Горловое р у ребенка

Дефекты речи могут быть разными. Часто можно встретить неправильное произношение звуков, например, замену одного на другой. В таком случае вместо «санки» будет слышно «шанки». Детям сложнее всего дается произношение звука «Р». Многие родители замечают, что их малыш не может толком рычать, и стараются его научить.

После таких действий часто формируется искаженное воспроизведение. В норме вибрирует кончик языка, но при неправильном произношении это делает горло. В итоге слышится, так называемое «французское» звучание. Постановка звука «Р» при горловом произношении требует от логопеда особых методик.

Общая информация

Не всегда родители могут правильно заметить искаженное произношение. Формируется оно по разным причинам. Чаще всего проблема в короткой подъязычной связке. Она прикрепляет язык к ротовой полости и при ее недостаточной длине происходит ограничение подвижности органа.

Также могут наблюдаться следующие врожденные анатомические особенности:

  • высокое небо;
  • узкое небо;
  • массивный язык.

Иногда может долго длиться замена передних молочных зубов на коренные и это приведет к тому, что сформируется неправильное произношение. У соматически ослабленных детей, которые часто болеют простудами, может наблюдаться слабое дыхание и вялость. У них язык будет плохо двигаться, подниматься. Из-за нехватки сильной воздушной струи не получится вызвать вибрацию.

Еще одна причина горлового произношения – раннее обучение иностранному языку.

Некоторые родители с трехлетнего возраста начинают обучать ребенка французскому или английскому языкам, не беря в расчет разницу между произношением звуков.

Исправление такого дефекта займет много времени. Легче все ставить звук, когда он полностью отсутствует в речи. Если он искаженно произносится, то придется приложить множество усилий для исправления ситуации.

Горловое произношение трудно исправить из-за недостаточного развития фонетико-фонематического восприятия. Ребенок привыкает слышать дефектный звук и не может отличить его от нормального. Поэтому попытки ввести в речь правильное звучание могут закончиться неудачей.

Важные моменты

Перед тем как начать работу по исправлению звука нужно учесть некоторые нюансы. Обязательно проводится тщательная диагностика. Некоторые родители могут замечать только проблемы с произношением «Р», но не видеть остального. Обязательно проверяется:

  • лексика;
  • грамматика;
  • речевой слух.

Логопед также смотрит строение артикуляционного аппарата — губ, челюстей, неба. Во время такой проверки можно обнаружить стертую дизартрию. Для нее характерно нарушение тонуса мышц (они слишком ослаблены или слишком напряжены), слабое дыхание.

При дизартрии язык может быть собран «горочкой» во рту либо совсем безвольно лежать у зубов.

В таком случае потребуется дополнительно логопедический массаж и медикаментозное лечение. Из-за проблем с тонусом могут наблюдаться проблемы с автоматизацией звука.

Проверить горловое ли произношение достаточно просто. Нужно попросить порычать при открытом рте. Если оно и правда горловое, то у ребенка получится это сделать.

Подготовительный этап

Чтобы коррекция была успешной, нужно проводить ее поэтапно. На первом этапе закладывается основа для правильного звучания. С ребенком на занятии отрабатывают правильную модель произношения:

  • рот широко улыбается;
  • зубы обнажены;
  • кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами.

Для простоты восприятия показывают графическое изображение артикуляции. В ходе работы можно заметить, что детям не всегда удается легко сделать язык широким. Кончик может быть постоянно суженным и напряженным.

В таком случае отрабатывают с ними упражнение «месим тесто». Нужно положить язычок на нижнюю губу и слегка прикусить его зубками. Сопровождают движение слоговой дорожкой «па-па-па-па».

Постепенно внимание ребенка акцентируют на изменениях в состоянии языка. После упражнения он стал широким. Все отработки проводят перед зеркалом, так как без визуального контроля они бесполезны.

На занятии разучивают комплекс артикуляционной гимнастики. Он позволит подготовить аппарат к постановке звука. В стандартный набор входят упражнения на выработку сильного кончика языка.

На индивидуальных занятиях используют специальные карточки с символами. Они нужны для простоты восприятия со стороны ребенка. Например, изображение лошади предлагает ему цокать, но делать это нужно следующим образом:

  • рот широко открыт;
  • язык касается неба;
  • челюсть неподвижна.

Для всего комплекса важно чтобы работал только язык, челюсть двигаться не должна. Также используют упражнение «часики» — исходная позиция, как и в «лошадке», только язык двигается вправо-влево. Он не должен касаться губ и зубов! В упражнении «качели» положение такое же, но язык двигается вверх-вниз.

Для того чтобы ребенку было проще поднимать кончик языка, используют такое упражнение: берут тонкие полоски ириски и предлагают языком закрепить их на бугорках за верхними зубами. Полезно слизывание меда, сметаны с тарелки, облизывание фруктового льда и другого застывшего мороженого, леденцов.

Дыхательная гимнастика

Не так просто убирать горловое произношение. Для того чтобы избавиться от него нужна сильная воздушная струя. Для ее выработки нужны султанчики, ветродуйчики, перья и т. п. Ребенок должен сидеть и дуть на них. Его щеки не должны надуваться – этот момент строго контролируется.

Примерная инструкция: носом сильно вдыхаем и выдыхаем через губы трубочкой. Чтобы детям было интересно заниматься, проводят небольшие соревнования. На стол кладут шестигранные карандаши и предлагают сдуть их. Чей будет дальше всех, тот победил. Дошкольники будут в восторге от такого занятия.

Слуховое восприятие

Ключевой момент коррекционной работы – научить ребенка слушать собственную речь и замечать в ней ошибки. Только так получится избавиться от горлового произношения.

Для выработки слуха используют неречевые звуки: шум улицы, хлопанье дверью и т. п. Можно применять музыкальные инструменты. Ребенку показывают, как и что играет, предлагают запомнить, после он отворачивается и на слух определяет действие.

Позже переходят к различению звуков и для начала берут только гласные. Постепенно учат определять место звука в слове.

Не путайте понятия «буква» и «звук». Это разные системы. До школы или подготовительной группы лучше не давать ребенку ничего, связанного с буквами.

Все эти комплексы обязательно отрабатываются и дома. Иначе эффекта от такой постановки не будет.

Способы вызывания звука

После того как был отработан подготовительный этап и дети могут хорошо все выполнять, переходят непосредственно к постановке звука. При горловом произношении целесообразно добиваться проторного (невибрирующего) звука «Р».

Перед зеркалом ребенка просят широко улыбнуться, поднять кончик языка в нужную позицию и произнести звук «З». Он будет искаженно звучать и это называют «сломанным звонком». К нему прибавляют гласные и получают рычание, но без вибрации.

Полученный звук можно сразу автоматизировать в слогах.

Необходимо чтобы ребенок хорошо слышал разницу в произношении и мог себя контролировать.

Можно попробовать выработать вибрацию. Для этого берут специальный зонд (палочку с небольшим шариком) и во время произношения раскачивают язык. При регулярных занятиях отпадет необходимость механической помощи.

Иногда эффективно использовать упражнение «пулемет». Кончик языка ударяется в бугорки и сопровождается это произношением звука «Д». Постепенно движения убыстряются и на сильном выдохе слышится желанное тарахтение. Для облегчения восприятия вводят сочетание «ДР» или «ТР». К ним добавляют гласные и это сочетание автоматизируется.

Введение в речь

Устранение неправильного произношения − длительная работа, и требует времени. В среднем уходит до года для исправления дефекта. Большую роль играет и помощь родителей. Если они заинтересованы, то будут заниматься ежедневно.

Взрослые люди тоже могут быть картавыми. И для них действуют такие же способы постановки звука. Потребуется серьезная мотивация для того, чтобы справиться с дефектом речи.

Иногда родители не понимают, зачем заставлять ребенка правильно говорить. От этого зависит его дальнейшая карьера. Во многих профессиях действуют стандарты и с дефектами в них не возьмут.

Вводить звук в речь придется долго. На этом этапе важно подключать самоконтроль. Нужно поправлять ребенка, заставлять его вспоминать правильное произношение. Полезно учить стишки, чистоговорки, скороговорки.

Исправление любого дефекта напрямую зависит от слаженной работы специалиста и родителей. Только вместе они смогут справиться с проблемой. Чем быстрее ребенок выучит артикуляционную гимнастику и начнет ее идеально выполнять, тем скорее ему поставят звук.

Родители гордо называют детей с горловым звуком Р «наша француженка» или «наш француз». Логопеды называют это явление ротацизм. В своей статье логопед «Диал-Дент» Т. Б. Цукор рассказывает о тайнах и загадках горлового произношения звука Р и отвечает на вопрос, нужно ли исправление горлового р.

Горловое произношение звука Р, пожалуй, единственный вариант искаженного произношения звука Р, который большинство родителей принимают за норму, поскольку он наиболее приближен по звучанию к классике. Часть родителей даже считают этот способ произношения пикантным. А кто захочет расстаться с изюминкой? Некоторые предприимчивые родители находят данному способу произношения применение, отдавая детей в немецкие и французские школы. Во всех трёх случаях горловое Р не подвергается исправлению и входит в структуру фонетических представлений ребёнка и затем взрослого человека. Остаётся малая часть родителей, примерно 20 процентов, которым горловое Р их ребёнка режет слух, и они все-таки обращаются к логопеду за его устранением.

Горловое произношение Р, причины возникновения

Хочу сосредоточить ваше внимание на причинах возникновения данного речевого дефекта. Почему, будучи окружённым социальной средой, где нормативным является не горловой звук, ребёнок взял именно это способ произнесения? Значит, что-то поспособствовало? Что же это может быть?

  1. Короткая подъязычная уздечка, которая ограничивает подвижность языка и влияет на прикус.
  2. Хронически увеличенные миндалины, которые держат область корня языка в возбужденном состоянии, и ребёнку легче осуществить смычку с задней частью нёба и корнем языка, чем передней частью языка с передней третью нёба.
  3. Гипотонус или гипертонус языка, который, кстати, часто отражает ситуацию по телу (вы знать не знаете, почему ваш ребёнок неловок, падает на ровном месте, у него все валится из рук, и вам кажется, что это рассеянность, а здесь нужна помощь массажиста или остеопата).
  4. Нарушение фонематического слуха, который не надо путать с физическим слухом, и который серьезно повлияет в дальнейшем на качество обучения. Например, ребёнок пишет вместо У-О, вместо Б-П, не дописывает окончания и/или пропускает буквы в середине слова.
  5. Вариант органического поражения, которое, помимо звука Р, потянет проблемы неврологического характера: страхи, утомляемость, необоснованную смену настроения, чувствительность к духоте и укачиванию в транспорте.

Точную диагностику проблемы, которая привела к появлению горлового произношения у ребенка, лучше доверить профессионалам. И начать нужно с консультации логопеда. При необходимости он направит к другим специалистам, например, к детскому ЛОРу или детскому стоматологу. Все нужные специалисты работают в клинике «Диал-Дент».

Горловое произношение Р, последствия

Если не устранить горловое Р, то мы имеем очевидные и лежащие на поверхности последствия, а также и скрытые, связанные с вышеописанными причинами возникновения.

К очевидным недостаткам горлового Р я могу отнести следующее. Человека с горловым Р могут не «допустить» в ряд профессий, например, актер или диктор радио или телевидения. Могут быть ограничения и по профессиям в системе «человек-человек» (например, учитель, воспитатель детского сада, экскурсовод, адвокат и т.п.). Не подойдёт работа, связанная со значительными нервно-психическими нагрузками, с воздействием выраженного производственного шума, с подачей словесных сигналов. Как вариант, человек выберет специальность в области «человек-техника», «человек-знаковая система», «человек-творчество» и т.п.

Неочевидные последствия — это нарушения прикуса, появление ЛОР-проблем, плохая успеваемость у ребенка в школе и т.п. В данных случаях, горловое Р скорее сигнал, чем симптом, но, тем не менее, родители должны об этом знать.

Надо ли исправлять горловое Р?

Итак, исправлять горловое Р или не исправлять — решать вам! Но обратите внимание, что наличие горлового Р может указывать на вышеописанные нарушения и не стоит их игнорировать. Если вы хотите обсудить это проблему с логопедом — записывайтесь на консультацию. В клинике «Диал-Дент» есть все необходимые специалисты, работающие комплексно — детские стоматологи, детский ЛОР, детский ортодонт. Пусть горловое Р не встанет на пути у вашего ребенка!

Про постановку и автоматизацию звука «Р» читайте .

Записаться на консультацию к логопеду Семейного стоматологического центра «Диал-Дент» Татьяне Борисовне Цукор можно по телефону клиники +7-499-110-18-01 или через форму на сайте. Задать вопросы по логопедии можно Т.Б. Цукор на ее странице в .

Как исправить у ребенка горловое «р» и нужно ли это делать

Часто дети, начиная говорить, в какой-то момент используют гортанное «р» вместо нормального. Родители не обращают на это внимание, ожидая, что потом все само собой поправится. Все остальные звуки вскоре звучат правильно. Но горловое «р» так и не торопится уходить. И только в школе родители спохватываются и ведут ребенка к логопеду. А тот восклицает: «Где же вы раньше были?»

Но многие родители вообще не стремятся исправить горловое «р» на обычное. Им кажется, что это даже пикантно, и звучит по-французски. Только французы произносят свое «р» совершенно иначе. И если вы планируете обучать своего малыша французскому, (что, конечно прекрасно!) то родного русского все равно никто не отменял.

Восхищение родителей пропадает, когда ребенка начинают дразнить одноклассники, называя «кортавым», или когда учительница недвусмысленно дает понять, что с проблемой нужно что-то делать. Так нужно все-таки или нет?

Думайте сами, решайте сами

Если вы уверены, что хотите сохранить гортанное «р» у ребенка на всю жизнь, тогда беспокоиться не о чем. Но желательно продемонстрировать ему самому, как он говорит на примере других взрослых, у которых присутствует тот же дефект речи, и поинтересоваться, хочет ли он говорить так же, когда вырастет. Если ребенок уверенно соглашается, то забудьте про логопеда, вам обоим так нравится, и вы счастливы, что еще нужно?

Но помните, что с дефектом речи ребенок вряд ли станет хорошим оратором, его никогда не возьмут в дикторы или актеры, или любую другую публичную профессию, где важно красиво говорить. Мнение ребенка о произношении им буквы «р» может поменяться со временем, но тогда исправлять его будет уже поздно.

Когда и как начать

Поэтому если вы или сам ребенок решаете, что с этим нужно что-то делать, то делать нужно и сразу! Логопеды утверждают, что горловое «р» – одна из самых сложных проблем, которую устранить проблематично. Чем раньше начать, тем лучше. У взрослых данный дефект «не лечится», а у ребенка выправление может занять много времени и потребовать изрядных стараний.

Конечно, не все так ужасно. Бывает, что логопед исправляет гортанное «р» достаточно быстро, буквально за месяц – два, а в исключительных случаях – вообще за несколько занятий. Но ошибочно считать, что «само пройдет». Само оно проходит крайне редко, утверждают специалисты, и лучше не затягивать с устранением этого дефекта.

Причины гортанного «р»

Казалось бы, в окружении, где все говорят «р» правильно, ребенок тоже должен произносить его так же. Но этот звук коварен, и сложен для детей, не зря именно его чаще всего заменяют на «л», «ж» и даже «д». Почему же малыш пользуется горловым «р»?

Причины бывают разные. Прежде всего – «наследственность». Если один из родителей говорит гортанное «р», а ребенок его все время слышит, он может начать повторять.

Короткая «уздечка» под языком делает его малоподвижным и мешает правильно произносить звуки. Обычно этот дефект удаляют в самом разном возрасте, но могут и запустить.

Нередко причиной гортанного «р» становятся увеличенные миндалины. Ребенку проще смыкать корень языка с небом, нежели пользоваться его кончиком.

Бывают и более сложные ситуации: нервные расстройства, нарушение фонематического слуха, гипотонус языка и многое другое. К счастью, все это лечится, а дефект горлового «р» у ребенка всегда можно исправить, если обратиться к опытному специалисту. Вопрос, сколько времени и усилий на это потребуется.

При желании можно диагностировать причины возникновения гортанного «р», так с ними будет проще бороться. Однако это не самое главное, поскольку если речь не идет о серьезных заболеваниях, логопеды используют одинаковые упражнения в большинстве случаев.

Упражнения для постановки правильного звука «р»

Каковы же они? Главная задача вызвать вибрацию на кончике языка. Поначалу это делают механически. Ребенка просят поставить язык за верхние нижние зубы и произносить долгий звук, средний между «з» и «ж». Пока он жужжит, своим пальцем или ватной палочкой ему «щекочут» нижнюю часть языка, при этом получается звук, похожий на раскатистое «р». Постепенно ребенка приучают производить вибрацию своим пальцем. Далее следует добиться, чтобы она после механического раскачивания появлялась сама, хотя бы на мгновение, затем стараемся увеличить это мгновение… То же самое упражнение можно делать, попросив ребенка говорить короткое твердое «д».

Мало у кого получается сразу должный эффект. Вызвав устойчивую механическую вибрацию, очень сложно добиться того, чтобы ребенок ее повторил и зафиксировал.

Еще один способ начинается с упражнения «грибок». Ребенок присасывает язык к небу целиком, чтобы «уздечка» была вертикальной и напряженной. Далее ему необходимо с силой дунуть на язык, не отрывая его от неба. В идеале должен получиться звук «тррр», но начинается все с «т», «тл», «тж» и тому подобных неточностей.

Можно попробовать действовать так: попросить ребенка тянуть звук «ж», а затем добиться, чтобы, жужжа, он отодвигал кончик языка все дальше, а затем с силой дул на него. При успешном выполнении этого упражнения появится вибрация.

Берясь за такое сложное дело, как исправление горлового «р», необходимо запастись терпением. Упражнения, которые малоинтересны, нужно будет повторять каждый день, желательно, по несколько раз, что быстро наскучит и вам, и ребенку. Причем, если вы занимаетесь с логопедом, он все равно будет давать вам домашние задания, поэтому не думайте, что все удастся переложить на него.

Чтобы действовать самостоятельно, необходимо хотя бы несколько уроков взять у специалиста, наглядно научиться тонкостям его мастерства. Немалое значение имеет и психологический фактор: ребенок будет больше слушаться педагога, нежели маму. Совместными усилиями рано или поздно вы обязательно добьетесь желаемого результата и четкого раскатистого «ррррр!»

Среди многообразия речевых дефектов у детей и взрослых, чаще всего встречается нарушение звукопроизношения. Самыми частотными являются дефекты произношения сонорных звуков, таких как , . Нарушения в произношении звуков могут быть пропуском, заменой, искажением и смешением. Процесс коррекции происходит поэтапно и зависит от формы нарушения. Выявить форму дефекта поможет учитель — логопед. При обследовании речи, ребёнку будут предлагаться повторения слов за логопедом. Специалист на слух сможет определить форму ротацизма и индивидуальный план коррекции.

Автоматизация при пропуске

Постановка звука при пропуске. Фонема может пропускаться в речи. Родители слышат при этом отсутствие звука, например: «каова», «каэта». Пропуск – это один из самых простых форм нарушения, так как не сформированы искаженные уклады артикуляции. Постановку в данном случае можно начинать с подражательного способа. Такие занятия можно проводить в домашних условиях, без участия специалиста.

Упражнения и приемы для постановки звука Р у детей

Упражнение «Повтори за мной». Предложите ребёнку взять в руки зеркало, смотреть на свой язычок и «порычать» как тигр. Следует контролировать вибрацию передней части языка. Важно, не допустить формирование горлового произношения звука. В случае использования подражательного метода, родителям помогут видеозаписи логопедических занятий, которыми насыщен интернет. Причины, по которым может не получится полноценный звук, это слабость воздушной струи и неправильное положение языка во рту. В таком случае необходимо вводить упражнения на формирование воздушной струи и комплексы артикуляционной гимнастики для верхнеязычных звуковых укладов. Предложите ребёнку выполнить упражнение «парус» — язычок упирается за верхние зубы, рот улыбается. Упражнение «лошадка» — цоканье языком без движений нижней челюсти. Упражнение «грибок» — присасывание широкого язычка к твёрдому нёбу, удерживание на протяжении 5 секунд. Для формирования направленной воздушной струи подойдут упражнения с губной гармошкой, надувание шариков, сдувание комочка ваты со стола, водные игры в ванной «надуй паруса» (с игрушечным корабликом).

Упражнение «Пулемёт». Предложите ребёнку «порычать» с закрытым ртом. Если у него получается произнести правильный, не горловой звук , значит есть возможность сформировать полноценный уклад. При этом слышится глухое рычание. Попросите ребёнка произносить звук, постепенно открывая рот. Следите, чтобы язычок устанавливался за верхние, а не за нижние зубы. Основной трудностью будет сформировать верхнюю позицию языка. На помощь придёт та же артикуляционная гимнастика.

Успешная постановка звука не окончательный этап работы. Следует закрепить получившийся успех. Сначала звук закрепляется в свободном, раскатистом рычании, далее в слогах, словах и фразах. После закрепления твердого варианта можно переходить к работе над мягким звуком , так как он требует более тонких мышечных движений. Работа над мягким вариантом также начинается с постановки изолированного «мягкого рычания», далее звук закрепляется в свободной речи.

Постановка звука при замене (параротацизме). В данном случае звук заменяется на более простые звуки, доступные ребёнку: , . Такой дефект хорошо различается на слух не только специалистами, но и другими людьми. Родители легко могут вычислить данную форму нарушения. Как привило, методика работы в данном случае не отличается от постановки при пропуске звука. Так как замена и пропуск относятся к простым формам нарушения. Постановка начинается с формирования уклада звука и формирования воздушной струи. Можно в дополнении использовать упражнения для шипящих групп звуков: «чашечка», «качели», «маляр». Постепенно сформированный звук вытеснит заменяемый его звук и встанет в речь. Следующие этапы работы будут включать закрепление звука и введение его в речь.

Способ постановки звука при искажении фонемы

Постановка фонемы при искажении. Эта форма нарушения наиболее сложна при коррекции. Здесь родителям не обойтись без помощи учителя-логопеда. Индивидуальные занятия по постановке звука проводятся один или два раза в неделю. Частотность занятий определяется логопедом. Выделяются основные виды искажения:

  1. Горловое, при котором звук произносится как во французском языке. Образуется звук вследствие вибрации мягкого нёба, а не кончика языка.
  2. Носовое искажение образуется за счет выхода воздушной струи через нос, вибрация языка отсутствует. На слух искажение звучит как сочетание «нг».
  3. Боковое искажение происходит из-за вибрации боковой части языка, при этом слышится сочетание «рл».
  4. Губное искажение («кучерское») образуется за счёт вибрации губ ребёнка, язык пассивен, не участвует в произношении.
  5. Одноударное искажение характеризуется недостаточной вибрацией языка. Звук становится похожим на английское «р».
  6. Щёчное искажение формируется за счёт вибрации щёк, язык пассивен, как и при губной форме.
  7. Увулярное искажение происходит при вибрации увулы (мягкого язычка).

На первом этапе проводится полное логопедическое обследование артикуляционной системы. Частой причиной формирования искажений является укороченная подъязычная связка. Многие специалисты советуют при этом провести подрезание связки с целью улучшения двигательной функции. Но хирургическое вмешательство будет болезненным для ребёнка и повлечёт долгий период заживания. Растянуть подъязычную уздечку возможно средствами артикуляционной гимнастики.

Упражнение «Гармошка». Проводится при успешном освоении упражнения «грибок». Попросите ребёнка «присосать» язычок к твердому нёбу, затем постепенно открывать и закрывать рот, оставляя язык наверху. В первые разы ребёнок будет чувствовать дискомфорт или боль от натяжения связки. Упражнение проводится постепенно, без резких растягиваний. Уздечка будет растягиваться, и язык станет подвижнее. В случаях слишком короткой и плотной уздечки период растягивания может занять не один месяц. Упражнения следует выполнять по 10-15 минут в день.

Далее следует включать в занятия артикуляционные и дыхательные упражнения указанные ранее. На данном этапе работы важно сформировать правильный уклад звука.

Постановка звука Р поэтапно логопедом у детей

Логопедический массаж для постановки звука . Он применяется при нарушениях движений мышц языка. Массаж проводится специальным стерильным инструментарием: логопедическими зондами. Проводить массаж должен только учитель — логопед, так как необходимо знать, что вид массажа зависит от нарушения двигательных функций мышц. В одних случаях необходим расслабляющий массаж, а в других тонизирующий.

Смешение звука проявляется постоянными заменами на другие звуки. При этом фонемы и произносятся изолированно правильно. Ребёнок может порычать, но, произнося слова с данными звуками, постоянно заменяет их на другие фонемы. Данное нарушение свидетельствует о недоразвитии процессов фонематического слуха. Такая форма нарушения предполагает закрепление звуков и в речи, и развитие фонематического слуха.

Постановка звука р при горловом произношении и конспект по самостоятельной тренировке

Игра «Путаница». Попросите ребёнка произнести вслед за вами цепочку слогов со сходными звуками: ра-ла-ра, ва-ра-да. Следите за правильностью повторения. Поправляйте ошибки.

Игра «Поймай звук». Предложите ребёнку послушать ряд звуков и хлопнуть в ладоши, услышав звук : к, р, л, с, м, р, з, д, р. Далее упражнение повторяется на слогах и словах, содержащих эти звуки. Произнося звуки, выделяйте их голосом, чтобы малышу было легче на первых этапах обучения.

Игра «Звук потерялся». Предложите малышу послушать слова и определить есть ли в них звук или . Если звук «живёт» в этом слове, то ребёнок хлопает в ладоши или поднимает вверх руку.

Важным этапом в формировании произношения звуков и является автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Автоматизация представляет собой закрепление звуков и введение их в речь. Не закрепленные звуки легко могут потеряться, и нарушение вернётся вновь. Закрепление происходит в несколько этапов: автоматизация в слогах, в словах, в предложениях и в текстах. Правильно подобрать речевой материал поможет учитель-логопед.

Дифференциация также важна при ротацизме и параротацизме, в вариантах замены и смешения звуков. Этот этап поможет развить фонематический слух и точнее отличать сходные по звучанию фонемы.

Постановка звуков или зависит от формы нарушения. Способы постановки различны. Важным при постановке звуков является принцип постоянства и системности. Занятия следует организовать еженедельно или чаще, исходя из совета логопеда. Родителям необходимо соблюдать рекомендации логопеда по организации артикуляционной гимнастики и прочих упражнений дома. Основные этапы формирования речевого уклада: постановка, автоматизация и дифференциация звука. Заниматься следует в игровой форме, повышая интерес к речевым играм. Постановка звуков и у взрослых подчинена тем же принципам, что и у детей. В данном случае осложняется этап закрепления звука, так как речевой уклад у взрослых людей сформирован. Постановка и закрепление звуков в речи взрослых людей занимает больше времени, чем у детей. Автоматизация звука требует самоконтроля и терпения со стороны обучаемого. При соблюдении правил результат не заставит себя ждать!

Постановка звука Р видео советы и упражнения

P/S Как итог

Артикуляционная гимнастика для постановки звука Р важный момент в проработке данного звука. Лучше не пожалеть денег и отвести ребенка к специалисту. Это поможет максимально быстро поставить ребенку правильное произношение этого сложного звука.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *