Игра сорока ворона

(для себя в качестве инфо)
Старославянские игры «Ладушки» и «Сорока-ворона» великолепно развивают речь, мелкую моторику, память и чувст­во ритма у ребёнка. Кроме того, песенки, которые хорошо рифмуются, важны для по­знания математических азов, музыкальных законов и развития языка.
Оказывается, игры типа «Сороки-вороны» и «Ладушек» – не игры вовсе, а лечебные процедуры. Другими словами, в древности детей пестовали. Пестование – это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребёнка и настройки ребёнка на биополе Земли.
Так называемые «пестушки» мамы произносят, когда умывают ребёнка:
Водичка, водичка,
Умой моё личико –
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щёчки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
«Сорока-ворона» или «Сорока-белобока».
На ладошках и на стопах есть проекции всех внутренних органов. Круговые движения взрослым пальцем по детской ладони в игре «Сорока-ворона кашу варила, деток кормила» стимулируют работу желудочно-кишечного тракта у малыша.
На центре ладони – проекция тонкого кишечника, отсюда и надо начинать массаж. Затем неторопливо увеличивайте круги – по спирали к внешним контурам ладони (здесь проекция толстого кишечника).
Закончить «варить кашу» надо на слове «кормила», проведя линию от развернувшейся спирали между средним и безымянным пальцами: здесь проходит линия прямой кишки (кстати, регулярный массаж между подушечками среднего и безымянного пальцев на собственной ладони избавит вас от запоров).
Описывая работу «сороки-вороны» на раздаче каши деткам (пальчикам), не стоит халтурить, указывая лёгким касанием «этому дала, этому дала». Каждый пальчик вашего ребёнка надо взять за кончик и слегка сжать. Сначала мизинчик: он отвечает за работу сердца. Потом безымянный – для хорошей работы нервной системы и половой сферы. Массаж подушечки среднего пальца стимулирует работу печени, указательного – желудка.
Большой палец (которому «не дала, потому что кашу не варил, дрова не рубил – вот тебе!») не случайно оставляют напоследок: он ответственен за голову, сюда же выходит и так называемый «лёгочный меридиан». Поэтому большой пальчик недостаточно просто слегка сжать, а надо как следует «побить», чтобы активизировать деятельность мозга и провести профилактику респираторных заболеваний.
Игра «Сорока-ворона» подойдёт и взрослым. Решите сами, какой пальчик нуждается в максимально эффективном массаже.
Полный текст «Сороки-вороны».
Развивающие игры для младенцев: «Ладушки» и «Сорока-ворона»Сорока-ворона
(водим пальчиком по ладошке)
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
(загибаем по очереди пальчики)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
Он дрова не рубил,
Он воду не носил,
Он печку не топил,
Он кашу не варил,
Он Машу не кормил.
Подобные «пестушки».
Пальчик-мальчик,
Где ты был?
— С этим братцем —
В лес ходил.
С этим братцем –
Щи варил.
С этим братцем –
Кашу ел.
С этим братцем –
Песни пел!
Этот пальчик – дедушка,
этот пальчик – бабушка,
этот пальчик – папа,
этот пальчик – мама,
этот пальчик – я.
Этот пальчик хочет спать,
этот пальчик – прыг в кровать,
этот пальчик прикорнул,
этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот – резал.
Этот – ел.
Ну, а этот – лишь глядел!
Этот мышонок в норке сидит,
Этот мышонок в поле бежит,
Этот мышонок колосья считает,
Этот мышонок зерно собирает,
Этот мышонок кричит: «Ура!
Все собирайтесь, обедать пора!”
Палец толстый и большой
в сад за сливами пошёл.
Указательный с порога
указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный подбирает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
Сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулак.
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли зайчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
«Ладушки».
Хироманты (это люди, которые гадают по ладони) зажатый кулак или большой палец, «запрятанный» в кулаке, считают признаком слабоумия либо полного истощения жизненной энергии. Именно потому, по их мнению, у младенцев всегда сжаты кулачки, а по мере того как дитя взрослеет и набирается ума, кулачок раскрывается.
Психологи и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев). Вполне вероятно, если ладошка научится раскрываться, то и головка активнее начнёт работать.
Тонус мышц и быстрое раскрытие ладошки легче всего нарабатываются при прикосновении к круглой поверхности – к собственной ладошке, к голове или к маминой руке.
— Ладушки, – говорите вы, – ладушки. – И выпрямляете пальчики малыша на своей ладони.
— Где были? У бабушки! – соедините его ручки ладошка к ладошке.
— Что ели? Кашку! – хлопнули в ладоши.
— Что пили? Бражку! – ещё раз.
— Кыш, полетели, на головку сели! – это самый важный момент: малыш прикасается к своей голове, раскрывая ладонь на круглой поверхности.
А вот полный текст «Ладушек».
— Ладушки, ладушки!
Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
— Кашку!
— Что пили?
— Бражку!
Кашку поели,
Бражку попили,
Полетели-полетели-полетели,
На головку сели!
Подобные «пестушки».
Ладушки, ладушки.
Мы пекли оладушки.
Получилось ровно пять:
Один Жучке надо дать,
Два – коту с усами,
Два съедим мы сами.
Мыли мылом ушки,
(изображаем, как мы моем ушки)
Мыли мылом ножки,
(изображаем, как мы моем ножки)
Ах, какие ладушки,
(ладошки поднимаем над головой)
Ладушки – ладошки.
(крутим ладошками над головой)
Наварили кашки,
Помешали ложкой,
(как в «сороке-вороне» пальчик крутим по ладошке)
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Строили ладошки
(ладошки изображают домик над головой)
Домик для матрёшки.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Прилегли ладошки
(ладошки ложатся спать под щёку)
Отдохнуть немножко.
Ах, какие ладушки,
Ладушки – ладошки.
Стенка, стенка
(потрогать щёчки)
Потолок
(потрогать лобик)
Две ступеньки
(прошагать пальцами по губам)
Дзинь – звонок!
(нажать на носик)

Упражнения для пальцев в рекомендуются людям, играющим на инструментах, для улучшения мелкой моторики пальцев и цепкости рук, а также детям, у которых есть проблемы с обучением письму, и пожилым людям, страдающим от ревматических болей. Ручная гимнастика также все больше нужна людям, работающим за компьютером. Многочасовое нажимание на клавиатуру может напрячь руки и причинить боль. К счастью, растяжка и укрепление мышц рук чрезвычайно просты, и эффект может быть достигнут с помощью нескольких основных упражнений. При тренировке пальцев помните, что каждое упражнение нужно повторять несколько раз. Важно отметить, что тренировку рук желательно проводить до начала утомительного занятия, например, до того, как мы начнем работать за компьютером или на концерте на пианино.

Для детей

Дети, которые учатся писать, иногда жалуются на боли в мышцах и пальцах. Это понятно: до сих пор мышцы рук и пальцев ребенка не имели такой нагрузки. Проблемы можно легко предотвратить, размяв пальцы перед тем, как писать. Вы можете начать разминку, сжимая кулаки и вытягивая пальцы. Аналогичное упражнение — сгибать пальцы в суставах, не сжимая кулаки. Эти два упражнения выполняются медленно и спокойно.

Ребенок может, держа руку в воздухе, сгибать и выпрямлять пальцы один за другим. Ещё можно выполнить это действие сразу на обеих руках.

Также можно сделать шарик с бумаги, имитировать набор на клавиатуре, слегка вдаряя пальцами о стол.

Сорока-белобока

Пальчиковая гимнастика Сорока белобока

Сорока-белобока

Где была? — Далёко!

Печку топила,

Кашку варила,

Деток кормила.

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости услыхали,

Быть обещали.

Гости на двор —

Кашицу на стол.

Этому дала на блюдечке, (загибаем мизинец)

Этому — на тарелочке, (загибаем безымянный палец)

Этому — на ложечке, (загибаем средний палец)

Этому — поскрёбышки. (загибаем указательный)

А этому — не дала! (трогаем за большой палец)

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил —

Ничего тебе не дам!

Кстати, у игры есть такое продолжение:

Вот он ходит — воду носит, (сгибаем-разгибаем большой палец)

Дрова рубит,

Печку топит,

Кашу варит.

Знай-знай наперёд!

Ну, мамочка-мамочка, ну дай кашки!

Ну, на тебе — кашки-малашки!

Ням-ням-ням…

Поели-поели, (вытираем губы)

Полетели (машем руками),

На землю сели!

Ещё один вариант:

Ты воды не носил,

Ты печку не топил!

Вот он ходит-ходит,

Воду носит, печку топит.

Здесь — холодная вода (глядят ладонь ребенка).

Здесь — тёплая вода (касаются локтя)

А здесь — кипяток-кипяток-кипяток! (машут руками)

И ещё один вариант с движениями:

Сорока-белобока

Кашку варила,

На порог положила,

Гостей созывала (обеими руками «зовём» к себе гостей).

Гости не бывали (разводим руки в стороны, изображаем сожаление),

Кашки не едали.

Всю кашку деткам отдала:

Этому — на ложечке (ладонь ковшиком и протягиваем вперёд),

Этому — на поварешке (складываем обе ладони ковшиком),

Этому — на ухвате (поднимаем обе ладони вертикально, прижимаем одну к другой)

Этому — на лопате! (складываем ладони и протягиваем их вперёд)

Пальчику-мальчику

Не досталось.

Пальчик-мальчик

Толчёт, мелет.

По воду ходит,

Квашню творит:

Вода на болоте,

Мука не молота.

Квашенка на липе,

Мутовка на сосне.

Взял коробочку,

Пошел по водичку.

Тут ступил — тёпленько,

Тут — горяченько,

Тут пень, тут колода,

Тут студёная вода,

А тут ключики кипят-кипят!

Замок

Скрестить руки в замок, переплести пальчики. Начать читать стих, раскачивая «замочек»

Вот на двери висит замок

Кто ж его открыть бы смог?

Мы постучали,

На данной фразе нужно начать стучать друг об друга запястьями, стараясь не расцеплять «замок»

И покрутили,

Одну из рук тянуть от себя, другую на себя, также не расцеплять пальцы

Потянули,

Выпрямляем пальцы, но не разрывая замочек, тянем руки в стороны

И открыли!

Развести руки в стороны, быстро разрывая замок.

Стих нужно говорить неспеша, чтобы ребенок не отставал от ритма.

Пальчик-мальчик

Будто обращаясь к ребенку, сжать по очереди каждый его палец, от мизинца до указательного или наоборот

Мальчик-пальчик, где ты был?

Вот с этим братом в лесу бродил.

А с этим братцем щи варил.

С этим братцем песни пел.

А с этим — в дудочку дудел.

Медвежонок

Мишка топает ногой,

Мишка топает другой,

Ух, как веселится

В нашем доме половица!

Нужно шагать пальцами-«лапами»

Ну а пока танцует Мишка,

Мы похлопаем в ладоши.

Вместе с лисонькой-плутишкой

Будем зрителями тоже.

Начинаем аплодировать.

Сидели три медведя

Нужно сжимать и разжимать кулачок

В избушке за столом

Показываем рукой стол и крышу

Муку они смололи

Делаем движения по кругу кулаком

Чтоб печь пирог потом

Раз – кхе, кхе. Два – кхе, кхе

Все испачкались в муке

Отряхиваем ладошки

Нос в муке и хвост в муке

Показываем на нос.

А уши в кислом молоке

Показываем на уши.

Встреча

Когда руки встречаются

Касаемся рук ребёнка

Потираем, сжимаем ладони

Когда вы встречаете большие пальцы

Нужно дотронуться до больших пальцев ребёнка

они сразу же приветствуют друг друга

Потираем и сжимаем пальцы

Когда пальцы встречаются

Касаемся всех пальцев ребёнка

они сразу же приветствуют друг друга

Касаемся других пальцев

Тортик

Тесто ручками помнем

Нужно сжимать и разжимать пальцы

Сладкий тортик испечем

Делаем вид, что месим тесто

Серединку смажем кремом

Начинаем круговые движения по поверхности

А верхушку сладким джемом

Ну и шоколадной крошкой

Мы засыпем торт немножко

Делаем вид, что насыпаем «крошку»

Ну а потом заварим чай

Друга в гости приглашай.

Стена

Строим стенку,

Выше и выше,

Нужно держать ладони горизонтально перед собой, по очереди одну ладонь кладём на другую, изображая кладку кирпича.

Добрались вот до крыши!

К началу проговаривания этих слов «стена» должна быть «построена» почти до уровня глаз. Делаем из ладоней крышу.

Чья же крыша выше?

Выше, выше, выше!

Сложить руки вместе и потянуться как можно выше

Вырубили мы окошко,

И дверочку для кошки,

И дырочку для мышки:

Пи-пи-пи-пи!

Отверстия нужно нарисовать указательным и большим пальцами: четырехугольник, арка, небольшая круглая дырка.

По ягоды в лес

Раз, два, три, четыре, пять

Соединяем все пальцы одной руки с пальчиками другой

В лес мы идём гулять

Двигаем средний и указательный пальцы по столу

За малиной и черникой

Пальцем левой руки загибаем пальчики правой

За калиной и брусникой

Голубику мы найдём

И братишке отнесём

Все пальцы обеих рук двигаются по столу.

Осьминожка

Вот восемь пальчиков для ножек —

У нас вышел осьминожек.

Сколько ног у осьминога?

Много, много. Очень много!

Всеми пальцами, кроме больших, малыш показывает щупальца.

Солнышко

Утро ясное пришло,

И солнце красное взошло.

Начали лучики светить

И маленьких деток веселить.

Пальцы нужно разгибать по очереди.

Вот и прилетели тучки

И спрятались лучики.

Пальчики нужно сжать в кулачок.

Черепаха

«Сколько пыли, да сколько сора –

До дверей доберусь я не скоро», —

Кто вздыхает то так тяжко?

Это ж наша черепашка.

Двигаться пальцами неторопливо, как будто это ножки черепахи.

СОРОКА — ВОРОНА

Водим пальчиком по ладошке малыша круговыми движениями

Сорока — ворона Кашку варила,

На порог скакала, Гостей созывала.

Гости не бывали, Каши не едали,

Всю свою кашу

Сорока — ворона

Деткам отдала. Далее загибаем пальчики, словно считая.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

-Зачем дров не пилил?

-Зачем воду не носил?

Второй вариант текста Сорока — Ворона

Сорока-ворона,

кашку варила,

деток кормила,

этому дала (показывает на большой палец),

этому дала (показывает на указательный палец),

этому дала (показывает на средний палец),

этому дала (показывает на четвертый палец),

а этому не дала (указывает на мизинец)

он кашку не варил,

деток не кормил,

маме не помогал!!!

Третий вариант текста Сорока — Ворона

Сорока-ворона кашку варила,

деток кормила:

этому дала,

этому дала,

этому дала,

этому дала,

а этому не дала:

ты в лес не ходил,

ты дрова не рубил ,

ты печку не топил,

и кашу не варил!

Улетай отсюда!

Четвертый вариант текста Сорока — Ворона

Сорока-белобока кашку варила,

деток кормила.

Этому кашки дала,

этому дала,

этому дала,

этому дала, а этому не дала!

Ты в лес не ходил,

дрова не рубил,

печку не топил!

Тут пень, (указываешь на запястье)

тут колодец, (указываешь на загиб локтевой)

тут ключевая водичка (щекочешь подмышкой)

Пятый вариант текста Сорока — Ворона

Сорока-сорока,

-Где была?

-далёко,

Кашку варила,

деток кормила.

этому дала,

этому дала,

этому дала,

этому дала,

а этому не дала.

Он дров не рубил,

печку не топил,

за водичкой не ходил,

кыш-кыш полетели,

на головку сели. (Кладем ручки ребенка на его головку)

Шестой вариант текста Сорока — Ворона

Сорока-сорока,

Бело-белобока,

Кашку варила,

Гостей манила,

Гости во двор

— Кашку на стол.

Гости со двора

– И кашка со стола.

Седьмой вариант текста Сорока — Ворона

Сорока, сорока Была белобока,

Кашку варила,

Деток кормила:

Этому дала

И тому дала,

И четвертому дала

А пятому не дала:

Толстый, жирный,

За водой не ходил,

Дров не рубил,

Нет тебе кашки!

Восьмой вариант текста Сорока — Ворона

Сорока-белобока кашку варила,

деток кормила. (Щекочем ладошку ребенка)

Этому дала, (загибает мизинчик ребенка)

этому дала, (загибает безымянный пальчик)

этому дала, (загибает средний пальчик)

этому дала, (загибает указательный пальчик)

а этому не дала: (трогаем большой пальчик)

ты дров не носил, печку не топил, тебе каши не дадим! (Веселимся и и грозим пальчиком большому пальцу ребенка)

А уж ритуальный смысл игры в ладушки… О чем тут говорить? Можно ли в младенческой забаве разглядеть скрытый смысл?

Это кажется смешным, но — можно. Потому что если один коротенький стишок состоит из намеков на древние верования — вряд ли это совпадение.

Вспомним песенку?

Все это сопровождается соответствующими жестами, хлопками ладоней и пр.

Прежде всего, выделим ключевые фигуры и предметы: бабушка, кашка, бражка. И конечно, сами ладушки — ладошки, ладони. Почему-то летающие!

Жесты ладонями используются в языческих обрядах самых разных народов. И не зря играют именно в ладушки. Ладонью мы машем при встрече и прощании, ладонью приветствуем или показываем что-то. С ладони кормим! Кисть руки — наш главный «инструмент» взаимодействия с миром.

У коренных жителей Австралии и Африки есть обычай отпечатывать ладони на стенах пещер или на камнях. Причем не на всех подряд, а совершенно определенных. Эта традиция идет из палеолита, из времен возникновения современного человека. Древние отпечатки ладоней, считающиеся самыми первыми произведениями искусства, встречаются по всему миру.

А что мы с вами сделаем, увидев на стене отпечаток ладони? Не примерим ли к нему свою руку. Жест настолько естественный, что и «цивилизованный» современный человек совершает его не задумываясь. Это универсальный жест приветствия, подпись из дописьменной эпохи: «Здесь был Вася».

И ещё — демонстрация мирных намерений: «Смотри, в руках нет оружия!»

К ладоням мы вернёмся. А зачем в детской песенке бражка, да ещё и «пьяненькая»? Некоторые высокоморальные родители даже заменяют её на более приличную «простоквашку».

Но «простоквашка» не вписывается сюда не только по ритму, но и по смыслу. Ведь алкогольный напиток попал в потешку не затем, чтобы приучить детей к пьянству? Дураками предки не были!

Да просто песня — ритуальная. А брага и каша — традиционная ритуальная пища. Кстати, изначально это даже не каша, а кутья. Нам она знакома как чисто поминальное блюдо. Первоначально же это просто ритуальное кушанье для самых разных празднований.

Хотя в данном случае и поминальная кутья к месту. Что за бабушка живёт вдали (мы ведь у неё «были», да ещё и «летали»!) от семьи? Сюжет, напомню, древний, люди жили большими семьями. И почему же «полетели», а не пошли или в крайнем случае поехали?

Где пересекаются посещение «бабушки», а точнее, предков, и ритуальная пища? Да на кладбище! Или в более широком смысле — в поминальных ритуалах.

Что говорят детям, если умирают близкие? «Бабушка уехала», «бабушка далеко»…

Неспроста «ладушки» летают! Кормление летающих существ, птиц — непременная часть кладбищенских обрядов. Что отвечают детям, спрашивающим, кому рассыпают на кладбище пшено и крошки? «Птичкам!»

Детей такой ответ обычно устраивает. А взрослому бы задуматься: зачем обязательно кормить птиц? Да потому, что не «птичек» кормят, а предков. Души, приходящие (прилетающие) к живым родичам. Потому и «бабушка добренькая», что своя! Фото:

К чужакам предки настроены не столь дружелюбно. Именно поэтому в новый дом первым входил старик — своего рода жертва обитающим здесь, незнакомым пока духам. Позже обычай «смягчился», и старика заменили животным. Например, кошкой…

Вначале мешаются птицы и прилетающие души предков; затем, в потешке, птицы-души мешаются с ладушками-ладошками. Возможно, потому, что ладони использовали в обрядах, связанных с обращением к предкам.

В одной из разновидностей игры в салки не салят коснувшегося стены. Или, в крайнем случае, дерева. Но — не двери. Потому что дверь — выход во враждебный мир. А стена первоначально — стена печи, сакрального центра дома.

В христианское время сакральный центр сместился в «красный угол». Еще раньше забылся архаичный обычай хоронить под печью. Точнее, ещё под очагом. Зато в народной (обрядовой) памяти сохранилось жестовое обращение к лежащим там предкам: приложить ладони к печи. Это может быть и знакомство — когда в дом приходит чужак. И просьба о помощи, защите, сохранившаяся в игре в салки. Касание стены может сопровождаться фразой «Чур меня!», и здесь-то обращение к предкам очевидно!

И в нашей потешке «ладушки» — это приветствие; рука, «протянутая» ушедшим родичам. В архаичной картине мира предки продолжают жить, только в ином мире. Приходя к живым в дни поминовений. Ну, а игра с малышом в ладушки — своего рода «букварь», первое представление о том, как устроен мир.

Теги: смысл игры, ладушки, скрытый смысл, игры с малышом

Упражнения для пальцев в рекомендуются людям, играющим на инструментах, для улучшения мелкой моторики пальцев и цепкости рук, а также детям, у которых есть проблемы с обучением письму, и пожилым людям, страдающим от ревматических болей. Ручная гимнастика также все больше нужна людям, работающим за компьютером. Многочасовое нажимание на клавиатуру может напрячь руки и причинить боль. К счастью, растяжка и укрепление мышц рук чрезвычайно просты, и эффект может быть достигнут с помощью нескольких основных упражнений. При тренировке пальцев помните, что каждое упражнение нужно повторять несколько раз. Важно отметить, что тренировку рук желательно проводить до начала утомительного занятия, например, до того, как мы начнем работать за компьютером или на концерте на пианино.

Для взрослых

Не только дети нуждаются в «разминке» для своих пальцев. Взрослые много пишут, работают на компьютере, играют на музыкальных инструментах. Ниже приведены некоторые упражнения для пальцев.

Как выглядят такие упражнения? Нужно начинать разминку рук с простого упражнения на растяжку: мы осторожно гнём пальцы назад. Отпустите ваши пальцы, когда почувствуете небольшое растяжение — разминка не должна навредить! Коснитесь к большому пальцу всеми другими пальцами.

Упражнения:

  1. Поставьте руку на поверхность, растяните пальцы насколько можно широко и поднесите их друг к другу.
  2. Кладем руку на стол, затем индивидуально поднимаем каждый палец, и ставим его на стол.
  3. Опираемся пальцами одной руки на пальцы другой и нажимаем, пока не почувствуем, что мышцы растянуты.
  4. Руки сжимаются в кулаки на протяжении полминуты, а потом ослабляются на 5 секунд.
  5. В вытянутой руке держим лист бумаги и, используя лишь пальцы одной руки, стараемся сделать бумажный шар.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *