Аппликация для детей 3

Как известно, в настоящее время творческие люди более успешны и достигают высот в своей профессиональной сфере. Аппликации с детьми являются одним из способов для творческого развития.

Занимаясь такими видами деятельности, как рисование, лепка, поделки и аппликации (то есть делать то, что можно подарить или потрогать), малыш чувствует свою значимость (я смог это сделать). Это очень важно для маленьких создателей, это побуждает ребёнка делать что-то новое. Таким образом развивается фантазия, воображение, творческое мышление. Начинать делать аппликации с детьми можно и нужно с раннего возраста, ещё до того, как малыш пошёл в детский сад.

В интернете можно найти множество различной информации о том, как развивать творческие способности ребенка с раннего возраста. Книга «Первые поделки малыша» Светланы Ивановой поможет молодым родителям разобраться в данном вопросе более подробно. Она рассчитана на детей 1.5-5 лет и является руководством к действию и позволит каждое занятие проводить интересно и весело. Все занятия представлены в игровой форме, и каждый родитель сможет организовать их с лёгкостью и удовольствием, как для себя, так и для ребёнка. Книга состоит из 24 тематических занятий и творческой поделки к каждому из них.

В данной статье мы подробно поговорим об аппликации с детьми 2, 3, 4 лет, о различных техниках, расскажем, какие есть нетрадиционные техники аппликаций. И, конечно же, вы найдёте различные идеи простых аппликаций с детьми.

Маленьким детям никогда не сидится на месте, потому что в них столько энергии и желания познать что-то новое!

Они совсем не любят скучать и каждую минуту придумывают себе новое занятие. Один из способов занять непоседу – сделать вместе с ним поделку.

Ведь уже в возрасте 3-4 лет малыши способны создавать произведения искусства и удивлять своих родителей.

Тем более, совместные поделки для детей 3 4 лет своими руками, помогают развивать их творческие способности, вкус, воображение и мелкую моторику рук.

Что такое творческие способности и когда их нужно развивать?

Творческие способности – это индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Кто-то умеет хорошо рисовать, другие проявляют талант в пении, а чей-то интерес направлен на создание поделок своими руками.

У каждого малыша есть свои интересы, характер и индивидуальное воображение.

Прежде всего, творчество помогает впитывать новую информацию, включать своё воображение и фантазию, применять на практике полученный жизненный опыт.

Для одного малыша творчество может стать любимым занятие, не требующим особых усилий. А для другого, непосильным трудом, который не вызывает положительных эмоций и желания им заниматься. Но если постараться развить хотя бы небольшие творческие способности, то ребёнку будет легче общаться, получать новую информацию, чему-то учиться.

Начинать развитие таких способностей лучше с раннего возраста. Именно в 3-4 года, формируется фундамент знаний, который на протяжении нашей жизни, будет совершенствоваться и пополняться. Если у взрослого человека в детстве, не были развиты творческие способности и родители не уделяли этому должного внимания, то вряд ли они появятся потом.

Мышки из бумаги

В младшем дошкольном возрасте у детей развивается фантазия и воображение, они сочиняют истории с вымышленными персонажами и событиями.

На развитие творческих способностей положительно влияют родители. Они, общаясь с малышом и направляя его, помогают познавать мир с помощью творчества, «своими» руками. Существует много видов деятельности, которые помогают развиваться малышу в таком возрасте, это: игры, занятия лепкой, рисованием, чтение книжек, и конечно же, изготовление поделок.

Несколько полезных советов по развитию творческих способностей у детей:

  1. Создать обстановку, в которой легче будет работать.
  2. Творите вместе с ребёнком.
  3. Поддерживать и хвалить, верить в его успех.
  4. Следить, чтобы под рукой всегда были материалы для творчества: бумага, краски, кисти, пластилин, картон.
  5. Не угнетать фантазию маленькой личности.

Ведущим видом деятельности детей младшего дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра. Надо стараться сопровождать творческие занятия даже самым простым сценарием. Так малышу будет интереснее, и он охотнее станет выполнять задание.

Польза поделок в воспитании

Детское творчество способствует умственному развитию ребёнка, пониманию им окружающего мира.

Развивается мелкая моторика рук, пространственное мышление, совершенствуются целые группы навыков и эмоциональная оценка происходящего. Все эти плюсы, безусловно, относятся к выполнению поделок.

Создавая поделки своими руками, ребёнок, в первую очередь знакомится с различными материалами и их свойствами. Вырезая из цветной бумаги, приклеивая на картон веточки и листики, ребёнок создаёт прекрасные картины и развивает свой художественный вкус.

Материал для поделок найти достаточно легко, главное включить воображение и фантазию. Наряду со стандартной бумагой, картоном и пластилином, можно использовать предметы, которые находятся в обиходе:

  • яичная скорлупа;
  • ватные диски;
  • спички;
  • пластиковые бутылки.

Во время прогулки с малышом можно найти немало природного материала. Наиболее популярные из них:

  • каштаны;
  • шишки;
  • сухоцвет;
  • листья.

Ещё одним важным достоинством выполнения поделок с малышом, является возможность проводить больше времени вместе.

Конечно, и в других видах деятельности, родители будут помощниками или наставниками, для начинающего «художника». Но выполнять поделки вместе легко и полезно!

Поделки из бумаги и картона для детей 3-4 лет: особенности и идеи

Самым распространённым видом работы с бумагой можно назвать аппликацию. По своему содержанию она имеет пять разновидностей, но с детьми такого возраста целесообразно использовать предметные аппликации (изготавливаются из вырезанных фруктов, овощей, цветов, грибочков).

Это самая простая разновидность по исполнению. Чем старше становится ребёнок, тем больше можно реализовать интересных и уникальных идей.

Поделки из бумаги и картона

Самым простым материалом для изготовления поделок вместе с детьми являются цветная бумага и картон. Малышам нравится работать с яркими листами бумаги, потому что это легко и весело. Уже в возрасте 3-4 лет, ребёнок может сделать замечательные аппликации, которые вдохновят его на творческую деятельность и в дальнейшем. А сколько идей можно придумать!

Когда малыш становится постарше, он может делать уже более сложные поделки. Поделки для детей 4-5 лет можно делать не только из бумаги, но и из круп и природных материалов.

Варианты детских поделок из желудей вы можете посмотреть .

Что можно соорудить из спичечных коробков вместе с ребенком? Смотрите эти поделки и делайте свои.

Разноцветная бабочка из детских ладошек

Очень интересные аппликации получаются из бумажных детских ладошек. Такая работа подарит ребёнку массу положительных эмоций!

Понадобятся:

  • листы разноцветной бумаги;
  • небольшие ножницы;
  • картон;
  • клей – карандаш;
  • любые элементы для украшения бабочки (блестки, фломастеры, краски).

Бабочка из ладошек

  1. Сначала нужно попросить малыша приложить ладошки к листам цветной бумаги и простым карандашом их обвести. Первым делом обводится правая рука, затем левая. Должно получиться 4 ладошки для крыльев бабочки.
  2. Разместить на листе картона ладошки так, как располагаются крылья у бабочки. Две с одной стороны, две с другой. Приклеить их на основу.
  3. Теперь нужно нарисовать на листе бумаги другого цвета овал и разрешить малышу самому его вырезать. Это будет тело нашей бабочки. Приклеить его между ладошками.
  4. Последним шагом изобразить бабочке глазки и улыбку. Это можно сделать и из цветной бумаги. Пусть выбор сделает малыш и сам выполнит этот шаг. Надо обязательно направлять его и помогать на каждом шагу.

Оригинальным и интересным станет украшение крыльев с помощью детских пальчиков и красок. Ребёнок окунает пальцы в краску разных цветов и оставляет следы на каждом из крыльев. Такое занятие приведёт малыша в восторг!

Детские поделки из пластилина

Особой популярностью у детей 3-4 лет пользуется пластилин. Он мягкий, приятный в работы и яркий материал. С помощью него можно лепить разнообразные фигуры:

  • животных;
  • цветы;
  • сказочных и мультипликационных героев.

Создавать такие поделки можно и по схемам, и произвольно, включаю только свою фантазию и воображение. Можно лепить объёмные фигурки или создавать целые композиции, с применением картона. Например, можно сделать аквариумных рыбок, а потом создать целую аппликацию в технике пластилинография.

Птичка из пластилина

Необходимых материалов понадобится немного:

  • пластилин ярких цветов;
  • доска для лепки;
  • материалы для украшения рыбок.

Пошаговая инструкция создания рыбки:

  1. Для начала нужно скатать пластилиновый шарик выбранного цвета и придавить так, чтобы получилось «тело» рыбки.
  2. Сделать хвост и плавники произвольной формы. Лучше брать пластилин другого цвета, отличного от тела.
  3. Соединить детали с туловищем и прилепить глаза. Можно использовать бусины, крупный бисер или пластилин чёрного цвета.
  4. Можно декорировать фигурку пайетками ( создавая чешую) или разноцветным пластилином. Так поделка будет выглядеть ярче и реалистичнее.

Поделки из природного материала

Природный материал – самый доступный для выполнения поделок. Для его приобретения не нужно идти в магазин, а достаточно совершить прогулку. Там можно набрать целую корзину необходимого материала! Это и шишки, и веточки, и осенние листочки, и жёлуди. С такими предметами малышу работать весело и легко!

Ёжик в лесу

Как же сделать с малышом колючего лесного жителя? Какие материалы для этого можно использовать, чтобы он получился похожим на настоящего? Всё, оказывается, очень просто!

Материалы:

  • пластилин;
  • осенние листочки с разных деревьев;
  • подсолнечные семечки;
  • картон любого цвета;
  • клей – карандаш.

Поделка ежик

Порядок работы:

  1. На картон, в произвольном порядке приклеиваются осенние листья. Это лесная полянка, по которой будут гулять ёжики.
  2. Скатать из пластилина шарик и придать ему форму тела ёжика. Она должна быть немного продолговатой. Из маленьких шариков пластилина сформировать глазки, ротик и носик.
  3. Нанести на листочки сверху тонкий слой клея и приклеить с художественным вкусом на полянку.
  4. Осталось сделать иголочки ёжикам. Для этого семечки вставить острой частью вверх, по всему периметру тела лесного жителя.
  5. Можно украсить ёжика грибочками и яблочками из пластилина.

Поделки из бытовых материалов

Для изготовления поделок с малышом можно использовать и бытовые предметы. Многое, что применяется в повседневной жизни подходит для создания красивых и оригинальных поделок. Да и малышу будет интересно работать со знакомыми предметами.

Снеговик из ватных дисков

Ватные диски есть, наверное, у каждой мамы в косметичке. Это очень удобный и мягкий материал для поделок. Малыши с удовольствием с ним работают!

Для этого понадобятся:

  • ватные диски – 3 штуки;
  • вата – небольшое количество;
  • клей;
  • ножницы;
  • картон;
  • цветная бумага.

Инструкция:

  1. На картонную основу наклеить нижнюю часть снеговика. Изменять форму и размер не нужно.
  2. Следом идёт туловище. С помощью ножниц нужно немного уменьшить размер второго ватного диска. Помочь ребёнку обрезать лишнее.
  3. Голову скомпоновать меньше размером, чем туловище. Все ватные диски нужно приклеить последовательно, друг за другом.
  4. С помощью цветной бумаги вырезать глазки, носик и ротик. Приклеить всё на ватный диск – голову.
  5. С помощью ваты декорировать лист картона вокруг снеговика – небольшие куски ваты и наносятся при этом в произвольном порядке. Снеговик готов!

Еловые и сосновые шишки – кладезь для вдохновения. Поделки из шишек для детей доступны как самым маленьким, так и детям постарше.

Идеи поделок для дошкольников и школьников из пластиковых бутылок вы можете подсмотреть, пройдя .

Рекомендации для родителей по воспитанию творческой личности

  1. Нужно всегда интересоваться у ребёнка, что ему нравится больше всего. Может любимым занятием станет рисование, пение, или к примеру моделирование.
  2. Воображение детей не имеет границ и очень важно не ругать ребёнка за его выдумки и фантазии.
  3. Если малыш склонен изобретать, стоить помочь ему находить материалы для своих изобретений.
  4. Проявлять собственные творческие способности и фантазию. Ребёнку будет интересно видеть взрослый пример и это поспособствует доверительным отношениям.
  5. Всегда позволять ребёнку высказать свои идеи, которые посещают его в течение дня. Несмотря на усталость на работе или если в голове свои «взрослые» мысли.

Поделки – замечательный вид творческой деятельности для детей. Можно использовать различные материалы со своим малышом и проводить время вместе. Это положительно влияет на развитие личности ребёнка и его общения с окружающим миром. Надо всегда знакомить малыша с чему-то новым и учиться вместе с ним поддерживая его во всех начинаниях. Творческих успехов!

Описание слайда:

Из листа зеленой бумаги вырезаем полосу 10 х 30 см, приклеиваем внизу синего/голубого картона. Для елочек берем два зеленных оттенка, один светлее земли, другой темнее. Из темной бумаги вырезаем 2 треугольника 3 х 3х 3 см, 2 треугольника 4 х 4 х 5 см, 2 треугольника 5 х 5 х 7 см. Клеим их на небольшом расстоянии от земли, от самого меленького треугольника к большому, оставив между елками разъем. Теперь, из светлой бумаги вырезаем по одному треугольнику каждого размера и клеим их в разъем между двумя елками, верхний треугольник светлой елки должен быть ниже верхних треугольник темных елок. Осталось сделать елочкам стволы. Берем 2 оттенка коричневого, один светлее, другой темнее. Из темной бумаги вырезаем два ствола, размером 2 х 1см, из светлой один. Клеим их к соответствующим елкам. После того, как фон почти сделан, переходим к главному герою аппликации – волку. Для волка нам понадобится 4 оттенка серой бумаги, черная и белая бумага. Из бумаги самого темного оттенка вырезаем трапецию размером 4 х 9 х 6,5, это будет тело волка. Потом, из бумаг и такого же цвета вырезаем треугольник размером 6 х 6 х 2 см, это будет хвост, острым углом приклеиваем его к левой стороне туловища. Грудку у нас буде треугольник со сторонами 8,5 х 3,5 х 8,5 см. Приклеиваем его острым углом вниз. Потом вырезаем светлую часть грудки волка из белой бумаги, делаем треугольник 4,5 х 3,5 х 4,5 см. Также клеим вершиной вниз. Теперь делаем голову, берем серый оттенком светлее, чем туловище, но темнее чем другие. Для головы вырезаем пятиугольник со сторонами 3,5 см (построение через окружность). Приклеиваем его вершиной вниз на туловище Для мордочки и грудки берем самый светлый серый, что у нас есть. Мордочка у нас будет ромбом со сторонами 3 см. Клеим ее вниз головы. Теперь делаем ножки из бумаги такого же цвета, что и голова. Вырезаем две трапеции, размером 5,5 х 1 х 1,5 см. Клеим их по бокам грудки, широкой стороной вниз. Вырезаем лапки. Из светлой серой бумаги, которая темнее, чем грудка, но светлее чем все другие детали волка, вырезаем два полукруга, шириной 1,5 см и высотой 1см. Приклеиваем их вниз ножек. Переходим к деталям. Ушки делаем с помощью двух цветов, для их внешней части берем бумагу такого же цвета. Что и туловище с хвостом, для внутренней части берем бумагу цвета мордочки и грудки. Вырезаем две внешние части уха (2 треугольника) размером 2 х 1 х 2 см, приклеиваем их наверх головы, в углы. Внутренние части ушей будут размером 1 х 0,5 х 1 см, приклеиваем их тоже. Детализируем мордочку. Носом у нас будет черный круг или овал, для глаз вырезаем 2 круга из белой бумаги и 2 круга из черной. Приклеиваем их на верхние части мордочки. Для большей реалистичности можно нарисовать волку блики в глаза и ноздри. После этого все! Наш волк готов! Осталось немножко приукрасить фон. Слева от волка, в углу рисуем или вырезаем из желтой бумаг луну или месяц. А потом рисуем на небе звездочки. Отлично! Наша поделка готова!!

Елена Рябчикова
Программа развивающих занятий для детей 2–3 лет

Возраст 2-3 лет – время активного развитиясенсорной сферы ребенка: зрительного, тактильного и слухового восприятия. Наряду с этими процессами развивается память, внимание, речь, наглядно-действенное мышление. Также в этом возрасте малыши много двигаются, а, значит, идет активное развитие общей и мелкой моторики. Кроме того, для многих детей этот период является началом посещения детского сада. Адаптация к детскому коллективу –непростой процесс и зачастую требует повышенного внимания от взрослых: педагогов, родителей, родственников. Психологическое развитие ребенка и социальная адаптация будут протекать более успешно при квалифицированном психолого-педагогическом воздействии.

До пяти лет все основные психические процессы ребенка – внимание, память, мышление – носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, а обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Ребенок 2-3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция – игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т. п. Эти игры позволяют решать и некоторые задачи интеллектуального развития детей. Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и только от того человека, которому он доверяет. Поэтому успешность обучения детей зависит от того, сложился ли у педагога с каждым малышом индивидуальный контакт. Именно поэтому необходимо уделять много внимания проведению периода адаптации ребенка к детскому саду и установлению в группе атмосферы эмоционального комфорта.

Познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Ведущим типом деятельности в возрасте 2-3 лет является предметно-манипулятивная. Поэтому развивающая среда, окружающая ребенка должна быть насыщена всевозможными игрушками и предметами,которыми ребенок может манипулировать: складывать, вкладывать одну вещь в другую, выстраивать в линию и в столбик, включать и выключать, нажимать, растягивать и т. п. тем самым изучая свойства предметов. К 3-м годам появляются элементы игры по предварительному замыслу (зарождение сюжетно-ролевой игры). Ребенок может подбирать в соответствии с замыслом игрушки или какие-то предметы.

Речь находится в стадии формирования.Ее становление носит отображающий характер: ребенок стремится подражать услышанному, в частности, речи взрослого. Характерной особенностью речи ребенка двух-трех лет является постоянное проговаривание, сопровождение речью всех действий, игровых ситуаций. Ребенок неосознанно тренирует речевую функцию, обогащает словарный запас.Требуют большого терпения и многочисленные вопросы ребенка: как, зачем, когда, почему? Эти детские вопросы означают скачок в интеллектуальном развитии: ребенок учится сравнивать, сопоставлять, обобщаеть, запоминать. Как отмечает Гарбузов В. И., если ребенок во второй половине третьего года жизни задал вопрос «почему?», он безоговорочно умен, так как это означает, что малыш задумался.

Моторное развитие становится более совершенным.Оно качественно улучшается: появляется большая согласованность в умении управлять своим телом. Шаги при ходьбе становятся равномерными, исчезают лишние движения. Ребенок способен изменять темп ходьбы, пройти, например, по узкой доске, остановиться, развернуться, побежать. Он успешно осваивает велосипед.

На третьем году жизни совершенствуется тонкая моторика. Дети учатся самостоятельно одеваться, раздеваться, умываться; рисовать карандашом, застегивать пуговицы, есть аккуратно и пользоваться столовыми приборами.

Третий год в жизни ребенка психологи называют кризисным (кризис трех лет, так как он является переломным с точки зрения осознания ребенком себя как личности. Малыш становится иногда упрямым. Он сознательно говорит «я»: «Я не хочу, я не буду!», узнает себя в зеркале и на фотографии. Имя является образом «Я», поэтому для успешного формирования личности необходимо чаще употреблять имя ребенка в общении с ним.

Основная цель программы: адаптация детей 2-3 лет к детскому коллективу и условиям ДОУ; сенсорное развитие.

Задачи программы:

1. Формирование у детей 2-3 лет положительного отношения к детскому саду; создание благоприятного эмоционального фона в группе.

2. Развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия.

3. Развитие мелкой и крупной моторики.

4. Развитие речи.

5. Формирование познавательного интереса.

Методы, используемые на занятиях:

1. Пальчиковые игры

2. Жестовые игры

3. Дидактические игры

4. Музыкально-ритмические игры и упражнения

5. Психогимнастика

6. Элементы артикуляционной гимнастики

7. Словесные игры

8. Релаксационные игры с мягкими игрушками

Занятия проводятся с группой детей от 2 до 6 человек не реже 1 раза в неделю, длятся 10 минут. Каждое занятие включает в себя 3-4 игры, одна из которых обязательно подвижная. Всю программу сопровождает игрушечный зайчик. Кроме того, для занятий понадобятся:

1. Игрушки, изображающие различных животных, в том числе и разного размера,

2. 2 куба-сортера,

3. Цветные деревянные шарики,

4. Кусочки поролона,

5. Картонные «бублики» и шнурки для каждого ребенка

6. Пирамидка

7. Контейнер и желоб

8. Небольшой мячик

9. Салфетка или коврик зеленого цвета

Предполагаемые результаты программы:

— Дети с удовольствием посещают детский сад, спокойно расстаются с родителями утром

— Повышается уровень познавательного интереса

— Улучшается речь, мелкая и крупная моторика, координация движений

— Совершенствуется развитие сенсорного восприятия

Занятие № 1.

Приветствие.

Психолог здоровается с каждым ребенком, называя его по имени и предлагая погладить зайчика (мягкую игрушку) – (1 мин.)

Жили-были зайчики на лесной опушке.

Жили-были зайчики в беленькой избушке.

Мыли свои ушки, мыли свои лапки.

Наряжались зайчики, надевали тапки

1. Упражнение «Зайчик-красавчик» (4 мин.)

Дети вместе с психологом рассматривают зайчика, называют части его тела, находят их у себя. Называют цвет рубашки зайчика, цвет носика, ножек, щечек.

2. Игра «Зайчишки-шалунишки» (2 мин.)

Дети прыгают, как зайчики. Затем приседают («прячутся в домик») и имитируют «шевеление ушками». Игра повторяется 2-3 раза.

3. Жестовая игра «Вот я какой» (2 мин)

Дети повторяют за психологом жесты под стихотворение:

Это ручки – хлоп-хлоп.

Это ножки – топ-топ.

Это нос. Это рот.

Там спинка, тут живот.

Ох, устали, вытрем лоб.

Игра повторяется 2 раза.

Прощание. Дети по очереди гладят зайчика и прощаются с ним. (1 мин)

Занятие № 2.

Приветствие. (1 мин.)

1. Упражнение «Веселые животные» (3 мин.)

Психолог: «К вам гости вместе с зайчиком пришли его друзья: лягушка, корова, поросенок, кошка». Дети рассматривают по очереди каждого персонажа, называют части тела, находят их у себя. Называют цвета животных.

2. Игра «Расскажи и покажи» (2 мин.)

Дети показывают, как бодается корова, как хрюкает поросенок, как прыгает лягушка. Называют четко каждое животное.Имитируют движения кошки:

Мягкие лапки, (поочередно проводим перед собой раскрытыми ладонями)

А в лапках царапки! (сгибаем пальцы, словно кошка выпускает когти)

3. Игра «Кто как кричит?» (2 мин.)

Дети показывают, как кричат увиденные ими животные (лягушка, корова, кошка, поросенок). Можно вспомнить и звуки других животных.

Прощание. (2 мин.)

Занятие № 3.

Приветствие. (1 мин.)

1. Упражнение «Мышка-норушка» (2 мин.)

Психолог: «Дети, а сегодня зайчик привел к вам в гости мышку. Давайте с ней познакомимся». Дети рассматривают мышку, называют части тела, элементы одежды, показывают, как она пищит.

2. Игра «Мышка и кот» (3 мин.)

Дети бегают, словно мышки.Когда психолог говорит: «Ой, кот идет!», приседают на корточки, будто прячутся в норки. Игра повторяется 2-3 раза.

3. Пальчиковая игра «Мышка в норку пробралась» (2 мин.)

Мышка в норку пробралась, на замочек заперлась.

В дырочку она глядит: на заборе кот сидит!

Прощание. (2 мин.)

Занятие № 4.

Приветствие (1 мин.)

1. Упражнение «Пирамидка» (4 мин.)

Психолог: «Дети, сегодня у вас в гостях зайчик и мышка. Они вам принесли пирамидку. Давайте с ней поиграем». Дети с помощью психолога собирают и разбирают пирамидку, называя цвета.

2. Музыкальная игра «Мышки в лесу» (2 мин.)

Вышли мышки на опушку. Поискать хотели сушку.

Раз, два, три, четыре, пять, сушку начали искать.

Вдруг раздался гром с небес, убежали мышки в лес.

3. Пальчиковая игра «Суп и каша» (2 мин.)

Дети повторяют за психологом движения пальчиками и руками.

Мы варили суп, суп из перловых круп, круп.

Получилась каша. То-то горе наше!

Замесили тесто, а оно ни с места.

Замесили на дрожжах – не удержишь на вожжах!

Прощание. (1 мин.)

Занятие № 5.

Приветствие (1 мин.)

1. Упражнение «Дом зверей» (3 мин.)

Психолог показывает детям куб-сортер с вкладышами-фигурками животных. Дети называют их, определяют цвет. Показывают, как кричит корова, петух, свинья, собака, лошадка и т. д.

2. Игра «Кто где живет?» (4 мин.)

Психолог вкладывает каждую фигурку в соответствующую ячейку, поясняя, что у каждого животного есть свой домик. Затем выкладывает фигурки на зеленую салфетку, поясняя, что животные собрались погулять на лужок. Дети помогают им найти свой дом после прогулки, вкладывая с помощью психолога фигурки на свои места.

3. Пальчиковая игра «Строим стенку…» (1 мин.)

Строим стенку, выше, выше…Добрались уже до крыши. Чья крыша выше?

Прорубили мы окошко. И дырочку для кошки. И маленькую дырочку для мышки… (дети показывают, как пищит мышка)

Прощание (1 мин.)

Занятие № 6.

Приветствие (1 мин.)

1. Упражнение «Разноцветные шарики» (2 мин)

Дети катают в руках разноцветные шарики. Называют форму, цвет, сжимают в кулаке, перекладывают из одной руки в другую.

Шарики, шарики подарили нам!

Красные, синие дали малышам!

Желтые, зеленые шарики у нас.

Покатаем шарики мы сейчас.

2. Жестовая игра «Бежит зайка по дорожке» (2 мин.)

Бежит зайка по дорожке. У него устали ножки.

Под кусточком он присел. Отдохнул, малинку съел.

Чуть подумал, подскочил, по дорожке припустил.

Игра повторяется 2-3 раза.

3. Пальчиковая игра «Капуста» (3 мин.)

Это что еще за куст? Это что еще за хруст?

Как же мне без хруста, если я капуста?

Мы капусту режем, режем, мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту мнем, мнем, а морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим, перемешиваем и в кастрюли кладем.

Туго-туго набиваем и в подвалы составляем.

О, вкусная капуста!

Прощание (2 мин.)

Занятие № 7.

Приветствие (1 мин.)

1. Упражнение «Морские шарики» (4 мин.)

Детям раздают разноцветные деревянные шарики. Они называют их цвет, катают в руках, сжимают в кулаке, чтобы почувствовать, что шарики твердый. Затем по очереди скатывают их по желобку в синий контейнер и забирают шарик с собой.

2. Упражнение «Твердый-мягкий» (2 мин.)

Детям раздают кусочки поролона. В одной руке они сжимают шарик, а в другой поролон. Поочередно, сжимая то одну руку, то другую,описывают свои ощущения: шарик твердый, поролон мягкий.

3. Музыкальная игра «Четверо лягушат» (2 мин.)

Прощание (1 мин.)

Занятие № 8

Приветствие (1 мин.)

1. Игра «Поезд» (4 мин.)

Детям раздают грани кубика-сортера. Каждый укладывает «пассажира» — фигурку в свою ячейку. Затем дети по очереди соединяют грани между собой в одну линию так, чтобы получился «поезд».

2. Игра «Большие ноги-маленькие ножки» (2 мин.)

Дети становятся в шеренгу и шагают в одну сторону,затем в другую:

«Большие ноги шли по дороге, маленькие ножки бежали по дорожке».

Игра повторяется 2-3 раза.

3. Игра «Погулять язык собрался» (2 мин.)

Дети повторяют за психологом элементы артикуляционной гимнастики.

Погулять язык собрался. Он умылся, причесался.

На прохожих оглянулся, вправо-влево повернулся.

Вниз упал. Наверх полез. Ам — и в ротике исчез.

Прощание (1 мин.)

Занятие № 9.

Приветствие (1 мин.)

1. Игра «Большие-маленькие» (2 мин.)

Психолог: «Дети сегодня у вас в гостях 2 зайчика: большой и маленький. Покажите им, какие вы раньше были маленькие. А теперь какие стали? А какие станете, когда вырастите большими?». Дети вначале приседают на корточки, затем встают во весь рост, а потом поднимаются на цыпочки.

Игра повторяется 2-3 раза.

2. Пальчиковая игра «Каша» (2 мин.)

Ну и каша – так в рот и просится. Нос и щеки наелись досыта.

Подбородку тоже досталось. И мизинчик попробовал малость.

Чуточку съели лобик с макушкою. Остальное ушки докушали.

3. Упражнение «Бублики» (4 мин.)

Детям раздают вырезанные из картона «бублики». С помощью психолога дети нанизывают их на шнурок.

Прощание. (2 мин.)

Занятие № 10.

Приветствие (1 мин.)

1. Упражнение «Разноцветный кубик» (2 мин.)

Дети называют цвета граней кубика-сортера. Затем называют на этих гранях геометрические фигуры

2. Игра «Прокати мяч» (4 мин.)

Психолог: «Дети, а кубик может катиться? А мячик? Давайте попробуем».

Психолог достает из кубика мячик и показывает детям, что куб катиться не может, а мячик может. Затем прокатывает мяч по очереди к каждому ребенку, а он – обратно.

3. Жестовая игра «Как живешь?» (3 мин.)

Дети повторяют за психологом жесты по тексту.

Как живешь? Вот так. А плывешь? Вот так.

Как бежишь? Вот так. Вдаль глядишь – вот так.

Ждешь обед – вот так. Машешь вслед – вот так.

Ночью спишь вот так, а шалишь – вот так (надуваем щеки и хлопаем по ним).

Игра повторяется 2 раза.

Прощание (1 мин.)

Занятие № 11.

Приветствие (1 мин.)

1. Упражнение «Зайчик-красавчик» (3 мин.)

Дети вместе с психологом рассматривают зайчика, называют части его тела, находят их у себя. Называют цвет рубашки зайчика, цвет носика, ножек, щечек.

2. Пальчиковая игра «Капуста» (3 мин.)

Это что еще за куст? Это что еще за хруст?

Как же мне без хруста, если я капуста?

Мы капусту режем, режем, мы капусту рубим, рубим.

Мы капусту мнем, мнем, а морковку трем, трем.

Мы капусту солим, солим, перемешиваем и в кастрюли кладем.

Туго-туго набиваем и в подвалы составляем.

О, вкусная капуста!

3. Упражнение «Комарик» (2 мин.)

Дети повторяют движения за психологом.

Я надул упругий шарик (пальцы рук соединены в «шар», дуем в «шар»).

Укусил его комарик.

Лопнул шарик! Не беда. (хлопаем в ладоши)

Новый шар надую я! (снова «надуваем шарик»)

Упражнение повторяется 2-3 раза.

Прощание (1 мин.).

Занятие № 12.

Приветствие (1 мин.)

1. Упражнение «Большой-маленький» (3 мин.)

Несколько однотипных игрушек нужно расставить по росту. Предпринимается несколько попыток, поэтому используются 3 собаки, 2 пчелки, 4 медведя, 2 зайца.

2. Игра «Цветные шарики» (3 мин.)

Психолог выкладывает на стол 3 шарика одного цвета и 1 –другого. Дети с его помощью находят «непохожий» шарик. Игра повторяется 2-3 раза с изменением цветов.

3. Логопедическая игра «На лугу» (3 мин.)

Психолог: «Дети, сегодня зайчик по дороге к вам встретил разных животных. Сейчас он вам расскажет, как это было».

На лугу паслась корова: му-у-у.

Там комарик пролетел: з-з-з-з-з

Летний ветерок подул: ф-ф-ф-ф

Колокольчик зазвенел: динь-динь.

Стрекотал в траве кузнечик: тр-тр-тр-тр.

Ёж колючий пробегал: пх-пх-пх.

Птичка маленькая пела: тиль-тиль.

И сердитый жук жужжал: ж-ж-ж-ж.

Прощание (1 мин.)

Занятие № 13.

Приветствие (1 мин.)

1. Жестовая игра «Прогулка» (2 мин.)

Психолог: «Дети, зайчик приглашает вас прогуляться».

Вот человечек идет по дорожке и высоко поднимает он ножки.

На одной ноге стоит и по сторонам глядит.

На другую ножку стал, покачнулся и упал.

Игра повторяется 2 раза.

2. Пальчиковая игра «Зайцы и лиса» (2 мин.)

Пошли зайцы в лес гулять (дети показывают пальцами «заячьи ушки» (указательный и средний пальцы обеих рук выпрямлены, остальные пальцы прижаты к ладони).

А за ними лиса крадется! (дети перебирают всеми пальчиками по столу).

Убегают зайцы от лисы. (дети прячут руки за спину).

Игра повторяется 2-3 раза.

3. Жестовая игра «Бежит зайчик по дорожке» (2 мин.)

Бежит зайчик по дорожке. У него устали ножки.

Под кусточком он присел. Отдохнул, малинку съел.

Чуть подумал, подскочил, по тропинке припустил!

4. Пальчиковая игра «Домик для зайчат» (2 мин.)

Психолог: «Убежали зайчики от лисы и домик спрятались. Давайте покажем, какой у них домик».

Тук-тук, постук, раздается где-то стук.

Молоточки стучат, строят домик для зайчат.

Вот с такими стенами. Вот с таким окном.

Вот с такой дверью и вот с таким замком.

Прощание (1 мин.)

Список литературы

1. Л. Сирота. Н. Галич. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. Ровно, 2009.

2. Психолого-педагогическая диагностика развития детейраннего и дошкольного возраста: методическое пособие с приложениями «Наглядный материал для обследования детей»/Под ред. Е. А. Стребелевой

3. Алябьева Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками (с нормой развития и пограничными нарушениями). М.: ВЛАДОС, 2011.

4. Йовичич Й. Как подготовить ребенка к детскому саду? Харьков, «Основа», 2002.

5. Мороз Е. «Математика для дошкольников: Раз зайчонок, два зайчонок». Харьков, 2005.

6. Доронова Л. Н., Галигузова Т. Н. Голубева Л. Г. Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 до 7 лет. «Из детства в отрочество». Москва, «Просвещение», 2004.

7. Руденко А. В. Игры и сказки, которые лечат. Харьков, «Основа», 2011.

8. Чистякова Н. С. Комплекс занятий для детей и взрослых «Психогимнастика». Москва, 1999.

9. Марцинковская Т. Д. Детская практическая психология. Москва, «Гардарики», 2001.

Цитата сообщения Jolochka Аппликация с детьми раннего возраста. Обзор современных методик

Аппликация с детьми раннего возраста. Обзор современных методик

Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика» №1 2012

Занятия творчеством очень важны для малыша – они будят его фантазию, учат быть любознательным в познании нового, развивают креативность (творческое начало личности). Все эти качества становятся особенно важными в наше время, отличающееся быстрым развитием и изменчивостью. Важное место в развитии творчества ребенка занимают продуктивные виды деятельности – рисование, лепка, аппликация, конструирование, результатом которых является некий продукт творчества, который можно рассмотреть, подержать в руках, подарить близким или друзьям. Видеть результат своих усилий особенно важно для ребенка – это дарит ощущение собственной значительности и компетентности (Я сумел! У меня получилось!), вдохновляет на новые свершения. Кроме всего вышеперечисленного, занятия продуктивными видами деятельности приносят много пользы: дают разнообразные сенсорные впечатления, развивают мелкую моторику и речь, знакомят с явлениями окружающего мира. Поэтому можно утверждать, что занятия рисованием, лепкой, аппликацией и конструированием необходимы и важны малышам 1-3 лет – не стоит откладывать занятия до дошкольного возраста (после 3-х лет), нужно только правильно подобрать методики. В этой статье мы рассмотрим современные методики аппликации с детьми раннего возраста.

В настоящее время идеи раннего развития становятся все более популярными. Тем не менее, не все знают, как организовать занятия с малышами. Многие думают, если аппликация требует тонких действий рук и пальцев – вырезать детали аппликации, намазывать детали клеем, приклеивать детали аппликации в нужном месте основы, то эта деятельность недоступна для самых маленьких. Кроме того, многие взрослые боятся, что, познакомившись с аппликацией, ребенок может начать резать все подряд, или размазывать клей. К тому же для создания красивого изображения необходимо терпение и время, а малышу бывает трудно сосредоточиться на одном виде деятельности более 5-7 минут. Однако существуют эффективные методики, которые позволяют организовать занятия аппликацией с самыми маленькими. Для этого используются приемы дополнения готового изображения деталями, разные методы аппликации без использования ножниц («мятая бумага», обрывная аппликация). Кроме этого, на занятиях аппликацией с самыми маленькими используются различные материалы, которые облегчают деятельность и делают ее разнообразной – это не только цветная бумага и красивые фигурки из бумаги, но и разноцветные салфетки, вата, ткань. Специальные методики аппликации с детьми раннего возраста, описанные в этой статье, позволяют получить яркий результат буквально за считанные минуты! Несложные приемы осваиваются ребенком быстро и без особого труда. Главная задача взрослого – заинтересовать малыша.

Наиболее эффективная форма подачи материала – сюжетно-игровая: мы используем интересные ребенку сюжеты (тексты и картинки), а выполнение задания становится важным и необходимым для достижения результата в ходе интересной игры, что создает устойчивый мотив деятельности, помогая ребенку в достижении результата. Использование готовой картинки-основы для задания облегчает организацию занятия и сокращает время его проведения, сворачивая этап подготовки к выполнению задания.

Материалы для аппликации
Аппликация – это вырезание и наклеивание фигурок, узоров или целых картин из бумаги, картона, ткани и других материалов. Основа-фон для аппликации подбирается в зависимости от фактуры и цвета используемых для аппликации материалов. Чаще всего используется цветной картон или плотная бумага – обычная белая, цветная, или бархатная. Размер и формат фона зависят от масштаба и темы аппликации.

Бумага используется на занятиях аппликацией в качестве основного материала. Бумага содержит в себе разнообразные возможности. В жизнь малыша этот материал входит очень рано: маленький ребенок учится захватывать бумагу в кулачок, мнет ее, рвет и бросает. Ребенок постарше рассматривает книжки с картинками, рисует, играет бумажными игрушками. Кроме очевидной пользы, «общение» с бумагой незаметно влияет на общее развитие ребенка: укрепляются его пальчики, обогащаются сенсорные впечатления – на уровне ощущений он познает фактуру, плотность, цвет бумаги, появляется интерес к рисованию и аппликации. На занятиях с малышами удобно использовать двустороннюю цветную бумагу, в этом случае дети не будут путаться, с какой стороны следует наносить клей. Подберите плотную цветную бумагу для наклеивания детьми готовых изображений, так как тонкая бумага при намазывании клеем сворачивается, мнется, может порваться. Более тонкую цветную бумагу (можно использовать наборы цветной бумаги для оригами) подберите для занятий, на которых используется методы «мятые картинки» и «рваная бумага», или когда дети самостоятельно разрезают бумагу ножницами.
Клей – необходимый материал для аппликации. При обучении приклеиванию деталей мы рекомендуем вначале использовать клейстер, сваренный из муки или крахмала, чтобы малыш мог намазывать клей пальчиком или губкой. В дальнейшем можно обучать ребенка пользоваться клеем-карандашом и намазывать клей ПВА при помощи кисточки.
Ножницы с безопасными концами можно предложить малышу ближе к трем годам. Познакомив малыша с детскими ножницами, мы начинаем кропотливый процесс обучения их использованию – как следует держать ножницы, как резать, как передавать ножницы, как следует соблюдать правила безопасности при использовании ножниц. Ребенок может тренироваться в разрезании – сначала разрезает бумагу как получится, затем можно предложить ему разрезать бумагу на полоски, квадраты и прямоугольники (на глаз или по нарисованным заранее линиям). Получившиеся детали используются для создания аппликаций.
– наклейки, канцелярские стикеры, готовые картинки, вата, ткань и другие – также используются для занятий аппликацией с самыми маленькими. Использование дополнительных материалов позволяет облегчить процесс аппликации и сделать его более разнообразным и интересным.

Правила аппликации
Перед началом занятий расскажите малышу о следующих правилах аппликации (эти правила пригодятся ребенку и в дошкольном возрасте):
• Аккуратно, равномерным слоем намазывать на бумагу клей пальчиком (или губкой, кисточкой, клеевым карандашом) от середины изображения к уголкам и сторонам.
• Намазывать клей с обратной стороны изображения (если цветная бумага односторонняя).
• Переворачивать бумажную деталь, держа ее с обеих сторон пальцами (большим и указательным или большим и средним).
• Прикладывать деталь проклеенной стороной к бумаге и прижимать изображение к бумаге всей ладонью.
• Разглаживать приклеенную деталь мягкой тряпочкой или салфеткой.
• Вырезать фигуры не из целого листа бумаги, а из небольших кусочков – квадратов, прямоугольников.
• При создании изображения сначала надо расположить все детали на основе, а затем приклеивать детали по очереди.
• Работать с ножницами аккуратно, соблюдать осторожность: не размахивать ножницами, брать только за ручки-кольца, передавать ручками вперёд.

Использование наклеек
В настоящее время на полках книжных магазинов можно видеть большое разнообразие книжек с наклейками разной степени сложности. Обязательно стоит воспользоваться такими книжками, ведь малышам очень нравятся наклейки! Это могут быть сюжетные книжки – в этом случае малыш дополняет изображение на странице книжки дополнительными деталями (изображениями различных предметов). Кроме этого, можно приобрести наборы наклеек (продаются листами, на которых расположены разные наклейки или наклейки по определенной тематике). Такие наклейки можно просто приклеивать к листу бумаги. Но можно придумать разнообразные сюжетные задания с наклейками.
Красивые открытки
Вырежьте из цветного двустороннего полукартона простые фигуры – круги, квадраты, сердечки, цветы, звезды. Попросите малыша в центре каждой фигуры наклеить красивое изображение – получились яркие открытки, которые можно подарить на праздник близким и друзьям.
Собачий питомник
Можно найти в продаже самые разнообразные наклейки с изображениями животных. Подберите для занятия наклейки с животными, которыми особенно интересуется малыш. Используя эти наклейки, можно придумать интересный сюжет для аппликации. Например, нарисуйте на листе формата А4 квадратные окошки (или просто разлинуйте в виде таблицы) – получился «дом». В каждом окошке дома можно увидеть собачку – получился «собачий питомник» или «собачья гостиница». Аналогичным образом можно использовать на занятиях аппликацией наклейки с изображениями кошек, лошадей, других домашних и диких животных.
Геометрическая мозаика
Используйте на занятиях с малышами книжки, в которых составляются изображения из разноцветных геометрических форм. Однако учтите, что для малыша действия со слишком мелкими наклейками пока недоступны. Кроме этого, кропотливое выкладывание сложного изображения часто оказывается непосильной задачей для самых маленьких. Поэтому используя разноцветные кружочки, квадратики, треугольники и прямоугольники, стоит придумывать новые задания, доступные для малышей. Например, предложите наклеить на лист бумаги разноцветные кружочки средней величины: Давай дадим обезьянке разноцветные мячики! Или сделайте простую аппликацию – вырежете и наклейте на листе картона большую зеленую елочку, затем предложите малышу украсить елочку разноцветными шариками (в этом случае используйте кружочки небольшой величины): Давай сделаем елочку нарядной – украсим ее разноцветными елочными шарами! Используя круглые наклейки, можно сделать колеса нарисованному автомобилю. А из квадратных и прямоугольных наклеек, можно сделать «дорожку», «окошки в доме» и др. В дальнейшем, после того, как малыш приобретет навыки использования наклеек, можно использовать наклейки-мозаики по прямому назначению – выкладывая изображения на страницах книжки. Не забывайте в случае затруднения помогать малышу отделять наклейку от основы и приклеивать в нужном месте картинки.
Украшения
На занятиях с малышами также полезно использовать книжки с наклейками или наборы наклеек, содержащие многочисленные яркие наклейки в виде простых форм – звездочки, цветочки, сердечки и др. Используя такие наклейки, можно придумать многочисленные простые сюжеты, доступные и интересные малышам. Например, предложите малышу наклеить разноцветные фигурки на листе картона темного цвета – получился «праздничный салют». Попросите малыша наклеить разноцветные цветочки на лист зеленого картона – получилась «цветочная полянка». Или нарисуйте куклу в платье и предложите украсить его разноцветными кружочками – получилось «платье в горошек». Подобным образом можно украшать и объемные предметы. Например, обклеить вместе с малышом наклейками коробочку или пластиковую баночку – теперь они «стали красивыми».

Аппликация по методу «мятая бумага»
На занятиях аппликацией с малышами 1-3 лет рекомендуем использовать такой простейший метод – разрывание бумаги на куски и сминание, а затем приклеивание разноцветных бумажных комочков к бумажной основе. Такой метод позволяет без использования ножниц буквально за считанные минуты создавать яркие картинки. Обратите внимание, что приклеивать бумажные комочки можно двумя разными способами – обмакивать одну сторону каждого комочка в клей и прикладывать к основе, или всю основу намазать тонким слоем клея, а затем прикладывать бумажные комочки и придавливать, чтобы лучше приклеились. На занятиях аппликацией по методу «мятая бумага», используйте тонкую цветную двустороннюю бумагу (например, бумагу для оригами).
Крошки для птичек
Дайте малышу лист желтой бумаги (можно заранее разделить лист на маленькие кусочки – в этом случае малышу не надо будет рвать бумагу) и предложите «накормить» птичек. Покажите малышу, как нужно мять бумагу, чтобы получились маленькие комочки – это «крошки для птичек»: Голодно птицам зимой. Малыши сделали для них кормушку. Прилетели птички поклевать вкусных зернышек и хлебных крошек. Только где же крошки? Давай насыплем их в кормушку!
Разноцветные камушки
Для этого задания вам понадобится цветная бумага коричневого, оранжевого и любых других цветов (малыш может выбрать цвет бумаги самостоятельно). Предложите малышу смять кусочки цветной бумаги (или сначала разорвать бумагу на кусочки, а затем смять ее) и красиво расположить на картинке – «на песке», а затем приклеить бумажные кусочки к основе: Хорошо летом на море! Можно купаться в теплой водичке или лежать на песке и греться на солнышке. А можно искать в песке разноцветные камушки и собирать их в ведерко. Только где же камушки? Давай сделаем морские камушки из бумаги.
Звёздное небо
Дайте малышу желтую двустороннюю бумагу и предложите сначала разорвать ее на небольшие кусочки и смять в комочки, а затем наклеить на темный фон – получилось «звездное небо»: На город опустилась ночь. На улице стало темно, а в окошках домов зажглись огоньки. Вот появился в ночном небе яркий месяц. А где же звезды? Давай сделаем звезды на небе!

Аппликация по методу наклеивания готовых изображений
Используя этот метод, малышу предлагается только расположить готовые детали (их заранее вырезает взрослый) на бумаге и наклеить их. Обратите внимание на следующий момент: ребенок этого возраста даже при наличии образца еще не может представить картинку мысленно, поэтому в тех местах, где будут располагаться задуманные изображения, поставьте точки или крестики. При наклеивании готовых картинок, можно пользоваться клеем-карандашом или клеем ПВА, который намазывается при помощи кисточки (от центра фигурки к краям), затем фигурка прикладывается в нужном месте картинки и разглаживается при помощи салфетки.
Круглые конфетки
Вырежьте разноцветные кружочки средней величины – это круглые «конфетки». Предложите малышу «наполнить вазу вкусными конфетами»: Сегодня мы ждем гостей. Давай наполним вазу конфетами, чтобы можно было угостить друзей!
Воздушные шары
Заранее вырежьте из цветной бумаги разноцветные круги, на листе бумаги нарисуйте веревочки для будущих шариков. Помогите малышу расположить «воздушные шары» на основе, а затем приклеить их. Обыграйте аппликацию: У Кати много красивых разноцветных шаров. Катя хочет подарить шарики своим друзьям. Но вдруг подул ветер и шары улетели! Девочка огорчилась… Давай подарим Кате новые шарики!
Слон-жонглёр
Перед началом занятия вырежьте разноцветные круги подходящего размера, на листе бумаги нарисуйте слона (или приклейте вырезанное изображение). Затем предложите малышу наклеить круги, задание обыграйте: Кого ты видишь на картинке? Одинокого слона – ему не во что поиграть. Давай порадуем слона – подарим ему много разноцветных мячиков! Найди для каждого мячика место и наклей. Посмотри, каким радостным стал слон. Он теперь может жонглировать мячами!
Листопад
Перед началом занятия вырежьте фигурки осенних листьев разного цвета (а также, возможно, разной величины и формы). Предложите малышу наклеить фигурки листьев на основе – листе картона. Обыграйте аппликацию: Наступила осень. Разноцветные осенние листочки кружатся в воздухе. Давай сделаем листопад!
Рыбки в аквариуме
Заранее вырежьте из цветной бумаги (или сначала нарисуйте, а затем вырежьте) фигурки рыбок, а также нарисуйте на листе картона аквариум. Затем предложите малышу наклеить фигурки рыбок на фоне аквариума: Рыбки очень хотят поплавать – давай пустим их в аквариум. Теперь рыбки плавают в воде!
Бабочки
Заранее вырежьте из цветной бумаги (или сначала нарисуйте, а затем вырежьте) фигурки разноцветных бабочек. Предложите малышу наклеить бабочек на основу. Сюжет задания обыграйте: Прилетели на полянку бабочки! Какие бабочки красивые!

Аппликация по методу «рваная бумага»
Такой не совсем обычный вид аппликации, как разрывание цветной бумаги на кусочки и приклеивание их к картинке-основе, имеет ряд преимуществ: позволяет обойтись без ножниц (учить малыша пользоваться ножницами целесообразно ближе к трем годам); предлагает облегченный способ приклеивания деталей – клеем намазывается не отдельная деталь, а часть картинки-основы, на которую накладываются (или просто высыпаются) и приклеиваются (для этого нужно пальцами распределить их равномерно по клеевой поверхности, а затем примять ладошкой) бумажные детали; необязательно приклеивать детали полностью, напротив, чуть приподнятые над поверхностью бумаги края придают изображению «пушистость», объем. Когда малыш освоит этот вид аппликации, можно предлагать ему более сложные задания по этому методу – например, разрывание цветной бумаги на полоски и дополнение ими изображения (сделать тельняшку для моряка, помощь тигренку стать полосатым и т.п.).
Ягоды для снегирей
Сначала подготовьте основу для выполнения задания – нарисуйте зимнее дерево и снегирей, также подготовьте лист двусторонней цветной бумаги. Предложите малышу разорвать бумагу на маленькие кусочки, затем вместе покройте клеем (удобно использовать клей-карандаш) изображение кроны дерева, предложите малышу высыпать кусочки красной бумаги и приклеить их: Две маленькие птички, две птички-невелички прилетели к дереву ягоды клевать: «Ох и вкусные эти ягоды! Ох и красные эти ягоды! Чирик-чив-чик!» Ты покормил птиц ягодами – молодец!
Кукурузные хлопья
Покажите малышу, как можно разорвать желтую бумагу (двустороннюю) на небольшие кусочки – это будут «кукурузные хлопья». Затем помогите малышу равномерно намазать клеем изображение тарелки на картинке (можно в качестве «тарелки» использовать картонный круг или одноразовую посуду), насыпать сверху «хлопья» (чтобы хлопья получились более воздушными, можно перед наклеиванием слегка помять их), и прижать ладошкой, чтобы лучше приклеились. Результат обыграйте – предложите малышу накормить «кукурузными хлопьями» кукол.
Зёрнышки для птичек
Это задание выполняется аналогично – сначала малыш разрывает кусочек хлеба (заранее вырежете из бумаги фигуру в виде батона или кусочка хлеба) на кусочки и располагает на кормушке: Птицам зимой голодно… Давай накормим птичек хлебными крошками – вот так!
Вкусная кашка
Нарисуйте на листе картона круг, или заранее вырежете из картона круг большого диаметра – это «тарелка». Затем дайте малышу лист бумаги коричневого цвета, покажи те, как можно разрывать бумагу на кусочки, чтобы получилась рассыпчатая «кашка» (если кусочки получились крупными, предложите снова разорвать их, на более мелкие). Затем помогите малышу равномерно намазать клеем изображение тарелки и сверху насыпать «крупинки каши». Результат обыграйте – предложите малышу накормить «кашкой» кукол.
Посыпаем кулич
В этом задании мы предлагаем малышу украсить кулич (можно нарисовать его заранее или на глазах ребенка) яркой посыпкой. Для этого попросите малыша разрезать отрезки разноцветной бумагина маленькие кусочки, а затем приклеить их в нужном месте основы. Результат обыграйте: Теперь кулич очень красивый – ты молодец! Пришла кукла и просит кулича. На, кукла, кулич! Очень вкусно – спасибо.
Полосатый тигрёнок
Когда малыш научится делать аппликацию с использованием метода «рваная бумага», можно предлагать ему более сложные задания. В этом случае кусочки бумаги уже располагаются не хаотически, а в определенном порядке. Например, нарисуйте на бумаге контур животного и предложите превратить его в тигра. Для этого попросите малыша аккуратно разорвать коричневую бумагу на полоски различной длины и ширины. Помогите малышу расположить полоски на картинке и приклеить. Данную аппликацию лучше делать с использованием обычного способа приклеивания – каждая деталь намазывается клеем, затем прикладывается к основе и придавливается ладошкой.

Знакомство с ножницами
Ближе к трем годам можно начинать обучать малыша пользоваться ножницами. Для этого надо подобрать специальные детские ножницы с закругленными краями (также полезно на первом этапе использовать специально сконструированные ножницы, лезвия которых раздвигаются автоматически, так как именно это движение представляет для малыша наибольшую трудность). Бумагу для разрезания лучше использовать двустороннюю тонкую, которую малыши могут разрезать без усилия. Перед началом занятия объясните малышу правила использования ножниц: ножницы надо правильно держать, не поднимать и не размахивать ножницы, передавать ручками вперед, беречь пальцы от лезвий (правильно держать бумагу). Если у малыша что-то не получается, не спешите выполнить работу за него. Взяв руку малыша в свою, еще раз покажите ему, как нужно вырезать тот или иной предмет, а также подсказывайте правильные действия. Обратите внимание малыша, как лучше подготовить рабочее место во время использования ножниц: бумажные обрезки складывать в крышку от картонной коробке– в этом случае мелкие кусочки бумаги не будут разлетаться по комнате. После знакомства с ножницами мы учим малыша разрезать бумагу по прямым линиям (лучше нарисовать их заранее), а также используем метод неточного вырезания (малыш вырезает деталь примерно, не обязательно ровно по краю). Скорее всего, что у малыша получится пользоваться ножницами не сразу – помните, что технические приемы работы с ножницами дети осваивают постепенно, это длительный, требующий многократных упражнений процесс. Со временем действия ребенка станут более уверенными, а вырезанные детали аппликации аккуратными

Метод разрезания по прямым линиям
Для тренировки навыка разрезания, сначала лучше предложить малышу разрезать бумагу по прямым линиям, которые заранее нарисованы на листе при помощи линейки и карандаша. Полученные в ходе разрезания разноцветные полоски и квадраты используются для сюжетной аппликации. Чтобы работа не стала механической, напоминайте малышу, для какого изображения будут использоваться полученные детали. Будьте готовы к тому, что поначалу вырезанные детали будут не очень ровными, но со временем малыш научится действовать более аккуратно.
Билетики
Заранее подготовьте полоску бумаги шириной от 2 до 5 см. (разделенную линиями на квадраты), в зависимости от того, как будут использоваться полученные «билетики»: маленькие «билетики» можно раздать нарисованным на листе бумаги человечкам, а большие использовать в игре с куклами. Предложите малышу сделать «билетики», аккуратно разрезав полоску по нарисованным линиям на квадраты. Когда «билеты» будут готовы, попросите малыша «раздать их детям» на картинке, или игрушкам: Все дети любят ходить в цирк. Сегодня в цирке представление. На арене будут выступать веселые клоуны и дрессированные обезьянки. Давай раздадим малышам билеты на представление!
Салфетки для малышей
Подготовьте квадратный лист бумаги, который заранее разделите при помощи линий на четыре маленьких квадрата. Предложите малышу разрезать заготовки, сделав «салфетки» для чумазых малышей: Малыши едят вкусный суп. Только почему же они такие чумазые? Просто дети еще маленькие, они не умеют есть аккуратно. Давай раздадим им салфетки.
Крыши для домиков
Заранее нарисуйте на листе бумаги квадратные домики с окошками, или сделайте их при помощи аппликации. Также подготовьте квадраты из цветной бумаги, разделенные линиями по диагонали. Предложите малышу аккуратно разрезать квадраты так, чтобы получились треугольные «крыши». Затем попросите починить домики – разложить треугольники на картинке и приклеить: Маленькие гномики строили домики. Скоро начнется дождик, а крыши у домов еще не готовы. Давай поможем человечкам сделать крыши для домиков!
Полосатый коврик
Заранее подготовьте прямоугольники четырех разных цветов, разделенные линиями на более узкие полоски, а также лист картона и игрушечную собачку. Предложите малышу аккуратно разрезать цветную бумагу на полоски. Когда полоски будут готовы, пусть ребенок разложит их на столе, чередуя по цвету. Затем дайте ребенку клей и предложите приклеить полоски к основе: Жил-был на свете маленький пёсик. Давай сделаем для пёсика красивый полосатый коврик! Тепло и уютно спать на таком замечательном коврике!
Лоскутное одеяло
Подготовьте полоски цветной бумаги, разделенные линиями на квадраты. Предложите малышу аккуратно разрезать полоски на квадраты, затем разложить квадраты на основе, чередуя цвета, и приклеить: Давай сделаем лоскутное одеяло – оно состоит из разноцветных квадратиков! Можно обыграть поделку, укрыв «лоскутным одеялом» бумажную куколку.

Метод неточного вырезания
Нужно быть готовым к тому, что малыш не может сразу научиться вырезать детали для аппликации точно. Поэтому полезно предложить ему специальные задания по аппликации, в которых от малыша не требуется большой точности и аккуратности: как бы малыш ни вырезал и как бы ни приклеил – наверняка получится хорошо. Вот некоторые примеры таких заданий.
Одеяла для гномиков
Нарисуйте на листе маленьких гномиков и подготовьте кусочки цветной бумаги. Предложите малышу поскорее укрыть гномиков, чтобы они не замерзли. Для этого нужно вырезать одеяльца – из каждого лоскутка по одеялу. При этом форма одеялец может быть самой произвольной – ведь все укрываются по-разному. Прежде чем приклеивать детальки аппликации, нужно приложить их и посмотреть, что получается.
Окошки в доме
Нарисуйте большой дом, а отдельно – окошки с жителями. Предложите малышу «заселить домик» — для этого нужно вырезать окна (не обязательно точно по рисунку, достаточно просто как-нибудь вырезать, не разрезая самого окна) и приклеить их на домик в любом порядке, но лучше, если ребенок сначала положит детальки, посмотрит, как получилось, а лишь потом приклеит.
Улитки
Нарисуйте на листе улиток без домиков, отдельно на листочках цветной бумаги нарисуйте спиральки подходящей величины. Предложите малышу сделать «домики для улиток». На примере одного домика-ракушки покажите ребенку, как нужно вырезать круг. Дайте малышу приложить, а затем приклеить вырезанный домик к одной из улиток. Когда ребенку понятно, что в результате должно получиться, помогите ему все остальное сделать «самостоятельно».
Красивые цветы
Нарисуйте основу для цветка – стебель с листочками и серединку цветка (можно изобразить сразу несколько будущих цветков), а также подготовьте двустороннюю цветную бумагу. Предложите малышу сделать цветок красивым – добавить цветные лепестки. Бумагу при этом можно нарезать совершенно произвольно – пусть у цветочков будут разные лепестки. Причем лепестки могут быть не только разной формы, но и разного цвета, лишь бы было красиво.
Иголки для ежика
Нарисуйте основу для аппликации – ежика без иголок. Затем предложите ребенку «сделать ежика настоящим». Для этого предложите разрезать бумагу черного цвета на длинненькие полоски, затем эти полоски-иголки нужно наклеить на ежика.

Необычная аппликация
Чтобы малышу было интересно заниматься аппликацией, полезно делать занятия разнообразными. Для этого можно использовать нетрадиционные материалы – например, вату, ткань, фольгу и др. Ниже мы приводим в качестве примера некоторые простые варианты аппликации с использованием ваты.
Облака
Возьмите лист голубого картона и предложите малышу сделать на картинке «облака». Для этого нужно оторвать от ваты кусочки, намазать клеем «небо» (удобно использовать клей-карандаш), и приложить вату: Давай сделаем белые облака на небе!
Снег идёт!
Нарисуйте на листе картона синего или фиолетового цвета домик или приклейте фигурку малышей. Затем предложите ребенку оторвать от ваты маленькие кусочки и приклеить в разных местах картинки: Давай сделаем так, чтобы на картинке пошёл первый снег!
Используя предложенные методики аппликации, становится возможным организовать интересную и разнообразную деятельность малыша на протяжении всего раннего возраста. В этой статье мы описываем лишь некоторые задания в рамках каждого метода – надеемся, что они разбудят вашу фантазию и вы сможете придумывать новые оригинальные задания и воплощать их вместе с малышами.
В статье использованы иллюстрации из художественных альбомов серии «Это может ваш малыш» и других книг издательства «Мозаика-синтез».

Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика» с иллюстрированной статьей можно приобрести

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *