Как научить ребенка сидеть?

Умение малыша сидеть не является врожденным, он должен освоить его постепенно. В каком возрасте и как начинать учить грудничка садиться, зависит от физиологических особенностей крохи, его характера и темперамента. Родители могут помочь карапузу быстрее сесть, выполняя с ним специальные упражнения, массаж и ежедневную гимнастику. Не стоит торопиться и переживать – здоровый малыш все равно научиться сам сидеть, но когда для этого придет время.

Ребенок учится сидеть с маминой поддержкой

Содержание

Как понять, что малыш хочет сесть

Есть некоторые признаки, которые будут указывать на то, что ребенок учится садиться, и родителям необходимо быть с ним всегда рядом, чтобы в нужный момент помочь и подстраховать:

  • Лежа на животике, малыш все время пытается упереться руками в пол и поднять грудную клетку;
  • Упираясь руками в пол, младенец старается поднять свое туловище;
  • Если лежащего на спинке ребенка взять за ручки, он крепко обхватит пальцы и попытается подняться.

Все вышеописанные признаки говорят о том, что ребенок достаточно окреп и уже готов садиться.

Когда можно учить малыша сидеть

Все моменты, касающиеся физиологии развития грудничка, строго индивидуальны. То же касается и приобретения новых умений и навыков: кроха научится сидеть только тогда, когда будет готов к сидячему положению. Родителям необходимо понимать, что, если малыш еще очень слабенький, чтобы сидеть, его будет нереально этому обучить.

Если малыш негативно реагирует на попытки помочь ему сесть, значит, подходящее время еще не наступило. Не стоит переживать, лучше отложить это действие на две-три недели.

Самым благоприятным периодом для того, чтобы учить малыша присаживаться самостоятельно, по мнению многих педиатров, считается возраст шесть месяцев. В этом возрасте малышу предлагают первый прикорм, есть еду с ложки в вертикальном положении намного удобнее.

Мальчик играет на мелафоне

Надо ли спешить присаживать ребенка

Физиологически детский позвоночник способен принять горизонтальное положение в 6-9 месяцев. До этого периода присаживать малыша, искусственным образом придавая сидячее положение, не стоит. По мнению многих педиатров, чем позже ребенок сядет сам, тем ровнее будут его спинка, ноги и руки, сформируется правильная осанка. Как заявляет известный педиатр, Евгений Комаровский, присаживание детей раньше полугода создает сильную нагрузку на позвоночник, который еще довольно слаб и не готов с ней справиться.

Важно! Недопустимо раннее присаживание деток, которые страдают рахитом. Размягченная костная ткань, лишенные тонуса мышечные волокна (характерные признаки данного заболевания) очень быстро деформируются, и, как следствие, искривляется позвоночник. Исправить это будет уже невозможно.

В каком возрасте малыши должны учиться сидеть

Как правило, здоровые детки уже к 6-8 месяцам физически готовы осваивать навык присаживаться без помощи взрослых. Малыш сможет сесть сам только тогда, когда его мышечная и костная системы будут к этому готовы. Здесь все строго индивидуально: один ребенок будет пытаться сесть уже в пять месяцев, другой – в восемь.

По среднестатистическим данным, уже в возрасте шести месяцев ребенок начинает пробовать сесть самостоятельно. Как маленький ребенок учится садиться: поначалу будет заваливаться на бок, частенько терять равновесие и держаться руками за какой-либо предмет. К седьмому месяцу малыш уже легко сможет обходиться без опоры, будет сидеть более уверенно и поворачивать корпус в разные стороны. Равновесие удерживает хорошо. Лежа на животе, при помощи рук может сесть сам. К концу восьмого месяца ребенок уже уверенно сидит. Самостоятельная посадка развита очень хорошо, малыш может сесть из любого положения: лежа на спинке, животике или боку.

Обратите внимание! У недоношенных деток есть целых два месяца в запасе, для того чтобы догнать в развитии остальных, это значит, сидеть они начтут намного позже, возможно даже в год.

Для мальчиков

Мальчиков рекомендовано присаживать не ранее пяти месяцев. Усаживать на стул или колени можно только с шести месяцев и не более пяти минут в день, при этом необходимо придерживать спинку в полулежащем состоянии, чтобы ребенок постепенно привыкал к нагрузке. С каждым днем необходимо увеличивать угол наклона, чтобы со временем получить полное сидячее положение. Уже к концу шести месяцев мальчики смогут сидеть прямо, при этом не заваливаясь на бок.

Ребенок катает уточку

Для девочек

Педиатры всего мира утверждают, до шестимесячного возраста девочек присаживать не стоит:

  • В 6 месяцев – малышка сможет сидеть при помощи мамы или папы;
  • В 7 месяцев будет сама удерживать спинку вертикально;
  • В 8 месяцев девочки во время игры могут из положения, лежа на спинке или стоя «на четвереньках», переходить в сидячую позу.

Возможно небольшое отклонение на 1,5-2 месяца, так как у всех деток физическое развитие происходит индивидуально. Если малышка очень активная и пытается сесть раньше положенного срока, родителям необходимо предоставить ей безопасное место для игры и контролировать, чтобы в сидячем положении она была не более одного часа в день.

Малышка умеет сидеть

Упражнения для посадки ребёнка

Как научить ребенка сидеть? Если выполнять упражнения для укрепления мышечной системы, можно за короткое время обучить малыша держать равновесие, сидя без опоры. Так как во время сидения у крохи работают практически все мышцы, то тренировки необходимо проводить регулярно, и, чтобы они были более разнообразными. Все упражнения необходимо проводить на твердой поверхности, так малыш будет чувствовать хорошую опору и, благодаря этому, быстрее научится чувствовать баланс.

Упражнения, помогающие сесть самостоятельно

Перед началом упражнений необходимо провести небольшой разогрев мышц и легкий массаж. Также важно, чтобы кроха не капризничала и спокойно могла выполнять все упражнения. Для этого необходимо все время с ребенком разговаривать и озвучивать каждое свое действие. Также придут на помощь различные игрушки.

Самые эффективные упражнения, чтобы ребенок сел:

  1. Поочередно сгибать-разгибать ручки и ножки, не менее 5-6 раз.
  2. Уложить малыша на твердую ровную поверхность, вставить большой палец в ладошку, остальными пальцами взять его за запястья и аккуратно подтянуть.
  3. Как помочь ребенку сесть: приподнять малыша до вертикального сидячего положения, удерживать 20 секунд, потом легонько опустить. Необходимо каждый день увеличивать интервал такой «задержки» на 10 секунд. В итоге он должен достичь 2-х минут.
  4. Когда ребенок лежит на спинке, необходимо взять его за ручку и притянуть в противоположную сторону. Это действие будет вызывать у крохи активное желание опереться на вторую руку и сесть.
  5. Положить малыша на животик, согнув ручки в локотках, чтобы кроха на них опирался. Далее необходимо раскачивать его из стороны в сторону.

Как учить ребенка сидеть с помощью упражнений на фитболе: для этого необходимо положить младенца на животик на мяч и круговыми движениями покачать из стороны в сторону. Также можно учить ребенка делать шпагат на мяче, для этого необходимо придерживать его за спинку одной рукой, а другой – разводить ножки крохи в стороны. Такие действия хорошо развивают координацию движений и вырабатывают устойчивость.

Занятие на фитболе

Присаживание с фиксацией колен из положения, лежа на спине

Как помочь ребенку сесть самостоятельно из положения, лежа на спинке, с фиксацией коленей:

  1. Положить ребенка на спинку, поддерживая левой рукой коленки малыша на полу.
  2. В левую руку ребенка своей правой рукой вложить кольцо для прорезывания зубов.
  3. Скоординировать эту руку малыша вперед под прямым углом и побудить кроху сесть.
  4. Малыш должен держаться за кольцо, опираться на свободную руку и присаживаться
  5. Когда ребенок сел, его нужно сразу же вернуть в исходное положение, лежа.

Упражнение нужно повторять два раза на каждую руку.

Как научить шестимесячного ребенка садиться усложнением предыдущего упражнения:

  1. Когда ребенок научится присаживаться с помощью кольца, необходимо удерживать его колени, но кольцо уже не использовать. При этом стоит привлекать малыша игрушкой, которую он бы захотел взять у взрослого.
  2. Если ребенок сел с помощью руки, то упражнение необходимо повторить один раз.
  3. Если кроха при подъеме сначала опирается на локоть, то упражнение необходимо повторить два раза.

Упражнение можно считать освоенным, когда ребенок будет подниматься за игрушкой самостоятельно без дополнительной поддержки со стороны взрослых, при этом опираться на свою ладонь.

Ребенок в 6 месяцев умеет сидеть

Техника безопасности

Если ребенок не умеет и даже не пытается сам сидеть, ни в коем случае не стоит:

  • Возить малыша в прогулочном блоке коляски, если угол спинки невозможно опустить до 45 градусов;
  • Применять в качестве переноски приспособления по типу «кенгуру»;
  • Сажать малыша себе на колени;
  • Высаживать ребенка на горшок раньше 6 месяцев;
  • Делать упражнения для укрепления мышц крохи до 1-2 месяцев.

Почему ребенок не хочет сидеть

Если ребенок до 7-8 месяцев все еще не умет садиться, это может означать, что он развивается по своему личному темпу. Если кроха хорошо держит голову, но не умеет сидеть, нужно проводить курсы массажа, делать с ним гимнастику. Если малыш не умеет держать голову ровно, могут понадобиться помощь невропатолога, а также курс лечебного массажа.

Бывает, что причиной длительного нежелания младенца сидеть становится травма психологического характера. Это может быть сильный испуг, который малыш перенес ранее. Тогда потребность познавать новое будет угнетаться приобретенным страхом.

Дополнительная информация. Если ребенку страх мешает сесть самостоятельно, родителям необходимо запастись терпением, возможно, даже отложить все свои домашние дела и обратиться за консультацией к детскому психиатру или неврологу.

Мальчик с девочкой сидят

Если малыш так и не научился сидеть

Если 7-месячный малыш не пытается сесть, необходимо ускорить этот процесс с помощью усаживания ребенка в кресло или на колени, но есть одно условие – у него должен быть хороший упор на спину. В этом случае не подойдет подушка, так как она слишком мягкая. Через незначительный промежуток времени малыш попытается сесть самостоятельно. Если карапузу уже восемь месяцев, и он умеет ползать, но у него не получается садиться, или он не хочет делать это самостоятельно, стоит вызвать педиатра на дом и обратиться за консультацией к невропатологу.

Пытаясь научить малыша садиться, прежде всего, необходимо его подготовить к нагрузкам, в частности, его опорно-двигательный аппарат, а также развивать чувство равновесия и координацию движений. Именно тогда он сядет быстро и без каких-либо трудностей.

Сидеть, ползать, ходить. Как помочь ребенку сделать первый шаг? Эволюция движения от 0 до года

Авторы: Галина Сергеевна Лупандина-Болотова Издательство: Феникс , 2020 ISBN: 9785222330500

Должен ли ребенок поворачиваться на живот в 3 месяца и сидеть в 6 месяцев? Обязательно ли ползать, нужен ли массаж?Эта книга написана врачом-реабилитологом с большим опытом работы с детьми, руководителем отделения лечебной физкультуры «Научного медицинского исследовательского центра здоровья детей» (г. Москва), кандидатом медицинских наук и автором эффективных реабилитационных методик, а также мамой двух мальчиков.В книге описана последовательность двигательного развития здоровых детей до года и разобраны наиболее распространенные ошибки, которые совершают родители на первом году жизни ребенка. Вы получите конкретные инструменты для правильной стимуляции навыков движения, обретете уверенность в каждом своем действии на пути к гармоничному развитию вашего малыша.Книга предназначена для родителей, которые стремятся обеспечить правильное развитие двигательной активности своего ребенка с первых дней его жизни; она может служить справочным источником для педиатров, детских реабилитологов, инструкторов ЛФК, а также для всех, кто интересуется вопросами моторного развития человека.

Часто в стремлении помочь ребенку пойти как можно раньше родители совершают много ошибок.

Когда дети начинают ходить

Обычно дети начинают ходить в годовалом возрасте, однако считается нормой, если ребенок делает первые шаги в период от 9 до 18 месяцев. Это зависит от множества факторов, таких как темперамент ребенка, его конституциональные особенности (пропорциональное соотношение частей тела) и даже наследственность.

Спокойные и упитанные дети часто не торопятся осваивать новые двигательные навыки, для исследования окружающего мира им вполне достаточно уже приобретенных умений сидеть и ползать. А подвижные и активные непоседы иногда так стремительно переходят от одного этапа развития к другому, что родители едва успевают схватить фотоаппарат, чтобы запечатлеть их успехи.

Может случиться, что во время первых попыток самостоятельной ходьбы ребенок приобрел негативный опыт: сильно ударился, чего-то испугался или был болен в этот период – тогда он может отложить на некоторое время освоение этого важного навыка.

Ходьба – дело простое только на первый взгляд. Такой кажущийся взрослым легким способ передвижения на самом деле является сложной и достаточно скоординированной работой различных групп мышц, моторных (двигательных) зон коры головного мозга, мозжечка, вестибулярного аппарата. Ходьба невозможна без умения хорошо держать равновесие и четкой координации движений. Поэтому перед первыми шагами у ребенка должны окрепнуть мышцы ног и спины, созреть нервная система и вестибулярный аппарат, а кости скелета и связки – стать достаточно прочными, чтобы выдержать вертикальную нагрузку.

Началу ходьбы предшествует приобретение младенцем ряда важных двигательных навыков. Примерно в 7–8 месяцев ребенок начинает вставать на ножки, придерживаясь за перила кроватки или манежа. Стоять малышу так нравится, что он стремится встать, используя любую возможность на что-нибудь опереться. После того как ребенок научился стоять, придерживаясь за опору двумя руками, он постепенно начинает отпускать одну руку, чтобы взять игрушку, а затем (примерно в 9 месяцев) пытается сделать первые шаги, держась за мебель или стену и передвигаясь вдоль нее. В возрасте 9–10 месяцев ребенок учится сгибать колени и садиться из положения стоя. К 11–12 месяцам малыш обычно уже достаточно окрепший и вполне может стоять, наклоняться и приседать без поддержки. И только овладев этими навыками, ребенок будет готов сделать свои первые шаги.

Большинство детей к 9 месяцам уверенно ползают на четвереньках. Этот способ передвижения способствует развитию связей между правым и левым полушариями головного мозга, правильному формированию позвоночника и является тренировкой мышц и вестибулярного аппарата при подготовке к ходьбе, поэтому не стоит расстраиваться, если карапуз не торопится менять ползание на прямохождение. Есть также немало детей, которые «не рождены ползать» и перемещаются в пространстве удобным для них способом – кто-то «ездит на попе», кто-то «ходит» на коленках.

Если при осмотре неврологом и ортопедом в возрасте 1 года у таких детей не было выявлено патологии, отсутствие ходьбы до 16–18 месяцев не должно беспокоить родителей, так как любая двигательная активность укрепляет мышцы и развивает координацию движений, а значит, готовит ребенка к ходьбе. Важно, чтобы малыш при этом был активным, жизнерадостным, осваивал новые и совершенствовал уже приобретенные навыки.

Как ребенок делает первые шаги

Каждый ребенок индивидуален и развивается по своему личному графику. Но родители часто волнуются, когда их чадо приобретает тот или иной навык значительно раньше или позже, чем другие знакомые дети. Бытует мнение, что если малыш рано начинает ходить, у него будут кривые ножки. Исследования показали, что прямой связи между возрастом начала ходьбы и искривлением ног нет. Костный скелет ребенка способен выдерживать нагрузку веса собственного тела, при условии, что малыш переходит от одного этапа развития к другому самостоятельно. Если родители не пытаются торопить события, кроха сделает свои первые шаги только когда его опорно-двигательная система достаточно окрепнет и он будет к этому готов.

Здесь нужно отметить, что попытка сделать первые неуверенные шажки – это еще не ходьба. Родители с гордостью могут сказать, что их ребенок действительно пошел, лишь когда малыш научится, оторвавшись от опоры, самостоятельно проходить несколько метров, останавливаться и менять направление движения. Период времени между первыми несмелыми шагами и самостоятельной ходьбой иногда составляет от нескольких недель до нескольких месяцев.

Когда нужна консультация детского ортопеда

Освоение навыка самостоятельной ходьбы – очень важный этап в развитии ребенка. Некоторые ортопедические проблемы выявляются именно в тот момент, когда малыш начинает ходить, поэтому в этот период родителям необходимо обращать внимание на постановку стоп при ходьбе, форму ножек, походку и осанку малыша. Вот несколько основных моментов, которые должны насторожить родителей и стать сигналом для обращения к специалисту:

  • Если ребенок, стоя на ножках или при попытке сделать шаг, опирается не на всю стопу, а только на носочки, скрещивает ножки, часто спотыкается на ровном месте. Это может быть признаком нарушения мышечного тонуса. Выделяют мышечную гипертонию (чрезмерное напряжения мышц) и дистонию (разрозненное напряжение различных групп мышц), которые в дальнейшем могут стать одной из причин отставания крохи в физическом развитии, формирования неправильной осанки и походки. Такие дети нуждаются в наблюдении врача невролога и ортопеда.
  • Родители могут заметить, что ножки ребенка, начинающего ходить, «выгнуты колесом». О-образное (варусное) искривление ног довольно часто встречается у детей первых лет жизни. Причиной развития варусной деформации могут быть наследственность, слабость мышц, недоразвитие связочного аппарата, размягчение костей вследствие нехватки витамина Д. Если изменения не очень выражены, это отклонение может пройти самостоятельно по мере роста, увеличения двигательной активности и укрепления мышц ребенка. Если у малыша есть признаки рахита, лишний вес или другие заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, он обязательно должен находиться под наблюдением врача-ортопеда.
  • В норме ребенок ставит стопы параллельно друг другу или слегка разводя носки стоп наружу, при этом нагрузка на стопу должна приходиться преимущественно на ее наружную часть. Если малыш при ходьбе «заваливает» стопы вовнутрь, то, скорее всего, имеет место вальгусная деформация стоп, вследствие которой у ребенка может развиться Х-образное (вальгусное) искривление ног: когда в положении стоя с сомкнутыми коленями расстояние между лодыжками малыша больше 4–5 см. Причинами вальгусного искривления являются рахит, лишний вес, а также механические повреждения (травмы). Таким детям обязательно нужно наблюдаться у врача-ортопеда, который оценит состояние костей и мышц у ребенка и в случае необходимости назначит лечебный массаж, гимнастику, ношение ортопедической обуви или другие виды коррекции.
  • Если при ходьбе стопы ребенка сильно повернуты друг к другу носками, создавая эффект косолапости или, наоборот, сильно разведены в разные стороны, то его также нужно показать ортопеду.

Если вы заметили любые признаки, которые вызывают беспокойство, лучше проконсультироваться с детским ортопедом. Только специалист может оценить, являются ли отклонения серьезными и требуют ли они лечения. Чем раньше вы обратитесь к врачу, тем легче и эффективнее можно будет скорректировать выявленные у малыша нарушения. В плановом порядке посетить врача-ортопеда следует в 1, 3, и 6 месяцев, в дальнейшем – когда ребенку исполнится 1 год, 1,5, затем в 2 и 3 года.

Выбираем детскую обувь для первых шагов

Это один из главных вопросов, который возникает у родителей малыша, делающего первые шаги. Стопа ребенка, начинающего ходить, еще не сформирована, мышцы ее довольно слабые, связки эластичные и растяжимые, физиологические изгибы еще не обрели конечную форму, поэтому неправильная нагрузка может привести к нарушениям ее развития. Вот почему важно, чтобы малыш дома и на улице ходил в грамотно подобранной обуви, которая будет фиксировать стопы ребенка, способствовать правильному распределению нагрузки и естественному формированию сводов стопы, предотвращая развитие плоскостопия.

Желательно обувать кроху, как только он начнет предпринимать попытки встать на ножки. Домашние сандалии и ботиночки должны быть легкими и удобными, но при этом отвечать всем требованиям, предъявляемым к детской обуви.

Детская обувь выполняет не только защитную функцию, но и участвует в формировании стопы ребенка, поэтому подходить к выбору детской обуви нужно очень серьезно. Первые ботиночки малыша должны быть действительно «первыми» – т.е. новыми. Не рекомендуется донашивать обувь, полученную по наследству от старших детей, так как при носке она принимает форму стопы своего первого хозяина и уже не будет правильно сидеть на ноге другого ребенка, что может привести к нарушению формирования стоп «преемника».

Выбирать обувь лучше вместе с малышом, чтобы была возможность сразу примерить ее. Примерку лучше осуществлять во второй половине дня, так как к вечеру любая ножка немного отекает.

Размер детской обуви

Если стопы ребенка немного различаются по размеру, выбирать ботиночки нужно по ножке, которая больше. Оценивая закрытую детскую обувь, трудно понять по виду, достаточно ли места для пальчиков, поэтому ортопеды рекомендуют перед походом в магазин заранее подготовить трафарет, чтобы с его помощью найти пару подходящего размера. Для снятия мерки следует поставить ребенка на плотный лист бумаги или картона, обвести ступню и вырезать рисунок по контуру. Кроме того, в некоторых специализированных магазинах есть стопомеры, которые помогают определить длину ступни малыша.

Предпочтительно выбирать ботиночки или летние босоножки из натуральных «дышащих» материалов.

Основные требования:

  • Жесткий закрытый задник, доходящий до щиколотки крохи и надежно фиксирующий пятку.
  • Умеренно жесткая гнущаяся подошва, имеющая рельефную нескользкую поверхность и небольшой каблучок (высотой до 0,5 см).
  • Удобная и надежная застежка, которая хорошо фиксирует ногу в щиколотке.
  • Абсолютно ровная стелька.
  • Носок ботинка должен быть округлым, широким и достаточно жестким, предохраняющим пальчики от травм. При выборе между открытым и закрытым носком предпочтение лучше отдавать закрытому. Расстояние от края носка до пальцев стопы должно быть 1–1,5 см: в летнее время этот запас пригодится, если ножка будет отекать от жары, а зимой он создаст воздушную прослойку, чтобы ножки крохи не замерзли. Не стоит в целях экономии приобретать ботиночки на вырост (на несколько размеров больше), нога ребенка в них будет болтаться, и ему будет очень неудобно ходить.
  • Ботинки, как и босоножки, должны хорошо держаться и не спадать с ноги, а также не деформироваться при ходьбе. Чтобы понять, комфортно ли малышу в выбранной обуви, перед покупкой дайте ему возможность походить в ней в течение 5–10 мин.

Какие ошибки делают родители, когда ребенок начинает ходить

Многие родители в воспитании и уходе за своим ребенком ориентируются на бытующие в народе суждения, которые не всегда оправданы с медицинской точки зрения. Применение на практике таких полезных советов может нанести вред здоровью малыша. Вот несколько распространенных заблуждений:

  • Не умеющего ходить ребенка нужно водить за ручку.

Некоторые родители в стремлении к раннему развитию ребенка начинают водить его за ручки. Такая нагрузка может оказаться непосильной для неокрепшей костно-мышечной системы ребенка и привести к деформации ног и позвоночника.

  • Дома ребенок должен ходить по полу босиком.

Многие родители считают, что детям полезно ходить босиком. Но здесь большое значение имеет поверхность, по которой топают босые ножки.

При ходьбе по ровной поверхности домашнего пола (линолеум, плитка, паркет, ламинат) не происходит рефлекторного сокращения мышц стопы, а основная нагрузка приходится на слабый связочный аппарат, в результате нарушается естественное формирование сводов стопы и может развиться плоскостопие. Поэтому желательно, чтобы дома ребенок не ходил босиком, в носочках или в мягких тапочках, а делал свои первые шаги только в соответствующей обуви. А вот песок, мелкая галька или невысокая травка на дачном газоне хорошо тренируют формирующийся мышечно-связочный аппарат детских стоп, и ходить босиком по таким поверхностям ребенку очень полезно.

  • Детская обувь должна быть с супинатором.

Существует распространенное мнение, что правильная детская обувь должна обязательно иметь супинатор, между тем ортопеды утверждают, что здоровому ребенку принудительная коррекция сводов стоп не только не нужна, но даже может быть вредна. Супинатор, грубо подпирающий продольный свод здоровой стопы малыша, может воспрепятствовать естественному процессу ее формирования и, наоборот, привести к развитию плоскостопия.

Ношение лечебной ортопедической обуви детям назначается только врачом-ортопедом по показаниям, при этом специалист учитывает индивидуальные особенности стоп каждого конкретного ребенка.

Зачем нужны ходунки для ребенка

Современная индустрия детских товаров делает все возможное, чтобы значительно облегчить жизнь маме. Одним из таких помощников являются ходунки. Часто их спешат приобрести родители, уверенные в том, что они таким образом помогут ребенку в обучении самостоятельной ходьбе – стоит лишь малышу сделать первую попытку встать на ножки.

В пользу ходунков действительно можно привести несколько доводов:

Их использование освобождает маме руки и дает возможность заняться домашними делами.
Ходунки помогают ребенку перейти в вертикальное положение, открывая для него новые горизонты. Малыш получает возможность свободно перемещаться по дому, удовлетворяя свои потребности в движении и исследовании окружающего мира.
Диаметр ходунков не позволяет крохе дотянуться рукой до опасных предметов, а бампер затрудняет открывание запретных дверок и ящиков:то есть, имея возможность двигаться, ребенок находится в относительной безопасности.

Но все же помощь, которую ходунки оказывают родителям, несопоставима с вредом, который они могут нанести ребенку при неправильном использовании. Поэтому маме и папе, собирающимся приобрести своему малышу это средство передвижения, необходимо знать некоторые распространенные заблуждения о его пользе, а также правила безопасности, связанные с этим видом транспорта.

Ходунки помогут ребенку научиться ходить

Механизм ходьбы в ходунках существенно отличается от механизма самостоятельной ходьбы. В первом случае ребенок наклоняется вперед, отталкиваясь носком стопы, а не всей стопой (что принципиально для самостоятельной ходьбы), а это может привести к неправильной постановке стоп и отразиться на походке ребенка.

Кроме того, в ходунках ребенок не учится держать равновесие и правильно падать, группируясь и защищая от удара важные части тела.

Из-за того, что малыш лишен возможности приседать, подниматься и ползать, в ходунках его мышцы гораздо меньше тренируются и укрепляются, а длительное нахождение в вертикальном положении может привести к перенапряжению мышц спины, искривлению позвоночника и деформации ног.
К тому же, ставя ребенка в ходунки, родители могут лишить или значительно сократить очень важный и полезный для его развития период ползания. У ребенка в ходунках не стимулируется потребность в самостоятельном движении, ведь, чтобы достичь цели, ему не нужно прилагать значительных усилий.

Таким образом, применение ходунков может не только не ускорить, но и замедлить приобретение малышом новых двигательных навыков.

Ребенок в ходунках не упадет и не ударится

На деле же ходунки довольно травмоопасны для ребенка. Они могут переворачиваться, застревать в дверных проемах; разогнавшись, сильно ударяются о препятствие. Особенно опасны пороги, ступеньки и стыки одного напольного покрытия с другим, отличным по фактуре (например, переход с ковра на ламинат). Развивая значительную скорость, в таких местах ходунки могут опрокинуться вместе с малышом и нанести травму, гораздо более опасную, чем если бы ребенок просто упал с высоты собственного роста. Постоянно находясь в ходунках, кроха не научится быть осторожным и избегать столкновений.

Кроме того, даже будучи ограниченными в движениях, дети умудряются дотянуться до некоторых опасных предметов, которые прежде были им недоступны.

Ходунки стимулируют развитие интеллекта

Хотя ходунки и расширяют угол обзора малыша и дают ему возможность лучше исследовать пространство квартиры, их нельзя назвать полезными для интеллектуального и психического развития маленького человечка. Если малыш долго будет находиться в ходунках, он не сможет в достаточной мере осознать границы и возможности своего тела. А учитывая, что естественный процесс познания у детей 1-го года жизни протекает через ощупывание руками и опробование «на зуб», не дотягиваясь до интересных предметов, кроха лишается возможности полноценно знакомиться с окружающим миром.

Чтобы не навредить здоровью ребенка, использовать ходунки можно, соблюдая несколько условий:

Не сажать малыша в ходунки раньше 8 месяцев. Ребенок должен уметь хорошо и уверенно сидеть сам, вставать на ножки и желательно ползать.
Высота ходунков должна быть отрегулирована таким образом, чтобы стопы ребенка полностью соприкасались с поверхностью пола. Ножки малыша должны быть обуты в правильно подобранную обувь.
Время пребывания крохи в ходунках не должно превышать 15–20 мин 2–3 раза в день.
Нельзя оставлять ребенка, находящегося в ходунках, без внимания.
Перед покупкой ходунков необходимо проконсультироваться с педиатром и ортопедом. Детям, имеющим симптомы рахита, лишний вес, находящимся под наблюдением у ортопеда по поводу заболеваний костно-мышечной системы, пребывание в ходунках противопоказано.

Опасные места в доме для первых шагов ребенка

Недаром говорят: когда ребенок учится ходить – родители забывают, что такое сидеть. С переменой положения тела для неутомимого исследователя открываются новые горизонты и уголки домашнего пространства. Чтобы не омрачать восторг новоявленного пешехода от приобретенного умения бесконечными окриками, запретами и избежать травм, взрослым следует максимально обезопасить окружающую малыша домашнюю обстановку. Лучше всего опуститься на уровень роста ребенка и с этой высоты оценить, какие предметы могут представлять для него угрозу.

В комнатах не должно быть деталей интерьера, которые малыш мог бы перевернуть или опрокинуть на себя, провода следует надежно спрятать, электроприборы – выключить из розеток, на розетки необходимо поставить заглушки, острые углы мебели прикрыть – например, с помощью специальных накладок.

Самые опасные для ребенка помещения – это кухня и ванная комната. На кухне большую опасность представляют горячие напитки, стоящие на краю стола. Со стола лучше убрать скатерть, чтобы ребенок не смог стянуть ее вместе с посудой и ее содержимым, убрать подальше острые и бьющиеся предметы. Малыша не должно быть на кухне, когда включена всевозможная кухонная бытовая техника, до которой он сможет дотянуться. Особую опасность представляет духовой шкаф и конфорки газовой и электрической плиты. Раскаленные поверхности, до которых малыш может дотронуться, и брызги от готовящейся пищи, попавшие на кожу малыша, способны вызвать сильные ожоги.

Ванная комната не менее опасна, чем кухня. Дверь в ванную должна быть всегда плотно закрыта. Средства бытовой химии, лекарства, бритвенные принадлежности и другие опасные предметы нужно хранить в недоступном для ребенка месте. Не оставляйте малыша в ванной одного, без присмотра, даже если он увлечен каким-то безопасным, по вашему мнению, занятием.

Для безопасности ребека, делающего первые шаги, в детских магазинах можно купить специальные приспособления. Уберечь малыша от падений и травм на улице поможет специальный поводок – ремень для детей, начинающих ходить (так называемые «вожжи»), а для защиты головы крохи можно приобрести мягкий защитный шлем.

Возможно, вам будут интересны статьи «Искривление ног у ребенка: исправляем ошибки раннего развития» и «Что умеет новорожденный» на сайте mamaexpert.ru

Каждая мама хочет, чтобы её ребёнок как можно скорее научился всем навыкам взрослого человека. Как только крохе исполняется полгода, родители начинают с нетерпением ждать момента, когда малыш возьмёт и сядет. Но что делать, если такой момент слишком затягивается? Как помочь малышу преодолеть такой, кажется, простой, но всё-таки очень важный этап в процессе развития, не причиняя ему никакого вреда и дискомфорта? Как научить ребёнка самостоятельно сидеть?

Особенности развития

Всего за год малютка превращается из небольшого несмышлёныша в хорошо развитого человечка с освоенными начальными навыками, которые нужны для комфортной жизни и удовлетворения всех потребностей.

  1. В 1 месяц ребёнок уже старается удерживать голову, особенно хорошо он это делает в положении лёжа на животе;
  2. В 2 месяца у него получается на некоторое время оторвать голову и грудь от какой-либо поверхности, на которой он находится в лежачем положении;
  3. В 3 месяца жизни дети уже могут самостоятельно переворачиваться на бок;
  4. В 4 месяца почти все дети легко меняют своё начальное положение тела, поворачиваясь со спины на бок;
  5. Ближе к 1 году многие крохи уже умеют ходить и даже немного бегают.

Пик развития малыша до года происходит на пятом и шестом месяце его жизни. В это время он начитает больше понимать, как можно управлять своим телом, и почти полностью готов к новым умениям и навыкам, поэтому у родителей часто возникает вопрос: как научить малыша сидеть?

Как понять, готов или нет

Многие родители просто не могут дождаться того момента, чтобы усадить ребёнка, и этому существует разумное объяснение. Все, что видит ребёнок, находясь в своей кровати либо люльке, —это потолок, край комнаты и родителей, которые заглядывают к нему, а также облака и ветви деревьев во время прогулки на улице. Внести определённое разнообразие в жизнь малыша можно лишь при смене его начального положения. Первое, что практикуют многие дети после ползания, — это сидение.

Есть мнение, что начинать сажать девочку не нужно до того времени, пока ей не исполнилось 6 месяцев. В это время существует возможность спровоцировать у неё загиб матки. С мальчиками всё происходит по-другому, уже на пятом месяце жизни развития их можно начинать постепенно подготавливать к полноценному сидению.

Округлённая спинка ребёнка и его падение уже при попытке усадить его говорит о том, что кроха не готов к изменению своего привычного положения тела с горизонтального на вертикальное, а в случае когда он подолгу лежит на животе, удерживая голову, поднимается на руки, отрывая от твёрдого пола грудную клетку, держит определённый упор на локтях и может переворачиваться со спины на бок и обратно, то можно уверенно говорить, что с помощью родителей кроха готов начать учиться сидеть.

Медленные, но правильные действия

Родители очень часто подготавливают ребенка к самостоятельному сидению, обкладывая его при этом со всех сторон мягкими подушками, но часто это оканчивается тем, что он просто заваливается на определённый бок.

Как уже было отмечено выше, это доказательство того, что малыш ещё просто не готов сидеть. Кроме того, такие ранние попытки посадить ребенка могут окончиться не очень хорошо, а именно: определёнными проблемами в области позвоночника, включая сколиоз.

Чтобы процесс обучения малыша проходил легко и просто, не нужно торопиться, лучше начать с самых основ. Для начала лучше всего подготовить малыша к сидению физически, то есть нужно проводить с ним регулярные, но не длительные тренировки, которые помогут укрепить мышцы шеи, спины и животика.

Для таких целей существует большой комплекс специализированных упражнений, которые ребёнок сможет качественно выполнять совместно с родителями.

Но до того как приступить к выполнению упражнений, нужно хорошо разогреть малыша с помощью специальной гимнастики и массажа, которые вы проводите ежедневно.

Погладьте руки, ноги, живот и спинку малыша — активируйте при этом систему кровообращения, разведите руки в стороны, вверх, скрестите их в области груди, аккуратно согните-разогните ножки ребёнка. Разведите согнутые ноги в стороны и сложите вместе по принципу раскрытия книжки, создайте определённую имитацию ходьбы, уперев при этом стопы на твёрдую поверхность, коснитесь согнутыми коленками груди малыша и совершите упражнение «велосипед».

Оптимальное время проведения таких простых занятий будет варьироваться от 5 до 10 минут.

После того как тело готово к работе, можно начать выполнять упражнения, которые потренируют нужные мышцы.

Упражнения, которые научат малыша сидеть, знают многие родители. К ним относятся:

  1. Подтягивания. Ребёнка нужно расположить на спине. Мама протягивает ему руки, а малыш пытается ухватиться за её большие пальцы. В этом положении ребёнок непременно попытается подтянуться поближе к матери. Тут очень важно зафиксировать руку, держать её в неподвижном состоянии и дать малышу возможность подняться самостоятельно, слегка подтягивая его при этом на себя. Так как небольшие руки крохи ещё совсем слабые, то переусердствовать с подъёмами не стоит. Хватит всего несколько подходов, после чего ребёнок должен некоторое время отдохнуть.
  2. Отжимания. Нужно расстелить на полу ткань либо одеяло и положить на неё ребёнка животом вниз. Он попытается поднять руки, отрывая грудную клетку от пола. Таким образом, у вас получатся небольшие отжимания, во время которых спина малыша будет со временем становится всё крепче.

  1. Укрепление мышц спины и шеи. На этом же одеяле и в таком же положении нужно разложить на расстоянии 20−30 см от ребёнка яркие игрушки, картинки и книжки, словом, все, что может заинтересовать малютку. В попытках дотянуться до цели ему придётся использовать основные группы мышц, что полезно для сидения. Выполнять такое упражнение нужно на протяжении 2−4 минут несколько раз в день. Такое упражнение поможет укрепить мышцы и подготовить малыша к новым тренировкам.
  2. Усваиваем положение. Усадите малыша к себе на колени таким образом, чтобы он хорошо упирался о вас. В этом положении можно продолжать находиться от 2 до 3 минут на начальном этапе тренировки (в возрасте 5 месяцев) и до 20 минут в день, со временем увеличивая время для крох от полугода. Постепенно такая позиция начнёт становиться для малютки более привычной, потом ребёнок сможет удерживать тело самостоятельно, понемногу сокращая поддержку матери.
  3. Тренировка усидчивости. Такое упражнение можно совершать как на руках, так и на твёрдой поверхности. Усадите ребёнка и зафиксируйте одной рукой его ноги, второй рукой следует обхватить кисть таким образом, чтобы он хорошо ухватился за большой палец руки матери. После малыша можно легонько раскачивать — аккуратно влево, вправо, вперёд и назад. На упражнение нужно выделять в общем от 2 до 3 минут времени. Такие простые действия помогут не только заставить ребёнка удерживать своё тело в прямом положении, но и укрепят мышцы пресса, живота, спины и шеи, помогут тренировать вестибулярный аппарат малыша.

  1. Выполнение наклонов. С таким упражнением мышцы спины и боковые мышцы туловища со временем укрепятся. Для того чтобы выполнить упражнение качественно, нужно развернуть малыша спиной к себе и поставить на ноги. Одной рукой мама фиксирует ребёнка выше колена, а другой поддерживает его под грудной клеткой. После можно медленно наклонить ребёнка до того момента, когда спина примет горизонтальное положение, далее ребёнка можно вернуть в изначальную позицию. Повторять такое упражнение нужно от 8 до 10 раз.
  2. Удержание в сидячем положении. Последнее упражнение лучше всего проводить детям в возрасте пяти месяцев. Для его выполнения нужно усадить ребёнка на диван и подстраховать его с помощью высокой подушки, что станет хорошей опорой. В тот момент, когда малыш сядет прямо, вытянет перед собой ноги, предложите ему подержаться за ваши руки. Для начала попробуйте покачать его так, чтобы он смог удерживаться в сидячем положении. После можно поставить для малыша более сложную задачу: предложите ему дотянуться до любимой игрушки либо вещи. Для этого возьмите её в свободную руку и поднимите чуть выше той, за которую ребёнок держится. Главная цель такого упражнения — это добиться того, чтобы малыш отпустил вашу руку и попробовал самостоятельно дотянуться до игрушки, удерживаясь в это время в сидячем положении. Первое время проделывать такое упражнение малютке будет непросто, но чем чаще вы будете его делать, тем лучше разовьётся общая координация движений малыша.

Полезные советы

О том, как научить малыша сидеть, уже сказано. Такие занятия лучше всего проводить с хорошим настроением и позитивными эмоциями и всегда в игровой форме. Сопровождайте все свои действия хорошими словами, поощрениями, стихотворениями либо песенками. Таким образом, вы не только получите положительные эмоции от упражнений, но и поможете малышу лучше развиться в умственном плане и наладить с ним эмоциональный контакт.

Не нужно заставлять ребёнка сидеть, если он этого абсолютно не хочет. Не нужно ломать природный ход вещей. Если малышу не нравятся ваши попытки обучать его, то ничем хорошим принуждение точно не закончится.

Следует помнить и то, что ребёнок учится сидеть в среднем в 6−8 месяцев. Слабые от рождения ребята осваивают сидение позже.

Если совершать каждодневные укрепляющие упражнения, то ребёнок порадует своих родителей новым навыком уже к семи месяцам, и в одно прекрасное утро малыш встретит вас, сидя в кровати и улыбаясь приятной беззубой улыбкой.

Соблюдение техники безопасности

Запрещено начинать учить малыша сидеть, предварительно не убедившись в том, что его общая физическая подготовка хорошо развита.

Не нужно сажать малютку, используя для этого дополнительные фиксаторы корпуса тела (диванные валики либо простые подушки), потому что такой подход часто приводит к нарушению осанки.

  1. Проблемы со спиной могут произойти и по той причине, что малыш страдает от гипертонуса разгибательного бедра или же сгибательной голени. Всё дело в том, что это мешает выпрямлять ноги в позицию сидя, поэтому во время сидения, ребёнок использует в качестве опоры именно ягодицы, уперев пятки в пол, позвоночник в это время находится в неправильном положении.
  2. Сажать не умеющего сидеть ребёнка в кенгуру можно, но не нужно держать его там больше одного часа в сутки, так как это приводит к сильной нагрузке на область позвоночника. Если ребёнок ещё не может сидеть, то его можно катать в прогулочной коляске лишь при условии того, что она будет иметь детскую спинку, которая сможет откидываться в положение полулёжа. Как и в предыдущем случае, не нужно оставлять ребёнка в коляске более одного часа в сутки.

Главное — не пытайтесь подогнать своего малютку к общим параметрам, ведь это будет в корне неправильно. Развитие любого малыша протекает строго индивидуально, поэтому некоторые дети могут обгонять оптимальные сроки, а некоторые — нет и даже запаздывают в своём развитии.

Главная задача родителя — обеспечить малышу надёжную поддержку, а также не забывать об упражнениях для его развития.

Если же вы заметите определённые странности либо задержки в развитии, то сразу же обращайтесь за помощью к врачу-педиатру.

Способность крохи самостоятельно сидеть – навык, которого с нетерпением ждут все родители. Такое умение не возникает само по себе, ребенок осваивает его постепенно. Молодые мамы и папы часто волнуются, если малыш долго не осваивает этот навык. Как и когда учить грудного ребенка садиться самостоятельно, зависит от индивидуальных особенностей крохи, его характера и темперамента. Помочь ему можно при помощи специальных упражнений, массажа и ежедневной гимнастики. Но главное не торопиться и не паниковать – здоровый ребенок обязательно научиться садиться без поддержки.

Когда ребенок должен сам садиться

Ребенок первого года жизни развивается очень стремительно. Уже через несколько недель после рождения он пытается все рассмотреть и пощупать.

Запомните!Но самостоятельно сесть он готов лишь тогда, когда его костно-мышечная система достаточно развита.

Какой оптимальный возраст

Многие родители торопятся усадить младенца. В Америке навыку сидения учат с первых месяцев жизни. Для этого придумали огромное количество приспособлений, подготавливающих малыша к раннему высаживанию. Это специальные стулья для кормления, ходунки, шезлонги и автокресла.

В странах бывшего Союза (Россия, Украина) педиатры уверены, что высаживать малыша до 6-7 месяцев противопоказано. Это связано с недостаточным развитием позвоночника, поэтому раннее высаживание может привести к сколиозу и другим нарушениям.

Наиболее популярное мнение – естественный подход.

При этом кроху начинают высаживать уже после того, как он сам научился самостоятельно сидеть без поддержки. Случиться это может как в 4, так и в 8 месяцев.

Какие факторы могут повлиять

На развитие навыка самостоятельного сидения могут повлиять многие факторы. Среди них:

  1. Половая принадлежность. Как правило, мальчики более активны и любознательны. Поэтому они садятся намного раньше.
  2. Физическая форма. Некоторые дети более сильны физически, их мышцы развиты на столько, что они уже в 5 месяцев готовы сидеть самостоятельно.
  3. Темперамент. Дети, которые принадлежат к меланхолическому или флегматическому типу темперамента, все делают значительно медленнее.
  4. Лишний вес. Малыши с нормальным весом более подвижны. К тому же избыточная масса тела оказывает дополнительную нагрузку на позвоночник, что нежелательно для грудничка.

Как определить степень готовности ребенка

Как понять, что кроха уже готов к тому, чтобы его обучали сидеть самому? В этом поможет 1 небольшой тест. Для этого малыша кладут на спинку, дают ему ухватиться ручками за пальцы взрослого и медленно поднимают, усаживая его. При этом могут быть 2 результата:

  1. Готов. Кроха крепко держится ручками за пальцы и без труда поднимается в сидячее положение.
  2. Не готов. Если ребенок плохо держится, постоянно заваливается обратно в лежачее положение и не держит равновесие, то садиться ему еще рано. Его мышцы спины еще не достаточно окрепли.

Почему ребенок не садиться и что делать

Малыш имеет врожденную необходимость познавать окружающий мир. Поэтому он отличается любопытством и энтузиазмом. Большинство детей сами учатся садиться. Некоторые осваивают данный навык раньше, другие позже.

Важно!Но если малыш в 7-8 месяцев еще не умеет сидеть без посторонней помощи, родителям следует обратиться за консультацией к врачу. В этом случае ему назначают тщательное обследование.

Существует несколько причин, по которым кроха не осваивает навык сидения в положенное время. Среди них выделяют:

  1. Травмы. В некоторых случаях они могут быть скрытыми, то есть невооруженным взглядом их невозможно определить. Такие травмы могут произойти еще при родовом процессе или даже в период внутриутробного развития.
  2. Неправильное развитие костей скелета. Например, у малыша могут быть аномалии, которые мешают ему садиться и, впоследствии, ходить.
  3. Рахит. Это заболевание, при котором нарушается фосфорно-кальциевый обмен, связанный с нехваткой витамина D. При этом часто отмечается дряблость мышц, что не дает детям нормально развиваться.

    Понятие рахита

  4. Гипертонус или гипотонус мускулатуры.
  5. Лишний вес.
  6. Задержка моторного или психомоторного развития.

Если кроха все же имеет ту или иную проблему, которая мешает его нормальному развитию, то не стоит отчаиваться. Нужно сразу же после постановления диагноза начать адекватное лечение. На сегодняшний день лечению поддается практически любое заболевание. И чем раньше начать терапевтический курс, тем благоприятнее прогнозы.

В случае, когда после обследования никаких аномалий не выявлено, важно успокоиться. Каждый малыш индивидуален, не нужно всех подгонять под общепринятые стандарты. Если кроха не сидит сам, значит еще не пришло его время. Главное помогать своему малышу, окружить его дополнительным вниманием и заботой.

Ошибки родителей при высаживании и распространенные мифы

Поскольку нет четких правил, когда должен малыш сидеть самостоятельно, то вокруг данной темы возникает множество мифов. Самые распространенные:

  1. Если малыша садить в подушки, то он научиться быстрее сидеть самостоятельно. Этот метод часто подсказывают молодым родителям бабушки. В реальности этот способ не только не помогает, но и вредит. Во-первых, дугообразное положение приводит впоследствии к сколиозу и другим проблемам с позвоночником. Во-вторых, кроха, которого посадили насильно и обложили подушками, просто не будет пытаться сидеть сам.
  2. Малыш сначала учиться ползать, а уже потом сидеть. В большинстве случаев это так. Но далеко не всегда.

    Некоторые дети вовсе пропускают ползание. А вот сидеть они обязаны научиться.

  3. Девочек нельзя высаживать раньше 6 месяцев. Многие врачи утверждают, что раннее высаживание девочек приводит к загибу матки, что в дальнейшем негативно сказывается на их способности вынашивать и рожать детей. Научного подтверждения такому утверждению нет.

Также родители допускают множество ошибок, которые в дальнейшем негативно отражаются на моторной активности детей. Чего делать нельзя:

  1. Постоянно делать все за малыша. Если кроха пытается перевернуться, встать, но у него не получается, то не следует сразу помогать ему, делать все за него. Он должен пытаться и учиться на своих ошибках, даже если ему тяжело.
  2. Пресекать попытки малыша сесть, если он начинает делать это слишком рано (по мнению родителей или врачей). Запомните!Если кроха хочет садиться уже в 4 месяца, не стоит ему мешать. Потом он просто откажется от любых попыток сесть самому.
  3. Сравнивать своего малыша с другими детьми. Каждый маленький человек – индивидуальность. Если у знакомых сын или дочь сели в 6 месяцев, а ваш кроха в том же возрасте еще этого не сделал, это ваша проблема. Он сядет тогда, когда будет готов.

Умение самостоятельно сидеть – важный этап в развитии малыша. Этот навык дети осваивают постепенно. Как правило, сидеть без поддержки они начинают в 6-7 месяцев. Поделиться ?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *