Мария Баченина: Здравствуйте!
Константин Куксин: Здравствуйте!
Даниил Кузнецов: Добрый день.
М.Б.: Когда я предложила вам поговорить о цыганах, вы сказали, что это ваш любимый народ. Если коротко, за что вы его полюбили?
К.К.: Я полюбил цыган, когда отправился к ним в первую экспедицию. Готовился я серьёзно, зная, какие они, — все деньги положил на карточку, а карточку зашил под рубашку, так как знал, что меня сразу обманут или ограбят. А потом я с ними подружился. И если бы мне пришлось вести кочевой образ жизни, наверное, я жил бы с цыганами. Мне этот народ казался с самого начала интересным и близким, и совсем недавно я узнал, что мой прадед — цыган. Я всё время думал, что бабушка у меня — еврейка: чернявая, Яковлевна. А папа недавно рассказал, что прадед был цыганом. Цыган Яков, скрипач, 13 детей.
М.Б.: Как вы с ними договорились? Это ведь как прийти в чужой дом и попроситься пожить.
К.К.: А что такое вообще работа полевого антрополога или этнографа? Мы приезжаем, видим в степи юрту, заходим, говорим, что приехали издалека, изучаем разные культуры. Спасает то, что люди почти все гостеприимные. Тебя приглашают, а потом, в процессе общения, отношения либо складываются, либо нет. Если не складываются, чего у меня не было, приходится уходить в другую юрту, шатёр, ярангу. Но обычно отношения складываются, и ты остаёшься там жить. Им же тоже интересно: приехал необычный человек издалека. Всегда встаёт вопрос, кто кого изучает: мы их или они нас.
С цыганами было сложно, потому что это закрытое сообщество. Они всех делят на своих и чужих. Цыгане — это «ромалэ», «рома».
М.Б.: Они так себя называют, да?
Д.К.: И как это происходит?
К.К.: По-разному. Например, с одной группой цыган я поступил так: я купил гармошку на базаре, пришёл к табору и начал играть на ней, цыганские дети прибежали и сами меня притащили в табор. Мужики там куют, я ковать умею. А вечером мы уже плясали вместе. Где-то цыгане бедно живут, а мы купили машину продуктов, приехали к ним, накормили и началось: песни, пляски.
Цыгане побаиваются незнакомых людей, потому что они не всегда официально живут на территории, не всегда у них есть документы. А вдруг ты из полиции? Если же они видят, что ты обычный человек, то они начинают доверять.
А с гаданиями как было: мы приехали в табор и попросили погадать. Цыгане сказали, что погадают, но попозже. А потом мы подружились, пели, танцевали. Утром просыпаемся, снова просим погадать, а нам отвечают, что не могут: своим не гадают. Но они же обещали, так что сели в машину, привезли гадалку из соседнего табора, она нам гадала.
М.Б.: То есть они друг другу не гадают?
К.К.: Цыганам нельзя обманывать друг друга.
Д.К.: А гадание — это всегда обман?
К.К.: Не всегда. Но это возможность заработать. А возможность заработать — это всегда немножко обман. Как говорят русские, не обманешь — не продашь.
М.Б.: А они в переписи населения участвуют?
К.К.: Да, но не все. Узнать, сколько цыган точно, — очень сложно.
М.Б.: А как к ним относятся в мире?
К.К.: По-разному. Вообще русские к цыганам изначально относятся хорошо. Просто мы такой народ, мы ко всем в принципе относимся хорошо. Над кем-то мы, может быть, посмеиваемся, но всё равно любим. Если бы русские были другими, не было бы Российской Федерации. Но мы же как-то живём все вместе.
Цыгане к русским тоже относятся хорошо. Они говорят, что русские добрые, щедрые и наивные — идеальные друзья. А в Европе к цыганам резко негативное отношение: в Румынии, Болгарии, Сербии. Приезжаем в Болгарию, сходим с поезда, таксист говорит: «Где ваши вещи? Аккуратнее, здесь цыган много». Мы даже не решились ему сказать, что мы к ним и едем.
Д.К.: То есть везде существуют стереотипы, что цыгане — воры и мошенники?
К.К.: Воры, мошенники, бездельники, паразиты общества. Ещё в 90-е годы были таблички в Западной Европы: «Собакам и цыганам вход воспрещён». Это к вопросу о европейской толерантности.
М.Б.: Почему они тогда исторически не организовали своё государство?
М.Б.: Понятно, ментальность не та.
К.К.: Они не хотят и не могут. Это — удивительный народ, они живут уже много столетий среди других этносов и не растворяются в них. Я знаю два таких народа: евреи и цыгане. Евреев делает цельными религия избранного народа, а цыган — ощущение того, что они цыгане, не такие, как все. И ещё кастовая система.
М.Б.: А как тогда устроено их общество? Оно же существует — безземельное, безгосударственное?
К.К.: Да.
М.Б.: Какие там законы, правила, порядки?
К.К.: Первое — это миф о том, кто такой «цыганский барон». Никакого отношения к дворянскому титулу это не имеет, это от цыганского «баро» — большой, старший, главный. Как стать бароном? Например, нужно мне табор привезти из Кишинёва в Москву, я договорился с начальником поезда. Приехали, возникли проблемы с полицией, я пошёл, договорился. В общем, если я беру на себя ответственность, то люди говорят, что «вот он, наш барон». Если же я поступил неправильно, нечестно, цыгане скажут: «Какой ты нам барон?» И уйдут. Всё решает не барон, а «крис» — сход цыган. Решение криса — закон даже для барона.
Д.К.: То есть у цыган практически республика?
К.К.: Это такие кланы, где несколько семей живут вместе и вместе кочуют. Иногда к ним присоединяются другие семьи. И крис всё решает. Это, по сути, прямая демократия. И право голоса там имеют, например, взрослые женщины.
М.Б.: А в церковь они ходят? Они же православные.
К.К.: Обязательно. Они христиане. В советское время, когда русские кресты поснимали и иконы выкинули, цыгане остались христианами. Цыгане, которые жили в Османской Турции, платили налог мусульманам, но остались христианами.
М.Б.: А как они молятся? И ходят ли в храмы?
К.К.: В каждом шатре у них иконы, большие золотые кресты. Немножко кичевый стиль, но они искренне верующие: есть Бог, который их очень любит. «Святой Георгий вот заезжал недавно, стремя у него золотое стащили».
М.Б.: То есть это такая наивная вера?
К.К.: Очень живая, подлинная вера.
М.Б.: Про похороны хотела спросить. Является ли традицией то, что хоронят с имуществом, в той одежде, в которой человек умер, и для того, чтобы всё уместилось, копают яму размером с комнату, выкладывают стены кирпичом и коврами застилают?
К.К.: Экскаватор вызывают!
М.Б.: Мне на кладбище работники рассказывали.
К.К.: Да-да, джипы и компьютеры закапывают. Это — пережитки язычества.
М.Б.: Они потом охраняют эти могилы, извините меня за цинизм?
К.К.: Никто не решится с цыганами ссориться.
М.Б.: Мстительные? Око за око?
К.К.: Если вы сознательно обидите цыган, они отомстят. Но вообще они — очень мирный народ, криминальная хроника о них у нас за 600 лет собрана.
М.Б.: А как они мстят? Мне казалось, что цыгане не убивают.
К.К.: Не убивают. Это идёт с индийских времён: убьёшь — карму испортишь. Религия давно сменилась, но это осталось. Убийства крайне редки. Обмануть, украсть — да, это даже не очень-то и грешно, а убить — нет. Но вот деревню запалить — запросто.
М.Б.: «Не обидчивый, но дом спалю».
Д.К.: Получается, религия у них синкретическая: есть элементы христианства, индуизма, язычества.
К.К.: Цыгане пришли из Индии, и долгое время люди думали, какая же это была каста. Думали, что низшая, так как и там их все преследовали, и здесь унижают. Оказалось, что касты были разные. И кастовая традиция сохранилась. К примеру, если цыган был кузнецом, работающим с чёрным металлом, он не мог заниматься другим делом. Если раньше цыган разводил лошадей, то сейчас он торгует машинами, и так далее.
М.Б.: Но мы в XXI веке живём. Неужели не может родиться на свет человек, который скажет, что не хочет торговать машинами?
М.Б.: Получается, если он поступает в университет, он поступает по кастовости?
К.К.: Нет. Он должен жить в таборе и заниматься тем, чем занимались его предки. Вот у меня прадед — цыган, и чем я занимаюсь? Пою, танцую, байки вам рассказываю.
Бывают исключения, но цыгане пытаются найти в изменившемся мире эти ниши. Были лошади, теперь автомобили.
М.Б.: Если цыган уходит в общество, он уже отбился от табора, он сам по себе?
К.К.: Скорее всего, он будет жить в городе, не будет кочевать, оставит традиции. В итоге его потомки растворятся в другом этносе.
М.Б.: Если продолжать о традициях, что вы можете рассказать о цыганских свадьбах? Недавний ролик в Интернете поразил всех: там была невеста, увешанная деньгами, золотом. Это же бешеные деньги, они всю жизнь на свадьбу копят, что ли?
К.К.: Да, всю жизнь. Бывает, что после свадьбы богатая семья становится нищей, но никто не скажет, что у них была свадьба беднее, чем у соседей. Начинается всё с того, что у вас родилась девочка, у меня — мальчик, я к вам еду с берёзой, веточки которой сделаны из евро и долларов, и говорю: «У вас товар, у нас купец, давайте поговорим». Две недели вы говорите «нет», а я ваш табор эти две недели кормлю. Когда вы сказали, что ладно, поженим, вы уже кормите мой табор, а я вам дарю золотую монету, которая будет висеть над колыбелью. То есть девчонка при рождении уже просватана.
А если я, отец 15-летнего мальчишки, время упустил и поехал по таборам, думая, что найду ему сейчас умницу и красавицу, везде будут девушки с монетками — все просватаны. И я уже буду думать, что хоть какую-нибудь бы найти. Заранее нужно это делать.
Д.К.: А 15 лет — это уже поздно?
К.К.: Я видел 13-летнюю маму. В 11 лет цыганку могут отдать замуж. Они подвинуты на целомудрии.
М.Б.: Конечно, если в 11 лет девочку отдать замуж, вряд ли она могла потерять «целомудрие» до свадьбы.
К.К.: Это самый целомудренный народ. Ни одного случая в истории нет, чтобы цыганка была проституткой. Это удивительно.
М.Б.: Изнасилований тоже нет?
К.К.: Нет. В 11 лет она ещё точно девочка, я её отдаю, дальше за неё отвечайте.
Д.К.: А разводы бывают?
К.К.: Нет. Бывает, что сбегают.
М.Б.: Адюльтеры?
К.К.: Вот девчонка в колыбели, растёт, познакомилась с мальчишкой, влюбилась, а должна выйти замуж за другого цыгана, которого даже не знает. И она сбегает.
При мне был случай в Румынии. Мы едем к цыганке, переводчик звонит ей, а она говорит: «Только не говори отцу, я сбежала, мы уже у германской границы». Если вы сбежали, там начинается такой переполох, погоня — ужас. Нужно бежать в любую церковь, в ножки батюшке падать: «Обвенчай, любим друг друга». Либо в другой табор, где их не знают, барон обвенчает.
М.Б.: А свои простят когда-нибудь?
Д.К.: Или как накажут, если поймают?
К.К.: Его не убьют, но изобьют серьёзно. А дочери скажут: «Возьми икону, целуй и говори, что не сбежишь». Она говорит, что не будет, всё равно сбежит. Тогда я сам выкую кандалы и закую её, я же кузнец, например, чтобы позор на семью не навлекала. Вот она, пресловутая цыганская свобода.
Д.К.: А другой табор может их принять?
К.К.: Может. Может быть такое, что за ними прибежали, а барон уже их обвенчал, он имеет право на это.
М.Б.: При всех этих цыганских «понтах» попрошайничество не считается унизительным занятием?
К.К.: А что в нём унизительного?
М.Б.: Мне, например, сложно сказать: «Дайте мне денег».
К.К.: Это женская кастовая работа. Цыганка может выйти из пятиэтажного особняка с «лексусом» у подъезда и пойти босой на базар попрошайничать. В Индии есть каста воров, хотя они могут быть очень богатыми. Один богатый вор к другому приходит и специально оставляет что-то ценное — тот как бы ворует. Потом они меняются. Они соблюдают кастовую традицию. Так же и цыгане. Вообще, работа цыганки состоит из двух частей. Первая — это попрошайничество. Ох, как они попрошайничают! Некоторые не могут переломить себя, а вообще это же очень по-христиански, это смирение: упасть на колени, заплакать, подёргать за одежду, разжалобить.
М.Б.: Это отличный мастер-класс: просить помощи надо учить с детства.
К.К.: И это неплохо. Ведь цыганки-попрошайки до революции смягчали в русском обществе социальное напряжение, потому что крестьянин думал, что есть кто-то, кто живёт хуже него: вон, её все гоняют, она босая ходит зимой. И, если она что-то выпросила, не нужно упускать человека: «Ой, добрый человек, глаза ясные, сердце ласковое, дай погадаю тебе».
М.Б.: Это благодарность? Или чтобы всё остальное забрать?
К.К.: Смотря какой человек. Могут просто погадать, а могут и дальше раскрутить.
Д.К.: Загипнотизировать.
К.К.: Да. Мы целый бюджет потратили на исследование цыганских гаданий. Всё очень просто: когда цыганка просит ваш волос, заворачивает его в бумажку, она не вытаскивает у вас деньги. Серьги в ушах качаются, она что-то бормочет — это как транс. Я всё время пытался отследить момент, когда у меня изменяется сознание. Это невозможно.
Д.К.: А вас гипнотизировали?
К.К.: Да, конечно. Класс! Дважды я встречал настоящих гадалок. Они прямо всю жизнь рассказывают. Все остальные — суперпсихологи, они впитывают это с молоком матери. Они в толпе людей сразу видят, кто даст, кто — нет, к кому подойти, к кому не нужно. Как вы думаете, почему цыганки на вокзалах работают?
М.Б.: Там много народа.
К.К.: В метро ещё больше.
Д.К.: Человек в растерянности?
К.К.: Человек выпал из привычной среды. Он приезжает в Москву из провинции, он уже расшатанный. Вот недалеко от музея Матроны Московской на Таганке всё время цыганки работают. Женщины со своими проблемами идут к Матроне, и тут цыганки рядом — а вдруг получится?
М.Б.: А на чём базируются их гадания? Можно гадать на картах, по руке…
К.К.: Я могу гадать на чём угодно. Могу взять твой телефон и на нём погадать.
М.Б.: То есть у них разные способы?
К.К.: Конечно. Мы гадали на ракушке, на иконке Божьей Матери, на старой монетке. Это психология. Конечно, есть особые расклады карт. Причём гадают цыганки, а мужики крайне редко гадают. Я знаком с одним английским цыганом — очень сильным гадателем. Однажды он предсказал смерть семье, и в течение года они все умерли. После этого он взял в руки эту колоду, выкинул в реку и никогда больше не гадал.
Д.К.:: Это обычная колода или Таро?
К.К.: Можно гадать на Таро, можно на обычных, главное, чтобы на них не играли.
М.Б.: А как не поддаться или как выйти из гипнотического состояния? Мне знакомая врач написала, что вегетативная система даёт сбой, боковое зрение пропадает, всё клокочет. Я была загипнотизирована, могу сказать, что ты ощущаешь, что делаешь что-то не то, не по своей воле, но всё равно это делаешь. В это сложно поверить.
Д.К.: Можете описать какие-то приёмы?
К.К.: Они смотрят в глаза. У них особая частота речи, тембр. Это как удары в шаманский бубен. И постепенно таким образом они вводят в транс. Есть метод вопросов: расскажи мне то, это. Если она что-то угадала, то говорит: «Вот видишь, вижу тебя». Если нет, то просит рассказать больше. И так ты всё и выкладываешь о своей жизни, потом она выводит из транса, хлопнув в ладоши, и говорит: «Всё о тебе знаю!» И рассказывает всё о твоей жизни. Это производит неизгладимое впечатление, и ты начинаешь верить.
С мужчинами сложнее, конечно. Если есть возможность, цыганка подойдёт к девочке, потому что они готовы поверить ей. Хотя бывают и юноши наивные. У меня в экспедиции три девочки пошли погадать. Одна рыдала навзрыд, другая тоже зарыдала, начала с себя всё снимать. Это был наш табор, цыгане, наши друзья, смеются стоят. А потом пошла одна сотрудница — ученица шаманки. Это была «Битва экстрасенсов». Он ставила барьеры, цыганка прямо вздрагивала. Бабушку аж заколбасило. Я девочке говорю: «Пожалей старушку-то, её удар сейчас хватит». В общем, оказалось, что это очень похожие методики введения в транс.
М.Б.: Я нашла в Интернете инструкцию о том, как уберечься от цыган: «Вам понадобится карманное зеркальце. Не смотрите гадалкам в глаза, при встрече постарайтесь отвернуться и уйти как можно быстрее, ускорьте шаг, если она следует за вами. Не грубите и не старайтесь их задеть — это только навредит вам. Если всё-таки цыганка к вам подошла, достаньте зеркальце и направьте его на неё. Считается, что это обратит все её слова и намерения против неё самой. Воспользуйтесь замешательством и уйдите. Также не показывайте драгоценности и кошелёк». Про зеркальце — это бред сивой кобылы, по-моему. Или они боятся этого?
К.К.: Против Василиска зеркальце Гарри Поттеру помогало, я помню.
М.Б.: Ещё осиновый кол кому-то помогает.
К.К.: Да, и серебряные пули. Всё очень просто: не смотрите в глаза. Либо, если цыганка подошла в электричке, можно сказать: «Как здорово! Вы цыгане? А где ваш табор? Я работаю в Музее кочевой культуры, пишу научную работу о вашем народе, поехали к вам?» Вы договорить не успеете, как их уже не будет. Они любят узнавать всё о других, а он себе рассказывать не хотят. А если вас пригласят… Ну, поедете в табор, с цыганами познакомитесь.
М.Б.: А кто дома хозяин?
К.К.: Мужчина. Абсолютный хозяин.
М.Б.: А каков функционал женщины, её святые обязанности? И обязанности мужчин?
К.К.: Первое — за девушку положен выкуп, а с девушкой должно быть приданое. Цыгане стараются, чтобы выкуп и приданое были одной цены. И это прилюдно отдаётся, иначе табор скажет: «Мы купили её, кто она такая?» Положение женщин у цыган невысокое, особенно у молодых. Если она родила детей, то положение лучше. А вот взрослая цыганка, которая вырастила сыновей, — это очень уважаемая женщина. Бывает, что она даже управляет табором.
М.Б.: И сыновья слушаются и почитают её?
К.К.: Конечно.
М.Б.: А почему них дети такие грязные?
К.К.: Цыгане говорят: «Грязный ребёнок — счастливый ребёнок».
М.Б.: Это не только цыгане говорят.
К.К.: Детей они обожают, это их главное богатство. Им разрешают всё, не наказывают. Бывает, что отец даст по заднице, а потом: «Ой, маленький, дай поцелую, за что же я тебя так». Строгостью нельзя детей воспитывать. Им можно делать всё. Вон в электричке или в метро цыганёнок ходит, ко всем пристаёт, а мамочка улыбается: какой молодец!
Д.К.: А до какого возраста он ребёнком считается?
К.К.: В 11–12 лет мальчик — уже взрослый мужчина. Он ходит с гордо поднятой головой: он — цыган!
М.Б.: А что они готовят?
К.К.: Цыгане всегда жили внутри другого народа. Нет цыганских костюма, музыки, кухни. Ну, выпросили они немножко муки, огурчиков, помидорчиков, винограда, и что, мужчина скажет: «А ну, жена, что-нибудь цыганское приготовь мне»? Нет, что выпросили, то и едят. Или выпросили бы одежду и мужчина бы сказал: «Перешей в цыганское!» Нет, конечно. Обычно они пекут лепёшки прямо возле шатра в золе костра. Это очень плотный и питательный хлеб. Они обожают чай. Русские цыгане пили самоварами, из блюдечка, как купцы. А в Восточной Европе могут и фрукты в чай добавить.
Ещё цыгане ели ежей. Я сам не пробовал, но ёжиков запекали и ели.
Д.К.: С иголками?
К.К.: Да, запекали с иголками, а потом как-то снимали их. Вот это экзотика, да.
М.Б.: А вообще какое они мясо предпочитают?
К.К.: Какое есть. Но на свадьбе будет всё. Когда в старину цыгане играли свадьбу, они покупали бочку самогона, возили её на лошадях и поили все деревни русские.
Д.К.: Вы сказали про цыганских детей, но мы все читали книжку Гюго «Человек, который смеётся». Там описывается, как цыгане воруют младенцев, сажают их в чаны так, что они превращаются в неваляшек, делают шрамы на лице и прочее.
К.К.: А ещё у него есть книга «Собор Парижской Богоматери» про украденную Эсмеральду.
Д.К.: Это вообще базируется на реальных фактах?
К.К.: Конечно. Среди цыган появляются светленькие люди, русские, к примеру. Вообще, этот миф был развенчан газетой «Ведомости» ещё в XIX веке. Не воруют цыгане детей. Своих много, зачем лишний рот? Но бывает так, что цыганская семья бездетна, это трагедия для любой семьи, а для цыганской — особенно. Найти ничейного цыганского ребёнка невозможно, они все пристроены. Были такие случаи, когда цыгане кочевали по деревням, находили семью, в которой мать умерла в родах, мужик пьёт. А цыганская семья бездетна, и они вымаливали у них детей, даже деньги предлагали. И детей отдавали. «Ведомости» описывали случай: вырос мальчонка, с серьгой в ухе — русоволосый, голубоглазый Ваня. В таборе его нашли журналисты и говорят: «Ты русский, твоя мать умерла, тебя взяли цыгане». А он им с акцентом: «Зачем мне говоришь это? Я — цыган, вон моя мать в шатре гадает». Вот откуда все эти мифы.
Д.К.: Но раз у них клановая система, понятно, что они «скрещиваются» между собой и происходит накопление рецессивных генов…
М.Б.: Ошибок.
К.К.: Чтобы это накопление сработало, должны пройти тысячелетия, даже если жениться на своих сёстрах. Египет же долго вымирал.
Д.К.: Но цыганам же у нас тысячи лет.
К.К.: Но мы же берём из другого табора, из своего нельзя. То есть это экзогамия — женятся не на своих, никакого вырождения у цыган не прослеживается. Ну, и потом, кровь всё время освежается. У моего прадеда, например, жена-то русская была.
М.Б.: Его выгнали за это?
К.К.: Нет, он привёл её в табор, бедную. Он её безумно любил. У них было 13 детей. Когда она умерла от тифа, он был совершенно потерян, не знал, как их растить. Часть пристроил в детские дома, часть с ним кочевала. А сам он с горя через год умер от тоски по жене. Хорошо, что старший брат первый вышел из детского дома и всех собрал. Цыгане своих не бросают, это очень важно.
М.Б.: А пьянство у цыган есть?
К.К.: Не бывает. Даже люди, которые в Средневековье получали задание опорочить цыган, говорили: «У этого мерзкого народа есть одна черта — не пьют». Хотя на празднике у цыган вы увидите огромное количество алкоголя. Гуляют, но меру знают. Всё время дежурят двое молодых цыган. Если кто-то осоловел, его ведут под белы ручки в особую комнату. Если на цыганском празднике будет кто-то пьяный — это позор. Напоить русские деревни — это нормально, а сами умеренно употребляют.
М.Б.: Какой ваш любимый фильм про цыган?
К.К.: Много.
М.Б.: А самый любимый?
К.К.: Мне очень нравится «Заяц над бездной». Он очень смешной — о том, как в брежневское время цыган не может жениться, нет денег на выкуп. И отец девушки говорит: «Пригони мне лимузин Брежнева, как коня, тогда она твоя». И фильм о том, как он эту машину ищет.
К.К.: Это был не бум, а грамотная работа с населением советского правительства. Цыган стали брать в школу, они получили гражданство. С ними работали, их не гоняли, как в Европе. И, естественно, нужно было в массовую культуру внести какой-то позитивный образ «нового цыгана».
М.Б.: А какой из советских фильмов самый правдивый?
К.К.: «Табор уходит в небо» — хороший фильм.
М.Б.: Там Земфира.
К.К.: Земфира — это прототип всех цыганских женщин, пушкинская любовь. Когда Пушкина сослали в Бессарабию и он кочевал с цыганами, влюбился в Земфиру. Все понимали, что никогда русский дворянин не возьмёт в жёны таборную цыганку, особенно Пушкин. А он за ней увивался, и отец её в другой табор отправил. Но это же Пушкин! Он два пистолета за пояс — и в погоню. И барон навстречу: «Ах, что же натворил ты! Зачем за Земфирой моей погнался? Был в том таборе у неё любовник, узнал, что ты едешь, — нож достал и зарезал её, а потом себе нож в сердце вогнал. Похоронили мы их вчера». Пушкин рыдал две недели, а Земфира удачно вышла замуж за цыгана.
Д.К.: Обманули поэта.
К.К.: Не обманули, а подбросили ему сюжетик. И он всю свою тоску излил в поэме «Цыганы».
М.Б.: А имена Земфира, Кармен, Эсмеральда по-прежнему популярны?
К.К.: Есть цыганские имена, которые очень популярны. Лойко, например. Или Наско — производное от Атанас. Есть византийские имена, славянские. А есть обычные.
М.Б.: Маша, Саша, Серёжа?
К.К.: Да, конечно. Всё зависит о того, в какой стране живут цыгане.
Д.К.: А язык у них индоевропейский?
К.К.: Да. Мои румынские друзья-цыгане смотрят индийские фильмы без перевода, всё понимают. Но есть диалекты: руска рома, венгерска рома, польска рома. Это цыганский язык, куда вкраплены слова языка народа, среди которого они живут.
М.Б.: Это простой язык? Его легко выучить?
К.К.: Не простой, но выучить можно. Я пою песни на цыганском. Поёшь и узнаёшь слова.
Д.К.: Все видели фильм с Брэдом Питтом «Большой куш», там фигурируют цыгане. Есть они и в рассказах Артура Конан Дойла о Шерлоке Холмсе. Но на самом деле этнически они практически все — ирландцы. Называются они пэйви, или Irish travellers, — ирландские путешественники. Но при этом все обычаи у них и язык — цыганские. Почему?
К.К.: Когда цыгане ушли из Индии, пришли в Византию. Там их очень хорошо встретили, они жили там 300 лет. Про них писали, что это был полезный народ, всю работу делал, стал вести оседлый образ жизни. Но цыгане эти были не высших каст, плохо знали ведическую религию и приняли греческое православное христианство. Более того, живя в Византии, они стали звать себя «рома» — ромеи. Сейчас это последние византийцы на планете. Но Византия погибала под натиском турок, и часть цыган решила уйти на Запад. Там было немало авантюристов — кто не такие люди, всё бросят и уйдут? И они пришли в Европу. Если бы все цыгане были честными, их судьба сложилась бы, возможно, иначе. Потому что они во многом настроили против себя народ. Самыми первыми были группы, которые добрались до Англии и Ирландии. Они туда приплыли, а куда дальше? Цыган мало, близкородственные браки запрещены, вот и стали смешиваться с англичанами и ирландцами. Поэтому их облик изменился, а язык и традиции остались цыганскими. Это были первые переселенцы из Византии в Западную Европу — тревеллеры. Сейчас многие живут очень богато, но не забывают, что они цыгане. Я не скажу, что «Большой куш» — очень правдивый фильм…
М.Б.: Но интересный.
К.К.: В общем, с цыганами лучше не связываться. Не обижайте их, относитесь к ним как к людям, и они к вам так же будут относиться. Главное — разбить брешь между «гажи» и «рома». Мне удалось, удастся и вам!
ПОЛНУЮ ВИДЕОЗАПИСЬ ИНТЕРВЬЮ СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ:
Вся правда о цыганах: гадание, воровство людей, гипноз, шикарные свадьбы
БОЛЬШЕ ИНТЕРЕСНЫХ ИНТЕРВЬЮ, ВИДЕО И ПОДКАСТОВ СМОТРИТЕ ПО ТЕГУ #ПЕРЕДАЧАДАННЫХ
Москва, 19.09.2020, 05:44:43, редакция ПРОНЕДРА.РУ, автор Инна Мордасова.
Каждый житель крупного города хотя бы раз в жизни встречал цыган. Некоторым вовсе приходится сталкиваться с ними буквально каждый день. Кто-то предлагает погадать, купить золото или просто проходит мимо, но сложившиеся у славян стереотипы не приписывают этой народности ничего хорошего. Более того, считается, что цыгане специально бывают в толпе, где люди не концентрируются на происходящем и могут упустить что-то из виду. Нередко люди просто не знают, как поступать при встрече с цыганами, чтобы не лишиться ценных вещей или денег.
Содержание
Чего боятся цыгане, и как можно их отпугнуть
Если вы заметили неподалеку цыганку, не стоит терять бдительность. Лучше в принципе не показываться ей на глаза, чтобы не подвергать себя опасности. Но если вы уже оказались у нее на прицеле, просто так не удастся уйти в неизвестном направлении. Цыгане неплохие психологи, и с годами становятся все более проницательными. Они на расстоянии понимают психологический и эмоциональный настрой человека. Поэтому если к вам идет представительница ромской народности, значит у нее есть определенные цели.
Для цыган не обязательно иметь повод для действий. Кто-то подходит, и за определенную сумму предлагает узнать будущее. Другим просто интересно получить от вас немного наличных. Опытные цыганки и вовсе по ряду признаков сразу пытаются угадать, что у вас было в прошлом, чтобы пообещать перспективное будущее. Правда, для этого достаточно всего лишь позолотить ручку. И здесь срабатывает стоп-кран под названием «психология», ведь стремление узнать будущее присутствует у каждого. И вы не замечаете, как из любопытного превращаетесь в жертву.
Важно с самого начала не поддаваться на провокации. В противном случае, вы уже окажетесь во власти чужой воли. Достаточно немного послушать цыганку, посмотреть ей в глаза, попытаться понять ее слова, и уже будет довольно сложно изменить ее сценарий происходящего. Если же женщина ромской национальности продолжит нагнетать обстановку, вашим козырем всегда будет вызов полиции. Даже угрозы появления представителей правоохранительных органов будет достаточно. Проблемы с законом — это последнее, с чем хотели бы столкнуться доморощенные провидицы.
Что делать, когда к вам пристают цыгане
Соберитесь
Если впереди иностранный «десант», прибывший несколько веков назад из Индии, нужно собраться, обойти или вовсе отойти подальше. Проблема состоит в том, что они часто издалека отслеживают жертву и вряд ли отпустят ее. И если они уже решили «работать» с вами, они вряд ли будут искать новых клиентов.
Не слушайте, что вам говорят
Прежде, чем включать психологию, цыгане проводят глубокий анализ личности, с которой столкнулись. Они визуально осматривают человека издали, определяя его материальное положение, социальный статус и поведение. Лишь сложив мнение о вас, они будут искать больные точки, чтобы надавить на них. С этого момента человек уже болезненно реагирует на действия цыганки. Останется лишь распрощаться с телефоном или деньгами, чтобы ваши пути разошлись.
Пригрозите полицией
Практически вся деятельность представителей ромской национальности связана с мошенничеством и находится за пределами рамок закона. По этой причине даже намек на встречу с правоохранительными органами может лишить их желания общаться с вами. Да, придется выслушать в ответ неприятные слова, но это лучше, чем лишиться материальных ценностей. Ни в коем случае не слушайте, что вам говорит цыганка.
Чего цыгане боятся, как огня
Цыгане, несмотря на свою слаженность и развитую психологию, остаются примитивным народом. По этой причине они со страхом воспринимают то, чего не знают. Если в процессе переговоров проходит определенный разрыв принятых шаблонов, им будет сложно продолжать заниматься своим грязным делом. Мы расскажем о нескольких способах, которые заставят цыган не попадаться на вашем пути.
- Данный метод будет полезен для мужчин. Если цыганка предложит узнать вашу судьбу — не противьтесь. Но подходите с юмором — поинтересуйтесь какими-то интимными подробностями вашей жизни, которые шокируют ее. Важно ввести собеседника в ступор и довести ее до состояния, когда она не сможет ответить ничего по делу.
- Есть способ, который побеждает многих манипуляторов. В разгар переговоров просто громко и быстро спросить у нее, сколько будет пятью семь или шестью девять. Цифры не важны — важно лишь то, что цыганка поймет — она зря потратила на вас время, и чары не подействовали.
- Еще один шаблонный способ, который актуален не только в случае с ромами, но и с любым другим навязчивым человеком. Достаточно перебить цыганку и указать пальцем на другого человека в толпе, после чего спросить: «Смотри, может это он?». Когда она переспросит, о ком идет речь — ответьте: «лох, которого ты сегодня ищешь». Переговоры точно будут завершены.
- Цыгане точно не ожидают ответа на их собственном языке. Достаточно выучить несколько простых слов: «Джа по кар, лавэ нанэ». Так вы объясните цыганке, что денег нет и отправите ее подальше. Как показывает практика, метод всегда срабатывает.
- Не обязательно знать русский или цыганский языки. Если хотя бы пару лет учили немецкий или английский, попытайтесь вспомнить несколько слов, чтобы победить в лингвистической битве. Цыгане подумают, что вы либо иностранец, либо сошли с ума. И то и другое их не интересует.
- Припугните цыган физической силой. Они не любят насилия, поэтому редко пристают к пьяным либо неадекватным людям.
- Лучше сразу остановить реплики цыганки, сказав о том, что она ошибается на счет вашего нынешнего, поэтому о будущем мечтать не приходится. Она уже поймет, что деньги просить бессмысленно и уйдет в поисках других людей.
- Полицию можно выделить отдельным жирным цветом в нашем списке. Не обязательно иметь в списке контактов телефона знакомого полицейского. Как правило, хватает лишь напоминаний о том, что к вашей встрече могут присоединиться полицейские.
- Мужчины нередко «выезжают» на народных традициях цыган. К примеру, можно спросить, как относится и бьет ли ее супруг. Вы сами введете ее в ступор. Вряд ли денег попросите, но своих тем более не лишитесь.
- Универсальный способ в данном случае стоит под номером 10. Достаточно просто сделать вид, что вы ничего не слышите. Они поймут, что насильно вряд ли смогут быть интересны.
Я об этом слышал еще в лет 5. Никогда не давал деньги сидящим в подземных переходах бабкам, цыганам с детьми, инвалидам без ног, ну и тому подобным. Мне с самого детства известно что это налаженный бизнес. Хочешь убедиться в этом — попробуй сядь в переходе рядом с этой попрошайкой, выгонят пенками! .. и самое страшное, я знал.. почему у попрошаек постоянно спит ребенок… Самое страшное здесь то, что этих деток воруют из колясок.. Стоит лишь на секунду отвернуться — ребенка нет…
Но думаю не каждый знает это, не каждый задумывался.. Наткнулся на очень хорошую статью, написал ее некий корреспондент, как я понимаю… В общем ответы на все вопросы, прочитайте до конца!
Все это время она не выходит у меня из головы. Пожалуйста, прочтите. В переходе возле станции метро сидит женщина неопределенного возраста. Ей можно дать с ходу и тридцать, и двадцать три, и сорок два. Волосы у женщины спутаны и грязны, голова опущена в скорби.
Перед женщиной на заплеванном полу перехода лежит кулек. В кулек сердобольные граждане бросают деньги. И не бросали бы, да на руках женщина держит весомый «аргумент» в пользу того, что ей деньги просто необходимы. На руках у женщины спит ребенок лет двух. Он в грязной шапочке, бывшей когда-то белой, в спортивном костюмчике. Переход – место достаточно оживленное. И течет нескончаемым потоком людская толпа, и звенит мелочь в кульке, и шуршат купюры.
Я ходил мимо женщины около месяца. Я догадывался, кому уходят деньги, жертвуемые многочисленными прохожими. Уж сколько говорено, сколько написано, но народ наш такой – жалостливый. Жалостливый, до слез. Готов народ наш отдать последнюю рубашку свою, последние копейки из кармана вытряхнуть. Подал такому «несчастному» – и чувствуешь, что у тебя все еще не так плохо. Помог, вроде бы как. Хорошее дело сделал…
Я ходил мимо попрошайки месяц. Не подавал, так как не хотел, чтобы на мои деньги какой-нибудь негодяй купил себе кирпича одну штуку, да вставил в стену нового дома-дворца своего. Пускай будет дыра у него в стене, у негодяя этого. Не будет кирпича от меня. Но, судя по тому, как попрошайке подавали, хозяин ее имел уже несколько домов-дворцов.
Ну и попрошайке что-то перепадает, конечно. Бутылка водки на вечер, да шаурма. Хозяева таких «точек» попрошайничества имеют немало, но отличаются жадностью. И жестокостью. На том и держится их супердоходный бизнес. На деньгах да на страхе. Никто из опускающих монетку в кулечек не знает, что «встать» на место возле Владимирского собора невозможно, а хождение по вагонам метро с уныло-тягучим «простите, что я до вас обращаюся» стоит от 20 долларов в день. Или – знает? В таком случае – знает, но подает?
Никто из добряков, жертвующих «мадонне с младенцем», не задумывается над еще одним вопросом. Над одним несоответствием, буквально бросающимся в глаза. Спустя месяц хождения мимо попрошайки меня вдруг как током ударило, и я, остановившись в многолюдном переходе, уставился на малыша, одетого в неизменно-грязный спортивный костюмчик. Я понял, что именно казалось мне «неправильным», если можно назвать «правильным» уже само нахождение ребенка в грязном подземном переходе с утра до вечера. Ребенок спал. Ни всхлипа, ни вскрика. Спал, уткнувшись личиком в колено той, кто представлялась его мамой. Попрошайка подняла на меня глаза. Наши взгляды встретились. Бьюсь об заклад, она поняла то, что понял я…
У кого из вас, уважаемые читатели, есть дети? Вспомните, как часто они спали в возрасте 1-2-3-х лет? Час, два, максимум три (не подряд) дневного сна, и снова – движение. За весь месяц каждодневного моего хождения по переходу я НИ РАЗУ не видел ребенка бодрствующим! Я смотрел на маленького человечка, уткнувшегося в колено «мамы», и страшное мое подозрение постепенно формировалось в твердую уверенность. – Почему он спит все время? – спросил я, уставившись на ребенка.
Попрошайка сделала вид, что не расслышала. Она опустила глаза и закуталась в воротник потертой куртки. Я повторил вопрос. Женщина вновь подняла глаза. Она посмотрела куда-то за мою спину. Во взгляде ее явственно читалось усталое раздражение вперемешку с полнейшей отрешенностью. Я впервые видел подобный взгляд. Взгляд существа с другой планеты. — Пошел на… – произнесла она одними губами. – Почему он спит?! – я почти кричал…
Сзади кто-то положил руку мне на плечо. Я оглянулся. Мужчина с типичным лицом рабочего с близлежащего завода неодобрительно хмурил седые брови:
– Ты чего к ней пристал? Видишь – и так жизнь у нее… Эх… На вот, дочка, – мужик вытряхнул из своей огромной пятерни монетки.
Попрошайка перекрестилась, изобразив на лице смирение и вселенскую скорбь. Мужик убрал ручищу с моего плеча, побрел к выходу из перехода. Дома он расскажет, как защитил угнетенную, несчастную, обездоленную женщину от негодяя в дорогой дубленке.
Милиционер, подошедший ко мне в переходе на следующий день, выразился почти так же, как и его
«подопечная» попрошайка. И на свой вопрос я получил исчерпывающее: – Пошел в… А ребенок спал…
Я позвонил знакомому. Это веселый и смешливый человек с глазами-маслинами. Он с горем пополам окончил три класса, и читает с трудом. Полное отсутствие образования не мешает ему передвигаться по улицам города на очень дорогих иномарках и жить в домике с бесчисленным количеством окон, башенок и балкончиков. Знакомый был весьма удивлен моей уверенностью в том, что весь без исключения подобный бизнес контролируют представители его национальности.
Я узнал, что в Киеве попрошаек «держат» и молдаване, и украинцы. Причем, первые специализируются, в основном, на «инвалидах войны». Мы часто видим их на переходах и светофорах, снующими буквально под колесами машин. Мнимые афганцы «работают» также и в метрополитене. Всевозможными «больными», хромыми и «приехавшими делать операцию» заведуют с равным успехом как украинцы, так и цыгане. Бизнес этот, несмотря на кажущуюся стихийность, четко организован. Курируется попрошайничество организованными преступными группировками, и деньги, брошенные полунищими прохожими в кулечек «обездоленного инвалида», уходят «наверх». Причем, настолько «наверх», что, узнай об этом сердобольный прохожий, он потерял бы сознание от удивления. Детей берут в «аренду» у семей алкоголиков, или попросту воруют. Но это все, что говорится, цветочки. Мне нужно было получить ответ на вопрос – почему спит ребенок? И я его получил. Причем, мой знакомый цыган произнес фразу, повергнувшую меня в шок, вполне обыденно, спокойным голосом. Как о погоде сказал: – Или под героином, или под водкой… Я остолбенел. «Кто под героином? Кто – под водкой?!» – Ребенок. Чтобы не кричал, не мешал. Ей с ним целый день сидеть, представляешь, как он надоесть может?
Для того чтобы ребенок спал весь день, его накачивают водкой. Или – наркотиками. Разумеется, что детский организм не способен справляться с таким шоком. И дети часто умирают. Самое страшное – иногда умирают днем, среди «рабочего дня». И мнимая мать должна досидеть с мертвым ребенком на руках до вечера. Таковы правила. И идут мимо прохожие, и бросают мелочь в кулек, и считают, что поступают благородно. Помогают «матери-одиночке»… … На следующий день я стоял в переходе возле станции метро Л. Милиционера, ответившего мне вчера ругательством, не было видно. Я запасся журналистским удостоверением, и был готов к серьезному разговору. Но разговора не получилось. А получилось следующее… У женщины на руках лежал ДРУГОЙ ребенок. Мои вопросы попрошайка попросту игнорировала с отрешенным лицом. Меня интересовали документы на ребенка, и, самое главное – где вчерашний малыш?
Попрошайка вопросы игнорировала, зато их не игнорировали торговки, стоявшие рядом. От женщины, торгующей трусиками, я узнал, что мне следует, мягко говоря, удалиться из перехода. К возгласам торговки подключились ее негодующие соседки по ремеслу. Следом за ними – прохожие
преклонных лет. В общем, я был с позором выдворен из перехода. Оставалось одно – звонить 02 или искать милицейский патруль. Но милиция нашла меня сама. Сержант, любитель посылать в…, подошел ко мне и спросил документы. Я документы предоставил, и высказал свое мнение по поводу
нахождения женщины с ребенком в переходе. Сержант со мною согласился, и… отправился звонить кому-то. Я стоял перед переходом, с полным ощущением того, что пытаюсь бороться с ветряными мельницами. Спустя несколько минут в переходе не было уже ни торговок, ни попрошайки со спящим
ребенком… Когда вы видите в метро ли, на улице ли женщин с детьми, просящих милостыню, задумайтесь, прежде чем ваша рука полезет за деньгами. Подумайте о том, что не будь вашего и сотен тысяч подаяний, и бизнес этот умер бы. Умер бы бизнес, а не дети, накачанные водкой или наркотиками. Не смотрите на спящего ребенка с умилением. Смотрите с ужасом. Ибо вы, прочитавшие эту статью, знаете теперь – почему спит ребенок.