Фрося имя значение

Полное имя Ефросинья
Церковное имя Евфросиния
Краткая форма Ефросиньюшка, Фрося, Фросюша
Синонимы Евфросинья, Афросинья

Происхождение и значение

Хотя имя Ефросинья считается традиционно славянским, на самом деле это не так. Его происхождение относится к древнегреческому имени Эуфросюне, а его значение трактуется как «радость» или «веселье».

Черты характера

Происхождение имени Ефросинья определяет характер его обладательницы, которую вполне можно назвать «вещью в себе». Это обязательная, предельно собранная и креативная в поиске решения проблем личность, чуткая, целеустремленная и настойчивая, с высоким уровнем интуиции, которой, правда, она редко пользуется.

С детства девушка не ищет легких путей. Поэтому часто даже во взрослой жизни выбранный путь заставляет ее отказываться от многого – близких, любимых, семьи. Но она, не колеблясь, идет на этот шаг. Можно сказать, что характеристика имени Ефросинья – это описание творчески одаренной, духовной и очень незаурядной женщины, немного консервативной и желающей, чтобы привычный ход вещей не нарушался.

Тайна имени Ефросинья скрывает преданную личность, способную быть до конца верной тем идеям, которые кажутся ей правильными и своим единомышленникам. У Фроси много друзей, она является прекрасным надежным другом, с которым всегда интересно. Но круг общения подбирает крайне осторожно, методом «проб и ошибок», тщательно собирая информацию о своих знакомых. С теми, кто не входит в список ее друзей, предпочитает не вступать в открытый конфликт, умея проявить при этом завидную дипломатичность и такт. Также аккуратна она и в денежных вопросах, как правило, тратит деньги не только на себя, но и на проекты, которые кажутся ей важными. Правда, с деньгами Ефросинья расстается неохотно.

Ее характер с негативной стороны проявляется чрезмерной влюбчивостью, умением увлекаться чем-либо вплоть до фанатизма и нежеланием жить по установленным правилам и нормам.

Увлечения и хобби

Ефросинья с детства очень подвижна и активна, любит спорт, предпочитает плаванье, теннис, баскетбол, альпинизм. Не меньше ей нравится работать в саду или мастерить что-то в гараже отца. Она увлекается компьютерами и может часами просиживать над составлением какой-то программы или взламывать почтовый ящик подруги. Но это девушка делает не из праздного любопытства – ей просто нравится состояние научного поиска. Именно поэтому она со школы начинает увлекаться написанием сложных письменных работ и рефератов, а после ВУЗа часто идет в аспирантуру.

Профессия и бизнес

Ефросинья способна реализовать себя в научно-исследовательской деятельности, в сфере психологии и педагогики. Она может увлечься историей или естественными науками, достигнув на этом поприще значительных успехов, вплоть до наград и ученых степеней. Характер позволяет ей найти себя в искусстве и общественно-политической жизни, причем в 9 случаях из 10 Ефросинья становится прекрасным специалистом, закончив такой «жирной точкой» свой внутренний поиск и становление себя как личности.

Что касается материальной независимости и успешности в бизнесе, то они «приходят» к Фросе лишь после 30 лет, после того, как «имя» уже работает на нее. Но значительных результатов в финансово-экономической сфере она, как правило, не достигает.

Здоровье

Красивое имя Ефросинья обычно присуще здоровой, психически устойчивой девушке, не склонной к простудным заболеваниям. Но здоровье может быть подорвано чрезмерными нагрузками и рабочим перенапряжением. С возрастом она может мучиться от проблем с опорно-двигательным аппаратом, артрита или варикозного расширения вен. Но бодрость и энергичность остаются с ней на протяжении всей жизни, поэтому эта женщина часто работает и на пенсии.

Секс и любовь

Любовь для Ефросиньи – естественная потребность и необходимость, поэтому к партнеру она относится с материнской заботой и нежностью, что порой не всегда уместно. Иногда девушка переходит границу, которая отделяет желание помочь от навязчивой угодливости. При этом она убеждена в своей правильности и требует ответного отношения, восхищения и благодарности. Долго находясь без мужчины, чувствует себя уязвимой и брошенной, на нее накатывает неуверенность в себе и душевные сомнения. Но Ефросинья ценит независимость, предпочитает свободные, короткие связи, основанные на сексе.

Будучи по натуре не слишком эмоциональной, предпочитает «не напрягаться» в постели, перекладывая инициативу на партнера. Всегда выбирает красивых молодых людей из своих сверстников.

Семья и брак

Ефросинья обладает тем очарованием, которое привлекает к ней многих мужчин. Она не испытывает недостатка в поклонниках, но замуж выходит поздно. Несмотря на то, что значение имени характеризует ее радостной и веселой личностью, семейная жизнь такой женщины не всегда удачна: часто девушка обречена на непонимание со стороны домочадцев. Но чем позже она связывает себя семейными обязательствами, тем удачнее является ее брак. Если Фрося влюбляется, то становится верной женой, которой понадобится время, чтобы привыкнуть к замужеству и к мысли о том, что теперь нужно чем-то жертвовать.

Домашнюю работу Ефросинья не любит, хорошей хозяйкой ее назвать трудно. Она мало обращает внимание на детей, не помогает им по жизни, да и с внуками ее невозможно заставить посидеть лишние пару часов. Женщина часто предпочитает одиночество. Исключение составляет лишь «осенняя» домовитая обладательница этого имени, которая может стать просто отличной хозяйкой.

Православные Именины (День Ангела):

28 февраля — преподобная Евфросиния.
30 мая — преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, великая княгиня Московская (Рус.).
5 июля — преподобная Евфросиния, игуменья Полоцкая (Рус.).
8 июля — мученица Евфросиния и преподобная Евфросиния, в миру княгиня Феврония, Муромская (Рус.).
20 июля — преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, великая княгиня Московская (Рус.).
1 октября — преподобная Евфросиния Суздальская (Рус.).
8 октября — преподобная Евфросиния Александрийская и преподобная Евфросиния Суздальская, а миру Феодулия (Рус.).
29 октября — благоверная княгиня Евпраксия Псковская, в миру Евфросиния. (Рус.).
19 ноября — мученица Евфросиния.

Преподобная (благоверная княгиня) Евфросиния Московская

Имя преподобной Евфросинии в миру — Евдокия («Благоволение»). Она была дочерью Суздальского князя Дмитрия Константиновича и его супруги Анны. По благословению святителя Алексия митрополита Московского 18 января 1366 г. Совершилось бракосочетание Евдокии с великим князем Московским Димитрием Ивановичем. Свадьбу торжественно отпраздновали по обычаям тех лет в Коломне. Этот брак имел большое значение для судьбы Московского государства, скрепляя союз Московского и Суздальского княжеств. Бракосочетание юных князя и княгини «преисполнило радостию сердца русских», как говорит летописец.

В трудное время был заключен этот брак. Заканчивался сорокалетний период относительного спокойствия на Руси: наступало время практически не прекращающихся войн с многочисленными врагами — внешними и внутренними. Кроме постоянного противостояния внешним врагам — Орде и Литве, продолжалось кровавое соперничество русских княжеств. Кроме того, почти в самый год бракосочетания князя Димитрия с Евдокией свирепствовала в Москве «моровая язва», народ умирал тысячами, по московским улицам слышан был плач и причитания осиротелых людей. К этой беде присоединилась еще одна — страшный пожар в Москве. Море огня охватило улицы города, безжалостно пожирая деревянные постройки. Горели дома, имущество, скот, гибли люди. Стон и плач народа достигал княжеского терема, оставляя свой след в сердце юной княгини — и вот тогда-то явила себя Евдокия матерью ипокровительницей обездоленных погорельцев, вдов и сирот.

Едва Москва восстановилась из пепла, как в 1368 г. Литовский князь Ольгерд осадил Кремль, в котором затворились великий князь с княгиней, митрополит Алексий и бояре. И снова горела Москва, опять слышались стоны и крики московских, жителей, побиваемых литовцами. Вся Московская земля была опустошена. Юная княгиня непрестанно молилась о родной земле, всеми силами старалась облегчить положение страждущих. Не прошло и пяти лет замужества, как князю Димитрию было необходимо ехать в Орду в связи со спором о великом княжении с Тверским князем Михаилом Александровичем (1399 г.). Первосвятитель Русской Церкви митрополит Алексий не только благословил князя на эту поездку — восьмидесятилетний старец сам сопровождал его до Коломны. В отсутствии супруга Евдокия со всем народом молилась о благополучном возвращении князя. По молитвам святителя Алексия и преподобного Сергия князь Димитрий Иванович вернулся из Орды в Москву с ярлыком на великое княжение.

Вся жизнь великокняжеской четы прошла под духовным руководством и благословением великих святых земли Русской — святителя Алексия и преподобного Сергия, а также ученика преподобного — святого Феодора, игумена Московского Симонова монастыря (впоследствии архиепископа Ростовского), который был духовником Евдокии. Преподобный Сергий крестил самого Димитрия и двух его детей, в том числе и первенца Василия (у великокняжеской четы родилось 5 сыновей и 3 дочери). Это был поистине благословенный христианский брак. Автор «Слова о житии…» князя Димитрия находит удивительные и точные слова для описания совместной жизни великокняжеской четы: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Димитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнем Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались. И вот пришел 1380 год — новая разлука с мужем, снова скорбь и молитвы о спасении Отчизны. Утешала надежда на победу, предсказанную преподобным Сергием. Княгиня по праву разделила с великим князем подвиг борьбы за освобождение Руси от монголо-татарского ига, — горячими молитвами и делами любви. В память победы на Куликовом поле Евдокия построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Храм был расписан великими иконописцами Древней Руси Феофаном Греком и Симеоном Черным.

Нашествие татарского хана Тохтамыша в 1382 г. Стало новым страшным испытанием для Москвы и всей Русской земли. Димитрий Иванович уехал собирать войско сначала в Переславль, а затем в Кострому, оставив в Москве великую княгиню. Из-за опасности взятия Москвы великая княгиня с детьми и митрополит Киприан с трудом сумели выйти за городские стены, после чего Евдокия направилась вслед за князем. На пути она едва на попала в плен. Через три дня осады войска Тохтамыша взяли Москву и сожгли город, после чего обратили в пепелище большую часть русских земель. По преданию, Димитрий Иванович плакал на развалинах Москвы и похоронил убитых на собственные деньги. В 1383 г. Димитрий Иванович должен был явиться к Тохтамышу, чтобы отстоять у хана права на великое княжение. Из-за крайнего озлобления Тохтамыша решили послать в Орду старшего сына великого князя — Василий, которому было около 13 лет. Евдокия отпустила сына и тем самым обрекла себя на двухлетнее страдание — сын был задержан в Орде как заложник. Тохтамыш кроме дани потребовал за Василия выкуп 8 тысяч рублей. Сумма по тем временам была огромная и разоренное Московское княжество не могло выплатить всю сумму. Поэтому Василию пришлось жить в плену у хана два долгих года, после чего ему удалось бежать. 19 мая 1389 г. Великий князь Димитрий Иванович скончался на сороковом году жизни. По свидетельству современников этот день был днем печали и слез для многих русских людей. Летописец записал «Плач великой княгини по умершем муже» — одно из вдохновеннейших поэтических творений Древней Руси. Погребли великого князя в Архангельском соборе Московского Кремля.

Димитрий Иванович передал престол своему сыну Василию, завещав, чтобы соправительницей ему была мать. Великая княгиня воздержалась от непосредственного участия в государственных делах. Еще при жизни супруга она жила истинно по-христиански, а после кончины его повела строго монашескую подвижническую жизнь, одела власяницу, носила под роскошной великокняжеской одеждой тяжелые вериги. Даже перед близкими своими не желала она открывать свои подвиги; устраивала в великокняжеском тереме званые обеды, но сама не прикасалась к явствам, вкушая постную пищу. Людская злоба и клевета не обошли ее. По Москве стали ходить нелепые слухи, затрагивающие честь вдовы — княгини. Слухи эти доходили до сыновей. Княжичи, хоть и любили мать и не верили клевете, все же не могли не смущаться. Один из них, Юрий, обратился к матери с вопросом о наветах, порочащих ее. Тогда княгиня собрала всех сыновей своих и сняла часть великокняжеских одежд — дети увидели, что подвижница так исхудала от поста и подвигов, что тело ее иссохло и почернело и «плоть прилипла к костям». Юрий с другими братьями просили прощения у матери и хотели отомстить за клевету. Но мать запретила им и думать о мести. Она сказала, что с радостью претерпела бы унижение и людское злословие ради Христа, но увидев смущение детей, решилась открыть им свою тайну. Каждый день Евдокию можно было встретить то в одном из храмов, то в монастыре. Поминая своего покойного супруга, она постоянно делала вклады в монастыри, одаривала бедных деньгами и одеждой. Сыновья великой княгини повзрослели, она стала думать о монастыре, в котором могла бы всецело посвятить себя Богу. В сердце Москвы — в Кремле — устраивает она новый женский монастырь (в то время в Москве были два женских монастыря — Алексеевский и Рождественский) в честь Вознесения. Выбрали место у Флоровских ворот. Отсюда она провожала, здесь встречала своего супруга, возвращавшегося с Куликова поля. Поблизости от ворот находился великокняжеский терем, сожженный во время нашествия Тохтамыша. На этом место бывшего княжеского жилища воздвигла великая княгиня монашеские кельи. Одновременно она строила несколько храмов и монастырей в Переславле-Залесском.

С именем великой княгини Евдокии связано одно из самых значительных событий духовной истории России. Совершилось оно во время нашествия Тамерлана в 1395 г. Весть о том, что полчища грозного полководца подошли к границам Руси, привели в ужас весь народ. Великий князь Василий, благодаря влиянию матери, проявил твердость духа, собрал войско и вышел навстречу врагу. Но что могла сделать эта малая дружина перед полчищами непобедимого завоевателя, утверждавшего, что вся вселенная недостойна иметь двух правителей?Народ, подкрепляемый верой в заступничество Божие, вместе со своей княгиней молился Богу. Евдокия совершала сугубые молитвы об избавлении Руси от гибели. Молитва праведницы была услышана Богом. По совету матери Василий Димитриевич повелел принести чудотворную Владимирскую икону Божией Матери из Владимира в Москву. 26 августа 1395 г. Великая княгиня Евдокия с сыновьями, митрополитом, духовенством, боярами, с множеством собравшихся жителей Москвы встретили икону Богоматери на Кучковом поле.

В тот самый день и час Тамерлан в сонном видении увидел «Светозарную Жену», окруженную сиянием и множеством «молнеиносных воинов», грозно устремившихся вперед. По совету своих наставников Тамерлан отдал приказ войскам повернуть от границ Руси. В 1407 г., после видения архангела Михаила, предвозвестившего ой скорую кончину, княгиня Евдокии решила принять монашество, к которому стремилась всю свою жизнь. По ее желанию был написан образ архангела Михаила и помещен в кремлевском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Сказание говорит, что вступление великой княгини на монашеский путь было ознаменовано Божиим благословением и чудом. Одному нищему слепцу великая княгиня явилась во сне в канун своего пострига и обещала исцелить его от слепоты. И вот, когда Евдокия шла в обитель на «иноческий подвиг», слепец-нищий обратился к ней с мольбой: «Боголюбивая госпожа великая княгиня, питательница нищих! Ты всегда довольствовала нас пищею и одеждою, и никогда не отказывала нам в просьбах наших! Не презри и моей просьбы, исцели меня от многолетней слепоты, как сама обещала, явившись мне в сию ночь. Ты сказала мне: завтра дам тебе прозрение; ныне настало для тебя время обещания». Великая княгиня, будто не замечая слепца и не слыша его мольбу, шла далее и как бы случайно опустила на слепца рукав рубашки. Тот с благоговением и верою отер этим рукавом свои глаза. На виду у всех совершилось чудо: слепой прозрел! Народ прославил вместе с прозревшим угодницу Божию. По сказанию, в день пострига великой княгини исцелились от различных болезней 30 человек. Постриг совершился 17 мая 1407 г. В деревянной церкви Вознесения. Великая княгиня получила в постриге имя Евфросинии («радость»).

А через три дня, 20 мая, произошла закладка новой каменной церкви в честь Вознесения Христова. В этом храме великая княгиня определила и место своего упокоения. Но ей не довелось увидеть завершение строительства. 7 июля 1407 года она скончалась на 54-м году жизни. Погребали святую Евфросинию при большом стечении народа в указанном ею месте строившегося храма, где и почивала она до 1929 г., совершая многочисленные исцеления и даруя благодатную помощь всем, с верою приходящим к ее многоцелебным мощам. И после кончины, как повествует сказание, преподобная Евфросиния была «удостоена прославления». Не раз отмечено, как у гроба ее сами собой зажигались свечи. По кончине преподобной постройку храма продолжила великая княгиня Софья Витовтовна, супруга великого князя Василия Димитриевича. Большой пожар не позволил окончить сооружение храма, так что он стоял недостроенным почти 50 лет и, наконец, супруга великого князя Василия Темного — Мария Ярославна — дала обет завершить постройку. В 1467 г. Храм был торжественно освящен.

Мощи основательницы монастыря почивали под спудом за правым столпом собора, у южной стены. В 1822 г. Над мощами была устроена посеребренная рака с сенью.7 июля 1907 г. В Кремле праздновали 500-летие со дня кончины преподобной Евфросинии. Этот праздник оживил в памяти верующих образ молитвенницы за Русскую землю. Накануне, после Литургии крестным ходом с преднесением иконы Вознесения направились из Вознесенского монастыря в Архангельский собор для возложения иконы на гроб Димитрия Донского. Вечером в обители было всенощное бдение, во время которого все молящиеся стояли с зажженными свечами. Утром Божественную Литургию служил Московский митрополит Владимир (Богоявленский (1918 г.). По окончании ее присутствующим раздавали юбилейные медали, образки и листки с жизнеописанием преподобной. Многие московские храмы отметили 500-летие торжественными службами. В 1922 г. Раку и сень над мощами изъяли с целью извлечения из нее драгоценных металлов. Мощи преподобной Евфросинии остались в каменной гробнице под полом собора. В 1929 г. По решению правительства началось уничтожение построек Вознесенского монастыря. Сотрудники музея пытались спасти некрополь. Для его размещения выбрали подвал Судной палаты Архангельского собора. Белокаменная гробница преподобной Евфросинии оказалась поврежденной и вынуть ее целиком из земли не смогли. Мощи преподобной были спасены от уничтожения, но выделить их сегодня вряд ли возможно, т. К. Они находятся вместе с другими останками из захоронений в двух белокаменных гробницах XV века. При вскрытии захоронений среди останков преподобной Евфросинии кроме небольших частичек ткани от савана нашли обрывки ее кожаного монашеского пояса с тиснеными изображениями двунадесятых праздников и подписями к ним. Эти святыни вместе с находившимися в гробах сосудами для елея хранятся в фондах музеев Кремля. Обломки каменной гробницы преподобной находятся до сего дня в том же подвале. Так Архангельский собор Кремля стал общей семейной усыпальницей великокняжеских и царских семей Российского государства. Преподобная Евфросиния, великая княгиня Московская, соединила подвиг гражданского служения своему народу и родной земле с монашеским подвигом, восстанавливая царское достоинство человека. Недаром изображают ее в древнерусских лицевых рукописях с царской короной. Она становится пятой из святых жен Руси с именем Евфросиния: «Радость». Ибо ее жизнь явилась великой радостью для всей земли Русской.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *