Как поставить звук к?

Постановка звука «С” требует достаточно кропотливых действий и, конечно же, терпения. При соблюдении этих условий проблемный звук исправляется и уже не приносит хлопот ни маме, ни малышу.

В статье мы разбираемся, насколько это сложно: поставить звук «С” и научить ребенка говорить эту букву.

Правильная артикуляция звука «С”

Чтобы непослушный «С” зазвучал правильно, давайте выстроим такую конструкцию:

  1. Губы слегка улыбаются.
  2. Зубы сжаты либо отстоят друг от друга на 1-2 миллиметра.
  3. Язык упирается в нижние резцы. Его боковые части соприкасаются вверху с коренными зубами, а спинка выгнута.
  4. Вдоль языка образуется желобок, по нему с сильным напором течет воздух.
  5. Верхнее мягкое небо не дает ему попасть в полость носа.
  6. Голосовые связки расслаблены.

Получилось?

Артикуляционный профиль звука «С” выглядит так:

Артикуляционный уклад мягкого «Сь” отличается от «С” тем, что средняя часть языка приподнимается вверх, а передняя становится более плоской, желобок при этом сглаживается.

Дефекты произношения звуков «С” и «Сь”

Если «С” и «Сь” выговариваются с нарушением, то этот дефект называется сигматизмом (искажение произношения) или парасигматизмом (замена другими звуками).

Сигматизм бывает:

  • губно-зубной, когда нижняя губа перекрывает поток воздуха, создавая смешанное звучание «С” и «Ф” (слон — флон, стол — фтол);
  • межзубный, при котором язычок лежит на зубах, и четкость произносимого звука искажается шепелявостью;
  • боковой, когда язык поворачивается набок либо не касается коренных зубов, а воздух движется в неправильном направлении, образуя хлюпающий звук (санки — хлянки, сам — хлям);
  • носовой, при котором воздух попадает в носовую полость и создает гнусавое произношение.

Парасигматизм тоже бывает нескольких видов:

  • призубный, с заменой «С” на «Т” (собака — табака, сок — ток);
  • шипящий, когда вместо «С” звучит «Ш” (Саша — Шаша, сушки — шушки);
  • с заменой по мягкости, при котором твердые звуки произносятся, как мягкие (сумка — сюмка, свой — сьвой);
  • с заменой по звонкости, это «С” звучит, как «З” (совок — зовок, самосвал — замозвал).

Причинами таких дефектов могут быть патологии речевого аппарата, аденоиды, слабость мышц языка, а также его нарушенная иннервация.

Неправильное произношение свистящих, к которым относятся «С” и «Сь”, если их не корректировать своевременно, влекут за собой нарушения чтения (дислексию) и письма (дисграфию).

Последовательность постановки звуков в логопедии

Алгоритм коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения в логопедии включает в себя несколько этапов в следующем порядке:

Будут ли это индивидуальные логопедические занятия для дошкольников со специалистом или постановка звука в домашних условиях, последовательное прохождение всех этапов обязательно.

Чтобы поставленный звук радовал своей чистотой и стабильностью, нужно основательно работать и решать задачи на каждой стадии.

Давайте начнем?

Подготовительный этап

В самом начале работы над коррекцией звукопроизношения познакомьте малыша с проблемным звуком: как он звучит сам по себе и в разных словах, как изображается в виде буквы, как его правильно выговаривать.

Выполните дыхательную гимнастику. Ведь правильное дыхание является основой звучащей речи и непосредственно влияет на силу воздушной струи, которая, в свою очередь, определяет четкость звучания при правильном артикуляционном укладе.

Вот несколько упражнений на дыхание:

Далее перейдите к артикуляционной разминке. Пусть все мышцы речевого аппарата подготовятся к продуктивной работе над постановкой звука.

Этап постановки звука

Как ставить звук «С”? Есть несколько способов постановки «С”:

Рассмотрим все эти варианты подробнее.

Постановка по подражанию

Возьмите зеркало и покажите ребенку, в каком положении должны находиться язык и губы для получения нужного звука.

Чтобы это не было похоже на скучный школьный урок, пусть язычок будет кораблем, которому ветер-воздушная струя надувает паруса для дальнего плавания:)

Игровая форма организации логопедических занятий — самая продуктивная. Образное восприятие значительно ускоряет коррекционный процесс и приближает к заветной цели.

Приложите ладошку малыша ко рту, чтобы он почувствовал прохладу выдыхаемого воздуха при произнесении «С”.

Иллюстрации, карточки, макеты и прочий наглядный материал помогут ребенку усвоить суть и не дадут заскучать. 🙂

Постановка механическим способом

Этот метод предполагает применение вспомогательных средств, например, зондов, шпателей.

Если вы решили поставить звуки ребенку в домашних условиях, используйте предметы домашнего обихода, предварительно позаботившись об их безопасности, например неострую зубочистку или палочку от мороженого.

Эти предметы, располагаясь вдоль языка, фиксируют правильное его положение для прохождения воздушной струи, способствуя получению нужного звукопроизношения. Чтобы губки слегка улыбались, придержите их пальцами.

Для постановки звука «С”, попробуйте следующее:

  • пусть ребенок улыбнется, положит широко краешек язычка на нижние передние зубы и подует на него;
  • теперь деревянной палочкой, надавливая вдоль язычка, сделайте желобок, по нему потечет воздушная струя;
  • при нажатии послышится шепелявый свист;
  • далее пусть малыш сблизит зубки, а язык уберет внутрь и продолжит свистеть;
  • тем временем вы, регулируя силу нажатия, добейтесь наиболее четкого звучания «С”;
  • после этого можно убрать палочку.

Через некоторое время ребенок сам научится правильно класть язык и свистеть «С”.

Постановка «С” от других звуков

Твердый «С” можно поставить от мягкого «Сь”.

При произнесении «Сь” палочкой надавите на переднюю часть языка, чтобы образовался желобок. Полученный таким образом твердый звук «С” отрабатывайте многократно, пока язычок сам не будет ложиться правильно.

Звук «С” также можно поставить от «Т”.

Если непрерывно тянуть «Т” и, улыбаясь, растягивать губы, то послышится «С”. Если он будет неясным, нужно сильнее улыбнуться, чтобы звук стал ярче.

Если ребенок правильно произносит звук «Ш”, попробуйте оттолкнуться от этого. Попросите малыша пошипеть и объясните, что язычок нужно передвинуть вперед, ближе к верхним зубкам. Послышится «С”. Получается?

Еще один способ постановки «С” — это от «И”.

Артикуляционный уклад у этих звуков схож. Поэтому, если произнести «И” и, не меняя положения, пустить струю воздуха вдоль язычка, то получится нужный звук «С”.

Постановка мягкого «Сь” хорошо изложена в видеоуроке:

Артикуляционная гимнастика для звука «С”

Предлагаем вам комплекс артикуляционной гимнастики в игровой форме. С помощью логопедических упражнений органы речевого аппарата научатся занимать нужное положение, станут подвижными, их тонус придет в норму.

Исходное положение — улыбка 🙂

Автоматизация «С”

Следующий после постановки — этап автоматизации звука. Что это значит? Закрепление произношения и введение в повседневную речь.

На этом этапе тоже есть свой алгоритм. Поставленный звук отрабатывается в изолированном звучании, затем в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях.

Картотека заданий для детей по автоматизации «С”

Выполни задание на картинке:

Назови каждое слово. Обрати внимание на то, что звук «С” может находиться в начале, середине и конце слова:

А теперь — звук «С” в словосочетаниях и предложениях:

Поиграем? Улитка приглашает в свой домик. Только для этого надо назвать все предметы на букву «С”:

Помоги Бабушке Яге добраться до своей избушки. Она заблудилась:)

Повтори чистоговорки со звуком «С”. Знаешь для чего нужны чистоговорки? Чтобы научиться четко произносить звуки.

Хорошо подумай и отгадай загадки на букву «С”:

А теперь посложнее: скороговорки на «С”:

Повтори фразеологизм. Знаешь, что он означает? Пообещать и не сдержать своего обещания! Найди в словах «С”:

Этап дифференциации «С”

На этом этапе мы будем учиться отличать звук «С” от близких по звучанию «Ш”, «З”, «Ц” и мягкого «Сь”.

Для этого послушаем эти звуки по парам, определим разницу в артикуляции, потренируемся в произношении слогов, слов и предложений с ними.

Речевой материал по дифференциации «С” и «Ш”

Приложи ладошку ко рту: у «С” струя выдыхаемого воздуха холодная, у «Ш” — теплая. «С” свистит, как ветер, а «Ш” шипит, как змея. Интересно?

Повтори слоги и слова с этими звуками, старайся их четко выговаривать:

Стишок про медведя тебе понравился?

Выполни задание на картинке:

Над чистоговорками надо немного потрудиться, но у тебя получится. 🙂

Речевой материал по дифференциации «С” и «З”

У звуков «С” и «З” артикуляция отличается только голосом. «С” — глухой, «З” — звонкий. Повтори их и убедись в этом сам.

А теперь проговори слоги и слова:

Замени одну букву на другую и посмотри, что получится:

Повтори чистоговорки без запинок.

Речевой материал по дифференциации «С” и «Ц”

Звуки «С” и «Ц” очень похожи и отличаются лишь тем, что «С” — долгий, а «Ц” — краткий:

Повтори слоги и слова:

В этих словосочетаниях есть и «С”, и «Ц”:

Если поменять первую букву в слове, оно тоже изменится:

Деду Морозу без твоей помощи не обойтись:

Попробуй справиться с этим заданием:

Речевой материал по дифференциации «С” и «Сь”

Произнеси твердый «С” и мягкий «Сь” по отдельности, затем повтори слоги и слова с ними:

В этих слогах есть мягкий «Сь” и твердый «С”. Постарайся это определить:

Назови слова на двух картинках и запомни, как звучит твердый «С”

и мягкий «Сь”:

А это стишки, их можно заучить:

Важный штрих в работе над звуком

Чтобы окончательно поставить точку в работе над звуком, нужен еще очень важный штрих — способность контролировать свое умение правильно его произносить в спонтанной речи.

Когда нет рядом родителей, педагогов, которые подскажут и поправят. Когда хочется расслабиться и не думать о том, как надо. Когда находишься среди сверстников и за игрой обо всем забываешь.

Нужна мотивация! Поддержите вашего сына или дочь в стремлении научиться говорить красиво. Не пожалейте для этого ни времени, ни сил.

Сегодня ваш малыш работает над произношением и учится свистеть, как комарик. А завтра он будет совершать открытия и покорять новые вершины. У него это обязательно получится, потому что он будет верить в себя и чувствовать вашу поддержку.

Анна Игнатьева
Мастер-класс для родителей «Постановка звуков в домашних условиях»

Добрый день, уважаемые родители. Сегодня я хочу поделиться с вами опытом и рассказать о постановке звуков в домашних условиях.

Звуки речи образуются благодаря работе нашего артикуляционного аппарата. Все его компаненты вы можете видеть на слайде. Но необходимо подчеркнуть, что при постановке звуков с детьми,я обращаю их внимание на такие элементы как: губы, зубы, язык и голосовые складки. Ребёнок обязательно должен знать, что выполняют эти органы при произношении звука, над которым ведётся работа. Но далеко не всегда ребёнок может придать языку позу, которая необходима для произношения звука. В этом случае на помощь логопеду и вам, родители, приходит артикуляционная гимнастика. Здесь остановимся подробнее.

Что же такое артикуляционная гимнастика? Это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Как правило основной задачей артикуляционной гимнастики является укрепление мышц языка. Ведь язык, с анатомической точки зрения, состоит из продольных и поперечных мышц. Первая группа мышц укорачивает язык и делает его более длинным. Она же помогает отводить его в сторону. Вторая группа позволяет сделать язык более широким или узким.

Сегодня мы не будем обсуждать постановку всех без исключения звуков русского языка. А обсудим те, которые чаще всего являются нарушенными у детей. Это три группы звуков: свистящие, из них мы сегодня разберём звуки (с,з, шипящие, поговорим про звуки (ш,ж) и некоторые сонорные звуки (р,л).

Группа свистящих звуков

Работа органов артикуляционного аппарата при произнесении звука С:

• Губы-в улыбке;

• Зубы- заборчиком с небольшой щелью;

• Язык- широкий, за нижними зубами;

• Голос- выключаем;

• Воздушная струя- холодная, направленная вниз по середине языка (по желобку).

Работа органов артикуляционного аппарата при произнесении звука З:

• Губы-в улыбке;

• Зубы- заборчиком с небольшой щелью;

• Язык- широкий, за нижними зубами;

• Голос- включаем;

• Воздушная струя- холодная, направленная вниз по середине языка (по желобку).

Подготовительные упражнения для постановки свистящих звуков:

(Основная задача заключается в том, чтобы научить ребенка направлять воздушную струю по центру языка, а также принимать нижнее положение языка)

• «Заборчик»- улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.

• «Окошко»(бегемотик)- слегка улыбнуться и широко открыть рот.

• «Блинчик»- улыбнуться, открыть рот и широким языком потянуться к подбородку.

• «Трубочка»- язык свернуть трубочкой, загнув его края.

• «Обезьянка»- слегка приоткрыть рот, язык поместить между нижними зубами и нижней губой. Губы при этом сближены.

• «Горка»- широко открыть рот, кончиком языка зацепиться за нижние зубы и толкать язык вперёд.

• «Ветерок дует с горки»- принять положение «горка», затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Необходимо следить, что воздушная струя холодная и направленна вниз.

• «Чистим нижние зубы»- принять положение «окошко», кончиком языка «почистить» зубы с внутренней стороны.

• «Катушка»- принять положение «горка», язык «выкатывать» вперёд и убирать вглубь (качать горку).

Постановка свистящих звуков:

а)по подражанию (предпочтительный, но далеко не часто осуществимый способ);

б)от И, Т с придыханием.

в) от упражнения «горка». Просим ребенка подуть на язык, при этом по середине языка (где проходит желобок) удерживаем ватную палочку.

Группа шипящих звуков

Работа органов артикуляционного аппарата при произнесении звука Ш:

• Губы-слегка округлены;

• Зубы- заборчиком с щелью;

• Язык- выполняет за верхними зубами упражнение «чашечка»;

• Голос- выключен;

• Воздушная струя- тёплая, направлена по середине языка вверх.

Работа органов артикуляционного аппарата при произнесении звука Ж:

• Губы-слегка округлены;

• Зубы- заборчиком с щелью;

• Язык- выполняет за верхними зубами упражнение «чашечка»;

• Голос- включен;

• Воздушная струя- тёплая, направлена по середине языка вверх.

Подготовительные упражнения для постановки шипящих звуков:

(Основная задача заключается в том, чтобы научить ребенка поднимать вверх не только кончик языка, но и его боковые края)

• «Заборчик»- улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.

• «Окошко»(бегемотик)- слегка улыбнуться и широко открыть рот.

• «Блинчик»- улыбнуться, открыть рот и широким языком потянуться к подбородку.

• «Чашечка»- широко открыть рот, достать широкий язык, поднять кончик и боковые края языка.

• «Вкусное варенье»-улыбнуться, открыть рот и языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу. Движения направлены сверху вниз. Нужно следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

• «Чистим верхние зубы»-улыбнуться, приоткрыть рот, показать зубы и широким языком имитировать чистящие движения зубной щетки.

• «Качели»-улыбнуться, открыть рот. Широкий язык положить на нижнюю губу, затем поднять язык вверх, будто пытаемся достать до кончика носа. Чередовать движения.

• «Грибок»-язык присосать к небу, чтобы подъязычная уздечка натянулась. Удерживать позу.

• «Фокус»- на кончик носа положить кусочек ваты. Язык принимает форму «чашечки». Сдуть ваточку с носа. Следим за дыханием ребёнка: берем воздух- носом, выдыхаем- ртом.

Постановка:

а) по подражанию со зрительным и слуховым контролем;

б) с помощью специальных приёмов:

— от Р-Р-Р шепотом с постепенным округлением губ и сближением зубов;

— от Т-Т-Т с сильным придыханием и поднятием языка вверх.

(Для постановки звука Ж применяются те же приёмы, только с тактильно-вибрационным контролем).

Группа сонорных звуков

Работа органов артикуляционного аппарата при произнесении звука Л:

• Губы-раскрыты, принимают положение последующего гласного;

• Зубы- раскрыты;

• Язык- толкает верхние зубы и убегает в рот;

• Голос- включаем;

• Воздушная струя- свободно проходит по бокам.

Работа органов артикуляционного аппарата при произнесении звука Р:

• Губы-раскрыты, принимают положение последующего гласного;

• Зубы- раскрыты;

• Язык- выполняет упражнение «грибок», а широкий кончик вибрирует;

• Голос- включаем;

• Воздушная струя- сильная, проходит по языку.

Подготовительные упражнения для постановки сонорных звуков:

(Основная задача заключается в том, чтобы научить ребенка поднимать язык вверх и удерживать его, а также растянуть подъязычную уздечку)

• «Заборчик»- улыбнуться без напряжения, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.

• «Окошко»(бегемотик)- слегка улыбнуться и широко открыть рот.

• «Блинчик»- улыбнуться, открыть рот и широким языком потянуться к подбородку.

• «Парус»- улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка удерживать за верхними зубами.

• «Маляр»-улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка небо («потолок») выполняя движения языком вперёд-назад.

• «Индюк»- улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперёд-назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы. Потом включить голос. Получится смешной звук, похожий на «бл-бл.».

• «Лошадка»- улыбнуться, широко открыть рот, пощёлкать кончиком языка наверху. Ускорять темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

• «Грибок»- язык присосать к небу, чтобы подъязычная уздечка натянулась. Удерживать позу.

• «Пулемёт»- широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы. Звонко, отчётливо,многократно повторять: «Д-Д-Д.». Постепенно ускорять темп. Нижняя челюсть не шевелится.

Постановка Л:

а) по подражанию (крайне редко).

б) от звука У- с высунутым языком между вытянутыми губами, одновременно пальцами раздвигаются губы.

в) от звука Ы- с прикушенным языком.

Постановка Р:

а) от длительного З-З-З с поднятым кончиком языка.

б) от длительного Ж-Ж-Ж с растянутыми в улыбке губами.

в) от быстрого и многократного повторения Д-Д-Д с созданием под языком вибрации, с помощью ватной палочки.

г) от упражнения «грибок». Просим ребенка со всей силы подуть на язычок. Воздух берём носом, а выдыхаем ртом.

Чтобы выявить больший интерес к занятиям можно провести артикуляционную гимнастику в форме сказки. Ведь ведушей деятельностью у наших детей сейчас является- игра. В эту сказку можно привлечь любимых сказочных героев ребёнка. И для примера, я предлагаю вам поиграть в сказку о весёлом Язычке и его друзьях. Попрошу повторять за мной.

Жил-был гномик Язычок. Жил он за забором (выполняем упражнение «Забор»). Однажды утром Язычок проснулся и открыл окно («Окошко», выглянул и посмотрел налево, направо, вверх, вниз («Часики», «Качели»). Какое хорошее утро подумал Язычок и решил напечь на завтрак блинов. Начал он месить тесто («Месим тесто»). Напёк он много блинов и стал их жевать («Непослушный язычок»). Тут в дверь кто-то постучал («Хомяк»).Это пришли его друзья: Лягушка («Забор», Слоник («Трубочка») и Бегемот («Окошко»). Он и их угостил блинами («Непослушный язычок», да ещё и с вареньем («Вкусное варенье»). Налил гостям чай в чашечки («Чашечка»). Поели они и почистили зубки («Чистим зубки»).

Решили они отправиться на прогулку. Поскакали они на лошадках («Лошадка»). Скакали, скакали и увидели качели, как здорово с друзьями покататься на качелях («Качели»! Накатались, поскакали дальше («Лошадка»). Нашли грибок («Грибок»). Сорвали грибочек и поскакали дальше («Лошадка»). Вдруг увидели сердитого индюка, который грозно болбочит («Индюк»). Испугались и поскакали домой («Лошадка»). А дома друзья вспомнили, что хотели Язычку обновить квартиру и покрасить потолок («Маляр»). Друзья устали и пошли домой. Язычок закрыл забор («Забор») и лёг спать.

Вот в такой игровой форме можно проводить занятия по артикуляционной гимнастике. Такие занятия не наскучат ребёнку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *