Ольга Долганова
Зарядка для язычка: артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей
Зарядка для язычка: артикуляционная и дыхательная
гимнастика для малышей
Отчетливо произносить все звуки — невероятно сложная задача. Малыш постепенно тренирует свой язык, губы, легкие, голосовые связки. Ведь только языком (его кончиком, спинкой, боковыми краями, корнем) мы совершаем больше тридцати движений, которые дают различные акустические эффекты. Не так-то просто крохе справиться с такой задачей.
Дефект в пределах нормы
До 3-4 лет в речи ребенка можно считать допустимыми (физиологическими) следующие неправильности,искажения в произнесении звуков:
Смягченность (ребенок говорит «масинька» вместо «машинка», «носька» вместо ножка и т. д.).
Отсутствие и замена шипящих звуков «ш», «щ», «ч», «ж» («косетька» вместо «кошечка», «лосядка» вместо «лошадка» и т. д.).
Замены звуков «к» и «г» на звуки «т» и «д» («тапля» вместо «капля», «дусь» вместо «гусь»).
Замены звонких звуков глухими («сайка» вместо «зайка» и т. п.).
Смягчение произнесения звука «л», его замена на «й» («кальбаска» вместо «колбаска», «стуй» вместо «стул» и т. п.).
Пропуск трудных звуков при сочетании согласных («мачик» вместо «мальчик» и т. п.).
Сокращение длинных незнакомых слов («ампитура» вместо «температура» и т. п.).
Перестановка звуков или целых слогов («пыселос» вместо «пылесос» и т. п.).
Обычно перечисленные нарушения практически исчезают к 4-5 годам. Если этого не происходит, нужно обратиться к логопеду (лучше это сделать еще в 3-4 года). Мы делаем ребенку массаж, учим плавать, чтобы он рос гибким и крепким. Он должен освоить определенные движения, чтобы научиться сидеть или ходить. То же и с речью — малыш должен освоить определенные движения речевого аппарата. И мы можем ему в этом помочь — как можно раньше начав делать с крохой артикуляционную гимнастику, развивать речевое дыхание.
Артикуляционная гимнастика
Будьте настоящими артистами, проявите фантазию. Даже двухнедельному малышу понравится, если, одевая его на прогулку, вы расскажете, как мычит коровка, как кукарекает петух, как лает собака. Пока переберете всех известных вам животных, завороженный кроха уже одет. Со временем научите его играть язычком и дуть в трубочку (дудочку, свисток и т. д.). «Играть на дудочке» — прекрасное развлечение для 8-9-месячного малыша.
Когда малыш немного подрастет, начните делать специальные игровые упражнения. Выбирайте время, когда он в хорошем настроении. Лучше всего делать их перед зеркалом, хотя можно играть и во время прогулки, обеда (облизать губки, тарелочку, дотянуться до носа языком и т. д., в очередях в поликлинике, в автобусе, да и вообще где угодно. Много времени и сил для этого не нужно. Чем старше становится ребенок, тем сложнее упражнения. (Рекомендуемое число повторений — 6-8 раз).
Вот некоторые примеры
Широко открыть рот (жарко, закрыть рот (холодно)
Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.
Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).
Облизать тарелочку, как это делает киска.
Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).
Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, «сделать хобот»; «набирать им водичку», слегка причмокивая.
Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-«орешки».
Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы.Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.
Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.
Почистить зубки язычком (провести язычком по верхним, потом по нижним зубкам).
Поиграть в паровозик: погудите, «у-у», губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).
Показать,как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук «ы-ы-ы».
Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит как он работает,точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.
Используя эти упражнения, можете сами придумать и разыграть сказку.Например: «Проснулся утром язычок, открыл окошко (открыть рот, посмотрел наверх — где же солнышко? (вытянуть язык вверх к носу)- и стал искать его: посмотрел налево (вытянуть язык к левой щеке, потом направо (вытянуть к правой щеке)» и т. д. Проявите фантазию.
Развиваем речевое дыхание
Во-первых, когда рассказываете малышу сказки, стихи, например упоминаете ветер,поучите ребенка дуть: дуйте ему в лицо. Со временем он начнет подражать вам. Потом вы можете еще и поиграть,предлагая ребенку дуть: дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки, объясните, что это снежинка, она летает, когда дует ветер, дуть нужно ртом, округленными губами, плавно, а вдыхать через нос.
Сделайте из бумаги бабочку или самолетик, прикрепите на ниточку, покажите ребенку, как они будут летать, если на нее подуть. Нужно добиваться того, чтобы выдох был как можно более долгим.
Сделайте дерево: вырежьте из бумаги несколько полосок, приклейте к палочке или карандашу, «ветер» будет колыхать листву. Такие упражнения также развивают воображение.
Подуйте вместе на кусочек бумажки или пламя свечи. Важно, чтобы выдох не был резким, иначе свеча потухнет, дуть нужно плавно и легко.
Сделайте (или купите) вертушку или игрушечную мельницу, научите малыша дуть на крылья так, чтобы они вертелись.
Вырежьте из бумаги птичек и поставьте у самого края стола.Командуйте: «птички полетели», дуйте вместе, только один раз. Выдох должен быть долгим, чтобы они улетели как можно дальше.
Покажите ребенку, как дышит собачка,когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро.
Научите малыша дуть на горячее,а также греть ручки: пусть вдыхает носом, а выдыхает ртом, согревая поднесенные к губам руки.
Бывает так, что дети смешивают понятия вдох и выдох, а также вдох и выдох ртом и носом. Научите ребенка нюхать цветочек (нужно сделать утрированный вдох носом, а потом выдохнуть со звуком «а-а»).Сорвите отцветший одуванчик и дуйте на него так, чтобы слетели пушинки. Следите за тем, чтобы малыш хорошо надувал щечки, не проглатывал и не выдыхал воздух.
Изобразите море (например, когда рассказываете сказки А. С. Пушкина): на вдохе плавно поднимите руки вверх, на выдохе опустите руки, произнесите долгое «ш-ш-ш».Малыш постарше может тренироваться с мыльными пузырями или водой. Пусть дует в трубочку (соломинку или макаронину). Опустив соломинку в воду, можно сделать «настоящую бурю».Налейте воды в тазик, можете запустить кораблики, например, бумажные. Потом изобразите ветер. Дуть нужно не торопясь, сложив губы трубочкой, не надувая щеки. Покажите ребенку, как это делаете вы. При ровном выдохе кораблик движется по воде плавно.Теперь подуйте прерывисто: «п-п-п» и объясните, что подул порывистый ветер. Пусть ребенк попытается пригнать кораблик к определенному месту. Конечно, это упражнение для детей постарше, не так-то просто справиться с таким заданием.
Развиваем фонематический слух
Начните делать и специальные упражнения. Для крохи, конечно, это будет просто игра. Вы можете взять несколько звучащих предметов или музыкальных инструментов (бубен, дудочку, гармошку и т. д.).Совсем маленького ребенка научите извлекать из них звуки: звенеть, стучать, греметь. Постучите по разным поверхностям, пусть он услышит, какими разными получаются звуки. Если малыш пока еще не держит погремушку, привяжите ее к ручке или ножке. Потом учите его играть на разных инструментах, стучать в барабан (или по кастрюле). Подносите погремушки то к одному, то к другому уху, давайте послушать часы, телефон. Пойте и декламируйте стихи малышу. Применяйте «забавные звуки», имитируйте животных. Читайте ему. В первое время делайте акцент на ритм, интонацию.
Когда слышите какой-то звук,спросите: «Что это?», потом поднесите ребенка и покажите, что это звучало. Для ребенка после года подойдут игры на разгадывание звуков. Например, покажите, как звучат разные предметы (музыкальные инструменты). Можно начать с двух, причем очень разных по звучанию (дудочка, барабан). Потом попросите ребенка отгадать, что звучало (пока он не видел). Постепенно усложняйте задание. Также можно «говорить» за разные игрушки-животных (или записать на аудиокассету: «кря-кря», «хрю-хрю» и т. д., попросить отгадать (показать, кто так «разговаривает». Постепенно усложняйте такие игры, используя больше звуков, причем таких, которые сложнее разделить. Прошепчите малышу на ушко «секрет», пусть он тоже что-то вам прошепчет. И все это в форме игры, тогда малыш будет вам подражать.
Маленькому ребенку не всегда легко владеть своим голосом. Поиграйте с ним, говоря то тише, то громче, контролируя темп. Этому ему тоже приходится учиться. Рассказывая сказки (например, про семерых козлят, изображайте волка с «толстым» голосом, потом с «тонким», пусть попробует это повторить и сам малыш. В других сказках пусть попробует озвучить мишку, барашка, комарика, используйте контрасты. Говорите с ребенком то тихо (как будто все спят, а вы крадетесь по лесу, то громко, с разной интонацией, при этом на ходу придумывайте сказки.Покажите маленькую и большую собачку: как лает маленькая (тихо, а как большая (громко, пусть ребенок повторит за вами.
Читайте стихотворение (первые две строчки тихим голосом, ударяя пальчик о пальчик тихо, две последние строчки громким голосом, громко хлопая в ладоши):
Пальчик о пальчик тихо бьем.
Пальчик о пальчик тихо бьем.
А потом в ладоши громко бьем.
Хлопаем в ладоши: бом-бом-бом.
Разучите стихотворение (произносите первую строчку обычно, вторую тихо, третью обычно,четвертую шепотом:Мышонку шепчет мышь:»Ты что шуршишь, не спишь?».Мышонок шепчет мыши:»Шуршать я буду тише».
Для 5-6-летних подойдет задание: «Замени первый звук в слове на «Р». Какое получилось слово? Лис. ис, лепка. епка, диск. иск и т. д. «.
Можете сами выдумывать подобные игры. Попросите ребенка под тихий звук идти на носочках, под громкий — шагом, под очень громкий — бегом (для аккомпанемента, например, ударяя в барабан).Завяжите малышу глаза, звените колокольчиком, пусть пробует определить, откуда доносится звук. Учите ребенка воспроизводить ритм. Например, ударьте в ладоши два раза, попросите малыша повторить за вами. Постучите по столу два раза, потом еще раз после паузы, добивайтесь, чтобы ребенок повторил за вами.Отхлопывайте вместе ритм и говорите двухсложные слова: ма-ма, па-па, ос-ень, ду-ет, силь-ный, мно-го и др. (потом трехсложные: вы-со-та, ле-бе-да, и т. д.).
Можно придумывать свои слова. Начните делать все упражнения как можно раньше. Конечно, выбирайте сначала самые простые,выполняя их как бы между делом: дуйте вместе на суп или поиграйте в кошечку, облизывающую тарелочку. Не огорчайтесь, если не все получится с первого раза. Будьте терпеливы, ласковы и спокойны. Постепенно усложняйте задания, преподнося их непременно в канве сказки или игры. Не забывайте при этом почаще хвалить малыша.
Вас ждет непременный успех!
Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков — это комплекс упражнений для подготовки органов артикуляции (языка, губ, щек, мягкого неба) к постановке группы свистящих звуков С, З, Ц.
Для того, чтоб устранить дефекты произношения звуков С, З, Ц необходимо знать артикуляционный уклад (положение губ, языка, мягкого неба) этих звуков в норме.
Содержание
Правильная артикуляция звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
Звук С:
- губы растянуты, слегка прижаты к резцам;
- между резцами небольшая щель;
- кончик языка опущен, прижат к внутренней поверхности нижних резцов;
- передняя часть спинки языка опущена, передняя поднята, задняя опущена;
- язык находится в положении «горка»;
- боковые края языка прижимаются к верхних коренным зубам;
- передняя часть спинки языка образует щель с альвеолами, посредине языка – желобок, направляющий по центру выдыхаемую воздушную струю;
- мягкое нёбо поднято (С — ротовой звук);
- голосовые складки разомкнуты ( С – глухой звук).
Звук З
Артикуляция звука З такая же , как звука С. Единственное отличие то, что звук З звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).
Звук Сь:
- средняя часть спинки языка больше приподнята вверх;
- желобок разрушается;
- передняя часть спинки языка более выгнута.
Звук Зь
Артикуляция звука Зь такая же, как звука Сь. Единственное отличие то, что звук Зь звонкий (голосовые связки сомкнуты и вибрируют).
Звук Ц:
- губы слегка напряжены и растянуты;
- между резцами небольшая щель;
- кончик языка прижат к нижним резцам;
- в первый момент артикуляции передняя часть спинки языка поднята и смыкается с передним краем твёрдого нёба;
- во второй момент артикуляции она опускается, образуя щель с нёбом;
- средняя часть спинки языка приподнята, задняя – опущена;
- боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам;
- мягкое нёбо поднято (Ц — ротовой звук);
- голосовые складки разомкнуты (Ц – глухой звук).
Нарушения произношения свистящих звуков
- Межзубный сигматизм, при котором кончик языка просовывается между зубами. Это может быть при переднем открытом прикусе, вялом языке, прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед), слабости мышц кончика языка при дизартрии, отсутствии передних зубов, при аденоидах, чрезмерно крупном или длинном языке, слабой круговой мышце рта.
- Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф, З – В) Это происходит из-за прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед ), гипотрофии мышц кончика языка при дизартрии.
- Боковой сигматизм. Воздушная струя выходит не по желобку в центре языка, а в бок. Может наблюдаться отклонение уголка рта и щеки в сторону. Причиной может стать: боковой открытый прикус, длинный узкий язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии.
- Пригубный сигматизм. Произношение звуков С, З, Ц напоминает Т, Д. Предрасполагающие факторы те же, что и у межзубного сигматизма.
- Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотно смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Причиной может стать: паретичность мягкого нёба, расщелины.
- Шипящее произнесение свистящих звуков. Это происходит когда кончик языка оттягивается вглубь рта, не образуется желобок, по которому идет воздух при произношении свистящих звуков. Причиной может стать: повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.
Кроме искаженного произношения свистящих звуков часто бывает замена звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц другими звуками (парасигматизм). Замены звуков происходят от недоразвития фонематического восприятия. Это важно учитывать при коррекции и развивать при таких нарушениях в первую очередь фонематический слух.
Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.
Звук З чаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.
Звук Ц чаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.
Если у вашего ребенка вы заметили подобные нарушения то подготовительным этапом в коррекции неправильного звукопроизношения будет артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков.
Техника выполнения
- начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно;
- лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут;
- не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз;
- каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд;
- артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как у ребенка в таком положении ровная спина, а тело не напряжено;
- по мере того, как ребенок освоит упражнения и начнет их выполнять правильно, зеркало можно убрать;
- артикуляционные упражнения следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить четко и правильно звуки С, З, Ц;
- гимнастику для органов артикуляции рекомендуется проводить и на этапе автоматизации звуков в речи, как разминку перед речевыми играми.
Артикуляционные упражнения
«Заборчик»
- улыбнуться, улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы;
- (Удержать 5-10 секунд. Повторить 5-8 раз).
«Месим тесто»
- улыбнуться;
- спокойно положить язык на нижнюю губу;
- пошлепать его губами, произносить — «пя-пя-пя-пя-пя»;
- закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
«Блинчик»
- улыбнуться;
- приоткрыть рот;
- положить широкий передний край языка на нижнюю губу;
- удержать язык в таком положении подсчет 1до 5-10;
- важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
» Чистим зубы»
- улыбнуться, открыть рот;
- кончиком языка с внутренней стороны «почистить» нижние зубы;
- делать движения языком сначала из стороны в сторону, потом снизу вверх;
- нижняя челюсть при этом не двигается.
«Часики»
- улыбнуться, открыть рот;
- кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой;
- нижняя челюсть неподвижна.
«Вкусное варенье»
- улыбнуться, рот открыть;
- медленно, не отрывая языка, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу;
- нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть ее вниз рукой).
«Киска сердится»
- губы в улыбке, рот открыт;
- широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами;
- на счет «раз»- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в бугорки за нижними зубами, на счет «два» язык убирается вглубь рта;
- кончик языка при этом не должен отрываться от бугорочков за нижними зубами рот не закрывается.
«Загнать мяч в ворота»
- положить широкий язык на нижнюю губу и плавно, со звуком «Ф» задуть ватный шарик, лежащий на столе, между двумя кубиками;
- щеки не должны надуваться.
«Футбол»
- рот закрыт;
- кончик языка напряжением поочередно упирается в щёки;
- на щеках образуются твердые шарики — «мячики».
«Змейка»
- открыть рот;
- узкий язык сильно выдвигать вперед и убирать обратно в рот;
- не прикасаться к губам и зубам.
«Трубочка»
- открыть рот;
- высунуть широкий язык и загнуть его боковые края вверх;
- подуть в «трубочку».
Выполняя эти упражнения правильно и регулярно вы поможете своему ребенку быстрее справиться с неправильным произношением свистящих звуков. Иногда длительного выполнения этих упражнений (1-2 месяца) будет достаточно для того, чтоб звуки самостоятельно появились в речи. В более тяжелых случаях, связанных с органическим поражением артикуляционного аппарата, нужно обратиться за помощью к учителю-дефектологу.
Буклет «Артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков»
Для того, чтоб комплекс артикуляционных упражнений был всегда у вас под рукой вы можете скачать его здесь.
Вам также будет интересно:
- Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков.
- Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Р, РЬ.
- Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков Л, Ль.
- Буклеты учителя-дефектолога.
- Автоматизация звука С в картинках.
- Автоматизация звука Р в картинках.
- Биоэнергопластика.
Артикуляционная гимнастика при смягчении звуков
Размазать по плоской тарелке сгущенку, мед или варенье, облизывать тарелку языком (для укрепления кончика и расслабленья спинки языка, что необходимо для преодоления смягчения звуков)
«Наказать непослушный язычок»
Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем оставляя язык в таком же положении покусать его зубами, произнося звуки та-та-та. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.
«Блинчик»
Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
«Качели»
Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
— широкий язык поднимается к верхней губе, затем опус кается к нижней губе;
— широкий кончик языка прикасается за верхними резцами, затем за нижним;
При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.
Упражнение «Киска сердится»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
Упражнение «Катушка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основание нижних резцов. Боковые края языка прижаты к коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
Упражнение «Горка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а переднее – средняя часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
Как выполнение ребёнком артикуляционной гимнастики перед зеркалом сделать занятием интересным и увлекательным?
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
-улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);
-улучшить подвижность артикуляционных органов (губ, языка);
-укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
-научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
-увеличить амплитуду движений;
-уменьшить спастичность (напряженность) артикуляционных органов;
-подготовить артикуляционный аппарат к постановке звуков.
Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно перед зеркалом: взрослый показывает, как выполнить то, или иное упражнение (для губ, языка), ребенок повторяет. Артикуляционная гимнастика делится на общую и специальную.
Упражнения для губ:
— Вытянуть губы вперед («трубочкой»), удержать позу.
— Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать позу.
— Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы.
— Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы.
— Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы, удержать эту позу.
— Надуть обе щеки («толстушки»), затем втянуть их, губы вытягиваются вперед («худышки»).
Заниматься нужно в хорошо проветренном помещении.
Взрослый и ребенок садятся перед зеркалом так, чтобы ребёнок хорошо видел свое лицо и лицо взрослого. Малыши не могут выполнять артикуляционные упражнения перед зеркалом, собственное изображение отвлекает их, они не могут сосредоточиться на выполнении упражнений, быстро утомляются. В этом случае посадите малыша напротив себя и предложите поиграть в «обезьянки». Дети, для которых важен зрительный образ, охотно выполняют упражнения, рассматривая Незнайку, который очень хорошо справляется с артикуляционной гимнастикой. Детям, ориентированным на слуховое восприятие, особенно важно прослушать стихотворение описание. Например:
Широка Нева-река,
И улыбка широка.
Зубки все мои видны –
От краев и до десны.
Я слегка прикрою рот,
Губы — «хоботком» вперед.
Далеко я их тяну,
Как при долгом звуке у-у-у.
Важно помнить, что упражнения для губ, языка необходимо выполнять без напряжения, в спокойном темпе. Чаще хвалите ребенка и ни в коем случае не высказывайте недовольства, если что-то не получается.
Упражнения для развития движений мышц щек:
— Надуть левую щеку, удержать позу в течение 3 секунд.
— Надуть правую щеку, удержать позу в течение 3 секунд.
— Надуть обе щеки одновременно, удержать позу в течение 3 секунд.
Упражнения для развития движений языка:
— Упражнение «Змейка» — показать узкий язык вперед «жалом», удержать на три счета.
— Упражнение «Дразнилки» — показать широкий язык «лопаточкой», удержать на три счета.
— Упражнение» Часики» — переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта.
— Упражнение «Орешек» — кончик языка упирается в правую щеку, а затем в левую.
— Упражнение «Вкусное варенье» — медленно кончиком языка облизать верхнюю губу от угла до угла, затем облизать нижнюю.
— Упражнение «Почистим зубки»- кончиком языка дотрагиваться поочередно до зубов, рот открыт, нижняя челюсть не двигается.
— Упражнение «Ловкий язычок» — рот открыт, губы в положении «улыбка», узкий язык упирается то в верхние зубы, то в нижние:
— Упражнение «Карусель» — рот открыт, язык выполняет круговые движения сначала под верхней губой, затем за нижней.
— Упражнение «Лошадки» — открыть рот, пощелкать (поцокать) языком.
— Упражнение «Грибок» — открыть рот, присосать широкий язык к твердому небу так, чтобы кончик языка был у верхних альвеол, подъязычная связка натянута, затем свободно опустить язык с характерным щелчком.
При выполнении упражнений для губ, языка не допускать переутомления.
Таким образом, если вы занимаетесь артикуляционной гимнастикой с ребенком 4 лет, то это поможет ему своевременно овладеть правильным звукопроизношением, а детям 5-6 лет — подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые он самостоятельно освоить не смог.
Специальная артикуляционная гимнастика
Для постановки свистящих, шипящих и соноров используем специальные упражнения для губ, языка, работаем над развитием диафрагмального дыхания, составляем индивидуальную программу для каждого ребенка.
Например: устраняем недостатки произношения звука Л.
Артикуляционные упражнения:
» Часики» — губы в положении «улыбка», рот приоткрыт, кончиком языка касаться правого и левого уголков рта. Взрослый напоминает ребенку: язык должен быть узким, как «иголочка».
Улыбаюсь: вот шутник –
Узким-узким стал язык.
Меж зубами, как сучок,
Вылез длинный язычок.
«Путешествие язычка» — рот открыт, кончик языка касается верхней губы, верхних зубов и «прячется» за нижние зубы. Взрослый следит, чтобы язык был узким, как иголочка.
«Болтушка» — язык узкий между губами быстро делает движения вперед-назад, получается бл-бл-бл, затем язык в том же положении: бла-бла, затем узкий язык оттачивается за зубы: ла-ла. Вызванный звук Л закрепляется в слогах.
При губном произношении звука Л — взрослый предлагает произносить звук при сильно оскаленных зубах, губы в положении «улыбка»; если нижняя губа подтягивается к языку, придерживать шпателем или чисто вымытым пальцем.
Если звук Л смягчается, ребенку предлагается высунуть широкий язык между зубами и, слегка прикусив его, произносить звук Л, затем резко отпустить язык.