Африка традиции и обычаи

Традиции, быт и обычаи народов Африки, в свою очередь, очень самобытны и кардинально отличаются от культурного наследия других континентов. Ведь не зря считается, что именно в этой части света возникла когда-то разумная жизнь. Потом происходило великое расселение, и африканские корни новых народностей постепенно утрачивались. Уклады жизни изменялись подстать условиям, в которых возникали и развивались новые очаги цивилизации. Сама огромная Африка тоже весьма неоднородна. Север континента – это уже давно арабская территория. Здесь, в пустынях, обращенные в ислам берберы издревле ведут кочевую жизнь бедуинов. Африка от Сахары и южнее – это прародина народностей, говорящих на языках Банту. Самый распространенный их диалект, Суахили, типичен для экваториального региона континента. В южной части Африки сильно влияние европейских колонизаторов, навязывавших во всем узурпаторский стиль. Но определяющим здесь являются дух и искусство местных народов, не прекращавших отстаивать свою независимость. Охватить всю африканскую культуру одной статьей невозможно. Ведь этому посвящены целые энциклопедии! А в каждой из 54-х стран Африки есть свои музеи, раскрывающие бесценные секреты национальных традиций, уходящих в глубины веков. Поэтому лучший вариант познакомить читателя с культурным многообразием континента – выхватить наиболее яркие и необычные его особенности.

Содержание

Маски как лицо континента

Ритуальные маски из дерева – это, пожалуй, самая легендарная атрибутика африканских народов. Узнаваемые всеми реликвии можно встретить в музеях или частных коллекциях в любой стране мира. А современные изделия такого рода – это самые расхожие памятные сувениры для туристов. Многие африканские племена сохраняют традиционные культы, для которых продолжают изготавливать маски божеств и почитаемых духов. Их раскрашивают натуральными красками и украшают рогами, шерстью животных, перьями, жесткими листьями, пальмовым волокном. Маски устрашающего вида сопровождают религиозные действа, связанные с обращениями к потусторонним сущностям. Они служат для задабривания злых духов, чтобы уберечься от непогоды, спасти урожай, вылечить больного. Для охотничьих ритуалов применяются маски, изображающие преследуемых животных. Отдельная категория масочных разновидностей посвящается умершим родственникам. Ведь в традициях африканцев сильна вера в покровительство ушедших членов семьи.

Танцы, как часть жизни

Другой основой истинно африканского духа являются народные танцы разных племен. Ритуальные массовые телодвижения под ритмичное сопровождение распространены у большинства народностей континента. Они связаны с неким коллективным трансом, необходимым для объединения племени в решении насущных проблем. Народные празднества и свадьбы, разумеется, тоже не обходятся без продолжительных, нарядных танцев. Например, в Нигере молодым мужчинам надлежит устраивать танцевальный марафон во время своеобразных смотрин – праздника Геревол. Инициатива создания семьи здесь оставлена за женщинами. Они долго присматриваются к танцующим чтобы не ошибиться в выборе мужа.

Ритмы Тумба Юмба

Отдельная древняя история связана в Африке с неизменным и почти единственным музыкальным атрибутом танцев – перкуссией. Способы извлечения звуков на барабанах и их видовое разнообразие поражает. Но не менее удивительным кажется то, насколько едины разные африканские племена в своей танцевальной культуре. Один из наиболее типичных барабанов, распространенных на западе континента – Джембе. Это высокий деревянный кубок, обтянутый кожей козы. Играют на нем стоя, ударяя ладонями в разных местах мембраны. Несмотря на размеры, Джембе издает резкие высокие звуки. Он также служит ведущим ритм-барабаном. Характерный ритмичный фон создают басовая барабанная секция. Ее комплектуют из нескольких инструментов разного размера для звукоизвлечения палками. Главным в секции обычно выступает Дунумба, самый большой барабан. Инструменты басового сопровождения обтягивают более грубой кожей – буйволов или антилоп.

Женская красота по-эфиопски

Географические издания любят публиковать фоторепортажи о традициях эфиопской общины Мурси. Женщины этого племени видоизменяют форму нижней губы таким образом, чтобы она представляла собой отвисшее кольцо. Растягивая этот мясистый ободок, они вставляют в него глиняные тарелки, используемые в качестве украшений. Кажущееся уродство, шокирующее европейских туристов, для Мурси является престижным достоинством, повышающим значимость женщины как невесты. Это лишь один из примеров традиций видоизменений тела, свойственных африканским женщинам. В племени Масаи на территории Кении и Танзании, например, аналогичную процедуру растягивания практикуют с мочками ушей.

Жестокие украшения воинов

А во многих странах центральной Африки широко распространено нанесение на кожу многочисленных шрамов. В качестве рельефных украшений, под кожу в местах надрезов внедряют мелкие предметы. По одной из версий этнического исследования, такие традиции могли получить развитие в период процветания рабства на континенте. Сопротивляясь вывозу невольников, африканцы уродовали своих женщин, чтобы их вид был непривлекательным для работорговцев. Однако боевые украшения мужчин всегда носили, скорее, устрашающий характер для запугивания соседних племен. Облик воина, помимо обильной раскраски, предполагал прокалывание мягких частей лица – щек, губ, ноздрей и ушей. А шрамирование у мужчин до сих пор активно применяется в обрядах инициации.

Есть чтобы жить

В современном туризме все больше интереса проявляется к натурализму туземной жизни на континенте. Становятся популярными туры с пребыванием в естественной обстановке, среди жителей малоцивилизованных племен. По мнению поживших в такой среде экстремалов наиболее шокирующим обстоятельством иногда является традиционная пища некоторых племен. Накал страстей подогревают сохранившиеся кое-где обычаи каннибализма. Однако в современном мире иноземцам вряд ли предложат отведать человечины. С этим обрядом связаны особые поверья аборигенов. Но в некоторых поселениях в пищу могут идти экскременты животных, насекомые, черви. Менее шокирующие диеты могут включать сырое мясо или кровь домашнего скота. Например, у Масаи обязательным питьем для воинов служит смесь бычьей крови с молоком.

Такие разные торжества

Удивляют туристов в Африке, конечно, не только шокирующими элементами быта туземцев. Самой яркой стороной любой народной культуры являются ее праздники. Взять, к примеру, яркое шоу туарегов – «Фестиваль в малийской пустыне». Прямо посреди песков, в районе легендарного Тимбукту, сооружаются обширные концертные площадки. Постоянно играет громкая народная музыка. Причем в ее исполнении соревнуется много приезжих музыкантов. Организуется катание на верблюдах, сувенирный базар, А вот в маленькую Буркина-Фасо стоит приехать на фестиваль «Фестима», посвященный народным маскарадным шествиям. Этот праздник инициирован местной ассоциацией студентов-этнографов. Благодаря им на столичных улицах можно увидеть целые костюмированные представления, рассказывающие о прошлом континента. Праздник музыки «Гнауа» проходит в Марокко с 1988 года. В нем отражена драматическая история переселения целых народов на север Африки. Это произошло после того, как племена Берберов стали захватывать рабов в тропических странах. Породнившись с арабами, потомки чернокожих невольников сохранили свои музыкальные традиции. Более того, образовался новый культурный пласт из танцев и песнопений смешанных стилей. Успешная популяризация этого искусства привела к созданию настоящего международного фестиваля. А близость к Европе собирает на нем ежегодно тысячи гостей. Что говорить, Африка шокирует и манит одновременно. Своей экстравагантной и опасной красотой она продолжает расширять круг поклонников и энтузиастов экстремальных путешествий. Была рада немного поведать вам об этническом колорите этого континента. Пишите, отзывайтесь и ссылайтесь. С Уважением автор блога Наталия Миновская» data-image=»https://natali-dev.ru/wp-content/uploads/bfi_thumb/prazdnik-Gerevol-1024×768-ocnf3wl3ehn51w02tvlfzsqrxmdkd10f8lj63pzzx4.jpg» data-title=»Традиции, быт и обычаи народов Африки» data-url=»https://natali-dev.ru/lichnoe-razvitie/tradicii-byt-i-obychai-narodov-afriki/» >

В Африке живет несколько тысяч разных племен и народностей. И, если многие традиции по своему значению могут быть схожи между собой, то их празднование может существенно отличаться. При этом, ни о каких масштабных торжествах не может идти и речи, все-таки на некоторых территориях может проживать, чуть ли пара сотен человек. Тем не менее, в некоторых странах существуют крупные фестивали международного значения. Но в большинстве своем они относятся к победе над колониальной зависимостью от «белых» людей. Хотя, если капнуть глубже, взглянув на календарь, то кое-где можно застать фестивали, посвященные очень интересным событиям.

ГАНА

Панафест

Полное его название звучит как Панафриканский Исторический Театральный Фестиваль. Он был задуман в 1980 году в память о тысячах рабах, вывозимых в разные страны и континенты. Каждые 2 года Панафест посредством традиционной музыки, танцев, кино, театральных постановок и других событий, связанные с культурой Африки, объединяет все народности континента, а также тех африканцев, которые были вывезены колонизаторами. Праздник отмечается в День Эмансипации стран Карибского бассейна и проходит в городах Аккра, Кейп Кост, Элмина, Ассасин Марсо и Ассасин Манс. То есть в тех местах, которые прямым образом связаны с деятельностью европейских захватчиков.

Хогбетсотсо

Рекомендуем бронировать дешёвые авиабилеты в Африку на сайтах www.aviasales.ru www.skyscanner.ru www.onetwotrip.com www.buruki.ru

Этот праздник относится к племенам Анло-еве, которые проживают в устье реки Вольта. История фестиваля уходит корнями в жесткую тиранию монархов в городах Того, от которой жители решили сбежать. Отмечается Хогбетсотсо в первую субботу ноября. Помимо ритуальных зажигательных танцев и пиршеств, особенностью праздника считается большой Дурбар – торжественный приём вождей, при котором жители деревень и городов в знак уважения приносят подарки. Считается, что в этот день проблемы и спорные вопросы должны быть решены, а люди в это время дарят друг другу мир и дружбу. Важной церемонией праздника является «очищение», которое проходит в прямом смысле этого слова. В этот день проводится генеральная уборка города и близлежащих деревень, а также реки Вольты.

БЕНИН

День Вуду

10 января в стране отмечается Национальный день Вуду. Это фестиваль международного масштаба, который демонстрирует, что религия вуду совсем не такая, какой ее показывают в фильмах, и она не является некой черной магией, способной творить только злые вещи. На самом деле, религия направлена на исцеление, общение с духами и богами. Она появилось на территории Западной Африки более двух с половиной тысяч лет назад и сейчас является основной религией Бенина, Ганы, Того и Нигерии. Но в XVIII вуду распространилось в страны Карибского бассейна и юг США, претерпев в дальнейшем существенные изменения из-за влияний христианства и особенностей жизни африканского населения. Национальный праздник проходит в городе Уиде. Тут собираются жрицы и жрицы с разных стран. Торжество сопровождается множеством ритуалов, танцами, торговлей вуду-атрибутикой и жертвоприношениями.

БУРКИНО-ФАСО

Фестима

Сродни «Венецианскому карнавалу» в небольшом городке Дедугу проходит собственный фестиваль масок. Конечно, о сравнении масштабности мероприятия не может идти и речи, но вот категорично сказать, какой праздник является более впечатлительным, будет не так легко. Первый Фестима прошел в 1996 году, когда было решено о необходимости сохранить древнюю культуру, в которой главным составляющим являются маски. С тех пор фестиваль проходит раз в два года и постоянно привлекает новых участников с разных стран Западной Африки. Стоит отметить, что общее количество зрителей с каждым новым Фестима возрастает в несколько раз.

ЗАНЗИБАР, ТАНЗАНИЯ

Саути За Базара

Рекомендуем сравнивать цены на отели в Танзании, ЮАР и других странах Африки на сайтах www.booking.com www.expedia.com www.agoda.com

Это крупнейший фестиваль африканской музыки и искусства в Восточной Африке. Каждый год на территорию Старого Форта (Нгоме Конгве) съезжаются сотни музыкантов и артистов со всего континента, способных создать настоящую африканскую атмосферу, наполненную ценностями и традициями. Увы в 2016 не найдя поддержки среди спонсоров, Саути За Бузара был отменен. Тем не менее, организаторы уверяют, что фестиваль состоится в 2017 году и побьет все рекорды по грандиозности и посещаемости!

ЭФИОПИЯ

Тимкат

Мало кто знает, что Эфиопия является 3-й страной, принявшей христианство. С тех пор приверженцами православной веры считается более 70 % населения страны. И не мудрено, Что Тимкат, то есть Крещение, является одним из главных праздников Эфиопии. Он длиться 3 дня и сопровождается походом служителей церкви и прихожан к ближайшей реке, к которой они подносят табот (символическая скрижаль с десятью заповедями). Затем они молятся всю ночь, а на следующий день, после окропления святой водой, табот уносят в церковь. Вся процессия сопровождается песнями и танцами. При этом все верующие надевают красивые наряды из дорогих материалов белого цвета.

ЮАР

Африка Бёрнс

Оформить страховку для поездки в Африку
www.cherehapa.ru www.sravni.ru www.worldnomads.com

В 4-х часах езды от Кейптауна, недалеко от Национального парка Танква-Кару, ежегодно проходит необыкновенный фестиваль, посвященный экспериментальному искусству и радикальному самовыражению. По своей концепции он похож на знаменитый Бёрнинг Мэн, которых проходит в Неваде, США, но имеет свои «фишки» и особенности. В первую очередь это касается некоммерческой направленностью: на территории за деньги можно купить только лёд. И второе – это бережное отношение к природе. После окончания фестиваля, участники все свои вещи, а также мусор увозят с собой. Девиз этого правила звучит как «Не оставляя следов». Кульминацией праздника является полное сожжение своих сконструированных скульптур и поделок. Стоит учитывать, что Африка Бёрн проходит посреди пустыни, где нет никакой инфраструктуры. Все участники привозят с собой палатки и продукты питания сами и на весь срок прибывания.

Карнавал цветных

Ежегодно в Кейптауне проходит «карнавал цветных» – Kaapse Klopse. Этот фестиваль уходит своими корнями в XIX век, когда африканцы были рабами у колонизаторов. Они разрешали «черным» отдыхать только 1 день в году. И в этот день местное население веселилось, как могло! Африканцы устраивали себе незабываемый и красочный праздник: надевали яркие костюмы, устраивали марши на улице, пели и плясали. Некоторые делали причудливые маски из белой глины и прикладывали к лицу, парадируя «белых». В прочем, этот образ характерен и для современного карнавала.

Автор текста Андрей Бортников.

Смотреть по теме:

Все мировые сервисы бронирования отелей и хостелов в Африке

Все мировые сервисы бронирования апартаментов и домов в Африке

Все сервисы поиска и бронирования авиаперелётов в Африку

Все мировые сайты бронирования экскурсий в Африке

Все сервисы бронирования авто, трансферов и такси в Африке

Все сервисы онлайн страхования для поездки в Африку

Масаи

Масаи – это самые известные дикие люди Африки, обитающие в Кении и Танзании. Численность популяции составляет примерно 100 тысяч человек. Встретить африканцев-масаи чаще всего можно вблизи горы Килиманджаро, занимающей важное место в их мифологии.

Масаи имеют репутацию свирепых воинов, однако занимаются они преимущественно скотоводством. Этот народ практически полностью сохранил традиционный уклад и до сих пор практикует обряды обрезания – причем, как мужчин, так и женщин.

Подробнее про племя Масаи, их традиции и быт можно прочитать в нашей статье про Масаи.

Мурси

Представители племени мурси причисляют себя к духам тьмы, посланным на землю богом смерти Ямдой. Этим они оправдывают жуткие обряды и традиции, которые передаются из поколения в поколение.

Визитной карточкой женщин является невероятно растянутая нижняя губа, диаметр которой может доходить до 30 см. Умерших женщин, заслуживших особое уважение и почет при жизни, племя Мурси вешает на деревьях. Руки им предварительно отрубаются. Другие покойники служат пищей или сырьем для украшений, магических снадобий.

Хамар

Это дружелюбное и самобытное племя, проживающее в плодородной долине реки Омо. Его отличительной чертой является любовь к красивой одежде и украшениям. Больше всего европейцев шокирует брачный ритуал, в ходе которого мужчины истязают девушек и женщин.

Юноши наносят удары по женским спинам длинными прутьями, а сами объекты избиения стараются спровоцировать агрессию и получить максимум ударов. По количеству шрамов и рубцов можно определить статус и привлекательность девушек в глазах соплеменников.

Бушмены

Живут семьями, в каждой из которых есть травник-целитель – он общается с духами, может вызывать дождь и лечить болезни. Бушмены-женщины бреют головы, оставляя на макушке небольшой пучок волос. Кроме того, они часто используют в качестве головных уборов мочевые пузыри животных, прикрепляя их к волосам.

Самбуру

Важнейшая часть жизни этого племени – деторождение, бесплодные женщины гонимы и часто подвергаются насмешкам. Представители самбуру поклоняются духам предков, занимаются ворожбой и оккультизмом. Считается, что заговоры и жертвоприношения способны повысить рождаемость и защитить народ от болезней.

Подробнее про племя Самбуру, их традиции и быт можно прочитать в нашей статье про Самбуру.

Зулусы

Невозможно представить дикие племена Африки без зулусов, численность которых достигает 10 миллионов человек. Этот народ верит в бога-творца, а все негативные явления жизни – болезни и смерть – приписывают злым духам и колдунам. В религии зулусов важное место принадлежит чистоте, поэтому у них в обычае регулярные омовения и уборка жилища.

Банту

Африканцы-банту имеют характерную внешность: у них очень темная кожа, широкий нос и своеобразное строение волос, напоминающее спираль. Банту – дружелюбный народ, и с удовольствием приглашает туристов на ознакомительные прогулки.

Как и представители племени мурси, женщины банту увеличивают нижнюю губу и вставляют в нее диски. Жизнь диких племен банту связана в основном с сельским хозяйством и земледелием. Живут они в домах, сделанных из веток и обмазанных сверху глиной.

Нуба

Это абсолютно изолированная община, члены которой говорят на своем языке и не вступают в контакты с внешним миром. Вероятно, поэтому племя нуба сохранило в полной мере свою самобытность.

Женщины племени невероятно красивы и обладают отличной фигурой – длинными ногами, высоким ростом и стройностью. Возможно, отчасти благодаря красоте девушки получили право выбора жениха.

Во время брачного ритуала женихи сидят спиной к невестам, исполняющим танец. После представления девушка подходит к понравившемуся парню и кладет ему на плечо ногу. Она сделала свой выбор, а мнение жениха не учитывается. Совместное проживание начинается только после того, как муж построит дом.

Химба

Народ химба проживает в глиняных хижинах, похожих на юрты. Внутри жилища есть только спальное место. Поскольку племя живет в пустыне на севере Намибии, вода является дефицитом. Чтобы не тратить лишнюю влагу, химба практически не моются, а наносят на тело специальный состав красноватого цвета. Эта смесь впитывает неприятные запахи и придает телу характерный аромат.

Коса

Местом обитания племени является Капская провинция. Коса еще называют «красным народом» за то, что они всегда одеты в красное. Женщины по-особому завязывают тюрбан на голове. По типу головного убора можно определить их статус – замужем, не замужем или вдова.

Молодые мужчины племени коса обязательно проходят обряд обрезания. После торжественной церемонии они обмазывают тело белой глиной, чтобы угодить духам, и уходят в горы на 2 недели.

Есть много хороших анекдотов о том, как юноша становится мужчиной: ну, знаете, коза, дерево, осы, которых сначала надо выгнать. В мировых культурах обряды мужской инициации представлены по-разному, но объединены одной чертой: мужчиной по умолчанию никто не рождается — этот статус нужно заслужить.

Мы продолжаем исследовать диковинную дичь и даем экспертную оценку всему: от обрезания до ритуалов с галлюциногенами, от шаманизма до получения водительских прав. Где еще умеют сопоставлять факты так, как на Disgusting Men?

Обряды посвящения характеризуют человека так же, как прямохождение или крупный мозг. Мы запускаем в космос ракеты и готовимся массово применять импланты, но ритуалы инициации никуда не исчезли и даже не в упадке. Вспомните хотя бы свое посвящение в студенты! Обращаться к традициям первобытных людей бывает полезно: у них, в прошлом, было все то же самое, только гораздо абсурднее.

Приступив к изучению темы, я считал, что это будет дико весело. Что-то в духе «трахни козу и докажи, что ты мужчина» у каких-нибудь папуасов или «принеси шкуру опоссума и ты больше не мальчик». На деле все оказалось действительно отвратительно и даже как-то мрачновато.

Из соображений экономии вашего времени мы затронули только Австралию, Африку и современность. В стороне остались индейцы, европейские и азиатские народы, а также папуасы Новой Гвинеи с их ритуальными избиениями и изнасилованиями подростков. Когда-нибудь расскажем и про это.

Зачем нужна инициация, и как это происходит

В чем вообще смысл обрядов посвящения? На простом уровне это понятно любому: нужно доказать, что ты готов к принятию в какую-то группу и достоин нового звания. И, само собой, под поверхностью все гораздо сложнее и интереснее. Вообще, это может показаться странным, но идея о времени, которая бытует у нас — сравнительно недавнее «изобретение». У более ранних культур время воспринимается как замкнутый круг. То есть нет никакого прогресса и движения вперед, есть только бесконечное повторение: если повторение прекратится, то и Вселенная перестанет существовать.

Из этой отдельной мысли исходит огромное количество выводов и последствий. Самое интересное для нас — идея о том, что человек не может прогрессировать. Следовательно, ребенок не может вырасти и стать воином или охотником. Зато ребенок может «умереть» и родиться как взрослый. Для дикаря это не метафора, а жизнь как она есть. Согласно этой логике, дети — это такой разменный ресурс: нужно специальным образом принести их в жертву, чтобы в племени родилось соответствующее количество взрослых. Инициация и есть такое ритуальное «как бы убийство», и подросток, который его прошел, считается совсем другим человеком с новым именем, новой внешностью и новой жизнью.

Во время обряда посвящения симулируются кражи детей у матерей, затем их убийства, а потом возрождения. Поэтому до антракта всегда творятся довольно жесткие вещи, но они и должны быть такими, чтобы убедить всех вокруг, что тут реально кто-то умер. Суровость, с которой «убиваются» дети, варьируется от культуры к культуре: папуасы практикуют мучительные ритуалы, а британцы старой закалки отправляют своих отпрысков в элитные частные школы — суть примерно одинакова.

Инициация в Австралии

Австралийские аборигены особенно интересны для исследователей тем, что десятки тысяч лет прожили почти в изоляции, все это время не меняя культуру. Скорее всего, их обряды инициации максимально приближены к племенным посвящениям, которые имели место тысячи лет назад. Главная фишка австралийских инициаций — очень продолжительное время, которое они занимают, а также особая роль, которую играют «чудеса» и фокусы старейшин и шаманов.

Юношам приходится не только проходить обряды и испытания, но и зачастую жить отдельно от племени до полутора лет на строгой диете и в мучительных условиях.

В отдельных случаях вся инициация может вообще занимать десять лет. Фокусы шаманов нам кажутся дешевыми трюками, но поражают воображение местных. К примеру, шаман может неожиданно достать изо рта кристалл кварца и уверить всех, что с его помощью летает на небо.

Австралия — большой континент, и поэтому в разных племенах обряды разнятся, но есть и общие схемы. Так, например, все или почти все племена здесь практикуют обрезание. Кроме того, часто это сопровождается еще и выбиванием переднего зуба.

Идея не только в жертве, но и в том, что неофита проглатывает и пережевывает некий жуткий монстр (его изображает хижина).

Затем это существо, гигантский глиняный Бааме, выплевывает юношу, но не целиком: обрезанная крайняя плоть и зуб как бы «теряются» в процессе. Юношу успокаивают тем, что ему еще повезло, и он отделался малой кровью.

Вообще, обрезанию здесь придают огромное значение, и многое вращается вокруг него. У многих племен ему сопутствуют таинственные ритуалы, и оно попутно символизирует отрезание головы — и часто так и называется.

У кого-то все идет еще дальше, и кроме обрезания делается глубокое и болезненное рассечение члена. Такая рана символизирует вагину, а кровь, идущая из нее, соответственно, менструацию.

Аборигены, по их собственному мнению, приводят тело мужчины в порядок: у женщины есть и вагина, и клитор (то есть «недопенис»), а у мужчины — только пенис, и это несправедливо. Рассечение призвано исправить это недоразумение.

Инициация в Африке

Африканские обычаи тоже следуют схеме «смерть ребенка — возрождение взрослого».

Например, распространены ритуалы, связанные с высокими деревьями — они ассоциируются с восхождением на небо. Часто юноше приходится довольно долго стоять на высоте, тем самым символически пребывая в верхнем мире, недоступном для живых.

Зарисовка на эту тему была в фильме «Эйс Вентура 2» с Джимом Керри — там вообще упомянуто неожиданно много реальных обычаев Африки; даже момент с выползанием из задницы Бегемота, если задуматься, это о том же.

Африка огромна, а ее народы разнообразны, и описывать их обряды посвящения пришлось бы слишком долго. Но главная отличительная черта — это смещение акцентов: если у австралийцев-охотников важны только ритуал и терпение, то здесь, в обществах воинов, жизненно необходимо показать свою доблесть.

Например, в племени Сурма принято проводить битвы на палках, где по итогу становится ясно, какой ранг получает тот или иной юноша.

Эти ритуальные драки называются «донга»; они весьма жестоки и часто оканчиваются серьезными травмами. Несколько проще в этом плане у бушменов: там неофит должен поучаствовать в охоте, где на него возложена большая ответственность — если он промажет, все пойдут домой голодными и злыми. В обоих случаях неудача означает для молодого воина перенесение ритуала на год. Особо неудачливые могут засидеться в детях надолго, а это — жуткий позор, так что многие из недорослей идут на свой первый и последний взрослый шаг и совершают самоубийство.

В эфиопском племени скотоводов Хамер юноша скорее должен продемонстрировать ловкость и сноровку, чем силу, и пробежать по спинам быков.

Здесь же парни обязаны очень своеобразно показать свою лихость, а их избранницы — терпение: девушки племени напиваются самодельного пива, а избранники должны со всей дури бить их прутьями. Бить слабо считается проявлением черствости и бесчувственности, а сильно — нежности и любви. В итоге самые красивые и обожаемые из женщин носят больше всего шрамов по всему телу.

Кроме явной тяги к обрядовым соревнованиям и удали, африканские племена довольно сильно напирают на ритуалы плодородия. Эванс-Притчард, настоящий столп африканистики, расскажет об этом гораздо лучше меня:

«Каждый из инициируемых во время второй церемонии обрезания должен держать пенис в поднятом состоянии до тех пор, пока это позволяет эрекция. Затем к члену привязывают большой кусок дерева, и посвящаемый в таком виде ходит кругами под дружные взрывы смеха.

Во время этой же церемонии в земле просверливается небольшая ямка, представляющая вагину, и каждый из посвящаемых по очереди должен совершить эякуляцию в эту ямку.

Кроме того, каждый из посвящаемых должен совокупиться с кем-то другим, чтобы продемонстрировать, как он совершает половой акт с женщиной.

Песни имеют неописуемо скабрезное содержание. Господствует атмосфера вседозволенности, и посвящаемые, вооруженные палками, наводят страх на всю округу».

Современная инициация

Многим может показаться, что ритуалы посвящения исчезли или деградировали, и пора бы возродить их, чтобы сократить популяцию чертовых кидалтов и миллениалов. На самом деле, инициации в нашем обществе никуда не исчезли и процветают —изменилась лишь их структура и подача. Говоря проще, такие ритуалы просто «размазались» по жизни индивида, они стали не единовременными, а периодическими. Нет окончательной инициации — есть обязательный набор знаковых точек, которые обязан пройти каждый, прежде чем его окончательно назовут взрослым.

Окончание учебы, да и школа с ВУЗом вообще, начало жизни отдельно от родителей — это как минимум. Сюда же относятся потеря девственности, первые опыты с алкоголем и веществами и так далее. Можно вспомнить еще и знаковое для американских подростков получение водительских прав, а также современные обычаи обрезания и других религиозных посвящений, вроде конфирмации у католиков или бар-мицвы у иудеев.

Армия — вообще отдельная история. Этот общественный институт несет в себе такие архаичные черты, что ее можно назвать прямой наследницей племенных воинских ассоциаций и тайных обществ. Забавно, что неофитов в ней называют «духами», так же, как в племенных культурах. Не факт, что тут прямое наследование из каменного века, конечно, просто всплыли общие архетипы. Но если хотите понять, что представляет собой воинская инициация, посмотрите на армию — там вообще ничего не изменилось с бронзового века.

Идея о необходимости инициаций прошита где-то глубоко в подсознании и поэтому постоянно воспроизводится в культуре: там, где есть коллектив, будет и тот или иной обряд посвящения и вера в него. К примеру, в университете мой очень недалекий одногруппник из деревни доставал всех подряд просьбой «принять его в нефоры», а наше недоумение принимал за признак сакральности и тайности ритуала.

Или вот еще: когда я в свое время устроился работать дворником, мне перед лицом новых коллег было необходимо выпить стакан неимоверно отвратной водки «Вечерняя Йошкар-Ола» и закусить говеным пирожком из столовки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *