Дисграфия коррекция упражнения

Дисграфия – это стойкое расстройство процесса письма, обусловленное нарушением психических функций, регулирующих способность обучения устной и письменной речи. Отклонение проявляется типичными, постоянно повторяющимися ошибками, от которых человек не может избавиться самостоятельно. Дисграфия очень распространена: она наблюдается у 53% детей в возрасте 8-8,5 лет и почти у 40% учащихся средней школы. Причем речь не идет о некрасивом почерке, неаккуратном письме или нарушениях орфографических правил и норм.

Мы поможем родителям понять, есть ли у их детей склонность к дисграфии, и расскажем о способах ее коррекции.

Не игнорируйте проблему

Обнаружив, что ребенок не слишком успешно осваивает навыки письма, многие родители винят в этом «невнимательных» учителей. И напрасно. Дисграфия у малышей, как правило, впоследствии развивается из-за воздействия различных факторов в намного более раннем возрасте. В их числе:

  • пороки внутриутробного развития;
  • родовые травмы или асфиксия в момент появления на свет;
  • тяжелые инфекционные заболевания (энцефалиты, менингиты и другие болезни, истощающие нервную систему);
  • опухоли головного мозга;
  • задержки психического развития;
  • речевые нарушения.

В группе риска находятся дети, чьи родители имеют небольшой словарный запас, обладают нечеткой или неправильной речью либо просто не утруждают себя общением с малышом. Как ни странно, дисграфия встречается и у тех, с кем до поступления в школу занимались слишком активно, принуждая усваивать информацию, слишком сложную для восприятия.

При наличии дисграфии не стоит надеяться, что ребенок «перерастет» проблему. Стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием норм правописания, требуют коррекции с участием психолога, логопеда, педагогов и, разумеется, родителей. Кроме того, некоторые пациенты нуждаются в помощи невролога, отоларинголога, реабилитолога и т. д.

Будьте терпеливыми

Обильные и элементарные ошибки в письме, которые делает ребенок с дисграфией, взрослых, как правило, раздражают, тем более что особенностью дисграфии является настойчивое повторение одних и тех же ошибок. Наиболее распространены следующие:

  • путаница в написании букв, сходных фонетически («г» и «к», «д» и «т», «б» и «п») или графически («ш» и «щ», «х» и «ж», «л» и «м»);
  • написание заглавных букв вместо строчных (и наоборот);
  • зеркальное отображение букв;
  • перестановка слогов в словах;
  • добавление в слова лишних слогов или букв;
  • отсутствие в словах окончаний;
  • несогласованность родовых, числовых и падежных окончаний;
  • нарушения структуры текста, пропуски членов предложений.

Между тем, занимаясь с малышом с дисграфией, нельзя торопиться и раздражаться. Взрослый человек должен отдавать себе отчет в том, что элементарное для него самого задание для ребенка таковым не является. Присутствие сердитого и нетерпеливого наставника только ухудшает ситуацию и увеличивает количество ошибок.

Организуйте место учебы

Ребенок должен заниматься в хорошо проветренном и правильно освещенном помещении. Важно, чтобы ничто не отвлекало его: нужно выключить компьютер и телевизор, убрать со стола лишние предметы, по возможности попросить других членов семьи удалиться из комнаты. Особое внимание следует обратить на мебель и канцелярские принадлежности: стол, стул, а также ручка или карандаш, которыми пишет малыш, должны быть максимально удобными.

Избегайте переутомления

У ребенка, страдающего дисграфией, навык письма по-настоящему не сформирован. Длинные занятия его утомляют, из-за чего необходимы регулярные перерывы на 10-15 минут. В это время он может побегать, выпить стакан сока или съесть яблоко, поиграть. Ни в коем случае нельзя совмещать работу над текстом с просмотром телепередач или компьютерной игрой: малышу будет сложно сосредоточиться.

Играйте с ребенком

Младшие школьники проще усваивают информацию, поданную в игровой форме. Существует множество методик обучения письму с использованием ребусов, загадок, раскрасок и т. д. Разумеется, их нужно подбирать индивидуально; по данному поводу полезно проконсультироваться с психологом и логопедом.

Проговаривайте проблемные слова

Специалисты советуют подробно объяснять ребенку написание каждого слова, многократно повторяя вслух и четко артикулируя проблемные моменты. Важно, чтобы малыш тоже проговаривал по слогам слова, которые пишет. Каждую ошибку следует исправлять, повторяя слово заново. Дело в таком случае продвигается медленно, но обвинять ребенка в отсутствии сообразительности недопустимо: это может свести на нет весь эффект занятий.

Читайте вслух

Богатство словарного запаса, общее развитие человека и качество его письма находятся в прямой зависимости от того, как много художественной литературы он читает и как легко ему дается названный процесс. Для детей с дисграфией чтение, как правило, проблематично. Исправить положение сложно, поскольку отношение к чтению как к занятию трудному, неприятному и бесполезному к 7-8 годам уже сформировано. Но даже в такой ситуации нужно постараться заинтересовать ребенка книгами.

Для начала подойдут короткие рассказы или стихи, веселые, занимательные истории. Нельзя заставлять ребенка читать и оставлять его наедине с этим занятием. Лучше устраивать чтения вслух, по очереди или по ролям. Родители же должны следить за тем, чтобы малыш тщательно проговаривал все слова и обращал внимание на их правильное написание.

Обеспечьте ребенку моральную поддержку

При дисграфии ребенку сложно учиться в школе. Он испытывает на себе постоянное недовольство учителей и привыкает считать себя менее успешным, чем сверстники. Да и одноклассники порой относятся к нему без симпатии, насмехаясь над «тупостью», что еще больше угнетает и приводит к снижению самооценки.

В такой ситуации только любовь и понимание родителей могут исправить положение или хотя бы уменьшить остроту проблемы. Взрослые члены семьи должны позаботиться о том, чтобы малыш получил всю необходимую помощь (занятия со специалистами, диагностику и лечение имеющихся у него заболеваний, доброжелательное отношение при выполнении заданий). Важно как можно чаще хвалить малыша, отмечать любые его успехи и не ругать за ошибки и неудачи.

По мнению специалистов, дисграфию можно зафиксировать у ребенка, достигшего 8 лет. К этому времени основные навыки письменной речи в норме уже сформированы. О наличии проблемы свидетельствуют типичные, навязчиво повторяющиеся дефекты письма. Они почти всегда сочетаются с небогатым словарным запасом, речевыми нарушениями, слабой памятью. Помимо дисграфии, у таких детей часто наблюдаются гиперактивность, низкая работоспособность и сложности с концентрацией внимания.

Отклонение поддается коррекции, но степень исправления напрямую зависит от усилий, приложенных близкими. Важно понимать, что дисграфия никогда не проходит сама. Чем раньше малыш попадет в руки специалистов и чем тщательнее будут выполнены их рекомендации, тем лучше будет результат. Желательно, чтобы к окончанию начальной школы ребенок полностью овладел навыками письма; в противном случае неизбежны проблемы с последующим обучением и социальной реализацией.

Видео с YouTube по теме статьи:

Предлагаемые задания и упражнения направлены на коррекцию правописания гласных в корне слова при дизорфографии, способствуют формированию и закреплению орфографического навыка правописания.

Выполняя эти задания и делая упражнения, дети должны научиться:

— выделять «ошибкоопасное» место в слове с безударной гласной в корне;

— понимать практическую значимость правила правописания безударных гласных, осознанно воспринимать его;

— последовательно выполнять действия, предписанные этим правилом;

— подбирать проверочные слова;

— проверять безударную «е» ударной «ё»;

— различать слова с двумя безударными гласными;

— подбирать однокоренные слова, относящиеся к различным лексико-грамматическим категориям (обозначающие предмет, его действие и признак), для проверки безударной гласной в корне;

— применять различные способы проверки на материале слов с одной и двумя безударными гласными;

— определять в контексте смысл слов, которые различаются на письме одной гласной в корне, и подбирать к этим словам проверочные.

Поиск орфограмм

• Послушай рассказ об одной ошибке.

Дима написал своему другу Пете записку: «Приходи с мечом вечером, сыграем».

Сестра Димы Оля по дороге в магазин передала записку Пете.

— Ну как? — спросил Дима вернувшуюся сестру.

— Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.

В шестом часу Дима собрал ребят во дворе.

— Мяч будет! Петя обещал принести. Ровно в шесть вечера пришел Петя. Но вместо мяча в руках у него было оружие для фехтования длинный деревянных меч.

Почему так случилось?

• Прочитай, выделяя голосом ударные слоги. Выпиши из каждой пары предложений выделенные слова: сначала с ударной гласной в первом слоге, затем — во втором. Обозначь в словах ударение. Поставь точку под одинаковыми гласными.

Сова — ночная птица. Совы лучше видят ночью, чем днем.

На горе росли сосны. Одна сосна была очень высокая.

На лугу трава не смята. Зеленые травы покрыли луга.

• Отбери из данных слов лишь те, которые можно использовать для проверки выделенных слов в начале строки. Обозначь в словах корень, ударение, поставь точку под проверяемой гласной.

Лиса—лисица, лисята, лисий, лисичка, лисонька.

Снежок— снегирь, снежный, снеговик, снег, подснежник.

Синеет—синька, синица, синеватый, синий, посинел.

• Подбери к каждому слову с пропущенной гласной слово, в котором эта гласная стоит под ударением. Напиши каждую пару слов. Вставь нужную букву. Обозначь орфограмму. Каким будет первое слово по отношению ко второму?

Хвост, травы, лист, стены, сад, дождь.

• Прочитай. Произнеси парами однокоренные слова, выделяя ударную гласную. Объясни, почему одно слово служит проверочным для другого. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы, обозначь орфограмму в этих словах.

Целый час я решал задачу. Наши ч. .сы идут верно.

Ветер надул парус. Корабль поднял п. .руса.

У б. .льной поднялся жар. Дедушка сегодня болен.

С. .довник осмотрел посадки.

Слон очень силен. Сл..ны живут ст..дами. Пастух гнал стадо на лужок.

Повторение правила правописания безударных гласных

• Прочитай рассказ.

Учительница написала на доске отдельные слова и сказала ребятам:

—Спишите их. Только не спешите. Все пишут, а Алеша — нет… Почему ты не работаешь, Алеша?

— А я не знаю, что надо делать. То вы говорите «спишите», то — «не спишите»…

Почему Алеша не понял, что делать надо?

• Выпиши парами однокоренные слова: сначала — чтобы гласная была ударной, а затем — безударной. Обозначь орфограмму.

Сосна, вода, дела, трава —

Проверить надо все слова.

Безударный гласный —

Стоп! Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте

Удареньем проверяйте:

А теперь — пишите смело!

• Выбери нужное проверочное слово. Обозначь орфограмму.

• Прочитай. Измени слова в скобках по смыслу (например, «стройная сосна»). Обозначь в них ударение. Поставь точку под гласной в безударном слове.

Стройная (сосны), высокая (горы), сильная (грозы), важные (грач), холодные (дождь), добрые (слово).

• Отгадай загадки. Подбери проверочное слово. Напиши по образцу: «Грибы — гриб».

— Кто вы?

— Мы лисички, дружные сестрички.

— Как, с одной-то лапкой?

— Нет, еще со шляпкой. (Грибы.)

Нашумела, нагремела,

Всё промыла и ушла.

И сады, и огороды

Всей округи полила. (Гроза.)

Закрепление правила правописания безударных гласных

• Прочитай стихотворение, спиши его. К каждому слову с пропущенной буквой выбери проверочное. Подчеркни и обозначь орфограмму.

Замерзнет, завяжет, скажет, смотрит.

Приобрел я для жирафа

Тридцать три огромных шарфа,

Чтоб он горло зав…зал,

Чтоб в мороз не зам…рзал.

А жираф ск…зал:

«См…три!

Еще нужны мне тридцать три!»

• Проверь себя.

м…ряк море моряк

п…стух

пл…щадка

п…лезный

п…левой

с…довый

• Подумай, какие гласные пропущены. Подбери проверочное слово так, чтобы оно обозначало много предметов. Напиши по образцу: «(Травы) — трава».

( ) — р…са; ( ) — стр…на; ( ) — п…сьмо;

( ) — д…ска;( ) — ст…кло; ( ) — к…льцо;

( ) — з…мля; () — пл…чо; ( ) — р…ка.

• Подумай, какие гласные пропущены. Подбери проверочное слово так, чтобы оно обозначало один предмет. Напиши по образцу: «(Стог) — ст…га».

( ) — ст…да; ( ) — п…ля; ( ) — хв…сты;

( ) — др…зды; ( ) — дв…ры; ( ) — ш…ры;

( ) — цв…ты;( ) — д…ревья;( ) — л…сты.

Подбор проверочных слов

• Спиши однокоренные слова в таком порядке: сначала с ударной гласной в корне, затем с безударной. Например: Цвет — цветник, цветной, цветут. Обозначь орфограмму.

Ледник, лед, ледниковый, ледяной.

Белить, беляк, побелка, белила, белизна.

Светлячок, свет, светить, светофор.

Зимовье, зимний, зимовать, зима.

• Напиши слова, для которых данные слова являются проверочными. Например: «Темень — темнеет, темнота, темноватый». Обозначь орфограммы.

Смотр, лень, свист, корм.

• Придумай и напиши однокоренные слова с указанным корнем. Например: «Гость — гостевая, гостиница. Выдели корень, обозначь орфограмму. Какое слово будет проверочным?

Вар — ягоды, сваренные в сахаре; тот, кто готовит пищу.

Час — мастер по починке часов; солдат, стоящий на посту.

• Выпиши однокоренные слова: первое слово с ударной гласной в корне, второе — с безударной. Найди лишнее слово. Обозначь орфограмму.

Борьба, воевать, борец.

Веселый, радость, весело.

Седой, сиденье, сед.

Лисица, лес, лесник.

Цвет, цветной, рассвет.

•Выпиши однокоренные слова, подчеркни орфограмму. Придумай два-три предложения о родном городе (селе), о том, что в нем особенно любишь.

Родина. Для каждого из нас она начинается в том уголке родной земли, где мы родились и выросли. В этом родном уголке есть своя речушка, своя тропинка, своя заветная березка. При виде их душу переполняют любовь и нежность к своей земле, к Родине.

• Прочитай пословицу. Какая буква сломалась в пишущей машинке? Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подбери проверочное слово.

Хороша зима сн…гами, в…сна — цв…тами, л…то — грибами, а ос…нь — стогами.

Закрепление умения находить проверочное слово

• Подумай, какую гласную надо вписать в каждое слово? Напиши, вставляя пропущенные буквы.

«О» — «А»

Р…са, с…ды, стр…на, ст…га, тр…ва, в…лна, м…ря, к…льцо, вр…ги, др…зды, м..сты, п…ля.

«Е» — «И»

Стр…жи, зм…я, з…мля, с…стра, з…ма, зв…зда, л…сты, св…ча, стр…ла, п…сьмо, д…ревья, гн…здо, гр…бы, сл…за, ст…на.

• Впиши предложенные слова в нужный столбик. Вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограмму.

Зимний, садик, звон, варка, варит, сад, зимушка, звонит.

• Подбери проверочное образцу. Обозначь слово по орфограмму.

Один — много Много — один

Стена — стены. Дела — дело.

Сосна — Грибы —

Гроза — Поля —

Страна — Снега —

Вчера — сегодня Сего дня — вчера

Платил — платит. Везет — вез.

Плясал — Пасет —

Носил — Метет —

• Отбери из данных слов лишь те, которые являются проверочными к выделенным словам в начале строки. Например: «Садовый — посадка, садик». Обозначь орфограмму.

Садовый — посадить, посадка, сады, садик, садовник.

Лесистый — лесник, лес, залесье, перелесок, лесорубы.

Лиса—лисица, лисята, лисий, лисичка, лисонька.

Синеет—синька, синица, синеватый, синий, посинел.

Объясни, почему не все родственные слова можно использовать для проверки.

• Прочитай. Собери из частей пословицы о первом весеннем месяце, спиши их. Как и почему назвал народ месяц март? Объясни написание выделенных букв.

• Соедини слово с нужной буквой.

• Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова. Обозначь орфограмму.

С..сновые ( ) д…ревья ( ). М…рская ( ) в…лна ( ).

З…леная ( ) тр…ва ( ). В…здушные ( ) ш…ры ( ).

Ст…льная ( ) л…нейка ( ).

• Расставь предложения по порядку, В пустые окошки вставь нужную букву. Озаглавь текст.

• Собери пирамиду, вставив пропущенные буквы. Устно объясни свой выбор. Составь с одним из слов предложение.

Разграничение правил правописания безударных гласных, звонких и глухих согласных

• Найди четвертое лишнее слово в каждом столбце, имеющее иную, чем остальные слова, безударную гласную в корне.

• Выпиши слова в два столбика. Объясни свой выбор.

Д…лекий, ре…кий, с…леный, гл…за, щу…ка, др…зды, кре…кий, сла…кий.

• Поднимись по лестнице.

А теперь спустись.

• Составь ответ на каждый вопрос, используя слова для справок. Запиши составленные предложения. Обозначь орфограмму. Устно подбери к словам из справок проверочные слова.

В р…ке, на з…мле, в л…су, в ств…ле с…сны.

Где живут ежи? Где живут щуки? Где выдолбил дупло дятел? Где устроил гнездо жаворонок?

• Спиши. Проверь правильность написания. Обозначь в словах ударения. Поставь точку под теми безударными гласными, которые можно проверить.

От цветов в полях льется запах кругом,

И сияет роса на полях серебром.

(И. Суриков)

• Прочитай. Определи тему текста, озаглавь его. Напиши заголовок и текст, вставляя пропущенные в словах буквы.

Слова с безударной гласной «е», проверяемой «ё»

• Сравни проверочные и проверяемые слова. Какую гласную букву нужно писать в корне проверяемого слова, если в корне проверочного слова пишется буква «ё»?

Пчёлы — пчелиный мёд,

зёрна — зерновой склад,

лёд — ледяная гора,

клён — кленовый лист.

• Напиши проверочные слова к словам.

Зв…зда, оз…ро, в…сло, ст…кло, с…дло.

• Объясни, какие буквы пропущены в словах. Напиши сначала проверочные, потом проверяемые слова. Вставь пропущенные буквы. Обозначь орфограмму.

… — т…мнеть, т…мнота;

… — ч…рнеть, ч…рнота;

… — т…плеть, т…пло.

• Прочитай текст. Спиши. Подчеркни безударную гласную. Напиши два слова с буквой «е» в корне, которая проверяется буквой «ё».

В большой стране у каждого человека есть дорогой ему уголок — деревня, улица, дом, где он родился. (По Ю. Яковлеву)

• Угадай слова, выпиши их, подбери к ним проверочные. Обозначь орфограммы.

Белка спряталась в дупло,

В нем и сухо, и…

Нарядили елку: бусы в три ряда,

Наверху сверкает красная…

Подбор однокоренного слова, обозначающего предмет, признак

• Подбери проверочные слова, называя ласково предметы, которые они обозначают.

Пт…нец —

К…вер —

Лош…дь —

Зв…зда —

Разбери слово «лошадка по составу.

•Выпиши слова в данном порядке. Устно объясни написания слов.

Начинай с буквы «С»

Комната для еды. Ночная птица. Частичка снега.

Начинай с буквы «К»

Дом для лошадей. Инструмент для маляра и художника. Детеныш кошки.

Начинай с буквы «П»

Слово, противоположное по значению слову «кривой». Тот, кто пасет стадо.

• Спиши. Перед каждым словом напиши проверочное, которое называет предмет. Обозначь орфограмму.

Р…гатый, д…ждливый, цв…тет, скр…пит.

• Спиши, вставляя пропущенные буквы. Перед каждым словом напиши проверочное, которое отвечает на вопрос » какой?».

З…ма, веч…р, зел…нь, ч…стота.

• Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочное слово, отвечающее на данный вопрос.

Т…мно (какой?) в л…су (что?) в н…чное (что?) время.

З…мля (что?) з…мой (какая?) отдыхает, а в…сной (что?) расцветает.

• Найди лишнее слово. Устно объясни свой выбор. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обозначь орфограмму.

Св…сток, м…роз, с…лонка.

Су…та, д…жди, з…мля.

• Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подбери такие проверочные слова, чтобы они были прилагательными. Например: «(Белый) белизна, побелело».

( ) т…мнота, т…мнеют. ( ) св…тлеет, св…тёлка.

( ) с…лач, с…льнее. ( ) п…стреют, п…строта.

( ) ч…стота. ( ) ск…льзить.

( ) т…плеет. ( ) т…шина, т…хоня.

( ) з…мовье, з…мовать. ( ) покр…снеть, кр…снота.

Подбор одноноренного слова, обозначающего действие

• Спиши слова (вначале — проверочное, затем — проверяемое). Например: «тащится — тащились». Обозначь орфограмму. Какой частью речи являются эти слова? Подумай, какие проверочные глаголы можно подобрать. Что нужно для этого изменить? (Часть речи, время, число, род.)

Хвалил, хвалит. Цветет, цвел.

Осветила, светит. Гонит, гонять.

Лечил, лечу. Стой, стою.

Делил, делит. Кормит, кормил.

• Подбери к словам проверочные глаголы. Спиши их. Например: «Кормит – кормил».

Цв…тет, бр…сок, л…чу (больного), пос…лил (суп), в…ренье.

• Спиши, вставив пропущенные гласные. В скобках запиши проверочные слова, отвечающие на данный вопрос. Обозначь орфограмму.

К…рмил (что делает?) к…тенка (кто?). В…рили (что делают?) в…ренье (что?).

Цв…тут (что делал?) ландыш. П…ют (что делай?) ч…жи (кто?).

• Объясни написание выделенных букв. Подбери к каждому слову из первого столбика противоположные по значению слова из второго. Запиши их парами.

хвалить ругать

начинать встречать

провожать кричать

молчать кончать

• Прочитай слова, обозначающие действия. Запиши сначала проверочное слово, затем проверяемое.

Н…сил, х…дил, пл…тил, в…рил, др…знил, с…лил, д…рил, п…лил, в…зил.

• Прочитай слова, обозначающие действия. Подумай, какие гласные в них надо проверить. Подбери к каждому слову проверочное. для этого измени слова так, чтобы они отвечали на вопрос: «что сделал?». Например: «Встал — встаёт».

Заливает, подвезёт, приведёт, запевал (песню), запивал (молоком), принесёт, помогал, погасил (огонь).

• Прочитай. Спиши, вставляя буквы. В скобках пиши проверочные слова, которые отвечают на заданный вопрос.

Правописание слов с двумя безударными гласными

• Прочитай слова. Запиши на первом месте проверяемое, затем — проверочные. Обозначь орфограмму.

Вечер, вечерний, вечереет.

Весело, весёлый, веселился.

Голод, голодный, голодают.

Сторож, сторожка, сторожит.

• Прочитай. Отметь в словах ударную гласную, проверь обе безударные гласные. Например: «Сторона — стороны — сторонка». Обозначь орфограмму.

Полоса — Молоток — Голодал —

Дорогой — Голова — Голоса —

Волосок — Колоски — Говорят —

Молодой — Деревянный —

• Спиши слова, вставляя пропущенные буквы.

г..л..ва головы, головка голова

п..л..са

ст. .р..жить

м. .л. .дой

д. .р..гой

б..р..да

з. .л. .неть

г.. в. .рить

• Прочитай текст. Какой отряд создали ребята? Объясни смысл его названия. Спиши текст. Проверь. Найди однокоренные слова и подчеркни безударную гласную.

У нас в школе есть отряд «Зеленый наряд Отчизны». Вот уже третий год мы ведем работу по озеленению нашего поселка. Высадили много плодовых деревьев и кустов. Радуемся, когда весной всё кругом цветет и зеленеет.

• Для всех слов с пропущенными буквами выбери свои проверочные. «Посели» их в нужный домик.

• Дополни сам.

тр..п..тали в..ч..реет ст..р..жили з..л..нели л..п..тали

трепещет вечерний сторожка зелень лепет

х..л..да б..р..да г..л..ва п..л..са г..р..да

• Запиши слова в два столбика. Подумай, что объединяет слова в первом столбике? Во втором? Обозначь орфограмму. Устно подбери проверочные слова.

Ядро, холода, травинки, грибок, колосок, веселый, страна, сторона, варить, сторожить, столяр, золотой.

• Прочитай. Вставь подходящие по смыслу приведенные слова для справки, впиши пропущенные буквы. Подчеркни орфограмму. Вставленные слова разбери по составу.

З…л…тая, г…л…ве, ст…р…нушке, б…р…де, з…л…ная, х…л…дна.

Мудрость в … , а не в …

Без работы и печь …

На чужой … рад своей воронушке.

Не нужна соловью … клетка, а нужна …ветка.

• Прочитай текст. Подумай, как его можно озаглавить. Запиши слова с двумя безударными гласными. Подбери к ним проверочные. Например: «Холоднее — холод — холодный». Обозначь орфограмму.

Стало холоднее. Суровы морозы. В доме у барсучка тепло и хорошо. У него шерстка блестящая, серая с черными волосинками. Голова белая с черной полосой. Ушки круглы, коротки. Молодые барсучки любознательны.

Закрепление способов подбора проверочных слов

• Прочитай пословицы. Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочное слово, отвечающее на заданный вопрос. Устно объясни значение пословиц.

Каждая тр…винка (что?) имеет св…ю (чей?) р…синку (что?).

Июнь с к…сой (что?) по лугам прошел, а июль с с…рпом (что?) по хл…бам (какой?) поб…жал (что?).

З…мля (что?) з..мой (какой?) отдыхает, а в…сной (что?) расцв…тает (что делал?).

• Прочитай каждую группу однокоренных слов. Отыщи слова, в которых нужно проверять гласную в корне. Запиши сначала проверочное, затем — проверяемые слова. Например: «Зверь — звериный, озверел».

Ленивый, ленится, лентяй. Постареть, старый, старик.

Далеко, далекий, дальний. Глядеть, взгляд.

Удивляться, дивный. Сор, насорить, соринка.

• Прочитай. Подумай, какие гласные в словах пропущены. Устно подбери к каждому такому слово проверочное.

Вст…ет ст…ною з…лотой,

В…лнуется пшеница,

И каждый кол…с нал…той

К земле готов скл…ниться.

• Прочитай начало рассказа. Из данных слов составь предложения и закончи ими рассказ. Подчеркни во всем тексте безударные гласные в корне, устно подбери к ним проверочные слова.

Карась

Карась обычно живет в прудах. Зеленая тина покрывает пруд сверху. Но карась любит такие уголки.

Обобщение знаний о различных способах проверки безударных гласных

• Выбери поочередно слова с каждой из безударных гласных. Устно подбери проверочные слова.

• Прочитай. Подумай, какие гласные пропущены.. Попробуй записать по памяти. Проверь себя. Если написал без ошибок — молодец (ты уже хорошо владеешь правилом), если есть ошибки — не огорчайся (тебе еще надо потренироваться в написании безударной гласной в корне).

Р…чной, л…сной, г…ристый,

М…рской, р…дной, л…систый.

Проверь слова да не сп…ши,

Красиво, грамотно п…ши.

• Подбери к словам проверочные однокоренные, принадлежащие к разным частям речи.

Цвет, бег, рост, смех.

• Выпиши слова в таком порядке: существительное, прилагательное, глагол. Подбери к ним проверочные. Обозначь орфограмму.

Гл…деть, м…рской, стр…на, св…ступька, ж…леть, ст…льной.

• Спиши без ошибок. Устно подбери проверочные слова. Подчеркни безударную гласную.

Цвитет, вада, стаит, лисная, гниздо, драва, галоса, сторик, озиро, бижал

Правописание слов, различающихся одной гласной в корне

• Исправь ошибки. Почему они вызывают улыбку? В скобках напиши проверочные. Отчего же зависит написание выделенных слов?

• Назови пары слов. Составь с одной из пар предложения.

спеши — спиши

С «е» торопят, если знают,

Что не долго уж до срока.

С «и» учительница часто

Говорит в конце урока.

запевай — запивай

С буквой «е» ты делай в хоре

И таланта не таи.

Принял горькое лекарство —

Делай быстро с буквой «и»

• Прочитай рассказ «Письма».

Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша — в городе. Однажды Ваня написал сестре письмо:

«Здравствуй, Маша!

В деревне хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша и я ловили рано утром рыбу. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса».

В ответ он получил такое письмо от Маши:

«Ваня, здравствуй! Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов. Как ты будешь развеваться ведь ты же не флаг? Ты, наверное, пошутил, когда написал, что заколешься? Где на речке бачки? Почему поворачиваешься с бачка на бачок? Почему у тебя седеют волосы уже? И еще, какого лиса ты обижал? Разве ты поймал лиса? Вот видишь, сколько у меня к тебе вопросов. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя буду учиться уже в десятом классе и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?» Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.

Помоги Ване разобраться, в чем его ошибки. Спиши письмо правильно, подчеркни в неверных словах безударную гласную.

• Догадайся, какие буквы в слова нужно вставить. Подбери к ним проверочные.

Пос…дел на скамейке — пос…дел от старости.

Сл…зал сливки — сл…зал с дерева.

Св…ла гнездо — св…ла пятно.

Пол…скать белье — пол…скать щенка.

Зак…лю булавкой — зак…лю здоровье.

Прим…рять платье — прим…рять друзей.

Острые м…чи — футбольные м…чи.

• Подбери подходящие по смыслу слова, вставляя в них пропущенные буквы. Пользуйся словами для справок. Спиши.

Сидеть, седеть; вила, вела; спеши, спиши; запивать, запевать.

Бабушка к старости стала … Хорошо вечером … у костра.

Птичка … гнездо. Дорожка … к озеру.

Списывая, не …. . Красиво, аккуратно…

… веселую песню. Вкусно пирог … молоком.

• Спиши, вставляя пропущенные буквы.

В л…су после дождя было сыро.

Мурзик сл…зал всю сметану.

Дежурные отв…рили дверь для проветривания.

Я помогала маме пол…скать белье.

Надо зак…ляться, чтобы быть здоровым.

Обобщение знаний о правописании безударных гласных

• Спиши слова, подобрав проверочные. Например: «Поспевает — спелый». Обозначь орфограмму. Составь предложение с одним из слов.

Р…систый, пос…ление, бр…венчатый, выт…рпеть, ч…сать, х…трец, зат…пить, п…ляна, выт…нуть, разл…лись, ст…клянный.

• Выпиши слова с безударной гласной, подбери проверочные к ним. Обозначь орфограмму.

Гуляют тучи золотые

Над отдыхающей землей;

Поля просторные, немые

Блестят, облитые росой. (И.С. Тургенев)

• Выпиши слова с безударной гласной. Подбери к ним проверочные. Обозначь орфограмму.

Подарили, магазин, глаза, плясал, речка, прямая, бумажка, рожь, глазки, тяжелый, солнце, близкий.

• Спиши, исправив ошибки.

Потинуло холадом. Последние клочья тумана мокрой марлей палзли по склону. Открылись яркие сияющие виршины гары (5 ошибок).

Проверка знаний по правописанию безударной гласной

• Диктант.

Белка

Живет в лесу белочка. Гнездо у белки на сосне в дупле. Летом и осенью трудилась белочка. Она сушила грибки и ягодки. Настала холодная зима. Снежком занесло поля и тропинки. Трещит мороз. Трудно зимой искать пищу. А наша белочка в дупле орешки грызет. Тепло ей там.

Выпиши из текста 2—З слов с безударной гласной, подбери к ним проверочные.

На занятиях необходимо находить любой повод, чтобы похвалить ребенка, отметить хотя бы маленькие его достижения. Успех, формирует у него веру в себя желание учиться, радостный жизнеутверждающий тонус стимулирует к преодолению трудностей. Доброе, сердечное отношение к детям, своевременная и обоснованная похвала должны сочетаться с достаточно высокой требовательностью. С первых же занятий школьнику должно быт ясно, какие действия вызвал одобрение, что еще у него не получается, чему он должен на учиться.

Дисграфия имеет определенно выраженную симптоматику, но точный диагноз может поставить только специалист, чаще всего, логопед. Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладение школьной программой даже на базовом уровне будет практически невозможным.

Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?

Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе. Дисграфия — это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо «п» пишет «б», вместо «т» — «д», неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.

По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.

Сравните «предложение» — «бретлошение» и «предложение» — «придложение». В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.

При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя. В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого «дисграфик» не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.

Дисграфия — это не психическое заболевание, но и не «пройдет само». Это расстройство письменной речи, связанное с работой мозга.

Обратитесь к профессионалам — центру психотерапии «Алвиан» в отделение детской психотерапии и нейропсихологии, которое работает со случаями дисграфии, дислексии, заикания и другими особенностями развития детей. Лицензия № ЛО-77-01-009904.

Обращайтесь по тел.:
+74999400734 или +79150066186 — WhatsApp

На правах рекламы

К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая «не ходит одна»: чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.

Виды дисграфии

  • Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.
  • Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
  • Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
  • Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза. Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
  • Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов («хороший кошка», «красивый солнце» и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок обучается на неродном языке.

Причины дисграфии

Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.

По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового и зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать информацию (синтез и анализ).

Как устранить дисграфию и возможно ли это?

К счастью, да, при определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить. Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения. Но эти труды будут вознаграждены: ребенок сможет полноценно обучаться в обычной школе и стать полноценным членом общества, обычным ребенком.

Дисграфия — это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии. Это подтверждают и известные люди, страдающие от дислексии и дисграфии. Вот лишь небольшой список имен: Ганс Христиан Андерсен, Альберт Энштейн, Том Круз, Сальма Хайек, Шер, Дастин Хоффман, Уолт Дисней, Федор Бондарчук, Владимир Маяковский, Мерлин Монро.

Какой врач лечит дисграфию?

Обычно о дисграфии сообщает учитель, обучающий ребенка. Он уже может иметь опыт работы с такими детьми. Далее стоит обратиться к логопеду и психоневрологу. Основная работа ведется логопедом: он развивает оба полушария мозга, учит различать, произносить и записывать звуки. Психоневролог поможет выявить сопутствующие нарушения (если они есть), понять причины дисграфии и назначить медикаментозное лечение. В отдельных случаях к решению проблемы подключаются другие специалисты, например, если ребенок имеет проблемы со слухом, он не может ни расслышать звуки, ни записать их.

Что делать учителю и родителям?

Устранение такой проблемы невозможно в одиночку: родители, учителя и врачи должны объединиться и договориться о своих действиях. Назначить лечение, выполнять определенные упражнения. Возможно, ребенка стоит перевести в другую школу (специализированную) или нанять репетитора, который сможет профессионально выполнять упражнения с ребенком дома.

Не нужно забывать, что «дисграфик» очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.

Итог

Дисграфия — нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например, дислексию, проблемы коммуникации со сверстниками). Особенности этого нарушения и его значимость для дальнейшей жизни ребенка не может допустить непрофессионального вмешательства — необходимо обращение к специалистам, в первую очередь, к логопеду.

Фото дисграфии

Фото предоставлено пользователем Јеленко, Виталием Куприяновым.

Фото предоставлено пользователем Alla Max.

Фото предоставлено Михаилом Мединым.

Дорогие читатели! Если у вас есть фотографии примеров записей ребенка с дисграфией, пожалуйста, вышлите в редакцию для иллюстрации этой и других статей по теме. Заранее благодарны!

В последние годы дисграфия в той или иной степени обнаруживается у большинства младших школьников. Это логопедическое нарушение проявляется в том, что ребенок не
может овладеть письменной речью не из-за того, что он ленится или не знает правил, как может показаться на первый взгляд, а из-за нарушенных высших психических функций, контролирующих написание слов. Без целенаправленной коррекции повысить грамотность письма практически невозможно.

Как пишет ребенок при дисграфии?

Он путает похожие по написанию буквы, пишет их зеркально, не различает глухие и звонкие, мягкие и твердые звуки, дублирует слоги. Почерк неровный, скачущий то вправо, то влево, наклон и размер знаков постоянно изменяется, буквы часто получают лишние элементы, дублируются, переворачиваются. Часто у детей с дисграфией наблюдается неправильная артикуляция, из-за чего у них искажается мысленный облик
слова. Многим школьникам никак не дается грамматический строй: они неправильно согласуют слова, подменяют предлоги, путают такие элементарные вещи, как род и число, являясь при этом носителями языка.

Что делать, если поставили дисграфию?

Первый и самый главный совет родителям, столкнувшимся с дисграфией, звучит следующим образом: не пытайтесь обвинить в плохих оценках ребенка и не ждите быстрых успехов. Он просто не может воспринять логику и правила языка из-за особенностей развития психических функций. Дисграфия корректируется в течение нескольких лет, поэтому пятерки и четверки появятся в лучшем случае в классе пятом.
Обязательно поставьте в известность школьного учителя, что у ребенка логопедическое заболевание.

Упражнения, направленные на коррекцию дисграфии, довольно просты, и вы можете выполнять их дома вместе с ребенком, соблюдая рекомендации логопеда. Заниматься нужно каждый день, не менее 60 минут, только в этом случае можно рассчитывать на какой-либо результат. Вы должны находить время на занятия в любой ситуации, пусть даже это будут 30 минут вместо положенного часа.

Читайте также: Тест на определение дисграфии у ребенка. Методика выявления дисграфии

1. Жужжащее чтение

При выполнении любого письменного задания ребенок должен проговаривать каждую букву, буквально бубнить себе под нос все, что он пишет. Причем проговаривание должно быть орфографическим, то есть слово корова так и произносим: КО-РО-ВА, а не , как мы это делаем в обычной речи.

2. Экспериментируйте со способом письма

Непривычные письменные принадлежности, например, чернильная ручка с пером, магнитные буквы, краски и т. д., помогают дисграфику лучше сосредоточиться на процессе письма. Логопеды рекомендуют завести ручки и карандаши треугольной формы с ребристой или шероховатой поверхностью. В результате и количество ошибок
постепенно уменьшится.

3. Переписывайте классику

Ежедневно просите ребенка переписать один-два абзаца из любой книжки, написанной русскоязычным писателем. Здесь можно убить сразу двух зайцев. Во-первых, ребенок тренирует навыки грамотного письма, усваивает облик слов, развивается внимательность. Во-вторых, порядок построения предложения, правила согласования слов в падеже, роде, числе, употребление предлогов откладываются в его памяти сами собой. Отдайте предпочтение рассказам Паустовского, Носова, Бианки, Драгунского. Перед началом занятия убедитесь, что в тексте нет сложных оборотов, чересчур длинных предложений, малопонятных диалектных или устаревших слов.

4. Поиграйте в корректора

Вам потребуется как можно более скучный текст (можно взять любые документы или инструкцию, главное, чтобы содержание не увлекло ребенка), набранный крупным шрифтом. Сначала выберите букву, которая хорошо знакома малышу и не вызывает затруднений. Допустим, это буква О. Первое задание: найти все буквы О и зачеркнуть их. Постепенно задачу следует усложнять: нужно отыскать схожие буквы, написание
которых вызывает проблемы, например, Б и В. Важно: ребенок должен именно не читать, а искать буквы по их облику. Это упражнение особенно эффективно при оптической форме дисграфии.

5. В поисках пропавших букв

Текст для этого задания, наоборот, должен быть очень увлекательным. Вы можете взять отрывок из любых детских произведений. Подготовьте два варианта: исходный текст, набранный крупным шрифтом, и тренировочный, где в каждом слове этого же текста будут сделаны пробелы. Задача ребенка – восстановить пропущенные буквы, ориентируясь сначала на исходник, а потом уже без подсказок. Начинать тоже можно с
букв, которые хорошо знакомы школьнику.

6. Работайте над почерком

При стабильных занятиях исправление почерка занимает около месяца. Вам потребуется тетрадь в клеточку. Каждый день ребенок должен переписывать туда по несколько коротких предложений. Главное условие – все линии должны находиться в пределах клетки. Тщательно следите за процессом и не скупитесь на похвалу, даже если сегодня удалось написать хорошо только одно-два слова.

7. Лабиринт

Это задание направлено на улучшение работы моторных и речевых центров. Приготовьте головоломки-лабиринты или точечные рисунки. Их можно скачать из Интернета или купить готовый сборник в любом киоске. Задача ребенка – провести линию по всем ходам лабиринта или от точки к точке, не отрывая пальца или карандаша и не переворачивая лист.

8. Собираем предложения

Задание помогает усвоить порядок и согласование слов. Ребенку нужно составить предложение из имеющегося набора слов (они уже стоят в нужной грамматической форме) и записать его в правильном порядке. Упражнение можно сделать более интересным, записав слова на карточках и перемешав их на столе.

9. Волшебные буквы

Упражнение довольно сложное, но эффективное. Подберите несколько слов, таких, чтобы при замене одной буквы получалось бы новое слово. Задание ребенку: нужно заменить одну букву так, чтобы слово, отвечающее на вопрос «что», стало бы отвечать на вопрос «кто». Например, бок – бык, леса – лиса, коса – коза.

Читайте также: Ребенок плохо пишет во 2 классе? Разбираемся в проблеме

10. Ох уж эти предлоги!

Употребление предлогов – проблема для всех дисграфиков. Подготовьте отрывки из разных текстов, желательно, хорошо знакомых.

  • Задание первое: переписать текст, подчеркивая предлоги.
  • Задание второе: переписать текст, заменяя предлоги на противоположные по смыслу. Например, идти в школу – уйти из школы, кот на столе – кот под столом.
  • Задание третье: вставить в текст предлоги, подходящие по форме: во сне – в одежде, с полки – со стола и т.д.
  • Задание четвертое: вставить на место пропусков нужные предлоги из списка.
    Важно: следите, чтобы ребенок все переписывал в тетрадь, каждое задание нужно буквально пропускать через руку.

Мы показали вам только базовые упражнения, на основе которых разрабатывается большинство коррекционных и профилактических комплексов. Индивидуальную программу занятий вам предложит логопед, исходя из формы дисграфии и степени ее проявления.

Не забывайте самые главные условия грамотной коррекции: регулярные занятия в благожелательной обстановке, а также терпение, терпение и еще раз терпение. Желаем успехов!

Факторы, средства, методы и приемы коррекции дисграфии

у младших школьников

Курдюмова Галина Викторовна, учитель-логопед,

КГКСКОУ «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VII вида № 4»

Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии — посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность ее изучения не снижается. Интерес ученых обусловлен многими факторами, и в частности такими, как:

  1. большая распространенность среди учащихся младших классов нарушений овладения письмом и дальнейшее их перерастание в стойкие дисграфии;
  2. необходимость организации своевременной профилактики, полноценной диагностики и эффективной коррекции нарушений письма;
  3. многообразие причин возникновения и сложность механизмов дисграфии.

Особый интерес к изучению дисграфии связан также с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности у детей и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших школьных навыков – письма. Наличие дисграфии препятствует овладению детьми письменной речью как особой формой речи, являясь своеобразным средством общения и обобщения опыта, освоение которого сопряжено с качественными изменениями интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер личности учащихся (В. И. Ляудис, И. П. Негурэ, 1994).

Овладение письмом и, в дальнейшем, полноценная реализация этого процесса обеспечиваются множеством структурных звеньев, занимающих разные уровни в иерархии психофизической деятельности, но их совместное функционирование является основой целостного процесса письма. Психологическая система письма изменяется в сторону постепенного перехода от овладения «техникой» записи к формированию письменной речи, письменному выражению мыслей.

К традиционным направлениям (Р.И. Лалаева, 1999; Л.Г. Парамонова, 2001) логопедической работы по преодолению дисграфии у детей младшего школьного возраста относится, прежде всего, устранение недостатков и недоразвития устной речи детей (совершенствование фонематического восприятия, коррекция нарушений звукопроизношения и закрепление правильных звукобуквенных связей; развитие лексики и совершенствование грамматического оформления речи; формирование у детей представлений о слове, звуке, слоге, предложении и формирование навыков языкового анализа и синтеза, а также работа по развитию у детей зрительных гнозиса, памяти, анализа и синтеза). Организация логопедической работы по преодолению дисграфии у детей школьного возраста может осуществляться в нескольких методологических подходах. Первый подход соответствует современной теории логопедии и базируется на результатах логопедической диагностики детей с проблемами письма. В основу этого подхода положен принцип преимущественного воздействия на «слабое» звено или звенья системы письма, формирование их с учетом зоны ближайшего развития ребенка и нормативных возрастных эталонов. Представим несколько ведущих (и традиционных) направлений работы:

  1. совершенствование фонематической дифференциации звуков речи и усвоение их правильного буквенного обозначения на письме – коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания (или акустической);
  2. коррекция дефектов звукопроизношения и совершенствование фонематической дифференциации звуков, усвоение их правильного буквенного обозначения на письме – при коррекции акустико-артикуляторной дисграфии;
  3. совершенствование навыка произвольного языкового анализа и синтеза, способности воспроизводить на письме звукослоговую структуру слов и структуру предложений – при коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза;
  4. совершенствование синтаксических и морфологических обобщений, морфологического анализа состава слова – при коррекции аграмматической дисграфии;
  5. совершенствование зрительного восприятия, памяти; пространственных представлений; зрительного анализа и синтеза; уточнение речевого обозначения пространственных соотношений – при коррекции оптической дисграфии.

Второй подход к преодолению дисграфии может осуществляться в русле широкомасштабной коррекционно-развивающей работы школьного логопеда, которая построена в соответствии с методическими рекомендациями А.В. Ястребовой (1996). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность и позволяет школьному логопеду охватить большое количество учащихся. Работа строится одновременно над всеми компонентами речевой системы – звуковой стороной речи на первом этапе, лексико-грамматическим строем – на втором этапе и третий этап – восполнение пробелов в формировании связной речи. В данном направлении автор выделяет следующие задачи: развитие речемыслительной активности и самостоятельности, формирование полноценных учебных умений и рациональных приемов организации учебной работы, формирование коммуникативных умений, предупреждение или устранение дисграфии.

Можно выделить и третий подход выделенный И.Н. Садовниковой (1997). Данный подход, как и первый, базируется на результатах логопедического обследования детей с дисграфией, позволяющего выявить неполноценные звенья функциональной системы письма, изучить виды и характер специфических ошибок в письме и на основании этого определить ведущие направления логопедической коррекции.

Однако, в отличие от первого, данный подход к коррекции не предусматривает соотнесения выявленных нарушений с тем или иным видом дисграфии, не предполагает жесткого следования какому-либо определенному алгоритму в процессе логопедической работы. Так, среди ведущих И. Н. Садовникова (1997) выделяет следующие направления работы по коррекции дисграфии: развитие пространственных и временных представлений; развитие фонематического восприятия и звукового анализа слов; количественное и качественное обогащение словаря; совершенствование слогового и морфемного анализа и синтеза слов; усвоение сочетаемости слов и осознанное построение предложений; обогащение фразовой речи учащихся путем ознакомления их с явлениями многозначности, синонимии, антонимии, омонимии синтаксических конструкций и др.

Исследователь Е.А. Логинова считает, что возможен и упрощенный вариант симптоматического подхода – когда логопед объединяет школьников (не обязательно с выраженной дисграфией) на основании общности того или иного вида допускаемых на письме ошибок. С этими детьми проводится определенное количество занятий, посвященных преодолению ошибок данного вида.

Все охарактеризованные выше подходы к коррекции дисграфии у младших школьников направлены, прежде всего, на совершенствование устной речи и языковых способностей детей, формирование операционально-технологических средств, составляющих базовый уровень организации специфического вида деятельности – письма. Это соответствует традиционному в логопедии пониманию дисграфии как отражения в письме неполноценности лингвистического развития младших школьников.

Исследователь Л.С. Цветкова (2005) предложила такой подход к формированию письма, «от целого к части и от смысла к значению», или «анализ через синтез», который предполагает обучение письму в направлении от замысла к тексту, к фразе и т.д., а затем (или одновременно) формирование средств письменного выражения мысли (операций в структуре письма). Говоря об обучении письму, она рекомендует после усвоения детьми первых навыков письма букв и ряда слов развивать у них психологический уровень письма: формирование мотива (зачем писать?), оживление интереса к написанию определенного содержания (замысел), обдумывание, осмысление содержания письма. Это означает, что сначала надо актуализировать смысл слова, а потом проводить анализ составляющих его частей. Слово прочно хранится в памяти лишь в том случае, если усвоено и эмпирическое и категориальное его значение. Такой подход к обучению повышает общую и интеллектуальную активность детей, способствует актуализации образов целых слов и отдельных букв и оживляет работу соответствующих групп анализаторных систем. Принцип смыслового обучения и обучение письму от целого к части основан на современных научных концепциях психологии, лингвистики, физиологии.

Коррекционное воздействие в устранении дисграфии осуществляется различными методами. Выбор и использование того или иного метода определяется характером нарушения письма, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребёнка и др.

Рассматривая методы коррекции письма, мы опираемся на психофизиологический уровень организации письменной речи. Методы психофизиологического развития письма, важнейшего из компонентов становления письменной речи школьника подробно описаны Л.С. Цветковой. Они составляют основу развития фонетико-фонематических процессов. Структура письма представлена психологическим, психолингвистическим и психофизиологическим уровнями. Формирование письма и его протекание возможно только при взаимодействии всех этих уровней.

Исходя из этого, рассмотрим несколько методов коррекционного воздействия при устранении дисграфии.

Метод узнавания звуко-буквы. Нахождение буквы, которая соответствует определенному звуку: среди большого количества букв; запись буквы в тетради; подчеркивание слов с данным звуком и их запись в тетрадь; зачеркивание искомой буквы в слове, предложении, тексте; выбор соответствующей картинки, в названии которой встречается отрабатываемый звук.

Метод схемы слова. Ребёнку даётся картинка с изображением предмета и готовая схема слова. Он называет предмет, изображенный на картинке, а затем звуки слова по порядку. Далее необходимо соотнести каждый звук с буквой и записать слово.

Метод соотнесения начальной буквы со словом и картинкой. Ребёнку предлагается подобрать слово (слова) или картинку (картинки) на заданный звук и обозначить звук буквой.

Метод Эббингауза. (Слова с пропущенными буквами). Даются отработанные слова, но уже с пропущенными буквами. Нужно вставить пропущенные буквы, прочитать слово, записать его.

Метод исправления ошибок (зрительный). Даются слова написанные с ошибками. Написанные слова соотносятся со звучащей моделью слова. Необходимо найти и исправить ошибку, записать слово правильно.

Метод звуко-буквенного анализа. Ребёнку предлагается картинка. Необходимо назвать предмет и записать слово. Поставить в слове ударение. Определить количество слогов и назвать их, отделить каждый слог в слове чёрточкой. Далее назвать звуки слова по порядку и обозначить соответствующим цветом. Подчеркнуть согласные буквы в слове. Если буква обозначает звонкий звук, подчеркнуть её одной чертой, если – глухой звук, то – двумя чертами. Сравнить количество букв и звуков в слове.

Структурный метод. Ученику предлагается слово, в котором нужно последовательно определить количество согласных и гласных. Далее ребенок составляет схему к слову: согласный – заштрихованный кружок, гласный – контурный. Сначала работа ведётся на односложных словах без стечения согласных, затем задача усложняется.

Правильно проведенная работа позволит сформировать у ребенка процесс звукоразличения, фонематический слух, слухоречевое внимание, понимание тесной взаимосвязи значения слова с составляющими его звуко-буквами, умение писать слова произвольно, осознанно, аналитически. После этого можно переходить к формированию письма слов, предложений и текстов .

Для каждого вида дисграфии установлен определённый порядок коррекции нарушения письма: либо это психолингвистический уровень, либо психофизиологический уровень. Но методы работы психофизиологического уровня остаются неизменными – это представления о звуке и связь звука и буквы. При этом обязательно должен присутствовать психологический уровень развития письма – это мотив и желание писать.

Помимо использования различных методов работы с младшими школьниками с дисграфией, в коррекционную работу должны быть включены задания разных уровней, где отрабатываются следующее приемы:

Так на этапе работы с буквами, можно предложить детям следующие задания:

  1. назвать буквы, написанные на карточках правильно и зеркально;
  2. выкладывание букв из палочек с фиксацией внимания детей на том, как расположены их элементы;
  3. ощупывание букв из картона или наждачной бумаги с закрытыми глазами, их узнавание, правильное расположение на столе, придумывание с ними слов;
  4. «На что похожа буква?» Рисование букв по ассоциации, например, «П» — ворота, перекладина, «Г» — вешалка, «Ч» — стул;
  5. Дермалексия — узнавание буквы, «написанной» на спине, на ладони, в воздухе, на столе;
  6. обведение букв по трафарету;
  7. придумывание слов, содержащих заданную букву в определенной позиции.

На уровне слога учащиеся:

  1. придумывают слова, содержащие заданный слог в определенной позиции (начало, середина, конец слова);
  2. составляют слоговые схемы;
  3. составляют слоги по картинкам (например, при изображении кота и облачка слог образуется из первых звуков этих слов «ко»);
  4. составляют слоги из букв разрезной азбуки;
  5. изменяют порядок звуков в слоге (записывали получившийся слог);
  6. выбирают из слогового ряда только тех слоги, которые начинаются на гласный звук или заканчивающих гласным звуком и т.д.

Работа со словами предполагает выполнение детьми следующих упражнений:

  1. отгадывание ребусов и кроссвордов;
  2. подбор слов в смысловой ряд (назвать признак предмета, обобщающее слово);
  3. деление слов на слоги с выделением ударного слога;
  4. подбор слов к звуко-слоговым схемам;
  5. подбор слов отличающихся только одним звуком к заданному слову (например, укор – укол, шутки – сутки), обращали внимание детей на смысловую сторону слов;
  6. составление слова по начальным звукам других слов («овощи, черепаха, кит, игрушки» — «очки») или – по последним звукам («сом, осы, стол, окно» — «мыло»);
  7. чтение и записывание слов в обратном порядке («сон — нос»);
  8. составление из двух слов одного («пар и воз — паровоз»);
  9. образование новых слов при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса (ик; ок; очек; ёнок и т.д. Например, лес – лесок – лесочек);
  10. подбор синонимов и антонимов к заданному слову и т.д.

Работа со словосочетаниями строится таким образом:

  1. дети подбирают прилагательные (признак предмета) к заданному слову (зебра полосатая); существительные к прилагательным (хитрая лиса);
  2. проводят работу по согласованию прилагательных с существительными в роде и числе;
  3. подбирают глаголы к заданному существительному («Что можно сделать с морковью?» – «Съесть, посадить, порезать, потереть, сварить, и т.д.);
  4. изменяют глаголы по лицам (я ношу – ты носишь);
  5. подбирают существительное к заданному глаголу с предлогом («прийти к …», «уйти от …»);
  6. подбирают нужный глагол в зависимости от рода и числа существительного («Женя нарисовал», «Женя нарисовала») и т.д.

Работа с предложением:

  1. дети составляли предложения по схемам;
  2. выделяют границы предложений в тексте;
  3. соединяют разорванные части предложений;
  4. составляют предложения с заданным количеством слов и т.д.

На этапе работы с текстами:

  1. дети работают с деформированными текстами, в которых предложения с существительными заменены картинками или текст с «кляксами»;
  2. с текстом, в котором нарушена последовательность изложения;
  3. составляют два текста из набора предложений;
  4. составляют и записывали рассказ по сюжетной картинке, по серии рисунков, по началу или концу текста, по опорным словам и т.д.

Весь речевой материал, предлагаемый детям на занятиях, должен быть насыщен изучаемыми звуками и буквами согласно перспективному планированию.

Необходимо подчеркнуть, что использование данных методов и приёмов в устранении нарушения письма в процессе коррекционной работы должно осуществляться в системе логопедических занятий, которая в свою очередь позволит более эффективно оказывать помощь детям с дисграфией.

Исследователь Л.С. Цветкова пишет о тесной связи трудностей формирования и недоразвития письма у младших школьников с несформированностью невербальных форм психических процессов, таких как зрительно-пространственные представления, слухомоторные и оптико-моторные координации, с несформированностью процесса внимания, целенаправленности деятельности, саморегуляции, контроля за действиями. Е.А. Логинова отмечает, что несформированность функций программирования, саморегуляции и контроля в письменной деятельности в одних случаях является самостоятельной причиной расстройства письма, а в других – усугубляет уже имеющуюся симптоматику дисграфии. В связи с этим, формирование операций контроля за собственной письменной продукцией может выступать либо как основное, либо как параллельное средство при коррекции дисграфии.

Такие исследователи, как П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая, Н.П. Подольский, А.И. Карпенко и другие рекомендуют для формирования контроля как предметного действия определить его порядок, средства и способы проверки каждого из них, способ фиксации результатов этой проверки. В соответствии с общим порядком поэтапного формирования умственных действий всё это должно быть разъяснено детям и предложено в виде записи на карточке – во внешней, материальной форме. В таком же виде сначала формируется и само действие контроля. Затем его переводят в идеальный план и доводят до сокращённого и автоматизированного выполнения. То есть, важным моментом процесса формирования внимания является работа со специальной карточкой, на которой выписаны правила проверки, порядок операций при проверке текста. Наличие такой карточки является необходимой материальной опорой для овладения полноценным действием контроля. По мере интериоризации и свёртывания действия контроля обязанность использования такой карточки исчезает.

Таким образом, данная методика способствует развитию у младших школьников рациональных приёмов работы: умения вычленять отдельные этапы деятельности, обдумывать и планировать действия, регулировать деятельность с помощью речи; оценивать результаты деятельности.

Для развития контроля за собственной письменной продукцией при коррекции дисграфии, вызванной нарушением языкового анализа и синтеза, Л.С. Цветкова рекомендует использовать следующие приемы слогозвукового анализа.

1. Анализ и составление схемы слова.

2. Анализ слова с опорой на цифровой ряд по методике, предложенной И.Н. Садовниковой.

3. Звуковой анализ в «технике сканирования».

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что причины нарушения письма у детей младшего школьного возраста множественны, и, как правило, сочетаются друг с другом, поэтому коррекционная работа должна учитывать имеющийся уровень сформированности базовых составляющих развития, предполагать разностороннее воздействие на личность ребенка, что в свою очередь, дает построить коррекционную программу, создать оптимальную последовательность привлечения специальных средств, методов и различных упражнений по коррекции дисграфии или иных развивающих или коррекционных воздействий.

Список использованной и рекомендуемой литературы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *