Как определить меланхолик сангвиник холерик флегматик описание

То, к какому темпераменту мы относимся, во многом является определяющим фактором в сценариях нашего поведения. Холерик, Меланхолик, Сангвиник, Флегматик — о доминирующих 4-х типах темперамента говорил еще Гиппократ. По его утверждению эти особенности зависели от того, сколько воды содержится в человеке, однако психологи сумели найти другие факторы, определяющие тип.

Не стоит путать личность и темперамент человека. Под личностью психологи склонны понимать ряд составляющих, в то время, как темперамент является хоть и важным, но все же единственным составляющим фактором личности. Сам по себе темперамент не имеет ничего общего с типом личности, характером и пр.

Так что же такое темперамент?

Можно сказать, что темперамент представляет собой набор доминирующих черт, с которыми мы родились. Он может претерпевать определенные изменения в течение жизни человека, однако не может поменяться в корне. Темперамент зависит от ряда особенностей нервной системы, он управляет нашими реакциями. На темперамент влияет наш характер, но не наоборот.

Каждый темперамент имеет определенный набор черт, характерный и уникальный для каждого из четырех типов. Но каждая черта может быть выражена более интенсивно или быть практически незаметной.

В большинстве случаев поведение, которое связано с особенностями темперамента человека, можно предсказать. Впрочем, иногда бывают и исключения. Как правило, они связаны с ситуациями, когда человек пытается кого-то обмануть или переживает очень сильные эмоции.

Разберем каждый из типов темперамента.

Сангвиник

Это человек очень общительный, который любит находиться в обществе людей. Он наиболее легок в общении, энергичен. Такого человека можно назвать «душой компании». Как правило, сангвиники обладают чувством юмора и оптимистичным взглядом на жизнь. Если сангвиник находится в состоянии вынужденного бездействия — он начинает испытывать стресс. Как правило, такие люди успешны, однако могут испытывать сложности, связанные с дисциплиной,

Холерик

Наиболее сильный тип темперамента. Это — лидеры от рождения, способные на великие дела. Они редко прислушиваются к тому, что говорят окружающие люди. В то же время, у холериков есть подсознательное стремление постоянно держать под контролем все свое окружение. Если такой человек на что-то решится, то он пойдет до конца.

Холерики редко прислушиваются к советам окружающих. Они хотят обладать полным контролем над собой и окружающими. Они придерживаются мнения, что знают, что лучше и что является приемлемым поведением для остальных. Они придерживаются позиции «хочешь сделать хорошо — сделай это сам». В эмоциональном плане не отличаются отзывчивостью.

Флегматик

В нем сочетаются упрямство и медлительность. Как правило, такие люди имеют размеренный образ жизни и стремятся тратить на рутину как можно меньше энергии. Если перед ними стоит задача, которая требует точности и тщательного подхода — то они берутся за нее с удовольствием. У флегматика может родиться гениальная идея, однако если она потребует значительного вложения сил для реализации, такой человек может убрать ее в дальний ящик. У флегматиков отлично развита наблюдательность, они замечают даже самые мелкие ошибки. У них обостренное чувство справедливости. В плане эмоций флегматик спокоен, в меру беззаботен, не подвержен сильным чувствам.

Меланхолик

Очень чувствительная и очень эмоциональная натура. Порой эмоции меланхолика преобладают над разумом. Именно эмоции могут стать причиной невероятного подъема такого человека. Но могут стать и причиной тяжелой депрессии. В большинстве своем меланхолики — интроверты, которые общению в компании предпочитают одиночество. Они сконцентрированы сами на себе. Впрочем, если такой человек будет долго подавлять свои эмоции (например, гнев или обиду) — рано или поздно они вырвутся на свободу и дадут о себе знать. Меланхолик — хороший друг. Он хорошо чувствует других людей и может при необходимости оказывать поддержку. В работе предпочитает глубокий и вдумчивый подход.

Как научиться разбираться в людях и наладить общение с близкими и коллегами? Попробуйте курс «Эмоциональный интеллект», который не только научит этому, но и поможет прогнозировать поведение людей и понимать их скрытые эмоции. Сделайте свое общение по-настоящему эффективным и готовьтесь к успеху!

Задумываясь о том, как правильно воспитывать своего ребёнка, мы часто не принимаем во внимание тип темперамента, к которому он относится. А ведь от этого во многом зависит гармоничное развитие его личности. В частности, воспитание ребёнка-сангвиника имеет ряд особенностей и не является таким лёгким, как кажется на первый взгляд.

Темпераментом называют врождённые индивидуальные свойства психики, которые выражаются в динамике поведения. В его основе лежит сила или слабость нервной системы, а также подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения.

Темперамент изменить нельзя, можно лишь слегка его подкорректировать. А выросшему малышу, при необходимости, всегда нужно будет контролировать и маскировать его. Поэтому, в процессе воспитания, важно вовремя определить у своего ребёнка ведущий тип темперамента и суметь под него подстроиться.

Всего их 4 вида:

  1. Флегматик: вдумчивый, спокойный, основательный, доводит начатое до конца, делает всё медленно, соблюдает порядок;
  2. Меланхолик: очень чувствительный, ранимый, неуверенный в себе, обладает развитой интуицией и творческими способностями;
  3. Холерик: смелый, быстро принимает решения, инициативный, вспыльчивый, подвержен частой смене настроения;
  4. Сангвиник: активный, жизнерадостный, умеет быстро переключаться с одного дела на другое.

Сангвиник – неугомонный весельчак

Нас интересует подробная характеристика ребёнка-сангвиника:

  • Шустрый, весёлый, эмоциональный;
  • С детства сангвиники общительны и дружелюбны;
  • Любят находиться среди людей, заводить новые знакомства;
  • К ним тянутся другие дети, и очень часто ребята с таким темпераментом становятся душой компании;
  • Они буквально заряжают своей энергией всех окружающих;
  • Сангвиники легко справляются с неудачами, быстро адаптируются к новым условиям, выносливы и работоспособны. (в зависимости от темперамента, малыши по-разному привыкают к детскому саду. Читайте статью о том, что нужно делать, чтобы наменее безболезненно прошла адаптация к детскому саду>>>)

Какие родители не мечтают о таком ребёнке? Действительно, плюсов у этих людей великое множество.

И несколько слов о слабых сторонах – куда без них:

  1. Сангвиники усердно что-то делают, пока испытывают к этому интерес. Как только они его теряют — тут же охладевают к работе, могут даже не довести её до конца;
  2. Терпения и усидчивости у них маловато;
  3. Чувства их зачастую бывают недостаточно глубоки и недолговечны. У сангвиников обычно много знакомых, приятелей, но может не быть очень близкого друга.

Что нужно для воспитания сангвиника

При всех достоинствах ребёнка-обладателя такого типа темперамента родителям всё-таки расслабляться не стоит, ведь важно:

  • направлять бурную энергию сангвиника в нужное русло;
  • заинтересовывать делами, игрой и личным примером;
  • развивать старательность, упорство сангвиника и умение доводить начатое до конца;
  • вовремя заметить талант ребёнка;
  • создавать комфортные условия для воспитания;
  • быть авторитетом для своего чада и выдерживать баланс контроля и самостоятельности (читайте статью по теме: как заставить ребенка слушаться?>>>).

Поэтому если вы беспокоитесь о том, как способствовать гармоничному развитию детей-сангвиников, рекомендации по их воспитанию, приведённые ниже, можете смело выполнять.

Как воспитывать детей-сангвиников: контролируем слабые стороны

  1. Развивайте в ребёнке целеустремлённость. Чаще ставьте перед ним задачи, которые необходимо выполнить, делая упор на результат;

Например, смастерить что-то (игрушку, фигурку и т. д.), нарисовать, убрать за собой вещи, освоить новое занятие, выучить песню.

  • Сначала ставьте предельно простые задачи, затем нужно повышать их сложность;
  • Главное – чтобы они были выполнимые. Так вы сможете приучить ребёнка доводить начатое до конца, что является проблемной точкой для сангвиников. А навык этот, сами понимаете, — очень ценный для жизни и работы;
  • Не забывайте хвалить ребёнка за успешно выполненные дела, подкрепляя его стремление к цели и желание усердно трудиться.
  1. Обращайте внимание маленького сангвиника на то, насколько качественно он выполняет деятельность. Не должно быть небрежности и принципа «тяп-ляп»;
  • Приучайте к аккуратности и основательности;
  • Общайтесь с ребёнком на эту тему: «Тебе самому нравится (то, что сделал)?» или «Стоит ещё постараться».
  1. Контролируйте и направляйте действия малыша-сангвиника;
  2. Приучайте вашего «бурного деятеля» к порядку: регулярно убирать игрушки на своё место, кушать аккуратно, бережно обращаться с предметами, принимать пищу в одно и то же время;
  3. Воспитание ребёнка-сангвиника может быть построено и на строгости, но крайне нежелательно использовать крик и жёсткие ограничения. Спокойно и уверенно ставить свои условия – вот лучший вариант;
  4. Поощряйте ребёнка к разговору о чувствах, делитесь своими переживаниями («Я тебя люблю», «Я радуюсь, когда ты так делаешь», «Меня это огорчает»). Рассматривая книги, картинки, попытайтесь раскрыть ему внутренний мир героев на примере простых эмоций.

Воспитывая сангвиника, развиваем его сильные качества

  • Будьте энергичны и эмоциональны в общении с ребёнком. Так вы сможете его заинтересовать каким-либо делом, повлиять на поведение, привлечь к себе внимание, быть для него примером;
  • Улыбайтесь, рассказывайте смешные истории, делайте так, чтобы дома у сангвиника всегда преобладало хорошее настроение;
  • Будьте для ребёнка благодарным зрителем, поощряйте его артистизм, вместе разыгрывайте сценки;
  • Пусть ваш малыш всё время будет чем-то занят. Подвижные игры, рисование, лепка, танцы, совместное чтение и рассматривание картинок и пр. – виды деятельности, которые должны регулярно сменять друг друга при воспитании;
  • Излишняя похвала для сангвиников вредна, поскольку они склонны к «звёздной болезни». Она должна быть связана с конкретными делами и достижениями (читайте интересную статью: Как развивается ребенок, или неужели мы такие разные?>>>);
  • Как воспитывать ребёнка-сангвиника, чтобы максимально раскрыть его талант? Наблюдайте за тем, чем он любит заниматься и что у него получается хорошо. Скорее всего, в этом направлении и следует развивать сангвиника. Если малыш что-то делает с энтузиазмом, то способен добиться больших успехов.

Следите за окружением ребёнка

  1. Обращайте внимание на то, с кем дружит, играет ваш ребёнок, как себя проявляет, как к нему относятся другие дети;
  2. Учите малыша-сангвиника уважать и слушаться старших, не должно быть панибратского отношения с его стороны;
  3. Контролируйте общение ребёнка с незнакомыми людьми. Сангвиник может легко поддаваться чужому влиянию, при этом не боится окружающих, поэтому с ранних лет закладывайте в мозг крохи правило, что с незнакомыми разговаривать нельзя и тем более что-то брать у них и куда-то с ними идти (важная статья на сайте: Как правильно гулять с ребенком?>>>).

На основе темперамента формируются важные для жизни в обществе качества. Поэтому любые ваши действия в процессе воспитания должны быть направлены на раскрытие положительных сторон личности и сдерживание негативных. Чувствуйте своего ребёнка, реагируйте на его потребности и создавайте комфортные условия для развития.

Помните анекдот?

– Чем отличается холерик от флегматика?

– Флегматик думает, что 2*2=5 и спокоен, а холерик уверен, что 2*2=4, но нервничает.

Наверное, нет ни одного родителя, который бы не слышал про темперамент.

А вот как применить эти знания на практике и помочь детям учиться лучше, учитывая тип темперамента ребенка?

Такие разные темпераменты

Темперамент – врожденное неизменное свойство нервной системы. От него зависит поведение ребенка, его работоспособность, выносливость, то, как он отреагирует на ситуацию.

«Чистые” типы встречаются редко, в основном говорят, о сочетании близких темпераментов. Какой тип темперамента преобладает у Вашего ребенка?

Холерик

Дети-холерики энергичные, шумные, активные. Их речь громкая, быстрая. Движения резкие, энергичные. Настроение холериков быстро меняется. Таких ребят легко заметить в компании сверстников. Они будут стремиться руководить, командовать, устанавливать правила и страстно отстаивать их. Бурно реагируют на критику криком, гневом.

Сангвиник

Дети активные, жизнерадостные, веселые. Двигаются резво, активно. Темп речи быстрый, бодрый. Настроение меняется часто, одни игры или занятия часто сменяются другими.

Эмоции также меняются быстро: в течении короткого времени легко может перейти от слез к смеху. Характер у сангвиников, как правило, легкий. Они общительные, открытые, поэтому друзей у них много. Быстро схватывают новое, многим интересуются, имеют большой кругозор и массу увлечений.

Флегматик

Дети медленные, неспешные. Эмоциональное настроение у них всегда ровное. Не сразу идут на контакт, сначала присматриваются к людям. Обычно друзей у них немного. Говорят ровно, неторопливо. Спокойно относятся к критике, всегда имеют свое мнение. Если что-то решили – так и сделают. Могут долго заниматься делом, требующим сосредоточенности. Увлечения не поверхностны, если их что-то интересует – в этой теме будут разбираться досконально. Охотно выполняют порученные задания. Готовы подчиняться.

Меланхолик

Маленькие меланхолики кажутся робкими, тихими, пугливыми детьми. Они часто находятся в задумчивом, грустном настроении. Их голос почти неслышен, движения угловатые, робкие. К новым знакомствам относятся настороженно, нужно достаточно времени, чтобы ребенок адаптировался в новом коллективе, подружился с кем-то. Но при этом это очень нежные, ранимые, чувствительные, преданные дети. Они готовы подчиняться.

Особенности обучения учащихся с разным типом темперамента

Холерики

Слабые стороны: на занятиях дети могут быть невнимательными, не всегда способны контролировать свои эмоции, легко отвлекаются. Про них говорят: «В одно ухо влетело, в другое вылетело”. Не выносят монотонной работы, однообразных неинтересных заданий. Могут выкрикивать, перебивать, ответить, первое, что вспомнят, так как не успевают справиться с сиюминутными чувствами и сдержать себя.

Сильные стороны детей-холериков: энергичные, волевые, самостоятельные, активные. Несмотря на то, что не могут долго заниматься какой-то деятельностью, если дело их интересует, увлекает, способны активно и целеустремленно включаться в него.

Сангвиники

Слабые стороны: легко отвлекаются, без контроля поверхностно вникают в суть задания, могут не довести начатое до конца.

Сильные стороны: легко переживают неудачи и критику. Обычно учеба дается им легко, они все схватывает «на лету”, способны выдерживать интеллектуальные нагрузки, работоспособны.

Флегматики

Слабые стороны: флегматикам трудно «раскачаться”, начать новое занятие и тяжело выйти из него, могут «зависать” на каком-то деле или увлечении. Когда они учатся чему-то новому, инструкцию следует повторять несколько раз, пока они не поймут, не доберутся до сути.

Сильные стороны: устойчиво и упорно идут к цели, способны долго концентрироваться на работе, доводить ее до конца. Если флегматик что-то понял, усвоил – это «железно”, информация будет храниться бесконечно долго. Аккуратны, пунктуальны. Интересы устойчивы, могут очень долго увлекаться каким-нибудь делом.

Меланхолики

Слабые стороны: на занятиях неактивны, боятся ошибки и критики, медленно включаются в работу, требуют похвалы, подбадривания. Быстро устают от нагрузок, частой смены деятельности и коллектива.

Сильные стороны: ответственны, исполнительны, легко справляются с монотонной работой, аккуратны. Чуткие и искренние, прекрасные исполнители.

Как мотивировать ребенка на учебу, учитывая его темперамент?

Придя в школу, ребенок оказывается в коллективе 20–30 сверстников. И каждый ребенок со своими индивидуальными особенностями. Конечно, учитель на уроке задействует разные каналы восприятия детей, меняет деятельность, чтобы удерживать внимание детей, предлагает разный уровень сложности заданий. Однако дети не могут работать в одном темпе со всей группой – у каждого свой уровень выносливости, утомляемости, активности и работоспособности. Это определяет тип темперамента ребенка. И зачастую учитель просто не может эти особенности учитывать.

Но этому могут помочь родители. Если правильно организуют режим дня ребенка, распределят физическую и учебную нагрузку, настроят ребенка на успех.

Как помочь холерику

  • Активность холерику крайне необходима. Его энергию нужно направлять на полезные цели – учебу, секции, помощь родителям. Таким образом, распределяя деятельность, в учебе холерик будет более сдержан и внимателен.
  • Лучше не заставлять холерика делать уроки, а увлечь его процессом или результатом.
  • Монотонная работа дается ему с трудом, поэтому выполнять ее можно поэтапно.
  • Там, где можно позволить холерику не сидеть за столом – позвольте. Стихотворение можно учить по дороге на секцию, пересказывать – сидя на ковре или занимаясь на турнике.
  • Создавайте для него ситуацию успеха. Лидер по природе не терпит жесткой критики, постоянных неудач и провалов. Хорошо будут работать выполнение заданий на скорость, результат. Признавайте его успехи и хвалите. Главное – адекватно оценивать его возможности.

Мотивируем сангвиника

  • Прежде всего нужно организовать его рабочее место. Ничто лишнее не должно отвлекать или привлекать внимание.
  • Быть рядом, напоминать, направлять сангвиника, так как эти дети склонны побыстрее сделать задание, не уделяя внимание качеству.
  • Чередовать учебу с другой деятельностью, тогда активность его будет дольше.
  • Выполнять монотонную работу сангвинику скучно, поэтому нужно ее разнообразить, превратить в игру, дать волю фантазии. Например, не просто списывать текст, а делать расшифровку для пришельцев, которые могут читать только прописные буквы.

Повышаем мотивацию флегматика

  • Для флегматика крайне важны порядок, последовательность, предсказуемость. Например, можно ввести ритуал начала и окончания выполнения уроков. Пальчиковая гимнастика, любимая мелодия, стакан воды перед уроками – якорь, который поможет начать или закончить задание.
  • Ребенку нужно несколько раз повторить, что от него требуется. Можно подготовить чек-листы, планеры, таблицы, чтобы ребенок и слышал, и видел, и заполнял их – это поможет ему включиться в работу.
  • Крайне важен режим дня, питания, сна. Для флегматика события должны быть предсказуемыми. Любой сбой в программе растрачивает их силы, демотивирует.

Помогаем меланхолику

  • Соблюдение режима дня, чередование работы и отдыха – жизненно необходимо для меланхолика. Излишнего напряжения его нервная система просто не выдержит.
  • Желательно быть рядом с ребенком, подбадривать, хвалить его.
  • Задания на скорость, соревнования – не для таких детей. Работать в неторопливом темпе, качественно выполнять задание – гораздо комфортнее для меланхолика.
  • Монотонная работа их не пугает. Будут выполнять ее с удовольствием и старательно.

Буклеты школьного психолога для родителей

Нервная система детей созревает и развивается постепенно. Взрослые могут контролировать себя, распределять нагрузку, ускоряться, замедляться, адети нет.

Зная тип темперамента ребенка, возможно эффективно взаимодействовать с ним во всех сферах жизни: в быту, учебе, отдыхе. Можно предвидеть и предупреждать его поведение, поступки, реакции, эмоциональные состояния. Выбирать правильные стратегии в воспитании, помочь организовать учебный процесс. А также учить видеть, осознавать, справляться со своими слабыми сторонами и опираться на сильные.

1. Темперамент и его типы
Что такое темперамент?
Психолог. Понаблюдайте за своими одноклассниками во время контрольной работы. Один внимательно слушает разъяснения учителя, сосредоточенно решает задачи, в конце урока спокойно сдаёт свою работу. Другой волнуется, его лицо выражает то радость, то досаду, он суетится, лихорадочно ищет ручку, роняет карандаш, и так до конца урока. Чем можно объяснить различие в поведении? Одна из причин состоит в том, что люди имеют разный темперамент.
Темперамент – это врождённая особенность нервной системы человека, которая выражается в его эмоциональности (то есть в силе проявления его чувств) и в его активности (то есть, в том, насколько быстро он реагирует на изменения окружающей обстановки).
Все люди разные. Значит, есть много типов темпераментов?
Психолог: О том, что люди имеют различные темпераменты, впервые написал древнегреческий врач Гиппократ, позже названный «отцом медицины». Он полагал, что существует всего четыре типа темпераментов, и любого человека можно отнести либо к сангвиникам, либо к меланхоликам, либо к холерикам, либо к флегматикам. Это разделение во многом сохранило своё значение до настоящего времени. Однако следует помнить, что в чистом виде определённые типы темперамента встречаются очень редко, но в каждом человеке преобладают свойства того или другого темперамента.
Кто такие сангвиники?
Психолог: Это энергичные люди, с быстрыми, живыми движениями и быстрым темпом речи. Они обладают хорошей реакцией, легко и скоро приспосабливаются к изменяющимся условиям жизни, легко сходятся с другими, стремятся к частой смене впечатлений, что называется «легки на подъём».
Эмоции у сангвиников преимущественно положительные – быстро возникают и легко сменяются другими. Также быстро и легко сангвиники переживают свои неудачи. Они любят и умеют хорошо работать особенно в начале, но не всегда доводят дело до конца.
Если обратиться за примерами к детским сказкам, то типичными сангвиниками можно назвать Буратино и Карлсона.
Чем отличаются меланхолики?
Психолог: Меланхоликов отличает сдержанность движений и речи. И это притом, что меланхолики очень эмоциональны! Они живут сложной и напряжённой внутренней жизнью, придают большое значение всему, что их касается, обладают повышенной тревожностью и ранимой душой. Их легко вывести из равновесия, довести до слёз. Отрицательные эмоции у меланхоликов преобладают над положительными. Они вообще склонны видеть всё в «чёрном свете». При неудачах у них легко «опускаются руки». Кроме того, меланхоликов отличает быстрая утомляемость. Они не умеют переносить длительного, резкого напряжения, поэтому медленно входят в работу, но обладают большой выдержкой. Работоспособность меланхоликов обычно выше к середине или к концу работы, а не в начале.
Типичным меланхоликом был ослик Иа из известной сказки Александра Милна «Винни-Пух и все-все-все».
А что можно сказать о холериках?
Психолог: Особенностью холериков является стремительность движений, быстрый темп, порывистость. У них бывает резкая смена настроения, они вспыльчивы и нетерпеливы. Холерики легко раздражаются и вместе с тем быстро остывают, особенно, если им уступают, идут навстречу. О таких людях говорят, что они слишком горячи, не умеют ждать. Холерики способны сосредотачивать значительные усилия в короткий промежуток времени. Зато при длительной работе им не всегда хватает выдержки.
Яркий пример холерика – это Незнайка, герой нескольких сказок Николая Носова.
Осталось узнать, чем отличаются от них флегматики.
Психолог: Флегматиков отличают медлительность и внешняя невыразительность. Им трудно переключаться с одного дела на другое. Поэтому они с трудом приноравливаются к новой обстановке, не любят менять привычки, распорядок жизни, друзей. Но зато флегматики очень хладнокровны. Их трудно вывести из себя. Вообще-то им больше нравится отдыхать, чем напряжённо трудиться. Но если флегматики занимаются каким-то делом, то проявляют такие качества, как основательность, педантичность и дотошность. Они не в состоянии быстро собраться и сконцентрировать усилия, но зато обладают ценной способностью долго и упорно работать, добиваясь поставленной цели.
Типичным флегматиком можно назвать Емелю, героя сказки «По щучьему велению».
Какой темперамент лучше?
Психолог: Каждый из четырёх темпераментов не является ни плохим, ни хорошим. Все они имеют свои достоинства и недостатки. Несмотря на то что «приятнее» всех «выглядит» сангвиник, лидером коллектива чаще всего становится холерик, а среди наиболее надежных и преданных людей больше всего флегматиков. Меланхолик поражает нас своей чувствительностью и дает возможность ощутить значимость тех сторон жизни, которые мы часто не замечаем.
Люди с одним типом темперамента во всём похожи друг на друга?
Психолог: Это не совсем так. Известно, что качества темперамента мы приобретаем по наследству, но в процессе жизни они могут изменяться. Так, например, на основе импульсивности как свойства темперамента в зависимости от условий воспитания и всего жизненного пути могут выработаться различные качества. У человека, который не научился контролировать свои поступки, могут легко развиться необдуманность, безудержность, привычка рубить с плеча. В других случаях на основе той же импульсивности разовьются решительность, способность без колебаний идти к достижению поставленной цели. Впечатлительность как свойства темперамента может в одном случае привести к болезненной ранимости, к робости, застенчивости; в другом – на основе той же впечатлительности может развиться большая душевная чуткость, отзывчивость и восприимчивость.
2. Индивидуальность и характер
Чем характер отличается от темперамента?
Психолог: Темперамент человека тесно связан с его характером. Можно сказать, что темперамент – это природная основа характера. (Русское слово «характер» произошло от сходного по звучанию греческого слова, которое переводится, как «примета», «отличительная черта», «знак»).
Характер – это сумма устойчивых черт человека, которые проявляются в его поведении, складе ума, эмоциях, отношениях к себе и окружающему миру.
С темпераментом человек рождается, а его характер формируется на основе темперамента. То, какой у человека характер, во многом зависит от самого человека, его семьи, его жизненного опыта. Недаром говорят: «Сколько людей – столько и характеров». Это неповторимое своеобразие каждого отдельного человека называют его индивидуальностью. Индивидуальность проявляется не только в характере, но и в интересах, интеллекте, потребностях и способностях человека.
Характер зависит от самого человека? И как он формируется?
Психолог: Известная пословица гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Формирование характера происходит в каких-то действиях, поступках, а говоря более широко – в образе жизни. Характер – это результат деяний и поступков. В новой неопределенной ситуации человек не всегда знает, как ему следует поступить. Но поступив каким-то образом один раз, человек в сходных ситуациях будет поступать также. Это уже привычка. Говорят, «привычка – вторая натура».
Изменить привычку куда сложнее, чем поступок. Хорошо если складываются полезные привычки. Но ведь так бывает далеко не всегда. Постепенно привычка становится чертой характера. Здесь не доделал, там не завершил, не добился результата, бросил начатое дело – складывается привычка не доводить дело до конца, и она уже превращается в лень. В чем-то не помог товарищу, не оказал поддержки тому, кому она была нужна, — складывается равнодушие. Или, наоборот, преодолел свое нежелание довести начатое дело, и сформировалась привычка – все доводить до конца. И уже на душе будет беспокойно, если что-то не доделал. И в характере тоже появляется соответствующая черта, и уже не нужно всякий раз заставлять себя – получается само собой. И что удивительно, окружающий мир как будто улавливает характерные особенности человека и отвечает ему тем же, такими же качествами. Если человек искренне, по-доброму относится к другим людям, не жалеет своего, то и встречать он, как правило, будет такое же отношение к себе.
3. Воля и самовоспитание
Мало захотеть изменить свой характер, надо ещё иметь для этого силу!
Психолог: Верно. В основе характера любого человека лежат волевые качества. Если эти качества выражены слабо, то про такого человека говорят, что он бесхарактерный (безвольный).
Что такое воля?
Психолог: Воля – это свойство человека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками.
Воля нужна человеку, когда возникает необходимость в преодолении препятствий. При этом препятствия могут быть как внешними, так и внутренними.
Внутреннее препятствие – это слабость, привычка не доводить до конца трудные дела, желание заниматься только чем-то приятным. С помощью воли человек преодолевает свою несвободу, свою унизительную зависимость от слабости, трусости, от желания ничего не делать. Воля принуждает человека самоограничиваться, сдерживать некоторые влечения, сознательно подчинять их более значимым и важным целям. Когда воля начинает руководить действиями человека, он становится способным вырабатывать чёткий план действий и осуществлять этот план.
Само волевое усилие не доставляет человеку удовольствия. Но если с помощью воли он доводит дело до победного результата, то испытывает чувство гордости собой.
Как отличить волевого человека от безвольного?
Психолог: Волевого человека отличают следующие качества:
Целеустремленность – умение подчинять свои действия поставленным целям;
Настойчивость – умение мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями;
Выдержка – умение затормозить действия, чувства и мысли, которые мешают осуществить принятое решение;
Решительность – умение принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твёрдые решения;
Инициативность – умение работать творчески, предпринимая действия и поступки по собственному почину;
Самостоятельность – умение не поддаваться влиянию обстоятельств, которые могут отвлечь от достижения цели;
Организованность – умение разумно спланировать и правильно организовать свои дела;
Дисциплинированность – умение подчинять своё поведение общепринятым нормам, установленному порядку;
Смелость – умение побороть страх и идти на оправданный риск ради достижения цели, несмотря на опасности для личного благополучия или даже жизни;
Исполнительность – умение старательно и в должный срок выполнять возложенные на тебя поручения и обязанности
Все эти волевые качества развиваются вместе с характером человека. А ещё волевого человека отличают ответственность, принципиальность, обязательность, деловитость.
Все эти качества можно воспитать в себе?
Психолог: Можно, если обладаешь волей. Воля помогает человеку самостоятельно и целенаправленно формировать свой характер, заниматься самовоспитанием.
Самовоспитание – это сознательная, планомерная работа над собой, направленная на выработку определенных черт характера.
Звучит заманчиво, но как этого добиться в реальной жизни?
Психолог: Если вы умеете строго и честно судить себя, то наверняка замечали в себе какие-то черты характера, которые вам не нравятся. При желании эти недостатки можно исправить. Но самовоспитание требует серьёзных усилий и твёрдой воли.
Можете привести примеры успешного самовоспитания?
Психолог: Многие великие люди целенаправленно и много работали над собой. Лев Николаевич Толстой в юношеском возрасте завёл дневник, постоянно отмечал в нём свои недостатки и составлял планы самовоспитания.
Серьёзно занимался самовоспитанием Антон Павлович Чехов. В одном из писем своей жене он писал: «Ты… завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр. и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает».
Больших успехов в самовоспитании добился великий немецкий писатель и мыслитель Гёте. В юности он отличался повышенной раздражительностью и нервозностью, его преследовали страхи и болезненные ощущения. Но постоянно работая над собой, он сумел изжить в себе все эти недостатки. Вот лишь несколько примеров его самовоспитания. Гёте не выносил резкого шума, но он стал специально приходить в солдатские казармы, где били барабаны, и подолгу заставлял себя слушать этот грохот, а иной раз шагал вместе с воинскими частями под барабанный бой – это помогло, отвращение к шуму прошло. Чтобы избавиться от головокружений, Гёте заставлял себя множество раз, постоянно превозмогая страх высоты, подниматься на соборную колокольню – головокружения отступили. Гёте не выносил вида крови, но он заставил себя посещать больницы и присутствовать на операциях специально для того, чтобы укрепить свои нервы, — и укрепил!
Что ж, если получилось у кого-то, может получиться и у меня!
Психолог: Если ты хочешь, чтобы определённая манера поведения стала твоей привычкой, чертой характера, упражняй себя в этом поведении систематически изо дня в день. Главное не уступать слабостям – и ты обязательно добьёшься своего.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *