Фиолетовый лес по воскобовичу

Консультация для родителей

Детство – пожалуй, это единственное слово, вызывающее у нас, взрослых, светлые ностальгические воспоминания, свободные от скучных занятий, недостатка времени на «ничегонеделание» и «бесполезность». Ощущение сказки, ежедневных открытий и простых радостей того времени накладываются на уже приобретенный жизненный опыт, и мы начинаем думать, что знаем, каким должно быть детство наших детей. И почему-то именно мы, взрослые, считаем, что оно должно быть осознанно наполненным различными, на наш взгляд, полезными вещами: иностранные языки, шахматы, математика и логика, информатика: Мы забываем, что, наполняя мир наших детей «полезностями», мы оставляем им все меньше и меньше времени именно на то, наше, ностальгически-сказочное детство.
Конечно же, эта необходимость, продиктованная высочайшим темпоритмом развития общества, требованиями к подготовленности ребенка к обучению и уровню и качеству образования. Но существует тоненький мостик между детством и школой, между необходимостью и интересом — игра. Игра, способная развивать личность,используя естественные познавательные способности ребенка, физиологический и психологический аспекты. Принципы, заложенные в основу этих игр — интерес — познание — творчество — становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым, самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям.

Развивающие игры Воскобовича – это развивающее обучение ребёнка дошкольного возраста в «Сказочном лабиринте игры», гдесвязующую роль играет сказочная атмосфера в виде «Фиолетового леса».
«Сказочные лабиринты игры» — это форма взаимодействия взрослого и детей через игры и сказки. В сюжеты сказок вплетается система вопросов, задач, упражнений, заданий. Очень удобно — взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.

Толчком к изобретению игр послужили собственные дети. Они родились у инженера-физика Вячеслава Воскобовича в эпоху Перестройки, и походы по магазинам игрушек вгоняли молодого отца в тоску. Там предлагались игры, в которые играли еще бабушки наших бабушек. А в стране уже активно велись разговоры об альтернативной педагогике. И Вячеслав Валерьевич решил внести собственную лепту в передовые методы воспитания.

Первые игры Воскобовича появились в начале 90-х. «Геоконт», «Игровой квадрат» (сейчас это «Квадрат Воскобовича»), «Складушки», «Цветовые часы» сразу привлекли к себе внимание. С каждым годом их становилось все больше – «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Планета умножения», серия «Чудо-головоломки», «Математические корзинки». Появились и первые методические сказки. Практика Воскобовича быстро вышла за рамки семьи. С просьбами поделиться опытом его стали приглашать на семинары, сначала в родном городе (тогда еще Ленинграде) а потом и за его пределами.

Технология «Сказочные лабиринты игры»

У методик раннего развития обычно два пути: один – от некоего теоретического положения к его практическому подтверждению (вальдорский детский сад), другой – напротив, от практического опыта, через его обобщение, к теоретическому обоснованию. Технология Воскобовича – это как раз путь от практики к теории. Почему технология, а не методика? В принципе, это очень сходные понятия. И термин «педагогическая технология» появился в педагогике совсем недавно. В методиках больше представлены содержательные стороны, в технологиях – процессуальные.

Особенности игр

Конструктивные элементы

В «Геоконте» средством конструирования выступает динамичная «резинка», отличительные свойства «Квадрата Воскобовича» – жесткость и гибкость одновременно, конструктивным элементом в «Прозрачном квадрате» является прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в «Шнуре-затейнике» – шнурок и блочка.

Широкий возрастной диапазон участников

Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.

Многофункциональность

С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

Универсальность по отношению к образовательным программам

Как показала практика, игры прекрасно вписались в программы образовательных учреждений, например «Детство», «Развитие», «Радуга».

Творческий потенциал

С какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать «задумки» в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», «вечного оригами» «Квадрата Воскобовича»: машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество и взрослым.

Сказочная «огранка»

Интерес детей к сказкам – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не изучают дроби, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.

Знакомимся поближе

Наглядное представление о том, как эти общие положения проявляются на практике, можно получить, ознакомившись хотя бы с двумя самыми известными играми – «Геоконт» и «Квадрат Воскобовича».

«Геоконт»

В народе эту игру называют «дощечкой с гвоздиками». Но для ребят – это не просто доска, а сказка «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава», в которой пластмассовые гвоздики, закрепленные на фанере (игровом поле), называются «серебряными».

На игровое поле «Геоконта» нанесена координатная сетка. На «серебряные» гвоздики натягиваются «паутинки» (разноцветная резинка-продежка), и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста – по схеме-образцу и словесной модели. Ученики начальной и средней школы при помощи этой игры доказывают теоремы. Ведь в самом названии сказки – зашифровано слово «геометрия».

В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (ощущение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творческие способности.

«Квадрат Воскобовича» («Игровой квадрат»)

У этой игры имеется множество «народных» названий – «Кленовый листок», «Косынка», «Вечное оригами». Все это, по сути, верно. «Игровой квадрат» представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры. В сказке «Тайна Ворона Метра» квадрат оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика, башмачок, самолетик и котенка. Двухлетние малыши с помощью взрослого складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку. Более взрослые дети осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в «домике» геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты.

Квадрат можно определенным образом разрезать. Например, разрез крестом дает необычные объемные фигуры. Возможны манипуляции его элементами – своеобразный пальчиковый театр.

Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.

Основные принципы технологии

Игра плюс сказка

Первым принципом технологии «Сказочные лабиринты игры» является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. «Сказочные лабиринты игры» – это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и сказки). При этом образовательные задачи включены в содержание игры.

Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно – взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания.

Интеллект

Второй принцип технологии Воскобовича – построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то «предметного» результата.

Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть «приобретенный», интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют «натасканными». Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть «врожденный» интеллект, у них может быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно-следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии «Сказочные лабиринты игры» является развитие именно невербального интеллекта у детей.

Авторы технологии «Сказочные лабиринты игры» не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.

Творчество

Третий принцип «Сказочных лабиринтов игры» – раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Развивающая среда – Фиолетовый лес

По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи – Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие.

Способы реализации технологии

Особенности «Сказочных лабиринтов игры» таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать привычный уклад жизни дома. Технология органично вплетается в уже существующие порядки. В отношениях «взрослый-ребенок» здесь не предполагается положение взрослого над ребенком, только партнерские отношения. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и ощущения внутренней раскованности за счет поддержки его творческих начинаний.

Результаты

Исследования, проведенные в детских садах, работающих по технологии Воскобовича, показали: в группах много детей с нормальным, высоким и очень высоким интеллектом. (Градация изменений интеллектуального развития выглядит так: интеллект ниже среднего, средний интеллект, норма, высокий, очень высокий, превосходный). Лучше всего у малышей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать. Пяти-шестилетние ребята умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. Трехлетние малыши легко различают и называют желтый, красный, синий, не путают зеленый, фиолетовый, голубой, оранжевый и другие цвета.

Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук. Кроме того, у ребят, с которыми работали по Воскобовичу, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Они рано начинают читать.

Решенным оказывается и вопрос мотивационной готовности малышей к школе. Дети, которые постепенно переходят к взрослой «форме» обучения и «наигрались» в дошкольном детстве, хотят идти в школу и учиться ради самого учения. И, как правило, делают это хорошо и с интересом.

С мамой и папой

Дома можно и нужно создавать развивающую среду, и не обязательно в виде Фиолетового Леса.

Можно ли играть в эти игры без авторских сказок? Конечно, можно. Взрослым просто нужно придумать свой способ привлечь внимание ребенка к игре.

Сегодня с логотипом «Развивающие игры Воскобовича» предлагаются десятки игр, пособий, игровых развивающих комплексов. В нынешнем году Вячеслав Вадимович и его коллеги планируют выпустить «родительский» вариант технологии «Сказочные лабиринты игры».

Слайд 1

» Веревочкина сказка» обо всем на свете » » Геометрические фигуры » (авторская сказка) ЦЕЛЬ: ознакомление детей младшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами посредством сказки (с использованием комплекта » Коврограф Ларчик» В.В. Воскобовича )

Слайд 2

В сказочном Фиолетовом лесу жил-был Владыка Луч. Он освещал своими лучами все вокруг, грел растения и всех жителей Фиолетового леса. Он не пропускал даже ни один листик, ни один камень. Однажды утром, он увидел 5 длинных палочек, которые лежали на травке. Они о чем-то долго спорили. Владыке Лучу стало очень любопытно, и он прислушался :

Слайд 3

1 палочка говорит: «Я хочу быть похожей на колесо, руль или монету, где не найдешь углов».

Слайд 4

2 палочка кричит : «А я хочу быть красивее всех, иметь удлиненную окружность. Например, как кабачок, яйцо или зеркало в ванной, а еще на лицо у человека».

Слайд 5

3 палочка перебивала всех: «Я хочу быть похожа на крыло у самолета, седло у велосипеда или крышу, где три одинаковых угла».

Слайд 6

Тут рассерженная 4 палочка говорит: «А дайте, слово мне сказать, хочу на доску быть похожа, где шахматы стоят и на каждую клетку в тетрадке, где есть четыре стороны и все стороны равны, и все углы прямые».

Слайд 7

А 5 палочка говорит 4 палочке: «Я почти, как ты мечтаю, иметь четыре стороны и все углы прямые, но чуточку длиннее – как дверь и книга, как пол и потолок».

Слайд 8

Послушал их Владыка Луч, решил помочь палочкам и превратил их в геометрические фигуры . Ведь все фигуры хороши, по-своему красивые .

«Сказочные лабиринты игры»

(по играм В.В.Воскобовича)

Цель: — повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми.

— знакомство с игровой развивающей технологией В.В. Воскобовича и ее применением в разных формах работы в детском саду.

Задачи: — систематизировать и углублять знания педагогов по технологии развивающего обучения В.В. Воскобовича.

ХОД мастер-класса:

Вступление: — Уважаемые педагоги! Сегодня я рада приветствовать вас на мастер-классе «Сказочные лабиринты игры» по играм В.В.Воскобовича. разрешите несколько вступительных слов.

Существует много видов классификации игр. Но во все классификации входят дидактические игры. Как вы уже знаете, дидактические игры включают в себя игры направленные на развитие познавательных процессов ребёнка, т.е. развивающие игры.

Развивающие игры – это интеграция психологических и педагогических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений.

Задачи развивающих игр:

  1. Развивать интерес к решению познавательных и творческих задач, самостоятельность и инициативность.
  2. Развивать образное и логическое мышление.
  3. Развивать стремление к творческому процессу познания и выполнению действий по алгоритму;
  4. Развивать произвольное внимание.
  5. Формировать способы познания (сенсорный анализ, построение и использование наглядных моделей).

Очень важно, чтобы при таком многообразии задач, поставленных перед развивающими играми, они оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребёнку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре.

И вот среди многообразия творческих подходов игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, творческая, очень добрая группа игр – развивающие игры Воскобовича.

Основные принципы, заложенные в основу этих игр – интерес – познание – творчество – становятся максимально действенными, т.к. игра обращается непосредственно к ребёнку.

Особенности развивающих игр Воскобовича:

— Игры разработаны, исходя из интересов детей.

Занимаясь с такими игровыми пособиями дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.

— Широкий возрастной диапазон.

В одну и ту же игру могут играть дети от 2-х до 7 лет и старше.

Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.

— Многофункциональность и универсальность.

Занимаясь только с одним игровым пособием, ребенок имеет возможность проявлять свое творчество, всесторонне развиваться и осваивать большое количество образовательных задач (знакомиться с цифрами или буквами, цветом или формой, счетом и т. д.).

— Систематизированный по возрастам и образовательным задачам готовыйразвивающий дидактический материал.

— Методическое сопровождение.

Многие игры сопровождаются специальными методическими книгами со сказками, в которых переплетаются различные сюжеты с интеллектуальными заданиями, вопросами и иллюстрациями. Сказки-задания и их добрые герои — мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, хитрый, но простоватый Всюсь, забавный Магнолик — сопровождая ребенка по игре, учат его не только математике, чтению, логике, но и человеческим взаимоотношениям.

Эти игры выступают как средство всестороннего воспитания личности ребёнка. С помощью игр Воскобовича воспитатель приучает детей самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.

Важно отметить, что все игры имеют именно сказочный сюжет, а именно в нашей группе представлены два наиболее распространенных пособия – это «Фиолетовый лес» и «Коврограф ларчик», с которыми и на основе которых мы сегодня будем играть, да, именно играть, тем самым погружаясь в сам процесс обучения.

Основная часть (практическая).

— И первое пособие, с которым мы познакомимся поближе – «Коврограф ларчик», он представляет собой игровое поле из ковролина размером 1м \1м с нанесённой сеткой; в его набор входит:

— разноцветные верёвочки (5 верёвочек длиной по 1м.): ими можно обводить и соединять, создавать различные фигуры и узоры измерять величину предметов.

Данное пособие есть и для детей, оно имеет меньший размер, перед вами именно такой игровой вариант, который используют дети. (у воспитателей на столах расположены коврографы малой формы, разноцветные верёвочки, разноцветные липучки, кружки из контактной ленты.

— сейчас я вам предложу сказку – задание, которое нужно выполнить вам на коврографе самостоятельно.

— Начнем с самого простого.

1 часть.

Например, такое задание:

  1. Дорожку от домика Дольки к домику Незримки Всюсь соединить и пройти по ней пальчиком (воспитатели выполняют) на коврографе выставляется фигурки героев и с помощью веревочек прокладывается путь от одного к другому.
  2. Но ведь задание можно и усложнить: сначала предложить построить домики с помощью логоформочек, фонариков (показ пособия), я вам предлагаю построить домики для героев на коврографе, ориентируясь на словесную инструкцию: домик Дольки не красный и не желтый, он находится слева вверху, а домик Незримки Всюсь не желтый и не зеленый, он находится справа внизу.

Так же в набор входят: разноцветные круги-липучки. С которыми любит играть модница Фифа. И вот она рассыпала свои бусы, которые я вам предлагаю собрать на веревочку в таком же порядке, в котором бусинки разлетелись по всей полянке, то есть красных три штуки, а за ними только 2 синих, далее одна зеленая, (воспитатели выполняют задание, собирая «бусы» на веревочку в заданном порядке).

— Уважаемые педагоги, не трудно догадаться, что даже такие несложные задания решают массу задач и развивают интеллект детей – ориентировку в пространстве, умение пересчитывать предметы и располагать их в правильной последовательности, но и не маловажно, что тактильные ощущения только усиливают образовательный эффект.

— игровое пособие «Коврограф ларчик» помогает органично включать в задания другие игры Воскобовича, например такой сказочный сюжет, как «День рождения пчелки Жужи» дает возможность придумать для нее подарок на основе пособия «Геоконт», которое представляет собой деревянное поле с закрепленными на нем «гвоздиками», на которых в ходе игры натягиваются разноцветные резинки. Каждый «гвоздик» имеет свои координаты (например, Ж-2 – желтый «луч», второй «гвоздик»).

— Например, вы по моему словесному шифру выполните задание, которое и раскроет секрет – что же подарили наши герои пчелке Жуже: я вам продиктую шифр С4-О4-К3-Б4-Ф3-С4,по которому вы сделаете фигуру с помощью резинки (воспитатели выполняют задание) Что у вас получилось ? (зонтик).

Игры обладают многофункциональностью. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач.

Работа с корабликом «Брызг-брызг» тоже имеет сказочный сюжет. Этим кораблем командует Гусь – капитан и лягушата – юнги.

— Предлагаю и вам выполнить вместе с ними некоторые задания:

Флажки – сортировка по цвету, количественный счет

На палубе лежат флажки. Гусь-капитан командует: «Разобрать флажки по цветам». Флажков какого цвета больше всего, какого — меньше всего? Сколько флажков красного цвета?

Флажки – счет, условная мерка, соотнесение цифры и количества

Капитан дает команду: Измерить флажками высоту мачт. Сколько флажков помещается на 7 мачте? Сколько на самой низкой? Сколько флажков помещается на мачте, которая находится между 7 и 5? Какой у нее порядковый номер?

Флажки – сортировка по цвету, определение пространственных отношений (вертикаль, горизонталь, диагональ)

Цветные ряды располагаются по горизонтали, вертикали, диагонали

Флажки – логико-математические задания

Произвольно расположить флажки, затем давать задания

— Ветер срывает со средней мачты флажки одинакового цвета. Какого?

Потом срывает со второй мачты флажок не красного цвета? Какого?

Затем с остальных мачт слетают флажки такого же цвета.

На мачтах, где осталось по 2 флажка, срывает не голубые. Какие?

Так же, только надевать флажки под диктовку.

Прикрепить зеленый флажок на 4 мачту сверху и т.д.

Флажки – решение задач, состав числа

Отсчитать 9 флажков и повесить их так, чтобы на каждой мачте было по три флажка. Сколько мачт будет с флажками?

Снять с пятой мачты флажки и заполнить ее флажками со 2 и 3 мачт (или 4 и 1) Какого цвета будут флажки и сколько их. Из каких чисел состоит число 5?

— Как вы уже поняли, у коврографа безграничное количество игр и возможностей их использования не только в математике, но и в ориентировке в пространстве, а так же и для развития художественного творчества, например дети любят игру «Тепло – холодно», таким образом с помощью цветных квадратов ненавязчиво изучаем цветовой спектр – который делим на теплые и холодные цвета, а с помощью разноцветных кругов можно выкладывать узор, который легко затем перенести на бумагу.

2 часть

— Но самым интересным, насыщенным по содержанию, полиативности и вариативности и элементам является образовательная среда «Фиолетовый лес», которая состоит из ковролиновой основы, жестко крепится на стене, размер 1*1,25. Переносные элементы крепятся на липучках и могут располагаться в произвольном порядке на основе. Он яркий, рассчитан на то, что бы дети увидели, ахнули и захотели что-либо делать. А как мы знаем, ребенок познает окружающий мир и развивается, выполняя какие-либо действия.

Но на одно занятие надо планировать то пространство Фиолетового леса, которое необходимо для решения конкретной одной задачи. Дети раннего возраста очень быстро распыляются, и если будет очень много отвлекающих элементов, то результата не будет. В комплект входит методичка по работе с Фиолетовым лесом (показ методички). В ней есть игровые задания для всех возрастных групп по всем образовательным задачам.

Задачи, которые мы можем решать:

— Ознакомление детей с окружающим миром (времена года, природные явления, растительный и животный мир);

— Развитие познавательных процессов (пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение);

— Развитие способностей к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации.

— Развитию аргументированной и доказательной речи;

1 Пример: для детей раннего возраста очень важным является сенсорное развитие, и здесь мы знакомим детей с формой, цветом, величиной. Это три главных элемента, с которыми мы должны их познакомить. Если говорить о цвете, то для детей раннего возраста мы используем 4 цвета: красный, желтый, синий и зеленый. Знакомим с величиной – большой и маленький, и затем вводим понятие средний.

Предлагаю вам следующее задание:

«Помоги ежику собрать листочки»

Задачи: — закрепление умения выделять признак — большой и маленький; — развитие умения группировать по размеру.

Материалы и оборудование: листочки двух размеров, ежики двух размеров.

Игровая ситуация: ежики гуляли по Фиолетовому лесу и увидели много красивых листочков. Они им так понравились, что ежики решили украсить листочками свои дома. Большой ежик решил собрать большие листочки, а маленький – маленькие. Но сами они никак не могут справиться. Давайте поможем ежатам.

Задание: одеть на колючки большому ежику большие листочки, маленькому – маленькие (предложить одному – двум воспитателям выйти к пособию и выполнить задание).

Листочки могут быть развешены по всему Фиолетовому лесу, их можно раздать детям или, для того чтобы совместить занятие с физическим развитием, листочки можно разбросать на полу. И тогда дети будут подходить, наклоняться и поднимать их.

Ознакомление с окружающим миром.

Например, многие животные леса осенью начинают готовить себе норки-домики на зиму и начинают их утеплять листочками. И наши ежики и мышки тоже решили утеплить свои норки.

Задачи: — закрепление умения выделять размер: большой, средний, маленький; — развитие умения группировать по размеру.

Оборудование и материалы: желтые листочки трех размеров, ежики двух размеров, мышка.

Игровая ситуация: В фиолетовом лесу наступила осень, листья на деревьях пожелтели и начали опадать. Ежики и мышки начали готовиться к спячке, но в норках холодно, надо бы их утеплить. Чем можно утеплить норки? Бегая по лесу ежики увидели желтые листочки, упавшие с деревьев, и решили ими утеплить свои норки. Большой ежик решил собрать большие листочки, маленький – средние, и тут они услышали писк. Это мышка прибежала за маленькими листочками. Норки получатся теплыми, уютными и красивыми.

Задание: Помочь ежикам и мышке насобирать листочки нужного им размера.

Всегда надо ориентироваться на способности, знания и умения детей. Для кого-то мы начинаем с одного цвета и разных размеров, а кому-то можно подключать и цвет и размер.

«Украсим деревья листочками»

Задачи: — закрепление представления об основных цветах; — развитие умения группировать листья на основе цвета.

Оборудование и материалы: стволы деревьев и разноцветные листочки.

Игровая ситуация: Ночью в Фиолетовом лесу был сильный ветер, такой сильный, что сдул с деревьев все листочки. В лесу сразу стало мрачно и скучно. Как же быть?

Задание: Украсить деревья листочками так, чтобы они стали непохожими друг на друга (одно дерево украсить красными и зелеными листочками, второе – синими и желтыми).

Сопутствующим оборудованием по играм Воскобовича является «Математические корзинки», с ними можно научить детей соотносить число и цифру – так запоминается веселее и быстрее, они есть двух видов – со счетом до 5 и до 10-ти.

В предложенной автором инструкции описано более десяти игр, в которые можно поиграть с малышом. Также ребенок в ходе игры выполняет задания на развитие мелкой моторики рук: разукрашивает, обводит и штрихует грибы. «Математические корзинки» являются универсальной игрой для детей от двух лет и старше.

Например, такое задание: — помогите своим друзьям сложить в корзины грибы-вкладыши. При этом педагог выясняет, кто собрал грибов больше, а кто меньше? Сколько грибов необходимо положить в корзину, чтобы она была полной? (воспитатели выполняют задание).

«Чудо-крестики» являются многофункциональным пособием для развития у детей математических и творческих способностей. Данная игра представлена в виде рамки с различными вкладышами, которые отличаются друг от друга по форме и цвету. Все геометрические фигуры разрезаны на отдельные части. На начальном уровне ребенку предлагается собрать фрагменты фигур в единое целое. Предлагаю и вам вынуть все фигуры из игрового поля, а затем правильно их собрать, (воспитатели выполняют задания).

Затем задания усложняются.

— Используя схемы, соберите различные образы фигур и предметов. Для наглядности к игре прилагается «Альбом фигурок» (воспитатели выполняют задания)

«Чудо — крестики» помогают ребенку освоить цвета и формы, развивают умения сравнивать и анализировать, формируют понятия целое и части. Малыш в ходе игры развивает воображение, фантазию, ловкость рук, учится использовать схемы для решения поставленных задач.

Кораблик «Плюх-Плюх»

Данная развивающая игра выполнена в виде яркого кораблика с разноцветными флажками-парусами, которые можно легко надевать на деревянные реи. На основании кораблика нанесены цифры от 1 до 5. Яркие флажки имеют шероховатую поверхность. В связи с этим, в процессе игры у ребенка не только развивается мелкая моторика пальцев рук, но и тактильные ощущения.

— На мачте корабля прикрепите определенное количество флажков, соответствующее цифре под нею, рассортировав их по цвету и величине, обязательно скрепив все мачты шнурком (воспитатели выполняют задание).

— Невозожно поиграть во все пособия, имеющиеся в нашей группе, но познакомиться с ними необходимо, итак, это такие игры, как:

«Квадрат Воскобовича»

-Данную игру еще называют «Кленовый листок», «Вечное оригами», «Косынка», «Квадрат-трансформер» и т.д. «Квадрат Воскобовича» состоит из 32 разноцветных треугольников, наклеенных на гибкую тканевую основу и расположенных на определенном расстоянии друг от друга. Основные цвета игры красный, желтый, синий и зеленый. Для детей в возрастной категории от 2 до 5 лет предлагается для игр двухцветный квадрат, а для старших детей разработан четырехцветный квадрат. «Квадрат Воскобовича» можно легко трансформировать, создавая разнообразные объемные и плоские фигуры: самолет, конфету, домик, ворону, черепаху и т.д. Данные фигуры можно собирать по предложенным схемам или придумывать собственные образы. Вариантов сложения насчитывается около сотни и более.

Следует отметить, что развивающая игра Воскобовича сопровождается увлекательной сказкой «Тайна ворона Метра» и обучающими пособиями. Решать поставленные задачи ребенку помогут мама Трапеция, дедушка Четырехугольник, малыш Квадрат, папа Прямоугольник и прочие сказочные герои.

«Квадрат Воскобовича» является эффективной игрой, которая формирует у ребенка абстрактное мышление, навыки моделирования, умение ориентироваться в пространстве, развивает креативный потенциал, усидчивость, память, внимание и другие психологические процессы. Важно, что данное пособие компактное и практичное. «Квадрат Воскобовича» можно всегда носить с собой и при возникшей возможности поиграть с детьми.

«Волшебная восьмерка»

Вариативность: — работа на игровом поле или на столе; — вытаскивание палочек, подсовывание под резиночку; — одноцветное и разноцветное выкладывание палочек (поворот); — работа одной и двумя руками; — работа со словесной инструкцией: покажи, положи, найди…; — моделирование из палочек на столе (заборчик, домик, цветочек)

«Шнур – малыш»

На конце шнурочка завязываем узелок. Начинаем с обучения нырять и выныривать. Затем мы учим их огибать кнопочки. Это движение более тонкое и хорошо развивает пальчики детей. А как известно, любое действие руками способствует развитию речи, мышления. Когда мы овладели действиями одной рукой, делаем все тоже самое другой рукой. У детей до 3-4 лет основная рука не стоит, поэтому развивая обе руки, мы развиваем оба полушария. Усложняя задачу, можно предлагать схемы, словесные указания.

«Прозрачный квадрат»

В игре с волшебными льдинками озера Айз можно накладывать пластинки друга на друга, совмещая закрашенные части. Предметные силуэты можно получить и путем приложения геометрических фигур на пластинках друг к другу.

«Игровизор» — представляет собой альбом из двух листов. Лист-основа выполнен из картона, второй лист – пленка, на которой можно рисовать маркером из этого комплекта. Все нарисованное легко стирается бумажной салфеткой. Возможность многократного использования этого пособия делает его еще более привлекательным. Достаточно подложить под пленку лист с графическим изображением (прописи, лабиринты или раскраску) и вот уже задание для малыша готово.

И в заключение, уважаемые педагоги несколько небольших рекомендаций:

В ходе игры необходимо развивать речь ребенка, так как дети в процессе выполнения заданий в основном работают руками и мало взаимодействуют с окружающей их средой. Для этого попросите малыша комментировать свои действия или пересказать сюжет, чаще расспрашивайте его о сказочных заданиях и вариантах их выполнения.

Следует отметить, что игры Воскобовича отличаются статичностью. В связи с этим устраивайте небольшие перерывы, выполняйте с детьми разминку.

Игры Воскобовича требуют от ребенка определенного уровня усидчивости, которая не всегда по душе малышам. Таким образом, начинайте играть с ребенком на протяжении 10 минут, потом отложите игру. Через время можно вернуться к выполнению заданий. В ходе игры запаситесь терпением, не критикуйте ребенка в случае неудачи. Радуйтесь победам малыша и чаще его хвалите.

Методика Воскобовича предполагает партнерские взаимоотношения между взрослым и ребенком в процессе игры. Малыш окружен непринужденной интеллектуально-креативной атмосферой.

Развивающие игры Воскобовича можно и нужно использовать в совместной групповой, подгрупповой и индивидуальной деятельности с воспитанниками, также помогать организовывать самостоятельную деятельность детей с играми. Использовать методические рекомендации автора, а также не бояться экспериментировать.

Гульназ Анваровна
Семинар-практикум «Использование развивающей среды «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича в младшей группе»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №26 «Почемучка»

городского округа город Октябрьский

Республики Башкортостан

Городское методическое объединение

для воспитателей групп раннего возраста

Семинар-практикум на тему:

«Использование развивающей среды «Фиолетовый лес»

В. В. Воскобовича в младшей группе».

Подготовила:

Биктимирова Гульназ Анваровна

воспитатель МАДОУ

Детский сад №26 «Почемучка»

Согласовано:

старший воспитатель

Петрова Г. Г.

Дата проведения: 20.11.19г.

2019 г.

В период дошкольного детства ребенок проживает наиболее значимый период в становлении человека. Через игру он познает разнообразие окружающего мира, делает для себя удивительные открытия, учится взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, природой, овладевает различными видами деятельности, воплощая в них собственные впечатления.

Как помочь ему в этом познании? Как сделать этот процесс интересным, привлекательным и «долгоиграющим»? Этими же вопросами задался Воскобович Вячеслав Вадимович.

Кто такой В. В. Воскобович?

Вячеслав Вадимович Воскобович когда-то даже не мог представить себя в роли педагога и создателя несколько десятков развивающих игр. Инженер – физик по образованию, он всецело отдался в воспитание собственных сыновей, а игры начал изобретать во времена советского дефицита. Развивающие игры Воскобовича производятся и сегодня, их количество уже переросло за пятьдесят.

Главным навыком, который усердно тренируется во время игрового процесса, является навык понимания во время практики. То есть во время практических занятий максимально плавно прокладывается тропа к теории. Методика Воскобовича дает максимально общее развитие личности, интеллекта, таланта. Особое внимание педагогом уделяется именно последнему пункту, так как выполнение большинства заданий требует проявления креатива, подключения воображения.

Игровая развивающая среда «Фиолетовый лес».

«Фиолетовый лес» — это ковролиновая основа, для жесткого крепления на стене с модульными элементами (небо, земля, полянка, лужайка, и съёмными элементами (солнце, облака, озеро, деревья, животные, птицы, насекомые, земноводные, млекопитающие).

«Фиолетовый лес» разбит на области, в которых действуют свои персонажи и играют в определенные игры. Переносные элементы крепятся к основе на липучках и могут размещаться в произвольном порядке на основе. Все пособия сделаны на основе ковролина, поэтому главные герои и игровые пособия легко крепятся и перемещаются с помощью липучек. Таким образом игровая среда мобильна и многофункциональна.

Сказки «Фиолетового леса» содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов. Кто знаком с этой технологией, знает, что все события происходят в «Фиолетовом лесу». Важно! Чтобы детали, фон был фиолетового цвета. Фиолетовый цвет побуждает ребенка к воображению, активирует мышление

Рассмотрим подробнее области «Фиолетового леса».

1.»Поляна Золотых Плодов» – здесь главные действующие герои очень умный Ворон Метр, который задает разные задания, и Паук Юк который плетет свои паутины на «Геоконте».

2.»Школа Волшебства» – занятия ведет Кот Филимон. Его ученики: Околесик, Гномы Разделяй-Объединяй, Крути-Верти, Увеличь -Уменьши, Появись-Исчезни. На занятиях Кот показывает различные трюки с «Теремками Воскобовича», с «Конструктором букв» и с «Читайкой на шариках». В школу также часто заходит следопыт Крутик По со своими «Логоформочками».

В «Фиолетовом лесу» есть «Озеро Айс». Хранителем Озера является Незримка Всюсь, который очень любит доставлять неприятности другим. По Озеру плавают кораблики «Брызг-Брызг», «Плюх-Плюх», «Буль-Буль» во главе с Капитаном Гусем и матросами лягушатами, на пути которых постоянно возникают препятствия, решать, которые приходится детям.

«Фиолетовый лес»- это развивающая сенсорная среда Воскобовича, в которой ребенок как самостоятельно играет, конструирует, закрепляет полученные знания, так и при помощи ориентирования взрослого получает необходимый, достаточный уровень знаний в соответствии с возрастными особенностями. Весь лес поделен на несколько зон, в которых ребенку предстоит познакомиться со сказочными героями и вместе решать поставленные задачи, разгадывать ребусы и находить выходы из лабиринтов.

Не менее важными атрибутами сказочного панно являются герои, среди которых есть постоянные – ключевые герои, с которыми ребенок проходит все испытания на протяжении всего путешествия. И есть герои, которые живут в игровых областях.

«Фиолетовый лес»- способствует:

ознакомлению детей с окружающим миром (времена года, природными явлениями, с растительным и животным миром);

развитию познавательных процессов (пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения);

развитию способности к анализу, сравнению, обобщению, сериации, классификации;

развитию аргументированной и доказательной речи.

Мы начали использовать данную среду, в младшей группе, и пришли к выводу, что адаптация детей проходит более мягко и плавно. Во время демонстрации сказок со знакомыми персонажами «Фиолетового леса»- мы заметили снижение ситуативной тревожности. Исходя из опыта внедрения данной технологии,мы делаем следующие выводы: что использование игр с материалами предметно-развивающей среды «Фиолетовый лес» положительно сказывается на процессе адаптации детей младшей группы к детскому саду, отвлекает от грустных мыслей о доме и родителях, способствует установлению стойкой привязанности к воспитателям.

Маленький ребёнок испытывает потребность быть принятым, получить эмоциональную поддержку и внимание окружающих. Важнейший сигнал положительного эмоционального состояния ребёнка – выражение радости (улыбка, смех). Радостные переживания благотворно влияют на организм человека. Радость не может быть вызвана намеренно, запланирована, радости невозможно обучить ребёнка. Она возникает спонтанно при достижении человеком какого-либо важного для себя результата. Поэтому главное, что необходимо сделать для ребёнка – обеспечить чувство привязанности и эмоциональной поддержки во взаимоотношениях с окружающими, что служит прямым и косвенным источником радостных переживаний. Чувствуя себя принятым, ребёнок активно исследует мир, осваивает новые навыки, испытывая при этом радость от достижения.

При использовании развивающей среды «Фиолетовый лес» решается ещё одна важная педагогическая задача: обеспечение эмоциональной релаксации, снятие эмоционального напряжения, поскольку сам ребенок часто не контролирует свое состояние. Во время игр с материалами данной среды ребёнок переживает положительные эмоции, разнообразные тактильные ощущения способствуют развитию сенсорики, мелкой и крупной моторики.

Ежедневные игры с использованием предметно — развивающей среды «Фиолетовый лес» обеспечивают стабильность окружающей среды, способствуют устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта, так как ощущение безопасности связывается с повторяемыми событиями, играми.

Детям младшего возраста нравятся следующие игры с использованием материалов развивающей среды «Фиолетовый лес»:

1. «Приклей — отклей» цветочки (листочки) – способствует развитию мелкой моторики, координации движений, успокаивает.

Нёс пушистый зайчик

Белый одуванчик,

Одуванчик так хорош,

И на зайчика похож.

Только дунул ветерок

и рассыпался цвет.

Огорчился зайчик: «Где же одуванчик?

Был такой большой цветок,

А остался стебелек!»

Говорит зайчонку ежик:

«Одуванчик не надёжен,

чтобы донести домой —

нужен нам цветок другой»

Мы возьмем в букет ромашку,

клевер, лютики и кашку,

к ним добавим василёк —

им не страшен ветерок!»

2. «Принеси по…» — принести 1, 2, 3 цветочка – способствует развитию навыка счёта.

На лугу растут цветы

На лугу растут цветы

Небывалой красоты. (Потягивания — руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты. (Потягивания — руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда. (Дети машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки. (Наклоны.)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

3. «Приклей листочки желтого цвета» — приклеивание-отклеивание цветочков разных цветов, способствует развитию навыка узнавания цветов.

Листья падают, кружатся

И у ног моих ложатся.

Я ладошку протяну

И один листок возьму.

А потом другой и третий.

Хороши они, поверьте!

Я от осени привет

Соберу в большой букет!

Таким образом, использование игр с материалами развивающей среды «Фиолетовый лес» положительно сказывается на процессе адаптации детей младшей группы к детскому саду.

«Фиолетовый лес может использоваться в разных видах детской деятельности,в разных возрастных группах и даже учениками начальных классов.

— в игровой деятельности;

— в общении с взрослыми и совместными играми со сверстниками под руководством взрослого;

— в предметной деятельности и играх с составными и динамическими игрушками;

— в восприятии сказок, стихов, рассматривании картинок;

— двигательной деятельности.

Дети приобретают навыки:

— силуэтного конструирования на плоскости, конструирование плоскостных и объемных фигур, «Чудо-крестики»;

— развитию логико-математических представлений (соотношение части и целого) «Двухцветнный квадрат»;

— закреплять умение ориентироваться на местности;

— уметь соотносить цифру с буквой «Геоконт» .

Таким образом, охватывая почти все виды детской и совместной с взрослым деятельности детей.

С другой стороны, лес всегда вызывал в человеке особый интерес, подкупал своими тайнами и загадками. Манил и завораживал своей красотой. А еще в лесу живут звери и сказочные герои, которые близки и знакомы детям.

Исходя из опыта внедрения данной технологии,мы делаем следующие выводы:

-у детей присутствует и развивается познавательный интерес («Фиолетовый лес» привлекает к себе внимание множеством манипуляции (на панно присутствуют деревья, плоды, листья, звери, солнышко, тучка и многое другое) далее возникает у ребенка желанием подойти, рассмотреть, потрогать, то есть появляется мотивация к самостоятельному и совместному действию). Еще, чем примечательно панно «Фиолетовый лес», это то, что ребенку одновременно доступен осваиваемый материал и то что, ребенок получает от этого удовольствие. И в свою очередь деятельность ребенка зависит от вариативности использования материала, чем больше тайн скрыто в игровом пособии, тем чаще ребенок захочет его использовать, экспериментировать, поделиться своими открытиями в этом и состоит дальнейшая задача педагога (Например,на панно расположен паучок: Тебе нравятся бабочки? А где они живут? А кто еще живет в лесу? А в нашем лесу живет много разных насекомых? Хочешь узнать, кто здесь живет и, чем они занимаются? (педагог совместно с ребенком рассматривает, кто еще живет на панно). Что плетет паучок? А паутина какая? (действия педагога совместно с ребенком предполагают создание сюжета). Кто попадает в его паутину? А как ты думаешь можно спасти насекомых от паучка? У меня есть друг малыш Гео, он всегда приходит на помощь) Таким образом, сказку можно продолжать и разворачивать сюжет либо по замыслу воспитателя, либо по желанию ребенка;

— использование сенсомоторной среды «Фиолетовый лес» способствует развитию самостоятельности (ребенок действует здесь самостоятельно, c помощью сказочного пространства, необычных персонажей и методических сказок ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений,он сам герой сказочного леса: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности с взрослым. В «Фиолетовом лесу» обязательно находятся сказочные персонажи — Незримка Всюсь, Ворон Метр, Малыш Гео, Лопушок и другие);

— использование сенсомоторной среды «Фиолетовый лес» способствует успешному сенсорному и познавательному развитию (развитию мелкой моторики детей, представлений детей о цвете и форме, способности сопоставлять предметы и окружающую действительность (что растет в лесу, что или кто живет в лесу, озере и др.).

Автор игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» изобрел большое количество разнообразных игр, с которыми дети с удовольствием играют. Это «Геоконт» (изучение геометрических фигур, «Квадрат Воскобовича» (геометрия, развитие мышления, моторики, пространственная ориентация, творчество, «Ларчик» (мелкая моторика, творчество и фантазия, изучение букв, звуков, а также «Шнурок-затейник», «Складушки», «Цветовые часы», «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра», «Домино», «Чудо-головоломки», «Математические корзинки», «Кораблики Брызг-брызг и Плюх-плюх», «Цифроцирк», «Игровизор», «Логоформочки» и другие.

Среди всех игр выделяется «Геоконт» — оригинальный конструктор. С помощью разноцветных резинок на игровом поле можно создавать геометрические фигуры различного размера, разноцветные контуры предметных форм окружающего мира, симметричные и несимметричные узоры.

Речевое развитие предполагает достаточно хорошее владение ребенком устной речью, умение выражать свои мысли и желания и использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, ребенок может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. Игры «Снеговик», «Ромашка», «Яблонька», «Теремки Воскобовича», «Читайка на шариках», «Шнур Грамотей» — вот далеко не полный список игр, позволяющих решать задачи речевого развития ребенка, не говоря уже о сказках, прилагаемых к этим играм.

На художественно-эстетическое развитие ребенка окружающая среда оказывает очень большое влияние, ведь с первых шагов малыш уже тянет ручки к ярким, красивым предметам, повзрослев, начинает рисовать, творить, фантазировать. «Фиолетовый лес» и все игры, входящие в игровую технологию

В. Воскобовича, идеально подходят для творчества детей.

Ну и, конечно же, играя с «Фиолетовым лесом», у ребенка формируются социально-коммуникативные навыки. В процессе игры дети учатся общаться друг с другом, договариваться, помогать друг другу и сказочным персонажам.

«Фиолетовый лес»— это среда не только развивающая, но и постоянно развивающаяся. Он постоянно пополняется новыми элементами, обновляется и изменяется, приспосабливаясь к возрастным особенностям детей.

Сейчас мы бы хотели Вам рассказать сказку, с чего начался «Фиолетовый лес». Изначально, как Воскобович придумал Фиолетовый лес!

«Однажды малышу Гео приснился сон. Идет он по белому свету день, второй, третий, и вдруг — навстречу Красный Зверь. Испугался малыш, побежал,и вдруг Голос свыше: «Не бойся Красного Зверя, прогони его оранжевым криком». Крикнул малыш оранжевым криком – исчез Красный Зверь, но появилось дерево, на вершине которого сидела Желтая Птица. Взмахнула Желтая Птица крыльями, закружила, Малыш испугался и побежал.И снова Голос: «Не бойся Желтую Птицу – прогони ее зеленым свистом». Свистнул малыш зеленым свистом – исчезла Желтая Птица. Появилось озеро, на берегу стояла лодочка. Сел Малыш в лодочку, сделал несколько гребков и вдруг выплывает Голубая Рыба. Снова испугался Малыш, подналег на весла, но не тут-то было.И снова Голос: «Не бойся Голубую Рыбу, прогони ее синим шепотом». Шепнул Малыш синим шепотом – исчезло озеро, исчезла лодочка. Гео стоял перед входом в «Фиолетовый Лес». И вот мальчик Гео стоит на пороге «Фиолетового леса», а вокруг какие-то непонятные огромные деревья, кусты, следы и ему так хочется войти, но он боится. кто знает, что его там ожидает. И вот только он переборол свой страх и решил войти в этот «Фиолетовый лес», как прям под ноги ему выкатился ёжик.Увидел он мальчика и говорит:- Ой, как хорошо! Ну хоть кого-то я встретил! Может хоть ты мне поможешь!Мальчик Гео отвечает ему:- Ну я могу конечно тебе помочь! А чем тебе помочь, ёжик?–Да вот такие дела! -начал рассказывать ёжик. — Собирал я ягоды для своих ежат, и собрал вкусные сладенькие ягодки, сел под дерево и задремал. Тут я проснулся, а мои ягодки кто-то забрал. А вот кто их забрал, вы сейчас догадаетесь! И для этого у нас есть Геоконты. И вот заяц тут как тут. Скачет себе по полянке и смеется над ёжиком. — А ты колючий не зевай!- говорит заяц ёжику. — Пока ты спишь и я забрала твои ягодки—Как тебе не стыдно! -говорит ёжик. — Я собирал для своих деток ягодки, а ты взял и их забрал!-Да, ладно тебе ёжик!- отвечает ему заяц. — Ты что зимой делаешь? Спишь! Тебе кушать не надо, а мы бедные всю зиму ищем себе и нашим деткам еду. Я твои грибочки уже унес в свой домик. Так что ёжик не жалуйся! Мне на зиму грибы нужны!-Да что ты заяц знаешь о нашей жизни!- возмущенно ответил ёжик. — Я конечно сплю, но чтобы мне уснуть и проспать спокойно всю зиму, знаешь сколько мне надо жира!Заяц только на него рукой махнул и сказал:- Не переживай ёжик, зато я могу показать тебе целую поляну грибов, я пока бежал сюда ее и увидел. Я знаю грибочки ты тоже очень сильно любишь!Ежик запищал от удовольствия, что еще есть надежда вернуться домой с едой. –А скажи, где эта полянка?- спросил ёжик. — Ой! Полянка эта далеко!- ответил заяц. И что Вам нужно сделать. .По следам сначала проскакать ровно так, как показано в «Фиолетовом лесу». Три раза на правой ножке, потом на обеих ножках. Потом на левой ножке, и снова один раз на обеих ножках. После этого вам нужно повернуть налево, тогда справа у вас будет большое синее озеро. Вы пройдете вперед и дойдете до зеленого куста. Вы обогнете его так, чтобы он остался у вас справа,и тогда у подножья красивого дерева с оранжевым стволом вы увидите поляну, вся усыпанную грибами. — Я не успею на своих коротеньких ножках добежать до этой полянки!- говорит ёжик. — Мальчик Гео, возьми меня, пожалуйста, на ручки, ты же запомнил как нужно идти!А пойдемте все вместе! Добежали они до полянки, ежик как набросился на грибочки. Даже забыл что ему складывать грибочки некуда. Как он донесет их до дома! А давайте поможет сделать корзинку для ёжика и малыша Гео, чтобы они смогли грибочки в них собрать. Для этого у нас есть чудо крестики. Вот малыш Гео и ёжик начали собирать в корзинку грибочки, собрали много грибов. И надо бы идти домой, но так они сильно утомились и решили спуститься к синему озеру посидеть немножко и отдохнуть. Вот они спустились к озеру, присели они на полянку, а водичка так красиво журчит, листочки шелестят и задремали они. А когда малыш проснулся, он был уже у себя дома.

Вот такая у нас сказка про «Фиолетовый лес». Очень благодатная, многофункциональная среда. Придумывать можно различные сказки для разных возрастов. Листья разных цветов и разных размеров, дорожки (следы) можно выкладывать по-разному, в зависимости от сюжета сказки. Здесь можно дать волю своей фантазии и придумать новых героев, познакомить их с другими обитателями «Фиолетового леса». «Фиолетовый лес»- не ограниченное поле деятельности для творчества и самовыражения детей. Все элементы «Фиолетового леса» можно использовать не только по назначению, но и в качестве предметов-заменителей в детской игре.Например: цветочки, листочки, можно использовать при игре с детской посудой, в качестве каши, супа и тд. Я взяла сказку для старшего возраста, чтобы показать Вам, как усложняются задания в связи с возрастом ребенка. Мы продемонстрировали лишь малую часть развивающих игр Воскобовича. Про данную методику можно говорить бесконечно, потому что она настолько интересна и повторюсь многофункциональна, что каждый раз можно использовать разные игры и придумывать различные сказки.

Юлия Ильина
Игры Воскобовича, как средство развития детей дошкольного возраста

Представляю вашему вниманию работу на тему «Игры Воскобовича как средство развития детей дошкольного возраста»

Игра в детском возрасте – норма, ребёнок должен играть, даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира. Благодаря использованию развивающих игр процесс обучения дошкольников проходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально – творческого потенциала ребёнка.

В настоящее время актуальность игровой деятельности повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но они представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельно оценивать и отбирать полученную информацию. Развивать подобное умение помогает игра.

В нашем детском саду для всестороннего и творческого развития детей педагогами используется популярная методика Воскобовича. Дети, которые занимаются по данной методике быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания, они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.

Вячеслав Вадимович Воскобович — живет в Санкт-Петербурге. Им разработано более 50 развивающих игр и пособий. В прошлом Вячеслав Вадимович инженер–физик.

Толчком к изобретению игр послужили двое собственных детей и «пустые» магазины игрушек в эпоху Перестройки. В. В. Воскобович, пытаясь найти альтернативу обычным постсоветским игрушкам, натолкнулся на опыт Никитина и Зайцева, но решил пойти своим путем. Так появились его первые творческие игры: «Геоконт», «Игровой квадрат», «Цветовые часы».

Я сегодня постараюсь рассказать вам об уникальной технологии Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», которую я использую в своей педагогической деятельности.

«Сказочные лабиринты игры» — игровая технология, а так как игра – это ведущий вид деятельности детей, не только в раннем возрасте, но и во всем дошкольном периоде то на ее основе можно строить образовательный процесс на протяжении всего дошкольного детства.

Развивающие игры Воскобовичаоснованы на трех принципах:

• Познание

• Интерес

• Творчество

Целью технологии является интеллектуально-творческое развитие детей в игре. Особенностями ее являются вариативность, сказочность, многофункциональность, взаимосвязь игр.

При использовании игр Воскобовичарешаются следующие задачи:

— Развитие у ребенка познавательного интереса и исследовательской деятельности.

— Развитие наблюдательности, воображения, памяти, внимания, мышления и творчества.

— Гармоничное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал.

— Формирование базисных представлений об окружающем мире, математических понятиях, звукобуквенных явлениях.

— Развитие мелкой моторики.

Занимаясь с такими игровыми пособиями, дети получают истинное удовольствие и открывают для себя всё новые и новые возможности.

Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет большого количества разнообразных игровых заданий и упражнений.

Благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным опытом и достоянием. Игру всегда сопровождает сказка, это не просто квадраты, а «нетающие льдинки», не прямые, а «волшебные веревочки», «чудо- цветики», «лепестки» и т. д.Каждая игра познавательна: дает новое знание, развивает навык, тренирует память, развивает мышление, речь, сенсорное развитие, пространственное восприятие, умение анализировать, сравнивать. Игры – сказки подталкивают детей к творчеству: доделай, создай, придумай, что позволяет вовлекать его в образовательный процесс. Главная отличительная особенность игр –образность и универсальность: игра интегрирует, мобилизует внимание ребенка, заинтересовывает. Ребенок образно попадает в ситуации, последовательно анализирует свои действия, осознает цели и находит варианты решения.

Знакомство с развивающими играми В. Воскобовича мы начали в средней группе. Согласно тематическому планированию мы поэтапно знакомили наших детей с новыми играми. В группу приходил сказочный персонаж, создавал проблемную ситуацию, дети предлагали свою помощь, выполняли задания, и любимый герой приглашал детей в Фиолетовый лес. Игры и игровые пособия концентрировались в одном месте – «интеллектуально- игровом центре», доступном для детей. На протяжении всего учебного года дети могли сами организовать свою игру, придумать сказку, обыграть ее, используя сказочных персонажей и игровые пособия.

Особенно большой интерес дети проявили к коврографу «Ларчик». Это прекрасное обучающее пособие. Его я успешно использую на занятиях по ФЭМП, по ознакомлению с окружающим миром, по рисованию, лепке, в свободной деятельности. Ведь с ним можно использовать большое количество дополнительных материалов.

Сказочные персонажи «Лопушок», «Гусеница Фифа», «Гномы», «Шуты – акробаты», «Зверята – цифрята», помогают детям развивать внимание, память, мышление, воображение, знакомят с цифрами, с составом числа, на коврографе дети учились решать задачи, составлять равенство и неравенство, решать арифметические примеры, проводить графические диктанты, закрепляли геометрические фигуры и понятия, выполняли сложные глазомерные действия. Ориентироваться в пространстве и на плоскости помогали животные «Лев» — левый верхний угол, «Лань»- левый нижний угол, «Пони» — правый нижний угол,и птица «Павлин» — правый верхний угол.

Также, вместе с ним коврографом можно использовать «Разноцветные веревочки» — прекрасный материал для аппликаций. Дети выкладывают с помощью веревочек геометрические фигуры, буквы, цифры, линии, пишут математические диктанты, развивающиепространственные ориентиры: от точки- 2 клеточки вправо, 3 клеточки вниз.

Также с коврографом используются «Лепестки», «Цветные карточки». Дети с их помощью закрепляли счет, развивали пространственное и смысловое отражение, сенсорное восприятие, запоминали последовательность.Например: Каким по счету синий цвет? Какой цвет стоит вторым?

«Зверята – цифрята» помогали закреплять количественный и порядковый счет, счет в порядке возрастания и убывания, способствовали развитию психических процессов и памяти.Например: Кого не хватает? Кто стоит между? Кто стоит первым? На какую цифру похож директор Цифроцирка – Магнолик? Игровых ситуаций много и все они интересные, занимательные.

Еще одна интересная игра — «Прозрачный квадрат»- увлекательное, эффективное средство для развития ребенка. Мальчик Гео знакомит детей с «нетающими льдинками», которые помогают ему путешествовать. Игры с геометрическими фигурами способствуют успешному освоению детьми эталонов формы. Выполняя игровые задания, дети учатся считать, отсчитывать нужное количество, знакомятся с пространственными отношениями и величиной. Составление одной фигуры из нескольких пластин помогает понять соотношение целого и части.Например: какую геометрическую фигуру надо добавить, чтобы получился квадрат? Из каких частей сложен квадрат? (равных или неравных). Придумай и сложи квадрат из двух, четырех равных частей. Задания с прозрачными квадратами учат детей классифицировать. Например, выложите точно такой же ряд, найди лишнюю фигуру, объясни, что их объединяет.

Игру «Прозрачный квадрат» мы использовали на занятиях, в индивидуальной работе с детьми, в свободной деятельности. Дети сами проявляли инициативу, выдумывали собственные формы, составляли сказки, истории. На занятиях по «Ознакомлению с окружающим миром» при изучении темы «Животные жарких стран» дети с увлечением складывали верблюда из прозрачных квадратов, по теме «Воздушный транспорт» — самолет, по теме «Домашние животные» собаку и лошадь, по теме «Перелетные птицы» — лебедя. Сортировка прозрачных пластинок тренирует у детей память, развивает мышление, совершенствует память и воображение, дети играли не с квадратами, треугольниками, трапецией, а с нетающими льдинками озера Айс, превращая их в сказочных птиц, животных.

Одна из самых первых разработанных игр В. Воскобовичем — Геоконт. В народе Геоконт называют «дощечкой с гвоздиками». Действительно, на фанерном игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, которые расположены на ней в определенной последовательности (по осям) по цвету и соответствуют цветам радуги.

При первом знакомстве дети рассмотрели «дощечку с гвоздиками», имеющую разные цвета, поиграли с резинками, натягивая их на пальцы, затем стали натягивать резинки на гвоздики без всяких заданий.

Затем этой игрой погрузила детей в мир геометрии,познакомив их с основными понятиями: «прямая», «горизонтальная, вертикальная, наклонная линия». Строили длинные и короткие, широкие и узкие дорожки, предлагая детям прогуляться пальчиками по дорожкам, определенного цвета.

После этого мы перешли к конструированию простых геометрических фигур, натягивая большой или маленький квадрат, узкий или широкий прямоугольник и учились давать характеристику геометрическим фигурам. Дети с удовольствием играли с квадратами, треугольниками и трапециями. Для начала, задания выполнялись по готовым схемам и только заметив, что дети стали воображать и придумывать фигуры сами, мы перешли к выполнению заданий по собственному замыслу, предлагая детям самим придумать узор.

Я рассказала лишь о малой части игр Воскобовича, которые имеются у нас в саду. Все эти игры мы используем как в совместной игровой деятельности с детьми, так и в индивидуальной и самостоятельной. У детей появляется неограниченная возможность придумывать и творить. В игре ребенок укрепляет руку, совершенствует координацию, развивает мелкую моторику.

Используя технологию «Сказочные лабиринты игры» уже больше года,мы стали получать хорошие результаты:

Дети стали более усидчивы, внимательны, у них улучшилась моторика рук, они не испытывают сложностей с усвоением цвета, формы, величины, умением ориентироваться на плоскости. Систематичность использования игр Воскобовича позволила сформировать у детей высокий уровень игровой деятельности. Дети часто используют игры в самостоятельной деятельности, сами придумывают новые фигуры.

Таким образом, можно сделать вывод, что развивающие игры В. В. Воскобовича представляют интерес для педагогов. В работе с детьми использование этих игр делает процесс обучения интересным занятием для ребенка, снимает проблемы мотивационного плана, порождает интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам, а значит, помогают в реализации основной цели образовательной деятельности любого педагога – создание условий для полноценного развития воспитанника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *