Антропометрия у детей алгоритм

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 12

Оснащение:

— сантиметровая лента;

— 70% этиловый спирт;

— марлевая салфетка;

— бумага, ручка.

Алгоритм выполнения:

1. Объяснить маме/ребёнку цель и ход проведения процедуры, получить согласие

2. Подготовить необходимое оснащение.

3. Обработать сантиметровую ленту спиртом с помощью салфетки.

4. Уложить или усадить ребёнка.

5. Наложить сантиметровую ленту на грудную клетку ребёнка по ориентирам:

— сзади – нижние углы лопаток;

— спереди – нижний край околососковых кружков (у девочек пубертатного возраста – верхний край 4-го ребра над молочными железами).

5. Определить показатели окружности грудной клетки.

6. Записать результат.

Подсчёт частоты пульса у детей.

Цель: определить основные характеристики пульса.

Оснащение:

— часы;

— ручка;

— температурный лист.

Обязательное условие: считать строго за 1 минуту, в состоянии покоя.

Алгоритм выполнения:

1. Успокоить ребёнка.

2. Придать ребёнку удобное положение (сидя или лёжа)

3. Уложить предплечье и кисть обследуемого на горизонтальную поверхность (опору).

4. Найти 2, 3, 4 пальцами руки пульс на лучевой артерии ребёнка.

5. Слегка прижать лучевую артерию.

6. Подсчитать количество пульсовых волн (ударов) за 1 минуту.

7. Сравнить количество пульсовых ударов у ребёнка с возрастной нормой (учащение – тахикардия, урежение – брадикардия).

Возраст Частота пульса в 1 мин.
Новорожденный 120 – 140
1 год 120
5 лет 100
8 лет 90
12 лет 80
взрослый 60 — 80

8. Определить ритмичность пульса (одинаковость интервалов между пульсовыми волнами).

Примечание: У детей до одного года пульс удобней определять на плечевой артерии, большом родничке, старше года — на височной или сонной артерии.

Подсчёт частоты дыхательных движений (ЧДД)

Цель: определить основные характеристики дыхания.

Оснащение:

— часы;

— ручка;

— температурный лист.

Обязательное условие: считать строго за 1 минуту, в состоянии покоя.

Примечание:

· ЧДД у детей раннего возраста лучше считать во сне.

· Для подсчёта фонендоскоп подносят к носу ребёнка и считают дыхательные шумы в течение 1 минуты.

Алгоритм выполнения:

1. Успокоить ребёнка или подождать когда он заснёт.

2. Придать ребёнку удобное положение (сидя или лёжа).

3. Сесть лицом к лицу с ребёнком.

4. Взять его руку в области пульса.

5. Положить руку ребёнка ему на грудь (живот, в зависимости от возраста) вместе со своей рукой. Тип дыхания зависит от возраста ребёнка: до 1 года – брюшной тип дыхания, с 1 года до 7 лет – смешанный, с 7-8 лет у мальчиков – брюшной, у девочек – грудной.

6. Подсчитать количество дыхательных движений за 1 минуту.

7. Сравнить результат с возрастной нормой (учащение – тахипноэ, урежение – брадипноэ, одышка – диспноэ)

Возраст ребёнка ЧДД
Новорожденный 40-60
12 месяцев 30-35
4-6 лет 25-30
12-16 лет 18-20

ЛЕЧЕБНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ

МАНИПУЛЯЦИИ

Разведение антибиотиков. Расчёт количества антибиотика для введения ребёнку.

Антибиотики для парентерального введения выпускаются во флаконах, герметически укупоренных резиновой пробкой, или в ампулах. Обычно препараты находятся в сухом виде, реже в форме стерильного раствора для инъекций.

Для разведения антибиотиков, предназначенных для внутримышечного введения, используют изотонический раствор натрия хлорида, прилагаемый растворитель дистиллированную воду для инъекций.

Детям раннего возраста разводят антибиотики растворителем в соотношении 1:1, то есть на каждые 100 000 ЕД антибиотика берётся 1 мл растворителя (при таком разведении в 1 мл приготовленного раствора всегда содержится 100 000 ЕД антибиотика);

Детям старшего возраста антибиотики разводить в соотношении 1:2 (стандартное разведение), то есть на каждые 200 000 ЕД антибиотика берётся 1 мл растворителя (при таком разведении в 1 мл приготовленного раствора содержится 200 000 ЕД антибиотика).

⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 15

Антропометрия – это определение физического развития человека путем измерения тела и его частей. Антропометрия включает определение массы тела пациента, роста, окружности грудной клетки и др.

Определение роста взрослого человека

I. ОБОСНОВАНИЕ.

Измерение роста необходимо для определения физического развития пациента, диагностики некоторых заболеваний обмена веществ (гипофиза и др.), а также для подбора соответствующих размеров одежды.

II. ОСНАЩЕНИЕ.

Ростомер, который состоит из площадки, вертикальной стойки с сантиметровыми делениями, горизонтально расположенной планшетки, передвигающейся вдоль вертикальной стойки.

III. ПОДГОТОВКА.

1. Помочь пациенту снять обувь и правильно встать на площадку: пятки, ягодицы, лопатки и затылок прикасаются к стойке ростомера; голову держать прямо (чтобы верхний край ушной раковины и наружный угол глаз были на одной горизонтальной линии).

2. Опустить планшетку ростомера на голову пациента и определить по шкале количество сантиметров от исходного уровня до нижнего края планшетки.

3. В некоторых случаях пациентам измеряют рост сидя, тогда к полученным цифрам прибавляют расстояние от скамейки до пола.

4. Сообщить пациенту результат измерения.

5. Помочь пациенту сойти с площадки и записать результат в принятую документацию (в графе «особые отметки»).

Определение массы тела пациента

I. ОБОСНОВАНИЕ.

Определение массы тела необходимо для определения физического развития человека, диагностики некоторых заболеваний обмена веществ (гипофиза, пищеварительной системы, сердца, почек и др.), а также для проведения расчета лекарственных препаратов, расчетов питания (особенно детям) и контроля динамики отеков.

II. ОСНАЩЕНИЕ.

Медицинские весы, правильно расположенные и хорошо отрегулированные.

III. ПОДГОТОВКА.

1. Объяснить пациенту сущность данного исследования: производится без верхней одежды и обуви, после посещения туалета (для определения динамики отеков: утром, натощак, в привычной одежде).

2. Проверить регулировку весов: открыть затвор, расположенный над панелью, и отрегулировать весы винтом: уровень коромысла весов, на котором все гири находятся в нулевом положении, должен совпадать с контрольным пунктом.

3. Закрыть затвор.

IV. АЛГОРИТМ.

1. Помочь пациенту снять обувь и осторожно встать в центр площадки весов.

2. Открыть затвор и передвинуть гири на планках коромысла влево до тех пор, пока оно не встанет вровень с контрольным пунктом.

3. Закрыть затвор.

4. Сообщить пациенту результаты. Помочь ему сойти с площадки весов.

5. Записать результат в принятую документацию (в графу «особые отметки», температурный лист).

Измерение окружности грудной клетки

I. ОБОСНОВАНИЕ.

Измерение окружности грудной клетки играет определенную роль в диагностике заболеваний легких.

II. ОСНАЩЕНИЕ.

Сантиметровая лента.

III. АЛГОРИТМ.

Сантиметровую ленту накладывают вокруг грудной клетки, сзади по нижним углам лопатки, а спереди по IV ребру. Руки пациента должны быть опущены, дыхание спокойное; измерение проводят при спокойном дыхании, глубоком вдохе и выдохе (отмечается в температурном листе).

IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Все поверхности, с которыми соприкасался пациент, обрабатываются ветошью, смоченной 1% раствором хлорной извести (хлорамин, эсан).

ПРОФЕССИОГРАММА № 11

ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО РЕЖИМА В ПРИЕМНОМ ОТДЕЛЕНИИ СТАЦИОНАРА

I. ОБОСНОВАНИЕ.

Так как приемное отделение является одним из наиболее насыщенных отделений по проходимости количества пациентов, риск возникновения внутрибольничной инфекции самый высокий, поэтому необходимо обеспечить определенные мероприятия по предупреждению развития внутрибольничных инфекций.

II. ОСНАЩЕНИЕ.

— промаркированные емкости для протирания поверхностей и мытья пола для каждого подразделения отдельно;

— дезинфицирующие растворы:

1% р-р хлорамина 3% р-р хлорной извести

3% р-р хлорамина 1% р-р хлорной извести

— ветошь для протирания поверхностей и пола;

— промаркированные швабры для каждого подразделения приемного отделения.

III. АЛГОРИТМ.

1. В каждом помещении приемного отделения проводится текущая и заключительная влажная уборка. Уборочный инвентарь каждого помещения маркируют и хранят в отдельном помещении. Текущая влажная уборка проводится 3 раза в день 1% раствором хлорной извести (1:10 Эсан). Заключительная уборка проводится 1 раз в 7 дней 3% раствором хлорной извести. Частота проведения уборок зависит от проходимости пациентов через приемное отделение (более 40 человек в сутки – влажную уборку каждые 2 часа, а заключительную – через 3 дня).

2. После осмотра каждого пациента все поверхности, с которыми он соприкасался, обрабатываются ветошью, смоченной 1% раствором хлорамина.

3. Санпропускник после санитарной обработки пациента необходимо обработать:

1) Ванна промывается горячей водой с моющим средством, после чего обрабатывается 3% раствором хлорамина в течение 15 мин, затем раствор смывают с применением моющего средства, затем проточной водой;

2) Все предметы, которые применялись при санитарной обработке, подвергаются обработке и дезинфекции:

— ножницы промывают под проточной водой со щеткой и мылом и погружают в этиловый спирт 70% на 30 мин. и хранят в сухом виде;

— гребешок и расчески промывают под проточной водой со щеткой и мылом, дезинфицируют в 3% растворе хлорной извести при полном погружении на 30 минут;

— мочалки промывают под проточной водой и кипятят 20 мин;

— использованные полотенца после осушивания кожных покровов пациента помещают в клеенчатый мешок с маркировкой «грязное белье», затем отправляют в прачечную.

3) Все поверхности санпропускника обрабатываются 1% раствором хлорной извести. Уборочный инвентарь (швабра, ветошь, ведро) дезинфицируют в 1% растворе хлорной извести в течение 30 мин, затем ополаскивают под проточной водой, высушивают и хранят здесь же.

IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.

Соблюдение санэпидрежима в приемном отделении проводится согласно приказу № 288.

ПРОФЕССИОГРАММА № 12

ТЕХНИКА ПРОВЕДЕНИЯ САНИТАРНОЙ ОБРАБОТКИ ПАЦИЕНТА

I. ОБОСНОВАНИЕ.

Санитарная обработка проводится для предупреждения распространения внутрибольничной инфекции.

II. ПОКАЗАНИЯ.

Строго по назначению врача.

III. ОСНАЩЕНИЕ.

Емкости с маркировкой «чистые мочалки», «использованные мочалки», мыло, шампунь, полотенце, ножницы, расчески, водный термометр, пеленки, комплект чистой одежды, обработанная обувь.

IV. ПОДГОТОВКА.

— Медсестра одета по форме, клеенчатый фартук;

— пациента: в смотровой санпропускника пациента раздевают и составляют опись одежды в 3-х экземплярах (в историю болезни, к вещам пациента, пациенту). Осматривают кожные покровы, «волосистые» участки тела. При необходимости проводят обработку на Ф-20;

— санпропускника: исключить сквозняки, Т воздуха = 24-25оС.

V. АЛГОРИТМ.

Полная санитарная обработка

1. Медсестра заполняет ванну до половины холодной водой, а затем горячей, чтобы не было скопления паров в помещении.

2. Температура воды не должна превышать 36-37оС.

3. Пациента погружают в воду, придерживая его в положение «сидя», чтобы вода покрывала 2/3 тела. Область сердца должна быть свободна от воды.

4. Если позволяет состояние пациента, он может помыться сам, но медсестра во время принятия гигиенической ванны пациентом не оставляет его одного, следит за его общим состоянием и помогает ему помыться.

5. Особое внимание нужно обратить на места большего скопления пота и грязи (подмышечные впадины, под молочными железами у женщин, жировые складки, паховые складки, межпальцевые пространства).

6. Продолжительность ванны – 15-20 мин.

7. После того, как пациент помылся, медсестра помогает ему выйти из ванны. Он становится на деревянную подставку, которая покрыта чистой сухой пеленкой.

8. Кожные покровы пациента обсушивают теплым полотенцем или теплой чистой простыней;

9. Пациент надевает чистое белье, медсестра остригает ногти (по необходимости) на руках и ногах, помогает пациенту расчесать волосы, помогает обуться.

10. Медсестра сопровождает пациента в лечебное отделение.

Раздел Терапия

Техника проведения антропометрии пациента.

Антропометрия (от греч. antropos — человек, metreo — измеряю) — измерение основных физический показателей человека (массы тела, роста, окружности грудной клетки, живота).
Массу тела и рост измеряют (если позволяет состояние пациента) при поступлении в лечебное учреждение, затем каждые 7 дней или чаще (по назначению врача). Данные записывают в температурный лист.

Взвешивание.
Массу тела надо знать для уточнения дозы лекарственного препарата (когда его принимают в зависимости от массы тела), подбора адекватной диеты, а в некоторых случаях и для оценки эффективности лечения. Для сравнения и изменения массы тела пациента, взвешивание следует проводить в одних и тех же условиях: утром, натощак, после освобождения кишечника и мочевого пузыря и в одном белье. Перед взвешиванием необходимо проверить, отрегулированы ли весы и правильно ли они установлены. Ослабленных больных для взвешивания можно сажать на предварительно взвешенный табурет.

Измерение роста человека производят при помощи ростомера. Пациент сняв обувь, становится

на площадку спиной к планке, туловище и конечности выпрямлены, пятки соприкасаются, носки разведены. Пятки, ягодицы, межлопаточное пространство и затылок прикасаются к планке, голова в глазнично – ушной горизонтали (наружные слуховые проходы ушей и глаза на одном уровне). Опустив планшет на голову, смотрят на шкалу цифр у нижнего края планшета, которые будут соответствовать росту тела пациента.

Измерение окружности груднойклеткиосуществляют мягкой сантиметровой лентой. Её прикладывают к грудной клетке так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди — на уровне IV ребра. Измерение производится в состоянии спокойного дыхания, на максимальном вдохе и выдохе.

Измерение окружности живота осуществляют мягкой сантиметровой лентой, утром, натощак, после освобождения кишечника и мочевого пузыря. Мягкую сантиметровую ленту прикладывают по окружности: спереди – на уровне пупка, сзади – на уровне III поясничного позвонка.

Спирометрия. Спирометр – это прибор для измерения жизненной ёмкости лёгких(ЖЕЛ) – максимального количества воздуха, выдыхаемого при усиленном выдохе, или выдыхаемого при усиленном вдохе.
Исследуемый отдыхает 5-10 минут, затем после глубокого, максимального вдоха с закрытым носом медленно выдыхает в трубку при этом отмечают , до какого деления шкалы произошел максимальный подъём. Исследование проводят трижды с небольшими промежутками и вычисляют среднюю ЖЕЛ.


Санитарная обработка пациента с педикулезом.

Педикулез — паразитирование вшей на человеке. При обнаружении гнид или вшей необходимо сразу же провести обработку, так как головные и платяные вши являются переносчиками различных инфекционных заболеваний.

Приготовьте:
— укладку для обработки педикулезного больного;
— спецодежду для медсестры (халат, косынку, перчатки);
— клеенку размером 1 X 1 м;
— клеенчатую и матерчатую косынки для пациента;
— частый гребень;
— 0,15-ный водно-эмульсионный раствор карбофоса, нитисрор и др., 6-ный раствор уксуса, ватные тампоны; мешок для белья;
— лупу;
— бритвенный прибор;
— медицинскую карту стационарного больного;
— экстренное извещение об инфекционном больном.

Размещение тяжелобольного пациента в постели.

Тяжелобольной пациент — это человек, у которого имеются значительные нарушения функций органов и систем и который нуждается в медицинской помощи и интенсивном сестринском уходе. Часто больные с хроническими заболеваниями или осложнениями не нуждаются в повседневном врачебном наблюдении и активном лечении. Они чувствуют себя лучше в привычной домашней обстановке и нуждаются в уходе, создании благоприятных условий, соблюдении гигиены и психологической поддержке.

Неподвижный пациент — это человек, у которого нарушено удовлетворение потребностидвигаться из-за тяжести состояния или вследствие предписанного режима. Медицинской сестре часто приходится в стационаре и на дому осуществлять уход за неподвижным пациентом. Она должна обеспечить выполнение пациентом назначенного режима двигательной активности, объяснить его значение и роль. У тяжелобольного и неподвижного пациента нарушено удовлетворение потребностей в движении, нормальном дыхании, адекватном питании и питье, выделении продуктов жизнедеятельности, отдыхе, сне, общении, преодолении боли, способности поддерживать собственную безопасность.


В связи с этим возможны следующие риски для тяжелобольных пациентов: возникновения пролежней; дыхательных нарушений (застойных явлений в легких); нарушения мочевыделения (инфицирование, образование камней в почках); нарушения аппетита; развития контрактур суставов, гипотрофии мышц; травм; дефицита самоухода и личной гигиены; запоров; нарушения сна; дефицита общения.

Осуществляя уход за тяжелобольным пациентом, медицинская сестра должна благожелательно и внимательно расспросить его о том, что его беспокоит, чего бы он хотел и что ему мешает. Во время общения с больным важно внимательно следить за ним: часто мимика, интонация, телодвижение скажут больше, чем слова. Нужно выяснить у пациента, ощущает ли он боль (где и от чего она возникает, когда проходит), жар, озноб, страх, дискомфорт, головокружение, хочет ли больной пить или есть и др. Надо следить за его основными физиологическими показателями: температурой тела, пульсом, артериальным давлением, частотой дыхательных движений, физиологическими отправлениями.

Медицинская сестра должна знать о последствиях длительного пребывания в постели, неподвижности больного, отрицательного влияния на пациента ограниченного
двигательного режима. У тяжелобольного неподвижного пациента высок риск развития пролежней в результате длительного сдавливания мягких тканей. Образованию пролежней, травм способствует влажная неопрятная постель со складками и крошками. Основной причиной образования пролежней является плохой уход за пациентом.

Таким образом, содержание сестринского ухода за тяжелобольным пациентом включает в себя несколько пунктов.

1. Обеспечение физического и психического покоя — для создания комфорта, уменьшения действия раздражителей.физического покоя, профилактики осложнений.

2. Изменение положения больного через 2 ч — для профилактики пролежней.

3. Проветривание палаты, комнаты — для обогащения воздуха кислородом.

4. Контроль состояния пациента (измерение температуры, АД, подсчет пульса, частоты дыхания) — для ранней диагностики осложнений и своевременного оказания неотложной помощи.

5. Контроль физиологических отправлений (стул, мочеиспускание) — для профилактики запоров, отеков, образования конкрементов в почках.

6. Мероприятия по соблюдению личной гигиены для создания комфорта, профилактики осложнений. Медицинская сестра выполняет следующие манипуляции:
• умывание больного;

• уход за глазами;

• уход за ротовой полостью;

• уход за носом;

• очищение наружного слухового прохода;

• бритье лица;

• уход за волосами;

• уход за ногами;

• уход за наружными половыми органами и промежностью.

7. Уход за кожей — для профилактики пролежней, опрелостей.

8. Смена нательного и постельного белья — для создания комфорта, профилактики

осложнений.

9. Кормление пациента, помощь при кормлении — для обеспечения жизненно важных функций организма.

10. Обучение родственников мероприятиям по уходу — для обеспечения комфорта пациенту.

11. Создание атмосферы оптимизма — для обеспечения максимально возможного комфорта.

12. Организация досуга пациента — для создания максимально возможною комфорта и благополучия.

13. Обучение приемам самоухода — для поощрения, мотивации к действию.

14. Проведение реабилитационных мероприятий (лечебной физкультуры, массажа и др.) — для восстановления нарушенных функций организма.

Целями ухода за тяжелобольным пациентом являются:

1)создание физического, социального, психологического комфорта;

2)уменьшение выраженности клинических проявлений заболевания;

3)улучшение качества жизни пациента;

4)профилактика возможных осложнений;

5) установление психологического контакта, выявление нарушенных потребностей.

При уходе за тяжелобольными медицинская сестра обязана соблюдать стандарты технологии ухода за пациентом, технологий выполнения манипуляций и процедур, ведения медицинской документации по уходу за больными, технологий санитарно-противоэпидемических мероприятий, деонтологических принципов (с учетом мнения пациентов о медицинском работнике). Она также должна своевременно и точно выполнять назначения врача.

Особенности ухода за тяжелобольным на дому. Тяжелобольной лучше чувствует себя дома. Для организации эффективного целенаправленного домашнего ухода за тяжелобольным нужно помнить об основных потребностях и тяжести состояния пациента, о том, насколько пациент сам способен удовлетворить нарушенные потребности. Но часто тяжелобольной не может удовлетворить свои потребности в полном объеме, поэтому становится зависимым от окружающих его людей. Ухаживающий должен выявить нарушенные потребности, определить настоящие, возможные проблемы пациента и создать наиболее благоприятные и комфортные условия для пациента.

6 Техника кормления пациента в постели.
Помочь пациенту принять полусидячее, удобное положение в постели, подложив дополнительную подушку. Вымыть руки. Приготовить прикроватную тумбочку. Дать пациенту время для подготовки к приему пищи.

· Шею и грудь пациента накрыть салфеткой. Блюда с горячей пищей необходимо проверить, капнув себе на запястье несколько капель.

· Накормить тяжелобольного, часто страдающего отсутствием аппетита, непросто. Требуются в подобных случаях умение и терпение.

· Для приема жидкой пищи пользуются специальным поильником (можно использовать заварной чайник небольшого объема).

· Полужидкую пищу дают пациенту ложкой.

· С пациентом необходимо еще до кормления обсудить, в какой последовательности он будет принимать пищу. Попросить пациента не разговаривать во время приема пищи, так как при разговоре пища может попасть в дыхательные пути.

· Не следует настаивать, чтобы пациент съел весь объем приготовленной вами пищи. После небольшого перерыва, подогрев пищу, продолжить кормление.
Кормление тяжелобольного пациента ложкой и с помощью поильника.

· Предупредить пациента за 15 минут о приеме пищи, получить его согласие.

· Проветрить помещение. Приготовить прикроватный столик.

· Приподнять головной край кровати (подложить под голову и спину дополнительную подушку),

· Помочь пациенту вымыть руки.

· Прикрыть грудь пациента салфеткой.

· Вымыть руки. Принести пациенту пищу (температура горячих блюд — 50°С).

· Кормить медленно: называть каждое блюдо, предлагаемое пациенту; наполнить на 2/3 ложку мягкой пищей; коснуться ложкой нижней губы, чтобы пациент открыл рот; прикоснуться ложкой к языку, оставив пищу в полости рта; извлечь пустую ложку; дать время прожевать и проглотить пищу; предложить питье после нескольких ложек мягкой пищи; приложить «носик» поильника к нижней губе; вливать питье небольшими порциями.

· Вытирать (при необходимости) губы пациента салфеткой.

· Предложить пациенту прополоскать рот водой из поильника после приема пищи.

· Убрать после еды из комнаты пациента посуду и остатки пищи.

· Убрать дополнительную подушку и придать пациенту удобное положение.

Для пациента желательно выделить индивидуальную посуду, которую после кормления очищают от остатков пищи и моют обезжиривающим средством, затем проводят дезинфекцию.

Помните: чем глубже вводится доза аэрозоля, тем он эффективнее. Примечание: при введении дозы аэрозоля в нос необходимо помнить, что голова должна быть наклонена к противоположному плечу и запрокинута слегка назад. При введении в правую ноздрю лекарственного средства необходимо прижать левое крыло носа к перегородке.

Набор в шприц заданной дозы лекарственного вещества. Техника внутрикожных, подкожных, внутримышечных, внутривенных инъекций. Особенности введения масляных растворов, суспензий. Взятие крови из вены пациента на биохимический анализ. Заполнение системы для внутривенного капельного вливания и подсоединение к вене пациента.

вот тут ещё

Показания: — метеоризм

— подготовка к эндоскопическим исследованиям ЖКТ

Раздел Хирургия

Подготовка бикса к стерилизации. Виды укладок биксов. Укладка в бикс перевязочного материала, белья, перчаток.

Накладывание бинтовых повязок на различные участки тела человека (циркулярная, спиральная, ползучая на предплечье; «Чепец»; на одно ухо; на оба глаза; «Уздечка»; колосовидная на плечо; Дезо; Вельпо; на молочную железу; сходящаяся, расходящаяся черепашья повязка на локтевой, голеностопный суставы; восьмиобразная на кисть, стопу, «Перчатка», «Варежка», Т-образная на область промежности, пращевидная на нос, затылок, подбородок; возвращающаяся на культю). Показания для наложения. Применение эластичного бинта. Наложение окклюзионной повязки при открытом пневмотораксе.

Подготовка транспортных шин. Наложение транспортных шин при переломе плеча, предплечья, голени, бедра, грудного и поясничного отделов позвоночника, костей таза, переломе ребер, ЧМТ, при повреждениях суставов.

Наложение и снятие швов

Существование раневого дефекта отрицательно сказывается на процессе заживления. При обширных повреждениях через раневую поверхность происходит значительные потери белков, электролитов, при этом повышается риск нагноения раны. Поэтому края любой раны (после манипуляций) сводятся при помощи различных видов швов.

Первичные швы.

Их накладывают до начала развития грануляций, сразу после завершения операции, поэтому рана в таком случае заживает первичным натяжением. Снятие швов осуществляется после образования плотной соединительнотканной спайки и эпителизации в сроки от 4 до 14 суток (в зависимости от локализации раны).

Первично-отсроченные швы накладываются при наличии риска развития гнойных осложнений. После операции рану не зашивают, контролируют воспалительный процесс, после его стихания обычно на 3-5 сутки накладывают первично-отсроченные швы.

Провизорные швы отличаются от первых тем, что швы накладывают, но нити завязывают только после стихания воспаления. В данном случае нет необходимости повторно обезболивать и прошивать края раны.

Вторичные швы.

Вторичные швы накладываются на раны, заживающие вторичным натяжением, т.е. раны, в которых уже начался рост грануляционной ткани (примерно на 4-5 сутки после образования раны). Цель – уменьшение (устранение) раневой полости. В результате сокращаются сроки заживления, рубец более прочен и имеет лучший внешний вид, закрываются потенциальные входные ворота для инфекции.

Вторичные швы накладываются после стихания воспаления, при отсутствии гнойных затеков и некроза. Для подтверждения того, что воспаления стихло используют взятие посева из раневого отделяемого – при отсутствии патологической флоры можно накладывать вторичные швы.

Ранние вторичные швы (6-21 сутки после операции) выполняются до образования в краях раны рубцовой ткани. Соответственно достаточно прошить края раны нитями и свести края раны.

Поздние вторичные швы (после 3-х недель). Т.к. края уже зарубцевались, то в асептических условиях необходимо иссечь края раны («освежить края»), а уже после этого наложить швы и завязать нитки.

10. Составление наборов для:

− первичной хирургической обработки ран;

− катетеризации подключичной вены;

− плевральной пункции;

− люмбальной пункции;

− лапароцентеза;

− трахеостомии;

− местной анестезии;

− пункции сустава;

− дренирования плевральной полости;

− новокаиновой блокады;

− инструментальной перевязки раны;

− вскрытия поверхностного гнойника;

− пункции мягких тканей;

− пункции мочевого пузыря.

Подготовка и обработка операционного поля.

16 Техника временной остановки кровотечения (пальцевое прижатие в определенных анатомических точках, максимальное сгибание конечности в суставе, создание возвышенного положения конечности, применение холода).

Тампонада носовых ходов.

Уход за больным с задней тампонадой проводится обычно в отделениях реанимации или в палате интенсивной терапии, где есть возможность обеспечить ему рациональный уход и лечение, учитывая необходимость строгого постельного режима. Следует иметь в виду, что этим больным необходимо калорийное жидкое питание, вводимое через специальный поильник, а возможно, и парентеральное введение жидкостей. У больных нередко наблюдаются психические изменения и неадекватное поведение, особенно после первых двух суток ношения заднего тампона. Поэтому таких пациентов необходимо фиксировать в постели. Помимо основной им показана седативная терапия. В связи с угрозой гнойных осложнений (отиты, синуситы, бронхиты) больным в обязательном порядке назначается антибиотикотерапия.

Раздел Терапия

Техника проведения антропометрии пациента.

Антропометрия (от греч. antropos — человек, metreo — измеряю) — измерение основных физический показателей человека (массы тела, роста, окружности грудной клетки, живота).
Массу тела и рост измеряют (если позволяет состояние пациента) при поступлении в лечебное учреждение, затем каждые 7 дней или чаще (по назначению врача). Данные записывают в температурный лист.

Взвешивание.
Массу тела надо знать для уточнения дозы лекарственного препарата (когда его принимают в зависимости от массы тела), подбора адекватной диеты, а в некоторых случаях и для оценки эффективности лечения. Для сравнения и изменения массы тела пациента, взвешивание следует проводить в одних и тех же условиях: утром, натощак, после освобождения кишечника и мочевого пузыря и в одном белье. Перед взвешиванием необходимо проверить, отрегулированы ли весы и правильно ли они установлены. Ослабленных больных для взвешивания можно сажать на предварительно взвешенный табурет.

Измерение роста человека производят при помощи ростомера. Пациент сняв обувь, становится

на площадку спиной к планке, туловище и конечности выпрямлены, пятки соприкасаются, носки разведены. Пятки, ягодицы, межлопаточное пространство и затылок прикасаются к планке, голова в глазнично – ушной горизонтали (наружные слуховые проходы ушей и глаза на одном уровне). Опустив планшет на голову, смотрят на шкалу цифр у нижнего края планшета, которые будут соответствовать росту тела пациента.

Измерение окружности груднойклеткиосуществляют мягкой сантиметровой лентой. Её прикладывают к грудной клетке так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди — на уровне IV ребра. Измерение производится в состоянии спокойного дыхания, на максимальном вдохе и выдохе.

Измерение окружности живота осуществляют мягкой сантиметровой лентой, утром, натощак, после освобождения кишечника и мочевого пузыря. Мягкую сантиметровую ленту прикладывают по окружности: спереди – на уровне пупка, сзади – на уровне III поясничного позвонка.

Спирометрия. Спирометр – это прибор для измерения жизненной ёмкости лёгких(ЖЕЛ) – максимального количества воздуха, выдыхаемого при усиленном выдохе, или выдыхаемого при усиленном вдохе.
Исследуемый отдыхает 5-10 минут, затем после глубокого, максимального вдоха с закрытым носом медленно выдыхает в трубку при этом отмечают , до какого деления шкалы произошел максимальный подъём. Исследование проводят трижды с небольшими промежутками и вычисляют среднюю ЖЕЛ.

Антропометрические данные доношенного новорожденного:

1. Масса тела при рождении не менее 2500 г (в среднем 3200-3500 г).

2. Длина тела не менее 47 см (в среднем 50-52 см).

3. Окружность головы составляет 34-36 см.

4. Окружность груди в среднем равна 32-34 см.

Частота дыхания (ЧД) новорожденного составляет 40-60 в минуту, частота сердечных сокращений (ЧСС) — 120-150 ударов в минуту.

Недоношенный ребенок — это ребенок, родившийся живым в сроке до 37 недели внутриутробного развития с массой тела менее 2500 г и длиной менее 45 см (пол определению ВОЗ).

Факторы риска рождения недоношенного ребенка

Со стороны матери:

1. Возраст беременной (первородящей) до 18 лет и старше 35 лет.

2. Тяжелые соматические и инфекционные заболевания, перенесенные во время беремен-ности.

3. Генетическая предрасположенность.

4. Отягощенный акушерский анамнез (патология беременности, многоплодная беремен-ность, оперативное вмешательство, привычные выкидыши, частые аборты, аномалии ре-продуктивной системы и пр.).

5. Осложнения беременности (угроза прерывания)

6. Инфекции урогенитальные.

Со стороны плода:

1. Хромосомные нарушения.

2. Пороки развития.

3. Иммунологический конфликт.

4. Внутриутробное инфицирование.

Социально-экономические факторы:

1. Неблагоприятное воздействие окружающей среды (ионизирующее излучение и электро-магнитные излучения высокой частоты, профессиональные вредности (химические и фи-зические) и пр.).

2. Неблагоприятное воздействие образа жизни (курение, употребление алкоголя, наркоти-ков и токсических веществ; нерациональное питание, бесконтрольный прием лекарствен-ных средств, повторяющиеся психо-эмоциональные стрессы и пр.).

3. Низкий социальный статус (недостаточный уровень образования, неудовлетворитель-ные жилищно-бытовые условия, плохое питание, нежеланная беременность, уклонение от медицинского наблюдения).

Система выхаживания недоношенных детей:

I этап — интенсивная терапия в родильном доме.

II этап — лечение в специализированном отделении для недоношенных детей.

III этап — динамическое наблюдение в условиях детской поликлиники.

Критерии выписки недоношенного ребенка из стационара

1. Постоянная положительная динамика нарастания массы тела — при выписке она должна быть не менее 2500 г.

2. Восстановление всех физиологических рефлексов.

3. Стабилизация процессов терморегуляции, способность удерживать постоянную температуру.

4. Устойчивое функционирование всех жизненно важных органов и систем.

Профилактика рождения недоношенных детей:

1. Охрана здоровья будущей матери с самого раннего детства.

2. Своевременная санация очагов хронической инфекции.

3. Планирование беременности.

4. Создание благоприятных условий для протекания беременности.

5. Регулярное наблюдение за беременной в женской консультации.

6. Отказ беременной женщины от вредных привычек.

7. При угрозе выкидыша — обязательное стационарное лечение беременной женщины.

Неонатальный скрининг (обязательное обследование всех новорожденных)

Проводится на 4-7 день жизни для диагностики следующих врожденных заболеваний:

— фенилкетонурия (ФКУ);

— врожденная дисфункция коры надпочечников (ВДКН или адреногенитальный

синдром);

— муковисцидоз;

— галактоземия;

— врожденный гипотиреоз.

С 2006 года детям проводят аудиологический скрининг для раннего выявления нарушений слуха.

*****

НАБЛЮДЕНИЕ НОВОРОЖДЕННЫХ

В соответствии с Приказом МЗ и CP РФ № 307 от 28.04.2007 г.первый врачебно-сестринский патронаж к новорожденному проводится в 1-2-е сутки, затем 2 раза в неделю. В течение первого месяца жизни медицинская помощь оказывается только на дому, в возрасте 1 месяц и позже — в поликлинике в день приема здоровых детей.

Дети из группы риска, больные и недоношенные (II-III группы здоровья) должны быть осмотрены сразу в 1-й день после выписки,

затем — ежедневно до 10-го дня,

далее — еженедельно.

В течение первых 3-4 месяцев недоношенный ребенок осматривается врачом, патронаж-ной медицинской сестрой и специалистами только на дому.

Во время каждого патронажного посещениямедицин­ская сестра обязана:

1. Внимательно осмотреть ребенка, измерить температуру.

2. Дать конкретные рекомендации и гигиенические советы.

3. Провести беседу по вопросам вскармливания, ухода, массажа, гимнастики и т.п.

4. Тщательно записать данные посещения в «Историю развития ребенка» (учетная форма

№ 112 у).

Группы риска новорожденных

1. Дети с риком повышенной заболеваемости ОРВИ, нарушений в состоянии здоровья

в период социальной адапта­ции.

2. Дети с риском развития патологии центральной нервной системы.

3. Дети с риском возникновения рахита, анемии, хронического расстройства питания.

4. Дети с риском развития гнойно-септических заболеваний в периоде новорожденности.

5. Дети с риском развития аллергических болезней.

6. Дети с риском развитьия тугоухости.

7. Дети с риском развития врожденного гипотиреоза.

8. Дети с риском развития синдрома внезапной смерти.

9. Дети из неблагоприятных микросоциальных условий.

10. Дети с риском развития нарушений репродуктивного здоровья.

Факторы социального риска семьи

1. Социально-гигиенического характера:

— плохие материально-жилищные условия;

— работа родителей в условиях с вредными факторами производства;

— проживание семьи в экономически неблагоприятной обстановке;

— мать или оба родителя являются учащимися;

— один или оба родителя не работают и не участья.

2. Медико-демографического характера:

— многодетность;

— отсутствие одного из родителей (неполные семьи);

— наличие в семье ребенка с врожденным заболеванием или дефек­том развития;

— случай мертворождения или смерти ребенка первого года жизни;

— семьи, в которых имеются несовершеннолетние беременные и ма­тери;

— семьи, в которых один из родителей является инвалидом.

3. Социально-психологического характера:

— злоупотребление алкоголем одним или обоими родителями;

— наркомания;

— курение;

— неблагоприятный психологический климат (ведут аморальный об­раз жизни, вступают

в постоянные конфликты);

— низкая общая и санитарная культура (не выполняют предписаний врача, не соблюда-

ют правил санитарной гигиены и т.п.);

— уклонение от обязанностей по содержанию и воспитанию детей;

— злоупотребление своими правами, грубое и даже жестокое обра­щение с детьми.

*****

ВСКАРМЛИВАНИЕ НОВОРОЖДЕННЫХ

Формулы, используемые для расчета объема питания

доношен­ным детям:

Манипуляция — Техника измерения роста (длины тела) детям различного возраста

Измерение длины тела (у детей до 1 года)

Показания: оценка физического развития.
Оснащение:горизонтальный ростомер, пеленка, резиновые перчатки, емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь, бумага, ручка.
Выполнение процедуры:
1. Объяснить маме цель исследования.
2. Установить горизонтальный ростомер на ровной устойчивой по верхности шкалой «к себе».
3. Подготовить необходимое оснащение.
4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
5. Обработать рабочую поверхность ростомера дезраствором с помощью ветоши.
6. Постелить пеленку (она не должна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки).
7. Уложить ребенка на ростомер.
8. Выпрямить ноги малыша легким нажатием на колени.
9. Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом, подвижную планку ростомера.
10. По шкале определить длину тела ребенка.
11. Убрать ребенка с ростомера, записать результат.
12. Убрать пеленку с ростомера, протереть рабочую поверхность ростомера 1% раствором хлорамина! двукратно с интервалом 15 минут.
13. Снять перчатки, замочить в 3 % растворе хлорамина.
14. Вымыть руки на гигиеническом уровне.

Измерение длины тела стоя (дети старше года)

Показания: Оценка физического развития.
Оснащение: Вертикальный ростомер, резиновые перчатки, емкость с дез.р-ром, ветошь, бумажная салфетка одноразового применения.
Выполнение процедуры:
1. Объяснить маме, цель исследования.
2. Откинуть скамеечку ростомера.
3. Вымыть руки, надеть перчатки.
4. Обработать рабочую поверхность ростомера дез.р-ром с помощью ветоши, постелить на нижнюю площадку салфетку одноразового применения.
5. Поднять подвижную планку ростомера.
6. Предварительно снять обувь, помочь ребенку правильно стать на площадке ростомера:
а) установить 4 точки касания: пятки, ягодицы, межлопаточная область, затылок
б) расположить голову так, чтобы наружный угол таза и козелок располагались на одной горизонтальной линии.
7. Опустить подвижную планку ростомера к голове ребенка.
8. Определить длину тела по нижнему краю планки (по правой шкале деления).
9. Помочь ребенку сойти с ростомера.
10. Записать результат.
11. Убрать салфетку с ростомера, протереть рабочую поверхность ростомера 1% раствором хлорамина
двукратно с интервалом 15 минут.
12. Снять перчатки, замочить в 3 % растворе хлорамина на 60 минут.
13. Вымыть руки на гигиеническом уровне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *