1 год режим дня

В год график дня ребенка уже отличается от распорядка новорожденного. Малыш интенсивно формируется и развивается, у него появляются новые потребности и интересы. Поэтому не стоит удивляться, что он отказывается от сна до обеда. Это первый сигнал, почему стоит пересмотреть режим дня годовалого ребенка, внести в него корректировки, сделать его удобным, как для родителей, так и для крохи.

Для правильного формирования ребенка необходимо соблюдение режима

Содержание

Почему нужно соблюдать режим дня

Дети очень быстро растут. Каждый месяц у них меняются интересы, появляются новые потребности. Ежедневные процедуры должны проводиться в одно время, это положительно скажется на самочувствии и настроении ребенка, малыш в этом случае растет с чувством защищенности. Чтобы в результате кроха вырос здоровым, со стабильной психикой, организованным родителям нужно с момента начала жизни приучать ребенка к определенному распорядку. В дальнейшем это поможет быстрее ему адаптироваться в детском саду и в школе.

Не каждый ребенок способен лечь спать, когда он хочет. Многим нужна помощь родителей. В противном случае они могут доходить до сильного перевозбуждения. Если подобное состояние длится месяцами, то в результате ребенок станет капризным, раздражительным, могут наблюдаться перепады настроения, потеря аппетита, сложности с восприятием информации.

Некоторым малышам нужно помогать уснуть

Необходимые изменения в режиме ребенка 1 года

Если малышу в год требуется двукратный сон, то можно не менять распорядок дня. У некоторых детей к этому моменту уже окрепшая нервная система, и им достаточно одного продолжительного дневного отдыха. Поэтому, в зависимости от предпочтений малыша, стоит составлять дневное расписание.

На заметку. Очень часто мамы задумываются над тем, чтобы отдать кроху в 1,5 года в ясли. Поэтому есть смысл начать приучать малыша к распорядку, ориентируясь на выбранное дошкольное учреждение.

Как правильно установить режим дня

Ошибки родителей, что приучают кроху к новому распорядку, – это желание и попытки ввести корректировки максимально быстро.

Маме требуется терпение, не нужно торопить ребенка, иногда переход занимает месяца. Если сильно не заставлять, постепенно приучая к новому распорядку, то смена режима произойдет плавно и незаметно.

Корректировки распорядка дня крохи в 1 год коснутся периодов сна и их количества. Часть детей уже не нуждается в двукратном сне. Малышей плавно переводят на сон 1 раз.

Примерный распорядок для детей на ГВ

К году очень многие мамы начинают постепенно уменьшать частоту кормлений грудью. Остаются утреннее кормление и вечернее, перед сном.

Приблизительный план дня на ГВ, который подразумевает дважды сон в годик ребенка

Если малышу на искусственном питании требуется сон дважды, то можно использовать этот распорядок дня, внеся свои корректировки.

Особенности режима малыша на искусственном питании

В общей сложности распорядок дня ребенка в 1 год на искусственном питании мало чем отличается от режима малыша, который на ГВ. Ребенок просто вместо грудного молока пьет смеси.

Для детей на искусственном вскармливании режим дня с одним периодом сна

На заметку. Представленные распорядки дня являются приблизительными. Важно учитывать, кто ребенок: сова или жаворонок. От этого зависят время пробуждения, периоды сна и укладывания.

Особенности сна годовалого ребенка

Ключевым моментом режима ребенка в возрасте одного года является сон. К этому времени малыш намного активнее, он много двигается. Соответственно, ему нужен полноценный отдых, чтобы восстанавливать потраченные силы.

Малыш должен хорошо высыпаться, чтобы активно познавать окружающий мир

В общем, режим сна ребенка в год составляет 13-14 часов, при этом на ночное время приходится около 9-10 часов. Днем малыши в год уже могут спать 1 или 2 раза. Через несколько месяцев практически все годовалые дети переходят на режим с однократным дневным сном.

На заметку. Если в летнее время малыш стал очень рано просыпаться, есть смысл поменять шторы на плотные.

Особенности питания

Полноценное питание для ребенка в год не менее важно, чем сон. В этом возрасте необходим 4-разовый прием пищи. Правда, время приема еды во многом будет зависеть от самого режима дня.

После года малыш должен привыкать к нормальной обычной пище

При искусственном питании

В большинстве случаев дети после года уже практически полностью находятся на искусственном вскармливании. Особенности приема пищи больше зависят от особенностей сна.

Если малыш спит 2 раза днем, то приемы пищи будут выглядеть следующим образом:

  1. Первый завтрак после пробуждения через 0,5-1 час.
  2. Обед после первого сна.
  3. Полдник перед вторым сном.
  4. Кормят ужином приблизительно за полчаса до начала подготовки ко сну.

Если малыш к году уже стал спать 1 раз днем, то распорядок питания немного корректируют. Завтрак так и остается после пробуждения, обед дают малышу перед сном. Уже через некоторое время после пробуждения малышу предлагают полдник.

При грудном вскармливании

После года мамино молоко уже перестает быть основным продуктом в питании ребенка.

ГВ выполняется чаще всего утром и вечером перед сном, естественно, по требованию малыша. Сколько раз кормить грудным молоком, это решать маме.

Некоторые дети в год еще не могут отказаться от ночного кормления. Ночью оно состоит именно в грудном молоке.

Особенности периодов бодрствования

Дети в год уже очень любознательны и активны. Их день должен состоять из различных процедур и ритуалов, которые помогут узнавать мир и знакомиться с окружающей средой. В течение дня малыш должен заниматься физическими упражнениями, играть в активные, спокойные и развивающие игры, с радостью принимать водные процедуры, гулять на улице.

Малыш должен активно проводить время: гулять, играть и учиться жить в своем окружении

Прогулки на свежем воздухе

После достижения ребенком года в распорядке должно присутствовать две прогулки. Нет разницы, зима это или лето. Причем одна из них должна быть активной. В общей сложности на свежем воздухе малыш должен находиться от 4 до 5 часов, естественно, с перерывами на сон и еду.

Гулять с малышом нужно в любую пору года

Развитие и игры

К году детям интересны различные игрушки. Развитие должно быть в разных направлениях. Наиболее любимыми играми являются для крох в год пазлы, горки, пирамидки, матрешки и неваляшки, коврики и детские центры, книги.

Родители должны при организации развлечений заботиться о развитии мелкой моторики, речи, физической активности, логики. Уже можно смело читать малышу первые сказки или рассматривать картинки вместе с ним.

Периоды бодрствования и развлечений должны быть направлены на развитие крохи

Самые активные занятия лучше проводить в первой половине дня. Чтение книг и другие спокойные игры перенести на вечер, чтобы перед сном малыш не возбудился.

На заметку. Нельзя малыша заставлять заниматься силой. Нужно построить игровой период так, чтобы ему было интересно заниматься.

Массаж и гимнастика

Полноценный режим дня ребенка в 1 год просто невозможен без выполнения утренней гимнастики. Не стоит думать, что, благодаря активности крошки, утреннюю гимнастику можно не выполнять. Зарядка является прекрасным стимулятором всех жизненно важных функций детского организма. Упражнения должны быть самыми простыми и дарить малышу радость: прыжки, приседания, махи руками и ногами и так далее.

Купание и водные процедуры

Учить малыша умываться нужно с момента, как он стал на собственные ножки. Сначала это должны быть простые движения: намочил ручки, подержал водичку в ладошках, затем приступать к обучению чистки зубов.

На заметку. Если есть проблемы с купанием, то следует пересмотреть процедуру ее проведения. Можно процесс купания превратить в игровое развлечение, постепенно малыш привыкнет играть с водой и с радостью будет отправляться в ванную.

Нарушения распорядка дня

Очень часто сбои режима дня происходят, когда ребенок болеет, режутся зубки, или по другим причинам. Иногда во время путешествий при перелете на самолете также сбивается привычный распорядок. Ничего страшного, постепенно кроха придет в норму и восстановит привычный распорядок.

Если малыш выбился из режима

Бывает, что малыш здоров, а спать уложить не получается вовремя. Родителям стоит анализировать все события и искать причину такого поведения. Причины бывают разные:

  1. Иногда ребенок не сильно устает, поэтому нужно добавить активных игр с элементами физического развития.
  2. В других случаях ситуация противоположная. Уснуть кроха не может из-за перевозбуждения. В этом случае рекомендуется исключить активные быстрые игры за некоторое время до сна.

Режим ребенка в годик очень важен для его развития и полноценного роста. При планировке дня важно учитывать не только особенности и пожелания крохи. Составлять распорядок дня нужно так, чтобы малышу было удобно, но при этом родителей также он устраивал. По мнению известного педиатра Евгения Комаровского, режим дня больше нужен взрослым, чтобы упорядочить их жизнь, малышу в принципе все равно.

«Мой сын отбился от рук, ничего не хочет делать, в комнате грязно, вещи разбросаны. Допоздна сидит в телефоне, а утром не могу его разбудить в школу. Подскажите, что делать?»

— Анна, 34 года.

Когда ребенок достигает подросткового возраста, родители все чаще начинают сталкиваться с непослушанием ребенка и его протестом. Как правило, это опоздания на уроки, не выполненные домашние задания, лень и безответственность, нарушение дисциплины и порядка как в школе, так и дома и т. д. Чтобы легче пережить этот возрастной кризис, лучше всего обратиться за помощью к специалисту.

Моя работа, как психолога, начинается с самого основного — выявить и устранить причины такого поведения.

Можно назвать следующие причины проблемного поведения:

1) Не сформирован ежедневный режим дня в дошкольном возрасте. Когда рождается малыш, родители стараются следовать предписаниям врачей: кормить и гулять в одно и то же время. Если ребенок выполняет похожие действия по графику изо дня в день, у него формируется внутренний режим. В дальнейшем родитель уже может предугадывать, в котором часу ребенок попросит кушать. В процессе взросления у него появляются новые игры и занятия, которые дополняют режим дня.

Если в раннем детстве малышу было все позволено, и до 7 лет он не привык соблюдать ежедневное расписание дома и в садике, тогда нарушенный режим дня может выступать основной причиной такого поведения.

2) Неправильный подход к воспитанию ребенка. Может привести со временем к несоблюдению правил и порядка как дома, так и в обществе. Например, гиперопекающий родитель может вырастить непослушного ребенка с низким уровнем самоорганизации и самодисциплины.

3) Различные ситуации и травмы из детства. Приводят к возникновению не пережитых чувств обиды и недопониманию в семье. Ребенок, достигнув подросткового возраста, может вымещать их на родных. Чаще всего такое поведение проявляется в форме протеста, и у родителя складывается ощущение, что ребенок все делает на зло.

4) Пубертатный период. В этом возрасте происходят существенные изменения в поведении ребенка, связанные с гормональным сбоем. Действия и поступки подростка чаще всего импульсивны и не обдуманы. Тинейджер сам перестает понимать и принимать себя, тратит много времени, чтобы сформировать свое новое «я».

С целью облегчить подростковый кризис и непослушание ребенка можно приучить его к режиму дня, который позволит наилучшим образом использовать ограниченные ресурсы: прежде всего время, а также силу воли, самодисциплину, оптимизм.

Корректировка поведения ребенка и налаживание дисциплины дома и в школе проводится в несколько этапов:

1. Формирование основной цели.

На первом этапе важно выявить цель родителя. Например, нужно устранить нежелательное поведение у ребенка: поздний подъем, опоздания в школу.

После чего первую неделю родитель наблюдает за естественным распорядком дня своего ребенка — в какое время он обычно просыпается и ложится спать, какими делами занимается подросток утром, что не успевает на занятиях.

Далее родитель совместно с психологом выявляет, к какому хронотипу относится подросток: жаворонок или сова? От этого зависит активность нервной системы ребенка.

2. Составление режима дня.

После этого родитель совместно с ребенком определяют оптимальный режим дня.

На этом этапе родитель может столкнуться с протестом ребенка и нежеланием подчиняться правилам. Это связано с тем, что сама фраза «соблюдение режима дня» ассоциируется со строгим распорядком и поминутным расписанием: ранний подъем, утренняя уборка и т. д.

Попробуйте переформулировать фразу и попросить подростка, чтобы он начал «управлять своим временем» или «самостоятельно планировал свои действия».

Идеальным примером может послужить один день из жизни кумира или известного человека, который является авторитетом для подростка. Важно, чтобы график был гибким, так как у тинейджера могут меняться интересы и увлечения.

Примерная таблица распорядка дня может выглядеть так:

*В примечаниях можно записывать цитаты дня из интервью с кумиром, мотивирующие фразы или обязанности ребенка.

3. Обсуждение методов и способов воспитания — наказания.

На данном этапе анализируются все использованные варианты и методы воспитания, которые использовались для изменения нежелательного поведения у подростка. Например, психолог интересуется, какие наказания применялись, когда ребенок опаздывал в школу или не выполнял домашнее задание?

Есть несколько наиболее распространенных методов, которыми злоупотребляют родители для достижения желаемого результата:

  • Запугивание. Например: «Если не сделаешь домашнее задание — не пойдешь гулять» или «Не получишь телефон, пока не уберешься в комнате».
  • Наказания. Например: «Ты не сделал домашнее задание, за это ты не пойдешь на улицу» или «Ты не убрался в комнате, а значит не получишь планшет».
  • Наложение дополнительных обязанностей. Например: «Так как ты сегодня получил «2» по математике, значит и грязную посуду моешь ты».
  • Физическое и моральное насилие над ребенком и т. д. Например: побои, драки, унижения и оскорбления в адрес ребенка.

Этих способов наказания лучше всего избегать! Такие методы воспитания хоть и тормозят нежелательные поступки, но со временем есть риск, что подросток совсем перестанет слышать и выполнять просьбы родителей.

Если не хотите утратить доверие и уважение к себе, очень важно не наказывать ребенка за его поступки, а научиться договариваться и давать ему выбор. Чтобы действия подростка не остались безнаказанными, пусть он сам себе пропишет санкции за свой проступок. В следующий раз тинейджер будет знать, что его ждет в том или ином случае. Например, готов ли он пожертвовать прогулкой с друзьями ради опоздания в школу на 5 минут?

Так подросток постепенно научится принимать правильные решения.

4. Мотивирование ребенка на соблюдение режима дня.

Вот мы и подошли к самому важному: родитель понял, что наказание дает кратковременный результат, составил расписание на каждый день, разместил его в комнате у ребенка. Подросток в свою очередь уже знает, что будет, если он не станет соблюдать режим дня. Дело за малым — замотивировать ребенка соблюдать правила, не дожидаясь особого случая или нового года.

Тут помогут положительные подкрепления, которые базируются на удовлетворении потребностей человека:

  • Материальные: деньги, велосипед, телефон, новая обувь и т. д.
  • Социальные: комплименты, похвала, улыбка, объятия, поцелуи и т. д.
  • Поведенческие: поход в театр или кино, прогулки и т. д.
  • Символические: бонусы или очки, которые конвертируются в подарок или награду.

Совместно с подростком родитель выбирает положительное подкрепление, которое закрывает потребности тинейджера в этом возрасте. В течение суток родитель (а в дальнейшем и сам подросток) наблюдает и фиксирует соблюдение режима дня. В конце дня поощряет подростка за соблюдение графика.

5. Закрепление желаемого поведения.

Осталось самое главное — закрепить желаемое поведение у ребенка на длительный период времени. Совместно разрабатывайте новую систему и новые подкрепления, которые мотивировали бы подростка на соблюдение правил. Это может быть коллекционирование жетонов, наклеек или баллов с обменом на деньги или желаемый подарок.

В будущем старайтесь хвалить и поощрять ребенка не только по окончанию дня, но и также разрабатывайте мотивацию на неделю или месяц. Например, ребенок целый месяц копит баллы, а в конце месяца обменивает их на билет в зоопарк.

Если следовать этому плану, то очень скоро ваш ребенок удивит вас своими результатами!

Особенности возраста ( 1,5-2 года )

В возрасте от 1,5 до 2 лет дети переживают резкий скачок самостоятельности. И это побуждает их изо дня в день испытывать на прочность правила, которые устанавливают родители и проверять границы дозволенного.

Дети понимают уже больше, чем могут сказать. Протестуют, говорят «нет» на предложения мамы или папы, стремятся сделать по-своему. Кроме всего этого, у ребенка становится достаточно много сил для того, чтобы подолгу сопротивляться сну.

В 1,5 — 2 года дети могут испытывать очередное обострение «страха разлуки» с родителями. Ребенок может днем не отпускать маму от себя, плакать, как только мама вышла из комнаты, может протестовать засыпанию (не хочет «расставаться») и чаще просыпаться ночью «проверить», рядом ли мама или папа. Это тоже временное явление. Оно может усугубляться, если ребенку не хватает днем общения с родителями и ослабевает, если уделять малышу достаточно времени днем и непосредственно перед сном. Сон часто нарушается, когда ребенок осваивает новый навык, действие или новое понятие. Сон нарушается не с каждым новым навыком, а лишь с теми, которые требуют от ребенка особого напряжения нервной системы – что-то сложное, или то, что не получается. В среднем, малыш может беспокойно вести себя около двух недель, в редких случаях дольше.

Нормы сна и бодрствования

С полутора до двух лет детям необходимо 12,5-13 часов сна в сутки, из них 10,5-11 часов ночью и 1,5 — 2,5 часа днем. В режиме дня у 1,5-годовалых деток уже 1 дневной сон. Обычно переход на 1 дневной сон осуществляется с 13 до 18 месяцев. Такой длительный интервал объясняется тем, что не все малыши готовы сразу перейти на 1 сон: кто-то готов уже выдерживать большее время бодрствования, а кто-то еще не готов, потому может переутомляться. Поэтому не спешите, а наблюдайте за состоянием ребенка и его оптимальным временем бодрствования.

В возрасте 1,5 года — 2 лет ребенок выдерживает от 5 до 5,5 часов без сна. Лучше утром пободрствовать чуть меньше, а перед ночным сном побольше. Но не превышайте больше 5,5 часов, это может утомить и перевозбудить непоседу, что потом скажется на долгом укладывании, капризах, частых пробуждениях ночью или приведет к раннему утреннему подъему. Старайтесь ориентироваться на признаки усталости своего крохи, чтобы найти комфортное время бодрствования и вовремя укладывать спать.

Питание

Рацион полуторогодовалого ребенка значительно расширяется. Он уже приближается к питанию взрослых. В этом возрасте у ребенка уже больше десятка зубов, лучше усваивается пища в связи с все большей зрелостью пищеварительной системы. Ребенок учится жевать более твердую пищу, что помогает развивать челюстной отдел. А задача родителей – обеспечить крохе сбалансированное питание и режим приема пищи.

Малышу уже можно кушать кусочки, потому не стоит все измельчать до консистенции кашицы. Помните, что разнообразие Ваших блюд формирует вкусовые пристрастия у малыша – старайтесь отдать предпочтение здоровой и правильной пище, овощам, фруктам. Также обратите внимание на ее приготовление – лучше варить, тушить, готовить на пару, стараясь исключить приправы и соль. Новые блюда все также вводите постепенно и в течение нескольких дней наблюдайте за реакцией малыша на пищу (состояние кожи и стул).

Для полуторогодовалых обычно подходит 5 — разовый режим питания ребенка: 3 основных приема пищи и 2 перекуса. Кормление по режиму способствует выработке пищевого рефлекса – малыш будет привыкать кушать примерно в одно и то же время, а не «кусочничать». Дети в этом возрасте нуждаются примерно в 1500 калориях в сутки.

Обратите внимание, что до 1 года еда перед сном приводила к более спокойному ночному сну. Однако с возрастом пищеварительная система ребенка изменяется. Потому плотный ужин перед самым сном уже мешает качественному сну. Мы рекомендуем перенести его за 1,5-2 часа до засыпания.

В большинстве своем, если малыш здоров и не болеет, то с полутора лет он не нуждается в еде от ужина до завтрака (около 13-15 часов). Всю еду и напитки лучше предлагать ребенку до чистки зубов, чтобы остатки питания не повреждали зубную эмаль и не приводили к размножению бактерий и кариесу.

Если вы на этапе завершения грудного вскармливания, то с такими взрослыми детками уже сложно идет постепенное отлучение от груди. Действенней будет полный отказ от груди. Но помните про свой настрой и состояние ребенка: подберите наиболее благоприятный для этого день ребенку, когда он выспался и хорошо себя чувствует. При необходимости обратитесь за рекомендациями по завершению ГВ к специалистам по грудному вскармливанию (наши консультанты также являются ими).

Пример режима

Разберемся теперь с режимом в этом возрасте. К 1,5 годам большинство детей переходят полностью на 1 дневной сон. Не стоит резко устанавливать один сон, мы бы рекомендовали чередовать то 2 сна, то 1 в течение 2-4 недель. Чтобы малыш мог постепенно привыкнуть к более длительному бодрствованию, но при этом мог на другой день компенсировать недосып или перегул за счет 2-го сна.

Рассмотрим признаки готовности ребенка перейти на 1 дневной сон:

— достаточно стабильно спит ночью 10-11 часов;

— с трудом и долго засыпает на 1ый утренний сон;

— утренний сон становится слишком коротким или длинным, и как следствие – мешает послеобеденному сну.

Если вы понаблюдали за малышом и понимаете, что он готов спать 1 дневной сон, тогда Вам помогут следующие рекомендации:

— сдвигайте утренний сон ближе к обеду на 30 минут раз в пару дней;

— делайте плавный переход на 1 сон (в течение 2-4 недель организуйте то 2, то 1 сон);

— следите за качественным ночным сном в те дни, когда ребенок спит днем 1 раз;

— укладывайте пораньше на ночной сон в те дни, когда организован 1 сон;

— не допускайте переутомления.

Предлагаем Вашему вниманию примерный режим для ребенка 1,5-2 лет с 1 дневным сном, на который можно ориентироваться:

  • Фиксируем утренний подъем около 7.00-7.30,
  • Дневной сон лучше начать в промежутке с 11.30 до 12.30 и длительностью на 2-2,5 часа. Старайтесь продлевать сон, если малыш просыпается через час.
  • ночной сон около 19.30-20.00 (ритуалы и подготовка ко сну начинается за 30-40 мин до сна).

Понаблюдайте за признаками усталости ребенка, чтобы найти «окно» сна вечером, когда малыш легче и проще засыпает. Это поможет соблюдать режим. А также помните, что важно уделить внимание подготовке ко сну и расслабляющим ритуалам для засыпания, чтобы малыш, насытившись общением с мамой, спокойнее уходил на ночной сон.

Чем занять Время Бодрствования

Качественное время бодрствования и физические движения влияют на сон и режим дня. Таким образом время бодрствования должно быть активным и насыщенным. Двигательная активность особенно важна в период освоения ребенком новых навыков: прыжков, бега, развития речи и т.д. Если ребенок недостаточно надвигался днем, то он будет труднее и дольше засыпать, продолжать активничать и сопротивляться сну: мама его укладывает силой, а он снова поднимается, ползет, встает, бьёт ногами по матрасу, лезет на руки.

Особенно важно уделить внимание большей активности в первой половине дня. Но не это путайте с переутомлением. Утром можно пошагать-попрыгать, сделать вместе гимнастику, потанцевать, а после дневного сна – прогулки на улице, но не в коляске, а давать малышу возможность побольше шагать, перед ночным сном можно позаниматься более спокойными играми – детская йога или мышечная релаксация, пластилин, кинетический песок, пальчиковые краски или пальчиковая гимнастика. Последняя кстати играет важную роль в снижении нервного напряжения (которое проявляется через мелкую моторику). Потому в течение дня все игры с ладошками, пальчиками, их поглаживание и разминание помогают малышу снять возбуждение и успокоиться.

Около 10 минут совместной игры или общения с мамой, и после этого ребенок готов к самостоятельной игре. Он легче отпустит маму и будет заниматься своими делами.

В этом возрасте ребенок следует за значимым взрослым (за мамой или папой, бабушкой или дедушкой), всё пытается повторить (в том числе за братьями или сестрами). Детям в этом возрасте интересны не их игрушки, а бытовые вещи (кастрюльки, чашки, ложки) или как у мамы (расческа, крем) и у папы (детский молоточек, лопатка). Поэтому попробуйте воссоздать ему такую среду обучения и развития и в домашних условиях!

В 1,5-2 года уже важную роль для режима и развития играют и детские коллективные занятия. На них малыш получает опыт социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми, учится усваивать социальные нормы (здороваться, подождать, пока освободится игрушка, попросить игрушку, делиться, ждать своей очереди, просить прощения и т.д.). Лучше такие занятия посещать как раз в первой половине дня, чтобы правильно распределить активность в режиме. Хорошему физическому и психическому развитию способствуют бассейн, массаж, прогулки в парке или у песочницы во дворе, а также походы в гости.

Детские врачи рекомендуют родителям не допускать резких перемен в организации суток для ребенка, достигшего 1 года. Для ребенка в 1 год режим дня мало чем отличается от такового в 10–11 месяцев. Если стараться придерживаться того образа жизни, который установился незадолго до первых именин крохи, то особых проблем не будет.

Переход на одноразовый сон

Может случиться так, что ребеночек в год сам не захочет жить по своему привычному расписанию. Если раньше он легко засыпал и спал днем два раза, то теперь становится очень трудно уговорить кроху лечь в кроватку через пару часов после первого утреннего пробуждения.

Бывает, что дитя спокойно играет до самого обеда, не выказывая никаких признаков утомления или сонливости, не трет глазки, не капризничает. Попытки уложить спать в обычное время сопровождаются капризами и отчаянным сопротивлением. Когда мама все же укладывает его, он долго играет в кроватке с игрушкой, разговаривает сам с собой, без конца требует к себе внимания и засыпает тогда, когда уже пора вставать. Приходится отодвигать время обеденного кормления, а за ним и время второго сна. В итоге малютка просыпается второй раз перед самой ночью, и затем полночи не спит ни он, ни мама. Такие сдвиги во времени вынуждают менять привычный режим всей семьи.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: почему годовалый ребенок плохо спит ночью и часто просыпается?

Если ваш ребенок явно не хочет спать до обеда, то в 1 год его стоит перевести на одноразовый послеобеденный сон (рекомендуем прочитать: сколько времени должен спать ребенок в 1 год?). Он вырос из распорядка дня младенца 11–12 месяца жизни. Для деток 1 года распределение времени должно быть удобным и комфортным для них и для родителей. Переход на новое расписание должен быть плавным, ненавязчивыми – так, не нужно ждать послеобеденного сна, если малыш устал, зевает и норовит прилечь. Иногда бывает очень непросто подобрать индивидуальный режим сна, чтобы малыш оставался веселым и спокойным, а родители могли высыпаться и полноценно справляться со своими повседневными обязанностями.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: каким должен быть режим дня у ребенка в 1 год и 2 месяца?

Режимы сна и бодрствования годовалого ребенка

Итак, на 13-м месяце жизни возможны два режима дневного отдыха, учитывая, что кроха такого возраста может бодрствовать без устали примерно 3–4 часа. В любом случае родители должны следить за тем, чтобы малютка спал положенное ему по возрасту количество часов – от этого напрямую зависит состояние его здоровья и психологический комфорт. В 1 год и 1 месяц уже становится заметной склонность ребенка к типу темперамента «жаворонок» или «сова»:

  1. Режим с привычным для малютки 10–11 месяцев двухразовым дневным сном. Годовалый ребеночек-«жаворонок» просыпается рано, в 6–7 утра, не прочь опять уснуть в 10. Поспав часа два, может играть или гулять примерно до 15 часов. Следующий отдых ему будет необходим где-то с 15 до 17, и уже в 20 – 21 час вечера можно укладывать его на ночь. Данная организация сна радует тем, что ваш маленький непоседа будет всегда отдохнувшим и бодрым.
  2. Режим, при котором малютка днем спит один раз. Этот вариант больше подходит для будущих «сов». Такие детки предпочитают поспать подольше утром и долго не засыпают вечером. Дитя просыпается ближе к 9–10 утра и начинает уставать после полудня. Тихий час такого малыша длится около трех часов. Ребенок может спать после обеда, с 13 до 16, тогда к 8–9 вечера он будет уже утомленным и легко рано уснет. Чем хорош второй вариант? Так как малыш долго спит утром и рано засыпает вечером, у родителей есть возможность переделать домашние дела и пообщаться друг с другом.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: каким должно быть развитие ребенка в 13 месяцев? Если вы хотите отдать малыша в детский сад в раннем возрасте, то организация дня по типу «жаворонок” считается наиболее приближенной к детсадовской. Главное – не позволять ему спать утром слишком долго, до 10 часов утра ребенка лучше разбудить. Если это правило не соблюдать, то может перепутаться день и ночь.

Питание годовалого ребенка

После достижения ребенком возраста 1 года посадите его на специальный стульчик за общий стол (подробнее в статье: питание ребенка после года: меню). Он будет с удовольствием пробовать те же самые блюда, которые едят взрослые: борщи, супы, каши, отварную рыбу и курицу, паровые тефтельки, тушеные или вареные овощи, сваренное всмятку яичко, нежный творожок, запеканку.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: меню ребенка в 1 год на неделю с 14 рецептами

Рацион питания ребеночка старше 12 месяцев должен отличаться от взрослого рациона отсутствием острых, жирных, жареных и копченых блюд, колбас, цитрусовых. Лучше пока не давать ему сладостей, мучных изделий промышленного производства, шоколада. В конфетах и пирожных содержится большое количество сахара и искусственных жиров, которые чрезвычайно вредны для маленького организма. Гораздо более полезно ставить на стол фруктовые пюре, ягоды, соки.

Режимы кормления ребенка после года

Время приема пищи зависит от того, сколько раз дитя спит в течение дня:

  1. При сохраненном двухразовом сне остается привычное 5-разовое кормление. Если у мамы все еще есть молоко, можно кормить грудью перед ночным сном и на завтрак. Если грудного молока уже нет, то пусть кроха утром и на ночь сосет детскую смесь из бутылочки. Днем кормите три раза.
  2. Если ваш малыш после года перешел на одноразовый сон, то время его кормления тоже изменится. Теперь просто не получится соблюдать прежнее 5-разовое кормление. Вполне достаточно кормить малютку 4 раза в день, но при этом нельзя его перекармливать. Следует помнить, что объем пищи, съеденной за раз, должен составлять не более 250 мл. Малыш сам даст вам знать, когда насытится.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: что можно есть маленькому ребенку в 1 год?

Режим сна, прогулок и питания ребенка в год

Давайте составим примерный режим дня и питания годовалого малыша по часам при двухразовом и одноразовом дневном сне, а также с учетом времени утреннего пробуждения:

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: каким должен быть режим дня у ребенка в 11 месяцев? ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: рекомендованный распорядок дня 2-х летнего ребенка

Все дети разные, поэтому данный распорядок является приблизительным и варьируется на час-два в ту или иную сторону в зависимости от индивидуальных потребностей ребенка. Время сна, бодрствования и питания ребенка 13-15-го месяца жизни можно наглядно изобразить в виде таблицы.

Сколько раз спит днем Сколько раз ест Время между кормлениями Сколько спит в сутки
1 4 3-4 часа 13,5-14,5 часов
2 5 2-3 часа

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: сколько спит ребёнок в 7 месяцев при правильном режиме? Подобранного расписания важно придерживаться, чтобы ребенок привык кушать и ложиться спать в одно и то же время – это позволит избежать ненужных проблем вроде отсутствия аппетита или вялости, сонливости. Если организация дня ребенку подходит, то можно ее соблюдать до 3-4-х лет.

Мнение Комаровского

Известный педиатр, кандидат медицинских наук Евгений Комаровский рекомендует соблюдать точный распорядок дня для ребенка ясельного возраста. В своих научных работах он описывает семьи, где в результате неорганизованности родителей маленькие дети засыпают к 2-м часам ночи, а потом полудня отсыпаются. Такую ситуацию Комаровский называет перевернутым днем.

Ученый считает, что наладить нормальную жизнь такой семьи может только работа психолога с родителями. Она заключается в выяснении причин неправильного построения дня, обучении родителей планированию своей деятельности с учетом интересов и здоровья ребенка. Мамы и папы должны осознать, что и сон их малютки, и порядок в детской комнате, и активность ребенка зависит прежде всего от них. Чтобы приучить малыша к рациональному режиму дня, молодые родители сначала должны научиться строить его для себя. Мама и папа ребенка должны сами создать все условия для здорового питания и полноценного сна малыша.

Режим дня, предложенный ниже, во многом перекликается с режимом дня, установленном в детских садах. Поэтому если начать приучать кроху к такому режиму уже с года, то он не испытает дополнительного дискомфорта, придя в детский сад.

Вот примерный режим дня годовалого ребенка:
1) 9.00 — подъем
2) 9.30 — завтрак
3) 10.30-12.00 — прогулка
4) 12.30 — обед
5) 13.00-16.00 — сон
6) 16.30 — полдник
7) 17.30-18.30 — прогулка
8) 19.00 — ужин
9) 21.00 (21.30) — ночной сон
10) ночное кормление по требованию (дети до полутора лет)

Если Ваш малыш просыпается в 8 или 10 утра, не заставляйте его вставать именно в 9. Также не нужно держать ребенка в постели все 3 часа дневного сна, если он проснулся раньше. Основная цель режима не в этом, а в том, чтобы приучить ребенка к соблюдению определенного интервала между приёмами пищи и к определенной очередности событий: позавтракал — погулял — пообедал — поспал и т.д.
Подстраивая режим дня под привычки своего ребенка, постарайтесь придерживаться нескольких правил:
1. Кормите ребенка завтраком не раньше 9 утра, даже если он просыпается в 7 часов. А если малыш встает позже, выдерживайте получасовой интервал перед завтраком.
2. Кормите ребенка не чаще, чем раз в 3 часа, и не реже, чем раз в 4 часа. Если кроха проголодался, а время приема пищи еще не пришло, можно предложить ему перекусить печеньем или фруктами.
3. Не ограничивайте потребность ребенка в жидкости. Давайте ему пить столько, сколько он хочет.
4. Каждый прием пищи должен длиться не более получаса, даже если за это время ребенок не успел съесть всё, что было предложено. Такой подход дисциплинирует малыша и даёт ему понять, что приём пищи — это не игра.
Вот увидите, очень скоро ребенок будет с легкостью укладываться в отведенное время. Если кроха всё ещё спит 2 раза в день, не нужно его переучивать. Однако если Вы стали замечать, что дневной сон ребенка стал коротким и беспокойным, возможно, настало время переходить на один дневной сон. Если Вы решили придерживаться расписания, будьте пунктуальны и не делайте исключений из правил (если только в случае болезни малыша), тогда через некоторое время Вы заметите, что ребенка стало проще накормить и легче уложить спать. Кроме того, ложиться спать, просыпаться и есть в одно и то же время изо дня в день полезно и для самого ребенка.

Меню годовалого ребенка

После первого дня рождения приходит время вносить изменения в привычный рацион и режим питания вашего ребенка.

Необходимо постепенно отучать малыша от соски, поскольку её использование тормозит развитие жевательных навыков и может привести в дальнейшем к отказу ребенка от твердой пищи.
Жидкую пищу, которую Вы раньше давали из бутылочки, лучше заменить на пюреобразную и давать с ложечки.
Режим кормления детей от 1 до 1,5 лет пятиразовый, т.е. завтрак, обед, полдник, ужин и ночное кормление. После 1,5 лет от пятого (ночного) приема пищи стоит отказаться.

Основным продуктом в рационе ребенка по прежнему остается молоко. На нем готовят каши, мелкую вермишель (соломку) и гарнир. Некоторые педиатры рекомендуют также давать детям сухую молочную смесь вплоть до двух лет. В ежедневном меню ребенка обязательно должны присутствовать кисломолочные продукты и творог. Вводится новый продукт — сырые овощи (морковь, огурцы, капуста) в виде салата.

Примерное меню ребенка второго года жизни выглядит следующим образом:
Завтрак. На завтрак можно приготовить кашу, омлет или запеканку.
Обед. Обед состоит из первого и второго блюда. В качестве первого блюда выступают супы (щи, борщ, картофельный, из смеси овощей) на мясном или курином бульоне. На второе детям дают мясные продукты в виде котлет и тефтелей, а 1-2 раза в неделю — блюда из рыбы. При приготовлении рыбы нужно убедиться в отсутствии в ней мелких костей и пропустить ее через мясорубку. Из субпродуктов детям очень полезно давать печень в виде суфле. На гарнир можно приготовить пюре из протертых овощей (картофеля, моркови, цветной капусты, брокколи и т.д.), при этом доля картофеля не должна превышать 50% от общего количества овощей, получаемых ребенком в день.
Полдник. На полдник можно предложить ребенку творог, фруктовое пюре, выпечку или печенье с кефиром, а также свежие фрукты — яблоки, груши, сливы, бананы.
Ужин. Перед сном нежелательно давать ребенку тяжело усваиваемую пищу, поэтому оптимальным блюдом на ужин будет каша или овощное пюре. Из напитков детям второго года жизни можно давать некрепкий или специальный детский чай, компоты, соки и кисломолочные напитки.
Обратите внимание на то, что детскую пищу ни в коем случае нельзя пересаливать.
Приятного аппетита!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *