушают, понимают ли тебя, интересно ли твоему слушателю, не скучает ли он, не отвлекается ли.

 

8.  Умение не теряться в случае неудачи, быть настойчивым, упорно работать над собой, над своим голосом, произносительными умениями, добиваться постав­ленной цели.

 

   

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *