Чтение в старшей группе

Цитата сообщения Откровения_Красоты «Жизнерадостный» поэт Морис КАРЕМ (1899–1978)



Морис Карем (1899–1978) – один из крупнейших франкоязычных поэтов XX века, автор 60 поэтических сборников. В 1972 году в Париже он был провозглашен «королем поэтов», а его стихи переведены более чем на 100 языков мира.
Основным направлением творчества Карема были детские стихи, а сборник «Сказок для Каприны» Карем посвятил своей жене Андрэ Горбон. Карем уже при жизни стал классиком детской поэзии. Можно сказать, что все детские поэты современной Франции так или иначе с ним связаны, — многие с ним дружили, многие у него учились. Четверть века преподавал он в младших классах своей родной Бельгии. И хотя ещё в 1926 году получил первую литературную премию, но только в разгар второй мировой войны решил целиком посвятить себя литературе. Он полагал, что юный читатель должен узнать и полюбить много добрых, светлых и весёлых стихов, — тогда и в жизни он будет добрым и светлым человеком. Стихи Карема — а у него вышел не один десяток сборников — известны сейчас повсюду. Это стихи лирические и забавные, стихи, обращенные к Богу и к простому ребёнку, стихи радостные и печальные… Их включают в учебники и хрестоматии, изучают в школах и читают дома, потому что в поэзии Карема сосредоточен целый мир детства.
В то же время и стихи Карема, предназначенные взрослой читательской аудитории, отличаются (за исключением ранних экспериментов, в которых чувствуется влияние сюрреализма и футуризма) простотой, ясностью и философской глубиной.
«Картины родной природы, философские раздумья, антивоенные мотивы, стихи о любви — таков круг основных тем Карема. <…> В некоторых стихах несомненна связь с народной песней и балладой. Для Карема характерно жизнерадостное видение мира.» ( Морис Ваксмахер)

Стихи Мориса Карема в переводах Валентина Берестова

МОЖЕТ БЫТЬ
Может быть, морю
Еще одна капля нужна.
Может быть, полю
Нужна еще горстка зерна.
Может быть, ветру
Еще одну ласточку надо
И одного муравья
Не хватает соседнему саду.
Всем чего-нибудь мало.
Чего тебе мало, малыш,
Когда на руках у мамы
Ты, как остров на озере, спишь?


МОЛИТВА
О, Дева Мария! О, матерь Христа!
Храни папу с мамой,
Меня и кота!
И пусть он поймает мышь,
Которую Ты не хранишь!


О краткой жизни сожалею.
Неужто время истекло?
Пусть волосы мои белее,
Чем снег… Но в доме так тепло.
Смеется нож с масленкой рядом.
Спит хлеб, как остров золотой.
Глядит цветок беспечным взглядом
На стол мой, солнцем залитой.
Я не ушел еще отсюда,
И жажда счастья велика.
А чтоб напиться (вот ведь чудо!),
Довольно одного глотка.


УТРО
Снова хлеб с тобой разделим
В этот свежий ранний час,
Скатерть белую расстелим.
Ветерок овеет нас.
Чашки с блюдцами смеются,
Потому что мы с тобой
Отразились в каждом блюдце,
В каждой чашке голубой.
Радость к нам слетит, как птица,
Будет крошки брать из рук.
Я боюсь пошевелиться,
Чтоб она не скрылась вдруг.


Из книги «ЖЕНА»
1
День ото дня в кругу обычных дел
Ты у меня еще прекрасней стала.
И о подобной женщине, пожалуй,
Я раньше и мечтать бы не посмел.

2
Ты – моя вода и мой огонь.
Ты – в моей неделе воскресенье.
Линией судьбы в мою ладонь
Ты была впечатана с рожденья.
Ты – мой хлеб, мое второе Я,
Кровь, что сердце заставляет биться.
А еще ты – песенка моя.
Сказка, согласившаяся сбыться.


МИРНАЯ СЧИТАЛКА
Раз-два-три-четыре-пять!
Всех чудес не сосчитать.
Красный, белый, желтый, синий!
Медь, железо, алюминий!
Солнце, воздух и вода!
Горы, реки, города!
Труд, веселье, сладкий сон!
А война пусть выйдет вон!

РАДОСТЬ
Радость побежала по дорожке,
Радость распахнула все окошки.
Радуется клен, что он силен, –
Радугу на ветке держит он.
Рады зайцы, что спугнули волка.
Новым шишкам радуется елка.
Разбудите, дети, всех людей!
Радость запрягает лошадей.
Надевайте лучшие одежки –
Радость распахнула все окошки.

ЖИЗНЬ
Он шёл тропинкою над склоном
И встретил Жизнь в саду зеленом.
Как мы, не ведая беды,
Она в саду рвала плоды.
И так беспечно хохотала,
Что даже птиц не слышно стало,
Хоть птицы, спутницы ее
Так звонко пели про свое.
А Смерть, бледна, в одежде белой
Под той же яблоней сидела,
Держа корзину, чтоб с ветвей
Все яблоки летели к ней.
Но были яблоки такими
Большими, сочными, живыми,
Что Смерть корзину убрала
И прочь на цыпочках ушла.

ЧЕЛОВЕК
Он птицу спросил: «Почему ты поешь?»
А птица: «Ты странный вопрос задаешь.
Когда бы я знала, в чем дело,
Я б, может быть, больше не пела».
Он белку спросил: «Ты, наверное, знаешь,
Зачем, почему ты все время играешь?»
А белка в ответ: «Если б я это знала,
То больше, наверное, я б не играла».
Потом по дороге спросил он ребенка:
«Скажи, почему ты смеешься так звонко?»
«Ах, если бы я до причины дознался, –
Ребенок сказал, – я бы так не смеялся».
Он шел, размышлял, на дорогу не глядя,
И вышел нечаянно к белой ограде.
Кладбищенский клен наклонился к нему:
«Ты думаешь вечно. Скажи, почему?»
И вот, как смеющийся этот ребенок,
Как резвая белка средь веток зеленых,
Как милая птица, певунья лесная,
Стоит он, смущенный, ответа не зная.

БАЮКАЮ МАЛЫША
Море качает волну не спеша.
Часы баюкают время.
Звезды качает ночная темень.
А я, от радости чуть дыша,
Баюкаю малыша.
Рожь баюкает ветер, шурша.
Небо – ночных соловьев,
Аллея качает ветви дубов,
А я, погода плоха ль, хороша,
Баюкаю малыша.
Луг баюкают родники,
Пруд – заросли камыша,
Лес баюкают светляки.
А я – как спокойна моя душа! –
Баюкаю малыша.
Ну, а теперь усните,
Звезды, море, камыш!
Ветер, чего не спишь?
А перед сном взгляните,
Как спит на руках малыш!

ОСЛИК
Г.Ч. и еще некоторым мамам
Ослик шел по тропинке,
И в спинку вцепился репей.
И спросил этот ослик у мамы своей:
– Мама, мама, скажи, неужели и мне
Нужно будет носить за поклажей поклажу
И, гремя бубенцами, катать по пляжу
Тех, кто носит один лишь загар на спине?
–Что ты, милый, – ответила мама-ослица, –
Ты сначала поедешь учиться.
А потом ты отыщешь такие луга,
Где еще ни одна не ступала нога,
И утонешь в росе от ушей до подков
Средь ромашек и клевера, и васильков…
И дозволено будет лишь солнцу да полной луне
К драгоценной твоей прикасаться спине…
Все мамы похожи, все мамы похожи,
Даже мамы в ослиной коже!
У которых длинные уши,
Но такие добрые души…

Если хочется пить, то колодец копай.
Если холодно станет, то печь истопи.
Если голоден, то испеки каравай.
Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи.
И потянутся путники по одному
И к воде, и к теплу, и к тебе самому.

Художница Nerida de Jong

Музыка — Carl August Nielsen

Художественные произведения

1. Г.Сапгир «Садовник».

2. Б. Заходер «Портниха», «Строители».

3. С.Маршак «Пожар», «Почта».

4. С Михалкова «Дядя Стёпа», «А что у вас?».

5. В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».

6. Е. Пермяк «Мамина работа».

7. Н. Найденова «Ольга Павловна».

8. Я. Дягутите «Земля» и «Руки человека».

9. С. Баруздина «Кто построил этот дом?».

10. А. Бродский «Мой брат».

11. Н. Калинина «Как ребята переходили улицу» и «Где ночуют трамваи и автобусы».

12. Б. Житков «Светофор» (из книги «Что я видел»).

ПОСЛОВИЦЫ О ТРУДЕ

  • Без труда нет плода.

  • Воля и труд дивные всходы дают

  • Маленькое дело лучше большого безделья.

  • Советы хорошо, а дело лучше

  • Поспешишь — людей насмешишь.

  • Не спеши языком — торопись делом.

  • Умелые руки не знают скуки.

  • Дело мастера боится.

  • Сделал дело — гуляй смело.

  • Скучен день до вечера — коли делать нечего.

  • Что на месте лежит, то само в руки бежит.

  • В деле не сила нужна, а умение.

МБДОУ «Детский сад №2»

Ардатовский муниципальный район Нижегородской области

Картотека художественных произведений о труде для детей средней группы

Подготовил: воспитатель

Яшнова Л.Ю.

СТИХОТВОРЕНИЯ О ТРУДЕ

Помощник

Мама усталой с работы придет,

Маме и дома хватает забот.

Веник возьму я и пол подмету

Дров наколю и сложу под плиту.

Свежей воды принесу два ведра

Ну а теперь за уроки пора!

Мама сегодня с работы придет.

Будет у мамы по меньше хлопот.

П. Жанэ

*****

Не мешайте мне трудится

Не мешайте мне работать

Я водицы притащу

И колодезной водицей

Всех, конечно, угощу.

Пейте, пейте!

Не жалейте!

А хотите в лейку лейте –

Поливайте огород

Он ведь тоже воду пьет!

Шоферы

Шуршат по дорогам веселые шины

Спешат по дорогам машины.

А в кузове важные, срочные грузы

цемент и железо, изюм и арбузы

Работа шоферов трудна и нужна

Но как она людям повсюду нужна.

*****

Весёлая работа

Папа для мамы сажает цветок.
Мама для бабушки вяжет платок.
Бабушка гладит Катины платья.
Катя стирает панамки для братьев.
Братья для всех мастерят самолет.
Весело в доме работа идет.
А почему? Это дело понятное:
Весело делать.
Друг другу приятное. Б. Белова.

ЗАГАДКИ

В поле сеют и растят,

Убирают, сыплют в склад.

И на хлеб идет оно,

А зовут его… (Зерно)

*****

Широко, а не море

Золото, а не деньги,

Сегодня на земле,

А завтра — на столе. (Хлеб)

*****

Ты учишь буквы складывать, считать,
Цветы растить и бабочек ловить,
На всё смотреть и всё запоминать,
И всё родное, родину любить.

(воспитатель)

*****

В прошлый раз был педагогом,
Послезавтра — машинист.
Должен знать он очень много,
Потому, что он … (артист)

****

Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз — и помним вас.

(Фотограф)

Картотека художественной литературы в разных образовательных областях в старшей группе
По программе «От рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы О.О. Содержание Автор, название Цель
Нравственное воспитание
рнс «Лиса и кувшин» обр. О. Капица Воспитание добрых чувств; формирование представлений о жадности и глупости
рнс «Крылатый, мохнатый и маслянный» обр. И. Карнаухова Учить детей понимать характер и поступки героев
X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с фин. Э. Успенского
рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Воспитывать проявления добрых чувств по отношению к друг другу;
рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Воспитывать нормы нравственного поведения
рнс «Царевна-лягушка» обр. М. Булатов Воспитывать доброту, чувство взаимопомощи.
Б. Шергин «Рифмы» Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям
рнс «Сивка-бурка» обр. М. Булатов Формировать у детей умение оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним
рнс «Финист-ясный сокол» обр. А. Платонов Воспитывать чувство сострадания к окружающим
В. Драгунский «Друг детства», «Сверху вниз, наискосок» Воспитывать внимательность, любовь, сострадание к ближнему товарищу
С. Михалков «А что у вас?»
ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Способствовать воспитанию доброты, внимательности и отзывчивости к родным
«Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского;
воспитывать в себе умение сопереживать, выть щедрым, не завидовать другим; воспитывать самоуважение, взаимопомощь в работе.
«Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).
В. Дмитриева. «Малыш и Жучка» (главы) Чувствовать и понимать характер образов литературного
произведения
Л. Толстой «Косточка» Воспитывать нравственные качества личности: честность, правдивость, любовь к семье.
Л. Толстой «Прыжок» Пробудить в детях сопереживание герою рассказа
Н. Носов. «Живая шляпа»; Формировать представления детей о нормах нравственности с помощью детской литературы.
С. Георгиев. «Я спас Деда Мороза» Формировать умение оценивать свои поступки и поступки героев, воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками
А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной
К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать нравственные качества: чувство сострадания, сопереживания
Мицкевич Адам «Друзьям»
Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как «друг», «дружба», «честность», «справедливость»
П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чувство доброты, заботы о слабых
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Воспитывать культуру поведения, дружбу, взаимопомощь, заботу о близких
В. Катаев. «Цветик-семицветик» Формировать умение представлять особенности своей личности в кругу сверстников, отражая достижения и причины возможных затруднений.
Ребенок в семье и в обществе рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Познакомить с разными семейными взаимоотношениями
Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша» Формировать у детей представление о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
В. Драгунский «Денискины рассказы» Формирование представлений о характерных качествах мальчиков и девочек.
А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы)
Учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев
Е. Григорьева «Ссора» Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками; доброжелательного отношения к противоположному полу
А. Барто «Вовка — добрая душа»
Е.. Благинина «Посидим в тишине» Продолжать формировать представление детей о добром отношении к маме
А. Усачёв «Что такое этикет» Продолжать обучение культуре речевого общения в детском саду и дома
«Крупеничка» Н. Телешов Воспитывать интерес к сказкам, к русским традициям
Самообслуживание, труд рнс «Хаврошечка» обр. А. Н. Толстой Формировать представления детей о трудолюбивом человеке
К. Чуковский «Мойдодыр» Воспитание культурно-гигиенических навыков
К. Чуковский «Федорино горе»
рнс «По щучьему веленью» Закреплять у детей понятие о важности человеческого труда
А. Барто «Девочка-чумазая» Воспитывать опрятность, бережное отношение к личным вещам, вещам товарища
Ю. Тувим. «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу», пер. с польск. С. Михалкова
Формирование основ безопасности С. Михалков «Дядя Степа-милиционер» Закрепление правил поведения на улицах города
Е. Сегал «Машины на нашей улице»
Познавательное развитие ФЭМП Считалки
Герои сказок
С. Маршак «Цифры» Знакомство с цифрами
Ознакомление с социальным миром Г. Х. Андерсен
«Снеговик» Знакомство с новогодними традициями разных стран
С. Михалков «А что у вас?» Знакомство с важностью любой профессии
«Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; Знакомство с особенностями народов Западной Африки
А. Гайдар «Сказка про военную тайну, Мальчиша- Кибальчиша и его твердое слово»
Продолжать расширять представления детей о Российской армии.
ненецкая сказка «Кукушка» обр. К. Шаров Знакомство с бытом народов крайнего севера
М. Бородицкая «Ждем брата» Формировать желание заботится о малышах, развивать чувства ответственности уважения к младшим товарищам
А. Твардовский «Рассказ танкиста» Формировать у детей представление о подвиге народа, который встал на защиту своей Родины.
А. Барто «Игра в стадо» Расширить знания детей о своем детском саде, привлечь внимание к его истории, уточнить представления о труде сотрудников детского сада
С. Махотин «Старшая группа»
О. Высоцкая
«Детский сад»
Т. Александрова «Домовенок Кузька» (главы) Воспитывать интерес к жизни россиян в древности, любовь к истории своего народа
М. Исаковский «Поезжай за моря-океаны» Уточнить знания о родной стране.
Б. Алмазов. «Горбушка» Приобщение к российским ценностям;
Ознакомление с миром природы рнс «Заяц-хвастун» обр. О. Капица Формировать заботливое отношение детей к природе, желание принимать участие в её охране и защите.
Л. Толстой. «Лев и собачка», «Косточка», «Прыжок» Расширять представления о жизни животных
Г. Снегирев «Пингвиний пляж»
К. Паустовский. «Кот-ворюга» Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, доброту;
В. Бианки «Сова» Продолжать формировать представление о взаимосвязи и взаимозависимости живых существ, представление о литературном жанре «познавательная сказка»;
Б. Заходер «Серая звездочка» Воспитывать чувство сопереживания и любви к природе и человеку, умение противостоять злу
С. Есенин «Черемуха» Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении
Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака Развивать мелкую моторику рук, внимание и интерес к животному миру и его многообразию
П. Бажов «Серебряное копытце» Воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе
Речевое развитие Развитие всех сторон речи
Знакомство с жанрами
Объяснение незнакомых, устаревших слов
Художественно-эстетическое развитие Приобщение к искусству В. Конашевич Знакомство с художниками-иллюстраторами
И. Билибин
Е. Чарушин
ИЗО деятельность Рисование иллюстраций по произведениям
Музыкальная деятельность П. И. Чайковский «Щелкунчик» (фрагменты) Знакомство с музыкальным изображением героев и образов произведений
П. И. Чайковский «Времена года» (фрагменты)
Н. А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане» (фрагменты)
С. Прокофьев «Петя и волк»
Физическое развитие
НОД и досуги по сюжетам произведений
Герои произведенийСкачать Картотека художественной литературы в старшей группе по ФГОС

Рекомендуем посмотреть:

Конспект занятия по математике в старшей группе «Путешествие Колобка» Конспект по развитию речи в старшей группе «Домашние птицы» Интеллектуальная олимпиада для детей старшего дошкольного возраста в детском саду Консультация для воспитателей ДОУ. Развитие звуковой культуры речи у детей старшего старшего возраст

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *