Из бисера для детей

ЕВГЕНИЯ ТОБОЛЬСКАЯ
«Бисероплетение на проволоке». Программа занятий с детьми 3–7 лет

рограмма занятий с детьми 3-7 лет: «Бисероплетение на проволоке».

Цель данной программы: Научить детей работать в технике Бисероплетения.

*формировать математическое мышление, обучая навыкам прямого и обратного счета, дать представления о геометрических фигурах.

*закрепить знания о цвете и размере предметов.

*тренировать мелкую моторику ребенка, сенсомоторные навыки (глаз-рука).

*развивать самостоятельность, формировать волевые установки.

*способствовать эстетическому развитию ребенка.

*осуществить связь с экологическим воспитанием и представлениями о гармонии природы.

*развивать словарный запас и кругозор ребенка, пополняя новыми знаниями о растительном и животном мире.

Программа рассчитана на детей 3-7 лет, но можно начинать работать с детьми и более старшего возраста (младшего школьного). Удовольствие от совместной деятельности с детьми получат и родители и педагоги.

Продолжительность работы по программе: зависит от возраста детей. Чем моложе ребёнок, тем дольше идет освоение программы. Поэтому условно еёможно разделить на 3 возрастных периода:

Дети 3-4 лет.

4,5-5,5 лет.

6-7 лет и старше.

Периодичность занятий: 1-2 раза в неделю (зависит от условий Д/С)

Продолжительность одного занятия: зависит от возраста детей и индивидуальных возможностей.

3-3,5 года:10-15 минут.

4-4,5 года:15-20 минут. (1 динамическая пауза)

5-5,5 лет: 20-25 минут. (1 динамическая пауза)

6-7 лет: 25-30 минут. (1-2 динамических пауз)

В продолжительность занятия входит обеспечение каждого ребенка необходимыми материалами, вступительная беседа и заключительное обсуждение выполненной работы или её части.

Продвижение по программе индивидуальное для каждого ребенка!

Если ребёнок пропустил занятия в своей группе, он может на любом этапе продолжить свой труд. (Индивидуальный подход в организации занятий).

У каждого ребенка есть своя подписанная коробочка, а все коробочки группы хранятся в общем контейнере данной группы.

Количество детей на занятии:

Работа ведется по подгруппам.

Дети 3-4 лет: 3-4 человека за столом, напротив воспитателя.

Дети 4,5-5 лет:4-6 человек за столами рядом с воспитателем.

Дети 5-5,5 лет:6-8 человек за столами рядом с воспитателем.

Дети 6-7 лет: 8-12 человек за столами недалеко от воспитателя.

Во время занятия допускается подходить к воспитателю, или просить, чтобы воспитатель подходил и оказывал помощь.

Необходимо ещё до начала первого занятия проинформировать родителей о содержании занятий, используемых материалах (бисер круглый, проволока 0,25-0,3 Неокрашенная) и желательно, получить письменное согласие родителей на проведение занятий.

На первом занятии надо познакомить детей с техникой безопасности и поведением на занятиях:

*нельзя брать бисер и проволоку в рот, расправлять и откусывать её зубами.

*нельзя низко наклоняться над работой, вертеться и мешать другим.

*если бисер рассыпался, его можно собрать только со стола. С пола бисер собирают только после занятия.

*если на проволоке образовались зажимы («зацепки», нельзя дергать и пытаться расправить их самостоятельно, можно повредить руки.

*нельзя без разрешения взрослого убирать работу в коробку, уходить с занятия.

Перечень занятий:

Тема: «Дерево».

1 занятие: «Веточка из 3-х листочков»

Цель: научить детей 3-х лет считать до 3-х и скручивать проволоку.

Ход занятия: Воспитатель раздает детям проволоку (медную, алюминиевую)длиной 22-24 см и показывает на своем отрезке, как надо ровно сложить проволоку пополам. Дети повторяют. Затем нанизывают бисер на один конец, стараясь, чтобы бусинки попадали в середину и не соскальзывали с другого конца. Желательно, чтобы каждый ребенок считал на первых порах вслух, сколько он надел бусинок на проволоку. Затем воспитатель зажимает 2 конца проволоки рядом с бусинами, а ребенок держит и крутит проволоку вместе с бусинками. Дети старше 3 лет могут нанизывать 5 бусин, держать одной рукой, а крутить другой самостоятельно. Примерно через 6-7 поворотов получается «листочек» с черешком в 1 см. Проволоку расправляют и с одного конца рядом с листочком делают загиб, куда опять нанизывают 3 (5) бусин, зажимают загиб и крутят вместе с бусинами. Надо следить, чтобы второй конец проволоки не попадал в кручение загиба. Получаем второй листочек. Затем делаем загиб с другой стороны от среднего листочка, нанизываем 3 (5) бусинки и опять крутим загиб. Соединяем концы проволоки и скручиваем проволоку от листочков вниз к концам. Получилась первая веточка. Пусть ребёнок полюбуется, что он сам смог сделать! Если у него появится желание продолжить работу, можно вместе с ним сделать ещё одну веточку и соединить веточки попарно.

В дальнейшем, (2-8 занятие, новые веточки надо будет соединять попарно, а затем пары, ещё попарно, пока получится пушистое дерево. Количество веток может быть разное, в зависимости от того как посещал ребенок занятия и насколько у него хватало терпения сделать веточек. Обычно к новогоднему утреннику дети преподносят родителям пушистые деревья из бисера. Воспитатель в присутствии детей на последнем занятии по этой теме скручивает толстые веточки, делает петельку из «корешков» на конце проволок и «сажает» в крышечку от питьевого йогурта, закрепляя пластилином.

Тема 2: «Цветок».

Техника «Параллельное плетение».

Цель: Научить детей пользоваться новым приемом выполнения работ, синхронно продевая концы проволоки навстречу друг другу через ряды бусин.

Количество занятий по данной теме: 10-14 (в зависимости от возраста ребенка и индивидуальных особенностей).

На первом занятии по данной теме ребенок успевает, с помощью взрослого, сделать половинку листика (или лепестка). Дети постарше могут сделать и целый листик.

Лепесток представляет из себя ромб,который выполняется по следующей схеме: Проволоку длиной 24-25 см сложить пополам, нанизать на один конец 1 бусину и сделать «замок» точно в середине сгиба проволоки. Для этого правый конец проволоки согнуть и пропустить в отверстие бусины слева направо. Следить, чтобы бусина оставалась точно посередине сгиба.

Нанизать на левый конец проволоки 2 бусины, согнуть правый конец и пропустить его навстречу левому концу через 2 бусины, подтянуть проволоку с двух сторон. Получился треугольник (напомнить детям название этой фигуры).

Затем нанизать 3 бусины на левый конец, а правый конец пропустить через эти 3 бусины. Подтянуть. Треугольник стал больше.

Нанизать 4 бусины на левый конец, а правый пропустить через эти 4 бусины навстречу левому концу.

Затем нанизать 5 бусин и повторить операцию.

Далее опять нанизать 5 бусин и повторить.

Затем нанизать 4 бусины, пропустить правый конец, потом 3, 2, 1, каждый раз нанизывая бусины на левый конец, а пропуская в бусины правый конец. Проволоку после последней бусины скрутить. Получился ромб. (напомнить название этой фигуры детям). Желательно, чтобы маленькие дети 3,5-4 лет, считали количество бусин вслух и если допускали ошибку, снимали лишние бусины самостоятельно.

Дать детям полюбоваться своей работой!

За одно занятие ребёнок может сделать 1 листик, старшие дети 2-3.

Всего для данной работы потребуется 3 зеленых листика, 5-6 лепестков красного, синего, голубого, розового цветов (Можно даже сделать цветик-семицветик, и 6 тычинок желтого или оранжевого, черного цветов. Они изготавливаются по принципу веточки «дерева». Собирает цветок воспитатель в присутствии детей. Листики или лепестки скручиваются по 3. В середину лепестков помещаются тычинки, скручиваются вместе с лепестками, через 1-2 см к ним присоединяют 3 скрученных листика и далее скручивают до концов проволоки. На концах делают петельку, расправляют для устойчивости и «сажают» в крышечку от йогурта, закрепляя пластилином.

Старшие дети делают 2 такие работы. Один цветок они дарят мамам к 8 марта, а второй оставляют на выставку в группе.

Тема 3: «Стрекоза».

Эта работа интересна тем, что делается детьми по схематическому рисунку самостоятельно.Значит и цель формулируется как:

Научить детей работать самостоятельно с опорой на рисунок-схему.

Кроме того одной из задач будет: развивая математическое мышление учить считать до 10 и десятками (1, 2, 3, 4, 5-й десяток).

За одно занятие ребёнок успевает сделать «туловище» стрекозы или одно «крыло». Количество занятий по этой теме, в зависимости от возраста ребенка, будет 3-5. (Если старшие дети будут делать по 2 крыла за одно занятие + туловище, то потребуется 3 занятия).

Ход выполнения работы:

Проволока длиной 26-28 см складывается пополам, в середине делается замок, продевая правый конец проволоки в бусину на левом конце проволоки, точно в центре сгиба слева направо.

Далее нанизываются 2 бусины на левый конец проволоки, а правый конец пропускают навстречу левому через эти 2 бусины, получаем треугольник. Так, нанизывая по 2 бусины и пропуская через них правый конец проволоки, повторяем 12 раз. Следим, чтобы проволока не свисала с боков. Хвост стрекозы готов.

Затем последовательно надевая и пропуская правый конец проволоки в каждую из 3-х крупных бусин, делаем «спинку».

Надеваем на левый конец маленькую бусину, как на «хвосте» и пропускаем в неё правый конец. Получилась «шея». Затем надеваем 1 большую, 2 маленьких, 1 большую бусины и пропускаем правый конец сразу в 4 бусины. Подтягиваем с 2-х сторон проволоку. Получается «голова».

Надеваем 2 маленьких бусины и пропускаем в них правый конец проволоки. Получился «ротик». Закручиваем оставшиеся концы проволоки, лишнее отрезаем. Туловище готово.

Теперь надо сделать «крылья».

Берем проволоку длиной 40-45 см, в зависимости от диаметра бисера для крыльев и пропускаем в бусинку-шею, выравниваем концы с двух сторон и каждый конец аккуратно пропускаем навстречу друг другу через большую бусину.

Основа для крыльев готова. Теперь нанизываем 9 бусин прозрачных или голубых, зеленых, а 10 бусину другого цвета или более крупную. Нанизывая бусины, дети считают вслух до 10 (9+1). Так повторяют 5 раз. Проверяя количество десятков,называют: 1 десяток, 2 десятка, 3 и т. д. Затем пропускают оставшийся конец проволоки в то же отверстие большой бусины и закрепляют, пропуская в отверстие второй большой бусины по направлению к «хвосту».

Крыло напротив первого делают по такому же принципу. Затем делают также ещё 2 крыла. Оставшиеся концы проволоки скручивают и лишнее отрезают.

Проговаривая счет от 1 до 10 и счет десятками, дети лучше его запоминают.

Тема 4: «Бабочка».

Количество занятий на данную работу тоже примерно одинаково (3-5).

На второй год работы можно выбрать темы занятий: «Мышка», «Рыбка», которые изготавливаются методом параллельного плетения и частичного низания и выполняются однотипно.

Количество занятий на данную работу 2-4, в зависимости от возраста ребенка.

Можно предложить тему: «Ящерица». Сложность для ребенка состоит в выполнении «лапок», которые поможет сделать воспитатель. Набрать на проволоку 6 бусин и пропустить, минуя последнюю обратно в 5 бусин. Следить за тем, чтобы бусины «лапок» плотно прилегали к «телу» ящерицы. Количество занятий: 2-4.

Все эти работы изготавливаются детьми самостоятельно с опорой на наглядную схему.

Бисероплетение является разновидностью рукоделия, посредством которого можно создавать самые различные вещи из бисера, так называют маленькие стеклянные бусинки различных форм, размеров и цветов. Из этих бусинок создаются различные украшения, к примеру, в виде серёжек, колец, колье, браслетов; нарядные пояса и сумочки. Более того, бисер используют для вышивания картин, икон, им расшивают одежду, создавая рисунки, орнаменты. Впрочем, бисероплетение позволяет создавать самые разные авторские поделки, проявляя свою индивидуальность.

Следует отметить, что бисероплетение оказывает весьма благотворное влияние на нервную систему человека, поскольку занятие этим рукоделием отвлекают человека от посторонних мыслей, заставляя сосредоточиться его на процессе работы.

Более того, существует мнение, что занятие бисероплетением способствует не только успокоению человека, но и регенерации положительной энергии, поэтому человек после занятий этим рукоделием чувствует не усталость, а, напротив, прилив жизненных сил.

Особенно занятия бисероплетением показаны деткам: во-первых, как любой вид народного творчества, это рукоделие приобщает ребёнка к миру прекрасного, развивая у него вкус и стиль; во-вторых, бисероплетение способствует развитию и тренировке тонкой моторики, что, в свою очередь, весьма благотворно влияет на умственное и физическое развитие ребёнка.

Помимо этого, бисероплетение развивает у детей такие полезные качества, как внимательность, терпение, усидчивость, что, несомненно, помогает малышу, к примеру, хорошо учиться в школе.

Впрочем, занятия бисероплетением в не меньшей степени полезны и взрослым людям, развивая в них способность к особому способу мышления, так, к примеру, со временем мастерицы бисероплетения приобретают удивительную способность, лишь один раз взглянув на какую-то поделку, не пользуясь схемой, понять, как его делать.

Потом не стоит забывать о том, что совместное занятие любым рукоделием вообще, а бисероплетением в частности, к примеру, матери с дочерью или бабушки с внучкой очень духовно их сближает, а это дорогого стоит!

Потом, занимаясь бисероплетением, вы раз и навсегда решите для себя вопрос с подарками, которые достаточно регулярно приходится делать всем людям по поводу различных знаменательных событий родственников, друзей, коллег. Освоив мастерство бисероплетения в достаточной степени, вы сможете создавать уникальные авторские поделки, которые станут отличными подарками для всех, кого вы пожелаете одарить.

Ну и, в конце концов, став мастером бисероплетения, вы сможете продавать свои поделки, картины, решая, таким образом, вопрос дополнительного, а, может, и основного заработка.

На заметку: Кстати говоря, знаете ли вы, что в процессе бисероплетения очень удобно использовать специальные ящики, которые вообще-то производят для перевозки инкубационных яиц. Речь идёт о разноцветных пластиковых многоячеистых ящичках, которые производит компания ООО «АГРО ДМК», что находится в городе Махачкала в Дагестане.

Дети очень отзывчивы к любому виду художественной активности. Они готовы рисовать, лепить, клеить, конструировать каждый день, для них чрезвычайно важен процесс созидания. Бисероплетение для детей – интересная возможность попробовать себя в кропотливом, требующем аккуратности и внимательности деле. О том, чем полезно бисероплетение, какие инструменты и материалы пригодятся для занятий, как сделать эти занятия безопасными, читайте далее.

Вы узнаете, трудно ли сделать бабочку из бисера, маленького человечка, брелок, фенечку и колечко – с этих работ обычно начинается увлечение ребенка бисером.

Польза бисероплетения

Для развития воображения и фантазии любое рукоделие полезно. Но бисероплетение – занятие, которое способно посодействовать развитию очень важных для ребенка навыков. И даже красивый почерк, аккуратность в выполнении письменных работ тоже могут быть отчасти заслугой увлечения бисероплетением.

Чем полезно плетение из бисера – 7 плюсов для детей:

  1. Развивает мелкую моторику и укрепляет мышцы пальчиков. А мелкая моторика, как известно, это наше мышление и речь. Такая взаимосвязь процессов наводит на мысль, что дети уже с дошкольного возраста могут пробовать себя в бисероплетении.
  2. Развитие координации движения. Если ваш ребенок уже ходит в школу, но все еще не умеет завязывать шнурки, его координация движения развита плохо. И бисер – отличная возможность проработать это.
  3. Развитие творческого воображения. Плести – это не только технически интересно, для мозга плетение является не только технической задачей, но и творческой. Чем больше ребенок плетет, тем больше он импровизирует, создает схемы сам, начинает интуитивно понимать логику плетения и создания рисунков, гармонию.
  4. Развитие хорошего вкуса. Плетение по готовым схемам – это знакомство с образцами, совершенными работами, где сочетается цвет, форма, где появляется ловким движением рук интересный орнамент.
  5. Выработка усидчивости, терпения, сосредоточенности. Детский организм таков, что долгое время заниматься одним делом ему сложно, внимание переключается быстрее. Но по мере взросления потребность сконцентрироваться на чем-то одном растет (иначе в учебе успехов не жди), и такое рукоделие, как бисероплетение, помогает научиться внимательности и самоорганизации.
  6. Развитие целеустремленности. Невозможно получить красивый браслет или милую зверушку, пока последняя бисеринка согласно схеме не будет нанизанной на проволоку. Ребенок, занимающийся рукоделием, учится доводить начатое до конца.
  7. Радость от создания собственной художественной продукции. И такая польза немаловажна. Ребенок может подарить маме на 8 Марта колечко, которое сам сплел из бисера. Это отдельное удовольствие, чувство гордости, что тоже является ценным детским опытом.

Чем больше ребенок плетет, тем лучше будет его почерк. Исключения только подтверждают правило. Ребенок быстрее формирует связь «рука – мозг», которая форсирует развитие важных учебных навыков.

Во время работы можно рассказывать детям об истории возникновения бисера и бисероплетения. Данную информацию вы найдете в нашей статье: «Где и как появилось бисероплетение. Как менялся внешний вид бисера и бусин с древности до наших дней».

Что потребуется для работы

Если за дело берется совсем еще малыш (3-5) лет, управиться с мелкими бисеринками ему будет сложно. Потому знакомство с рукоделием начинается с обычных крупных бусин, которые ребенок учится нанизывать на леску.

Когда маленький творец подрастает, он может перейти к работе с настоящим бисером. Кто-то готов сделать это в 6 лет, но большинство ребят начинают заниматься творчеством с 7-9 лет.

Для работы понадобятся:

  • пакетики с бисером – цвет и фактура не так важны, главное, чтобы товар был качественным, с низким процентом брака;
  • леска или проволока;
  • ножницы;
  • контейнеры для хранения;
  • хорошая настольная лампа;
  • однотонная клеенка или любая другая удобная поверхность, на которой не будут зрительно теряться бисеринки.

Двигаться нужно от простого к сложному. В первых работах, которые выполняет начинающий мастер бисероплетения, не должно быть более 3 цветов и сложных узоров.

Вопросы безопасности

Без присмотра оставлять ребенка, который занимается бисером, нельзя. Он может пораниться ножницами, элементарно рассыпать бисер. Потому первые занятия всегда сопровождает четкий инструктаж. Сначала взрослый должен научить ребенка содержать свое рабочее место в порядке: показать, как удобно хранить бисер, как работать с леской, проволокой и т.д.

Обязательный момент занятий – физкультминутки, гимнастика для глаз и пальчиков. Чем младше дети, тем чаще организовываются такие паузы.

А чтобы бисер не скатывался стола, детей нужно познакомить с такой хитростью: можно взять коробку от шоколадных конфет, на ее дно поместить ворсистую ткань. На этой ткани ребенок распределит бисер по кучкам. Так он не будет скатываться, и падать на пол.

Создание бисерных поделок с детьми

Еще на первых занятиях взрослый учит ребенка читать схемы. Для начала используются самые простые варианты, которые легко понять и которым легко следовать.

Бабочка из бисера

Уже с 6-7 лет дети могут плести таких бабочек. Девочки, как правило, приходят в восторг от такой работы. Впоследствии красавицу-бабочку можно пришить к девичьему наряду или шляпке.

Описание работы над бабочкой:

  1. Возьмите проволоку длиной 30 см. Для глаз насекомого понадобятся 2 темные бисерины. Если бабочка будет одноцветной, для ее тельца нужен бисер одного цвета, если двухцветной, соответственно, двух. Проще тельце делать бисером одного цвета, а крылышки – другого.
  2. На проволоку нанизываете 1 бисерину, перемещая ее к центру. Кончики проволоки соединяете друг с другом, на оба конца нанизываете 3 бисерины, сдвигаете их к первой.
  3. Затем приступаете к нижним крылышкам. На один кончик проволоки – 18 бисерин, продеть далее тот же конец сквозь первую из 18 нанизанных бисерин. Вторую петельку делать точно так же.
  4. Концы проволоки сплести, нанизать на оба конца 2 бисерины.
  5. Теперь можно заняться верхними крылышками. На один конец проволоки – 26 бисерин, тот же конец продевается в первую из 26 нанизанных бисерин. Вторая петля – так же.
  6. Теперь концы проволоки снова соединяются, на оба конца надеваются 2 бисерины. Затем концы проволоки расходятся – на каждый по 1 черной бисеринке.
  7. Осталось лишь снова соединить концы и скрепить их 1 бисеринкой цвета тельца. Закруглите кончики проволоки.

Бабочка готова! А видео данного мастер-класса вы можете посмотреть здесь:

Человечек из бисера

Легкий вариант плетения основы брелочка – человечек. Например, кукла в шапочке. Ее сплетет шестилетний ребенок.

Как пошагово плести человечка в шапочке:

  1. Шапочку следует плести как пирамидку из 5 рядов коричневого и белого бисера.
  2. Голову нужно сделать из прозрачных бусинок, набирая 5 рядов. Набирайте при этом 2 синие бусинки для глаз и 1 красную для рта.
  3. Руки плетутся из простых цепочек – 5 бежевых бисерин, пальцы из 3 прозрачных бусин на конце.
  4. Платье плетется пирамидкой, начиная с 3 бусин в 5 рядов. Выполняя последний ряд, на один кончик проволоки нужно набрать 3, а на другой – 4 бусины. Ряд фиксируется, пройдя первым концом в 4 бисеринку.
  5. Ножки выполняются простыми цепочками из 6 прозрачных и 3 черных бисеринок на конце. Подтяните проволоку, спрячьте концы.

Милая куколка готова – быстро и просто!

В данном видео подробно рассказывается, как сплести человечка вместе с детьми.

Фенечка

Это отдельный маленький мир внутри большого мира бисероплетения. Сплетать одни бусины с другими, чтобы получать фигурные узоры, девочки готовы днями и иногда ночами. Но начинать нужно, как обычно, с простейших узоров и схем. Одна из используемых техник называется цветок.

Схема создания цветочков

Как сделать фенечку-цветок:

  1. Отрежьте леску, в рабочий конец вставьте иглу. Нанизывайте 8 бисерин. Замкните их через первую в кружок, пропустите леску для фиксации.
  2. Выпустите ее через 8 бисерину, добавьте 9-ую. Пройдите через ее центр, выпустите леску с другого конца. Вот и все, получится цветок!
  3. Теперь нужно нанизать еще 6 бусин, полностью повторить алгоритм, но с учетом, что первые 2 бисеринки берутся из уже полученного цветка. И так схема фенечки повторяется до самого конца.

Такую работу выполнит ребенок 7 лет и старше.

Вариаций фенечек с цветочным узором может быть множество. В видео показан один из них.

Брелок

Брелок в виде ангелочка – очень мило и очень по-девичьи.

Краткое описание работы:

  1. Возьмите проволоку длиной 50 см, из белого бисера сделайте тельце (1 ряд – 6 бусиной, 2 – 5, 3 – 4, 4 – 3, 5 – 2, 6 – 1).
  2. Ручки, на 1 проволоку 7 белых бусин, 1 золотистую. На вторую так же. Проволоку пропустите обратно для получения рук.
  3. Концы скрутите 2 оборота, сделайте петлевые крылья (как у бабочки).
  4. Сведите проволоку воедино, протяните крупную бусину – это будет головка. Из золотистых бисеринок нужно сделать полукольцо вокруг бусины.

С такой работой справится девочка 6 лет и старше.

Кольцо для девочки из бисера

Плетение начинается с 2 бисерин, нанизанных на проволоку. Они размещаются на середине отрезка и оба конца проволоки скрещиваются на двух следующих бисеринах.

Таких рядов будет 7 (корректируется в зависимости от толщины пальчика).

Потом формируется ряд из 3 бисерин, в них также скрещиваются оба конца проволоки. Центральная бусина должна быть другого цвета. Еще один ряд – из 4 бисерин, и потом ряды по той же схеме идут на убывание.

Останется вам только соединить проволочные концы, скрестить, завести хвостиком под плетение и обрезать. Обработать края проволоки можно наждачной бумагой (чтобы она не цеплялась за одежду).

Бисероплетение для начинающих разновозрастных детей должно сначала восприниматься как новое творческое приключение. Побольше игровых действий, интересных рассказов и похвалы, и процесс будет приятным и результативным.

Творческих успехов!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *