Детская раздражительность становится особенно выраженной, если взрослые не учитывают возрастные и индивидуальные особенности психики малыша и предъявляют к нему завышенные требования. Чем старше становится ребёнок, тем большее значение приобретает стратегия воспитания, используемая родителями.
Нервная система ребёнка очень чувствительна к воздействию как положительных, так и отрицательных факторов. Некоторые дети ещё в период внутриутробного развития подвергаются негативным воздействиям: это может быть вирусная инфекция, которую мама перенесла с длительным повышением температуры, употребление алкоголя, курение, чрезмерные нагрузки. Во время родов и в первые месяцы после них малышей также подстерегают различные опасности. Ребёнок может родиться раньше срока, появиться на свет путём кесарева сечения или в результате трудных естественных родов.
Именно такие дети чаще всего растут легко возбудимыми и раздражительными. Поскольку причинами являются некоторые повреждения нервной системы или её незрелость, капризы и недовольство часто сопровождаются так называемыми вегетативными реакциями: потливостью, сухостью во рту, временными покраснениями кожи лица.
Но детская раздражительность становится особенно выраженной, если взрослые не учитывают возрастные и индивидуальные особенности психики малыша и предъявляют к нему завышенные требования. Чем старше становится ребёнок, тем большее значение приобретает стратегия воспитания, используемая родителями.
Содержание
- От 0 до 3 лет
- Причины детской нервозности
- Признаки нервозности у детей
- Лечение детской нервозности
- Причины раздражительности
- Признаки
- Ребёнок стал нервным, что делать
- Профилактика
- Признаки нервного ребенка
- Как успокоить буйнопомешанного. Советы родителям
- Вспыльчивость – это болезнь или отклонение?
- Какой он – вспыльчивый ребенок?
- Как корректировать вспыльчивость ребенка?
- Как помочь ребенку справиться с раздражением?
- Признаки беды
- Первопричины и источники раздражительности
- Медицина и народные средства или как вылечить, не покалечив
От 0 до 3 лет
Поводом для раздражения малышей, как правило, являются воздействия окружающей среды: яркий свет, громкие звуки, «кусачая» одежда. В сочетании с незрелостью нервной системы эти факторы приводят к тому, что у ребёнка часто без причины возникает плаксивость, он мучительно долго засыпает и с большим трудом просыпается, его настроение зависит от погоды. Даже если ребёнок проявляет интерес к какому-то занятию, он быстро утомляется и начинает раздражаться, если что-то не получается. Так, постройка башни из кубиков может довольно быстро превратиться в драму с разбрасыванием стройматериалов и слезами бессилия из-за непрочности конструкции.
1. Главное правило воспитания раздражительного малыша можно сформулировать так: «В здоровом теле – здоровый дух». Соблюдение режима дня, правильное питание, адекватные физические и психологические нагрузки – необходимые условия его реализации.
2. Если ребёнок проявляет раздражение, не тяните с устранением его причины. Чем дольше малыш испытывает дискомфорт, тем сложнее вернуть малышу состояние равновесия. Не пытайтесь в столь юном возрасте воспитывать выдержку и выносливость, требуя не вертеться во время спектакля, не просить пить, не жаловаться на жару и т.д. Отложите эту задачу на пару лет.
3. Заранее готовьте ребёнка к неожиданным событиям – как к радостным, так и к неприятным. Любая новая информация сама по себе является сильным раздражителем. Поэтому малыш, который вдруг оказался в непривычных условиях, начинает нервничать, независимо от того, предлагают ли ему показать живот врачу или поиграть с аниматором на детском празднике.
4. По возможности смягчайте содержание неприятной информации. Например, если малышу пора заканчивать игру и идти спать, скажите ему о том, что игрушки выглядят уставшими. Вместе рассмотрите глазки кукол или солдатиков, указав на то, что они совсем сонные, и предложите ребёнку дать им отдохнуть, а потом лечь в кровать самому.
5. Следите за собственными эмоциями. Не показывайте свой испуг или разочарование. Раздражительный малыш очень чувствителен к переменам настроения других людей. Если ребёнок «чуть не ушибся», не пугайте его предположениями о том, что могло бы случиться, и не утомляйте нравоучениями.
6. Подружите малыша с закаливанием и спортом. Умение справляться с физическим дискомфортом поможет ему научиться контролировать эмоции.
В отличие от взрослой, детская психика еще только находится на стадии формирования и обладает повышенной чувствительностью к внешним факторам, поэтому особенности нервозности у детей имеют свою специфику. Нервозность – это проявление возбуждения нервной системы, которое выражается в резкой, обостренной реакции на, казалось бы, незначительные внешние раздражители.
Этот термин крайне редко применяется в академических работах по психологии, хотя имеет место быть. Независимо от причины развития нервозности у ребенка, нужно проявлять особую осторожность, быть внимательным к ребенку и поддерживать его, а не пытаться пресечь это состояние насильно.
Причины детской нервозности
Как правило, у детей нервозность сочетается с некоторыми другими симптомами или расстройствами. Ими могут быть: истерики и частые капризы, повышенная склонность к депрессии, бессонница по ночам и сонливость в дневное время суток, и частая тревога, головные боли или боли в области сердца, потливость, снижение способности к обучению и концентрации на нем.
Недосыпание, зловредный досуг, например, компьютерная зависимость у подростков, образ жизни с низкой подвижностью, плохо сбалансированное питание – все это может послужить причиной обострения нервозности или раздражительности у ранее здоровых детей.
Причины детской нервозности влияют и на тяжесть симптомов данного психического расстройства. В зависимости от этого они могут дополняться или комбинироваться с другими признаками основного заболевания, если таковое имеется. Очень часто внешние проявления нервозности ошибочно воспринимают за банальную несдержанность и относят к распущенности и упущениям в воспитании. Поэтому один из факторов, влияющих на состояние ребенка часто являются напряженные отношения в семье.
Адекватно и точно выяснить причины такого состояния способен только специалист. Чтобы предотвратить подобное, родителям стоит проявлять больше внимания к ребенку, его занятиям и увлечениям, качеству и сбалансированию питания. Следует своевременно обращать внимание на возможные отклонения в поведении и характере ребенка, появление у него страхов и фобий. Важным аспектом также является общение и контакт со сверстниками в любом возрасте.
Общение и игры с детьми позволяют малышу восполнить недостаток полноценной . Особенно это важно, если ваш ребенок не посещал детский сад и готовится к поступлению в школу. В противном случае могут возникнуть трудности, которые обусловлены двойной нагрузкой – школьной программой, непривычной для малыша, и необходимостью адаптироваться к новым условиям и окружению.
Признаки нервозности у детей
Признаки нервозности у детей могут быть связаны с различными психическими заболеваниями: , шизофрения, различные . В случае если ребенок 2-3 лет становится капризным, без видимой на то причины, имеет смысл обратиться к врачу для исключения серьезного заболевания. Тем не менее, следует помнить, что нервозность может проявляться в кризисные периоды роста ребенка:
- Как только у ребенка появляется речь, наступает так называемый «кризис одного года», который может протекать весьма остро. На этом этапе между собой тесно связаны процессы психического и физического развития. Наблюдаются своеобразные соматические расстройства, нарушения ритмов жизни, сна, аппетита. Может наступить незначительная задержка в развитии и даже частичная утрата приобретенных ранее навыков.
- Кризис на третьем году жизни связан с формированием самосознания, оценки личного «Я», появлением сознательных волевых импульсов. Очень часто он проходит довольно тяжело, а внешние условия, такие как переезд или адаптация к режиму в детском саду, могут усугубить его ход.
- В семь лет наступает более «мягкий» кризис, появление которого связано с осознанием важности некоторых социальных связах и их оценки. При этом ребенок утрачивает некоторую часть своей прежней наивности, сталкивается с определенными условиями внешнего мира.
- Подростковый кризис по своему характеру близок к кризису «трех лет». Он так же связан с осознанием и переосмыслением своего, теперь еще и социального «Я», и значения в обществе.
- Кризис юношеского возраста связывают с окончанием формирования главных ценностей в жизни человека.
Все кризисные периоды имеют общие особенности нервозности у детей, которые могут считаться нормой поведения в такие периоды: неуправляемость в поведении, бунтарство, желание делать все наоборот, а не так, как было сказано, негативизм, упрямство, внезапные нарастания и снижения кризисных симптомов.
Лечение детской нервозности
Первое, что необходимо предпринять для борьбы с нервозностью у ребенка – устранить причину повышенного раздражения. Для снижения возбудимости часто рекомендуют давать ребенку настойки на травах, например, пустырника. Перед употреблением подобных препаратов обязательно необходимо проконсультироваться с педиатром или психологом, которые дадут все необходимые по этому поводу рекомендации.
Зачастую лечение детской нервозности сводится к установлению правильного режима дня и его соблюдению. Необходимо исключить возможные факторы сильного раздражения, такие как просмотр телевизора, шумные компании. Само собой разумеется, что подобные мероприятия могут не понравится малышу и даже вызвать еще большее раздражение. Поэтому крайне важно выполнять их не в форме введения запретов, а планировании и разнообразии досуга ребенка. Просмотр телевизора можно заменить посещением интересного места, к примеру, зоопарка или театра.
Добавлено 18.06.2014
Нервное расстройство или невроз — это следствие психологической травмы, возникшей в результате сильного испуга, страха или затянувшейся психотравмирующей ситуации. Невротические расстройства могут проявляться по-разному, например, (сосание пальцев, кусание ногтей и т.д.), тиками, заиканиями, энурезом. При неврозе обычно присутствуют три характерных симптома: сниженное настроение, и
Нервные расстройства можно разделить на три степени:
Кратковременная невротическая реакция (длится от нескольких минут до нескольких суток);
Невротическое состояние (длится несколько месяцев);
Невротическое развитие личности (временный невроз перерастает в хронический и искажает развитие личности).
Основной причиной неврозов является наличие длительной психической травмы, наложившейся на другие предпосылки. Следовательно, чем больше таких предпосылок, тем больше вероятность, что даже незначительная психологическая травма (залаяла собака, отругала воспитательница) может спровоцировать появление невроза у ребенка.
Предпосылки и причины неврозов у детей
Первое, на что хочется обратить внимание , это то, что существуют определенные возрастные периоды, характеризующиеся повышенной ранимостью нервной системы, это 2 — 3 года (кризис 3-х лет, при котором ребенок вступает в «борьбу» с родителями) и 5 — 7 лет, когда ребенок особенно близко принимает к сердцу травмирующие ситуации, но ещё не умеет влиять на них и не обладает психологической защитой.
Кроме того, разные дети подвержены неврозам в разной степени. Наиболее склонны к нервным расстройствам дети, обладающие следующими особенностями характера, нервной системы и здоровья:
Повышенные: ранимость , стеснительность, впечатлительность, зависимость, внушаемость, раздражительность, возбудимость,
Как правило, нервными бывают дети с врожденной детской невропатией. Ребеночек с таким диагнозом гораздо возбудимее своих сверстников. С самого рождения он плохо спит и ест и по мере взросления ребенка эти проблемы только увеличиваются. Такие дети часто раздражены и расторможены. Им очень сложно сосредотачиваться на долгое время. Их отвлекает любая, даже незначительная мелочь, они часто суетливы и неусидчивы. Бывают случаи, когда ребенок, страдающий нервозом не активен и эмоционален, а наоборот, очень замкнут, молчалив и переживает все в себе. И все же, как бы ни протекала невропатия, нужно помнить, что малыш очень эмоционален, склонен к беспокойству и очень быстро переутомляется. Дети, с врожденной невропатией болеют гораздо чаще сверстников. В душном помещении или при изменении погоды они часто жалуются на головные боли или боли в животике. Такие дети невыносливы, у них иной обмен веществ и пониженная реакционная способность организма.
Невропатия – это пока не болезнь, это всего лишь почва для дальнейших неврозов или неврастенических реакций. Неврозы, это заболевания, затрагивающие личностные аспекты характера малыша. В младшем возрасте очень часто встречаются невроз навязчивых состояний, неврастения, истерический невроз, невроз страха. Все перечисленные формы невроза имеют свои особенности, но главное их сходство сильно, по времени и по мощи, возбуждение нервной системы.
В раннем возрасте отличить нервозы друг от друга очень сложно, поэтому употребляется общий термин «нервоз». Как только вы заметите, что ваш малыш слишком эмоционален, возбудим, агрессивен или наоборот, молчалив, подавлен и вял, то, не откладывая в долгий ящик и не пуская все на самотек, обратитесь к врачу. Основной причиной неврозов бывает воспитание, а точнее родительский взгляд на «можно» и «нельзя». Запомните, как правило, у нервного ребенка нервные родители и малыш просто лишь копирует стиль поведения родителей в семье, поэтому вести себя с такими детьми надо очень осторожно, дабы не усугубить их состояние.
Для начала нужно найти причины невроза в семье и сгладить их. Ни в коем случае таким малышом нельзя управлять словно роботом, не нужно ущемлять его достоинство и постоянно упрекать. Толку от упреков не будет, вы лишь натолкнетесь на стену непонимания между вами и малышом, в противном случае вы лишь укрепите в ребенке раздражение по отношению к вам. Ни в коем случае нельзя показывать свои страхи и истерики при ребенке, помните, ребенок копирует модель поведения родителей на протяжении всей жизни.
В трехлетнем возрасте все малыши переживают так называемый «кризис трех лет». Когда малышу исполняется три года, родители с ужасом обнаруживают, что их малышом не так-то просто управлять: то, что раньше он воспринимал, как должное теперь вызывает у него бурю протеста. Ни в коем случае не пытайтесь искоренить его упрямство в этот период, это еще больше укрепит в нем все его страхи и неврозы. Наоборот, помогите ему в это период, поддержите его.
Помните, что основной причиной неврозов у детей является нервная обстановка в семье: нервные родители, развод в семье, слишком сильное навязывание малышу стандартов «можно» и «нельзя». Мир, гармония и чуткое отношение к малышу родителями никогда не позволят ребенку обзавестись букетом неврозов и страхов, поэтому прежде чем кричать на ребенка, заставляя его успокоиться, подумайте о том, что ребенок спокоен тогда, когда спокойны его родители.
Здравствуйте, уважаемые читатели. Сегодня мы поговорим о решении проблемы повышенной возбудимости детей. Бывает, что поведение ребёнка меняется постепенно, малыш всё больше нервничает, а бывает, что состояние сильной раздражительности возникает спонтанно, когда, на взгляд родителей, ничего не предвещает беду. Но, как известно, дыма без огня не бывает. И на самом деле такая повышенная возбудимость в большинстве случаев является ответной реакцией организма на какой-то раздражитель, а, следовательно, можно найти причину, которая вызывает такое поведение. В этой статье мы об этом поговорим, а также о том, как себя вести, чтоб не допустить подобных изменений в характере малыша и что делать, если ребёнок уже стал раздражительным и нервным.
Причины раздражительности
Важно учитывать возраст ребёнка, когда начались изменения в характере, и появилась сильная раздражительность. Это связано с тем, что разные возрастные периоды могут иметь отличительные причины, провоцирующие то, что малыш становится очень нервным.
- Период до трёхлетнего возраста. Причиной могли послужить:
- длительная родовая деятельность, которая сопровождалась асфиксией у малыша;
- неблагоприятные условия окружающей среды, в которых находилась мамочка в момент вынашивания беременности;
- раздражительность может быть симптомом развития эндокринных заболеваний;
- начало патологических процессов органов нервной системы;
- болезни сердечно – сосудистой системы;
- длительный период прорезывания первых зубов;
- требование от ребёнка того, что ему не под силу;
- постоянный пример родителей, которые проявляют свою раздражительность.
- Дети от четырёх до шести лет. Причинами повышенной раздражительности являются:
- тотальный контроль;
- завышенные требования.
Такое отношение к малышу данного возрастного периода может привести к нанесению ран самому себе или издевательствам над теми, кто слабее.
- Возраст от семи лет до подросткового периода. Характерными причинами становятся:
- напряжённые отношения с одноклассниками или сверстниками во дворе, состояние постоянного стресса;
- неуважение учителей, высмеивание ребёнка;
- завышенные ожидания родителей, которые хотят видеть в своём ребёнке отличника.
- Подростковый период характеризуется такими причинами раздражительного поведения:
- гормональные изменения в организме;
- проблемы в отношениях со сверстниками, особенно с девочками;
- неуверенность в своих силах.
Также можно выделить основные причины, независимо от возрастных периодов. Если ребёнок с раннего детства постоянно раздражительный, то, возможно, имеет место генетическая предрасположенность. В других случаях самыми частыми причинами становятся:
- Недостаток внимания. Ребёнок своим поведением хочет сделать всё, чтоб его, наконец, заметили. Так происходит, когда родители заняты своими делами и практически не проводят с малышом времени.
- Желание ребёнка быть независимым и самостоятельным. Оно и так проявляется, а если дома сильный контроль каждого движения и поступка малыша, ситуация усугубляется.
- Когда каждый родитель пытается воспитывать ребёнка по-своему.
- Если ребёнка превозносят, все вокруг него бегают. А потом что-то меняется, он идёт в коллектив, где много таких же малышей или у него появляется младший братик, сестричка. И всё внимание переходит к нему. Вот тогда и начинаются приступы раздражительности.
- Постоянные ссоры в семье, в которые поневоле втянут малыш. Оказывают серьёзную нагрузку на психику ребёнка и на его нервное состояние.
К счастью, мой сын рос нормальным ребёнком, без изменений в поведении. А вот в моём детстве был соседский мальчик, которого раздражало всё вокруг. Ему тогда было десять лет. Сначала родители делали вид, что ничего страшного не происходит. Его мама говорила, что, видимо, это раньше времени начался переходной возраст, поэтому он так себя ведёт. Но потом все соседи начали ей говорить, что это не нормально и, если она не в силах сама справится, должна обратиться к психологу. В итоге, встреча со специалистом состоялась.
Оказалось, что мальчика регулярно позорила перед всем классом учительница физкультуры. Дело в том, что Петя был худеньким и слабеньким, не мог вскарабкаться по канату или отбить мяч во время волейбола, да и вообще, все занятия проходили провально. И вместо того, чтоб поддержать ребёнка, помочь ему освоиться, укрепить мышечную систему, педагог смеялась и позорила его перед всем классом, нанося сильный удар по психике ребёнка.
Оказалось, мальчик даже пытался прогуливать занятия, но злосчастная учительница его находила и вела на урок. Как только причина того, что Петя стал сильно нервным и раздражительным, была выявлена, проведена психологическая реабилитация – мальчик снова стал нормальным. Кстати, учительница так и осталась безнаказанной, директор не поверил словам Петиных родителей и сказал, что педагог она отличный, таких поискать ещё надо. И дети молчали, видимо было стыдно, ведь они тоже насмехались над мальчиком.
Поэтому родителям больше ничего не оставалось делать, кроме как перевести Петю в другую школу и отдать мальчика в спортивную секцию, где он смог окрепнуть и стал даже участвовать на спортивных соревнованиях.
Признаки
- Малыш с избыточной возбудимостью будет в постоянном движении. Кажется, что его интересует всё вокруг, но это только видимость. Он не доводит начатое дело до конца, его хватает буквально на пять минут, потом он бросает одно дело и берётся за другое, с которого тоже переключается практически мгновенно.
- Когда ребёнок устаёт или при смене обстановки, появлении чужого человека, может вести себя сверхвозбуждённо и даже начинать кричать.
- Такие малыши постоянно что-то говорят, не умолкают. Очень часто задаются вопросы, причём по всякому пустяку, но ребёнок не дожидается ответов, переключается на другое занятие или задаёт уже новый вопрос.
- Возможно появление нервного тика, бессонницы, даже взрослый малыш может страдать энурезом.
Важно вовремя распознать такое состояние и начать действовать. Практически всегда такой процесс обратим, только в редких случаях виной может быть какое-то отклонение, порой неизлечимое.
Ребёнок стал нервным, что делать
- Изменение дневного распорядка. Если такой не имеется, то его создание. Очень важно, чтоб день раздражительного малыша был распланирован и включал в себя все необходимые занятия.
- Не стоит идти на поводу у ребёнка, который своими истериками или слезами пытается получить желаемое.
- Хвалите малыша за минуты спокойствия и правильного поведения. Если вы ставите ребёнку какие-то условия, придерживайтесь их. Если сказали, что через пять минут, если малыш не встанет с компьютера, то вы его выключите, значит так и делайте. Не нужно сначала угрожать ребёнку, а потом забывать о своих словах. Так малыш не будет серьёзно относиться к словам родителей, не станет с вами считаться.
- Не стоит категорично запрещать делать то или иное. Нужно постараться объяснить малышу причину такого запрета.
- Важно, чтоб у малыша были пропорциональными умственные и эмоциональные нагрузки.
- Если вы куда-то собираетесь с раздражительным ребёнком, не торопитесь, делайте всё постепенно. Спешка для таких детей не хороший советчик.
- Покажите малышу на личном примере, как можно справляться с непонятной ситуацией, как нужно вести себя в обществе.
- Не требуйте от ребёнка того, что он не в силах выполнить. Не нужно ставить завышенные планки. Пусть малыш развивается нормально, всему своё время. Хвалите его даже за маленькие достижения и не ругайте за наименьшие провалы.
- Старайтесь вовремя выявлять причину раздражительности малыша и начинайте правильно на неё реагировать. Ведь, если сейчас всё пустить на самотёк, упустить время, подобное поведение может стать привычным для ребёнка, и он таким и вырастит. Кроме того, это может оказать непоправимое влияние на нежную психику малыша, а, следовательно, скажется на его общем состоянии здоровья.
Профилактика
Гораздо проще не доводить до крайностей, не ждать, пока малыш станет истинным бунтарём и его раздражительности не будет предела, а своевременно позаботиться о правильном поведении и воспитании ребёнка.
Так меры, направленные на предостережение развития повышенной раздражительности, в себя включают:
- Минимизируйте тотальный контроль. Очень важно, чтоб малыш, который хочет совершать самостоятельные поступки, смог этого достичь. Когда вы перекрываете ребёнку кислород, не даёте поступать, как он считает нужным – вызываете сильную раздражительность.
- Подружитесь с собственным малышом. Очень важно быть другом для своего ребёнка. Малыш должен видеть, что его понимают и поддерживают.
- Старайтесь избегать ссоры и конфликты в семье. Ребёнок очень чувствительно всё воспринимает и начинает остро реагировать на проявления подобного типа.
- Важно уметь идти на компромиссы. Случается, что папа отстаивает свою точку зрения, а мама – свою. Родители не приходят к согласию, а всё это происходит на глазах малыша и ребёнок становится нервным и раздражительным.
Теперь вам известно, что может вызывать повышенную раздражительность и лишнюю нервность даже у самого спокойного малыша. Возьмите это на заметку и соблюдайте все меры, чтоб не допустить такого с вашим ребёнком. Также вы теперь знаете, что делать, если ребёнок уже чересчур раздражительный. Придерживайтесь рекомендаций и у вас всё наладится. Здоровья вам и вашим деткам!
Некоторые исследователи считают, что психопатия — результат некоторых младенческих проблем в сфере эмоциональной привязанности. Доктор Хэйр полностью перевернул эти представления после многих лет исследования обстоятельст жизни психопатов. Он говорит:
У некоторых детей сам дефицит эмоциональной привязанности — признак психопатии. Вероятно, что у этих детей нет способности к установлению эмоциональных связей, и соответственно этот их недостаток привязанности является в значительной степени результатом, а не причиной, психопатии.
Иначе говоря, они рождаются такими, и вы не можете их исправить.
Для многих людей идея ребенка-психопата почти невероятна. Однако факт таков, что истинными психопатами рождаются, а не становятся. Хотя действительно, есть психопаты, «ставшие» такими, но они обычно отличаются от «врожденного психопата» во многих аспектах.
Клинические исследования исчерпывающе демонстрирует, что психопатия не появляется внезапно, из ниоткуда, у взрослого человека. Первые симптомы обращают на себя внимание в детстве и юности. Порой родители психопатов ЗНАЮТ, что с ребенком что-то не то, еще до того как он идет в школу. Такие дети демонстрируют упрямую устойчивость к влиянию социализации, необъяснимо отличаясь от других детей. Они более «трудные», «своенравные» или «агрессивные», или до них «невозможно достучаться». Они не идут на близость, холодны, держат дистанцию и совершенно самодостаточны.
Одна мать сказала: «Мы никогда не могли сблизиться с нею, даже когда она была маленькой. Она всегда пыталась все делать по-своему, добиваясь этого либо умильными улыбками, либо истериками. Образ милой раскаявшейся шалуньи ей здорово удавался …»
К сожалению, детская психопатия — реальность, и если ее не распознать, то результатом могут быть годы тщетных попыток обнаружить, что не так с ребенком, и самообвинения родителей. Хэйр пишет:
По мере того, как признаки социального расстройства становятся более настойчивыми, мы более не имеем роскоши игнорировать психопатию в определенных детях. Половину столетия назад Эрви Клекли и Роберт Линднер предупредили, что неудача в распознании психопатов среди нас уже вызвала социальный кризис. Сегодня наши социальные учреждения — наши школы, суды, психиатрические клиники — так или иначе, противостоят кризису каждый день, но неведение в вопросах реальных проявлений психопатии по-прежнему присутствует.
В прошлом десятилетии нашим глазам предстала неизбежная и ужасающая действительность: драматическая волна детской преступности, которая угрожает сокрушить наши социальные институты. Дети младше десяти лет, способные на бессмысленное насилие, которое раньше считалось уделом закоренелых взрослых преступников. Во время написания этих строк, маленький город в западном штате отчаянно пытается разобраться с девятилетним преступником, который предположительно насиловал и терроризировал других детей под угрозой ножа. Он слишком молод, чтобы предстать перед судом, и не может быть отдан в органы опеки, потому что, по словам представителя ювенальной юстиции, «такое действие может быть предпринято, когда в опасности находится ребенок, а не его жертвы».
Почему кажется, что мы имеем настоящую эпидемию психопатии? Социобиологи предполагают, что увеличение психопатии — выражение определенной генетически основанной репродуктивной стратегии. Проще говоря, многие имеют несколько детей и посвящают много времени и усилий заботе о них. Психопаты систематически сходятся и расстаются с большим количеством женщин. Они экономят свою энергию на воспитание детей, и таким образом, психопатические гены распространяются как пожар. Социобиологи не говорят, что сексуальным поведением людей кто-то сознательно управляет, только что «природа» создала их определенным образом так, чтобы это происходило эффективно.
Поведение женщин-психопаток отражает ту же самую стратегию. «Ничего, рожу еще одного» — холодно ответила одна психопатка при допросе об инциденте, в котором ее двухлетняя дочь была избита до смерти одним из ее многочисленных любовников. Когда ее спросили, зачем ей другие дети (двое из них были изъяты органами опеки), она сказала «я люблю детей». В очередной раз можно наблюдать противоречие между выражаемой эмоцией и поведением.
Похоже, что навыки обмана имеют адаптивную ценность в нашем обществе. И факты говорят о том, что психопаты часто оказываются победителями в гонке жизни (взять, например, хотя бы Джона Ф. Нэша).
В данный исторический момент привлекательность психопатии велика как никогда. Кинофильмы о психопатах пользуются огромной популярностью. Хэйр спрашивает «Почему? В чем объяснение той потрясающей власти, которую личность без совести имеет над нашим коллективным воображением?» Один теоретик предполагает, что люди, которые восхищаются, верят, или идентифицируют себя с психопатами, сами отчасти психопатичны. Взаимодействуя с психопатом, даже периферийно, они способны вуайеристически наслаждаться внутренним состоянием, не сдержанным ограничениями этики. Таким образом, эти люди получают возможность приобщиться к агрессивным и сексуальным удовольствиям без какого-либо риска для себя.
Для нормальных людей, такие фильмы могут служить напоминанием об опасности и разрушительном действии психопата. Их будет пробирать дрожь от ощущения чего-то холодного и темного, дышащего им в шею. Для других, людей с плохо развитым внутренним Я, такие кинофильмы и прославление психопатического поведения просто служат ролевой моделью для серьезного насилия и хищничества против других.
Некоторые психологи предлагают рационализацию психопатического поведения, объясняя его ранней травмой, перенесенным насилием, и т.д. Проблема в том, что этот аргумент не подтверждается, одним за другим конкретными случаями.
Похоже, что качество семейного воспитания оказывает единственное влияние на психопата, а именно, модулирует его самовыражение и конкретное поведение. Психопат, растущий в благополучной семье и имеющий доступ к положительным социальным и образовательным ресурсам, мог бы стать корпоративным преступником, или, возможно, теневым предпринимателем, коррумпированным политический деятелем, адвокатом, судьей и пр. Другой человек с теми же самыми чертами, но лишенный воспитания, мог бы стать обычным мошенником, бродягой, наемником, или уголовником.
Т.е. социальные факторы и методы воспитания только формируют выражение расстройства, но не имеют никакого эффекта на неспособность человека ощутить сочувствие или развить совесть.
Роберт Хэйр однажды представил научному журналу статью. Статья включала электроэнцефалограммы нескольких групп взрослых мужчин, выполняющих лексические упражнения. Редактор журнала вернул статью, сказав: «Эти электроэнцефалограммы не могли быть получены от реальных людей».
Тем не менее, это были электроэнцефалограммы живых психопатов.
Некоторые люди сравнивают психопатию с шизофренией. Однако, между ними есть критическое различие:
И шизофрения, и психопатия характеризуются импульсивным, плохо спланированным поведением. Это поведение может быть обусловлено слабым или плохо координированным преимпульсным ингибированием. Мы проверили гипотезу, что шизофрения и психопатия связаны с ненормативной нервной деятельностью при подавлении неприемлемых нейронных ответов.
Субъектами исследования были шизофреники, непсихотические психопаты, и непсихотические непсихопатические контрольные субъекты (принадлежность испытуемого к той или иной группе определялась по методике, разработанной Робертом Хэйром). Все они содержались в псхиатрическом учреждении строгого режима охраны. Мы регистрировали их поведение при ответе, а также и вызванные ЭЭГ-потенциалы (ВП) в условиях двустимульной парадигмы Go No Go.
Результаты: Шизофреники сделали больше ошибок, вызванных неправильно совершенным действием, чем непсихопатические нарушители. Как ожидалось, непсихотические участники показали большую амплитуду фронтального негативного компонента ВП (N275) к No Go стимулу, чем к Go стимулу. Этот эффект был мал у шизофреников и отсутствовал у психопатов. Для непсихопатов, компонент ВП P375 был больше на Go , чем на No Gо тесты. Это различие отсутствовало у шизофреников, а у психопатов наблюдалась противоположная картина.
Заключения: Полученные данные поддерживают гипотезу, что нервные процессы, участвующие в преимпульсном ингибировании, ненормальны и при шизофрении, и при психопатии. Однако природа этих процессов различна в двух данных расстройствах.
«Все больше данных заставляет прийти к заключению, что психопатия имеет биологическое основание, и многие ее черты соответствуют болезни» говорит Сабина Херпертц, психиатр Рейнско-Вестфальского технического университета Аахена в Германии.
Методы отображения мозга, как Позитронно-Эмиссионная Томография (ПЭТ) и Магнитно-Резонансная Томография (МРТ) обеспечивает возможность исследовать психопатию далее. Они могли бы позволить исследователям обнаружить, могут ли физиологические и эмоциональные недостатки психопатов быть ассоциированы с определенными отличиями в анатомии или активации мозга.
Исследователи, начинающие осваивать эту научную область, придерживаются одной из двух главных теорий биологических основ психопатии. Первая теория представлена Адриан Рэйн из Университета Южной Калифорнии в Лос-Анджелесе; ее также поддерживают работы Антонио Дамасио из Университета Айовы. Она отдает главную роль т.н. «орбитофронтальной коре» — участка префронтальной коры, которая в свою очередь находится в лобных долях головного мозга и участвует в сознательном принятии решений.
Другая теория, выдвинутая Джеймсом Блэром из Университетского Колледжа Лондона, предлагает, что фундаментальная дисфункция у психопатов находится в т.н. «миндалевидном теле» — амигдале, небольшой миндалевидной структуре, которая играет критическую роль в обработке эмоции и формировании страха. Недавно, используя ПЭТ сканирование, Блэр показал, что активация амигдалы у нормальных добровольцев участвует в реакциях на печаль и гнев со стороны окружающих. Он выдвигает гипотезу, что дисфункция амигдалы могла бы объяснить недостаток страха и сочувствия у психопатов.
Эти две теории, возможно, не исключают друг друга. Блэр указывает, что между орбитофронтальной корой, которая производит «мышление», и амигдалой, которая производит «чувство», существует большое количество нейронных связей.
Следствием широко распространенного опасения, что системы правосудия и психиатрической помощи не в состоянии эффективно справляться с опасными психопатами, в нескольких странах возникло движение инициировать фундаментальную юридическую реформу. Самое спорное предложение — сделать возможным содержание в охраняемых психиатрических учреждениях людей, имеющих серьезные личностные расстройства, даже если они не обвинялись ни в каком преступлении. Хотя эти конкретные предложения встревожили борцов за гражданские свободы, комплекс мер также включает главную инициативу, направленную на изменение во внутренних тюремных распорядках — улучшить обращение с людьми с антисоциальными личностными расстройствами, включая психопатов.
Согласно одному человеку, который пострадал от рук психопата:
«В мире есть только одна проблема — психопаты. Есть два основных типа психопатов, социальные и антисоциальные. Основная особенность психопатов — постоянное, одержимо-навязчивое желание навязать свои заблуждения другим. Психопаты полностью игнорируют и нарушают права других, особенно Свободу Ассоциаций, которая включает Право не ассоциироваться и Право Любить».
Мы снова и снова наталкиваемся на следующую проблему: определенным религиям и мировоззрениям верований нужна защита от объективных свидетельств или от верований других людей. Необходимо задать вопрос, «откуда взялись эти системы верований, которые, очевидно, катастрофичны для человечества»? Рассуждая далее, заметим, что в наши дни, когда многие из этих систем износились, им на смену приходят новые, которые точно так же отвлекают наше внимание от того, что ЕСТЬ, и в это ситуации становится необходимым «насаждать» определенный способ мышления. И именно это психопаты делают лучше всего.
Психопаты доминируют и устанавливают стандарты поведения в нашем обществе. Мир устроен так, что жизнь в нем основана на психопатической пищевой цепи, захватывающей энергию. Большинство людей настолько покорежены своим жизненным опытом, что им трудно даже вообразить, какой могла бы быть другая система, основанная на симбиотической сети.
Они повреждены не только действиями окружающих, но также и тысячью мелких случаев причинения зла другим людям ради собственного выживания. Чтобы видеть систему такой, какова она есть, им необходимо также видеть, какую роль играли они лично в ее поддержании. Это серьезное испытание для хрупкого эго. Кроме того, люди, не являющиеся психопатами, по-прежнему стремятся к установлению человеческих связей, но боятся сделать это, из страха быть использованными и обворованными (говоря с позиции обмена энергией).
В результате проведенного нами краткого исторического обзора мы остро осознаем, что явление психопатии не ограничено нашим временем. Это — эволюционная стратегия, которая, развиваясь в течение тысячелетий, шаг за шагом привела нас к нынешнему положению дел. В настоящее же время имеет место диверсия в стиле Маккиавелли, которая привлекает внимание легковерных. Она укрепляется «группой поддержки» в аудитории, и кажется, что среди нас сейчас действует целая армия психопатов, чьей работой является направление общего внимания и развития событий. Мы надеемся, что читатели этих страниц разрешат себе вообразить, исследовать и претворить в жизнь другой способ бытия. И отстоять себя, сделав это.
Прохожие думают, что в ребенка бес вселился. Посторонним он кажется, агрессивным, гиперактивным, не по-детски раздражительным. Воспитатели или учителя жалуются на неусидчивость и вспыльчивость. Родителям остается только оправдываться: «просто у него такой характер». Но при этом замечаете: от скверного поведения страдает сам малыш. Ему тяжело даются простые задачи, сложно общаться со сверстниками, учиться. Как успокоить нервного ребенка и какие признаки отличают избалованного эгоиста от дитя с расстройством? Ниже рассмотрим способы для родителей, чтобы помочь «нервному».
Признаки нервного ребенка
Капризы в магазине, истерики, споры и непослушание ― не обязательно из-за упущений в воспитании. Эти симптомы могут свидетельствовать о неврозе, неврастении или СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Особенно, в совокупности нескольких критериев.
Есть распространенные признаки нервного ребенка:
- Капризы, часто спорит, не слушается, осуждает действия старших.
- Истерики, избалованность, раздражительность, неуравновешенность, плаксивость.
- Повышенная возбужденность, не может сконцентрироваться, активная жестикуляция, чащу всего хаотичная.
- Приступы тревоги, паники, развитие страхов. Ближе к подростковому возрасту ― депрессивные состояния.
Тревожные признаки нервного ребенка
Если симптомы выше сочетаются с физическими проявлениями, то это серьезный повод начать лечение.
- Нарушения речи.
- Частые расстройства ЖКТ.
- Скачкообразный аппетит, либо снижение.
- Недержание мочи.
- Особо чувствителен к свету и звукам.
- Нарушенный сон. Тяжело засыпает, даже когда сильно хочет. Днем сонливость.
- Нервные тики: скрипит зубами, прокашливается без причины, часто моргает или дрожит веко.
Что происходит с ребенком
Легко спутать непослушание ребенка и нарушения психики. Ряд симптомов подходят разным расстройствам. Чаще всего, нервное поведение ― реакция на потрясение, перенесенный стресс. Отпечаток может наложить тяжело протекающая болезнь. Поэтому важно понять причину почему ребенок нервный, чтобы его успокоить.
Определить точно, что происходит с ребенком могут специалисты. Этим занимаются психиатры, неврологи, невропатологи, психологи. Важно понимать, что поставить диагноз сразу, и назначить лечение сложно. Симптомы гиперактивности и невроза могут совпадать, поэтому потребуется время, чтобы изучить поведение ребенка. Наблюдение может проходить в течении полугода. Лечение не всегда только медикаментозное, можно использовать занятия с психологом, терапии для детей: арт-терапия, зоотерапия, музыкотерапия и терапия сказками.
Как успокоить буйнопомешанного. Советы родителям
«Залечить» тревожные состояния можно любовью, взаимопониманием, весельем. А вот еще пару «приемов», как успокоить нервного ребенка.
- Прежде всего успокойтесь. Не отвечайте ребенку, в его же манере ― учите своим примером.
- Не давайте кофеиносодержащие напитки. Они будоражат вегетативную и нервную систему. Чай должен быть слабым. Перед сном давайте молоко, какао, компоты или кефир.
- Во всем должен быть режим. Нервная система Если ребенок ест по графику, ложится спать каждый день в одно время, то его нервная система и биоритмы налаживаются. Он становится более уравновешенным.
- Проводите выходные насыщенно. Порой детям много не нужно: прогулка в парке, поесть мороженое на лавочке, поехать за город, поваляться на траве с родителями, смотря на облака.
- Попробуйте заинтересовать лепкой, рисованием, создание фигур из конструктора, сборкой пазлов. Мозгу нравится мечтать. Это успокаивает, развивает фантазию, мелкую моторику, учит концентрации.
- Не требуйте слишком много от ребенка. Особенно, что касается успеваемости в школе. Отсчитывая за плохие отметки, вы никак не измените ситуацию. Разберитесь почему у дитя «хромают» какие-то предметы. Возможно, дело в одноклассниках или учителе. Попробуйте «разжечь» интерес к уроку. Приобретите красочные книги, интересные видеоролики, практикуйте чтение по ролям. Для литературы или истории можно устраивать домашние спектакли.
- Не изматывайте множеством обязанностей и круговоротом дополнительных занятий. Конечно, каждый родитель хочет, чтобы дитя выросло умным и разносторонним. Но итогом станет переутомление и эмоциональное выгорание.
- Пересмотрите методы воспитания. Говорите спокойно, не унижайте достоинства ребенка, не сравнивайте с другими.
- Наказывайте справедливо и правильно. Не отчитывайте прилюдно, не будьте жестоки. Лучше аргументируйте, почему так нельзя себя вести.
- Чаще хвалите и поощряйте полезные интересы, маленькие достижения. Например: не накричал, когда у него взяли игрушку, а попросил вернуть. Смог прочесть книгу на 5 мин. дольше, чем обычно.
- Уделяйте больше времени ребенку. Не заменяйте подарками родительскую любовь и внимание.
- Ваши решения не должны быть изменчивы. Не меняйте позицию под натиском детских слез.
- Ребенок не должен жить в проблемах взрослых ― это сказывается на его психике. Поэтому, оставьте обсуждения за пределами детского слуха.
Вспыльчивость – это болезнь или отклонение?
Ни то, ни другое, считают медики. Скорее всего, это неумение ребенка проявлять свои эмоции. Эмоциональное воспитание – это важная часть работы взрослых, которую они не всегда умеют выполнять. Ведь воспитывать эмоции взрослых не учат. Поэтому их дети могут расти вспыльчивыми – по-другому они просто не умеют высказать то. что у них на душе.
Что такое вспыльчивость ребенка? Это поведенческая реакция, когда ребенок может проявить злость, капризность, плаксивость по малейшему, даже несерьезному поводу. Ребенок может вспылить из-за неосторожной фразы, слова, даже взгляда. Причем взрослым в это время кажется, что ничего обидного сказано не было. Вспыльчивый ребенок проявляет больше беспомощность и неспособность справиться с ситуацией, чем агрессию. Вспыльчивость – это больше крик о помощи, высказанный вот в такой нелепой и крикливой форме. Для общения это очень неудобно, потому что от вспыльчивости ребенка страдает и он сам, и его окружение.
Вспыльчивыми чаще всего бывают ранимые натуры. Вспыльчивость больше характерная для сангвиников и холериков, чем для флегматиков. Меланхолики тоже склонны к вспышкам гнева, плаксивости и депрессии. Таким образом, вспыльчивость ребенка зависит еще и от его темперамента.
Какой он – вспыльчивый ребенок?
Если родители колеблются, вспыльчив их ребенок или нет, стоит обратить внимание на некоторые особенности его поведения.
- Ребенок очень легко раздражается и тут же выражает свое недовольство криком или капризами
- Ребенок после любого, даже мелкого раздражения, не думает, что ему сказать, а сразу действует, причем очень шумно и резко
- Ребенок, который обещает быть вспыльчивым, чрезмерно активен даже когда еще не научился ходить. Его моторика быстрая, резкая, ребенок может часто плакать. А когда такой младенец подрастает, он может устраивать истерики. Падая на пол и стуча по нему ногами.
- Ребенок, который вспыльчив, больше уделяет внимания движениям, чем размышлениям.
Как корректировать вспыльчивость ребенка?
Корректировать вспыльчивость ребенка можно уверенным поведением и объяснениями, как можно выразить ту или иную эмоцию. Очень хорошо на детей младшего школьного возраста действуют сказки, где у каждого героя своя роль. Пусть один из героев вашей сказки будет вспыльчивым, чтобы ребенок увидел себя со стороны. А потом пусть этот же герой поведет себя нормально, и ребенок увидит разницу в результатах.
В самом раннем возрасте нужно терпеливо объяснить ребенку, что хорошо, а что нет. Ребенок должен усвоить четкие границы: какое его поведение результативно, а какое принесет только неприятности и ему, и окружающим. Это поможет ребенку лучше ориентироваться в социуме.
На вспыльчивого ребенка нельзя кричать. Нужно дать ему успокоиться и тихо, но твердо объяснить, какого поведения от него ждут и почему.
Нельзя заставлять ребенка замолчать, нужно просто отвлечь его от источника раздражения, спокойно переключив на другую деятельность. Когда ребенок успокоится, важно узнать у него, почему он так разозлился и возбудился, и предложить ему варианты поведения. Если ребенок научится высказывать свои эмоции нормальным тоном, это даст ему возможность и впредь без раздражения рассказывать о том, чего он добивается своим поведением, что его беспокоит.
Как помочь ребенку справиться с раздражением?
Есть много увлекательных и эффективных психологических методов, которые дают возможность ребенку выплеснуть свои эмоции и не злиться. Можно попробовать несколько из этих методов и таким образом выяснить, какой из них работает лучше всего для вашего ребенка. Обратите внимание: эти психологические «ключики» нужно применять именно тогда, когда ребенок зол и раздражен, потому что в спокойные моменты с них толку мало.
«Порвать гнев»
Когда ребенок злится, можно нарисовать ему на листочке его гнев (или пусть сам нарисует) и дать в руки, пусть рвет. Нужно объяснить ребенку, что вот так он сейчас рвет свой гнев, раздражительность, вспыльчивость, справляется с ними. Гнев можно нарисовать в виде мордочки с зубами.
«Убить гнев подушкой»
Шуточная битва подушками должна помочь сбросить гнев и даже рассмешить ребенка. Это снимет напряжение и закономерно переведет раздражение в игру.
«Обзывалки»
Чтобы снять напряжение, можно пообзываться друг на друга. Но не по-настоящему, оскорбительно, а с шутками-прибаутками. Например, обозвать ребенка яблоком, а он вас в ответ – кошкой. Такая шуточная игра дает возможность видоизменить энергию – с разрушительной на шуточную.
Выплескивая свои эмоции, ребенок тем самым борется с собственной вспыльчивостью. И если вы ему поможете, ребенку это обязательно удастся.
Что делать, если ребёнок нервный и непослушный? Сегодня этим вопросом задается все больше молодых родителей. Уповая на помощь врачей, знакомых, разнообразных интернет-ресурсов, они стремятся найти решение проблемы, не уделяя должного внимая мотивам её появления.
А ведь эти два фактора неотрывно связаны, и, соответственно, не должны рассматриваться в отрыве друг от друга. Поэтому давайте постараемся исправить это упущение и выяснить, каковы причины повышенной возбудимости, можно ли помочь в этой ситуации, и как это сделать.
Признаки беды
А что вообще представляет собой нервный ребенок? Для успеха дальнейшего развития темы необходимо понять, что к таким детям относятся не только непослушные и постоянно капризничающие малыши, но и вполне милые по отношению к окружающим карапузы.
Поэтому «красной лампочкой» для родителей, боящихся пропустить момент, когда ещё можно помочь, должны стать следующие признаки:
- Интерес ребёнка становится поверхностным, а внимание рассеянным. Он начинает заниматься каким-то делом и переключается на совершенно другое буквально через мгновение.
- Он начинает много и быстро говорить, перебивает собеседника, даже не дослушав того. Речь малыша приобретает повышенную эмоциональную окраску, становится скомканной и невнятной.
- Если ребенок нервный и агрессивный, сказывается это и на его здоровье. Психологическая нестабильность может привести к появлению нервного тика, энурезу, потере аппетита, бессоннице и другим малоприятным последствиям.
- Усталость сопровождается всплесками агрессии и раздражительности. Например, после садика/прогулки или при подготовке ко сну, ребенок без видимых причин начинает громко плакать и капризничать.
Если причины того, что карапуз стал нервным, не связаны с его здоровьем, то, как правило, процесс можно полностью обратить. Главное вовремя заметить проблему и быть готовыми менять образ жизни не только ребенка, но и самих себя.
Первопричины и источники раздражительности
Если ребёнок нервный и непослушный буквально с первых минут жизни, то здесь можно с уверенностью говорить о генетической предрасположенности. Однако если преображение «паиньки» в «егозу» происходит постепенно, значит, вызван этот процесс совершенно иными основаниями, например:
Желанием ребёнка привлечь к себе внимание
Здесь важно не только количество часов/минут, что вы проводите с ним, но и их качество. Если в те моменты, когда он ищет в вас друга, партнера для игр (особенно в первые годы жизни), «жилетку» для слез (после неудач или сильных стрессов) и т. д., вы занимаете позицию стороннего наблюдателя, проявляющего ласку лишь когда ваша с ребенком потребность в ней совпадает, то ни о каком эмоциональном благополучии малыша говорить не приходится.
Формированием у малыша собственного «Я»
Как правило, возрастные изменения детской психики происходят в 4 этапа:
- С 0 до 2 лет, когда карапуз получает свои первые и главные навыки (учится сидеть, ходить, переворачиваться, есть).
- С 2 до 4 лет, когда большинство действий он учится делать самостоятельно (одеваться, есть, ходить в туалет и т. п.).
- С 4 до 8-10 лет, когда он начинает осознавать себя, как личность, у которой помимо обязанностей имеются ещё и права.
- С 9-11 лет, когда он вступает в пубертатный период и сталкивается с кризисом переходного возраста.
И если на первом этапе ребенок слишком нервный и раздражительный, как правило, только из-за недостатка внимания, то в последующем сюда также можно приплести чрезмерную опеку. Подавление попыток проявить самостоятельность вечными «сюсюканиями» или жёстким контролем вызывает у уже переросшего потребность в них ребенка лишь раздражение и агрессию.
Отсутствием единой модели воспитания в семье
Представьте ситуацию: папа разрешает брать сладости до обеда, а мама за это же отчитывает, малыша ругают за бранные слова, однако сами взрослые вставляют их чуть ли не через слово в своей речи, родители накладывают запрет на какое-либо действие, однако не могут донести малышу с чем именно связан запрет, и каковы последствия его нарушения.
В подобном информационном вакууме дети часто становятся безвольными и раздражительными. При выборе модели поведения они руководствуются не собственными желаниями, а тем, что хотят от них получить другие. Постоянное подавление личностных мотивов не приводит ни к чему хорошему, и в скором времени пред нами предстает крайне нервный и вспыльчивый ребёнок.
Низким уровнем социализации
Когда ребёнок в семье один, на него нередко буквально обрушивается все внимание остальных членов семьи. С ним играют, его развлекают, балуют. И когда такой малыш резко попадает в диаметрально противоположную среду (идет в детский сад) и осознает, что теперь он не «пуп земли», а лишь один из многих «милых и красивых деток», его психическое состояние может покачнуться. Аналогичную параллель можно провести с появлением братика или сестрички.
Семейными конфликтами
Не секрет, что ребёнок впитывает эмоции окружающих, как губка. Те дети, что растут в атмосфере любви, взаимного уважения и заботы, как правило, вырастают в счастливых и самодостаточных людей. Те же малыши, что постоянно вынуждены наблюдать ссоры родителей, живут в обстановке непрекращающихся скандалов или становятся объектом раздела при далеко не всегда простом и мирном разводе, вынуждены переживать не только за себя, но и за родителей.
Подобный стресс довольно сильно сказывается на неокрепшей психике, и со временем ребенок начинает повторять поведенческую модель взрослых, а затем и вовсе проявляет агрессию и неповиновение по отношению к ним.
Полезно знать! Неврозы далеко не всегда выступают причиной раздражительности. В некоторых случаях они становятся прямым следствием постоянных истерик, капризов стрессов. Поэтому, чем раньше вы зададитесь вопросом «как успокоить нервного ребенка», тем меньше давления будет оказано на его нервную систему, и меньше шансов у него будет заработать психическое расстройство.
Читайте также: «Задержка психического развития у детей».
Медицина и народные средства или как вылечить, не покалечив
Если ваш ребёнок очень нервный и возбудимый, можете не сомневаться, с возрастом эта проблема сама не пройдёт, а лишь усугубится. Вот только если в три года для её решения вам достаточно будет лишь стать более чутким по отношению к эмоциональным потребностям своего малыша, то в 5 или 7 лет может потребоваться полная перезагрузка отношений и вмешательство специалистов.
Если самостоятельно совладать с малолетним «бунтарём» вам не удаётся, отличным подспорьем станут советы невролога (разумеется, опытного и квалифицированного). В отличие от большинства родителей специалист умет работать с детьми в форме игры и быстрее выясняет, что могло повлиять на такое изменение состояния.
Он же может предложить и нестандартные пути решения проблемы. Действительно, зачем покупать дорогие и малоэффективные витамины для нервных детей (если только нарушение психики – не заболевание), когда есть и другие рычаги воздействия, такие как:
- арт-терапия;
- телесное ориентирование;
- лечение сказками;
- и ряд других процедур, в которых родители будут принимать непосредственное участие.
Что до народной медицины, то и здесь брать на вооружение какие-то методы можно лишь с разрешения лечащего врача.
В противном случае вы рискуете усугубить проблему. Ведь совершенно не факт, что вашему малышу так же, как и вам, помогает успокоиться отвар ромашки, а от расслабляющей ванны на основе травяных сборов он не покроется сыпью или, что хуже, получит анафилактический шок.
Но зачем задаваться вопросом «что делать, если ребёнок стал нервный и раздражительный?», когда куда проще не доводить его до подобного состояния? Ведь усилий для этого требуется немного, просто прикладывать их придётся постоянно.
Как именно необходимо себя вести с начинающим «бунтарем» напрашивается из причин его деструктивного поведения.
- Станьте друзьями
Если ребёнку нужны внимание и забота, дайте их ему. Станьте для него не только родителем, но и верным товарищем с которым и невзгоды можно разделить, и последней конфетой поделиться не жалко.
- Ослабьте контроль
Если нервозность вызвана формированием собственного «я», ослабьте контроль. Позвольте ребенку делать какие-то дела самостоятельно. Раз он так жаждет этого, значит, уже дорос. И пусть первые попытки буду неудачными (кто из нас не ошибался), ваша задача здесь заключается лишь в том, чтобы оказать моральную поддержку, мягко указать на ошибки и направить в нужном направлении, однако не более того.
- Найдите компромисс
Если капризы малыша – следствие ваших внутрисемейных противоречий относительно воспитания и поведения, то найдите, наконец, компромисс по этим вопросам. В том, что ребёнок будет метаться, не зная, кто прав, мама или папа, ничего хорошего нет.
- Перестаньте ссориться
Если корень всех бед – разлад в семье, найдите в себе силы прийти к финальному решению: либо исправляться обоим (тем самым понизив градус напряжённости), либо окончательно расстаться, если ужиться вам возможности не представляется.
Однако не забывайте, у вас и без того очень нервный ребёнок. И чтобы он не взвалил вину за ваши проблемы на себя, в этот период необходимо окружить его ещё большим теплом, чаще выводить на откровенный разговор и демонстрировать свою заботу (но не материальными подарками, а вниманием и лаской).
Да, возможно, для этого придётся поменять свою модель поведения, но разве (если вы уже читаете эту статью) психологическое здоровье и эмоциональное равновесие малыша не стоит того?