Дидактическая игра цвета

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Составила Кузина Наталия Михайловна

Воспитатель, МБДОУ №7 д\с «Антошка»

г. Урай

Вторая младшая группа

«Цветные мешочки»

Цель : изучение цветов, запоминание названий основных цветов, развитие речевых навыков дошкольников, развитие наблюдательности, памяти.

Материалы: картинки с изображениями предметов и цветные тканевые мешочки.
Ход игры: детям предлагается собрать в мешочки перепутанные предметы, ребенок тянет любую карточку, но положить ее он должен в мешок того же цвета, при этом громко назвать цвет и предмет который он выбрал.

«Что бывает такого цвета ?»

Цель: Закреплять знание названий цветов; учить детей отбирать предметы определенного цвета среди предметов разных форм и цветов.

Материалы: кукла Катя, игрушечная посуда,овощи . предметы разного цвета

Ход игры :Воспитатель раскладывает по краю стола предметы разного цвета (овощи, посуду, карандаши и др.). В гости к детям приходит кукла Катя. Она хочет подобрать к своему красному(зеленому, синему и пр.) бантику(платью, платочку и пр.) такие же по цвету предметы. Дети подходят по одному и называют предмет и его цвет: красный помидор, красный карандаш и т.д. При правильном ответе кукла Катя одобрительно кивает головой, и ребенок кладет предмет в ее сумочку; если ответ неверный, то Катя отворачивается, а воспитатель помогает ребенку найти предмет нужного цвета.

«Разрезные картинки»

Цель: Учить действиям анализа и синтеза, умение выделять части целого и из частей составлять целое, учить правильно называть получившееся изображение, развивать чувство формы, пропорции, детали.

Материалы: разрезанная картинка.

Ход игры : На столе выкладываются разрезанные карточки. Нужно из них собрать целую картинку.

Д/И «На что похоже?»

Цель : Развивать сенсорные операции, художественно – творческие способности.

Материалы : пластмассовые игрушки овощи и фрукты , либо карточки с изображением овощей и фруктов.

Задание : На столе выкладываются несколько овощей и фруктов. Ребёнок называет свойства одного из них, а потом говорит, на что он похож или что на него похоже.

» Большой- маленький»

Цель : Развивать умение видеть красоту природы, анализируя природные объекты и выделяя их свойства 9 величину). Учить сравнивать изображения.

Материалы : Карточки с изображением больших и маленьких предметов

Ход игры: Карточки с изображением больших и маленьких предметов (рыбы, цветы, листья и т.д.) игра может напоминать лото: на карточках больших слева – два объекта (большой и маленький, справа – две пустые клетки такого же размера, маленькие карточки с теми же изображениями).

«Тёплый – холодный»

Цель : Развивать восприятие цветов и оттенков, умение подбирать по цвету.

Материалы: 2 листа, в середине круг.

Ход игры: два листа, в середине одного круг красного цвета (тёплый), в середине другого круг синего цвета (холодный). Детям предлагаются разложить карточки – картинки, которые соответствуют цвету круга на листах.

Средняя группа

Дидактическая игра «Гусеница»

Цель : Упражнять детей в определении теплой или холодной цветовой гаммы, в умении располагать цвета по оттенкам от светлого к темному, и наоборот.

Материал: цветные круги теплой и холодной цветовой гаммы, изображение головы гусеницы.

Ход игры: Детям предлагается из предложенных кругов составить гусеницу холодной цветовой гаммы (теплой) или гусеницу со светлой мордочкой и темным хвостиком (темной мордочкой и светлым хвостиком).

Дидактическая игра «Клубочки»

Цель: развивать у детей умения выполнять круговые движения при рисовании клубка в замкнутом круге с опорой на зрительный контроль и с закрытыми глазами.

Материалы: карандаши, листы бумаги, панно

Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть панно, на котором котенок играет с клубками ниток, которые он размотал. Затем предлагает детям собрать нитки в клубок и показывает, как собираются нитки в клубок, имитируя движениями карандаша наматывание ниток в клубок. Периодически педагог предлагает детям закрывать глаза и выполнять движения с закрытыми глазами. Для того чтобы у детей проявлялся интерес к работе, можно дать им возможность нарисовать много клубков, устроить соревнование: кто больше клубков нарисует.

Дидактическая игра «Собери и сосчитай матрешек»

Цель игры: закреплять знания о русской матрешке, развивать умения отличать этот вид творчества от других, развивать навыки порядкового счета, глазомер, скорость реакции.

Материалы: нарисованные силуэты матрешек, матрешки из картона.
Ход игры: На доске висят листочки с нарисованными силуэтами матрешек, вызываются три ребенка и они на скорость должны разложить матрешек по ячейкам и сосчитать их.

Дидактическая игра «Матрёшкин сарафан»

Цель игры: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.

Материалы: На доске нарисованные силуэты трех матрешек, нарисованные сарафаны матрешек

Ход игры: На доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку.

Дидактическая игра «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»

Цель: закрепить умение детей быстро находить сходство овалов, расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения.
Ход игры: нарисовать овалами не менее 5 изображений растений, раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.

Дидактическая игра «Кто играет с нами в прятки»

Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.

Материалы: фигурки животных, карточки разных цветов, карандаши, бумага
Ход игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога.

Старшая группа

«Волшебные цвета»

Цель: в процессе игры развивать внимание и интерес детей к различным цветам и оттенкам, чувство радости при восприятии красоты природы.

Материал: карточки с разными цветами.

Ход игры: раздать детям карточки с квадратиками разных цветов. Затем педагог говорит слово, например, берёза. Те из детей, которые имеют чёрные, белые и зелёные квадратики, поднимают их кверху.

Затем педагог говорит следующее слово, например, радуга, и квадратики поднимают те дети, цвета которых соответствуют цветам радуги. Задача детей – как можно быстрее реагировать на слова, произнесённые педагогом.

«Веселые краски»

Цель: знакомить детей с основными и составными цветами, принципами смешения цветов.

Материал: карточки с изображением девочек-красок, знаки «+»,»-«, «=», краски, кисти, бумага, палитра.

Ход игры: Детям предлагается решать примеры путем смешивания красок например, «красный +желтый = оранжевый», «зеленый +желтый = синий».

«Кто играет с нами в прятки»

Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.

Ход игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога.

«У кого какой предмет?»

Цель: 1. Упражнять детей в сравнении двух предметов, одинаковых по названию. Учить, сравнивая предметы, начинать с существенных признаков (ведущих); развивать наблюдательность.
2. Обогащать словарь дошкольников за счёт существительных — названий деталей и частей предметов; прилагательных, обозначающих цвет и форму предметов; наречий, предлогов. Добиваться использования слов, наиболее точно характеризующих предмет, его качества. И т.п.
Материал:П арные картинки с изображением предметов, отличающихся друг от друга несколькими признаками и деталями:
2 пуговицы, разные по цвету, величине, форме, количеству дырочек;
2 чашки, разные по форме и цвету, с разными рисунками;
2 рыбки, разные по форме тела, длине и окраске плавников и хвоста;
2 рубашки — полосатая и клетчатая, с длинными и короткими рукавами, у одной кармашек наверху, у другой — два внизу;
2 фартука разного покроя с разной вышивкой;
2 ведра, разные по форме и цвету;
другие предметы: пряжки, шарфы, туфли, лодки и др.

Ход игры: Воспитатель кладёт перед детьми по 2-З пары картинок и объясняет: «На каждой паре картинок нарисованы одинаковые по названию предметы: рубашки, рыбки, фартучки. Но предметы чем-то отличаются друг от друга. Сейчас будем про них рассказывать. Про один предмет буду рассказывать я, про другой тот, кого я вызову. Рассказывать будем по очереди. Если я назову цвет своего предмета, то и вы должны назвать только цвет; если я скажу, какой формы у меня предмет, то и вы должны определить форму предмета» Вызывает ребёнка и предлагает ему вместе рассказывать про рубашки.

В-ль. На моей картинке – рубашка. –

Ребёнок. На моей – тоже рубашка.
В-дь. У меня рубашка с длинными рукавами. Они для осенне-зимнего сезона.
Ребёнок. У меня рубашка с короткими рукавами, для весенне-летнего сезона.
В-дь. Моя рубашка клетчатая.
Ребёнок. А моя полосатая.

«Составь букет»
Цель: 1. Научить детей различать тёплые и холодные цвета, закрепить в активном словаре их названия
2. Закрепить в речи детей обобщающие слова: теплые, холодные (цвета) — и поупражнять в употреблении этих слов
Материал: 1. 2 картинки с вазами. В вазах зелёные стебли. На концах стеблей наклеить кружки нейтрального цвета (серые, белые) из фланели или бархатной бумаги. На одной вазе узор теплого цвета, на другой — холодного.
2. Головки цветов, вырезанные из бумаги разного цвета:
голубые, синие, фиолетовые (холодные тона); жёлтые, оранжевые, красные (тёплые тона). С обратной стороны цветки подклеить бархатной бумагой или фланелью.

Ход игры: Воспитатель показывает детям картинки с вазами и предлагает составить 2 букета: один из цветков тёплого цвета, который напоминает цвет огня. А другой — холодных тонов, которые похожи на цвет неба, воды, льдин.
Педагог ставит фланелеграф, на котором в беспорядке прикрепляет головки цветков. Для выполнения упражнения он вызывает двух или четырёх детей. Дети находят нужные цветки и прикрепляют их на концы стеблей, потом рассказывают о своих букетах, например: «Я составил букет из красных, оранжевых и жёлтых цветков, Мой букет из цветков тёплых тонов» Или «Мой букет из цветков холодных тонов — голубых, синих и фиолетовых»

«Укрась шапку, шарф, рукавички»

Цель: 1. Закрепить знания детей об основных цветах спектра. 2. Познакомить с геометрическими фигурами: круг, квадрат треугольник.

Материалы: Карточки ,геометрические фигуры из цветного картона.

Ход игры: 1-й вариант Воспитатель предлагает детям шапку, шарф и рукавички. Дети украшают одежду предложенными геометрическими фигурами по заданию воспитателя: «Укрась шарфик синими геометрическими фигурами» 2-й вариант Воспитатель предлагает украсить одежду определенными геометрическими фигурами: «Укрась варежки кружками»

«Цветное лото»

Цель: Развивать у детей умения различать 4 оттенка одного цвета, называть предметы одного цвета, но разных оттенков.

Игровой материал: 1. 4 карты, разделённые на 4 клетки, в которых изображены предметы одного цвета, но разных оттенков: красного – звезда, флажок, цветок, вишни; жёлтого – лимон, подсолнух, репа, груша; зеленого – виноград, ель, лист растения, огурец; синего – василек, колокольчик, сливы, воздушный шар. 2. Бумажные квадратики таких же цветов и оттенков.

Ход игры : Воспитатель раздаёт детям карты, а посредине стола кладёт 16 квадратиков четырех разных оттенков. Предлагает детям отобрать по 4 квадратика таких же цветов, как предметы на их картах, и разложить их по соответствующим клеткам. Затем просит рассказать, какие оттенки какого цвета использованы художником. Например: «У меня все предметы жёлтого цвета, но разных оттенков. Лимон — светло-жёлтый, подсолнух — ярко-жёлтый, груша — темно-желтая» Или: «У меня синие предметы, но разных оттенков. Самый темный синий цвет — это слива, самый яркий — василёк, самый светлый

«Составь узор на круге».

Цель: Развитие умения построения узора, принимая во внимание пространственные отношения между его элементами, соблюдая симметричность. Воспитание навыков сотрудничества.

Игровой материал: бумажные круги, набор геометрических фигур один на пару детей.

Ход игры: Педагог предлагает украсить тарелочку для кукол. Даёт указание, что узор должен располагаться в центре тарелочки и по краям.

«Расписные лошадки»

Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка», закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.

Ход игры: ребенку, необходимо определить на какой полянке будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.

«Портреты»

Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны.

Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.

Ход игры: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят, раскрашивают получившийся портрет

«Составь ежа из палочек»

Цель: учить схематично передавать образ, отвлекаться от второстепенных признаков, передавая основные.

Материал: счетные палочки, или цветные бумажные полоски, или фломастеры.

Ход игры: выкладывают изображение палочками или рисуют полочки фломастером, или наклеивают изображение из полосок.

Подготовительная группа

«Морское дно»

Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи, логического мышления, памяти.

Ход игры: Очень распространенная игра, которую можно использовать не только на изодеятельности, но и в других образовательных областях. Детям демонстрируется морское дно (пустое, и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в «Прятки», а чтобы их найти нужно отгадать про них загадки. Тот, кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция. Воспитатель мотивирует детей к изобразительной деятельности. (Хорошо использовать со средней и старшей группами). Таким же образом можно изучать с детьми и другие темы сюжетных композиций: «Летний лужок», «Лесные жители», «Осенний урожай», «Натюрморт с чаем» и т. п. Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные композиции из одних и тех же предметов. Данная игра развивает сообразительность, реакцию, композиционное видение.

«Собери пейзаж»

«На примере пейзажа удобно развивать и чувство композиции, знания явлений окружающей природы. Для этого удобно использовать данную дидактическую игру.

Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж», развивать наблюдательность, память.

Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима, ребенок должен подобрать предметы, соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию

«Подбери чашки к блюдцам»

Цель: Учить детей различать несколько оттенков розового, фиолетового и оранжевого цвета и использовать названия оттенков цвета в речи; ознакомить с разными способами различения оттенков одного цвета.

Игровой материал: Наборное полотно, блюдца и чашки разных цветов и оттенков (вырезанными из бумаги и наклеенными на картон). В блюдцах можно сделать прорези, чтобы вставлять чашки.

Ход игры :Чашки лежат посредине стола цветной стороной вниз. Каждый играющий берёт по 2-З чашки и называет цвет блюдец, которые ему нужны. Если ребёнок правильно назвал цвета, воспитатель (а позже — ребёнок, который исполняет роль ведущего) подбирает ему нужное блюдце. Если ребёнок неправильно определил цветовой оттенок, блюдце ему не выдаётся.

«Кони расписные»

Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей («Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка») , закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.

Материалы: нарисованные на бумаге кони и полянки ( выполненные в различных стилях русских народных росписей)

Ход игры: ребенку, необходимо определить на какой полянке

будет пастись каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.

«Зеленые иголочки»

Цель: закрепить умение быстро ориентироваться на листе бумаги, дорисовывать по образцу симметричные предметы, подбирать нужный оттенок карандаша.

Материал: карточки с вариантами изображения елочки, расположенные по нарастанию уровня трудности.

Ход игры: дорисовывать елочки по порядку, добиваться сходства частей, брать новую карточку (более сложный вариант) только после получения балла за предыдущее задание.

Занятие 1

1.Приветствие, 2. Основная часть.

— Игра «Что изменилось».

Правила подвижной игры на внимание «Что изменилось?»

Расставьте предметы в ряд. Попросите детей внимательно на них посмотреть и запомнить, какие предметы и в каком порядке стоят на столе. Попросите детей отвернуться или крепко закрыть глазки. Уберите какой-нибудь предмет или поменяйте предметы местами. Если вы играете с дошкольниками, не делайте более одного изменения! Теперь ребята могут повернуться (или открыть глаза). Кто первый заметит что изменилось? Похвалите самого внимательного ребенка. Можно давать за правильный ответ фишки и определить лидера в конце игры.

Когда ребята хорошенько усвоят правила игры, можно поручить переставлять предметы детям. Например, тот, кто первым правильно ответил, становится водящим и переставляет предметы.

Вариант подвижной игры на внимание «Что изменилось?» с элементами рисования.

Ребятам с 6-7 и до 12-13 лет очень нравится такой вариант игры. Если вы играете вдвоем-втроем, то для игры нужны лишь листок бумаги и карандаш. Если детей достаточно много, то «полотно» для рисунка потребуется большое – школьная доска, или кусок ватмана, закрепленный на стене.

Все игроки располагаются так, чтобы видеть рисунок. Все дети закрывают глаза. Вы рисуете очень простой и обобщенный рисунок. Например, вот такой домик.

Все открывают глаза и говорят (можно и хором), что изменилось. Затем все дети по очереди выходят и дополняют рисунок деталями. Каждый раз остальные закрывают глаза, а потом определяют, что изменилось. Сначала это просто, но потом, в обилии деталей, изменения начинают теряться. Если «художники» слишком увлекаются и рисуют слишком долго, то можно ввести дополнительное правило – рисунок должен быть закончен, пока вы считаете до десяти (могут считать хором все остальные дети).

Итогом игры станет большой коллективный рисунок.

В эту игру лучше играть небольшими группами до десяти человек. Если детей много, то одновременно можно запустить несколько «арт-проектов». Не обязательно делать начальный рисунок конкретным – домик, дерево и т.д. Можно провести прямую или волнистую линию, нарисовать абстрактную «кривулину». Это будит фантазию и воображение детей. Но такие творческие задания можно давать, когда дети играют не в первый раз и усвоили правила этой подвижной игры на внимание.

— Игра «Ищи безостоновочно».

В течение 10-15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

Летает — не летает

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Ведущий произносит слова. Если он называет летающий предмет, игроки «летают». Если назван нелетающий предмет, то игроки молчат и не поднимают руки.

— Игра «Карлики-Великаны».

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Играющие становятся в круг. Ведущий объясняет, что если он скажет «карлики» все должны сесть на корточки, а если скажет «великаны» все должны встать. Кто ошибется, выходит из игры.

3. Рефлексия занятия.

Занятие 2

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказ о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Игра «Найди ошибку».

Задача игры:

Развитие слухового внимания и памяти.

Описание игры:

1 вариант. Взрослый просит слушать внимательно и медленно читает стихотворение, потом предлагает детям сказать, что повар положил и куда.

Повар готовил обед,

А тут отключили свет.

Повар леща берёт

И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,

В печку кладёт варенье,

Мешает суп кочерёжкой,

Угли бьет поварёшкой,

Сахар сыплет в бульон,

И очень доволен он.

То-то был винегрет,

Когда починили свет (О. Григорьев)

2 вариант. Прослушать стихотворение-путаницу и сказать, что в нем неправильно.

Тёплая весна сейчас –

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

«Га-га-га» — пел соловей.

Быстро дайте мне ответ –

Это правда или нет? (Л. Станичев)

— Игра «Запомни пары слов».

  1. Упражнение «Запомни пары слов».

Подобрать 8-10 пар слов, связанных между собой по смыслу. Например:

Яблоко-сад

Курица-цыпленок

Книга-читать

Пылесос-уборка

Корова-молоко и др.

Взрослый зачитывает ребенку пары слов, затем повторяет первое слово, ребенок за ним-второе. Для тренировки долговременной памяти повторить пары слов через час, через день.

— Закрашивание кружков.

— Игра «Заметить все».

Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все.

Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребенка, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами 2 предмета, показать снова все предметы секунд на 10. Предложить ребенку уловить, какие предметы переложены.

3. Рефлексия занятия.

Занятие 3

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Игра «Какой предмет самый большой».

— Игра «Найди и продолжи закономерность».

— «Найди лишнюю фигуру».

— «Срисуй фигуру».

3. Рефлексия занятия.

Занятие 4

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Игра «Карлики-Великаны».

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Играющие становятся в круг. Ведущий объясняет, что если он скажет «карлики» все должны сесть на корточки, а если скажет «великаны» все должны встать. Кто ошибется, выходит из игры.

— Графический диктант.

— Игра «Зашифрованные цвета».

— «Заучивание скороговорок».

Слуховая память (5 слов.) (7 слов.)

Для начала предложите детям повторить за вами наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается в прогрессии: Наш Полкан попал в капкан.

Везет Сенька с Санькой Соньку на санках

Три свиристели еле-еле свистели на ели.

Грабли. — грести, полозья — ползти.

(7 слов.) метла — мести, весла — везти,

(8 слов.) Шел Шура по шоссе к Саше в шашки играть.

(9 слов.)

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

(10 слов.)

В поле затопали кони. От топота копыт пыль по полю летит.

(11 слов.)

У Маши в каше мошка. Сложила кашу в плошку и

накормила кошку. (12 слов)

На ком оборвется?

Занятие 5

1.Приветствие, создание благоприятного эмоционального фона. Рассказа о целях и задачах занятия.

2. Основная часть.

— Игра «Все наоборот».

Все наоборот

Количество игроков: любое

Дополнительно: нет

Эта игра учит произносить слова наоборот. Ведущий называет слово, а они моментально читают его с конца. Неплохо также поиграть и в обратном порядке, когда один читает «перевернутые» варианты слов, а остальные называют оригиналы.

— Задача «Нарисуй бусинки правильно».

Цель: развитие внимания.

Ребенку дается задание: Нарисуй 5 бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя была желтая, а последняя самая маленькая.

Уже нарисовано, например, 4 круга: большой – маленький – большой – большой. Задача: раскрась круги так, чтобы маленький был между черным и синий, а черный рядом с красным. И т.п. задания.

Срисуй фигуру

  1. Игра со счетными палочками .

Взрослый выкладывает перед ребенком фигуру из спичек, дает время для запоминания и закрывает. Ребенок по памяти выкладывает так же, затем сверяют то, что получилось. Фигуры выкладывают от простых к более сложным.

3. Рефлексия занятия.

Занятие 6

— Игра «Что нового».

— Игра «Что изменилось».

Правила подвижной игры на внимание «Что изменилось?»

Расставьте предметы в ряд. Попросите детей внимательно на них посмотреть и запомнить, какие предметы и в каком порядке стоят на столе. Попросите детей отвернуться или крепко закрыть глазки. Уберите какой-нибудь предмет или поменяйте предметы местами. Если вы играете с дошкольниками, не делайте более одного изменения! Теперь ребята могут повернуться (или открыть глаза). Кто первый заметит что изменилось? Похвалите самого внимательного ребенка. Можно давать за правильный ответ фишки и определить лидера в конце игры.

Когда ребята хорошенько усвоят правила игры, можно поручить переставлять предметы детям. Например, тот, кто первым правильно ответил, становится водящим и переставляет предметы.

Вариант подвижной игры на внимание «Что изменилось?» с элементами рисования.

Ребятам с 6-7 и до 12-13 лет очень нравится такой вариант игры. Если вы играете вдвоем-втроем, то для игры нужны лишь листок бумаги и карандаш. Если детей достаточно много, то «полотно» для рисунка потребуется большое – школьная доска, или кусок ватмана, закрепленный на стене.

Все игроки располагаются так, чтобы видеть рисунок. Все дети закрывают глаза. Вы рисуете очень простой и обобщенный рисунок. Например, вот такой домик.

Все открывают глаза и говорят (можно и хором), что изменилось. Затем все дети по очереди выходят и дополняют рисунок деталями. Каждый раз остальные закрывают глаза, а потом определяют, что изменилось. Сначала это просто, но потом, в обилии деталей, изменения начинают теряться. Если «художники» слишком увлекаются и рисуют слишком долго, то можно ввести дополнительное правило – рисунок должен быть закончен, пока вы считаете до десяти (могут считать хором все остальные дети).

Итогом игры станет большой коллективный рисунок.

В эту игру лучше играть небольшими группами до десяти человек. Если детей много, то одновременно можно запустить несколько «арт-проектов». Не обязательно делать начальный рисунок конкретным – домик, дерево и т.д. Можно провести прямую или волнистую линию, нарисовать абстрактную «кривулину». Это будит фантазию и воображение детей. Но такие творческие задания можно давать, когда дети играют не в первый раз и усвоили правила этой подвижной игры на внимание.

— Игра «Нарисуй правильно».

— Игра «Скажи на оборот».

— Графический диктант.

— Упражнение на распределение внимания.

Упражнение направлено на выработку у ребенка умения выполнять два разных действия одновременно.

а) Ребенок рисует круги в тетради и одновременно считает хлопки, которыми взрослый сопровождает рисование. Время выполнения задания — 1 мин.

Подсчитывается количество кружков и сосчитанное количество ударов. Чем больше кружков нарисовано и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.

Вера Саблина
Дидактическая игра «Отгадайка»

(Использование загадки для обогащения словарного запаса детей старшего дошкольного возраста)

Цель: развивать мышление, память, активизироваать словарный запас детей старшего дошкольного возраста.

1. Снег на полях, Лед на реках. Вьюга гуляет. Когда это бывает (Правильно зимой)

2. Бел да не сахар,Ног нет, да идет.

(Правильно это — снег)

3. С неба звезды падают, лягут на

поля

Пусть под ними скроется,

черная

земля Много — много

звездочек

Тонких как стекло; Звездочки

холодные,

А земле тепло.

(Правильно это Снежинка)

4. Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно.

(Правильно это лед)

5. Я прихожу с подарками,

блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная, На

Новый Год я главная!

(Правильно это – елка)

6. Я раскрываю почки

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна

Зовут меня.

(Правильно это — весна)

7. Из — под снега побежал,

Заворчал и зажурчал.

Я кораблик смастерю,

И Ему я подарю.

В блеске солнечных лучей

Унесёт его..

(Правильно это ручей)

8. Всех перелётных птиц

черней,

Чистит пашню от червей.

(Правильно это грач)

9. В самый разгар

Весенней поры

Капает сок

С белоснежной коры.

(Правильно это береза)

10. Из-под снега вышел друг –

И весной запахло вдруг.

(Правильно это подснежник)

11. Солнце печет,

Ожил пучок.

День прибывает.

Когда это бывает?

(Правильно это лето)

12. Ты весь мир обогреваешь

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все.

(Правильно это Солнце)

13. Шел я лугом по тропинке,

Видел солнце на

травинке.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи.

(Правильно это ромашка)

14. Над цветком она

жужжит,

К улью быстро так летит,

Мёд свой в соты отдала,

Как зовут её? …

(Правильно это пчела)

15. Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

А он вспорхнул и улетел.

(Правильно это бабочка)

16. Несу я урожаи

поля вновь засеваю,

птиц к югу отправляю,

деревья раздеваю,

но не касаюсь сосен

И елочек. Я.

(Правильно это осень)

17. Кто стоит на крепкой ножке,

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы.

(Правильно это гриб)

18. Летит, а не птица,

Воет, а не зверь.

Тучи нагоняет,

Воет, задувает.

По свету рыщет,

Поет да свищет.

(Правильно это ветер)

19. Не колючий,

светло-синий

По кустам

развешан.

(Правильно это иней)

20. Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий,

В тучах прячется,

Во мгле,

Только ноги на земле.

(Правильно это дождь)

Молодец!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *