Артикуляционная гимнастика л

Логопеды считают, что звук – один из последних звуков, который учиться выговаривать дошкольник. На постановку этого звука ребенку иногда уходит целый год, поэтому заняться корректировкой согласного нужно сразу, как только замечено искажение в речи ребенка.

Необходимость постановки звука

Чтобы убедиться, что требуются логопедические занятия, нужно сначала проверить, насколько правильно или неправильно ребенок произносит звук, степень искаженности произношения.

Правильное произношение и мягкого характеризуется:

  • губы круглые, вытянутые, определяется гласными, которые следуют после ;
  • зубы не соприкасаются;
  • язык поднят, не пропускает воздух в нос, он выходит в свободное боковое пространство;
  • голосовые связки сомкнуты, дрожат.

Проверяется произношение следующими упражнениями:

  • необходимо открыть рот, похлопать губами, находящимися в расслабленном состоянии, как рыбки в аквариуме, и произнести слово «рыбки»;
  • имитировать усталость: вдох через нос, сложить ладони и поднести к губам, на глубоком выдохе произнести «ладошки»;
  • вдохнуть и выпустить воздух так, чтобы он начал вибрировать; пытаться произнести «ллл-акомка» (набор слов может быть разным – лампочка, линейка, ласточка).

Вариантов неправильного произношения мягкого и твердого несколько:

  • двугубное произношение: заменяется ребенком на или другую гласную букву (вместо лошадка слышится «уашадка», вместо лопатка – «ыпатка»);
  • в глаголах часто слышится сочетание (пила – «пиува»);
  • носовое произношение характеризуется – неправильным подъемом языка, при этом поток воздуха уходит в нос (локоть — «нгокоть»);
  • замена звука «Л» другими — «Ф», «В», «Д» (локоть – «фокоть», лошадка – «дошадка»);
  • межзубное произношение – кончик языка попадает в пространство между зубами, получается свистящий (луна – сссуна»);
  • трудный звук просто пропускается (лук — «ук», луна — «уна»);
  • если малыш выговаривает «Р», то он может подставлять ее вместо «Л» (луна – «руна»).

Причины отсутствия правильного «Л»

Факторами, которые провоцируют неправильное произношение звука могут быть следующие моменты:

  • неправильное речевое дыхание;
  • проблема в речевом слухе;
  • плохое развитие артикуляционного аппарата, слабость мышц языка;
  • индивидуальное строение уздечки.

Неправильное речевое дыхание можно охарактеризовать следующим образом:

  • у ребенка небольшой объем легких;
  • ослабленная дыхательная мускулатура (малыш не может говорить громко);
  • выдыхаемый воздух выходит рывками или весь сразу (в результате чего ребенок не может выговорить окончание предложения);
  • неправильное, неумелое распределение выдыхаемого воздуха (я с братиком иг… – вдох – раю);
  • торопливое произношение – захлёбывание.

Постановка звука ребенку поэтапно начинается с дыхательной гимнастики.

Следует научить ребенка удерживать игрушку: малышу, лежащему на ковре, предлагается вдохнуть – задержать дыхание (удержать мяч) – выдохнуть.

  1. Постановка правильного вдоха – выдоха через нос и рот: дошкольник сидит, руки находятся на животе. Он чувствует, как надувается живот (вдох) и как он расслабляется (выдох).
  2. Формирование правильной воздушной струи: малыш сдувает снежинки с руки, мелкие кусочки бумаги, шарики, мячик, подгоняет бумажные кораблики, надувает воздушные шары, пускает мыльные пузыри.
  3. Упражнения на звукоподражание, которые будет развивать силу и продолжительность, целенаправленность дыхания:

Плохое развитие слуха можно устранить следующими путями:

  • созданием слухового образа звука

Поможет прослушивание звучания механизмов и природных явлений. Родителю трудно правильно имитировать разные звуки, поэтому можно открыть сайт «Звук пожарной машины» и предложить ребенку прослушать звук мотоцикла, поезда, машины, двигателя, сирены, разбитого стекла, песенку дождя, ультразвук. Ребенок со временем начнет повторять данные звуки.

  • многократное произношение слов со звуком

ле – лед, ледокол, ледоход; ло: лопата, Лондон, лопух; ла: ласточка, лавка, ладонь; лы: лыжи, лыжня, вилы; лу: лужи, луга, лужайка.

  • плохое развитие артикуляционного аппарата,

О слабом развитии артикуляционного аппарата делает вывод логопед, который в игровой форме показывает дошкольнику, как произносится звук. Задания будут следующими:

  • соединить пальцы «ковшиком», которые имитируют язычок;
  • пальцы второй руки также сжимаются, напоминая рот;
  • предлагается сжимать и разжимать кулак – поднимается язычок, открывается и закрывается ротик;
  • подуть в кулачки, понаблюдать, как будет колыхаться подставленная узкая полоска бумажки
  • индивидуальное строение уздечки

Иногда «смазанность» речи возникает вследствие индивидуального строения уздечки. Мышечная связка под языком короткая, что ограничивает подъем языка вверх. правильно выговаривать звуки ребенок не может. В таком случае логопед подбирает комплекс артикуляционной гимнастики, заключающийся в растягивании подъязычной связки.

Одно из упражнений, направленных по подъему языка вверх – «Качели»:

  • положить язык за зубы, удерживая его в таком положении несколько минут,
  • поднять его вверх к верхним зубам и зафиксировать его;
  • «качать» язычок, постепенно убыстряя темп.

Можно предложить дошкольнику произносить быстро слоги с звуком , в которые входят различные гласные.

Неплохой эффект дает упражнение «Как «болбочет» индюк»:

  • положить язык на губу и водить им (он не должен отрываться);
  • говорить «бл-бл», постепенно убыстряя темп.

Артикуляционная гимнастика

Постановка звука ребенку поэтапно подразумевает проведение артикуляционной гимнастики:

  • Упражнения для разминки
  1. Простейшими заданием для разминки является «цоканье» языком, как цокают копыта лошадки. В результате разминается язык, поднимаясь к верхнему небу.
  2. Задание «Парус» способствует укреплению мышц языка. Язык поднят и стоит ровно, как парус. так он удерживается сначала 10 секунд, постепенно время стойки увеличивается еще на десять секунд. Минимальное время для выполнения упражнения – 40 секунд.
  • Упражнения постановки от звука
  • Упражнения постановки от звука

произносить легче, чем твердый . Такое смягчение допустимо, ведь ребенок избегает сильного напряжения в мышцах губ. Если этот процесс долго не проходит, то можно применит маленькую хитрость: предложить малышу при произношении слогов ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, ЛЭ стараться дотронуться языком до верхней губы.

  • Упражнения постановки от звука

Данный вариант выполняется в несколько периодов, но заострять внимание ребенка на поэтапном становлении трудного звука не стоит: дошкольник должен улыбнуться и, покусывая широкий язычок произнести звук как можно протяжнее. Должно получиться «ал – ал». Далее нужно отрабатывать произношение «ала – ала» и только потом «ла –ла».

  • Упражнения постановки от звука от

Необходимо научить ребенка тормозить движение нижней губы. Он должен ее опустить и задержать так 5 секунд, а затем поднять в верхним. Если ребенок не может выполнить задание под губу подставляется указательный палец, который поднимает и опускает нижнюю губу. При этом можно проговорить стихотворение: «Я на лавочке ловил мотыльков и бабочек. Все ловил, ловил, ловил. Раз – два – отпустил».

Постановка звука

Произношение мягкого звука — немного отличается от произношения твёрдого . Поднимается не корень языка, а его средняя часть. С альвеолами соприкасается большая часть спинки языка.

Если язык ребенка плохо двигается, то помочь могут простейшие артикуляционные упражнения для губ:

  • улыбайся открыто, чтобы видны были зубки;
  • сложи губы трубочкой;
  • произнеси «у», сложив губы квадратом;
  • покажи, как медленно открываются двери (губы расходятся, постепенно обнажаются губы);
  • прикусив кончик языка, вытяни воздушную струю.

Необходимо выполнять и упражнения для языка:

  • Я катаю орешек (перекатывать язык, упирая его в правую и левую щеку).
  • Паровоз гудит – долго тянуть звук через раздвинутые губы тихо, громко, шепотом.

В комплекс последующих речевых упражнений входят следующие:

1) ребенок несколько раз четко и отрывисто произносит ЛЬ – Ль – Ль;

2) задания на произнесение слогов ля — ля, ле — ле, ли — ли (при произношении прикусывается язык, затем отпускается);

3) произнесение слогов с изменением ритма: 1 раз – 2 раза – 3 раза и наоборот:

  • ле – ле, ле — ле, ле-ле – ле, ле – ле;
  • ли – ли, ли – ли, ли, ли – ли, ли – ли;
  • ля – ля, ля – ля, ля, ля – ля, ля – ля.

4) к слогам подбираются слова и проговариваются по несколько раз:

5) повтори слова в разном порядке: лебедь – лист – лев – лифт.

6) вспомни имена, которые начинаются с ЛЬ;

7) измени предложение:

  • У Леночки лента. – Это Леночкина лента.
  • У Лёни лейка. – Это Лёнина лейка.

8) Произнеси слова с обратными слогами:

  • аль – шаль, медаль;
  • ель – кисель, ельник;
  • оль – соль, моль;
  • яль – рояль, пяльцы;
  • уль – бульвар, бульдог.

Автоматизация звука в слогах

Постановка звука ребенку проводится поэтапно. Одним из важных этапов является упражнения по его автоматизации. Следует учитывать, что процесс этот длительный, поэтому звуковые игры нужно выполнять систематически до 5 минут в день.

Можно выбрать следующие упражнения:

1) песенка звука :

ребенок поет слоги, начинающиеся с «Л», подставляя различные гласные: «ла – ла — ла – ля – ля — ля»;

2) произношение в слогах:

  • можно просто произносить те же слоги, кончик языка следует прикусить;
  • произношение обратных слогов: «ал – ал; ил – ил; ол – ол»;
  • произношение интервокальных слогов: «ала – или – улу – оло –ылы»;
  • автоматизация в прямых и обратных слогах, подбираются слоги с несколькими согласными: «кло – гла – пля – фли – хлу – злю – слё — шла — бли — кле — агл – окл – алс — ухл – ашл – ибл – екл»;

3) автоматизация звука в разных позициях (ребенку будет интересней, если он станет называть слова по картинкам):

Попросите произнести поэтапно ребенка каждую картинку. Это поможет выработать правильную постановку звука Л

пух – В-га; ма – маз, к – ла, жи – вози; ка – лка;

4) отработка произношения в конце слова:

возили – возил, писала — писал, качнуло – качнул.

Постепенно можно усложнять задания, переходить к упражнениям со словосочетаниями, с предложениями, состоящими из 3, 4 и более слов:

  • белое облако, шёлковое одеяло, голубые флоксы;
  • Ася грызла яблоко. Лукерья чистила луковицу.
  • Клава хлопала в ладошки. Влад мечтает быть пилотом.
  • У Володи в руках пластинка.
  • Клава взяла в руки иголку.

Количество слов в предложениях постепенно увеличивается.

Постановке произношения помогут чистоговорки, которые можно придумывать самому:

  • ЛА – ЛА – ЛА – у меня в руках пила;
  • ЛЫ — ЛЫ — ЛЫ – мороз мостил мосты.
  • ЛАТ – ЛАТ –ЛАТ – а я сделала салат;
  • УЛЫ –УЛЫ – УЛЫ – рыбы разбежались от акулы.
  • УЛИ – УЛИ – УЛИ – мы шары надули.

Необходимо заучивать с дошкольником пословицы и поговорки:

  • Зимой холодно, зверям голодно.
  • Соловей маленький, а голосок сладенький.

Мимическая гимнастика

Мимическая гимнастика – основа правильного произношения фонем. При систематических упражнениях ребенок тренирует весь артикуляционный аппарат, участвующий в произношении звуков. Логопедами разработано множество упражнений для этой цели. Неплохо, если взрослый подготовит к занятиям дидактический материал.

Показывая картинки, взрослый произносит, малыш повторяет за ним:

  • Вот лосенок. Это лось. Посмотри, как он подрос (ребенок изображает удивление).
  • Хомячок живет в лесу, прячет орешки за щеку (дошкольник надувает щеки, вытягивает губы в трубочку», широко улыбается).
  • Киске дали молоко. Она его лакает, а Алиска в стороне просто улыбается (изобразить, как кошка лакает и как улыбается девочка).
  • Старший брат Аркашка потерял сестренку Машку (ребенок поднимает брови и смотрит удивленно).
  • Рассердилась Мила: «Где же наши сливы?» (изобразить сердитое лицо).
  • Плачет маленькая Маша: «Где же моя каша?» (показать, как плачет девочка».

Можно усадить ребенка перед зеркалом и попросить его закрывать и открывать глаза: «Спи глазик, спи! Спите оба глаза. Пришло утро. Пора просыпаться». Дошкольнику показываются пиктограммы, на которых он видит смеющихся, плачущих людей. Ребенок пытается изобразить на лице тоже состояние. Интересны нестандартные упражнения с небольшим шариком, в который продет шнур.

С шариком можно выполнять следующие действия:

  • толкать языком;
  • ловить ртом без помощи рук,
  • брать в губы и выталкивать с силой;
  • перекатывать во рту, как бурундук орешки;
  • держа шарик во рту, рассказывать скороговорки.

Подходят для мимической гимнастики и упражнения с ложкой:

  • маленькую ложку, зажатую в кулак, толкать языком, стараясь поворачивать ее в разные стороны;
  • попеременно толкать вогнутую и выпуклую части ложки сквозь пальцы;
  • легонько похлопывать ложкой по языку.
  • прижать ложку к губам, сложенным трубочкой, и обвести ею овал губ;
  • зажав в руках по ложке, совершать ими круговые движения по щекам; улыбнувшись проделать то же самое;
  • набрать в язык, как в ложку, небольшое количество жидкости и двигать им в разные стороны так, чтобы вода не разливалась.

Дыхательная гимнастика. Постановка звука на вдохе

Постановка звука ребенку поэтапно проводится на вдохе, поэтому перед началом упражнений по развитию речи, нужно в течение нескольких минут проводить дыхательную гимнастику:

  • короткий вдох – одна секунда;
  • плавный длинный выдох – 3-5 секунд.

Можно предложить ребенку выполнить следующие упражнения, но обязательно с соблюдением правила вдох — выдох:

  • «Посмотри, как она крутится!» — игра с вертушкой.
  • «Остановись, лошадка!» — сделав вдох, расслабить губы и выдохнуть воздух так, чтобы послышалось «прр».
  • «Надуй шарик!» малыш ложится на пол, положив руку на живот (рука почувствует, как «надулся шарик» на вдохе, «сдулся» на выдохе.
  • Если в доме имеются фрукты, можно предложить ребенку угадать их по запаху. Закрыть глаза, понюхать фрукт, втянув воздух через нос, и назвать фрукт на выдохе.
  • Неплохо устроить мини-футбол, но гонять не мяч, а пушинку. При этом важно соблюдать правильное дыхание: вдохнуть, выдохнуть через губы, собранные в трубочку, стараясь, чтобы пушинка залетела в ворота.

Постановка с механической помощью

Постановку звука трудно выполнить ребенку, проводить ее нужно поэтапно.

В таком случае могут помочь следующие задания:

  • Дошкольнику следует нагнуться, вытянуть голову вперед, напрячь мышцы плечей и шеи. В таком положении следует попробовать протянуть звук .
  • Иногда для поставки звука можно применить механическую помощь: положить пальцы указательные пальцы рук на шею, а безымянные приблизить к уголкам челюсти, слегка надавить. В этот момент ребенок должен произнести .
  • Если у дошкольника губно-зубное произношение, то следует воспользоваться методом, который заключается в следующем: ребенок продвигает губы вперед, задерживает их на мгновение и произносит .
  • Если наблюдается носовое произношение, то нужно добиться, чтобы струя воздуха выходила через уголки губ. Ребенка нужно учить, применяя описанные выше упражнения, выдвигать язык вперед, к зубам.

Закрепляем произношение

Закрепить произношения звука могут помочь следующие упражнения:

  • Подобрать около 30 предложений, состоящих из трех –четырех слов. В каждом слове обязательно должен встречаться звук . Взрослый вместе с дошкольником произносит предложения, постепенно убыстряя темп:
  1. Лола вымыла полы.
  2. Всадник сидел на лошади с седлом.
  3. Лось стоял и вдруг упал.
  4. Павел сидел на стуле.
  5. Большая луна на небо всплыла.
  6. Лучше будем мы молчать, и работу подгонять.
  7. Буратино угостил Мальвину спелым яблоком.
  8. Лиса Алиса всех перехитрила.
  9. Волк охотился за булкой.
  10. Лиса – хитрая, волка – глупый, медведь – сильный.
  11. Леня вымыл бокалы.
  12. Муслим разговаривал с Люсей.
  13. Любе пришла посылка.
  14. Мальвина сидела на балконе и смотрела на луну.
  15. Сегодня полнолуние.
  16. Затмение Луны таинственно.
  17. Я взял альбом и пошел рисовать.
  • Малышу предлагается закончить фразу:

Десять маленьких бельчат

Вышли маму все встречать.

У дупла они сидели

И на солнышко глядели.

Упражнения для улучшения речевого слуха

Для развития речевого слуха логопеды используют следующие игры:

  • «Метели, метели, что вы напели?»

В этой игре дети говорят слова или предложения с разной силой голоса. Вариант игры – «дует ветер»

  • «Говори громко! Говори тихо!»

Ребенку показываются игрушки, если маленькие, он говорит тихо, большие – громко.

  • «Отгадай, кто говорит!»

Можно провести инсценирование сказки «Три медведя», в которой медведи говорят разными голосами (низким, высоким, обычный).

Воспитатель произносит разные звуки, ребенок должен угадать, где звучит сигнал – далеко или близко.

  • «Не пропусти!»

Взрослы показывает ребенку картинки, которые называет с ошибками. Играющий должен заметить ошибку и хлопнуть в ладоши. Во втором варианте игры в случае неправильного произношения малыш поднимает красный кружок.

Взрослый показывает картинку и называет ряд слов, среди которых нужно выбрать одно:

  • лук, люк, угол, уголь;
  • лист – флис, кис-кис.
  • «Что это?»

Воспитатель называет общее понятие. ребенок — слово, в котором есть звук :

  • фрукты: апельсины, ананасы;
  • животные – лиса, лось;
  • обувь – туфли;
  • деревья – слива.

Чтобы осуществить поэтапную постановку звука нужны систематические тренировки с простыми и сложными, музыкальными и простыми упражнениями, которые приучат ребенка к правильной артикуляции.

Лукина Лариса Михайловна

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео о постановке звука Л

Артикуляционная гимнастика для звуков Л, Ль:

Звук Л

(постановка)

Занятие № 1

1.Организационный момент

2.Артикуляционная зарядка

  • Общие упражнения
  • Специальные упражнения

Упражнение «Накажем непослушный язык»

Упражнение «Вкусное варенье»

Упражнение Пароход гудит» — приоткрыть рот и длительно произносить звук Ы. кончик языка должен быть опущен и находиться в глубине рта, а спинка языка – поднята к небу.

Упражнение «Индюк» — приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом темп убыстрить и добавить голос, пока не послышится БЛ-БЛ ( как индюк болбочет)

Упражнение «Качели»

Упражнение » Как лошадка цокает» — со звуком

  • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха
  1. Объявление темы

— Назовите предметы, изображенные на картинках

(ЛОПАТА, ЛАМПА, ЛОЖКА)

-Что общего в этих словах?

(Начинаются на один звук Л)

  1. Анализ артикуляции
  • Губы – раскрыты или занимают положение для последующего (предшествующего ) звука.
  • Зубы – разомкнуты.
  • Язык – кончик поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, передняя и средняя части спинки языка опущены, боковые края языка тоже опущены, между ними и коренными зубами – щели, через которые проходит воздух, задняя часть спинки языка поднята к мягкому небу. Форма языка напоминает седло: кончик и задняя часть подняты, передняя и средняя части спинки вместе с краями опущены.
  • Мягкое небо – поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.
  • Голосовые связки – напряжены, сближены, вибрируют, давая голос.
  • Воздушная струя – при выдохе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка, поэтому звук Л называют «боковым».
  1. Постановка звука

6.Закрепление изолированного звука

  • Игры на звукоподражание

-Давай споем песенку : ЛА-ЛА-ЛА

7.Развитие фонематического слуха

  • Опознание звука из ряда других

— Хлопни в ладоши, если услышишь звук Л:

Л Д Ж Л В У П Р Л Т М Л

  • Опознание из слогов

— Топни ножкой , если услышишь звук Л:

ЛА ПА РИ ЛИ ИЛ ИТ ИН ЕН ЕЛ УЛ УВ

  • Опознание из слов

— В каких словах есть звук л – закрой их фишкой (картинки):

лапа

пила

доска

самосвал

валенки

стог

стол

факел

крыло

книга

окно

лампа

облако

  • Опознание из предложений

— Запомни слова со звуком Л:

Из леса вышел лось.

Собака дала хозяину лапу.

С горки катился лыжник.

  • Опознание из текста

— Сколько раз в тексте ты услышишь звук Л:

Дятел живет в лесу.

Он лечит деревья.

Дятел долбит клювом дупло.

8.Закрепление звука в слогах

— Повтори четко за мной:

ЛА-ЛА-ЛА-ЛА

ЛО-ЛО-ЛО-ЛО

ЛУ-ЛУ-ЛУ-ЛУ

ЛО-ЛА-ЛУ-ЛЫ

ЛА-ЛО-ЛЫ-ЛУ

ЛУ-ЛЫ-ЛУ-ЛЫ

9.Закрепление звука в словах

— Произнеси слова:

лак

лама

лампа

лапа

ладья

лото

локоть

лодка

лошадь

лоб

лупа

лужа

лукошко

лужайка

луч

10. Закрепление звука в предложении

— Повторяй за мной:

ЛО-ЛО-ЛО- мыли с мылом мы стекло

ЛА-ЛА-ЛА- сняли скатерть со стола

ЛУ-ЛУ-ЛУ- не могу найти пилу

ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ- стали туфли мне малы.

11.Итог

  • -Какой звук отрабатывали на занятии?
  • Анализ основных положений артикуляции
  • Заключительное проговаривание

-Проговаривай за мной:

ЛА-ЛА-ЛА-, — юла сказала: —

Весела я , весела,

Все бы пела и плясала,

Потому что я – юла.

12.Домашнее задание

  • Проговаривать слоги и слова со звуком Л (какие были на занятии)
  • Ответить на вопросы полными предложениями:

— Какое время года наступает после весны?

— Что появляется на асфальте после дождя?

— Кто управляет самолетом?

  • Звуковой анализ слова ЛАПА

Звук Л

(постановка)

Занятие № 2

1.Организационный момент

2.Артикуляционная зарядка

  • Общие упражнения
  • Специальные упражнения

Упражнение «Накажем непослушный язык»

Упражнение «Вкусное варенье»

Упражнение Пароход гудит» — приоткрыть рот и длительно произносить звук Ы. кончик языка должен быть опущен и находиться в глубине рта, а спинка языка – поднята к небу.

Упражнение «Индюк» — приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая ее. Сначала производить медленные движения, потом темп убыстрить и добавить голос, пока не послышится БЛ-БЛ ( как индюк болбочет)

Упражнение «Качели»

Упражнение » Как лошадка цокает» — беззвучно

  • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха
  1. Объявление темы

— Отгадай загадку:

Сидит дед,

Во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слезы проливает (ЛУК)

— Какой первый звук в слове ЛУК?

  1. Анализ артикуляции
  • Губы – раскрыты или занимают положение для последующего (предшествующего ) звука.
  • Зубы – разомкнуты.
  • Язык – кончик поднимается и упирается в верхние резцы или их десны, передняя и средняя части спинки языка опущены, боковые края языка тоже опущены, между ними и коренными зубами – щели, через которые проходит воздух, задняя часть спинки языка поднята к мягкому небу. Форма языка напоминает седло: кончик и задняя часть подняты, передняя и средняя части спинки вместе с краями опущены.
  • Мягкое небо – поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.
  • Голосовые связки – напряжены, сближены, вибрируют, давая голос.
  • Воздушная струя – при выдохе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка, поэтому звук Л называют «боковым».
  1. Постановка звука

6.Закрепление изолированного звука

  • Игры на звукоподражание

-Давай споем песенку : АЛ-АЛ-АЛ

7.Развитие фонематического слуха

  • Опознание звука из ряда других

— Хлопни в ладоши, если услышишь звук Л:

Л Д Ж Л В У П Р Л Т М Л

  • Опознание из слогов

— Топни ножкой , если услышишь звук Л:

ЛА ПА РИ ЛИ ИЛ ИТ ИН ЕН ЕЛ УЛ УВ

  • Опознание из слов

— В каких словах есть звук л –запомни их и потом повторишь:

Лето

весна

Лента

Пенал

Журавль

Изба

Булка

Глаз

Лицо

Деревня

пенал

зима

  • Опознание из предложений

— Запомни слова со звуком Л:

Лена заболела и пила лекарство.

С тополя и осины летит листва.

Люся вплела в косу ленту.

  • Опознание из текста

— Сколько раз в тексте ты услышишь звук Л:

Глазки – апельсинки у кошечки Мальвинки,

Мальвинка улыбается, чему- то удивляется.

8.Закрепление звука в слогах

— Повтори четко за мной:

ПЛА-ГЛА-ВЛА-КЛА

ПЛУ-ГЛУ-ВЛУ-КЛУ

ПЛЫ-ГЛЫ-ВЛЫ-КЛЫ

ПЛО-ГЛО-ВЛО-КЛО

9.Закрепление звука в словах

— Произнеси слова:

юла шалаш плакат плащ площадь

глобус флаг каблук клубок блуза

пламя вилы пчела голубь акула

одеяло глаза вешалка клумба

село укол футбол пол кол

баскетбол волейбол посол дятел

колокол отдел упал встал узнал

взял пришел увидел нашел сидел

съел думал металл крахмал

10. Закрепление звука в предложении

— Повторяй за мной:

УЛ-УЛ-УЛ- мы купили новый стул

АЛ-АЛ-АЛ- наш Илюша очень мал

ОЛ-ОЛ-ОЛ- вратарю забили гол

ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ- я у Леши шарф забыл

11.Итог

  • -Какой звук отрабатывали на занятии?
  • Анализ основных положений артикуляции
  • Заключительное проговаривание

-Проговаривай за мной:

Людочка из глины слоника слепила.

Слоник был глазастый, голубой, ушастый.

Слоник от Людмилки убежал к Галинке,

Потому что Галочка дала слону скакалочку.

12.Домашнее задание

  • Проговаривать слоги и слова со звуком Л (какие были на занятии)
  • Ответить на вопросы полными предложениями:

— Чем едят суп?

— кто квакает на болоте?

— Что появляется на реке зимой?

  • Придумать слова-имена людей, начинающиеся на звук Л : Лена, …

Звук Л/

(постановка)

Занятие № 3

1.Организационный момент

2.Артикуляционная зарядка

  • Специальные упражнения

Упражнение «Накажем непослушный язык»

Упражнение «Вкусное варенье»

Упражнение Пароход гудит» —

Упражнение «Индюк» Упражнение «Качели»

Упражнение » Как лошадка цокает» — беззвучно

  • Упражнения на развитие силы голоса и выдоха
  1. Объявление темы

-Послушай и скажи, какой первый звук в словах – ЛЯГУШКА, ЛИМОН, ЛИСТЬЯ?

(ЛЬ)

  1. Постановка звука

(по подражанию) – у зеркала показать произношение звука Л, произнося ЛИ – ЛИ –ЛИ.

-Обрати внимание на то, что

  • Губы в улыбке
  • Верхние и нижние зубы видны
  • Кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами

5.Анализ артикуляции

  • Губы – раскрыты , растянуты в стороны как при улыбке..
  • Зубы – разомкнуты.
  • Язык – кончик поднят несколько выше и упирается в альвеолы, средняя и задняя части спинки языка подняты и продвинуты вперед к концу твердого и началу мягкого неба, что и дает смягчение.
  • Мягкое небо – поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.
  • Голосовые связки – напряжены, сближены, вибрируют, давая голос.
  • Воздушная струя – при выдохе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка, поэтому звук Л называют «боковым».

6.Закрепление изолированного звука

  • Игры на звукоподражание

— Как поется песенка ? ( ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ)

7.Развитие фонематического слуха

  • Опознание звука из ряда других

— Хлопни в ладоши, если услышишь звук Л:

H Р ЛЬ Р Ж ЛЬ Р В У П Р ЛЬ Т Р М Л

  • Опознание из слогов

— Топни ножкой , если услышишь звук Л:

ЛЯ ПА РИ ЛИ ИЛ РА ИТ ИН ОР ЛА ЕН ЕЛ ИР ЛЮ УЛ УВ

  • Опознание из слов

— В каких словах есть звук ЛЬ –запомни их и потом повторишь:

Коляска

Апельсин

Салют

улитка

альбом

лев

люстра

листья

лента

лимон

лягушка

  • Опознание из предложений

— Запомни слова со звуком ЛЬ:

Лена купила линейку.

Лева лепил из пластилина лепешку.

  • Опознание из текста

— Сколько раз в тексте ты услышишь звук ЛЬ:

голубые васильки на платье у Татьянки.

Золотые мотыльки летают на полянке.

8.Закрепление звука в слогах

— Повтори четко за мной:

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ

ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ

ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ

ЛИ-ЛИ-ЛИ-ЛИ

УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ

ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ

ИЛЬ-ИЛЬ-ИЛЬ-ИЛЬ

9.Закрепление звука в словах

— Произнеси слова:

Коляска

Апельсин

Салют

улитка

альбом

лев

люстра

листья

лента

лимон

лягушка

руль

король

медаль

моль

соль

соболь

10. Закрепление звука в предложении

— Повторяй за мной:

ЛЯ- ЛЯ-ЛЯ-булка стоит два … рубля

ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ- постирали мы … белье.

ЛИ-ЛИ-ЛИ – мы с сестрой домой …пошли.

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ-– очень маму я … люблю.

ЛЕ – ЛЕ – ЛЕ – лежит скатерть на … столе.

УЛЬ – УЛЬ – УЛЬ – Валя крутит … руль.

ОЛЬ – ОЛЬ – ОЛЬ – на крыльце сидит … король.

11.Итог

  • -Какой звук отрабатывали на занятии?
  • Анализ основных положений артикуляции
  • Заключительное проговаривание

-Проговаривай за мной:

Глазки – апельсинки у кошечки Мальвинки.

Мальвинка улыбается, чему то удивляется.

12.Домашнее задание

  • Проговаривать слоги и слова со звуком ЛЬ (какие были на занятии)
  • Ответить на вопросы полными предложениями:

Что пьют, когда заболеют? (ЛЕКАРСТВО)

Кто квакает ? ( ЛЯГУШКА)

Что осенью опадает с деревьев? (ЛИСТЬЯ)

Что вплетают в косы? (ЛЕНТЫ)

  • Игра «Измени одно слово» — по очереди меняются слова в предложении:

В озере плавают белые лебеди.

Звук Л — ЛЬ

(автоматизация)

Занятие № 5

  1. Организационный момент
  2. Артикуляционная гимнастика

Упражнение «Накажем непослушный язык»

Упражнение «Вкусное варенье»

Упражнение Пароход гудит» —

Упражнение «Индюк» Упражнение «Качели»

Упражнение » Как лошадка цокает» — беззвучно

  1. Объявление темы
  • Ответьте на вопросы:
  • Что появляется на реке зимой? (ЛЕД)
  • Чем едят суп? (Ложкой)
  1. Произношение изолированного звука

— Какой первый звук в этих словах?

  1. Анализ артикуляции по плану
  • Губы – раскрыты , растянуты в стороны как при улыбке..
  • Зубы – разомкнуты.
  • Язык – кончик поднят несколько выше и упирается в альвеолы, средняя и задняя части спинки языка подняты и продвинуты вперед к концу твердого и началу мягкого неба, что и дает смягчение.
  • Мягкое небо – поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость.
  • Голосовые связки – напряжены, сближены, вибрируют, давая голос.
  • Воздушная струя – при выдохе попадает в ротовую полость и выходит по бокам языка, поэтому звук Л называют «боковым».

  1. Характеристика звука

— Звук Л – согласный, твердый.

— Звук ЛЬ – согласный, мягкий.

— Какие еще согласные звуки ты знаешь?

  1. Связь звука с буквой

— Посмотри на букву Л. На что она похожа?

— Напиши букву Л в воздухе.

— Нарисуй в тетради точку. Давай превратим ее в букву Л.

— Зачеркни на доске те буквы, которые написаны неправильно.

— Как превратить букву М в букву Л?

  1. Развитие фонематического слуха

— Хлопни в ладоши, если услышишь звук Л и топни ножкой, если услышишь звук ЛЬ:

полет

календарь

палец

лампа

леденец

полка

лев

ложка

пыльца

лопата

лук

люстра

белка

лев

салют

  1. Закрепление звука в слогах. Звуковой анализ и синтез слогов. Графическая запись.

— Произнеси за мной слоги:

ЛА-ЛА-ЛА-ЛА-

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ

ЛЯ-ЛА-ЛЯ-ЛА

-Составь схему слога ЛЯ и ЛА

-Почему схемы получились разные?

  1. Закрепление звука в словах. Звуковой анализ и синтез слов. Графическая запись.

Уголь

Сталь

антресоль

фасоль

ноль

щель

метель

быль

шмель

тополь

Цель

Луна

Ложка

Лодка

Белка

Полка

Лопата

Мыло

Пила

Яблоко

Угол

Стол

Мел

Пенал

Стул

Стол

гол

— Какие слова запомнили?

-Какие слова были непонятны? (АНТРЕСОЛЬ)

10 Закрепление звука в предложении

— Повторяй за мной:

Оля и Коля – малыши.

Люба сделала салат из листьев салата.

Наша школа большая и светлая.

Во дворе мальчики играют в футбол.

11.Итог

  • -Какой звук отрабатывали на занятии?
  • Анализ основных положений артикуляции

12.Заключительное проговаривание

-Проговаривай за мной:

Белый снег летает

Над землею белой,

Ложится, засыпает,

Усталый и несмелый.

— О чем стихотворение?

-Какое время года описывается?

13.Домашнее задание

  1. Проговаривать слоги и слова со звуками Л и ЛЬ ( которые были на занятии)
  2. Придумать слова, оканчивающиеся на звуки ЛЬ и Л.
  • Договаривать строчки так, чтобы получалось складно:

УЛ –УЛ-УЛ – мы купили новый ….(СТУЛ)

ОЛ-ОЛ-ОЛ-вратарю забили …(ГОЛ)

ЛУ-ЛУ-ЛУ- не могу найти …(ПИЛУ)

ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ- очень маму я …(ЛЮБЛЮ)

Артикуляционная гимнастика для звука Л:

Комплекс 1:

  1. «Язык здоровается с верхней губой»

Цель: Отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), если она укорочена.

Описание: Открыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу (при укорочении уздечки — дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык на верхней губе 3—5 секунд, убрать в рот.

Обратите внимание! 1. Не всем детям удаётся сразу сделать язык широким, но нужно к этому стремиться. Этому способствуют упражнения «Шлёпаем губами по языку», «Покусаем язык» (№ 19 и 20).

2.Двигается только язык, нижняя губа не «подсаживает» язык вверх.

  1. «Бульдог»

Цель: Тренировать подъём языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: Открыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении не менее 5 секунд.

Обратить внимание! Если ребёнок затрудняется поднять язык и поместить его за верхнюю губу, то можно показать ему это место, проведя соской на шпателе под верхней губой.

  1. «Чистим верхние зубы» (С внутренней стороны)

Цель: Развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъём языка.

Описание: Открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

Обратить внимание!

1. Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

2. Следить за тем, чтобы кончик языка не загибался внутрь, а двигался у корней зубов. 3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

  1. «Вкусное варенье»

Цель: Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.

Описание: Открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки».

Обратить внимание!

1. Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх — она должна быть неподвижной (можно придержать её пальцем).

2. Язык широкий, в форме чашечки.

3. Если упражнение не получается, то нужно ( вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку» (№ 19), распластать язык, а потом завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальцами (с бинтом).

  1. «Чашечка»

Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.

Описание: Открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

Обратить внимание!

1. Если «чашечка» не получается, то необходимо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку», распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.

2. Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками.

3. При выполнении упражнения края языка находятся у верхних зубов.

  1. «Ступеньки»

(Чередование «Чашечка» на верхней губе – «Чашечка» на верхних зубах – «Чашечка» вверху за зубами)

Цель: Удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку».

Описание: Открыть рот, установить язык в форме чашечки на верхней губе, затем перевести «чашечку» на верхние зубы, а затем за верхние зубы. Удерживать в каждом положении 3—5 секунд.

Обратить внимание!

1. Следить, чтобы двигался только язык, нижняя челюсть неподвижна.

2. Сохраняем «чашечку», плавно переводя язык из одной позиции в другую.

  1. «Фокус» («Дуем с чашечки»)

Цель: Направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.

Описание: Открыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Усложнение: На кончик носа прикрепить кусочек кальки (1,5 см х 1,5 см) и сдуть его — он летит вверх. Чтобы калька легко прикрепилась к носу, нужно её слегка увлажнить (провести по кончику языка ребёнка).

Обратить внимание!

1. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх.

2. Не сжимать язы зубами.

3. Выдох плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков

Комплекс 1 в игровой форме.

Язычок твой – серый зайка,

Веселый ловкий попрыгайка!

Рано утром он проснулся

Сладко к солнцу потянулся!

(упражнение «Язычок здоровается с верхней губой»)

Вдруг такая не задача-

За окном раздался крик!

Напугался сонный зайчик

И за шторку быстро прыг!

(Упражнение «Бульдог»)

Оказалось всё не страшно –

Шумит лесная детвора!

На кухне сладко пахнет кашей

Чистить зубки нам пора!

(Упражнение «Чистим верхние зубы с внутренней стороны»)

Захотел наш шустрый зайчик

После каши чай попить,

Но опять пред ним задача-

Не может чашку он найти!

(Помоги зайчику! Давай сделаем упражнение «Чашечка»!)

Зайка страшный сладкоежка

Варенье любит от души!

И теперь его мордашка

Вся в варенье! – Оближи!

(Упражнение «Вкусное варенье»)

Чашку зайка мыть не хочет,

Попытался спрятать срочно!

Перед полкой и за полку,

Только нету в этом толку!

(Упражнение «Ступеньки»)

Надо маму отвлекать,

Чтоб не начала ругать!

Будем думать и гадать…

Может, фокус показать?!

(Упражнение «Фокус»)

Комплекс 2:

  1. «Чистим верхние зубы» (С внутренней стороны)

Цель: Развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъём языка.

Описание: Открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения из стороны в сторону.

Обратить внимание!

1. Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

2. Следить за тем, чтобы кончик языка не загибался внутрь, а двигался у корней зубов.

3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

2. «Парус»

Цель: Удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.

Описание: Широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд.

Обратить внимание!

1. Края языка могут не прилегать к верхним боковым зубам, как в упражнении «Чашечка».

2. Если вы предложите ребенку пропеть звук «ы»: «ы-ы-ы», слегка надавливая кончиком языка на верхние зубы, то может получиться звук «л».

Комплекс 2 в игровой форме:

Сейчас я предлагаю тебе совершить прогулку по берегу большой реки! Представь, что на улице теплое лето, светит яркое солнышко, дует ласковый ветерок… Чтобы было не так жарко, мы с тобой отправились на берег большой реки. Смотри! Что там такое?! Да это же водопад! – Высокие камни поднимаются высоко вверх, а по ним стекают волны… давай с тобой попробуем язычком показать водопад:

Подними кончик языка вверх и удерживай его в таком положении пока на нем не скопится слюна. Затем опусти язычок (Филичева). Повторим? Ну что? Пойдем дальше!? Смотри! А это что на горизонте? Лодка! Какой у нее яркий парус! (Упражнение «Парус»). Ветерок прогнал парусник мимо нас и нам тоже пора возвращаться назад…

Вариант 2.

Язычок рано встал.

В комнате всё убрал,

Вот почистил зубки он и отправился в лесной поход.

(упражнение «Чистим верхние зубы»)

Там у тропки у лесной

Боровик растет большой.

За грибом всё наблюдал,

На иве дятла услыхал.

По стволу он клювом бьет

Жуков вредных достает.

Ива ветками кивала

«Спасибо» дятлу посылала,

Наклоняла ветки в реку

Лодке не давала ехать.

В лодке шмель и оса

Поднимали паруса.

Увидел это язычок

Сделал «парус» и молчок.

(Упражнение «Парус»)

Солнце в реку окунулось,

Язычку слегка взгрустнулось.

Уж домой пора бежать,

Лечь в любимую кровать.

Поцелуй отправить маме,

До утра проститься с нами.

Комплекс 3 (от межзубного):

  1. «Блинчик»

Описание: Открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать язык неподвижно 5, затем 10 секунд.

  1. «Покусаем язык»

Цель: Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).

Описание: Открыть рот и покусывать язык. Варианты: 1. Покрывать кончик языка. 2. Покусывать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку в выполнении упражнения.

Обратить внимание!

1. Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы.

2. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в артикуляционной гимнастике. Выполняя это упражнение, ребёнок осуществляет самомассаж языка.

  1. «Пароход»

Цель: Отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л» (особенно при напряжённости языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»).

Описание: Высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» («пароход гудит»).

Обратите внимание!

1. Тёплый воздух выходит по бокам.

2. Если при пропевании звука «ы» получается мягкий звук «ль», попросите ребёнка ещё больше высунуть язык и зажать зубами не кончик, а среднюю часть языка.

Комплекс 3 в игровой форме:

В лесу на большой сосне жила белочка. Она была очень мечтательной особой! Она очень мечтала однажды покататься на большом пароходе! Белочка была доброй и трудолюбивой! Больше всего она любила печь блины (Упражнение «Блинчик»). А еще шить на швейной машинке новенькие платья для себя и своих сестричек! (Упражнение «Покусаем язык»). Однажды она шила очень красивое платье и вдруг услышала протяжный звук: «ы-ы-ы-ы»… Белочка не поняла, что же это такое? «Ы-ы-ы-ы-ы»! Послышалось ещё громче. Белочка подбежала к окну и далеко-далеко на горизонте она увидела пароход! («Упражнение «Пароход»). «Ы-ы-ы-ы!» — он громко позвал Белочку кататься. Белочка быстро надела новенькое платье и побежала навстречу своей мечте!

Вариант 2. Жил-был на свете Язычок. Познакомься с ним. Он жил в своем домике. А ты знаешь, как называется домик у язычка? (Рот) Как-то утром побежал Язычок на кухню, а там мама месит тесто. «Давай я тебе помогу” — сказал Язычок. Замесили тесто, испекли блины. (Упражнение «Блинчик»). Язычок поблагодарил маму за вкусный завтрак и побежал гулять и петь песенки. (Упражнение «Покусаем язык»). Гулял он, гулял и вдали увидел пароход. (Упражнение «Пароход»). Но тут его окликнула мама и позвала домой.

Комплекс 4:

  1. «Язык здоровается с верхней губой»

Цель: Отрабатывать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной связки (уздечки), если она укорочена.

Описание: Открыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу (при укорочении уздечки — дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык на верхней губе 3—5 секунд, убрать в рот.

Обратите внимание! 1. Не всем детям удаётся сразу сделать язык широким, но нужно к этому стремиться. Этому способствуют упражнения «Шлёпаем губами по языку», «Покусаем язык» (№ 19 и 20).

2.Двигается только язык, нижняя губа не «подсаживает» язык вверх.

  1. «Индюк»

Цель: Отрабатывать подъём языка и подвижность кончика языка.

Описание: Открыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк).

Обратить внимание!

Кончик языка загибается кверху.

Комплекс 4 в игровой форме:

Индюк – очень важная птица!
И он этим очень гордится!
Бл-бл-бл – кричит индюк
И пугает всех вокруг!
Ты не бойся, подойди
И его изобрази!

Вариант 2:

Язычок бежит к высо-о-кой ели,

Видит – новые качели

На пригорочке стоят

Приглашает всех ребят.

(упражнение «Язык здоровается с верхней губой»)

Покачался от души.

Нужно дальше поспешить.

Прибежал он на футбол.

Не забил голов пока,

Чем обидел индюка.

Индюк страшно «болботал» –

Еле язычок сбежал.

(Упражнение «Индюк»)


Здравствуйте, дорогие читатели и подписчики блога!
В этой статье пойдет речь о том, как происходит подготовка к постановке звука Л. Отсутствие этого звука в речи ребенка (ламбдацизм) не так сильно бросается в глаза, как шипящих или свистящих. Этот дефект придает речи некоторую детскость и инфантильность. Например, вместо «лодка” произносится «водка”, а вместо «ложка” слышится «вошка”.

Сначала это кажется очень смешным, милым и забавным. Но по мере взросления нечеткая дикция начинает раздражать. Речь кажется «малышковой”, а хочется, чтобы к школе она стала четкой и взрослой. Неправильное произношение может привести к ошибкам на письме.

Виды нарушения произношения Л

  • полное отсутствие, «глаз” произносится как «газ”, а «пила” как «пиа”
  • замена на У, тогда «лампа” — «уампа”, «лама” — «уама”
  • — В: «лапа” — «вапа”, «лук” — «вук”
  • — Н «пила” — ”пина”, ”мыло”- ”мыно”
  • — йотированные «полка”- «пойка”, «лодка” — «ёдка”
  • — Р «лес” — «рес”, «клад” — «крад”
  • — мягкий ЛЬ: «лужа” — «люжа”, «палка” — ”палька”
  • могут сочетаться все виды, в зависимости от положения Л в слове: «лёдка” (лодка), «стуй” (стул), «япа” (лапа) и «вужа” (лужа).

Исходя из этих особенностей, после диагностики и обследования выстраиваем коррекционный процесс таким образом, чтобы как можно точнее подобрать нужные упражнения для подготовки речевого аппарата. Артикуляционный уклад Л таков, что язык (Я) должен быть широким и упираться за верхние зубы. И необходима работа над голосом, чтоб работал носовой резонатор, потому что это сонор.

А в дальнейшем надо очень тщательно провести дифференциацию со всеми видами замены. И не использовать их во время автоматизации. Очень грамотно подбирать слова, чтобы ребенку их было легко произносить. Об этом пойдет речь в дальнейших темах о постановке и автоматизации звука в слогах, словах и предложениях.

Если нет никаких особых проблем: дизартрии, нарушения прикуса или аденоидита, Л ставится очень быстро. Можно за одно занятие поставить и закрепить. Но такое бывает не всегда. Учитывая все вышесказанное отметим 3 основных момента, которые всегда надо помнить, когда вы пытаетесь преодолеть ламбдацизм.

Над чем надо работать

  1. Работа над голосом
  2. Над артикуляционной моторикой
  3. Выдыхаемой воздушной струей

Разберем все эти пункты по порядку, начнем с самого главного — мышцы языка (Я) и его положение в ротовой полости. Я нужен широкий, малыш должен уметь его поднимать вверх и удерживать некоторое время в этом положении, губы растянуты в улыбке. Если это не получается, просим прижать язык между зубов и гудеть, пытаясь сказать Ы или Л.

Либо делаем «болтушку”, другое название «индюк”, быстро двигая языком вперед — назад, касаясь верхней губы. Стучим зубами по языку, произнося та-та-та либо да-да-да, как вариант тя-тя-тя и дя-дя-дя. Очень часто и это вызывает затруднение. Необходимо сделать артикуляционную гимнастику, чтобы Я распластывался и поднимался вверх. А губы не были напряжены и сведены в линию.

Артикуляционные упражнения для постановки Л

  • заборчик — трубочка языком
  • месим тесто — пя-пя-пя язык между губ и тя-тя-тя — между зубов
  • блинчик — широкий Я на нижней губе, удерживать считая до 5
  • чашечка — трубочка языком
  • парус — широкий Я за верхними зубами, счет до 5
  • индюк — водить Я взад-вперед по верхней губе, звук похожий на бл
  • грибок — присосать Я к верхнему небу
  • пароход — прижать Я между зубов, гудеть лллл

Как выполнять эти упражнения можно почитать

Дыхательная гимнастика

Патологии со стороны органов ЛОР, строения лицевого скелета и нарушении иннервации мышц Я, мягкого неба, губ и щек вызывают затруднение в преодолении ламбдацизма. Воздушная струя слабая, либо она растекается и уходит в щеки. Или она идет на корень Я, а не на переднюю его часть. Дыхание верхне ключичное, грудное, а не брюшное, диафрагмальное.

Особенно сложно ставить Л при дизартрии и аденоидите. Парез небной занавески, затруднение в использовании носового резонатора требуют особой внимательности. Надо компенсировать эти патологии с помощью отработки правильного речевого дыхания. Надо отработать с ребенком контроль над вдохом и выдохом. Научить его пользоваться диафрагмальным дыханием, когда при вдохе увеличивается живот. А при выдохе уменьшается, а не наоборот, как при грудном.

Малыш должен уметь набрать в себя как можно больше воздуха и удерживать его некоторое время, не выдыхая сразу. Необходимо следить за тем, чтобы не закружилась голова. Надо добиваться некоторой автоматизации навыка и умения различать выдох через рот и нос. Выдох через нос используется при сморкании. Даем установку «прочистим носики”.

Затем наоборот, вдыхаем через нос и дуем на вертушку, в свистульку или дудочку. После этого переходим на речевые звуки — набираем воздух и долго тянем гласные: «аааааааа”, затем тянущиеся согласные, которые хорошо произносятся, «ммммм” или ”ввввввв”. Когда навык автоматизирован, пробуем удерживать язык между зубов и долго тянуть «ллллллл” или «льльльль”, смотря что получается.

Сдуваем кусок ваты или салфетки с руки, носа и других предметов. Берем его и кладем на нос, пытаемся сдуть языком, обнимающим верхнюю губу. Следите, чтоб выдох был не из носа, щеки не надувались, а губы не сжимали намертво Я. Тоже самое проделываем, дуя на ватку с ладошки, держа язык между губ, а затем зубов. Когда все это начинает получаться, сдуваем ватку, поднимая язык за верхние зубы.

Голосовая гимнастика

Она тесно связана с дыхательными упражнениями, все эти навыки отрабатываются одновременно и параллельно. Л — сонорный звук, в его произношении участвует носовой резонатор, иначе звук будет глуховатый. Надо научить малыша пользоваться включать его. Учимся долго тянуть гласные: сначала просто тянет длительное время, затем меняя их по громкости и по тональности, раскачиваем, например «а-а-а” — «укладываем куклу спать”.

Следующий этап — соединением нескольких гласных «ауауау” или «уауауа”. Затем подключаем согласные, сначала соноры Н и М. Кладем пальцы детей на нос и учимся чувствовать вибрацию. Соединяем с гласными в прямые и обратные слоги. Сравниваем парные глухие и звонкие согласные, которые звучат правильно. Произносим В и Ф, прикладывая руки к горлу или закрыть уши. Главная задача — понять, что звонкие звуки произносятся с голосом.

Когда дыхание, голос и мышцы Я будут готовы, то можно переходить к самой постановке звука Л. Рассмотрим в следующей теме, как можно поставить его: с механической помощью, при дизартрии и аденоидите, с помощью вспомогательных упражнений и от мягкого звук ЛЬ.

Внимательно следите за обновлением блога. Разные задания и упражнения помогут вашему малышу лучше говорить. Желаю вам, чтобы его речь была более понятной — это облегчило контакт с другими людьми в его окружении. Всего хорошего и успехов!

Тема: «Подготовка- постановка звука «

Цель: подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука изолированно по подражанию.

Задачи:

— Коррекционно-обучающие:

  1. развитие фонематического слуха;
  2. формирование правильного артикуляционного уклада для звука «ль»;
  3. учить правильно произносить звук «ль» с опорой на зрительный и слуховой контроль;
  4. учить выделять звук «ль» из потока других звуков, слогов, слов;
  5. автоматизация звука «ль» в обратных слогах;
  6. развивать внимание.

— Развивающие:

  1. формирование точных движений органов артикуляционного аппарата;
  2. формирование направленной воздушной струи;
  3. развитие мелкой моторики рук.

— Воспитательные:

  1. формировать навыки сотрудничества (внимательно слушать логопеда; правильно выполнять его инструкции);
  2. воспитывать аккуратность при выполнении заданий.

Оборудование: зеркало, предметные картинки (самолетик, зашумленная картинка ели), зеленый карандаш.

Ход занятия:

  1. Орг.момент, игра на развитие фонематического слуха:

Л: Здравствуй, Наташа, сегодня мы с тобой отправимся в полет вот на этом маленьком самолете (выставляю картинку самолета). Посмотри, какой он красивый. Послушай, как гудит его моторчик: Ль,Ль,Ль. Обрати внимание, какая нежная, ласковая песенка у него: Ль,Ль,Ль. Тебе понравилась его песенка?

Р: Да.

  1. Артикуляционная гимнастика (по подражанию):

Л: Для того, чтобы твой самолетик тоже смог спеть красивую песенку, мы должны немного потренироваться. Повернись к зеркалу и широко открой рот (выполняем упражнение «Лопата»): Положи мягкий спокойный язычок на нижнюю губу и задержи его в таком положении (3-5 сек). Убери язычок, отдохни, сглотни слюну (дать время на отдых и расслабление):

Устала собачка и дышит устало,

И даже за кошкою бегать не стала.

Широкий язык отдохнет, полежит,

И снова собачка за кошкой бежит.)

Л: Давай еще раз повторим (3раза). Молодец.

Л: Очень хочется язычку спеть песенку маленького самолетика
и от нетерпения он то выглядывает, то снова прячется за зубы (упражнение «Вкусное варенье, цель — вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки): Слегка приоткрой рот и широким передним краем языка оближи верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону (1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу).

Л: Бегает язычок, ищет местечко поудобнее (упражнение
«Индюк», цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части): Приоткрой рот, положи язык на верхнюю губу и производи движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производи медленные движения, потом убыстри темп и добавь голос, пока не послышится бл-бл (1.Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2.Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3.Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед).

Л: Устроился язычок на диване (ребенок упирает широкий
язычок в верхние зубы) и от нетерпения пыхтит (упражнение
«Бочки» — воздушная струя направляется в щеки).

Л: Подул ветерок (Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка): Улыбнись, приоткрой рот, прикуси кончик языка передними зубами и подуй (наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой, следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта).

  1. Формирование правильных артикуляционных укладов

Л: Язычок мы с тобой потренировали, теперь давай попробуем его правильно уложить:

1. губы в полуулыбке;

2. зубы сближены;

3. кончик языка поднимается и образует смычку с

альвеолами; средняя и передняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому небу и некоторым продвижением вперед всей массы языка.

4. воздушная струя идет по бокам языка, между языком и щекой (отчего звук Ль и называется боковым);

5. мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот;

6. голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

  1. С механической помощью. Он используется, когда ребенку бывает недостаточно зрительного, слухового и тактильно-вибрационного контроля. В этом случае приходится помогать органам артикуляционного аппарата принимать соответствующее положение или выполнять нужное движение.

Л: Запомнила, как язычок ведет себя, когда хочется спеть песенку самолетика? Попробуй повторить самостоятельно, «протягивай» звук как можно дольше.

Р: Ль-ль-ль-ль,Ль-ль-ль-ль,Ль-ль-ль-ль-ль,Ль-ль-ль-ль-ль.

IV. Закрепление изолированного произнесения поставленного звука

Л: Молодец! ПоЛЕтел наш самоЛЁтик. Посмотри, наш самоЛЁтик поЛЕтел вокруг зеЛЁной еЛИ.

Л: Для того, чтобы нашу еЛЬ было лучше видно, ее необходимо обвести карандашом. Возьми карандаш зеЛЁного цвета, не торопись, обводи изображение еЛИ по точкам и при этом пой нежную песенку самоЛЁтика: ль-ль-ль. Пой протяжно, нежно.

Л: Молодец, красиво получилось. Какую песенку пел твой самоЛЁтик?

Р: Ль-ль-ль-ль-ль.

Л: Самолетик пел протяжно, давай вместе споем его песенку

РиЛ: Ль-ль-ль-ль, ль-ль-ль-ль,ль-ль-ль-ль.

Л: очень хорошо.

Л: у нашего самоЛЁтика заканчивается топЛИво, и моторчик начал песенку петь свою коротко. Послушай: Ль,ль,ль,ль. Попробуй и ты так спеть.

Р: Ль,ль,ль,ль,ль.

Л: хорошо получается, давай вместе.

РиЛ: Ль,ль,ль,ль,ль,ль,ль,ль.

Физминутка: Л:Наташа, я предлагаю тебе поиграть. Представь, что ты- это маленький самоЛЁтик, расправь свои руки-крыЛЬя, давай с тобой поЛЕтаем по комнате и будем петь ласковую песенку, которую мы сегодня выучили. (ребенок «летает по комнате и произносит протяжно звук «ль»).

Л: Молодец, Наташа.у тебя все получилось правиЛЬно и красиво.

V.Автоматизация в слогах:

Л: Надоело нашему самоЛЁтику петь одну и ту же песенку, захотел он придумать новую, послушай, что у него получилось: ЛЯ-ля-ля-ля-ля.

Л: Попробуй и ты спеть новую нежную песенку, петь нужно протяжно.

Р: ЛЯ-ля-ля-ля-ля, ЛЯ-ля-ля-ля-ля, ЛЯ-ля-ля-ля-ля.

Л: Лю-лю-лю-лю-лю (аналогично со слогами лё,ле,ли).

Л: Хорошо, теперь ты поешь, а я продолжу, у нас должны получиться чистоговорки.Тебе понятно задание?

Р: Да.

Л: Начинай.

Р: ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ

Л: ЗеЛЕнеют поЛЯ.

Р: ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ

Л: ЛЕжаЛИ ЛИстья на земЛЕ

Р: ЛИ-ЛИ-ЛИ

Л: ЛЕщи пЛЕскаЛИсь на меЛИ

Р: ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ

Л: ЛЕтний дождик я ЛЮбЛЮ.

Л: Как хорошо и весело у нас получилось.

VI. Подведение итога, запись в тетради домашнего задания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *