Игра вежливые слова

Анастасия Дорошенко
Дидактическая игра «Вежливые слова»

Тема: Вежливые слова.

Цель: Совершенствовать умение правильно употреблять в речи вежливые слова.

Задачи:Учить детей правильно выражать просьбу, благодарить.

Совершенствовать умение правильно здороваться, прощаться.

Развивать концентрацию внимания на объектах (иллюстрации) и на ответах сверстников.

Воспитывать умение вежливо общаться, взаимодействовать со сверстниками в игре.

Воспитывать доброе, вежливое отношение друг к другу.

Оборудование: иллюстрации.

Этапы Деятельность воспитателя Деятельность детей Организация коммуникации

Вводный этап (2-3 минуты) Подзываю к себе 6 детей, каждого называя по имени.

-Садитесь за столы.

-Ребята, вы знаете что такое вежливые слова?

-Угу, тоесть это те слова, которые мы используем, когда общаемся. Эти слова полезные, добрые, а вежливыми их назвали, потому что без них жить нельзя.

-Какие вежливые слова вы знаете?

-Замечательно, вы так много знаете вежливых слов. Дети подходят.

-Дети садятся за столы.

-Да. Это добрые слова и др. ответы детей.

-Здравствуйте, до свидания, спасибо, пожалуйста, извините и др ответы детей. «Слава, подойди ко мне пожалуйста, Влада, подойди ко мне…»

Показываю рукой на столы.

Киваю головой.

Основной этап (12-15 минут) -Сейчас мы с вами поиграем, и проверим, насколько хорошо вы умеете использовать эти слова.

-Я буду показывать вам карточки, вы должны будете назвать, что изображено на карточке.

Показываю первую карточку.

-Что изображено?

-Верно, они здороваются. Что они говорят друг другу?

-Покажите мне, как вы умеете здороваться.

-Замечательно. Ребята, а что мы еще можем сказать друг другу, когда поздоровались?

-Верно. Попробуйте.

-Как у вас здорово получилось. Давайте дальше играть.

Показываю следующую карточку.

-Что изображено?

-Угу. А как он попросил? Что он сказал девочке?

-А что ответила девочка?

-Как мальчик отблагодарил?

-У вас на столах игрушки, попросите вежливо игрушки друг у друга.

-Какие вы вежливые ребята. Давайте дальше играть.

Показываю следующую карточку.

-Что изображено?

-Как вы думаете, что мальчик говорит собачке?

-А что собачка в ответ ему скажет?

-Угостите друг друга.

-Здорово у вас получается. Осталась последняя карточка, что изображено?

-Что они сказали друг другу?

-Что еще могут сказать?

-Покажите как вы прощаетесь друг с другом.

-Ребята, вы молодцы, вы так хорошо умеете пользоваться вежливыми словами.

Дети обращают внимание на карточку, рассматривают.

-Мальчики здороваются, пожимают друг другу руки.

-Здравствуйте, добрый день.

Дети здороваются друг с другом, мальчики пожимают друг другу руки.

-Спросить как дела, пожелать хорошего дня.

Дети спрашивают как дела друг у друга, желают друг другу хорошего дня.

Дети рассматривают карточку.

-Мальчик попросил у девочки мишутку поиграть.

-Можешь дать пожалуйста поиграть медвежонка, я поиграю и верну тебе.

-Возьми пожалуйста, поиграй.

-Сказал спасибо.

Дети вежливо просят друг у друга игрушки, по очереди.

Дети обращают внимание на карточку.

-Мальчик угощает собачку арбузом.

-Я хочу тебя угостить арбузом, угощайся пожалуйста.

-Спасибо.

Дети вежливо угощают друг друга фруктами, благодарят друг друга.

-Люди прощаются.

-До свидания.

-Всего доброго, всего хорошего, помахать рукой.

Наклоняюсь, показываю, чтобы всем было видно.

«Поздоровайтесь друг с другом, скажите друг другу здравствуйте, а мальчики могут еще и пожать друг другу руки»

«Спросите друг у друга как дела, пожелайте хорошего дня» («Влада спроси у Славы, как у него дела, Слава ответь Владе как твои дела, и в ответ спроси тоже, (Паша пожелай Вове хорошего дня, Вова поблагодари Пашу и в ответ пожелай тоже)

«Паша, вежливо попроси машинку у Вовы, а Вова попроси у Паши самолет»

«Поблагодарите друг друга за игрушки, Паша скажи спасибо Вове за машинку»

«Влада возьми яблочко со стола, угости Славу»

«Слава поблагодари за яблочко, угости Владу виноградом»

«Паша попрощайся с Вовой, пожелай ему всего доброго, Вова а ты попрощайся в ответ»

Заключительный этап (1 минута) -Что мы сегодня делали?

-Что нам помогало в этом?

-Какие вежливые слова вы сегодня говорили друг другу?

-Молодцы, ребята, сейчас вы пойдете на физкультуру, а когда придете, можете другим ребятам рассказать о вежливых словах, которые вы знаете. -Играли в вежливые слова, приветствовали друг друга, прощались, угощали, просили игрушки друг у друга.

-Помогали вежливые слова.

-Спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до свидания, угощайтесь, всего доброго, хорошего дня.

Конспект урока русского языка.

Класс – 3

Тема : Вежливые слова.

Цель: развивать умение употреблять в речи вежливые слова, воспитывать потребность в доброжелательном общении, чувстве солидарности, развивать речь, ввести в активный запас учащихся вежливые слова.
Планируемые результаты:
1. Научаться различать вежливые слова и использовать их в речи;
2. Классифицируют вежливые слова по группам (вежливые слова, слова-приветствия, слова-прощания);
3. Научатся выражать чувства добрыми словами;
4. Развивают умение работать в паре, составлять диалог-просьбу с употреблением в нём вежливых слов, осуществлять сотрудничество друг с другом при составлении диалога-просьбы;

Развивать социокультурные компетенции посредством музыки, театральной и проектно-исследовательской деятельности.
УУД:
Личностные: Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; имеют мотивацию к учебной деятельности и осознают личностный смысл учения; проявляют этические чувства: доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем, оценка действий партнера, умение полно и точно выражать свои мысли.
Регулятивные: целеполагание, планирование, рефлексия. Научаться определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: формулирование проблемы, умение структурировать знания, построение рассуждений, доказательство, классификация на группы.

Методы и формы организации урока: Частично – поисковый, системно-деятельностный подход; индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Ход урока
1.Организационный момент. ( 2 мин)
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Учитель:

-Здравствуйте, ребята!

-Прежде чем начать урок, создадим друг другу хорошее настроение.

На части не делится солнце лучистое
И нашу землю нельзя поделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

-Хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнемся друг другу. А я дарю вам свою улыбку.Повернитесь, поздоровайтесь и подарите улыбку нашим гостям. А теперь садитесь на рабочие места.

Кроме улыбки, я хочу вам подарить еще и песню

2. Музыкальная шкатулка.

А сейчас я хотела бы подарить ученикам и нашим гостям песенку.

Ваша задача ребята, после прослушивания песенки назвать слова, которые вы услышали в этой песенки и определить тему нашего урока.

1.Заглянуло солнышко,
Утром к нам в окошко.
Прыгнул зайчик солнечный
К нам с тобой в ладошки.

Припев:
Доброе утро, здравствуйте,
Добрый день и добрый вечер.
Нам с тобой совсем не лень
Говорить при каждой встрече.
2. Пусть погода хмурится.
Не испортит радости.
Дождь оставит лужицы,
Но подарит радугу.
Припев.
Проигрыш.
Припев.

Самоопределение к деятельности.

Учитель:

-Какие слова вы услышали в припеве песенки? (Доброе утро, здравствуйте, добрый день и добрый вечер)

-А как называются эти слова? (Вежливые)

Итак, тема нашего урока «Вежливые слова».(слайд)

Беседа по вопросам.

-Что такое речь? (Средство общение между людьми

-А какие виды речи вы знаете? (устная и письменная)

-на уроках русского языка мы с вами развиваем какую речь?

-Почему важно употреблять в речи «вежливые» слова?

  • -Как называют человека, который постоянно использует такие слова в своей речи? (Вежливым, воспитанным.)
  • -Какие чувства вызывает у вас общение с таким человеком?

(С воспитанным человеком приятно общаться, он располагает к себе.)

  • -Как помогают эти слова в жизни?
  • -Приведите примеры ситуаций из собственной жизни.

Поставим задачи (чем будем заниматься на уроке)

1.Научаться различать вежливые слова и использовать их в речи.
2. Классифицируют вежливые слова по группам (вежливые слова, слова-приветствия, слова-прощания).
3. Формировать умение выражать свои чувства добрыми словами.
4. Развивают умение работать в паре, составлять диалог-просьбу с употреблением в нём вежливых слов, осуществлять сотрудничество друг с другом при составлении диалога-просьбы;

Развивать социокультурные компетенции посредством музыки, театральной и проектно-исследовательской деятельности.

Учитель:

-Сегодня на уроке мы с вами пройдем образовательный маршрут.

План урока.

1.Музыкальная шкатулка.

2.Вежливость украшает человека.

3.Исследование «История вежливых слов».

4.Культура речи.

5.В кукольном театре.

6.По литературным страницам.

7.Словарь волшебных слов.

8.Подари радость!

Минутка чистописания

1).Вежливость украшает человека. ( На слайде)

Человек, вежливость, украшает.

-На слайде вы видите слова, сформулируем предложение.

-Что такое предложение?

Составь из слов пословицу и объясните ее смысл.

(Люди, которые вежливые они привлекают внимание и делают положительный пример другим людям)

Запишем пословицу в тетради и на доске

-Вашему вниманию предлагаются слова.

2)Записать слова антонимы

-Что такое антонимы?

Какой части речи записаны слова

(прилаг – это ч.р которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой какая какие и др)

Злой-

Правдивый-

Вежливый –

добрый

грубый

лживый

Слова прилагательные изменить на существительные.

Как определить склонение существительных?

Вежливость (3 скл), правда (1 скл), добро (2 скл), ложь(3 скл)

Какие орфограммы?

добро (2 скл) – добрый, безударная гласная

ложь(3 скл) – на конце сущ ж.р пишется «ь».

Составить со словом вежливый разные по цели высказывания предложения?

Виды предложений Повествоватеьное, побудительное, вопросительное….

-По телефону я услышал вежливый голос.

-Будьте вежливы с учителями!

-Вы знаете вежливые слова?

Учитель:

-А какие еще вежливые слова вы знаете?

-А историю создания вежливых слов?

Об этом мы узнаем из исследовательской работы…

Проектно-исследовательская деятельность.

Проект «История вежливых слов» (5 мин)

Записать слова, о которых говорится в проекте. Запомнить написание.

-А какие это слова? Запишите и запомните написание этих слов.

Спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте, до свидания, молодец!

Учитель: Сегодня на уроке русского языка мы коллективно продолжим работать с проектом и создадим словарь вежливых слов.

Важно не только знать вежливые слова. Но еще использовать их в речи.

Задание.

Записать текст, вставить вежливые слова и определить склонение и падеж у выделенных слов.

Дорогая мама! Я вымыла посуду и убрала в своей комнате.

Физкультминутка.

Давайте немного отдохнём. Поиграем в игру «Не ошибись, пожалуйста!»

Я буду давать команды, но выполнять вы будете только те, в которых есть «волшебные слова». Не ошибитесь, пожалуйста!

Итак, начали!

• Встаньте, пожалуйста!

• Поднимите руки вверх.

• Поднимите, пожалуйста, руки вверх!

А теперь, опустите быстро вниз

Пожалуйста, опустите руки вниз!

•А теперь попрыгайте!

• Помаршируйте, пожалуйста!1-2, 1-2.

• Тихо сядьте.

Будьте добры, похлопайте в ладошки!

Благодарю вас, займите свои места!

Учитель:

Мы с вами ведем разговор о вежливых словах, а самое главное не только знать, но и применять их в своей речи. И сейчас мы прочитаем рассказ про одного мальчика, который знал вежливые сслова и всегда их говорил.

Посмотрите карточку и вставьте нужные слова и прочитайте текст.

Карточка «Вставить пропущенные вежливые слова.

Однажды Вова поехал в театр. Вдруг в автобус вошла бабушка.

Учитель:

-Что мы можем сказать об этом мальчике? (культурный)

-Мы с вами не должны забывать о правилах поведения в общественных местах, о культуре поведения.

Кукольный театр сценка «Вежливые слова (5 минут)

-Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно,

-Здесь все прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки.

И с ними светлый мир добра!

Итак, мы с вами зрители.

Сценка о вежливых словах.

Смотрим, слушаем и выполняем задание.

Учитель: Мы свами совершили небольшое путешествие с мир театрального искусства.

Театр, музыка, но есть еще и литературные произведени, которые тоже нас учат вежливым словам. И одно из таких, это рассказ В. Осеевой ____

Давайте восстановим события этого рассказа по сюжетным картинкам.

Работа по карточкам. Рассказ В.Осееевой «Волшебное слово».

По серии картинок узнай произведение и расскажи аннотацию произведения.

4.Составление синквейна к рассказу В.Осеевой «Волшебное слово».

Главный герой рассказа мальчик Павлик винил в своих бедах всех, кроме самого себя. Он привык требовать от своих родственников, но не умел вежливо просить. Случайная встреча в парке со старичком-волшебником меняет жизнь Павлика. Узнав от старичка волшебное слово, мальчик использует его в разговоре с близкими и происходит настоящее чудо. Все, кто раньше ему отказывали, вдруг с удовольствием делятся с Павликом красками или пирожками, берут с собой кататься на лодке.

Работа по карточкам.

Учитель:

К этому рассказу составить синквейны про мальчика Павлика,

про старичка-волшебника, про волшебное слово.

Примеры синквейнов к рассказу «Волшебное слово»

1 ряд 2 ряд 3 ряд

Павлик

Старичок

Волшебное слово

Злой, обиженный

Умный, таинственный

Удивительное, правильное

Ругается, расстраивается, грозится

Подсказывает, направляет, исчезает

Помогает, дарит, удивляет

Не понимает, что виноват сам

Знает тайну волшебных слов

Делает мальчика счастливым

Грубиян

Волшебник.

Пожалуйста.

Павлик (как изменился герой после беседы со старичком)

Вежливый, добрый

Просит, улыбается, радуется

Вежливость открывает любые двери

Молодец

Учитель:

-Спасибо за синквейн, а сейчас мы с вами будем составлять словарь вежливых слов.

Составим словарь вежливых слов и выражений.

Наташа проводила исследование об истории вежливых слов. Мы создадим продукт проектно-исследовательской деятельности. Это словарь вежливых слов и выражений. Работаем в парах.

Каждая пара получает лист словаря и начинаем выполнять задание.

-Пара выходит и читает свою страницу.

Последняя страница словаря

«Вежливые слова — это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим».

-Объясните смысл этого выражения.

Наши гости – это прекрасные женщины, педагоги, мамы, которых мы сегодня поздравляем и дарим им цветы. Что сказали вам гости? СПАСИБО.

Дарим цветы.

Подводим итог чему учились на уроке?

Рефлексия (еще на слайде)

На столе у вас лежат смайлики разных цветов: красные, желтые и зеленые. Оцените свою работу на уроке.

Красный – отлично работал.

Желтый – хорошо, но не всегда получалось

Зеленый – нужно постараться. (Выход к доске)

Итог:

В течение дня обратите, сколько вежливых слов вы сказали своим друзьям, родственникам, учителям, и сколько вежливых слов они сказали вам. Помните, что слово может и порадовать человека и обидеть.

Доброжелательная улыбка, интонация, добрые, вежливые слова играют большую роль при общении. Ведь поблагодарить человека в нужную минуту, сказать ему доброе слово – значит подарить частицу своей души, теплоту и радость.

Спасибо всем за работу, желаю успехов в изучении вежливых слов.

Карточка печать 4 штуки

Павлик

Старичок

Павлик

Старичок

Павлик

Старичок

Павлик

Старичок

Павлик

Старичок

Павлик

Старичок

Павлик

Старичок

Волшебное слово

Волшебное слово

Волшебное слово

Волшебное слово

Волшебное слово

Волшебное слово

Волшебное слово

Волшебное слово

Волшебное слово

Волшебное слово

Волшебное слово

Волшебное слово

Волшебное слово

Волшебное слово

Дорогая мама! Я вымыла посуду и убрала в своей комнате.

…………… за этот беспорядок. Разреши мне, ……………, погулять во дворе с подружками. Хочу сказать тебе ……….. за новую книгу. Я очень тебя……….!

Дорогая мама! Я вымыла посуду и убрала в своей комнате.

…………… за этот беспорядок. Разреши мне, ……………, погулять во дворе с подружками. Хочу сказать тебе ………. за новую книгу. Я очень тебя……….!

Дорогая мама! Я вымыла посуду и убрала в своей комнате.

…………… за этот беспорядок. Разреши мне, ……………, погулять во дворе с подружками. Хочу сказать тебе ……….. за новую книгу. Я очень тебя……….!

Дорогая мама! Я вымыла посуду и убрала в своей комнате.

…………… за этот беспорядок. Разреши мне, ……………, погулять во дворе с подружками. Хочу сказать тебе ………. за новую книгу. Я очень тебя……….!

Дорогая мама! Я вымыла посуду и убрала в своей комнате.

…………… за этот беспорядок. Разреши мне, ……………, погулять во дворе с подружками. Хочу сказать тебе ……….. за новую книгу. Я очень тебя……….!

Дорогая мама! Я вымыла посуду и убрала в своей комнате.

…………… за этот беспорядок. Разреши мне, ……………, погулять во дворе с подружками. Хочу сказать тебе ………. за новую книгу. Я очень тебя……….!

Дорогая мама! Я вымыла посуду и убрала в своей комнате.

…………… за этот беспорядок. Разреши мне, ……………, погулять во дворе с подружками. Хочу сказать тебе ……….. за новую книгу. Я очень тебя……….!

Дорогая мама! Я вымыла посуду и убрала в своей комнате.

…………… за этот беспорядок. Разреши мне, ……………, погулять во дворе с подружками. Хочу сказать тебе ………. за новую книгу. Я очень тебя……….!

Дорогая мама! Я вымыла посуду и убрала в своей комнате.

…………… за этот беспорядок. Разреши мне, ……………, погулять во дворе с подружками. Хочу сказать тебе ……….. за новую книгу. Я очень тебя……….!

Дорогая мама! Я вымыла посуду и убрала в своей комнате.

…………… за этот беспорядок. Разреши мне, ……………, погулять во дворе с подружками. Хочу сказать тебе ………. за новую книгу. Я очень тебя……….!

Дорогая мама! Я вымыла посуду и убрала в своей комнате.

…………… за этот беспорядок. Разреши мне, ……………, погулять во дворе с подружками. Хочу сказать тебе ……….. за новую книгу. Я очень тебя……….!

Дорогая мама! Я вымыла посуду и убрала в своей комнате.

…………… за этот беспорядок. Разреши мне, ……………, погулять во дворе с подружками. Хочу сказать тебе ………. за новую книгу. Я очень тебя……….!

Дорогая мама! Я вымыла посуду и убрала в своей комнате.

…………… за этот беспорядок. Разреши мне, ……………, погулять во дворе с подружками. Хочу сказать тебе ……….. за новую книгу. Я очень тебя……….!

Дорогая мама! Я вымыла посуду и убрала в своей комнате.

…………… за этот беспорядок. Разреши мне, ……………, погулять во дворе с подружками. Хочу сказать тебе ………. за новую книгу. Я очень тебя……….!

5 марта

Классная работа

Вежливость украшает человека.

Злой-

Правдивый-

Вежливый –

Вежливость (3 скл), правда (1 скл), добро (2 скл), ложь(3 скл).

Спасибо, пожалуйста, извините, здравствуйте, до свидания, молодец!

«Вежливые слова — это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим».

Елена Лекомцева
Конспект занятия «Вежливые слова» по развитию речи для детей подготовительной группы

Цель: развитие речи.

Развивающая задача:

-развивать cвязную, интонационно выразительную речь;

-обогащать словарный запас;

-формировать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам.

Обучающая задача:

-систематизировать представления о нормах поведения: учить вежливо здороваться, прощаться со взрослыми и детьми, обращаться с просьбой, благодарить за услуги, не перебивать говорящего выслушивать собеседника, говорить спокойно, доброжелательно.

Воспитательная задача:

-воспитывать вежливость, доброжелательность, уважение к окружающим.

I. Оргмомент.

1) Ресурсный круг.

Встали дети, встали в круг,

Ты мой друг и я твой друг, Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

2) Поздороваться с гостями.

3) Дети формулируют тему занятия «Вежливые слова».

II. Ход занятия.

1) Дидактическая игра «Доскажи словечко».

Встретив зайку, ёж-сосед

Говорит ему: «…» (Привет)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …» (Здравствуй)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала: «…» (До свиданья)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «…» (Извини)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала: «…» (Спасибо)

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…» (Пожалуйста)

Из болота крокодил

Дольше всех не выходил.

Члены жабьего совета

Дали приз ему за это –

Наградили попугаем

И кричали: «…» (Поздравляем)

Бык ромашек накосил

И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Но сказал: «…» (Прошу прощенья)

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали: «…» (Добрый день)

На закате мотылёк

Залетел на огонек.

Мы, конечно, рады встрече.

Скажем гостю: «…» (Добрый вечер)

Катя пупсика Игнатку

Уложила спать в кроватку –

Больше он играть не хочет,

Говорит: «…» (Спокойной ночи)

2) Дидактическая игра «Назови хорошее, доброе слово» (с мячом).

-Итак, это задание не простое. Я буду называть неприятное слово, а вы должны превратить это слово в хорошее, доброе. Ну что попробуем?

Воспитатель: Злой — добрый, жадный — щедрый, слабый — сильный, грубый – вежливый, трусливый – храбрый, лживый – честный, глупый — умный, страшный — красивый, грязный — чистый, жёсткий — мягкий, плохой — хороший, ленивый – трудолюбивый, чужой – родной, грустный — весёлый, несчастный — счастливый.

3) Воспитатель: — вы назвали хорошие, добрые слова. Я знаю одного ослика, который тоже знал много вежливых слов.

Чтение стихотворения Н. Пивоваровой «Был ослик очень вежливый».

Был ослик очень вежливый,

Воспитанный он был.

Всем улыбался, кланялся

И «здравствуй» говорил.

Потом он отходил на шаг

И говорил:

— Тюлень – тюфяк,

А заяц – трус,

А лев – дурак,

А слон – обжора и толстяк…

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, можно ли назвать ослика вежливым? (Ответы детей.) Правильно, дети. Ослик поступал плохо.

Ни разу доброго словца

Он не сказал ни про кого –

И я прошу тебя, дружок,

Не будь похожим на него!

4) Дидактическая игра «Комплименты».

Сказать комплименты: — друг другу,

— гостям.

5) Дидактическая игра «Оцени поступок».

Воспитатель: — перед вами картинки с изображениями хороших и плохих поступков. Вы должны определить, какой поступок на ней изображен хороший или плохой. Затем раскладываете картинки по корзиночкам – с плохим поступком в сиреневую корзинку, с хорошим — в оранжевую.

6) Рассказ воспитателя о происхождении слова «спасибо».

7) Физкультминутка «Мы – листики осенние» (с разноцветными листочками).

Мы, листики осенние,

На веточках сидели.

Ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.

И листочки все поднял.

Повертел их, покружил.

И на землю опустил.

(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся.)

8) Дидактическая игра «Корзинка добрых слов».

Дети кладут листочек в корзиночку, при этом называют вежливое, доброе слово.

9) Дидактическая игра «Волшебный цветок» — работа в парах.

Один ребёнок ищет лепесток, другой – читает, что написано на лепестке (здравствуйте, спасибо, извините, пожалуйста, до свидания).

III. Итог занятия.

Воспитатель, обращаясь к детям по очереди:

— Что было легко?

— Что было трудно?

— Что дома расскажешь маме (папе?

Сказка про вежливые слова Константин Реннер

Жили-были Спасибо и Пожалуйста. Жили они, не тужили, между собой дружили. Куда один пойдет, следом и второй. Только и слышно со всех сторон:
— Спасибо!
— Пожалуйста!
Однажды зимой пошли друзья с ледяной горки кататься. Спасибо первый залез на горку, скатился и кричит:
— Ух, как здорово!
И снова забирается.
А Пожалуйста стоит в стороне — боится, уж больно горка высокая. Спасибо скатился еще раз и снова кричит:
— Ух, здорово!
А кругом детвора катается, голосами звенит.
Пожалуйста завидно, тоже прокатиться охота, но высоты боится. А Спасибо подбежал к нему, за руку схватил и на горку тянет.
— Не надо, не тащи меня, пожалуйста, — хнычет Пожалуйста.
Насилу затащил Спасибо своего друга. Покатились они с горки кувырком да в сугроб и попали. Барахтаются, пыхтят, выбраться не могут. А ребятишки кругом катаются, толкают друг друга. Вежливых слов-то не видно, зато со всех сторон слышно:
— Ты что меня толкаешь?
— А ты что мне подножку поставил?
— Сейчас как дам в ухо!
— А я тебя в живот ударю!
Уже кругом мальчишки смеяться перестали и начали драться. Лупят друг друга руками да ногами, брыкаются, синяки и шишки ставят.
Наконец вылезли из сугроба Спасибо и Пожалуйста. Мальчишки увидели, что вернулись к ним вежливые слова и стали говорить:
— Спасибо, что ты мне шишку набил.
— И тебе спасибо, что синяк поставил.
— Пожалуйста!
— Пожалуйста!
И снова все стали с горки кататься, только уже больше никто не дрался.

Сказка про жадность

Давно-о-о это было, прошлой весной. Или еще раньше? Не суть важно. По большому-большому городу ехала желтая «Газель» — маршрутка. Пустая ехала. За рулем сидел молодой шофер. Злой, никто к нему в машину не садился. Было отчего злиться – бензин жжёт, а машина пустая идет. И вдруг на обочине видит он старушку. Машет ему рукой, остановись, мол. Притормозил молодой шофер, спрашивает:
— Чего тебе, бабка?
А старушка отвечает:
— Пустой идешь?
— Ну…
— Бензин, поди, жалко?
— Ну…
— Знаю я, как твоему горю помочь. Подвези меня через мост бесплатно, а я сделаю так, что к тебе тут же полный салон набьется.
Ухмыльнулся шофер:
— Ладно, бабка, садись. Посмотрю, что ты умеешь.
Поехали.
И тут же на ближайшей остановке полная машина народу набилась. Радуется шофер, деньги в уме пересчитывает. А впереди еще остановка, народ опять лезет, уже не то, что сидеть – стоять негде. Думает молодой шофер: «А высажу-ка я бабусю, нечего бесплатно кататься, вон людей сколько!» И говорит:
— Вылезай, старая! Место занимаешь! Или плати!
Взмолилась старушка:
— Нету у меня денег! Ноги больные! Не переду я сама через мост! Подвези, касатик!
— Нет! — сказал, как отрезал молодой шофер.
— Ладно, — сказала старушка, — я вылезу, только и тебе счастья не будет!
И вылезла.
Права она оказалась. Люди тут же стали выходить из маршрутки, а кто и сбежал, не заплатив. И целый день, и целый вечер ездил по городу молодой шофер один в своей желтой «Газели». Никто к нему не садился.
И на следующий день, и через неделю, и через месяц ездила пустая маршрутка, пока не сжег молодой шофер весь бензин, в гараже припасенный.
Ходит он теперь пешком, ищет вдоль дорог старушку, чтобы просить у нее прощение, только где ее найдешь в миллионном городе. Сам виноват, жадничать не надо!

Сказка про медвежонка-невежу

В одном лесу жил-был медвежонок. Звали его Гоша. И был Гоша ужасно невежливым и невоспитанным медвежонком. Обижал других медвежат, отбирал у них игрушки, грубил взрослым, никогда не говорил вежливых слов.

Как-то раз тётушка Росомаха задумала испечь печенье и угостить им всех лесных ребят. Сходила она в магазин и купила всё, что ей было нужно: муку, сахар, яйца, масло и молоко. Сложила тётушка Росомаха все покупки в сумку и пошла домой по лесной тропинке. Идёт она между сосен и берёз, думает о своём, да и не заметила, как ей навстречу из-за густых кустов выбежал медвежонок Гоша. Он толкнул тётушку Росомаху так сильно, что у неё даже сумка из рук выпала. Даже не извинившись, медвежонок побежал дальше. Тётушка Росомаха покачала головой и стала собирать свои вещи. Тут и пришла ей в голову мысль, как проучить и научить Гошу.

Пришла тётушка Росомаха домой, испекла целую гору вкусных рассыпчатых печений и написала вот такое объявление: «Приглашаю всех воспитанных и вежливых зверят на большую поляну, где сегодня вечером я буду угощать их вкусными печеньями. Тётушка Росомаха».

Повесила она объявление на большой дуб, чтобы все смогли его прочитать. Вечером все ребята-зверята собрались на большой поляне. Кого там только не было! И зайчики, и белочки, и лисята, и волчата. Пришёл и медвежонок Гоша. Тётушка Росомаха угостила всех зверят своим вкусным рассыпчатым печеньем, а Гоше не дала.

— Почему это мне печенье не дали! Где моё печенье! Хочу печенье! – стал требовать медвежонок.

— А ты разве не читал, что в объявление написано? – спросила тётушка Росомаха. – Я приглашала прийти на поляну всех воспитанных и вежливых зверят. А ты невежливый и невоспитанный. Потому-то тебе печенье и не досталось. Может, ты читать не умеешь, вот и не понял?

Обидно стало медвежонку Гоше. Спрашивает он у тётушки Росомахи:

— А что нужно сделать, чтобы быть вежливым, воспитанным и уметь читать?

— Нужно ходить в школу, — отвечает она, — там тебя всему научат.

На следующий день Гоша пошёл в школу, туда, где настоящие дети учатся. Сначала все они очень испугались, но медвежонок объяснил им, что он пришёл научиться быть вежливым и воспитанным. Тогда ребята разрешили ему остаться в классе. Стал медвежонок Гоша ходить в школу каждый день. Скоро он узнал, что значит быть воспитанным, выучил вежливые слова и научился читать.

Как-то раз захотела тётушка Росомаха снова угостить зверят печеньем. Снова, как и в прошлый раз, шла она по лесной тропинке из магазина. Тут навстречу ей выбежал медвежонок Гоша.

— Здравствуйте, тётушка Росомаха! Может вам тяжело? Давайте, я помогу вам донести сумку!-

сказал Гоша.

Улыбнулась тётушка Росомаха и позволила медвежонку помочь ей, а затем пригласила его прийти вечером на большую поляну.

Вкусное печенье испекла тётушка Росомаха. Его запах разнёсся по всему лесу. Всех зверят угостила тётушка Росомаха печеньем. И Гошу тоже. Медвежонок взял печенье и сказал тётушке:

— Спасибо.

— Какой вежливый медвежонок! – произнесла в ответ тётушка Росомаха.

О ВЕЖЛИВОСТИ

Стасик проснулся очень рано, вышел на крыльцо, протянул руки к солнцу и произнес:
«Здравствуй , солнышко! Тебя сегодня так много. Ты такое ласковое, нежное . Я тебя очень, очень люблю».
Вдруг солнце протянуло к Стасу яркий луч , который неожиданно превратился в радужную волшебную палочку — Лучик.
Стасик испугался и чуть не выронил его.
Лучик весело и радужно сверкал , вдруг на нём появились слова: «Загадай желание».
Мальчик вначале растерялся, а затем выпалил на одном дыхании:
«Я хочу компьютер, самой последней модели, и чтоб он был крутой, супернавороченный».
Стасик быстро вошел в свою комнату, смотрит, а на столе компьютера нет.
-Лучик, почему ты не выполнил моё желание, я давно мечтаю о компьютере, но у родителей нет возможности купить его?
-Стасик, я бы выполнил просьбу , но ты не сказал волшебное слово «пожалуйста», а без него я никакое желание не могу выполнить.
-Извини меня, Лучик. Пожалуйста, пожалуйста , сделай так, чтобы у меня появился новый , классный компьютер.
И вдруг Стас увидел на столе компьютер ,однако, не успел обрадоваться, как тот исчез.
Огорчился мальчик, опечалился. На глаза навернулись слёзы.
-Лучик, почему куда-то пропал компьютер? Я же извинился и сказал самое волшебное слово «пожалуйста».
— Стасик , ты забыл поблагодарить меня и солнышко за этот волшебный подарок.
-Лучик, пожалуйста , верни компьютер, я виноват, извини, больше никогда не буду таким невежей.
И тут на столе появился исчезнувший подарок. Перед Стасиком стояла сбывшаяся мечта.
От радости мальчик запрыгал и звонко закричал:
«Лучик, спасибо большое тебе и солнышку. Никогда не забуду вашу доброту».
На это Лучик ответил:
«Мы рады были сделать подарок за то, что ты так сильно любишь солнце. Каждое утро с ним здороваешься, разговариваешь, играешь с солнечными зайчиками, загораешь . Будь всегда воспитанным, вежливым мальчиком и тебя жизнь будет часто одаривать, отвечать доброй взаимностью.. »
Прошло много лет, Станислав стал папой, затем дедушкой.
Он всегда был вежливым , этому учил своих детей, внуков и правнуков.
Золотые слова : здравствуйте, доброе утро, спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, до свидания были всегда у него в копилке вежливых слов.
А вы ,ребята, вежливые?….
Пусть история со Стасиком послужит вам хорошим уроком в жизни.

Литература:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *