Игра на гармошке

                 В.Р.: Насколько я понимаю, джаз и блюз имеют общие корни?

МЛ: Конечно! В начале XX века, когда джаз и блюз зарождались, разграничений между ними не делали- это была одна музыка. В самом начале, во времена Роберта Джонсона, блюз нёс большую смысловую нагрузку. Самым главным в нём был текст. Выходит человек на сцену и начинает рассказ… В те времена блюз был музыкой одиночек, максимум-дуэтов. Барабанами, басами, клавишами он начал обрастать гораздо позднее, где-то в 40-х. Вот взять хотя бы Роберта Джонсона: любой текст по 8, 10, 12 куплетов — целое повествование!

Как научится играть на губной гармошке самостоятельно

Сейчас текст потерял свою важность, вокал стал восприниматься как ещё один инструмент. Слушают интонации, тембр голоса, а про что ты поёшь — никому не интересно. Я играю классические произведения, но асе они переработаны, индивидуализированы. Однако я всё-таки мечтаю когда-нибудь написать свой блюз.

                 В.Р.: Насколько губная гармоника универсальна? Или всё-таки это инструмент определённого стиля                                   музыки, как блюз, кантри? Например, волынка — инструмент этнической музыки…

М.П.: Я был на фестивале губной гармоники в Троссинхеме. Это её родина. Так вот, выходят на сцену трое парней во фраках с бабочкой. У одного аккордная гармошка длиной 53 см, у второго басовая (тоже приличного размера), а у третьего — хроматика. И они начинают играть… Танец с саблями! Лихо играют — слов нет, но когда я отвернулся, у меня возникло чувство, что это играет на аккордеоне один человек. Возможно, как эксперимент это интересно. Может, это показатель виртуозности исполнителей, либо это просто оригинально. Но какой смысл в существовании такой группы?! Или японец в сопровождении струнного квартета играет сонатину в ля-минор. Сам во фраке, женщины в длинных платьях… Это звучит и выглядит глупо! Поэтому я, мягко говоря, не сторонник того, чтобы наряжать губную гармонику во фрак: она не тот инструмент! Джаз, блюз, кантри, рок-н-ролл — вот мир губной  гармоники, её музыкальная  ниша.

                     В.Р.: Сложно ли научиться играть на губной гармонике?

М.П.: Прежде всего, губная гармоника требует от музыканта темпераментного характера. Человеку с флегматичным характером этот инструмент не подходит. Гармоника не хочет с ним дружить, разговаривать. Есть масса тому примеров. Что касается техники, то этот инструмент очень прост на первых этапах. Когда ты только берёшь его в руки, кажется, что всё легко, всё получается. Но в процессе развития, когда ты ставишь перед собой более сложные задачи, выясняется, что это очень сложный инструмент. Но с другой стороны, её возможности практически не ограничены, можно развивать и расширять технику всю жизнь, придумывать новые приёмы.

                  В.Р.: Как бы ты оценил сложившуюся ситуацию, насколько популярен блюз в России?

М.П.: Когда появился клуб Би Би Кинг, в него стали часто заглядывать американцы: О-о! Сейчас перестройка, и вы наконец можете играть блюз! Я пытался  объяснить, что мы играли блюз ещё в конце 60-х.

В те годы, когда группа Удачное приобретение начала играть блюз, нас не совсем понимали. А получилось так, что мы стали самой профессиональной самодеятельной командой тех времён. Но у блюза как такового не было популярности: публика просто интересовалась англоязычной музыкой. Люди приходили послушать хорошую группу, а уж что мы там играем… Когда началась перестройка, мы с англоязычными программами ездили по гастролям и собирали стадионы. Однако публика очень быстро наелась этой музыки, и всем захотелось Киркорова и Верку Сердючку. В клубе Би Би Кинг за столиками помещается человек 80, но как правило пара столиков всегда свободна. Разве это можно назвать популярностью, когда в 15-миллионном городе ты не можешь собрать и 100 человек на свой концерт? Конечно, мы обделены вниманием СМИ, они на нас просто не обращают внимания. Никаких более-менее значительных блюзовых мероприятий в стране не проходит. Так что мы живём практически той же полуподвальной жизнью, как и в советские времена. Особенно ничего не изменилось. У нас есть определённый круг слушателей, поклонников, свои фан-клубы, но всё осталось на том же уровне. О популярности говорить вообще сложно. Можно судить по коллективам, которые сейчас выступают, и количество их растёт. Значит, они находят своего слушателя. А количество блюзовых площадок сокращается. Я лично считаю, что популярность определяется тысячными стадионами, собираемыми в разных частях света. Вот вам пример — Queen. Кто такие звёзды? Луи Армстронг, Би Би Кинг, Фрэнк Синатра… Люди, которых знает весь мир. А с какого перепугу, простите, Пугачёва или Киркоров- звёзды? Их, кроме как в России, нигде никто не знает и знать не хочет. Следовательно, они не звёзды, а популярные артисты местного значения. Видимо, и мы такие же. Ну кто знает Петровича?..  Блюз сейчас перешёл в стадию классического жанра,в элитную категорию.  Им интересуются в первую очередь интеллектуалы, интеллигенция.

Игра на губной гармонике

Мотивация

На сегодняшний день губную гармонику уже можно назвать инструментом экзотическим, ведь далеко не каждый в своей жизни слышал этот инструмент хотя бы на записях, а в живую так и подавно. Даже среди профессиональных музыкантов гармошка не воспринимается в серьез и если Вы спросите выпускника консерватории о выдающихся джазовых гармонистах, то половина из них в лучшем случае назовет Вам одно имя, а большая часть скажет, что таковых в истории джаза нет. Это утверждение, конечно же, ошибочно и этим материалом я хотел бы пролить немного света и, самое главное, хотя бы немножечко популяризировать этот инструмент. А так же постараться вернуть к нему серьезное отношение, коего он заслуживает на ровне со всеми остальными музыкальными инструментами.

Первая губная гармоника

Несмотря на то, что музыкой я занимаюсь с раннего детства, а именно с семи лет, первая губная гармоника появилась у меня достаточно недавно – зимой 2008 года. Тогда, по счастливой случайности, я ошибочно скачал книгу, нажав не на ту ссылку. С книгой также шли аудио-примеры, а потому конца закачки пришлось ждать всю ночь. На утро я был очень удивлен тем, что же на самом деле я скачал, но послушав аудиозаписи решил попробовать поиграть на этом инструменте. С тех пор он стал моим основным инструментом и сейчас вся моя концертная деятельность построена вокруг него.

Итак, как же выбрать первый инструмент. На сегодняшний день в Украине можно найти гармоники от трех основных производителей – Hohner, Seydel и Suzuki.

Все три производителя используют уникальные технологии производства своих инструментов, а потому однозначно определить «победителя» не удастся, однако можно определиться с предпочтениями.

Инструменты Hohner – самые распространенные губные гармоники на сегодня. Их особенность заключается в том, что их платы и язычки на них (сердце гармошки, основные части инструмента, которые издают звук) сделаны из латуни. Это материал достаточно мягок, что дает как преимущества, так и недостатки.

Трудно ли научиться играть на губной гармошке?

Преимущество заключается в том, что этот материал наиболее податлив, а значит играть на нем легче всего и «доводить» гармошку под свои нужды – тоже. Спросите любого гитариста, и он скажет вам как много всего он настраивает в гитаре под себя. Это же касается почти всех инструментов и гармошка не исключение. Недостаток же в том, что они самые хрупкие, изнашиваются быстрее всех и доводку сохраняют не долго, что заставит вас подстраивать инструмент под себя очень часто. Обманчивая легкость игры так же позволит не очень усидчив музыкантам не до конца освоить все тонкости техники игры, ошибочно полагая, что раз инструмент звучит и так, то они не нужны. Однако эти гармошки благодаря своей распространенности наиболее доступны. Если решитесь покупать инструмент этой фирмы – я рекомендую модели Special20 или Golden Melody.

Гармоники фирмы Seydel на сегодня являются одними из самых дорогих. Их язычки выполнены из стали, что делает их куда надежнее Hohner, их достаточно настроить один раз и скорее всего Вам либо вообще больше ничего не придётся менять, либо после уж очень усердной игры слегка вернуть все на свои места. Но вот эта самая настройка дастся Вам очень непросто, особенно первые разы. Для хорошей игры на этих инструментах Вам также потребуется хорошая техника дыхания и звукоизвлечения, т.к. сталь куда менее отзывчива и играть на ней сложнее. Найти их в Украине достаточно сложно, если же решите их приобрести, я рекомендую модели 1847 или Session Steel.

Инструменты Suzuki – это нечто среднее между Seydel и Hohner. Они используют некий уникальный сплав для своих язычков. Особенность из инструментов в том, что внутренние детали у них хуже заменяются, а потому ремонт Вам обойдется или дороже или попросту станет невозможным. Я мало играл на этих инструментах, но советую обратить внимание на модели Manji и Promaster.

У губных гармоник есть такое понятие как ключ, в котором они настроены. Он определяет какие именно ноты Вы сможете сыграть на конкретной гармошке и как высоко или низко они будут расположены. Для начала я рекомендую покупать инструмент в ключе C (До).

Техника игры на инструменте

В основе игры на губной гармонике, как и на любом другом духовом инструменте, лежит правильное дыхание. Под правильным в данном случае понимается диафрагменное дыхание, так же известное как «дыхание животом» или «игра на опоре». Суть в том, что вдыхать следует, используя диафрагму. Для этого необходимо работать мышцами низа живота, расположенными между пахом и пупком. Если обратить внимание на спящего человека, то скорее всего он будет дышать именно так. Что бы прочувствовать эти мышцы можно попробовать сделать следующее упражнение: встать ровно, глубоко вдохнуть, затем выдохнуть весь воздух, не вдыхая наклонится вперед и попробовать пошевелить животом. Скорее всего вы будете шевелить именно диафрагмой .

Губная гармоника – единственный духовой инструмент, на котором играют как на вдох, так и на выдох, поэтому необходимо научится дышать через гармонику. Не дуть, выдувать, всасывать, втягивать, выпускать или что-то еще, а именно дышать. Весь путь воздушного потока должен быть максимально открытым. Это означает, что необходимо следить, чтобы расслабленными были все части вашего тела, на пути от легких до гармоники. Плечи не должны подниматься ни на вдох ни на выдох, горло не должно быть напряжено или пережато, оно должно быть напряжено ровно на столько, насколько и когда Вы молчите и спокойной дышите. Язык должен быть опущен ниже зубов, рот открыт достаточно широко, чтобы гармошка полностью помещалась между зубов, губы практически расслаблены, сохраняется лишь легкий тонус в уголках губ. Пробуйте играть в таком положении через первые три отверстия на гармонике, пока звук не станет ровным и чистым.

После дыхания необходимо освоить игру одиночными нотами. Это можно делать как блокировкой языком, так и блокировкой губами. Я расскажу про второй метод, т.к. он на мой взгляд предпочтительнее. Необходимо положить гармонику в рот достаточно глубоко, так, чтобы верхняя губа закрывала две трети верхней крышки гармоники. Слегка наклоните гармонику, примерно под углом 45 градусов. В нижней губе у каждого человека есть естественная выемка, в которую должно попасть то отверстие, через которое вы собираетесь играть, благодаря тому, что вы слегка наклонили инструмент, а губы находятся в легком тонусе, соседние от выбранного отверстия дырки перекроются губами и воздух будет проходить только через нужное. Осваивайте такую игру как на вдох так и на выдох по всему инструменту. Выучите несколько простых мелодий .

Следующий этап – бенды. Это способ понизить тон, который звучит при естественном вдохе или выдохе. На отверстиях с первого по шестое бенд можно сделать на вдох, с восьмого по десятое – на выдох. Это обусловлено тем, что внизу гармоники нота на вдох выше ноты на выдох, а в верхнем регистре инструмента – наоборот. Начинайте с бендов на вдох, для этого попробуйте без инструмента на вдохе произнести букву «Х», перемещая при этом язык, так чтобы звук «Х» звучал то высоко то низко, в разных положениях языка. Это именно то движение языка, при помощи которого делается бенд, пробуйте проделывать его с инструментом, пока не услышите понижение звука. Затем, когда сможете понижать звук – попробуйте понизить его до следующей ноты, относительно той, которая звучит при естественном вдохе. Для этого можете поиграть ноты на фортепиано или воспользоваться тюнером. Это самый сложный этап освоения губной гармонике, задержитесь на нем подольше, разучите побольше композиций с бендами, пока они не станут звучать достаточно близко к обычным нотам, извлекаемым на вдох или выдох.

Последующие техники игры являются уже не столь обязательными, а скорее «украшательными», позволяющими сделать игру интереснее или разнообразнее.

Например, можно поместить гармонику в рот так, чтобы вдыхать или выдыхать через четыре смежных отверстия, затем перекрыть средние два языком, благодаря зазвучит «октава» – две одинаковые ноты (например До или Ре), расположенные одна выше другой.

Отдельное внимание следует уделить артикуляции. Это то, как использовать язык и положение губ при игре на инструменте. Например, быстро произнося «та-ка-та-ка» во время игры можно сыграть одни и те же ноты подряд достаточно быстро и коротко. Экспериментируйте с различными слогами и звуками во время игры, это может открыть новые возможности.

Распространение в различных стилях музыки

Губная гармоника у большинства людей ассоциируется с народной музыкой. Будь то немецкие марши, или американская фолк–музыка, такая как блюз или кантри.

Действительно, в этих стилях гармоника распространена больше всего. Множество выдающихся исполнителей блюза прославились благодаря своей игре на гармонике. Это Junior Wells, Little Walter, Big Walter, Sonny Boy Williamson II, Sony Terry.

Губная гармоника в блюзе прошла долгий путь развития. Первые записи гармошки можно найти в архаичном блюзе, когда один и тот же человек играл одновременно на гитаре, подпевал себе голосом и иногда подыгрывал на гармошке, расположенной в специальной подставке у него на шее. Чуть позже исполнители на гармонике стали ценится чуть выше и их приглашали в дуэты с гитарой, где гармошка была уже равным гитаре инструментом. Долгое время губная гармоника записывалась именно так – в небольших блюзовых составах, по большей части акустических. Наконец в 1951 г Little Walter впервые записал губную гармонику через специальный предусилитель и микрофон, сделав ее звук похожим на электрогитару. Это дало инструменту «второе» дыхание, дав ему равное место в электронных блюзовых и роковых составах того времени.

Но гармошку можно найти не только в блюзе. В Японии она стала инструментом классической музыки. По сей день там можно найти целые оркестры, состоящие из различных губных гармоник. Это и диатонические инструменты, и хроматические, и басовые гармошки, и аккордовые, и тремоло и различные другие вариации.

В популярной музыке гармошку можно услышать не так часто, а потому мало кто сегодня слышал этот инструмент вживую.

В последнее время гармошка находит свое применение и в джазе. Toots Thielemans и Gregoire Maret – наиболее яркие представители хроматической губной гармоники в джазе. Каждый из них разработал собственный инструмент, который выпускают фирмы Hohner и Suzuki соответственно.

Среди представителей диатонической гармоники наиболее известны в джазе Howard Levy, Frederic Yonnet, Don Les, Борис Плотников.

Лечебные свойства губной гармоники

Современная медицина, как и древние восточные учения, сходятся во мнении, что дыхательные упражнения можно рассматривать в качестве наиболее сильного средства для физического и психического оздоровления организма.

С давних времен человечество пытается найти лучшую дыхательную систему, гимнастику, метод, который был бы наиболее полезным для здоровья человека, являлся бы естественным профилактическим методом многих заболеваний и обладал наилучшими лечебными свойствами.

Сейчас самыми известными и наиболее полезными для здоровья, что подтверждено многими исследованиями, являются следующие дыхательные системы и практики:

  • Пранаяма: дыхательные практики в йоге
  • Восточная гимнастика тай-цзи
  • Эндогенное дыхание по Фролову
  • Система трехфазного дыхания (система правильного дыхания)
  • Дыхательная гимнастика Стрельниковой
  • Метод Бутейко

Каждая из вышеперечисленных методик и систем может существенно улучшить качество жизни больных при трудно излечимых хронических заболеваниях, таких как астма, гипертоническая болезнь, а также полностью излечить от огромного количества заболеваний и предотвратить ещё большее. Самое удивительное, что губная гармошка – это единственный музыкальный инструмент, который объединяет в себе все полезные свойства и качества вышеуказанных дыхательных систем и методик, усиливая свое полезное воздействие еще и тем, что дыхание, при игре на губной гармошке, тренируется как на выдох, так и на вдох. На губной гармошке невозможно научиться играть, не научившись дышать правильным и самым здоровым типом дыхания.

Регулярная игра на губной гармонике оказывает наибольшее терапевтическое влияние на следующие три группы заболеваний:

1) Болезни дыхательных путей: бронхит, воспаление легких, различные формы туберкулеза, бронхиальная астма.

В первую очередь, конечно же, игра на губной гармонике является одной из самых лучших профилактик заболеваний дыхательных путей. Людям, которые часто болеют, рекомендуется заниматься ежедневными специальными дыхательными упражнениями, или задуматься о покупке губной гармошки. Регулярные занятия на губной гармонике настолько положительно сказываются на улучшении функции легких, укреплении дыхательной мускулатуры и тренировки диафрагмы, что на Западе гармошку активно используют в медицинских учреждениях даже для лечения такого тяжелого заболевания, как астм.

А для тех, кто борется с так называемым «бронхитом курильщика», или желает намного быстрее очистить организм после долгих лет табакокурения – нет лучшего способа, чем начать регулярно играть на губной гармонике.

Для тех, кто только собирается начать заниматься игрой на губной гармошке в том числе в терапевтических, реабилитационных и профилактических целях, очень важно приобрести губную гармошку не с медными язычками, поддающуюся корозии, которая является мощным аллергеном, а губную гармошку исключительно с язычками из нержавеющей стали. На данный момент только один единственный производитель в мире, фирма Seydel, выпускает такие максимально «здоровые» губные гармоники.

Те, кто болеет хроническими заболеваниями, перед тем, как начнут регулярно играть на губной гармошке должны обязательно проконсультироваться у своего врача. Такие занятия должны проходить только в период ремиссии.

2) Заболевания сердечно-сосудистой системы.

Регулярная игра на губной гармонике позволяет улучшить кровоснабжение и способствует насыщению кислородом сосудов всего организма. А у тех, кто страдает гипертонической болезнью, нормализуется артериальное давление.

3) Психические расстройства и заболевания.

Здесь идет речь не только о, всем известном благоприятном воздействии музыки на психику человека, а и о уникальных возможностях именно губной гармоники. Во-первых правильное дыхание, без которого игра на губной гармошке невозможна, напрямую и моментально влияет на психическое и физическое состояние организма. Известная истина: «хочешь изменить состояние – измени дыхание» работает в реальном времени. Человеку, который находится в негативном состоянии, достаточно изменить тип и ритм дыхания в данный момент времени, чтобы «выскочить» в другое состояние, а игра на губной гармошке способствует «переходу» исключительно в позитивное состояние. Помимо этого губная гармошка еще и буквально физически влияет на психическое состояние человека. Каким образом? Звук на губной гармонике возникает при воздействии воздушной струи на язычки губной гармошки, от чего те начинают колебаться. Данные колебания, на самом деле, очень хорошо ощущаются и распространяются в черепной коробке и даже во всем теле, что приводит к тому, что человек входит в лёгкое «измененное состояние сознания« сродни тем, которые достигаются медитативными релаксационными техниками (сравните с вибрациями в теле во время медитации «Ом»). Регулярное пребывание в таких измененных состояниях наилучшим образом сказывается на психическом и физическом состоянии организма, улучшается настроение, появляется ощущение гармонии, прилива сил и энергии .Губная гармошка выводит человека из депрессивных состояний и повышает интерес к жизни!

Быть губным гармонистом – это удивительная возможность не только получать удовольствие от музыки, но и ощущать себя здоровым и счастливым человеком!

Источники информации

  1. Украинская школа губной гармоники . – Режим доступа: harmonica.kiev.ua – Яз. рус.
  2. Русскоязычное сообщество исполнителей на губной гармонике. – Режим доступа: harmonica.ru – Яз. рус.
  3. Англоязычное сообщество исполнителей на губной гармонике. – Режим доступа: Modern Blues Harmonica – Яз. рус.

Дополнительная информация

                 В.Р.: Насколько я понимаю, джаз и блюз имеют общие корни?

МЛ: Конечно! В начале XX века, когда джаз и блюз зарождались, разграничений между ними не делали- это была одна музыка. В самом начале, во времена Роберта Джонсона, блюз нёс большую смысловую нагрузку. Самым главным в нём был текст. Выходит человек на сцену и начинает рассказ… В те времена блюз был музыкой одиночек, максимум-дуэтов. Барабанами, басами, клавишами он начал обрастать гораздо позднее, где-то в 40-х. Вот взять хотя бы Роберта Джонсона: любой текст по 8, 10, 12 куплетов — целое повествование! Сейчас текст потерял свою важность, вокал стал восприниматься как ещё один инструмент. Слушают интонации, тембр голоса, а про что ты поёшь — никому не интересно. Я играю классические произведения, но асе они переработаны, индивидуализированы. Однако я всё-таки мечтаю когда-нибудь написать свой блюз.

                 В.Р.: Насколько губная гармоника универсальна? Или всё-таки это инструмент определённого стиля                                   музыки, как блюз, кантри? Например, волынка — инструмент этнической музыки…

М.П.: Я был на фестивале губной гармоники в Троссинхеме. Это её родина. Так вот, выходят на сцену трое парней во фраках с бабочкой. У одного аккордная гармошка длиной 53 см, у второго басовая (тоже приличного размера), а у третьего — хроматика. И они начинают играть… Танец с саблями! Лихо играют — слов нет, но когда я отвернулся, у меня возникло чувство, что это играет на аккордеоне один человек. Возможно, как эксперимент это интересно. Может, это показатель виртуозности исполнителей, либо это просто оригинально. Но какой смысл в существовании такой группы?! Или японец в сопровождении струнного квартета играет сонатину в ля-минор. Сам во фраке, женщины в длинных платьях… Это звучит и выглядит глупо! Поэтому я, мягко говоря, не сторонник того, чтобы наряжать губную гармонику во фрак: она не тот инструмент! Джаз, блюз, кантри, рок-н-ролл — вот мир губной  гармоники, её музыкальная  ниша.

                     В.Р.: Сложно ли научиться играть на губной гармонике?

М.П.: Прежде всего, губная гармоника требует от музыканта темпераментного характера.

Человеку с флегматичным характером этот инструмент не подходит. Гармоника не хочет с ним дружить, разговаривать. Есть масса тому примеров. Что касается техники, то этот инструмент очень прост на первых этапах. Когда ты только берёшь его в руки, кажется, что всё легко, всё получается. Но в процессе развития, когда ты ставишь перед собой более сложные задачи, выясняется, что это очень сложный инструмент. Но с другой стороны, её возможности практически не ограничены, можно развивать и расширять технику всю жизнь, придумывать новые приёмы.

                  В.Р.: Как бы ты оценил сложившуюся ситуацию, насколько популярен блюз в России?

М.П.: Когда появился клуб Би Би Кинг, в него стали часто заглядывать американцы: О-о! Сейчас перестройка, и вы наконец можете играть блюз! Я пытался  объяснить, что мы играли блюз ещё в конце 60-х.

В те годы, когда группа Удачное приобретение начала играть блюз, нас не совсем понимали. А получилось так, что мы стали самой профессиональной самодеятельной командой тех времён. Но у блюза как такового не было популярности: публика просто интересовалась англоязычной музыкой. Люди приходили послушать хорошую группу, а уж что мы там играем… Когда началась перестройка, мы с англоязычными программами ездили по гастролям и собирали стадионы. Однако публика очень быстро наелась этой музыки, и всем захотелось Киркорова и Верку Сердючку. В клубе Би Би Кинг за столиками помещается человек 80, но как правило пара столиков всегда свободна. Разве это можно назвать популярностью, когда в 15-миллионном городе ты не можешь собрать и 100 человек на свой концерт?

Самоучитель губной гармошки

Конечно, мы обделены вниманием СМИ, они на нас просто не обращают внимания. Никаких более-менее значительных блюзовых мероприятий в стране не проходит. Так что мы живём практически той же полуподвальной жизнью, как и в советские времена. Особенно ничего не изменилось. У нас есть определённый круг слушателей, поклонников, свои фан-клубы, но всё осталось на том же уровне. О популярности говорить вообще сложно. Можно судить по коллективам, которые сейчас выступают, и количество их растёт. Значит, они находят своего слушателя. А количество блюзовых площадок сокращается. Я лично считаю, что популярность определяется тысячными стадионами, собираемыми в разных частях света. Вот вам пример — Queen. Кто такие звёзды? Луи Армстронг, Би Би Кинг, Фрэнк Синатра… Люди, которых знает весь мир. А с какого перепугу, простите, Пугачёва или Киркоров- звёзды? Их, кроме как в России, нигде никто не знает и знать не хочет. Следовательно, они не звёзды, а популярные артисты местного значения. Видимо, и мы такие же. Ну кто знает Петровича?..  Блюз сейчас перешёл в стадию классического жанра,в элитную категорию.  Им интересуются в первую очередь интеллектуалы, интеллигенция.

Самоучитель губной гармошки.

D`аnna » 11 май 2010 17:51

К сожалению, до недавнего времени научиться играть на губной гармошке (выражаясь более "по-научному" губной гармонике) было не лёгким делом. Ведь этот удобный, компактный, карманный инструмент, хоть и не представляет собой редкость, но встречается крайне редко, да и то в определённых кругах музыкальных меломанов.

Губная гармошка для начинающих и не только.

Обладая интересным и никогда не стареющим звуком, который прекрасно сочетается с звучанием гитары и др. инструментов + маленький размер и способность взять её куда захочешь, будь то выступление на акустическом вечере или отдых в лесу — это и придаёт губной гармошке всё большую популярность. Причём она доступна как для музыкантов, так и для людей далёких от нотной грамматики и музыкального образования. Безусловно, те кто уже что-то понимает и дружит с нотами намного проще освоить этот инструмент, но как я говорил это не помеха для начинающих, которые действительно захотели освоить губную гармошку. Повторюсь, ЗАХОТЕЛИ освоить губную гармошку, ведь это даже такой на первый взгляд не сложный инструмент требует усилий и тренировок, конечно значительно меньших в сравнении с гитарой, пианино, не говоря о других инструментах.
Если вы всерьёз решили покорить губную гармошку или просто узнать о ней как можно больше, то, пожалуй , этот сайт оптимальное для этого решение. Здесь вы сможете найти ответы на интересующие вас вопросы и с нуля научиться игре на этом инструменте.

15 лучших советов для желающих научиться игре на губной гармошке!

Всё зависит только от вас…

Урок 1. Первые звуки.
Начинающему сложно на первых порах извлечь чистую одиночную ноту. Поэтому лучше начать с извлечения аккордов. Итак, поднесите губную гармошку ко рту так, чтобы ваши губу перекрыли, 4-ое, 5-ое и 6-ое отверстия (см.рис1.).

Сделайте выдох. Таким образом прозвучал ваш первый аккорд состоящий из 3-ёх нот. Обозначим его: № 1

Давайте проделаем аналогичное с 5-ым, 6-ым, 7-ым отверстиями (см.рис.2). Опять прозвучали 3 ноты. Это ваш второй аккорд.

Выполним упражнения на рисунке №3. Итак:

ВЛОЖЕНИЯ

первый аккорд

yrok1-1.jpg (32.75 Кб) Просмотров: 204561

Второй аккорд

yrok1-2.jpg (32.3 Кб) Просмотров: 204561

Упражнение … цифры в кружках обозначение аккордов.

yrok1-3.jpg (78.59 Кб) Просмотров: 204561

Последний раз редактировалось D`аnna 11 май 2010 19:00, всего редактировалось 1 раз.

D`аnna

Вернуться к началу

·

Re: Самоучитель губной гармошки.

D`аnna » 11 май 2010 17:54

Сейчас задачу немножко усложним, добавим третий аккорд.
Выполним упражнения.
Доведите эти простейшие упражнения до автоматизма, а только потом приступайте ко второму уроку.

ВЛОЖЕНИЯ

третий аккорд

yrok1-4.jpg (33.49 Кб) Просмотров: 204561

упражнение на три аккорда

yrok1-6.jpg (84.87 Кб) Просмотров: 204561

D`аnna

Вернуться к началу

·

Читайте также:

ГОС. ИНСТ. МУЗ. НАУК, ВСЕР. РАБ. ОБЩ. "МУЗ.—МАССАМ", МУЗСЕНТОР ГИЗА
ПЕРВОМУ ВСЕСОЮЗНОМУ СЛЕТУ ПИОНЕРОВ

К. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ

(10 ПАР ОТВЕРСТИЙ)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО. МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЕКТОР. МОСКВА 1929

Ц. 20 к

Краткая музыкальная грамота

Какие бывают губные гармоники.

Губные гармоники имеют 10, 12, 14, 16, 18, 20 или 24 пары отверстий. Одни отверстия издают звук при выдыхании в них воздуха губами, другие при вдыхании через них воздуха. Для первоначального обучения удобнее всех (по простоте) гармоники в 10 пар отверстий.

Как держать губную гармонику.

Возьми гармонику большим и указательным пальцами левой руки и прижми ее к губам, таким образом, чтобы отверстия с высокими звуками находились около правого угла губ, а отверстия с низкими звуками находились около левого угла губ. (Высокими звуками называются такие, которые, постепенно повышаясь, становятся все более и более пискливыми; низкими же звуками называются такие, которые, постепенно понижаясь становятся все более и более гудящими).

Как играть на губной гармонике.

При извлечении звука на гармонике складывай губы так, чтобы можно было вдувать и выдувать воздух только через одну пару отверстий (верхнее и нижнее). Во время игры не держи гармонику глубоко в губах*, чтобы в нее не попадала слюна, и чаще выколачивай ее о ладонь.

———————
*Это не совсем правильно. Современная школа игры как раз рекомендует держать гармошку глубоко, тем самым обеспечивая плотный контакт губ с гармошкой. (Blacky)

Нотная и цифровая система.

Как слова состоят из букв, так и в музыке каждая пьеса состоит из отдельных звуков, которые записываются особыми значками. Для этого существует нотоносец, состоящий из пяти линеек (считая снизу вверх).
Вначале пишется значок , который называется музыкальным ключом. На нотоносце ноты располагаются на линейках и между линейками. Для звуков, не умещающихся на нотоносце, имеются короткие добавочные линейки ниже первой линейки нотоносца и выше пятой. Цифровая система имеет одну линейку и отличается от нотной тем, что для начинающего она проще. Мы помещаем все примеры и пьесы одновременно в той и другой системе.

Обозначение звуков губной гармоники по нотной и цифровой системе.

Звуки гармоники записываются так:

Значок " v " означает выдох, значок " ^ " вдох*.
Каждая пара отверстий (верхнее и нижнее) обозначается одной и той же цифрой, хотя одно отверстие издает звук при выдохе, а другое при вдохе**.
Самые употребительные пары отверстий — 4, 5, 6 и 7.

———————
*Учитывая, что книжка 1929 года выпуска, обратите внимание, что в современной записи табулатур вдох обычно обозначается стрелкой вниз, а выдох стрелкой вверх. А здесь наоборот.
Я не стал переделывать все табы и оставил как было в книжке. Не запутайтесь при разучивании мелодий.
**Cледует понимать, что современные (десятидырочные) диатонические гармошки имеют один ряд отверстий, в которых звуки, извлекаемые на вдохе и на выдохе, попарно совмещены в одно отверстие. (Blacky)

Длительность нот.

Каждая мелодия состоит из звуков различной продолжительности. Длительностей существует несколько. Мы изучим самые основные. Легче всего их изучить таким образом: приложи гармонику к губам так, чтобы можно было выдыхать и вдыхать в себя воздух через одну какую-нибудь пару отверстий, но извлекать звуки пока подожди. Прислушайся к скорости своего вдыхания (чередование выдоха и вдоха) и затем начинай равномерно, не торопясь, выдыхать и вдыхать воздух через эту пару отверстий, одновременно при выдохе ударяя носком ноги и мысленно произнося «раз», а при вдохе — поднимая носок для нового удара и произнося мысленно «и».
Длительности, которые получаются на каждый выдох (на «раз») или на каждый вдох (на «и»), назовем восьмыми (одна восьмая, как часть целой).
В нотах эти длительности обозначаются черной ноткой с хвостом и одним флажком , a в цифровой системе — цифрой с хвостом и одним флажком . Если восьмых несколько, то их хвосты соединяются одной общей чертой или .
Усвоив восьмые, попробуй идти дальше: начинай на «раз», при опускании носка вниз делать один выдох и один вдох, и затем на «и», при поднятии носка вверх повтори снова один выдох и один вдох.
Такие длительности, представляющие половину восьмой, называются шестнадцатыми. В нотах 16-я обозначается черной ноткой с хвостом и двумя флажками , а в цифровой системе — цифрой с хвостом и двумя флажками . Если шестнадцатых несколько, то их хвосты соединяются двумя общими чертами ( или ).
Поняв шестнадцатые, познакомимся с другими длительностями.
Начинай выдыхать с таким расчетом, чтобы звук тянулся на «раз—и», после чего начинай вдыхать, чтобы звук тянулся на «два—и». Длительности, которые получаются на «раз—и» или на «два—и», называются четвертными. В нотах они обозначаются черной ноткой с хвостом без флажка , а в цифровой системе — цифрой с хвостом .
Усвоив четвертные, иди дальше: выдыхай на «раз—и, два—и», затем начинай вдыхать на «раз—и, два—и».
Длительности, которые получаются на «раз—и, два—и», на зываются половинными. В нотах они обозначаются кружком хвостом, а в цифровой системе — кружком с хвостом и с цифрой в середине .
Усвоив половинные, иди дальше: выдыхай на «раз—и, два—и, три—и, четыре—и» и затем вдыхай на «раз—и, два—и, три—и, четыре—и». Длительности, которые получаются на «1—и, 2—и, 3—и, 4—и», называются целыми нотами. Они в нотах обозначаются кружком без хвоста , а в цифровой системе — кружком с цифрой в середине .

Целая нота равна 2 половинным,

половинная равна 2 четвертным,

четвертная равна 2 восьмым,

восьмая равна 2 шестнадцатым.

 

Иногда на одну четверть приходится не две восьмых, а три (называется триоль).

Чтобы получить ноты длительностью в 3 четверти, 3 восьмых и т. д. (которых нет в таблице), ставят около ноты точку, которая увеличивает длительность ноты на половину.

т.е. 6 четвертей
т.е. 3 четверти
т.е. 3 восьмых и т. д.

Надо не только знать все длительности, но и уметь их правильно играть. Весь секрет правильного исполнения пьес по нотной и цифровой системе состоит в правильном, равномерном отсчете. Неравномерный отсчет так же уродлив в музыке, как походка пьяного на улице.

Лига (связка)

Если две ноты соединены дугой (лигой), то эти ноты исполняются слитно.

Паузы (знаки молчания).

В музыке бывают между отдельными звуками или частями пьесы остановки, которые называются паузами; они бывают такой же длительности, как и ноты, и обозначаются особыми значками.

Целая пауза.

Половинная,

Четвертная,

Восьмая,

Шестнадцатая

Такты и размеры.

Каждая пьеса делится на равные части, которые называются тактами. Такты отделяются на нотоносце поперечными линиями (тактовыми чертами). Такты в разных пьесах бывают разными по размерам. Самые употребительные размеры , и (или С). Верхняя цифра означает количество ударов в такте, а нижняя — величину длительности каждого удара.

Сильное и слабое время.

Как в человеческой речи слова имеют ударения, так и в музыке первый удар каждого такта имеет ударение (играется немного сильнее) и называется сильным временем. Остальные удары называются слабыми временами и играются немного слабее.

Репризы (знаки повторения).

Если повторяется вся пьеса или часть пьесы два раза, то по краям пьесы или повторяемой части ставятся скобки с точками внутрь:

Вольты.

Если пьеса или часть пьесы играется два раза, но с разными окончаниями, то над этими окончаниями ставятся скобочки с номерами, чтобы в первый раз играть первое окончание, а во второй раз — второе:

Фермата.

Если требуется остановиться на одной ноте и затянуть ее, то над этой нотой ставится значок , который называется фермата: или ) :

Сила звука.

Для обозначения силы звука (во время игры) употребляются следующие знаки: р (пиано) означает — играть тихо, f (фортэ) — играть громко, mf (меццо-фортэ)—играть со средней силой.

Если хочешь узнать о нотах подробнее, прочти пособие
И. Пирожникова «Сокращенная нотная грамота» (стоит 20 к.),
или (его же) «Нотная грамота» (стоит 50 к.).

1. Плясовая

Послушать

2. Во лузях

Послушать

3. Раз, два, левой
(пионерский марш)

Послушать

4. Смело, товарищи, в ногу

Послушать

5. Мы кузнецы

Послушать

6. Взвейтесь кострами
(Марш юных пионеров)

Послушать

К ПЕРВОМУ ВСЕСОЮЗНОМУ СЛЕТУ ПИОНЕРОВ

ДЕШЕВАЯ СЕРИЯ
ПИОНЕРСКИХ ПЕСЕН

1.

Как научиться играть на губной гармошке

Подпольная песня Итальянских пионеров
2. Конница Буденного
3. Лево руля
4. Веселые ребята
5. Мопровская
6. Пионерская военная

Цена каждой песни 5 коп*.

36 ПЕСЕН ПИОНЕРОВ
Сборник, составленный комиссией
Ц.Б.Ю.П. и Ц.Д.Р.П.

————————-
* Мы не продаем эти песни, это реклама с последней страницы книжки, выпущенной в 1929 году. (Blacky).

Краткий самоучитель для губной гармоники. Государственное издательство. Москва 1929.
Интернет-поддержка: Чернов Вячеслав (Blacky).

1. От автора
2. Установка инструмента
3. Постановка левой руки
4. Схема «Частушки»
5. Ноты в басовом ключе
6. Схема левой клавиатуры гармоники
7. Нотный стан
8. Басовый ключ
9. Аккорд (мажорный, минорный, септаккорд)
10. Октава
11. Названия основных звуков
12. Добавочные линейки
13. Такт
14. Тактовая черта
15. Размер, метр
16. Сильные и слабые доли
17. Длительности
18. Составные части ноты
19. Аппликатура
20. Расшифровка аккордов левой клавитуры
Упражнения для левой руки
21. №1
22. №2
23. №3
24. №4
25. №5
26. №6
27. Постановка правой руки
28. Скрипичный ключ
29. Схема расположения нот на правой клавиатуре
30. Ноты в скрипичном ключе
31. Частушка
32. Цыганочка
33. Во саду ли, в огороде
34. С горки на гору ходила
35. Диез
36. Энгармонизм
37. Тон, полутон
38. Частушка
39. Цыганочка
40. Весёлая карусель
41. Пауза
42. Весёлые гуси
43. Цыплята. Слова Т. Волгиной, музыка А. Филлипенко
44. По малину в сад пойдём. Слова Т. Волгиной, музыка А. Филлипенко
45. Подружка моя
46. Синкопа
47. Реприза
48. Вольта
49. Нота с точкой
50. Чешская полька
51. Наш березник листоватый
52. Светит месяц
53. Подружка моя
54. Лига
55. Чёте надо?
56. Штрихи
57. Терешанские припевки
58. Октавный перенос
59. Залигованные ноты одинаковой высоты
60. Динамические оттенки
61. По Дону гуляет казак молодой
62. Игра по слуху
63. Аккорды от основных ступеней
64. Схема аккомпанемента №1
65. Хорошо на Волге жить!
66. Как пошли наши подружки
67. Котик
68. Стоит орешина кудрявая
69. Пойду ль я, выйду ль я
70. Схема аккомпанемента №2
71. Ёлочка
72. Перевоз Дуня держала
73. Когда б имел златые горы
74. Миленький ты мой
75. Куманёчек
76. Из-за острова на стрежень
77. Крыжачок
78. Мишка с куклой, м. Качурбина
79. В лесу родилась ёлочка, Л. Бекман
80. Схема аккомпанемента №3
81. Коробейники
82. Мой костёр
83. Перепёлочка
84. А я по лугу
85. Школа бальных танцев
86. В лунном сияньи
87. Схема аккомпанемента №4
88. Отговорила роща золотая. Музыка Г. Пономаренко
89. Огонёк
90. Вологда. Музыка Б. Мокроусова
91. Одинокая гармонь. Музыка Б. Мокроусова
92. Кому это надо?
93. Одинокая ветка сирени
94. Я ОДИН. Слова и музыка С. Друцкого
95. Схема аккомпанемента №5
96. Сулико
97. Матаня
98. По диким степям Забайкалья
99. На горе то калина
100. Ой, матаня, матанёк
101. Схема №6
102. Сиреневый туман
103. Подмосковные вечера. Музыка В. Соловьёва-Седого
104. Схема №7
105. Лезгинка
106. Раскинулось море широко
107. Ходила младёшенька по борочку
108. Выйду ль я на реченьку
109. Барыня
110. Некоторые приемы варьирования мелодии

Нотное приложение
111. Милка, цё?
112. У ворот, ворот
113. Что, гармошка, не играешь?
114. Самарка
115. Частушки-коротушки
116. Матаня
117. Заиграй, моя волынка
118. Ухарь — купец
119. Ёлочки -метелочки
120. Отдавали молоду
121. Ты воспой в саду, соловейко
122. Смоленский гусачок
123. Мы на лодочке катались
124. Переменный размер
125. Касимовские припевки
126. Сормовские частушки
127. Произвольные длительности. Триоль
128. ОЙ, ТОПНИ, НОГа (Сербиянка)
129. Ёлочки, сосёночки
130. Сеньо
131. Досада
132. Рязанские прибаутки
133. Череповецкие плясовые припевки
134. Девки, пойте
135. А говорят, мы боевые
136. Кесовогорская кадриль
137. Полька простая
138. Полька «Гусачок»
139. Форшлаг
140. Тонкая рябина
141. Краковяк
142. Тирольский вальс
143. Вот кто-то с горочки спустился
144. Утушка луговая. Обработка Г. Тышкевича
145. А ты, зимушка — зима. Обработка Г. Тышкевича
146. Пересохни, Волга-речка
147. Калина красная. Музыка Я.Френкеля
148. Там вдали, за рекой
149. Окрасился месяц багрянцем. Обработка Г. Тышкевича
150. Над ОКОШКОМ месяц. Музыка Е. Попова
151. А Я люблю женатого. Музыка К. Молчаного
152. Катюша. Музыка М. Блантера
153. Называют меня некрасивою
154. Когда весна придет — не знаю… Музыка Б. Мокроусова
155. Семеновна. Обработка С. Привалова
156. Во лесочке комарочки
157. Гопак
158. Лезгинка
159. Частушечные наигрыши. Наигрыши В. Завражнева
160. Неаполитанские НОЧИ. Д. Ботари. Обработка Г. Тышкевича
161. Матаня. Упрощенный вариант В. Огурцова
162. Раскинулось море широко. Обработка В. Огурцова
163. СОН Степана Разина. Обработка В. Огурцова
164.

Как играть на губной гармошке? Статья для новичков

Хас-Булат. Обработка В. Огурцова
165. Мурка. Обработка В. Огурцова
166. МОЙ КОСТер. Обработка В. Огурцова
167. Уральская рябинушка. Музыка Е. Родыгина. Обработка В. Огурцова
168. У церкви стояла карета. Обработка В. Огурцова
169. Ах ТЫ, степь широкая. Обработка В.

Огурцова
170. И КТО его знает. Музыка В. Захарова. Обработка В. Огурцова
171. Тамбовская канарейка. Обработка В. Огурцова
172. Выйду ЛЬ Я на реченьку. Обработка В. Огурцова
173. Любо, братцы, любо
174. Когда б имел златые горы
175. Шумел камыш, деревья гнулись
176. Пчелочка златая
177. Миленький ты мой
178. Выйду на улицу
179. Валенки. Обработка В. Огурцова
180. Прощание Славянки. Музыка В. Агапкина. Обработка В. Огурцова
181. Посею лебеду на берегу
182. Калинка
183. Дунайские волны. Музыка И. Ивановичи
184. В землянке. Музыка К. Листова
185. Фермата
186. МОСКВИЧИ. Музыка А. Эшпая
187. Осенний сон. Музыка А. Джойса
188. Цыганочка. Обработка С. Привалова
189. Трель
190. Подгорная. Обработка С. Привалова
191. Яблочко
192. Ответы

Качайте в хорошем качестве П. Лондонов — Самоучитель игры на двухрядной гармонике — хромке

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *