Двум или двоим?

Числительные двух и двоих являются падежными формами количественного числительного два и собирательного числительного двое. Они встречаются в синонимичных конструкциях, состоящих из числительного и существительного, а также образуют самостоятельные сочетания с субстантивированными частями речи:

два товарища – двое товарищей; два часа – двое часов; два осла – двое ослов; два доцента; мы двое; двое отдыхающих.

В литературном языке есть разграничение употребления количественного числительного два и собирательного двое. Из вариантов их использования в предложении в сочетании с субстантивированными прилагательными мужского рода и существительными мужского рода, имеющими окончание –а, предпочтение отдается числительному двое:

двое знакомых; двое прохожих; двое мужчин; двое старост.

В некоторых сочетаниях употребляется только количественное числительное два:

два адмирала; два профессора; два майора.

Правописание падежных окончаний этих числительных зависит от того, с какими существительными они сочетаются. С одушевленными существительными, как правило, употребляется собирательное числительное двое, которое имеет все формы косвенных падежей. С неодушевленными существительными собирательное числительное образует только именительный и винительный падежи, в остальных его заменяет количественное числительное два:

Сочетание собирательного числительного двое и количественного числительного два
с одушевленными существительными с неодушевленными существительными
И. двое детей два друга

Р. двоих детей двух друзей

Реклама

Д. двоим детям двум друзьям

В. двоих детей двух друзей

Т. двоими детьми двумя друзьями

П. (о) двоих детях (о) двух друзьях

И. двое суток два яблока

Р. двух суток двух яблок

Д. двум суткам двум яблокам

В. двое суток два яблока

Т. двумя сутками двумя яблоками

П. (о) двух сутках (о) двух яблоках

Следовательно, форму двоих можно употреблять в родительном, винительном и предложных падежах с одушевленным существительным, а форму двух – с одушевленными и неодушевленными существительными в родительном и предложном падежах.

TheDifference.ru дает следующие рекомендации по правописанию и употреблению в устной речи числительных двух и двоих:

  1. Собирательное числительное двое может иметь форму двоих в родительном, винительном и предложном падежах, если оно сочетается с одушевленным именем существительным.
  2. В сочетании с неодушевленными существительными собирательное числительное двое форму двоих не образует.
  3. Количественное числительное два сочетается и с одушевленными, и с неодушевленными существительными, образуя форму двух в родительном и предложном падежах.

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 19 сентября 2018 г.

Как известно, работникам, имеющих детей, положен стандартный вычет по НДФЛ. На какой же налоговый вычет может претендовать работник, у которого двое детей? Это зависит от нескольких факторов.

Ситуация 1. У работника двое несовершеннолетних детей

Ситуация 2. Один ребенок у работника совершеннолетний, а второй – нет

Здесь возможны три варианта.

Вариант 1. Совершеннолетний ребенок работника не достиг 24 лет и является студентом-очником.

Тогда работнику предоставляется вычет в размере, указанном в ситуации 1, т. е. 2800 руб. (абз. 11 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Вариант 2. Совершеннолетний ребенок работника не достиг 24 лет, но не является студентом-очником.

При таком раскладе работнику положен вычет по НДФЛ только на одного ребенка (несовершеннолетнего) в размере 1400 руб. в месяц.

Вариант 3. Совершеннолетний ребенок работника достиг возраста 24 лет.

В данном случае так же, как и в предыдущем варианте, работнику полагается вычет только на несовершеннолетнего ребенка – 1400 руб. в месяц.

Ситуация 3. У работника два совершеннолетних ребенка

Здесь тоже возможны несколько вариантов.

Вариант 1. Оба ребенка сотрудника не достигли 24 лет и являются студентами-очниками.

Значит, работнику положен НДФЛ-вычет в размере 2800 руб. в месяц (1400 руб. х 2 детей).

Вариант 2. Оба ребенка сотрудника не достигли 24 лет, но лишь один из них обучается по очной форме.

Именно на студента работнику и положен вычет – 1400 руб. ежемесячно.

Вариант 3. Оба ребенка сотрудника не достигли 24 лет, но ни один из них не является студентом-очником.

«Детский» вычет в данном случае работнику не положен вовсе. Кстати, вычет также не должен предоставляться работнику, если оба его ребенка достигли возраста 24 лет.

Если у работника ребенок-инвалид ситуация с вычетами обстоит иначе

Хочется отдельно рассказать о размерах НДФЛ-вычетов, положенных родителю ребенка-инвалида. Итак, на каждого несовершеннолетнего ребенка-инвалида работнику полагается дополнительный вычет в размере 12000 руб. в месяц (абз. 5 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, Письмо Минфина от 20.03.2017 N 03-04-06/15803). Вычет в таком же размере полагается, если ребенок имеет инвалидность I или II группы и при этом он является студентом очной формы обучения, не достигшим 24-летнего возраста.

К примеру, один из двух детей работника является инвалидом, тогда этому работнику положен «детский» вычет в размере 14800 руб. (1400 руб. + 1400 руб. + 12000 руб.).

Работник может получать «детский» вычет в двойном размере

Стандартный вычет на детей может быть предоставлен работнику в двойном размере в одном из следующих случаев (абз. 12, 15 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ):

  • работник является единственным родителем ребенка, в отношении которого предоставляется вычет;
  • один из родителей ребенка отказался от права на «детский» вычет в пользу другого родителя.

До каких пор предоставляется вычет

Предоставление вычета ограничивается не только достижением ребенком работника определенного возраста, но и доходом самого работника. Так, вычет положен работнику до того месяца, в котором доход, выплачиваемый ему работодателем не превысит 350 000 руб. (абз. 16 пп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Несколько лет назад Светлана Зейналова публично рассказала, как одна воспитывает особенного ребенка: у ее дочери, 11-летней Саши, аутизм. Два года назад в семье появилась еще одна девочка — Вероника. В новых «Правилах воспитания» телеведущая рефлексирует на тему материнства, а еще объясняет, почему категорически против того, чтобы дочери брали друг с друга пример.

Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Мужчины сильнее, чем старшие дети, переживают из-за изменений в жизни, которые случаются после появления в доме младенца. Им порой бывает очень непросто принять, что не их интересы становятся главными, не их правила игры теперь важны. Саша же, несмотря на свои особенности, довольно быстро приняла сестру. Ревнует иногда, конечно, но борется со своим расстройством. И я не бросаю ее один на один с переживаниями. Объясняю, что если чего-то недодала, то не потому, что забыла о ней — просто нужно было отдать своё время и силы тому, кто меньше и слабее. И обещаю, что у нас обязательно будет наше, общее время: Вероника уснет, и мы поиграем во что-то, посмотрим фильм, съедим лишних фруктов и посекретничаем только вдвоем. Поначалу Саше было очень тяжело поступаться своими желаниями, но потом она научилась делать это — и я очень рада, что в ее жизни есть такой урок и опыт.

2. Воспитывать двух девочек одной очень прикольно, хотя иногда не хватает кого-то, кто бы нас любил. Конечно, дочки задают вопросы на эту тему, я выкручиваюсь, сама пытаюсь найти какие-то ответы — почему и Сашин, и Вероникин папы не остались в семье. Переживаю, что эта ситуация скажется на психологии дочек: сначала появится осознание, что мы живём одни, а потом, наверное, и вопросы: кто виноват и что делать. Но я надеюсь, что взаимная любовь, уважение, нежность помогут нам со всем этим справиться.

3. Я стараюсь постоянно хвалить своих девочек, говорить, какие они умницы, красавицы, что все у них в жизни получится. Мои родители этого, к сожалению, не делали. Я, с их точки зрения, не идеально училась, не была достаточно ловкой и сообразительной, а еще все время болела. И это моих родителей напрягало. Меня очень мало хвалили, постоянно от меня чего-то хотели, и, конечно, это не прошло бесследно.

4. Считаю неправильным постоянно ставить ребенку кого-то в пример. Тут, конечно, опять включается мой опыт из советского детства, когда детям без конца твердили: «А вот я в твоем возрасте…» или «Посмотри на соседскую Людочку…» Если я хочу привести какой-то пример хорошего поведения девочкам, то никогда не рассказываю о конкретном человеке, а как бы в шутку заявляю: вот, мол, ходят слухи, что есть дети, которые вовремя ложатся спать, моют руки, сами завязывают шнурки и так далее. Но говорю такие вещи всегда с улыбкой и чтобы разрядить обстановку, а не надавить на ребенка. А еще никогда не сравниваю дочек, не говорю: «Посмотри на неё» или «Ты была совсем не такая». Я, наоборот, учу их принимать, любить, уважать, ценить друг друга такими, какие они есть.

5. По-моему, детям очень важно уметь делиться. Способность разделить с кем-то не только хлеб и зрелище, но и душевную радость — это большой талант, который надо воспитывать. Я противник модной теории, что детей не надо учить делиться. Сейчас многие считают, что они сами должны уметь переваривать свои радости и горести, что для самоуважения человеку не нужно одобрение или сопереживание других. По-моему, это полная чушь и бред. Люди, которые живут сами по себе и не способны поделиться с другими своими чувствами, своим хлебом, — это самые несчастные люди на земле. И я знаю таких людей. Поэтому я учу девочек: «Если мы покупаем торт, то сначала дай кусочек сестре, а потом бери себе».

6. Я никогда не вру своим детям — это для меня принципиально. Да, могу говорить не самые приятные вещи, честно и где-то даже жестко. Но даже если мы ссоримся, обязательно объясняю: я ругаюсь не потому, что дочки плохие, просто расстроена нехорошим поведением, а вообще-то вы у меня классные, все у нас будет хорошо. И мы вместе обязательно пытаемся найти выход из сложившейся ситуации.

7. Я считаю себя плохой матерью примерно 24 часа в сутки. У меня, к сожалению, абсолютно жертвенная позиция по отношению к детям, хотя я стараюсь бороться с этим чувством. Всё время кажется, что я что-то недоделываю, недоговариваю, недодаю им. Дочь опять поправилась, потому что я не уследила, плохо выучила уроки — я мало с ней занималась, и так далее. Плюс я постоянно чувствую себя виноватой, если мне где-то хорошо, а в это время мои дети дома с няней. Как будто бы я могу уехать из дома только на работу, по делам, а для получения каких-то личных удовольствий — не имею права. Но я, конечно, не горжусь этим, а рассказываю потому, что знаю: многим женщинам, матерям, тоже знакомо это чувство самоотречения. И с ним, как мне кажется, надо бороться. Потому что дети рано или поздно вырастут, перестанут нуждаться в наших жертвах — и что тогда? Сесть и запаниковать, потому что не знаешь, как это — жить для себя, не совершая ежедневных подвигов? Я очень часто над этим раздумываю, часто себе повторяю: «Ты тоже живой человек, не забывай об этом». Но пока получается плохо.

8. У нас есть традиция — перед сном с девчонками забираемся все вместе ко мне в постель. Долго обнимаемся, шепчемся, возимся, и только когда дочки уже начинают дурить, я растаскиваю их по кроватям. По-моему, физическое тепло и физическое принятие друг друга очень важны, я стараюсь привить это детям с раннего возраста, даю максимум нежности и учу их тоже проявлять свои чувства, не стесняться их. Я учу говорить, что они любят друг друга, и чтобы мне тоже это говорили. Мне кажется, если ты постоянно повторяешь слова любви, то они начинают работать как какая-то охранная сила.

9. Есть такой момент глубокой, инстинктивной материнской любви. И эта любовь — ответ на всё. Ты можешь ругаться, обижаться, ты можешь накричать, а дочь может на тебя обидеться, кинуть что-то, как Сашка иногда делает. «Купи мне игру за 1000 рублей!» Я говорю: «Не куплю, это дорого». «Ах так!» — и начинает вещи кидать, скандалить, топать ногами. Я спрашиваю: «Почему ты так делаешь?» «Я требую, ты должна!» — «Нет, это неправильно». Но даже если мы поругались, потом я к ней прихожу и мы миримся, мы всё равно друг друга любим. Я постоянно пытаюсь донести до девочек, что близкие люди могут ругаться, обижаться, но глобальная основа их отношений — любовь. Именно любовь (а не долг или чувство вины) должна людей примирять, связывать, сохранять и воспитывать.

10. Инклюзия — это большой и важный шаг для всей нашей системы образования. Принимать особенных детей, сажать их за одну парту с обычными многим учителям до сих пор непросто. А вот школьники принимают такой формат быстро, благодарно, естественно. Моя старшая дочь Саша учится в инклюзивной школе, и я вижу, как хорошо это влияет и на ее развитие, и на обычных детей.

Например, мальчик, которого вся школа осуждает за хроническое хулиганство, у которого двойка за поведение, водит Сашу за руку, опекает ее, заботится. Три месяца дочь некому было отвозить в школу, семья этого мальчика согласилась помочь, и он сам заходил, следил, чтобы в школе она переобувалась, шла в класс и так далее. То есть он за ней ухаживал, она в нём будила светлые чувства.

Ребята, которые учатся вместе с особенными детьми, все совершенно другие. Они умеют сопереживать и жалеть, не избегают и не боятся непохожих — стариков, инвалидов, людей с другими проблемами. Я бы очень хотела, чтобы такая тенденция продолжалась. Не только в формате частных центров, которых сейчас очень много, но и на государственном уровне.

Фото: инстаграм Светланы Зейналовой

СПРАШИВАЕТЕ – ОТВЕЧАЕМ

По правилам русского языка, если речь о женщинах, девушках и девочках, употребляются количественные числительные две, три, четыре и т.д.: две женщины, три девушки, четыре девочки. Если же речь о мужчинах, юношах и мальчиках, их уже будет двое, трое, четверо. Сказать: «Иду я по парку, а навстречу мне три мужчины» абсолютно невозможно. Хоть слово мужчина (как и юноша) по форме напоминает слово женщина, оно – мужского рода – значит, навстречу идут трое мужчин (хорошо бы, с добрыми намерениями…). Итак, мужчин и юношей не может быть два, три, четыре. А вот мальчиков может быть и два (два мальчика – это как у героя «Служебного романа»: мальчик и мальчик), и двое.

Собирательные числительные идут в ход и тогда, когда имеются в виду вообще люди или дети: вот по улице, например, идут двое или двое прохожих (двое мужчин, две женщины или мужчина и женщина – не суть важно), а за ними – четверо ребят (опять-таки это могут быть и мальчишки, и девчонки, или и те, и другие).

Если мы имеем дело с сочетанием трое сирот, нельзя сразу сказать, кто имеется в виду: мальчики или девочки (могут быть и те, и другие, или, например, двое мальчиков и одна девочка), если же упомянуты три сироты – речь однозначно о девочках, лишившихся родителей.

Есть случаи, когда можно сказать и так, и этак: два друга и двое друзей. В первом словосочетании смысловой акцент – на личностях, это два конкретных человека, которые дружат, во втором – скорее на том, что их объединяет.

Не рекомендуется употреблять собирательные числительные, если речь идет о людях, занимающих относительно высокое положение. Например, на кафедре может быть два профессора (но не двое профессоров), а в каком-нибудь воинском подразделении – три генерала (но не трое генералов). Количественные числительные и в этом случае позволяют сделать акцент на личности, на ее достижениях, а собирательные – «понижают статус» соответствующего лица (ср. двое преподавателей, трое военных – здесь акцент скорее на социальной группе).

Материал подготовлен
О.СЕВЕРСКОЙ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *