Игра своими руками

Ольга Горбачева
Мастер-класс «Дидактические игры своими руками».

Цель: Углубление знаний педагогов по теме дидактические игры для детей дошкольного возраста.

Задачи: Совершенствовать знания и навыки педагогов по методике организации и руководству дидактических игр. Повысить уровень профессионализма воспитателей.

Ход выступления: Что значит слово игра? Игра – это вид детской деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Только в игре ребенок радостно и легко, раскрывает свои творческие знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

В процессе игры дошкольник считает, складывает, вычитает, решает логические задачи.

Дидактические игры предназначены для обучения детей и представляют собой естественный способ развития ребенка, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей.

Уважаемые коллеги хотелось бы представить вашему вниманию несколько игр которые активно применяются в нашей группе.

«Кто что ест?»

На бельевых прищепках наклеены мордочки животных, а на круглой картонной основе виды пищи данных животных, причем у одного животного может быть несколько пристрастий в еде.

В процессе игры дети получают знания о питании животных и развивают мелкую моторику пальцев рук.

Математическая доска или «Геометрик».

Игровые занятия с ним помогут развить у ребенка память, внимание, фантазию, творческое и логическое мышление, ребенок приобретает основы математических знаний, умение ориентироваться на плоскости.

С помощью Математической доски можно проводить различные пальчиковые игры,например: «Пальчики шагают» (по штырькам доски). Растягивать резинки в нужном направлении создавая различные изображения, от букв, цифр и геометрических фигур, до сюжетных картинок.

«Танграм».

Старинная восточная игра головоломка из фигур,получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, 1 средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы.

С танграмом ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать из элементов целый объект на части, и наоборот — составлять из элементов заданную модель, а самое главное – логически мыслить.

Играя дети запоминают названия геометрических фигур и их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно – двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой формы.

Правила: Каждая фигура должна складываться из семи частей танграма, и при этом они не должны перекрываться. Вариант для детей 4-5 лет, собирать фигуры по распечатанным на элементы схемам, как мозаику. В дальнейшем ребенок и сам научится составлять фигуры по образцу и даже придумывать свои фигуры.

«Жук».

Для игры необходимо игровое поле 5 на 5 клеток или 3 на 3 для детей помладше, которые через одну окрашены в разные цвета и фишка (жук).

Эта игра развивает умение ориентироваться на плоскости, закрепить понятия вправо, влево, вверх, вниз, между, активизирует слуховое внимание, стимулирует умение различать основные цвета, очень полезна для подготовки детей к школе.

Ход игры: Сидел жук в своем домике, а потом решил выползти погулять. Взрослый говорит, в каком направлении и на сколько клеток жук продвинулся. Потом спрашивает у детей, на клеточку какого цвета приполз жук (или между какими цветами оказался).

Детям 5 лет, можно предложить играть, не передвигая фишку-жука на индивидуальных полях, а отслеживая глазами путь жука по демонстрационному полю.

Дети от 6 лет могут играть на двухцветном поле, представляющем собой аналог шахматной доски (где каждая клетка кодируется буквой и цифрой).

Тематический комплект «Гуси – лебеди».

Бабке Ёжке птицы служат —

Над деревней стаей кружат.

Ищут маленьких ребят,

Утащить их в лес хотят. (Гуси-лебеди)

Комплект рассчитан для занятий с детьми от 2,5 до 5 лет и предназначен для уже знакомой сказки «Гуси – лебеди».

Предлагаем детям поиграть в сказку, поможем Машеньке выручить братца?

1. Используем проводилку, чтобы догнать гусей-лебедей.

2. Печка — она просит нас с Машенькой помочь – положить фишки на все пирожки с цифрой 3 (или 1, 4, 5). Можно выбрать любую, которую хотим закрепить у ребенка. С детьми постарше можно соединить пирожки, которые в сумме дают 7 или 5.

3. Яблоня — помогаем яблоне разложить яблочки. Используем камешки Марбелс, но можно взять просто помпончики или камушки, или слепить их из теста.

4. Речка — помогаем Машеньке перебраться через неё, строим для этого мостик из счётных палочек или колбасок пластилина.

5. Вот уже и гуси-лебеди видны в дали — предлагаем их посчитать. Прикрепляем прищепку к цифре, которая обозначает количество птиц на рисунке.

6. Вспоминаем как быстро мы бежали и выполняем еще одну проводилку.

7. Задание найди тень. Находим тень предметов.

8. Прибежала Машенька в избушку, а там Иванушка сидит играет наливными яблочками. Поможем Ванечке, найти 2 недостающих яблочка. Выполняем задание судоку с яблочками.

9. Мышка соглашается помочь Машеньке спасти братца. Нужно найти отличия в картинках.

10. В благодарность делаем мышке красивый полосатый коврик – можно выложить из счетных палочек, нарисовать или скатать из пластилина. Дополнительно можно провести игру продолжи ряд.

11. Бежим с Иванушкой обратно, но Баба Яга заметила и отправила за нами гусей-лебедей в погоню! Перебираемся по мостику на другой берег. Мостик делаем из камушков или фасоли.

12. Яблоня — тяжело яблоне стоять, много яблочек выросло. Помогаем ей укрепить ствол — выкладываем счётными палочкам.

13. И помогаем собрать яблочки – ставим фишку только красные (оранжевые, желтые) яблоки.

14. Печка — просим печку спрятать Машеньку и Иванушку, ведь гуси-лебеди уже близко, того и гляди догонят. Подбираем подходящую заслонку.

15. Гуси-лебеди видят Машу, но не могут её узнать, и улетают обратно. А мы пробуем найти 2 одинаковых Машеньки.

16. Прибежали Машенька с Иванушкой, тут и мать с отцом вернулись да гостинцев привезли. Положим фишки на все гостинцы. Гостинцы — это сладкие подарочки.

17. А Машеньке подарили еще и платочек. В шахматном порядке выкладываем квадратики.

18. Вспоминаем сюжет сказки и ищем фрагмент целой картинки.

«Маты».

Предназначены для развития мелкой моторики.Использовать в выкладывании можно любые подходящие мелкие предметы: камушки марблс, помпоны, пластилин, тесто, ракушки и т. п.

«Конструирование из счетных палочек».

Задания со счетными палочками развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность. Помогают закрепить представления о геометрических фигурах. Можно предложить детям сосчитать палочки, из которых сделана фигура. Для малышей можно предложить выложить квадрат, треугольник, прямоугольник из карандашей.

Для детей постарше выложить забор, гриб, бабочку из счетных палочек.

А для детей подготовительной группы для выкладывания предлагаются спички со срезанными головками, и для выполнения задания дается определенное количество палочек, например, выложи любую фигуру состоящую из 10 палочек.

«Веселые осьминожки».

Ушастые – носатые – желтые – синие – зеленые – в шляпах и без – с рыбками – и с бантами… они все такие разные.

С помощью них можно весело учить ребенка выделять признаки и тренировать память. Игра рассчитана на детей от 4 лет.

В игре 15 карточек с осьминожками: 5 желтых, 5 зеленых и 5 синих. Все они разные, у них есть имена и у каждого свой признак.

Вот, например, все желтые…

Вот все с большими носами.

Вот все с большими ушами.

Вот все в шляпах.

А вот все с бантиками.

А эти все с рыбками!

Все осьминожки задвоены, для того чтобы можно было использовать вариант игры – «Найди пару», а если их затроить, то они подойдут для игры «Судоку».

«Найди и раскрась» ведущий или дети по очереди достают из колоды одного осьминожку и ищут его в раскраске и раскрашиваю в соответствующие цвета.

«Выбери трех похожих» признак схожести может выбирать как сам ребенок, так и по заданию воспитателя.

«Кто поменялся местами»? Количество карточек берется в зависимости от возраста детей и выставляются в ряд, после того как дети закроют глаза две карточки меняются местами, задача детей вспомнить правильное расположение карточек.

«Угадай кто спрятал монетку»? (для детей старшей и подготовительной группы). Воспитатель прячет бумажную монетку под одну из карточек, а дети задавая вопросы на которые можно дать ответ «да – нет», пытаются выяснить, кто же из осьминожков спрятал монетку. Это самый сложный вариант игры, так как в голове нужно держать несколько ответов и исключений.

«Мемори» набор из пар одинаковых карточек, перемешиваются и раскладываются рядами «рубашкой» (обратной стороной) вверх. Игроки по очереди открывают по 2 карточки. Если открыты одинаковые карточки, то игрок забирает их себе и открывает следующую пару карточек. В противном случае – если карточки не совпадают – игрок кладет их на место «рубашкой» вверх и право хода переходит к противнику. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек. (количество пар карточек берется в зависимости от возраста и индивидуальных способностей каждого ребенка и может увеличиваться или сокращаться.)

Пара шаров с утяжелением, например, шары из натурального камня — универсальный тренажер для укрепления и развития мышц руки.
Их недаром называют «Шарами Здоровья” и считают эффективным безопасным средством достижения физического здоровья, душевного равновесия и активного долголетия.

Тренировки с парой шаров из шунгита-талькохлорита особенно рекомендуется людям, чья профессия связана с частыми стрессовыми ситуациями (бизнесменам, руководящим работникам, администраторам), с перенапряжением внимания и памяти (программистам, диспетчерам, водителям, учащимся и студентам).
Лицам, чья повседневная деятельность сопряжена с постоянными перегрузками мышц рук (печать на клавиатуре, игра на музыкальных инструментах, занятия спортом, различные виды рукоделия, многочасовое занятие домашним хозяйством) также очень полезны упражнения с шарами.

Шары используются в лечебных целях. Жизненно необходима гимнастика с шарами из шунгита людям с нарушениями движения рук, независимо от причин их возникновения, с заболеваниями (артрит, ревматизм), с травмами верхних конечностей, а также пользующимся тростью или костылями, больным, перенесшим параличи и спинномозговые травмы.
Упражнения с Шарами Здоровья устраняют судороги, спазмы мышц рук, недостаточную подвижность суставов, помогают длительное время сохранять на высоком уровне память и умственные способности, справляться с усталостью и повышенной тревожностью.

Гимнастика с использованием шунгитовых шаров очень полезна детям. Развитие мелкой моторики рук очень важно для нормального интеллектуального развития ребенка. Если вспомнить анатомию, то очень близко от речевой зоны мозга расположена зона проекции кисти руки, занимающая при этом около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга. Поэтому с развитием мелкой моторики неразрывно связано развитие речи детей. Это подтверждено исследованиями психологов, психиатров, педагогов.

Работа с Шарами Здоровья позитивно влияет непосредственно на функционирование мозга. Кроме того, движения с шарами, выполняемые обеими руками одновременно, способствуют расширению и укреплению связи между полушариями мозга.
Современная медицина объясняет эффект от упражнений с шарами теснейшей связью, существующей между кистью руки и центральной нервной системой.

Закажите Шары Здоровья через интернет-портал Кузовок

При использовании шунгитовых Шаров Здоровья необходимо помнить о следующих рекомендациях:
1.Не старайтесь сразу освоить сложные трюки, для улучшения здоровья и самочувствия будут эффективны простейшие упражнения с шарами.
2.Эффективными являются ежедневные тренировки с шарами из шунгита-талькохлорита длительностью не менее 10 минут.
3.Упражнения с шарами необходимо делать регулярно, а нагрузку увеличивать постепенно.
4.Упражнения на сжатие необходимо чередовать с упражнениями на вращение и др.
5. Во время занятий с Шарами Здоровья нельзя допускать перегрузок и возникновения болевых ощущений.
6. Упражнения с шарами предполагают нагрузку на определенные группы мышц. Не занятые в движении группы мышц плеча, предплечья, шеи, спины не должны напрягаться. Не рекомендуются лишние движения спины, головы, ног и пр.
7. Начиная занятия, выбирайте шары, которые вам удобнее удержать в руке. В дальнейшем, по мере освоения упражнений, рекомендуется приобрести несколько пар шаров разных размеров. Это необходимо для регулировки нагрузок, а также для тренировок с несколькими шарами одновременно.
8. Во время тренировки старайтесь сконцентрировать внимание на тактильных ощущениях, не смотрите при этом на шары. Прислушивайтесь к ощущениям в ваших руках, осознавайте каждое движение, доводите его точность до автоматизма.

Традиция использования шаров для улучшения здоровья пришла к нам из Китая, насчитывает многие века, является одним из мощных инструментов цигун – древнейшей системы работы с энергией. Многие упражнения комплекса гимнастики с шарами имеют китайские названия.

Упражнения на сжатие с одним шаром.

Упражнение Учжи не-цю — пятью пальцами брать шар в щепоть — «Когти дракона сжимают жемчужину”.

Свободно раскрытыми пальцами рук нужно захватить шар и усиленно его сжимать. Усилие следует наращивать постепенно, пока не появится ощущение онемения в пальцах. После этого следует расслабить ладонь. Повторять упражнение, чередуя напряжение и расслабление пальцев.

Упражнение Чжансинь воцю — сжимать шар в центре ладони — «Обезьяна хватает персик”.

Поместить шар в центр ладони, всеми пальцами накрыть его и сжимать до появления ощущения онемения.
Упражнение повторяется с чередованием напряжения и расслабления.

Упражнение Хукоу цзяцю — зажимать шар в «пасти тигра” — «Шар в пасти тигра”.

Четыре пальца собраны, соединены, а большой палец отставлен в сторону. Поместить шар между большим и указательным пальцами и крепко сжимать. Напряжение и расслабление должны быть ритмичными. В «пасти тигра” – пространстве между большим и указательным пальцами – должно быть ощущение натяжения. При сдавливании шунгитовый шар нужно держать очень плотно, добиваясь ощущения растягивания.

Упражнение Шуаншоу цоцю — двумя руками растирать шар — «Растереть орех”.
Зажать шар между ладонями и катать между ладонями в направлении по часовой стрелке, затем – против. Сдавливать шар с обеих сторон, как бы пытаясь его раздавить. Меняйте положение рук: сначала делайте упражнения, располагая правую руку сверху, затем поменяйте ладони местами – переложите шар в правую руку, а сверху надавливайте левой.

Тонизирующие упражнения с одним шаром.

Упражнение Учжи чжуаньцю — пятью пальцами вращать шар.

Зажатый в ладони шар вращать всеми пальцами. Вращать шунгитовый шар нужно сначала по часовой стрелке, затем в противоположном направлении. Постепенно увеличивать скорость вращения.

Упражнение Даньшоу паоцзе цю — одной рукой непрерывно подбрасывать шар — «Уголек на ладони”.
Быстрыми движениями непрерывно подбрасывать шар на ладони. Подбрасывать шар из шунгита нужно с небольшим вращением. Каждый раз, когда шарик падает на ладонь, его нужно сразу же сжимать всеми пальцами, при этом он естественно стимулирует активные точки ладони (точка лао гунн). После того, как вы почувствуете, что упражнение «Уголек на ладони”
дается вам легко, сконцентрируйте внимание на ощущении воздушной прослойки между шаром и ладонью в момент, когда шар подскакивает вверх.

Упражнение «Дракон играет жемчужиной”.
Поместить шар между мизинцем и безымянным пальцами правой руки, затем перекатить шар так, чтобы он был зажат между безымянным и средним пальцами. Сдвигая шар слева направо, продлить движение. Шар, перекатываясь с помощью пальцев, на всем своем пути не должен касаться ладони. Так же, перекатывая между пальцев, вернуть шар в исходное положение.

Упражнения на вращение с одним шаром.

Упражнение «Закручивание и откручивание” — вращать шар большим пальцем.
Положить шар на середину ладони, подушечкой большого пальца прижать шар и вращать непрерывными движениями по часовой стрелке (от указательного пальца — к мизинцу) — «Закручивание”. «Откручивание” — вращение шара против часовой стрелки (от мизинца к указательному пальцу).

Упражнение «Перекатывание” — перекатывать шар по «окружности” ладони.
Поместить шар между большим и указательным пальцами и крепко сжимать. Из этого положения («шар в пасти тигра») перекатить шар с помощью большого пальца к мизинцу, с помощью мизинца отправить в центр ладони. Упражнение обратное «перекатыванию” — «обнять” шар большим пальцем и мизинцем, перекатить большим пальцем к указательному, с помощью указательного переместить в центр ладони.

Упражнение «Погремушка” — трясти шар в кулаке.

Неплотно зажав шар пальцами в ладони, и легкими движениями трясите кистью в разных направлениях. Шарик должен ударяться о пальцы и ладонь, но не выпадать.

Упражнения с двумя шарами.

Упражнение Шуанцю сюань чжуань — вращать два шара.

Оба шара нужно вращать в одной ладони в одинаковом направлении, т.е. выполнить упражнение «Перекатывание” двумя шарами.

Упражнение «Горизонтальное вращение шаров”.
Возьмите в руку два шара, ладонь держите горизонтально, большим пальцем толкайте ближний к нему шар в направлении мизинца, а мизинцем — другой шар в направлении большого пальца. Если правый шар проходит ближе к основанию ладони, то происходит вращение по часовой стрелке, и наоборот.
Постарайтесь крутить шары не останавливаясь, освоить движение, как по часовой стрелке, так и против, располагая руку вверх ладонью.

Упражнение Шуанцю тяо юэ — перебрасывать два шара.

Расположить два шара в одной ладони следующим образом: первый – на основании ладони, второй – на четырех пальцах. Пальцами переместить второй шар через первый, одновременно первый продвинуть к пальцам – шары меняются местами.
Сложнее выполнить обратное упражнение: переместить первый шар через второй, одновременно второй продвинуть пальцами к основанию ладони – шары меняются местами, один шар проходит под другим, прокатываясь по центру ладони.

Упражнение «Катание между ладонями двух шаров”.

Взять два шунгитовых шара и катать их между ладонями по часовой стрелке и наоборот.

Упражнение «Журавль щелкает клювом”.

Один шар поместить между прямыми указательным и средним пальцами, другой зажать большим и безымянным пальцами. Мизинец прижать к безымянному. Слегка ударять шарами друг о друга, щелкая как кастаньетами.

Упражнение с тремя шунгитовыми шарами.
Выполнение упражнений с тремя шарами требует большего взаимодействия между пальцами, особенно между мизинцем и большим пальцем. Чтобы шарики не падали, лучше начать с шаров небольшого размера. Ладонь нужно держать ровно, параллельно полу, а пальцы распрямить больше, чем при упражнении с двумя шарами.

Упражнение «Три сокровища”.
Выполнять упражнение «горизонтальное вращение” с тремя шарами в одну сторону, затем в другую.
Далее — при вращении попробуйте зафиксировать один из шаров пальцем так, чтобы осталась возможность продолжать крутить два оставшихся шарика. Например, удерживайте шар мизинцем.

Упражнение «Перебрасывание трех шаров”.

Перекатить один из шаров сверху между двух других. Далее — перекатывать шары так, чтобы они не касались друг друга.

Упражнение с четырьмя шарами из шунгита.
Упражнения с четырьмя шарами требует постоянной концентрации внимания и координации движений. Техника не намного отличается от способов вращения трех шаров. Вот только управлять шариками становиться все труднее и труднее.

Упражнение «Волшебная башня”.
Взять три шара, а в центре между ними положить четвертый шар, образуя башню. Вращать три шара, а четвертый будет вращаться сам. Первоначально для установки верхнего шара пользуйтесь второй рукой. Со временем вы легко сможете взять сразу четыре шара и сложить из них на ладони башню одной рукой. Башня из шариков может легко разрушиться от малейшей неточности движении, старайтесь удержать ее.

Упражнение «Волшебная пирамида”.

Выполнять упражнение «Волшебная башня” с шарами разных размеров – от большего к меньшему.

Упражнение «Времена года”.

Выполнять упражнение «Горизонтальное вращение” с четырьмя шарами по и против часовой стрелки.

Упражнения с шарами во время ходьбы.
Положить шары в правую руку и вращать при ходьбе. Можно попытаться согласовать шаги с вращением шаров. Далее взять по два шара в каждую руку и вращать шары согласно шагам.

Китайские шары начали изготавливать в эпоху правления династии Мин (1368-1644), именно тогда в городе Баодин стали производиться стальные шары с колокольчиком внутри. Искусные китайские ремесленники совершенствовали эти изделия на протяжении столетий. Первоначально они были вовсе не шарами, а цельными цилиндрами. Позднее были изобретены шары, а мастера стали делать их пустыми внутри. В полость вкладывались пластинки или бубенчики, заставляющие шары при движении мелодично позванивать высокими и низкими тонами. Китайские шары получили название «Пара шаров ревущий Дракон и поющий Феникс”.

Первоначально Шары Здоровья были доступны лишь избранным, и использовались для развития ловкости и силы рук при освоении боевых искусств. Узкому кругу посвященных были известны упражнения с шарами, и использовались воинами для восстановления подвижности суставов после травм и развития уникальных способностей, таких как мгновенная реакция, концентрация внимания, способность к энергетической саморегуляции.

На протяжении веков Шары Здоровья завоевали широкую популярность не только на Востоке, но и на Западе. Было замечено, что ежедневные тренировки с шарами благоприятно сказываются на психологическом и физическом состоянии человека: улучшают кровообращение, нормализуют давление, способствуют предотвращению болезней, стабилизируют работу нервной системы, стимулируют мозговую деятельность и раскрытие творческого потенциала.

Для тренировок используют шары с утяжелением: металлические, или изготовленные из камня. Шары из натурального камня приятно держать в руках, а кроме того, взаимодействие с природным материалом усиливает положительный эффект от их применения. Шары из шунгита-талькохлорита быстро нагреваются, что позволяет воспользоваться ими для массажа, усиливает эффективность воздействия на акупунктурные точки кисти.

Шары Здоровья удобно брать с собой для занятий вне дома — на работе, в командировке, на отдыхе. В условиях частых стрессов всегда можно найти десять минут для упражнений, помогающих снять усталость и напряжение.

Для занятий с шарами из камня нет возрастных рамок. Уникальные своей простотой и эффективностью они полезны и маленьким детям, и молодым, и пожилым людям.

Сегодня благотворность воздействия тренировок с Шарами Здоровья подтверждена врачами, официальной медициной. Специалисты рекомендуют занятия с шарами для поддержания жизненного тонуса, снятия стресса и переутомления, сохранения красоты, молодости и ловкости рук.

20 самых необходимых и интересных предметов и игрушек для развития мелкой моторики: как сделать и как играть, правильный захват ребенком деталей игрушек.

О главных факторах успеха в развитии мелком моторики малышей. мы с Вами уже говорили в статьях «Развитие мелкой моторики» (массаж рук и пальчиков, как правильно проводить и отбирать упражнения) и «Пальчиковая гимнастика». \

В этой статье я собрала перечень самых интересных детям и необычных предметов и игрушек для развития мелкой моторики. И даю идеи и рекомендации о том, как лучше их использовать и на что обратить внимание.

1. ЯРКИЕ АТЛАСНЫЕ ЛЕНТОЧКИ РАЗНОЙ ШИРИНЫ.

Возьмите колокольчики или бубенчики и привяжите к ним яркие разноцветные атласные ленточки. Привяжите веревочку поперек кроватки и прикрепите к ней колокольчики. Вложите ленточку в ручку ребенка и позвените. Упражнением мы побуждаем малыша первого года жизни захватывать ленты и вызывать перезвон колокольчиков.

2. ИНСТРУМЕНТЫ И БЫТОВЫЕ ПРЕДМЕТЫ:

— ложка (перекладываем из подноса в сосуд ложкой шарики, крупные бусины, мелкие помпончики; перекладываем ложкой и сортируем два вида орехов – например, грецкие и фундук),
— сачок (ловим сачком мелкие плавающие игрушки в тазу или в ванной),
— сито (просеять через сито и отделить фасоль от манки).
— молоточек (вбиваем молоточком колышки в отверстия разных размеров),
— палочка (пододвигаем палочкой к себе игрушку, если она находится далеко и недоступна),
— лопатка и совок (действуем с песком),
— удочка для магнитных рыбок,
— шнурок с деревянной иголкой для нанизывания разных предметов,
— кувшин или ковшик (переливаем воду из одного сосуда в другой).

Такие игры с предметами развивают сенсомоторную координацию, наглядно-действенное мышление, согласованную работу обеих ручек малыша.

3. ШНУРКИ, ТЕСЕМКИ И ВЕРЕВОЧКИ.

Вместо ленточек можно использовать и тесемочки разной фактуры. Привяжите к звучащим или обычным игрушкам тесемочки и веревочки разной фактуры, подвесьте игрушки над кроваткой ребенка. Вложите концы тесемочек малышу в ладошки. Покажите, как можно вызвать движения игрушек. Малыш будет хватать тесемочки, тренируя свои пальчики и учиться при захвате толщину и фактуру шнура.

4. ДЕРЕВЯННЫЕ ЧАЙНЫЕ ХОХЛОМСКИЕ ЛОЖКИ.

С возраста 3 месяцев пальчики малыша начинают постепенно разгибаться. До этого они были плотно сжаты в кулачок. Поэтому для развития умения захватывать предмет нужно приобрести игрушки или предметы с ручкой, за которую малыш сможет ухватиться. Можно использовать маленькие легкие чайные хохломские ложки.

Упражнения с ложками Вы найдете в рубрике «Развитие малыша от рождения до года».

Малышу 3-4 месяцев давайте только предметы с удобной для захвата формой ручки.

Можно плотно привязать две деревянные ложки друг другу парой (через отверстие в ручке или туго связав ложки с помощью шнура) и дать игру ребенку. Такими ложками можно стучать о стул или друг о друга, наматывать шнурок на предметы или на свои пальчики и разматывать его, брать одну ложку и смотреть, как качается на шнурке другая ложка. Это будет интересно годовалому ребенку.

5. ШАРОСБРОС.

Если у Вас есть гимнастический комплекс или шведская стенка, то сделайте на них шаросброс для экспериментирования ребенка с шарами. Вам понадобится три пластиковых трубы разного диаметра (их можно купить в хозяйственном магазине) и шарики трех разных размеров из разных материалов. Ребенок залезает по стенке к верхнему краю трубы и опускает в нее шар. Ему нужно опытным путем найти трубу подходящего размера к шарику, чтобы он мог скатиться по трубе вниз. В лазании малыш чередует попеременно руки и ноги, что тоже полезно для его развития. Внизу шары падают в коробку с разным звуком.

6. ПИПЕТКА.

Вам понадобится груша – пипетка с пластиковым тонким концом из аптеки. Покажите, как ей действовать. Сжимаем грушу, опускаем пипетку в стакан с водой и разжимаем. Вода наполнила грушу. Затем выливаем воду через пипетку в пустую банку. Можно капать из пипетки на нарисованные на платмассовой доске для лепки цветочки («напоить цветочки»), капать из пипетки в ячейки на палитре ( в каждую ячейку – одну капельку), делать цветную воду с помощью акварельных красок и их смешивания (капаем разными пипетками из разных баночек и смотрим, что получается при смешивании цветов).

7. РЕЗИНОВАЯ ГРУША (продается в аптеке).

Купите маленькую грушу. Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота из двух кубиков. Для детей первого года жизни груша не нужна, эту роль выполняют резиновые игрушки — пищалки, играя с которыми малыш развивает силу рук.

С резиновой грушей можно поиграть в дождик: сжимать грушу, чтобы получились брызги. В эту игру можно играть летом на улице или дома в ванной.

8. САМОДЕЛЬНАЯ ГИРЛЯНДА ИЗ ИГРУШЕК.

Когда малыш первого года жизни научится хватать игрушки и удерживать их в ладошке, можно дать ему игрушку – самодельную гирлянду. Возьмите для нее игрушки размером 5-7 см и соедините их прочно ленточкой в круг. Можно использовать кольца разного цвета и размера от пластиковой пирамидки и нанизать их на веревку, использовать в гирлянде шарики, кубики и кирпичики из наборов геометрических форм – они требуют разного положения пальчиков при захвате и развивают ручку малыша. Нельзя использовать в гирлянде мелкие игрушки, которые малыш может проглотить.

Можно сделать гирлянду из пластиковых бутылочек с крышками. В каждой бутылке делаем два отверстия напротив друг друга, протягиваем через них шнур. Надеваем мелкие игрушки по бокам от сосудов. Наполните сосуды разными наполнителями. Сосуды можно передвигать по шнуру, брать в ручку, извлекать разные звуки. Для наполнителей можно использовать любые крупные элементы, которые не будут высыпаться через отверствия: гречу, фасоль, горох, манку, бубенцы, скрепки, пуговицы, макароны, крупные бусины и другие предметы.

9. ПОГРЕМУШКИ С РАЗНОЙ ФОРМОЙ РУЧКИ.

С 5 месяцев давайте малышу погремушки с разной формой ручки– это очень важно! Ручка может быть в виде палочки, петельки, булавы, кольца, гантели, хвоста животного. Если Вы шьете или вяжете погремушки сами, то подбирайте разную фактуру для разных частей погремушки, вкладывайте в нее разные наполнители или бубенцы. Малыш будет учиться делать разнообразные движения по захватыванию игрушки с учетом ее формы, по-разному действовать пальчиками при захвате, ощущать разную фактуру, отлеплять детали на липучках и снова их закреплять.

Для каждого вида ручки рука ребенка делает свой определенный тип движения – скользящие или петлеобразные движения, поэтому этот принцип подбора игрушек очень важен для развития малыша.

10. ПЛАСТИКОВЫЕ БУТЫЛОЧКИ С КРЫШКАМИ — ШУМЕЛКИ (для заданий на сортировку предметов).

Ребенок заполняет две емкости мелкими предметами, сортируя их. Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Покажите малышу правильный способ выполнения этого упражнения.

Перемешиваем в одной коробке два вида наполнителя — горох и фасоль, или ракушки и камушки, или пуговицы и мелкие бубенцы. И попросите малыша помочь Вам сделать звучащие игрушки. Заполняем бутылочки или игрушки- матрешки, бочата наполнителем. В одной емкости — один вид наполнителя. Сначала малыш сортирует два вида предметов (раскладывает горох в одну матрешку, а фасоль – в другую матрешку): «Матрешка Катя любит горох, у нее платье в горошек. А матрешка Лена любит фасоль». Затем сортировать можно будет до 5 предметов. После изготовления игрушки с малышом пробуем позвенеть или пошуршать ей.

11. СЛИНГОБУСЫ.

В качестве гирлянды могут выступать и слингобусы. Их нужно связать или сшить особым образом. Желательно использовать разные нитки, чтобы получилась разная фактура бусин. Бусины должны быть крупными, разного цвета и размера. Бусами малыш может играть только в присутствии мамы. Бусы должны быть скреплены очень прочно, чтобы малыш не смог откусить и проглотить деталь.

12. КУСОЧКИ ТКАНИ.

Ребенку с 5 месяцев и старше можно давать для игр только подушечки и лоскутки ткани разной фактуры (вельвет, сукно, ситец, шелк, бархат, шерсть, трикотаж). Дайте малышу возможность схватить пальчиками кусочек ткани. Как только ребенок захватит лоскуток, потяните медленно за другой уголок лоскутка, стимулируя малыша крепко удерживать ткань в руке. Это развивает его ручки.

Когда малыш подрастет, давайте ему подбирать пары лоскутков по фактуре.

13. ИГРУШКИ С ПОДВИЖНЫМИ ДЕТАЛЯМИ.

С шести месяцев и старше нужны игрушки, которые могут изменять свой внешний вид – с подвижными элементами, веревочками для подтягивания деталей, с крутящимися деталями. Они будут побуждать малыша к действиям с мелкими предметами и развивать его ручку. Это могут быть готовые игрушки, текстильные книжки и коврики, сшитые лоскутные мячики разной фактуры со съемными элементами.

14. МЯЧИ РАЗНОГО РАЗМЕРА.

Игры с мячом развивают правильный захват предметов и обособление большого пальца от других пальчиков руки. Малыш начинает держать предметы, обхватив их ладонями и большими пальчиками обеих рук. При этом большой пальчик он начинает держать отдельно от остальных пальчиков — это особый этап в развитии мелкой моторики (Подробнее о важности обособления большого пальца от других пальчиков ручки малыша — читайте в статье «Как научить малыша держать ложку»). Мячи можно бросать вперед, вниз, вверх, закатывать в воротца или в ямку в земле, ловить, отталкивать от себя, бросать в корзину на полу, бросать и догонять, бегать, держа мячик двумя руками перед собой.

Мячи можно катать с горки. Для этого сделайте из длинного узкого листа картона скат горки с бортиками в форме буквы П. Положите его на стопку книг или низкую скамейку получилась горка, которой можно катать шары и мячики. Можно варьировать высоту горки и наблюдать, далеко ли укатился мячик.

15. МАТРЕШКИ ИЛИ БОЧАТА ИЗ ДВУХ ПОЛОВИНОК.

Малыш учится разбирать и собирать матрешку и развивает при этом пальчики ручек и умение соотносить детали предметов. Какие матрешки даем малышу для игры:

1 год 1 месяц – 1 год 3 месяца – две матрешки с разницей в величине примерно 3 см. Маленькая матрешка не раскрывается.
С 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев. Две матрешки с той же разницей в величине, но обе из них разъемные (то есть состоят из двух частей и раскрываются и закрываются).
С 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев – три матрешки с той же разницей в величине. Две разъемные матрешки, одна – самая – маленькая — неразъемная.
С 1 года 9 месяцев до 2 лет – три матрешки с той же разницей в величине, но все три матрешки разъемные.
С 2 лет до 2 лет 6 месяцев – малыш может собрать 4-5 местную матрешку сам, все матрешки раскрываются.
С 2 лет 6 месяцев до 3 лет – ребенок учится собирать 6-местную матрешку, при это все матрешки разъемные (раскрываются и закрываются).

Как научить ребенка играть с матрешками Вы можете прочитать в статье «Игры — занятия с матрешками для самых маленьких».

Развитию мелкой моторики также помогают игры малыша с пирамидками самых разнообразных форм и размеров.

16. ВОЛЧКИ.

Сначала малыш учится запускать юлу, а затем волчки крупных размеров. И уже после этого дайте малышу волчки маленького размера. Вместо волчка можно использовать и закручивать любые другие предметы: кольца пирамидок, шарики, пластиковые миски и т.д.

17. ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ.

Полезно для развития мелкой моторики заводить ключиком заводные игрушки.

18. ИГРУШЕЧНАЯ ОДЕЖДА НА ЛИПУЧКАХ, ШНУРКАХ, КНОПКАХ, КРУПНЫХ ПУГОВИЦАХ.

Сначала малыш учится одевать куклу, мишку, зайку, а затем – одеваться сам.

19. ПРИЩЕПКИ.

Научите ребенка играть в стирку и развешивать на веревке сушиться мелкие предметы и игрушечную одежду. Веревка должна быть на уровне глаз ребенка. Каждую вещь малыш прикрепляет прищепкой. Научите его «открывать» и «закрывать» прищепку, прикреплять ее на веревку.

20. ФИГУРКИ – «ЛИПУЧКИ» ИЗ ПОЛИСТИРОЛА ИЛИ ПОЛИПРОПИЛЕНА (наборы продаются в детских магазинах).

Научите малыша обмакивать фигурку в воду и прикреплять на стену ванной (фигурка будет плотно держаться), делать свои композиции из фигурок. Фигурка берется всеми пальчиками с вычленением большого пальца – покажите правильный захват малышу.
Для развития мелкой моторики важно не количество игрушек или игр дома, а правильный захват ребенком мелких элементов в игре.

ЭТО ВАЖНО: Следите за тем чтобы во всех играх для развития мелкой моторики малыш правильно захватывал мелкие элементы игрушек: щепотью (тремя пальчиками) или пинцетным захватом (большим и указательным пальчиком). Покажите, как это делается. Сначала используйте для такого захвата объемные элементы, затем – плоские (захват плоских предметов сложнее для малыша).

Крупные детали малыш захватывает горстью, мелкие – пинцетным захватом кончиками пальчиков.

Еще материалы для развития малышей Вы найдете в рубриках сайта «Развитие ребенка от рождения до года» и «Развитие ребенка 1-2 лет».

Еще интересные идеи и основные теоретические положения о развитии мелкой моторики детей Вы найдете в статьях сайта «Родная тропинка»:

— Как узнать, правша или левша: тесты для определения ведущей руки ребенка.

— Развитие мелкой моторики — мифы и правда о пальчиковых играх, как правильно проводить пальчиковую гимнастику и пальчиковые игры с дошкольниками, упражнения для развития мелкой моторики, массаж рук и пальчиков для самых маленьких.

— Пальчиковая гимнастика: как определить уровень развития мелкой моторики у ребенка, упражнения для пальчиков в картинках и стихах, упражнения Марии Монтессори, теневой пальчиковый театр.

Настольная игра — ходилка для развития мелкой моторики детей «Путешествие» — своими руками.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Вы еще покупаете игрушки в магазине? После прочтения этой статьи вам захочется сделать игрушки для детей своими руками.

Чтобы дети были умными, сообразительными, веселыми, родители должны организовать условия для игры и творчества. В процессе игры ребенок учится всему, что окружает его в жизни. Играя, малыш быстрее воспринимает информацию. Счастливое детство без игрушек невозможно. Поговорим, как самостоятельно смастерить игрушки для детей разного возраста.

Содержание

Игрушки своими руками для детей до года

На полках магазинов можно найти много развивающих игрушек. Но давайте проясним, что же такое развивающая игрушка.

Развивающей считается та игрушка, с помощью которой ребенок учится чему-то новому. Можно сказать, что каждая игрушка развивающая.

Ведь даже самая простая погремушка научит малыша управлять руками, понимать, откуда раздается звук. Чтобы развивать способности своих детей, необязательно покупать дорогостоящие забавы. Можно сделать простые и полезные игрушки. Например:

  • Развивающий куб. Каждая сторона такого куба изготавливается из различных поверхностей: гладкая, шершавая, шелестящая, тканевая, из пряжи. Можно добавить цветочки, кармашки, аппликации, все, что подскажет ваша фантазия. Кубик будет интересен детям до года
  • Фигуры. Из картона и цветной бумаги можно сделать игрушку с фигурами. Ребенок будет знакомиться с цветами, формами. Также развивается моторика пальцев. Игрушка от года до двух лет
  • Развивающая доска. Понравится детям от мала до велика. Благодаря ей развивается логика, мелкая моторика. Малыш может надолго увлечься изучением всех деталей этого чудо-приспособления

Видео: Простая развивающая игрушка из бутылок

Игрушки подбирайте по возрасту. Как двухлетнему малышу вряд ли будут интересны погремушки, так и малышу до года не понравятся более замысловатые игрушки, требующие смекалки.

Какие же игрушки подойдут детям до года? Самые простые:

  • Маленькие книжки
  • Кубики
  • Текстильные мячи
  • Игрушки с зеркалом

Основные требования к игрушкам:

  1. Безопасность. Мелкие детали должны быть хорошо закреплены. В этом возрасте дети все тянут в рот
  2. Яркость. Пестрые цвета рекомендованы психологами для такого раннего возраста
  3. Простота. Не следует усложнять игрушку. Малышу в таком возрасте достаточно до пяти различных фактур

Игрушки из бумаги своими руками для детей

  • Нарисуйте солнышко, ежика, божью коровку. Затем разукрасьте их. Можно распечатать уже готовые фигурки. Наклейте на картон. Теперь можно надевать прищепки. Отличная игрушка для мелкой моторики, развития усидчивости, изучения цветов
  • Вырежьте много различных фигур: сердце, квадрат, треугольник, круг. На контейнере обозначьте ячейку для каждой фигуры. Пусть малыш учится сортировать. В процессе этой игры развивается логика
  • Игрушка-шнуровка. Подойдет для детей от двух лет. В этом возрасте ребенок сможет приложить грибочек к ежику, а затем завязать его веревочкой. Развивает логику, моторику, координацию движений

Игрушки из дерева своими руками для детей

Игрушки из дерева экологически безопасные. Назвать простыми деревянные игрушки нельзя, ведь для их изготовления требуется умение и специальные инструменты. Но если у папы или дедушки золотые руки, то деревянные игрушки поселятся на полочке в вашей детской.

Деревянные игрушки многим кажутся неинтересными, но если их разукрасить, то из скучных они превратятся в яркие и веселые.

Ниже идеи для создания игрушек из дерева.

Игрушки из картона своими руками для детей

Если вооружиться картоном, клеем, ножницами, цветной бумагой и безграничной фантазией, можно создать целые шедевры. Пример на следующем фото.

Кажется, что картон непрочный материал, поэтому игрушки из него недолговечны. Однако стоит правильно использовать картон, добавить другие элементы, и получится довольно-таки прочная игрушка.

Из картона можно делать паровозики, зверушек, машинки и другие игрушки, которые понравятся вашему малышу.

Игрушки из коробок своими руками для детей

Дети очень любят играть в домиках. Там у них кипит целая жизнь. Там они укладывают кукол спать и почти живут сами. Там же они готовят еду своим игрушечным друзьям. Можно сделать из большой картонной коробки домик.

Кроме этого, можно сделать детскую кухню.

Многие в детстве хотели побывать в телевизоре. Можно подарить своим детям такую возможность, сделав картонный телевизор.

Игрушки из ниток своими руками для детей

Если вы умеете вязать, то обязательно свяжите ребенку мягкую игрушку. Сделанное своими руками изделие особенно дорого. Может это будет любимый персонаж ребенка.

Или просто забавные зверушки.

Необязательно вязать животных, можно связать мягкие мячики. Внутрь положите гречку или фасоль.

Чтобы сделать игрушку из ниток, необязательно уметь вязать. Можно смастерить кукол из ниток.

Интересно: когда не было такого разнообразия игрушек, как сейчас, дети играли куклами из ниток.

Игрушки из носка своими руками для детей

Для создания игрушек своими руками подходят любые подручные материалы, даже носки. Казалось бы, какие игрушки могут быть из носков? Но можно сделать очень даже красивые и интересные игрушки из носков.

Игрушки из помпонов своими руками для детей

Игрушки из помпонов мягкие и приятные на ощупь. Их легко можно сделать своими руками. Сделайте игрушку из помпона вместе с ребенком, детям от двух лет такое занятие придется по душе.

Можно купить готовые помпоны или сделать их самостоятельно из пряжи.

Картинки игрушки своими руками для детей

С помощью развивающих карточек можно выучить цвета, формы, животных.

Сделать карточки своими руками очень просто. Распечатайте готовые шаблоны, разукрасьте и изучайте.

Можно распечатать готовые картинки.

Можно сделать пазлы.

Поделка игрушка своими руками для детей

Если есть желание сделать оригинальную игрушку своими руками, сделайте яркую книжку с разными фактурами.

Необходимые материалы:

  • Ножницы
  • Нитки
  • Лоскутки ткани
  • Пуговицы
  • Фурнитура
  • Синтепон, фольга

Мастер-класс:

  1. Определитесь с размерами и количеством вашей книги. Вырежьте два прямоугольника из одинаковой ткани
  2. Сшейте края, один край пока не сшивайте. Вставьте внутрь отрезок синтепона или фольгу. Затем сшейте последний край. Это будет один разворот вашей книги
  3. Сделайте остальные страницы
  4. Сложите их в книгу и прострочите посередине
  5. Украсьте страницы по своему усмотрению: пришейте шуршащие элементы, мягкие кусочки ткани, пуговицы или другие элементы

Простая игрушка своими руками для детей

Если нет желания проделывать сложную работу, можно сделать очень простую, но полезную игрушку.

Необходимые материалы:

  • Два отрезка фетра
  • Мел
  • Ножницы

Мастер-класс:

  1. На одном прямоугольнике фетра нарисуйте различные фигуры
  2. Из другого отрезка фетра вырежьте эти же фигуры

Развивающая игрушка готова. Попросите ребенка найти соответствие.

Мягкие игрушки для детей своими руками

Если у вас есть небольшие отрезки ткани, утилизируйте их с умом.

Например, сшейте простые мягкие игрушки своими руками.

Мягкая большая сова может быть не только игрушкой, но и подушкой.

Перед тем, как вручить ребенку готовую игрушку, проверьте еще раз: все ли детали крепко пришиты, не ли элементов, которые могут поранить. Играйте вместе с детьми, развивайте в своем ребенке личность.

Привет, мои дорогие читатели! Вас приветствует Татьяна Сухих – автор педагогического блога. Как и обещала, сегодня поговорим о том, как сделать игрушки для развития сенсорики своими руками. По каждому возрасту дошкольника я отдельно дам «рецепты» создания атрибутов, тренажеров для тренировки зрительного, слухового, тактильного восприятия ребенка. Постараюсь привести примеры самых нетрудоемких, но полезных изделий.

Незатратные игрушки и тренажеры для сенсорного развития младшей группы

Детки в младшей группе учат основные цвета, определяют самые простые формы предметов и тренируют слуховой аппарат, расширяя свой опыт в плане ощущений. Дидактические забавы не должны быть сложными и длинными по времени, а атрибуты и тренажеры нужны яркие и интересные, но простые:

  • Забавы с пуговицами, бусинами, бобовыми. Нет привычки копить пуговицы? Придется купить разного размера основных цветов по 10 штук примерно. С рассыпными пуговками играем таким образом: перекладываем из коробочки в коробочку, выкладываем дорожку, цветок, другие фигуры, при этом учим цвета и различаем понятия «один – много».

Простейший сенсорный коврик: просто нашиваем пуговки на плотную ткань. Детям нравится перебирать эти кружочки.

На основе сенсорного коврика делаем тренажер: изготавливаем какие-то детали с петельками и надеваем на пуговицы на коврике. Или шагаем дальше: создаем панно из ткани, где изображены деревья, например. На деревьях – пуговицы, а плоды у нас сшиты отдельно с петелькой. Вот и вешаем плоды на деревца.

Просто очаровательная идея для развития сенсорики: из пластиковой бутылки изготавливаем поросенка, обшив его тканью или разукрасив. В горлышко-ротик вкладываем «корм» – пуговицы, бусины, фасоль, горох и т.п.

  • Сенсорные мешочки: шьем небольшие мешочки и зашиваем в них разные материалы – крупы разного размера, бобовые, шуршащие ткани. Для развития обоняния наполняем мешочки пряными травами, кофе и т.п. При этом несколько экспонатов нужно сделать с одинаковым наполнителем, чтобы малыш умел находить их и отличать от других.
  • Дидактические кубики: дети этого возраста могут ставить их один на другой по 2-3-4, поэтому рисунок на кубиках должен составлять единый узор, чтобы малыш задействовал мышление. Либо для изучения цвета сделайте кубики основных цветов и предлагайте разные варианты игры. Хороши кубики из разных материалов: связанные из ниток, сшитые из ткани, изготовленные из гладкого и фактурного картона.
  • Тренажеры-шнуровки, застежки, задвижки, змейки, прищепки и т.д. Как их сделать, можно найти в Интернете.
  • Маракасы – делаем из пластиковых бутылок и наполняем сыпучими материалами – развиваем слух.

Налаживаем производство игрушек для средней группы

В средней группе продолжаем развивать чувствительность, начинаем обучать счету, более широкому спектру цветов, звуков, разным геометрическим фигурам. Подробней об этом можно прочесть в пособии»Сенсорное развитие детей 4-5 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей среднего дошкольного возраста: 16 дидактических карт».

Своими руками для этого возраста мы можем сделать многое:

  • Для игр на счет уместно применять прищепки. Клеим на прищепку кружочек бумаги с цифрой (от 1-9). Далее заготавливаем разного вида дидактический материал: удобней использовать круги с радиусным делением на сектора, в которых нарисованы разные предметы числом от 1 до 9. Можно сделать это в виде рулетки, когда выпадает определенный сектор случайно.

Посчитали количество предметов в секторе, нашли прищепку с соответствующей цифрой и прикрепили к сектору.

  • Крышечки от бутылок пластиковых можно использовать с большим успехом: если заранее просверлить или проткнуть раскаленной спицей отверстие по центру, то получим конструктор. Нанизывая крышечки на бечевку определенным образом, можно создавать не только бусы, но и фигурки.

Если потрудиться, то получим тренажер для разработки пальцев: берем коробку, проделываем в крышке отверстия по размеру горлышка обрезанных бутылок. Вставляем с обратной стороны крышки заготовки в отверстия, закрываем крышку коробки. Ребенок, завинчивая и отвинчивая крышечки, потренирует пальцы. Можно усложнять задание, придумав что-то по цвету, на счет и т.п.

Также крышки можно использовать как фишки для лото, шашки, наполнять ими самодельные маракасы, да что угодно.

  • Сенсорная доска: на деревянную доску прибиваем кнопки с пластиковыми головками. С помощью резиночек создаем разные узоры, закрепляя их на кнопках.
  • Из пластиковой решетки для раковины получится хорошая рамка для плетения из ленточек: она разделена на квадратные ячейки, удобно заниматься простым плетением.
  • Как раз для этого возраста пора делать тренажер для завязывания шнурков: их плотного картона или фанерки вырезаем что-то вроде башмака и делаем отверстие для шнуровки.

Как справиться с развитием чувствительности деток 5-6 лет?

Старшей группе требуются более сложные сенсорные забавы, но атрибуты все равно можно сделать самостоятельно. Кстати, советую прочесть: «Сенсорное развитие детей 5-6 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей старшего возраста: 24 дидактические карты».

А для занятий с детками, имеющими проблемы со зрением, рекомендую такое пособие: «Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. Тематические индивидуальные занятия и игры».

Итак, делаем атрибуты для занятий:

  • Массажная дорожка – в принципе, эта вещь подходит для любого возраста без ограничений. Работа длительная, но простая: шьем нечто вроде подушечек, соединенных между собой в дорожку. В каждую подушку зашиваем разные наполнители, как сенсорные мешочки, которые я описывала выше. Очень полезно лежать, ползать, ходить по такой дорожке.
  • Пора сделать счеты: берем рамку для фотографий, любым доступным способом крепим бечевки, на них нанизываем те же крышечки от бутылок, бусы, кольца от штор. Можно приспособить под счеты компактную сушилку для белья, используя прищепки для счета.
  • Мне очень понравилась идея сенсорного лабиринта, он прекрасно будет смотреться в сенсорной комнате в детском саду (если таковая имеется). Суть в чем: берутся рамки, которые могут устойчиво стоять, штук 5-6, на верхнюю перекладину каждой крепятся разные препятствия для передвижения: воздушные шарики с песком, полоски резины, ткани, елочный «дождик»…

Как в автомойке. Кстати, и подписать можно, чтобы ребенок искал и по очереди пролезал через рамки: вода, чистка, сушка и т.п. Это отличная подвижная сенсорная игра!

  • Для изучения счета и грамоты можно использовать старую клавиатуру от компьютера. Заклейте ненужные отвлекающие кнопки кусочками бумаги. Посмотрите, как быстро наши компьютерные детки усвоят буквы и цифры.
  • Сенсорные доски: из фанеры или картона выпиливаем доску, наклеиваем сверху однотонный войлок. Заготавливаем разные фигурки, цифры, буквы, домики, деревья, машинки, на обратную сторону приклеиваем липучку. Дети прямо на доске создают картины, решают математические задания и т.п.

Подготовительная группа и сенсорные забавы

Детки этого возраста активно готовятся к школе, соответственно – делаем акцент на грамоте и счету, но не забываем о всестороннем онтогенезе (развитии) посредством игры. К слову, могу посоветовать прекрасное пособие»Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы»: здесь используется нестандартный подход для реализации обучающих задач по сенсорному развитию.

Чтобы понимать, какие игрушки делать для сенсорики детей этого возраста, нужно понимать эти задачи, а они такие: продолжать обогащать опыт детей, расширяя границы слухового, зрительного, тактильного восприятия. Знакомить с широким спектром цветов, звуков, запахов, фактур. Твердо закрепить знания об сенсорных эталонах.

Что касается сенсорных игрушек своими руками, в 6-7 лет вполне можно продолжать использовать вышеперечисленные забавки, но ставить к ним более сложные задания.

Кстати, крышечки от бутылок можно использовать как массажный бассейн: наполняем коробку крышками, следя, чтобы они лежали вверх плоской частью, и ребенок пусть топает на месте, массажируя стопы.

Сенсорные коробки вообще можно делать экономным способом, как с крышками, и «по-богатому»: емкость наполняем отборной галькой или стеклянными шариками для флористики, получаем целый сухой бассейн. Либо смешиваем разные крупы: рис, пшенка, шарики для посыпки кондитерки и получаем отличный релакс-тренажер.

Еще мне очень понравилась идея стеклянного мольберта: это нечто вроде рамы со стеклом на устойчивых ножках. На стекле можно рисовать с обеих сторон и смывать рисунки.

Есть разные виды игрушек-моталок, они представляют собой игрушку на нитке, а нитка привязана к палочке или карандашу, нужно наматывать нитку на палочку, приближая к себе игрушку, мышку, например. В такую забаву можно соревноваться двоим участникам на скорость. Сделать их очень просто, думаю, вы догадаетесь, как.

Для развития зрительной памяти вообще все просто: вырезали картинки из журналов или нарисовали, показали ребенку, спрятали, а он вспоминает, что было изображено. Или также по развитию восприятия слогов – ничего не стоит написать слоги на карточках и пусть дети составляют слова или подбирают картинки с изображением предметов на заданный слог.

Сенсорные забавки для всех возрастов

Есть еще такие забавы для подготовительного периода – речевой серпантин, тоже можно сделать самим. Рисуем на бумаге дорогу-серпантин, а по обочинам на каждом витке крепятся съемные элементы-карточки, картинки. Ребенок должен, следуя по серпантину, называть слоги, буквы, изображения. Двигаться можно как угодно: прокладывая дорогу пуговицами, камешками, шагая пальцами, двигая машинку.

Еще «на закуску» предлагаю сделать такую дидактическую сенсорную забавку из спичечных коробков: сверху на коробку наклеиваем изображение зверя, птицы, которые издают узнаваемые звуки: мяу, гав, му, ку-ка-ре-ку, ко-ко-ко, ку-ку и т.п. На внутренней части коробки на дне, пишем эти звуки читабельными буквами. Ребенок должен подобрать к картинке нужный звук. Если не умеет еще читать, сами читайте, а ребенок на слух подбирает.

Думаю, на сегодня вам идей хватит для воплощения. Если у вас есть дополнения, прошу, делитесь ими, а также ссылками на мои статьи. Кроме того, приглашаю новых подписчиков в нашу компанию.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Игры на улице

Опубликовано: 20.05.2015

Приветствую Вас друзья с вами, как всегда Татьяна Сухих! Игры на…

Игры на улице: продолжение…

Опубликовано: 22.07.2015

Здравствуйте уважаемые гости блога! Продолжая говорить об играх на улице, хочется…

Постройки из снега – настоящее удовольствие для детей!

Опубликовано: 13.11.2016

Привет, дорогие мои! Недавно я затрагивала тему снежных построек к…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *