Игры в раннем возрасте

В развитии игровой деятельности детей выделяют несколько этапов.

1 этап — Ознакомительная игра (от 2-3 месяцев до 8мес- 1,5 лет)

Основу этой игры составляют действия-манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета ребенком. Эта деятельность младенца очень быстро меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета- игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции с игрушкой. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Сначала ребенок поглощен предметом и действиями с ним. Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, что действует сам и как взрослый.

2 этап — Отобразительная игра (около года)

В результате такой игры ребенок учится выявлять специфические свойства предмета (пищит, едет, катится и пр.). Это кульминационный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт необходимую почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности. На рубеже первого и второго годов жизни ребёнка развитие игры и предметной деятельности смыкается и одновременно расходится. Теперь же различия начинают проявляться и в способах действий ? наступает следующий этап в развитии игры: она становится сюжетно — отобразительной.

3 этап Сюжетно – отобразительная игра (около 2 лет).

Действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению.

Так постепенно заражаются предпосылки 4 этапа развития игры — Сюжетно-ролевой игры (после 3 лет).

Известно, что игровая деятельность ребёнка весьма многогранна, так же как разнообразны и игры. При всём том, главенствующее значение отводится сюжетно- ролевым играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Ребенка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для такой игры — яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик. Ребенок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, становится им. Образно-ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, которая ярко проявляется с середины дошкольного периода. Игровое действие имеет символический характер. Играя, ребенок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом — другой. Не имея возможности обращаться с реальными предметами, ребенок учится моделировать ситуации с предметами-заместителями. Игровые заместители предметов могут иметь очень небольшое сходство с реальными предметами. Ребенок может использовать палочку в качестве подзорной трубы, а затем, по ходу сюжета, в качестве шпаги. На данном этапе развития игры слово и дело смыкаются, а ролевое поведение становится моделью осмысленных детьми отношений между людьми.


Наступает 5 этап Собственно-ролевой игры (после 4 лет).. Ролевая игра — самостоятельная деятельность детей, которая моделирует жизнь взрослых..

Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ — доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их

играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений. По мере того, как ребенок растет, меняется и организация их практического опыта, который направлен на активное познание реальных взаимоотношений людей в процессе совместной деятельности. Взрослые, могут выступать в роли одного из участников игры, побуждая детей к совместным обсуждениям, высказываниям, спорам, беседам, способствуя коллективному решению игровых задач, в которых отражается совместная общественно-трудовая деятельность людей. По мере взросления ребенка, усложняются и сюжеты их ролевых игр. Так например, игра в «дочки-матери” в 3-4 года может продолжаться 10-15 минут, а в 5-6 лет — 50-60 минут. Старшие дошкольники способны играть в одну и ту же игру несколько часов подряд, то есть наряду с увеличением разнообразия сюжетов увеличивается и длительность игры. Как известно, любая деятельность определяется её мотивом, то есть, тем, на что эта деятельность направлена. Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой. Это означает, что ребёнок играет по тому, что ему хочется играть, а не и ради получения какого-то конкретного результата, что типично для бытовой, трудовой и любой другой продуктивной деятельности. Игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. В игре расширяется жизненный опыт детей.

Надежда Анатольевна Волкова
Развитие игры в раннем возрасте

Одним из положений теории психического и личностного развития ребенка в отечественной психологии является признание ведущей роли деятельности в этом развитии. Деятельность обеспечивает связь ребенка с окружающим предметным и социальным миром. «Значение деятельности для психического развития состоит в том, что в ней и через нее ребенок усваивает общественный опыт, фиксированный в достижениях человеческой культуры, причем такое усвоение включает в себя как приобретение знаний, умений и навыков, так и формирование психических свойств и способностей. » (Л. А. Венгер) (4)

Действие с предметами и игра — основные виды деятельности детей второго и третьего года жизни. Игровая деятельность ребенка зарождается и развивается на фоне предметной деятельности, которая занимает ведущее положение в раннем возрасте. Постепенно, к трем годам, начинает оформляться новая линия развития — постижение смысла деятельности взрослых, освоение мотивационно — потребностной сферы деятельности, что вызывает в последующем сюжетно-ролевую игру как ведущий вид деятельности. От специально организованных занятий эта деятельность отличается тем, что она возникает по инициативе самого ребенка.

В экспериментальных психолого-педагогических исследованиях детскую игру рассматривали с различных точек зрения. Применительно к раннему возрасту исследовали развитие предметных действий в игре, возникновение первичных игровых обобщений, перенос значений с одного предмета на другой, включение в игру предметов заместителей, обобщение и сокращение реальных действий в игровой ситуации, и другие моменты. В той или иной форме эти проблемы нашли отражение почти во всех работах, касающихся развития дошкольника и особенностей его воспитания. Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин — основоположники отечественной детской психологии — разработали теорию дошкольной игры, которую конкретизировали и дополнили как педагоги (А. П. Усова, Ф. И. Фрадкина, Д. В. Менджерицкая, Р. И. Жуковская, Н. Я. Михайленко, Е. В. Зворыгина, К. Л. Печора и др., так и психологи (Л. А. Венгер, С. Л. Новоселова, М. И. Лисина, Л. С. Славина, Л. Н. Галигузова и др.).

Итак, что говорит отечественная наука об игре в раннем возрасте.

Рассмотрев основные игровые теории современной педагогики, можно прийти к следующим выводам.

Во-первых,играм детей трех лет присущи следующие особенности: многократное повторение игровых действий, слитность образов (летчик-самолет, быстрая смена сюжетов, игры в одиночку.

Во-вторых, игровая деятельность является основной развивающей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений.

Н. М. АксаринаФ. И. Фрадкина разработали этапы развития игры детей раннего возраста. На первом этапе идет воспроизведение разученных действий; перенос действия на новые предметы; отображает отдельные действия; к 2 г. начало сюжетной игры, сюжетная игра, к 3 годам начало ролевой игры. Как отмечает Ф. И. Фрадкина, для раннего возраста характерно в игре наличие зачатков игровой ситуации; далее ребенок берет на себя роль, усложняется структура игровых действий.

Таким образом, Ф. И. Фрадкина показала, что основные предпосылки сюжетно-ролевой игры возникают в ходе развития предметной деятельности под руководством взрослых и в совместной деятельности с ними.

Значительным и полным исследованием игры занималась Н. Я. Михайленко (20, которая выделяет следующую структуру игры: сюжет, игровые действия, роль, результат. Н. Я. Михайленко на основе выделения основных структурных элементов игры ставила задачу установить значение элементов, трудность освоения детьми данных элементов игры. В своем эксперименте она использовала совместные специально организованные взрослыми игры. Но, к сожалению, в этом исследовании не выделен ряд вопросов, в частности как должно происходить формирование и руководство свободной, инициативной игрой.

Рассмотрев педагогические рекомендаций разных авторов я предлагаю рассмотреть основные методы и приемы руководства игрой:

Тарловская Н. Ф.:

раскрывать образ животных (внешний облик, характерные черты, где живет, название дома, чем питается, как добывает еду, хранит);

игровая ситуация » мама — малыши”;

Зворыгина Е. В.:

обучение игровым действиям через развертывание игровой деятельности;

создание и разыгрывание воображаемой ситуации — косвенное обозначение игровой задачи;

эмоциональное общение с детьми;

внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его лица;

сюрпризное появление, внесение новой игрушки.

Михайленко Н. Я.:

воспитатель — «учитель”;

воспитатель — «партнер”;

осуществление ребенком игрового действия — пояснение его смысла партнерам.

Лямина Г. М.:

воспроизведение общественных отношений и трудовых функций;

«Предложить аналог игрушки для переноса тех же действий”;

«Заменитель реального предмета”;

«Проведение подвижных игр с правилами”;

«Наблюдения за животными”;

Печора К. Л.:

показ со словом,

создание проблемной ситуации.

О руководстве игрой детей раннего возраста говорят и другие исследования проведенные совместно с зарубежными авторами. Эти материалы отражены в книге «Внешняя среда и психическое развитие ребенка», в ней говорится о том, что обращения воспитателя к детям в момент игры часто бывает неэффективным. Такими обращениями оказались такие как, речевая констатация деятельности, которая не вызывала ответных действий ребенка, также не всегда эффективными были обращения, направленные на усложнение деятельности детей, которые требуют большого мастерства со стороны воспитателя. При организации деятельности детей 3-го года жизни часто были неэффективными и переключения детей на другой вид деятельности, так как они не всегда совпадали с желаниями ребенка Эти исследования, еще раз убеждают в том, что воспитатели не всегда умеют руководить самостоятельной деятельностью детей, следуя от его интересов.

Итак Разными авторами предлагаются несколько различные методы и приемы руководства игрой, среди которых участие взрослого в совместной игре с ребенком является ведущим приемом. руководство должно быть индивидуальным, деликатным, опираться на индивидуальные особенности, содержание игр ребенка, включать моменты развития целеполагания с помощью решения игровых задач;

использование разнообразных игровых ситуаций.

Педагогические условия для развития инициативной сюжетно-ролевой игры детей — это есть особо организованная игровая среда, то есть среда, состоящая из индивидуальных игровых наборов, изменяющихся по мере развития игры, включающих все виды игрушек и бросовый материал; индивидуальный эмоционально-положительный психологический контакт взрослого с ребенком.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

Согласно ФГОС ДО, предметно-игровая среда в группе раннего возрастаможет быть организована следующим образом:

1. уголок театрализованной деятельности – уголок ряженья

Красивая ширма для показа представлений, игрушки серии «БИ-БА-БО» (кошка, собачка, заяц, лиса, волк, медведь, настольный плоскостной театр к сказкам «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба». Разнообразные театральные костюмы, шапочки, короны, косыночки, колпаки, венки, маски животных, фартучки, бусы и другие украшения.

2. уголок сенсорного развития

Материал для освоения малышами представлений о форме, цвете, размере, характере поверхности предметов (пирамидки, матрешки, коробочки разных цветов, игрушки-вкладыши, набор «маленькие и большие», мозаика, счеты с лабиринтами). Различные дидактические игры для овладения действиями с определенными предметами, обучения культуре общения

3. уголок конструирования

Различный строительный материал: мягкие модули, деревянные кубики, «кирпичики», пластины, наборы строительного материала.

4. спортивный уголок

Яркие разноцветные мячи разного размера, кегли, мягкие набивные кубы, игрушки-каталки, скакалки (через них дети переступают или перепрыгивают). Сухой бассейн с множеством разноцветных мягких массажных шариков. Спортивный надувной комплекс.

5. уголок изобразительной деятельности

Здесь ребенок может самостоятельно лепить, рисовать. В уголке собраны крупные трафареты различных животных, овощей, посуды, одежды, фруктов и карандаши, книжки-расскраски, пластилин, мелки, фломастеры и «волшебный экран»

6. музыкальный уголок

Погремушки, маракасы (так же сделанные из «киндер-сюрпризов», деревянные ложки, труба, бубен, барабан, гитара, гармошка, пианино. Мальчики любят музыкальные рули.

7. художественно-речевой уголок

Яркие картинки, книжки.

8. экологический уголок

Комнатные растения. Сухой аквариум. Ящик с песком, с мелкими игрушками, камушками.

Содержание указанных в стандарте 5 образовательных областей может быть реализовано при помощи следующих видов игр, которые могут быть использованы воспитателями в группах раннего возраста:

• дидактические игры;

• сюжетно-ролевые игры;

• подвижные игры;

• пальчиковые игры;

• сюжетное конструирование и др.

Вывод.

Чтобы педагогический процесс в детском саду обеспечивал создание «благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями», необходимо сделать игру ведущим звеном в организации детской жизни.

Таким образом комплексный метод руководства игрой в группах раннего возрастабудет включать в себя такие компоненты как:

• планомерное обогащение жизненного опыта детей;

• совместные обучающие игры педагога с детьми направленные на передачу детям игрового опыта игровых умений;

• своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного опыта и игрового опыта;

• активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применения детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни.

Значение игры в жизни детей раннего возраста.

(от 1 г. 6 мес. до 2 лет)

Детям после полутора лет можно дать пирамидку из 3 видов разных по размеру колец (2 больших, 2 поменьше и 2 маленьких), а затем число уменьшающихся по величине колец увеличивается. Очень удобна для первых игр пирамидка с конусообразным стержнем. На такой стержень (в отличие от палочки-цилиндра) ребенок не сможет надеть сначала маленькое кольцо: оно не пройдет до конца стержня. Сначала надо надеть большое кольцо с большим отверстием. Так сама игрушка последовательно на­правляет и контролирует правильность действий ребенка. По такому же принципу сделаны мудрые народные игрушки: вкладыши, матрешки, коробочки, корзинки и т. д.

Сначала дают игрушку с одним вкладышем (большая матрешка, а внутри поменьше). Затем количество вкладышей постепенно увеличивается (до 3 к концу второго года жизни).

Для игр детей этого возраста необходимы разнообразные сюжетно-образные игрушки, различные по степени обобщенности образа: условно-образные, реалистические, игрушки-заместители. Нужна кукла более подвижная (на шарнирах), со сгибающимися руками и ногами, с пальцами на руках и ногах и т. д.— от этого она становится более похожей на человека. Ее можно посадить, уложить на кровать. Для игры необходимы куклы с нарисован­ными крупными глазами, волосами в виде лепного парика или ко- ротной стрижки, в простой одежде. Размер ку­кол—от 10 до 35 см.

Игрушки, отображающие предметы быта, становятся более разнообразными, так как у детей увеличивается опыт пользования многими новыми вещами по их назначению. Поэтому в группу посте­пенно вносят и обыгрывают новые игрушки: кухонную плиту, доску для глажения, дополнительную посуду (чайник, чашки с блюдца­ми, кастрюли). Постельные принадлежности для игры становятся более разнообразными: дети могут пользоваться не только простыня­ми, но и матрасом, подушками, одеялом, покрывалом. Добавляются новые виды транспорта: автобус, трамвай, заводные машины.

Для перевода игры на более высокий уровень важно наряду с образными игрушками вносить игрушки-заместители. Заместителями игрушек могут быть деревянные или пластмассовые кружочки, колечки (диа­метр 3—5 см), легкие безопасные бруски, дощечки разной формы и размеров, полоски картона, заменяющие некоторые предметы оби­хода, любимые детьми продукты питания (конфеты, яблоки и др.).

Легкие, устойчивые пластмассовые кубики разной формы — лучший материал для начинающих строителей. Действуя с ними, малыши выделяют различные свойства предметов (форму, величину, цвет), учатся ориентироваться в пространстве, пользоваться словами маленький, высокий, рядом и др.

Первые доступные малышам этого возраста постройки — до­рожка, башня (из 2—4 кубов), заборчик, скамейка, домик (снача­ла без крыши), куда прячутся игрушки. По дорожке «ходит» маленький зайчик, на заборе или на башне стоит петушок и «ку­карекает».

В этом возрасте детям так же предлагают деревянные кубики, на которых изображены понятные им предметы(мячик, мишка, зайчик и т.д.). Поворачивая кубик, ребенок встречается с новой картиной, называет знакомый предмет. К концу второго года жизни малышам предлагают первые настольно-печатные игры типа разрезных картинок (соединяя 2 части, получают целую картинку, изображающую хорошо известный пред­мет: мячик, ведерко, куклу и др.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *