Как писать детей в записках о здравии

Господь сказал в Евангелии, что где два и более человека вместе молятся, там пребывает он с ними. Поэтому соборная молитва особенно сильная. Во всех православных храмах можно подать на молитву о здравии. Записка представляет собой перечень имен в родительном падеже на небольшом листке. Имена умерших в молитве за здравие не вписывают.

Оглавление:

  • Правила написания записки
  • За кого молиться
  • Приставки к именам
  • Правила подачи записок

Правила написания записки

Когда люди входят в храм, то всегда видим, что в притворе или в церковной лавке люди пишут списки имен на листках бумаги. Такие списки подаются для молитвы о здравии (об упокоении — это другая молитва, и список имен умерших подают отдельно).

Затем листки передаются священнослужителям и прочитываются на литургии в определенные моменты или на молебне.

Как правильно писать записку о здравии:

  1. Простые записки. Имена упоминаются во время богослужения не только священником, но и алтарниками, иногда и самими верующими в храме.
  2. Заказные. Священник упоминает имена в алтаре перед престолом.
  3. На проскомидию. Проводится в первой части литургии вместе с освящением даров, когда служитель церкви вынимает частицы из большой просфоры, упоминает имена людей, затем кладет частицы в чашу с вином для причастия — потир). Во время литургии хлеб и вино превращаются в тело и кровь Христову. Поэтому поминовение на проскомидии имеет особую молитвенную силу.
  4. На молебен. Отдельная небольшая служба, на которой всегда молятся о здравии, часто посвящается какому-то святому. В записке можно писать, например, молебен св. Николаю Чудотворцу или св. благоверным Петру и Февронии.

Стоимость каждого вида будет различаться.

Вне всякого сомнения, Вам также стоит прочитать статью о том, как правильно исповедоваться.

За кого молиться

Православная церковь молится о здравии за всех крещеных ныне живущих православных христиан. Не крещеных писать в записках нельзя, но можно поминать на домашней молитве. Исключение составляют особые молебны, например, мученику Уару, где молятся даже за некрещеных.

Здравие означает не только физическое здоровье, но и духовное. Особая молитва требуется за людей, впавших в страшные грехи (пьянство, блуд). Молиться надо об их исправлении, даровании им веры и покаяния. Молиться можно и нужно за своих врагов и недругов, просить, чтобы Господь изменил их, примирил, привел в церковь и к вере.

Имена пишутся на небольших листках, которые всегда можно найти в храме или церковной лавке, где продаются свечи и другие церковные атрибуты. Перечислять нужно имена, данные при крещении, в родительном падеже. Например, Светланы — нужно писать Фотиньи, Юрия — Георгия и т. п. Лучше заранее точно узнать у человека, каким именем его крестили. Обычно пишется 10−12 имен, но если нужно больше — следует подать 2 записки. Нужно постараться написать имена крупным и понятным почерком, ведь священнослужители читают имена сотнями, им нужно быстро и правильно прочитывать имя.

Приставки к именам

Перед молитвой нужно быть осведомленными, как писать в записках о здравии детей. Форма написания такая: младенцем называют ребенка до 7 лет. Пишут в записке с приставкой мл. (например, мл. Владимира, мл. Татьяны). Отрок — ребенок с 7 до 14 лет. Пишется с приставкой отр. (отр. Сергия, отр. Наталии). С 14 лет ребенок пишется так же, как взрослый, без приставок.

Какие еще бывают приставки:

  • часто отмечают болящих людей, и их имена пишутся с приставкой бол. (бол. Дмитрия);
  • священнослужителей всегда пишут в сане (например, иерея, протоиерея, архимандрита), который в записке тоже можно сократить (иер. Анатолия, архим. Мелхиседека).
  • можно особо помянуть беременных (пишутся словом непраздная, непраздн.);
  • путешествующих (путеш.).

Шаблон правильно написанной записки можно увидеть в церковной лавке или храме.

Правила подачи записок

Как подавать записки о здравии после их написания — не менее важный момент. Это можно делать каждый раз, приходя в храм. Если записка подается вечером, то она будет прочитана на ближайшей литургии. Записки также принимаются на молебен.

Кстати, многие относят слово поминальный, поминовение к молитве за усопших. Это ошибочное утверждение, поминовение — это молитва в храме или дома за всех — и живых, и усопших.

Можно попросить о поминовении и на длительный срок. Сорокоуст — поминовение в течение 40 дней, проводимое каждый день на Литургии. Обычно подается за близких во время болезней, каких-то ответственных этапов жизни, чтобы получить молитвенную поддержку. Также существует ежедневное поминовение на полгода или год. Читается оно весь указанный период. Чтобы заказать такое поминовение, нужно попросить сотрудников храма или лавки записать имя в особую тетрадь.

Молитва в храме о здравии — важный момент заботы христианина о своем ближнем. А все вопросы и тонкости всегда можно узнать у служителей храма и церковной лавки.

Христиане всего мира поминают умерших родственников как в особые дни, так и на Литургии. Но далеко не все знают, как правильно это делать, с чего начать.

В первую очередь, подается записка за упокой. Записки бывают двух видов, пишутся заранее, подаются как в храмы, так и в монастыри.

Почему необходимо молиться об усопших

Когда человек умирает, родственники надеются на хорошую загробную участь для него. Но сказать точно, куда попала душа усопшего не может никто. Молитва за покойников – огромная помощь для них. Находясь в ином мире, усопшие не могут творить добрых дел, которые могли бы повлиять на их участь здесь. Но это могут делать родные, оставшиеся на земле.

Молясь за умерших, родственники, в первую очередь, продолжают отношения с ними. У Бога нет мертвых, христиане верят, что их близкие, перешедшие в мир иной, живы. Веруют православные и в то, что по молитвам на земле, Господь простит и помилует души людей, умерших во грехе. Можно вымолить человека из ада, но для этого придется очень хорошо постараться.

Поминая умерших, люди облегчают их загробную участь. Молиться можно и дома, но особенно важно делать это в церкви. Молитва за упокой, равно как и за здравие (о живых) способна творить чудеса.

В чем преимущество молитвы в церкви

На Божественной Литургии приносится Бескровная Жертва за живых и умерших. Священник в алтаре вынимает частицы из просфоры – специального хлеба, который раздается после Литургии верующим, опуская их в чашу с вином. Вино – это кровь Господня, кусочки просфоры – Его тело, «за многия преломимое во оставление грехов» (с).

Подготавливаясь к таинству Евхаристии (причастие), священник поминает всех усопших, вынимая за них частички из просфоры.

Кроме поминальных записок, читаемых в алтаре священником, существует еще лития и панихида. Собираясь на панихиду, верующие молятся об упокоении душ своих близких, просят Господа простить и помиловать умерших.

Основные виды поминовений за усопших

Основные виды поминовений выглядят так:

  1. Панихида – короткое (не более 30 минут) Богослужение. На котором поминаются усопшие. Верующие просят об оставлении грехов умерших, упокоения их в Царстве Небесном. Панихида, как правило, совершается еженедельно, после основной службы. Для того, чтобы помянуть своего близкого на панихиде, необходимо подать соответствующую записку. Она так и называется – панихида, в записке, обычно, можно указать до десяти человек. Панихида служится как в церкви, так и на кладбище, требу совершает только священник.
  2. Лития – совсем короткое молитвенное правило (10 – 15 минут), по аналогии с панихидой. В отличии от оной, литию может прочесть любой христианин.
  3. Сорокоуст – поминовение усопшего в течение 40 дней на Литургии.
    Церковь поминает на сорокоусте только тех, кто приступал к таинствам исповеди и причастия при жизни. В строчках священнической молитвы, о тех, кого на литургии будут поминать, содержатся такие слова, обращенные к Господу: «о их же снабдел еси честною Твоею Кровию». Если человек не причащался при жизни, его можно помянуть по-другому, но не с помощью сорокоуста.
  4. Домашняя молитва. В конце утреннего правила есть молитва за усопших, читая ее, христианин перечисляет имена сродников, отошедших в мир иной, прося у Господа прощения их грехов и дарования Царства Небесного. Текст молитвы об усопших
  5. Свеча. Наименее бюджетный способ поминовения. Свеча ставится на канун – специальный квадратный столик в церкви, на котором изображено распятие. Ставя свечку об упокоении, поминающий мысленно перечисляет имена умерших. Можно воспользоваться словами домашней молитвы за упокой, ставя свечку.
  6. Продукты на канун. Очень хорошо принести продукты на канун за усопшего и положить их в специальную корзину, стоящую рядом со столиком для свеч. Считается, что люди, которые станут есть эти продукты, помянут умершего.
  7. Милостыня. Огромную пользу для души умершего несет милостыня, раздаваемая за него родственниками или друзьями. Не обязательно подавать деньги в больших количествах, кому-то нужнее продукты, одежда и другие вещи первой необходимости. Подавая, стоит просить молиться за усопшего и называть его имя. Например: помяните, пожалуйста, покойную Людмилу.
  8. Вечное поминовение. Возможно только в монастырях, где служба совершается ежедневно. Усопший будет внесен в специальную книгу – помянник, а насельники монастыря ежедневно, перед утренней службой, вычитывают его, молясь о всех записанных.

Но самым распространенным способом поминовения остается записка о упокоении.

Поминовение продуктами в родительские субботы практикуется издавна. Собираясь на службу в этот день, можно захватить с собой бутылку растительного масла или упаковку муки (для выпечки просфор) и положить на канун.

В чем отличие простой записки от заказной

Перед тем, как писать записку за упокой в церкви, необходимо знать, какие они бывают.

Простая записка может читаться в алтаре, но частичку за усопших, перечисленных в ней, не вынимают. Это просто поминовение, схожее с обычным, домашним.

Когда читается заказная записка, священник вынимает частички из просфоры за каждого усопшего, чье имя упоминается.

Заказное поминовение стоит дороже простого. Во втором случае, ориентировочный размер пожертвования указан за записку, в которой перечислены не более 10-ти имен. Подавая заказную записку, каждое имя оплачивается отдельно. Например, одно имя стоит 5 рублей, значит, за 10 имен придется заплатить 50 рублей.

Записки подаются до начала Божественной Литургии (утром) или накануне вечером. Правильным будет прийти в храм пораньше перед службой, чем писать записки во время оной.Пример записки о упокоении в церкви

Когда лучше подавать записку в церковь

Записочки о упокоении можно подавать ежедневно в те храмы, где совершается служба. Также, существуют особые дни поминовения усопших:

  • Третий день после смерти, когда душа возносится на поклонение Творцу. Первые два дня после успения, душа, в сопровождении ангела, посещает на земле места, к которым была привязана при жизни. А на третий день восходит к Богу, дабы поклониться ему.
  • Девятый день. После того, как душа возносится на поклон к Богу, ей дано несколько дней для того, чтобы посетить райские обители. После чего, на девятый день, душа снова предстает перед лицом Господа, а церковь молится о милосердии Всевышнего по отношению к ней.
  • Сороковой день – самый серьезный, если так можно выразиться. Душа опять возносится к Богу, дабы Он решил ее посмертную участь. Иными словами, на сороковой день душу отправляют либо в рай, либо в ад, в зависимости от того, как она жила на земле. В этот день особенно необходимы молитвы за усопшего, нужно просить Бога о помиловании его души.
  • Годовщина смерти. В этот день, близкие поминают усопшего с сердечной, особой теплотой. Необходимо помянуть покойного и в церкви, причем, в записке о упокоении он отмечается как «приснопоминаемый». То есть, поминаемый снова – не забытый.
  • Родительские вселенские субботы. Первая родительская суббота в году бывает перед масленичной неделей. В 2020 году она выпадала на 22 февраля.
  • Затем следуют великопостные субботы, на 2-ой, 3-ей и 4-той неделе Великого поста. Соответственно, это 14-ое, 21-ое и 28-ое марта в 2020 году.
  • Радоница – день поминовения усопших после Пасхи. Этакая Пасха для покойных, отмечаемая во второй вторник после праздников. Радоница выпадает на 28 апреля в 2020 году.

  • 9 мая поминают всех усопших воинов.
  • Троицкая родительская суббота бывает перед Троицей, соответственно. В 2020 году выпадает на 6 июня.
  • Дмитриевская родительская суббота – на первую субботу ноября.

Также, особое поминовение умершего совершается в день его рождения и именин. Желательно подать заказную записку, панихиду и самому поминающему причаститься в этот день.

После смерти человека будет очень полезным для его души частое поминовение. Считается, что идеальным вариантом станет заказ сорокоустов в сорока монастырях и храмах. Но не каждый может позволить себе это финансово.

По возможности, до 40 дней, пока усопший считается новопреставленным, желательно ежедневно подавать заказные записки за него.

За кого нельзя подавать записки

В записках о упокоении не пишут:

  • Некрещеных людей. Чтобы церковь могла поминать человека, он должен быть ее частью. Церковь – это одно большое тело, а каждый человек – его член, некрещеный таковым не является. Сюда же относятся и некрещеные младенцы.
  • Самоубийц. Лишить себя самого главного дара Господня – жизни – страшный грех. Самоубийц не отпевают в церкви, их не хоронят на общем кладбище и, тем более, не поминают на Литургии. Исключение составляют самоубийцы, имеющие диагноз по психиатрии. И то, их поминают и отпевают только с разрешения митрополитов.
  • Представителей иных религиозных конфессий. Таковых можно помянуть в домашней молитве, но писать их имена в записках запрещено.

Разрешено подавать записки только о упокоении крещеных, православных людей.

Как правильно написать записку о упокоении

Сейчас практически в каждом храме есть листочки, на которых пишется записка. Кроме того, листочки распечатаны на компьютере, с надписью о том, какая это записка и нумерацией (максимально допустимое количество людей, которое можно написать).

Бланк записки о упокоении

Однако, необходимо знать, как правильно оформить записку. Образец того, как пишутся имена в записке о упокоении:

  1. Имена должны писаться в родительном падеже: Александра, Марии, Виктории и т.д.
  2. Если с момента смерти не прошло 40 дней, перед именем пишется слово «новопреставленного», то есть – умерший недавно. Например, новопреставленного Виктора.
  3. Перед именем усопшего, поминаемого в день его рождения, именин или в годовщину смерти, пишется слово «приснопоминаемого». К примеру, приснопоминаемой Маргариты.
  4. Подавая записку о упокоении ребенка, если он умер до 7-милетнего возраста, перед именем пишется «младенца». Дети в возрасте от 7 – ми до 14-ти лет именуются отроками. Например, младенца Дарьи, отроковицы Александры.
  5. Если поминается воин, то так и надо написать «воина». Воина Иоанна, например.
  6. Убитого человека поминают как «убиенного». Убиенного Игоря, к примеру.
  7. Поминая священнослужителя, необходимо указывать его сан: иерея Дмитрия, игумена Галактиона, диакона Анастасия, митрополита Никодима, архимандрита Трифона.
  8. Монашествующих поминают в зависимости от того, какую степень покойные имели при жизни. Обычные ли они были монахи или схимники. Если человек еще не был в постриге, а носил послушнические одежды, он именуется послушником. Того, кто принял иноческий постриг, поминают как инока или инокиню, в зависимости от пола.

Печать записок дома разрешена, но лучше написать их от руки.

Какой крест должен стоять на записке

На готовых, напечатанных бланках уже есть крест. Если же на поминальных записках его нет, то рисуют от руки. Правильный крест на записке о упокоении должен выглядеть следующим образом:

Образец записки об упокоении с правильным крестом

А далее, перечисляются имена усопших.

Как часто следует подавать записки о упокоении

Записочки обязательны в следующие даты:

  • Годовщина смерти.
  • День рождения.
  • День ангела.
  • Родительские субботы.

Чем чаще покойников поминают в церкви, тем лучше для душ усопших родных и близких. Идеальным вариантом является Литургия, на которой за покойных вынимают частички из просфоры и приносится Бескровная жертва.

Люди, регулярно посещающие храм, стараются поминать усопших каждое воскресение, а кто-то и чаще, в зависимости от финансовых возможностей.

Очень хорошо подать записки, а лучше, вечное поминовение на остров Валаам, Селигер, Афон или Иерусалим. В Москве есть подворья этих монастырей, при возможности, съездить туда, дабы молитвенно помянуть усопших близких.

Церковное поминовение – лучшее, что может быть для души покойного. Необходимо регулярно подавать записки на специальных бланках за усопших.

Поминовение усопших дает огромную пользу для их душ. Души, томящиеся в аду, получают облегчение, когда за них молятся в церкви, родные и близкие. Не зря бытует мнение, что усердная молитва за усопшего способна вытащить того из ада.

Молитва, милостыня и регулярное поминовение в храме – все, что нужно умершим.

Что такое Церковная записка, и какие они бывают?

Дорогие братья и сестры!

Совершая церковное поминовение, мы самым лучшим образом заботимся о своих родных и близких. Живущим с нами просим у Господа телесное здравие, благополучие и душевное спасение, а усопшим блаженный и безмятежный Рай.

Записка или церковная записка ― это список имен, который священник поминает за Божественной Литургией, панихидой или молебном.

Записки бывают О здравии (в которую записываются имена живых людей)

и О упокоении, (в нее записываются имена усопших).

Записки делятся на две категории:

разовые (одноразовое поминание) – простая, заказная, особая, панихида, молебен,

и длительные (многоразовое поминание) – сорокоуст, полгода, год.

Теперь я постараюсь как можно понятней описать значение и поминание каждой из них. (Есть один момент, который Вам лучше уяснить сейчас. Во все категории (кроме панихиды в которую вписываются имена только о упокоении и молебна – где пишут имена лишь о здравии), можно подать записки как О здравии так и О упокоении.

Записки с разовым поминанием (на одну службу)

Простую записку во время Литургии читает алтарник (помощник священника).

Заказную записку (или, как ее еще называют – «обедню») читает сам священник два раза. Первый раз – в начале Литургии, на проскомидии, вынимая при этом частички из просфоры, которые в конце службы будут опущены в Чашу, где они омоются в Крови Христовой, а значит и грехи помянутых людей омоются в Его Крови. Второй раз поминает имена на Литургии во время ектеньи (особом молении).

Особую записку также читает сам священник но четыре раза, присовокупляя к каждому имени особое прошение. (Если человек болящий, то прошение о болящем, если путешествующий, то прошение о благополучном путешествии, если у человека какая-то другая нужда, то прошение о благополучном исполнении дела). В первый раз во время проскомидии, второй раз на Литургии во время ектеньи, и два раза на молебне.

Молебен – это особое Богослужение о живых, и поэтому записки на него можно подавать только о живых. Молебен можно заказать Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, или любому угоднику Божию (свт. Николаю Чудотворцу, прп. Сергию Радонежскому, блж. Матроне Московской, и другим святым).

Молебен может быть просительным (когда Вы просите о чем-либо, например перед началом важного дела, об исцелении больного, о путешествующих, на начало учения детей, молебен в день именин своему Небесному покровителю и т.д.), или благодарственным (когда Вы уже благодарите Господа, Богородицу и святых об исполнении Вашего прошения).

Молебны служатся в храме в основном после Литургии, но иногда и до Литургии, или в любое другое время.

Панихида – это особое Богослужение о усопших. Подавая на панихиду записки, мы также улучшаем загробную участь близкого нам умершего человека. И чем чаще мы молимся о умерших, тем лучше становиться их участь. Если душа усопшего в аду, то с каждой за нее молитвой, она чувствует облегчение в муках, пока Господь, по Вашим постоянным молитвам, совсем не простит ее и не примет в Рай. Если же душа усопшего в Раю, то в каждый раз, как только вы молитесь о ней, она молится за вас, и ее участь становиться более счастливой (так как в Раю нет предела блаженству!).

Поэтому святые отцы заповедают молиться о умерших даже в том случае, если их душа находится в Раю.

Записки с многоразовым поминанием

Сорокоуст – это многоразовое поминовение. В течении сорока дней, когда совершаются в храме службы, священник всякий раз поминает записанное Вами имя, и вынимает за этого человека частицу из просфоры.

Полгода – эта когда имя будет поминаться на каждой службе в течении полугода, и в каждый раз будет выниматься частица из просфоры для омовения грехов.

Год – имя поминается на каждой службе в течении всего года с выниманием частицы из просфоры.

Я описал те записки, которые можно подать во всех храмах Русской Православной Церкви, и, конечно же, в наш Свято — Никольский храм.

С уважением, священник Фёдор Зинченко.

Церковная молитва — эта та молитва, о которой Господь сказал: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19-20). В храме для совместной молитвы собираются верующие. В храме таинственно пребывает Сам Бог. Храм — дом Бога. В храме священники приносят Святейшую Бескровную Жертву.

Церковная записка, подаваемая «О здравии» или «О упокоении», — это сравнительно недавнее явление. В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия, имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и которая подается во время богослужения для поминовения. Книжки помянников и сейчас можно приобрести в храмах или магазинах православной книги. Помянник — это запись на память потомству о живших на земле предках, что делает помянник книгой, важной для каждого христианина и заставляет относиться к ней с уважением. Помянники хранят в чистоте и опрятности, около домашних икон. Церковная записка, в сущности, — разовый помянник и требует к себе такого же уважения.

Казалось бы, что подать в храме записку просто… Возьми листок и напиши имена. Однако часто на этом шаге у многих возникают вопросы. Когда? А как? Как написать правильно? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Главное — в записках для поминания пишут имена только тех, кто крещен в Православной Церкви. Записки надо подавать до начала Литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы. Записки на молебен можно заказать перед его началом, либо заранее. Панихиду можно заказать в день поминовения (без опозданий) или накануне вечером. Имена положено писать разборчивым почерком в родительном падеже, то есть, задавая себе вопрос: молимся о здравии или упокоении кого? Петра, Тамары, Лидии… Неправильно писать: Тамара, Елена. Вписывая имена, от чистого сердца поминайте их с искренним желанием им блага, стараясь подумать о каждом из тех, чьи имена вписываете. Имена писать полностью: не Катя, но Екатерина, не Маша, но Мария, и т.п. Все имена должны быть даны в церковном написании. Не следует использовать ласковые замены имен собственных: не Дуни, но Евдокии, не Лели, но Елены, не Фени, а Феклы или Аграфены и проч., а также простонародные варианты христианских имен, например Егор вместо Георгия, Степан вместо Стефана и т.д. Как бы мы ни любили малыша, какую бы нежность к нему ни испытывали, в записках нужно писать полное христианское имя.

Прежде чем вписывать нетрадиционные имена близких и друзей, разберемся, какое у них христианское имя. Так, часто в записках встречаются имена Рустам, Октябрина, Ким и др. Рустам – такого имени в святцах нет. А может быть, этот человек вообще некрещеный? Если у человека неправославное имя, прежде чем просить о нем молиться на церковной молитве, необходимо выяснить, какое имя у него в крещении. В крайнем случае, если мы христианское имя этого человека не знаем, можно писать рядом, в скобках: (крещ.) Это священнику покажет, что человек является православным христианином. Октябрина – такого имени в святцах тоже нет, это советское имя. Необходимо указывать в записках православное имя человека.

Поминая священника, мы не должны писать в записках: о. Василия, о. Петра. Какого отца? Диакона? Священника? Архимандрита?.. Всегда пишем сан: диакона, иеродиакона, иерея, протоиерея, иеромонаха, игумена, архимандрита, инока (или монаха). Очень часто встречаются в записках имена святых. Мы не молимся об упокоении людей, прославленных в лике святых. Это они, находясь у Престола Божия, за нас молятся. Поэтому писать в записках имя святых не стоит. Нельзя писать Блаж. Марии – Что за блаж. Мария? Слово блаженная – это официальный титул святой, прославленной Церковью в лике блаженных: Блаженная Матрона, Блаженная Ксения. Если какую-то старушку и называют ее почитатели блаженной, это лишь благочестивое ее именование, но не титул, усвоенный ей Церковью. Поэтому в записках все нежные и уважительные формы обращения писать не надо. Так же не стоит писать старица Мария, старец Николай. Ребенок до семи лет указывается как «младенец» (например, млад. Иоанна) и полностью. Ребенок после от 7 до 14 лет указывается в записке как отрок (для мальчиков) и отроковица (для девочек). Например, отр. Елены, отр. Димитрия. Нельзя подавать записки о здравии еще не родившегося ребенка. Не родившийся ребенок еще не принял Святого Крещения, а в записках пишут только имена крещеных православных христиан. Также нельзя подавать записки о упокоении умерших и некрещеных младенцев. Возможно только поминание свечой и дома молитвой о некрещеных младенцах.

Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:
— первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:
патриарха …., митрополита …., архиепископа ….,
епископа …., протопресвитера …., архимандрита ….,
протоиерея – игумена …., иеромонаха …., иерея ….,
архидиакона …., протодиакона …., иеродиакона ….,
диакона …., иподиакона …., монаха (монахини) ….,
послушника (послушницы) ….; чтеца ….;
— далее следует имя вашего духовного отца — священника, который
вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;
— затем перечисляются детские имена:
• младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;
• отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;
— теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян:
сначала мужские имена, а затем женские:
• ваши родители;
• свое имя;
• имена членов вашей семьи, близких и родных;
• имена ваших благодетелей;
• если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих
недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;
— по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу
«Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете
спасения всем без исключения, православным христианам, имена
которых вы могли забыть, или не знать.

Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках «Об упокоении»:

• новопреставленный — усопший в течение 40 дней после
кончины (обычно обозначают в записках сокращенно н/п);
• приснопамятный (усопший, имеющий в этот день памятную дату)

обычно обозначают в записках сокращенно п/п:
— день смерти,
— день именин
— и день рождения усопшего;

ОБРАЗЕЦ НАПИСАНИЯ ЗАПИСОК.

Дорогие братья и сестры! В нашем храме продолжаются ремонтные работы. Просим неравнодушных людей оказать посильную финансовую помощь! Да хранит вас Господь!

Банковские реквизиты:

Получатель: Местная религиозная организация Православный Приход храма Святой мц.Параскевы Пятницы с.Боево Каширского района Воронежской области религиозной организации «Воронежская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»

Записка «О Здравии»
Подается с просьбой совершить молитвы о физическом и душевном здоровье человека, о его благополучии. Сюда записывают всех живых крещенных людей, которым вы желаете здоровья, спасения и благоденствия.
Записка «Об Упокоении»
Подается с просьбой совершить молитвы об упокоении душ усопших людей. Церковное поминовение облегчает душе проходить мытарства после отшествия из тела.

  • внесение имени живого человека в записку «об упокоении» никоим образом этому человеку не вредит.

О ком можно подавать записки?

  • любой человек может быть упомянут в записке (не только родственник или знакомый), при условии, что Церковные правила позволяют подавать записку о нем.

О ком нельзя подавать записки?

Церковь не поминает следующих людей:

  • самоубийц;
  • не крещенных в православной вере (атеистов, инославных, иноверцев);
  • усопших, причисленных к лику святых(например: блаженная Матрона,блаженная Ксения) Причина проста: находясь у Престола Божия именно они молятся за нас;
  • убежденных атеистов и богоборцев, даже если они были крещены в Православие. Не следует подавать записки о них.

Поминовение самоубийц в Храме возможно только при соблюдении следующих условий:

  • при наличии официального медицинского заключения,свидетельствующего о том, что человек наложил на себя руки в состоянии помешательства, в невменяемом состоянии; и при наличии архиерейского благословения на их отпевание и церковное поминовение:для его получения вам нужно обратиться к епископу вашей епархии. Только епархиальный архиерей может дать разрешении на отпевание cсамоубийц отпевание без такого благословения будет самочинным и непозволительным.

Возможное поминовение самоубийц дома:

  • Оптинские старцы разрешали поминать самоубийц только по желанию близких родственников и только краткой молитвой, которая, примерно, должна иметь такой вид: «Господи, если можешь, помилуй раба Твоего (имя человека)».

Что делать, если вы подали записку о человеке, которого, по Церковным правилам, нельзя поминать в Храме?

  • если это произошло, то необходимо сказать об этом священнику на исповеди.

Заполнение записки – духовная составляющая этого процесса:

  • вписывая имена живых и усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того человека, чье имя вы вписываете — это уже молитва за него.

Порядок написания имен в поминальных записках:

  • желательно – разборчивым подчерком. Лучше всего – печатными буквами;
  • имя пишется полностью, в т.ч. и детские имена, без сокращения и уменьшительно-ласкательных форм;
  • имя поминаемого пишется в родительном падеже: о здравии, об упокоении «кого?»;
  • все имена должны быть даны в церковном написании, т.е. так, как это имя упомянуто в Святцах:
  • если имени человека, о котором подается записка, нет в святцах (не православное имя; имя, придуманное в советский период), то (лучше заранее дома), перед подачей записки, вам необходимо выяснить, был ли этот человек крещён в Православие и, какое имя ему было дано при крещении. Это имя и следует упоминатьв подаваемой вами записке;
  • если выяснить имя, данное при крещении, не представляется возможным, но вы точно знаете, что человек был крещен в Православие, то можно указать его не православное имя (светское) и рядом, в скобках, обозначить для священника информацию о том, что поминаемый человек был крещен — (крещ.);
  • если вы не знаете полного христианского имени человека и не уверены, был ли он крещен, воздержитесь вносить его имя в записку до выяснения фактов. Тем временем поминайте его в своих частных молитвах.
  • если вы хотите помянуть большее количество людей (более десяти), пожалуйста, по возможности, подавайте несколько записок. Не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее.

Последовательность перечисления поминаемых людей в записке:

  • первыми вписываются имена священнослужителей с указанием их сана:
  • далее следует имя вашего духовного отца — священника, который

вас наставляет, заботится о спасении вашей души, молит о вас Господа;

  • затем перечисляются детские имена:

• младенца (младеницы) …. – это ребенок до 7 лет;
• отрока (отроковицы)…. – это ребенок от 7 до 14 лет;

  • теперь вписываются имена всех остальных взрослых мирян: сначала мужские имена, а затем женские:
  • ваши родители;
  • свое имя;
  • имена членов вашей семьи, близких и родных;
  • имена ваших благодетелей;
  • если у вас таковые имеются, то далее пишете имена своих недоброжелателей, обидчиков, завистников и врагов;по благочестивой традиции после списка имен обычно вписывают фразу

«Всех православных христиан», которая говорит о том, что вы желаете спасения всем без исключения, православным христианам, имена которых вы могли забыть, или не знать.

В какой период службы лучше всего подавать записки?

  • чтобы священник успел вынуть частицы в поминовение здравствующих и усопших, записки следует подавать до начала Божественной Литургии (т.е. до 9.00 утра), а еще лучше и правильнее – накануне, с вечера (см. расписание).

Дополнительная информация, которую не следует указывать в записках:

  • не указываются:

• фамилии и отчества,
• звания и титулы,
• степени вашего родства;

  • не пишется «старица»/ «старец», а указывается конкретный титул поминаемого вами священнослужителя;
  • в качестве дополнения к имени вы можете написать (в понятном сокращении):

• воина;
• болящего — (болящ.);
• путешествующего – (путеш.);
• заключенного – (закл.);
• заблудшего – (забл.);
• страждущего – (стражд.);
• озлобленного – (озлоб.);
• учащегося – (учащ.);
• скорбящего – (скорб.);
• беременной (непраздной) – (непразд.).

  • в записках «Об упокоении» не пишут: убиенный и т.п. – такие записи не имеют значения для души усопшего;

Дополнительная информация, которую вы можете указать в записках:

  • в записках «Об упокоении» добавляют:

• новопреставленный — усопший в течение 40 дней после кончины;
• приснопамятный (достойный всегдашнего воспоминания) — усопший, имеющий в этот день памятную дату:
— день смерти,
— день именин
— и день рождения усопшего.
Сроки записок о поминовении в нашем Храме?
В нашем Храме вы можете подать записку:

  • о единоразовом поминовении;
  • о поминовении на срок: месяц, полугодие, год.

Какова дальнейшая судьба записок, после прочтения их священником?
Вечером все прочтенные за день записки сжигаются.

Записки подаются для поминовения:

  • на проскомидии. Подается обычная записка:
  • на сугубой ектении. Подается заказная записка:

• «О Здравии»:
— за путешествующих или тяжко болящих членов прихода,

— когда хотят помолиться об успешном совершении благого дела.

• «Об упокоении»:

— только о новопреставленных и только на заупокойной литургии;
— в воскресные дни, в праздники, предпразднества и попразднества в день памяти святого или праздник, когда служится полиелей или славословная служба, поминовение усопших «на сугубой» не совершается;

  • на молебне. Подается заказная записка: «О Здравии»;
  • на сорокоусте. Подается заказная записка: «О Здравии» и «Об упокоении»;
  • на панихиде. Подается заказная записка: «Об упокоении».

Краткое описание поминовения на проскомидии:

  • Проскомидия — это часть Литургии, во время которой приготовляют хлеб и вино для Таинства Причащения;
  • поминовение по обычным запискам происходит в Алтаре, без чтения во всеуслышание;
  • сначала из пяти богослужебных просфор, после особых молитв,священником вынимаются частицы и укладываются в определенном порядке на дискос (круглое блюдо на подставке, символизирующее ясли, в которых родился Спаситель):

• «Агничная» частица служит для Причащения;
• «Богородичная», вынимается в честь Божией Матери и кладется по левую сторону от Агнца;
• «Девятичинные» частицы, вынимаются в честь святых: — Иоанна Крестителя,
— пророков,
— апостолов,
— святителей,
— мучеников и преподобных,
— бессребреников,
— Иоакима и Анны
— и того святителя, имени которого совершается литургия. Они кладутся по правую сторону от Агнца, по три в ряд;

• из 4-ой просфоры вынимают частицы о живых

— о Патриархе,
епископах, пресвитерах и диаконах;
• из 5-ой просфоры вынимают частицы об усопших —
Патриархах, создателях храмов, епископах, священниках.
ο затем в Алтаре читаются поминальные записки верующих и, после прочтения каждого имени, священнослужитель вынимает частицу из просфор (не богослужебных, а поданных верующими), говоря:
«Помяни, Господи, (указывается написанное имя)». Эти частицы также кладутся на дискос. Это – первое поминовение тех,
чьи имена написаны в поданных записках;
ο частицы, лежащие в этом порядке на дискосе, символизируют всю Церковь Христову, собравшуюся около Агнца;
ο следует помнить, что частицы, вынутые во время прочтения
поминальных записок, не служат для очищения грехов тех, кто эти записки подавал. Они, после окончания Таинства Причащения, будут внесены в потир (вместе с остальными частицами, вынутыми из 4-рех богослужебных просфор). Находясь возле Тела Господня («агничной» частицы), все они пропитаются Божественной кровью, исполнятся святыни и духовных дарований – ниспосылая их тому, о чьих именах возносились молитвы. Т.е верующие, имена которых написаны в записках, получат благодать, освящение и отпущение грехов от приносимой на Престоле очистительной жертвы.
ο т.о. во время поминовение живых и усопших именно в Церкви,
на литургии, происходит очищение Кровью Христовой грехов, которые совершают и совершали поминаемые нами люди.
Просфоры, подаваемые на проскомидию:

  • каждая просфора двусоставна, в знак двух природ Христа: божественной и человеческой; священник вынимает из одной просфоры частицы и за здравие, и за упокоение;
  • таким образом, вы вполне можете заказать только одну просфору;
  • мнение, что для проскомидии необходимо заказывать две просфоры:
  • здравии и об упокоении — это благочестивый обычай;
  • мнение, что чем больше закажешь просфор, тем лучше – ошибочное, т.к. количество заказанных просфор не влияет на качество поминовения.

Сугубая ектенья:

  • ектенья не является сама по себе молитвой, это призыв к молящимся в храме помолиться о том или ином случае, деле, человеке; т.о. — заказывая поминовение «на сугубой», вы просите членов общины помолиться о том или ином человеке, находящемся в обстоянии;
  • на записке необходимо написать:

• «Сугубая ектенья»;
• указать случай, по которому вы просите молитв общины:
новопреставленного/ой ,тяжко болящего/ей,
путешествующего/ей.
Краткое описание поминовения на сугубой ектении:

  • имена из заказных записок произносятся на молении вскоре после чтения Евангелия;
  • начинается сугубая (усиленная) ектения:

• общий призыв к Богу, троекратное «Господи, помилуй!» Диакон призывает: «Рцем (то есть да скажем, будем молиться, говорить) вей от всея души, и от всего помышления нашего рцем!»;
• в двух прошениях верующие усиленно просят Господа услышать их молитву и помиловать их: «Господи, Вседержителю, Боже отец наших, молитися (то есть молится Тебе), услыши и помилуй. — Помилуй нас, Боже…»;
• все находящиеся в храме просят о Патриархе, о епископе, о священнослужителях (притче церковном) и о всей «во Христе братии нашей», о властях и воинстве…;
• Церковь молится о милости (чтобы Господь умилостивился над нами), о жизни, мире, здравии, спасении, посещении (то есть чтобы Господь посетил, не оставил своими милостями),прощении, оставлении грехов рабов Божиих братии святого
храма сего;
• в последнем прошении диакон призывает помолиться о плодоносящих и доброделающих (о благотворителях этого
Храма), труждающихся (для храма), поющих и предстоящих людях, ожидающих от Бога великие и богатые милости;
ο во время ектений диакон произносит имена тех, кто указан в заказной записке, и призывает на них благословение Божие, а священник читает молитвы. Затем священник произносит молитву перед Престолом, громко называя имена из записок;
ο в определенные дни за сугубой ектенией следует особая ектения об умерших, в которой молятся за всех усопших, просят Господа простить им все прегрешения вольные и невольные, упокоить их в селениях праведных и, признавая, что нет человека, который бы не согрешил в своей жизни, умоляют Господа даровать усопшим Царствие Небесное, где все праведные обретают покой.
Виды Молебнов:

  • Молебен — это усердная молитва о живых в различных житейских нуждах.
  • Общественные молебны — совершаются в дни храмовых праздников, на Новый год, перед началом учения детей, при стихийных бедствиях, эпидемиях и т. д.
  • Частный молебен – совершается по просьбам и нуждам верующих, т.е. заказывается Вами. При этом не забудьте сказать в Церковной лавке, какой именно:

• без водосвятия;
• или водосвятный — совершается малое освящение воды, после чего она раздается верующим.

  • Молебны могут совершаться до или после Литургии, а также после утрени и вечерни (см. расписание).

Заказная записка о здравии с Молебном:

  • в дополнение к изъятию частицы из просфоры диакон гласно читает имена поминаемых на ектений;
  • затем эти имена повторяет священник перед престолом;
  • после окончания литургии о них возносится молитва на молебне, особом Богослужение, при котором:

• просят Господа, Богородицу, святых о ниспослании милости;
• или благодарят Бога за уже полученные блага —
благодарственный молебен;

  • Порой человек, заказывающий молебен, не дожидается его совершения и уходит из храма, оставляя только записку. Господь приемлет всякую жертву, но намного действеннее помолиться вместе со священником, нежели предоставлять тому умолять за нас Бога. .

Особенности заполнения записки на Молебен:

  • сначала указываю, кому возносится молебен:

• Спасителю (благодарственный, о болящих, о путешествующих и др.);
• Божией Матери (разным Ее иконам);
• почитаемым святым;

  • затем пишется, о здравии он или об упокоении; и теперь перечисляются имена тех, о ком будет возноситься молебное пение.

Панихида:

  • это заупокойная треба;
  • она совершается только по крещенным;
  • Православная Церковь не возносит молитв об усопших, сознательно отвергших Бога, отпавших от Православия в расколы, ереси и секты, отлученных от Церкви, а также о самоубийцах.

Заказная записка об упокоении с Панихидой:

  • в дополнение к изъятию частицы из просфоры с называнием имен усопших:

• диакон гласно произносит на ектений их имена,
• затем имена повторяет перед Алтарем священнослужитель,
• а затем усопшие поминаются на панихиде, которая происходит после окончания Литургии.
Заказная записка на Сорокоуст:

  • Сорокоуст — это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней с ежедневным изъятием частиц из просфоры;
  • подается об упокоении или о здравии (особенно тяжелобольных);
  • как правило, сорокоуст об упокоении заказывается в первые же дни по смерти христианина.

Особенности Сорокоуста о Здравии:

  • в современной Православной Церкви в России укоренилась практика заказа сорокоуста о живых;
  • такой Сорокоуст не упоминается ни в церковном Уставе, ни в церковных Преданиях;
  • Православная Зарубежная Церковь в этом вопросе строго придерживается Церковного Устава, совершая сорокоусты только о новопреставленных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *