Развитие эмоционального интеллекта

«Жизнь на 10% состоит из того, что с вами происходит, и на 90 % из того, как вы на это реагируете», – сказал писатель Чарльз Свиндолл. А то, как мы и наши дети реагируем на происходящее, зависит от развития эмоционального интеллекта. Ведь одна и та же ситуация одними воспринимается как успех, вторыми – как результат важного пути, третьими – как провал…

Эмоциональный интеллект – это понимание своих и чужих эмоций, чувств и переживаний, которые необходимы для эффективного взаимодействия с окружающим миром. Развить эмоциональный интеллект – значит научиться испытывать те чувства, которые мы хотим, при взаимодействии с миром. Конечно, в этом смысле задача развития эмоционального интеллекта – помочь ребенку вырасти гармоничной личностью, умеющей управлять не только своими эмоциями, но и чувствами и переживаниями, научить быть успешным и счастливым.

С пеленок

Эмоциональный интеллект в детстве хорошо поддается развитию! Но важно осознанно к этому подойти (причем осознанно в данном случае не означает скучно). Все что связано с развитием эмоционального интеллекта, – это потрясающая игра. Занятия на развитие эмоционального интеллекта можно разделить на три большие группы: направленные на развитие гармонии с миром, гармонии с собой и гармонии с окружающими. При чем здесь окружающий мир? Все дело в том, что развитие эмоционального интеллекта начинается с первого момента жизни. Будучи неразрывно связанным со всеми органами чувств, эмоциональный интеллект развивается благодаря гармоничному открытию для малыша многообразия звуков, цветов, фактур, ароматов, вкусов и т. д. Конечно, роль родителей в заключается не только в том, чтобы создать сенсорную среду, но в том, чтобы в первую очередь искренне разделять с ребенком его эмоции, переживания. Улыбка и запах мамы, сильные руки и уверенный голос папы – вот то, что создает мощную базу для развития эмоционального интеллекта.

В движении

Большую роль в развитии эмоционального интеллекта играет спорт и двигательная активность (давайте не забывать, что мы «переживаем» эмоции всем телом). Наша реакция на внешний мир, как на позитивные, так и стрессовые ситуации, запускает сложные процессы в нервной, вегетативной и мышечной системах. Вот почему такие простые действия, как прогулки и танцы, очень важны для развития интеллектуальной и эмоциональной сфер. А вы знали, что люди, которые проходят в день больше 15 км, интеллектуально более развиты и эмоционально устойчивы?

Первые квесты

Начиная с трех лет можно играть на прогулке в такие игры-квесты, как «Сначала ищем все зеленое, а потом все деревянное». Найдя, например, палочку в парке, мы подходим и рассматриваем ее, сравниваем ветку с корой дерева, с деревянной скамейкой. Удивительный эффект, которым делятся мамы, играющие в такие квесты: как много, оказывается, мы не замечаем, проскакивая мимо потрясающих впечатлений! Можно заготовить задания в виде карточек: найти определенные предметы по цветам, по фактуре (такая история будет увлекательна для деток от 5 до 12 лет).

«Мир в коробке»

Возьмите коробочку (отлично подойдут пластиковые коробки для пуговиц, мелких инструментов и т.д.). Отправляетесь в отпуск? Можно создать коробку под названием «Море» и в ней по ячейкам раскладывать разные виды ракушек, осколки отполированного морем стекла, камушки, засохшие водоросли и т. п. По такому же образцу можно создать свой город, или свой двор, или свою ферму.

 «Какой вкус у радости?»

А теперь попробуем понять, что такое смех, используя все наши пять чувств. Вам потребуется «филингбокс» (от англ.

feeling – «чувство» и box – «коробка»), в котором хранятся разные интересные вещи. Они помогут вам почувствовать, например, смех. Попросите ребенка заглянуть внутрь, а потом закрыть глаза и прислушаться…

Один: возьмите в руки колокольчик и позвоните. Два: обоняние (почувствуйте запах апельсина и мандарина). Три: шире открываем ротики и едим шоколад (вот он, вкус смеха)! Четыре: нарисуйте веселые картинки или карикатуры. Пять: попробуйте ощутить смех на себе – достаньте перышко и легонько щекочите друг друга. Используя ассоциации и включая все наши пять чувств, мы помогаем ребенку понять эмоции, причем такой «филингбокс» можно сделать для любой из них.

 «Проживание эмоций»

Представьте любую тему или любую сказку. Допустим, это будет «Репка». Теперь придумайте 6–7 абсолютно разных способов подачи сказки для ребенка так, чтобы он «пережил» ее разными способами. Например, сказку можно просто прослушать, лежа при этом на мягких подушках, можно разыграть спектакль, где у каждого будет своя роль, можно сделать всем вместе игрушки, изображающие персонажей (а можно их нарисовать, слепить, придумать), можно спеть ее как песенку, можно сделать музей «Репки», а еще можно придумать продолжение или сварить и съесть настоящую репку! Когда такой способ подачи любого материала – будь то буквы, цифры, явления природы, дни недели и т. п.

– станет для вас естественным и приносящим радость, можете быть уверены, что дети, с которыми вы все это придумываете и воплощаете в жизнь, будут счастливыми и успешными, с прекрасно развитым эмоциональным интеллектом.

Радость + Доверие = Любовь!

Познакомить ребенка со сложными эмоциями позволит адаптированное для детей «колесо эмоций» психолога профессора Плутчика. Расскажите ребенку о базовых эмоциях: это радость, доверие, страх, удивление, грусть, отвращение, гнев, интерес. Важно упомянуть их все, ведь на самом деле любые эмоции без исключения важны и нужны! Самое главное, что мы можем сделать для детей, – объяснить им, что испытывать и грусть, и страх абсолютно нормально, что все люди испытывают эти эмоции. Расскажите, что жить в мире без страха – мире, в котором совершаются необдуманные поступки, мире, где легко вредят друг другу, – было бы, наверное, невозможно. Получается, что страх нас защищает! Дальше расскажите, что делать, если становится страшно. Напишите пошаговую инструкцию. Вспомните о собственном опыте: как вы побороли страх темноты в детстве?

Подобным образом познакомьте ребенка со всем спектром эмоций. Следующий этап – очень интересный. Мы сами порой не задумываемся, как строятся более сложные чувства и переживания. Колесо очень наглядно показывает, что, когда нам радостно и очень интересно, рождается оптимизм. Мы испытываем разочарование, когда соединяются грусть и удивление и т. д. Познакомьтесь сами и познакомьте своего ребенка с удивительным миром эмоций!

Автор: Виктория Шиманская, психолог, эксперт по развитию эмоционального интеллекта

Содержание

Что такое EQ?

Мы часто задаемся вопросом, почему многие из тех, кто были отличниками в школе или институте, добиваются «по жизни» меньших успехов, чем те, кто свои ученические годы числились в проблемных или даже безнадежных. «Я ему курсовые делал, пока он джинсами торговал. А теперь я лишь рядовой сотрудник банка, которым он руководит. Где же справедливость?» — возмущается обладатель красного диплома. Действительно, нет ли здесь противоречия. И почему золотых медалистов, людей получивших по три высших образования, имеющих МВА зачастую «обходят» те, кто плохо учился, прогуливал. В чем причина?

Оказывается, что успешных людей отличает высоко развитый эмоциональный интеллект. Впервые об этом явлении заговорили на Западе лет 10 назад. А в 1996 году в США вышла книга Даниэлла Гоуэлмана «Эмоциональный интеллект», которая взбудоражила общество и заставила по-новому оценить роль эмоций в жизни человека, в том числе его способности к достижению успеха.

Понятие «эмоциональный интеллект» очень многозначное и сложное. Он складывается из массы разных качеств, часто трудно вычисляемых и проявляющихся в высоком уровне понимания себя, способности слышать и понимать других людей, предвидеть их поведение, контролировать свои и чужие эмоции, умении принимать правильное решение, способности влиять, формировать и мотивировать команду на достижение цели и т.д.

Даже из этого неполного перечня видно, что обладатель высокого IQ не всегда отличается таким «джентльменским набором». Но деятельность тех, кто руководит людьми, происходит в системе «человек — человек» и на 90 процентов состоит из общения с партнерами, клиентами, сотрудниками…

Получается, что совещание, встреча, переговоры, публичные выступления и есть основная форма их работы. И способность убедить клиента зачастую важнее умения производить сложные расчеты в одиночку.

Ученые Гарвардского университета даже утверждают, что значимость IQ для достижения успеха составляет не более 20 процентов. И хотя я скептически отношусь к простому подсчету процентов в таких сложных сферах как человеческое взаимодействие, но, думаю, что достаточно точно отражено место формального интеллекта. И если руководитель обладает высочайшим IQ, но его ЕQ минимальный, вряд ли он сможет реализовать свой потенциал.

Например, 30-летний успешный бизнесмен, руководитель собственной компании избегал выступлений перед публикой, контакта, общения особенно с людьми старшего возраста. Он делегировал эти полномочия подчиненным и при этом, конечно, многое терял — прежде всего, страдало дело и многие выгодные проекты срывались. А зачастую до контрактов дело не доходило, так как его заместители не могли заменить его в полной мере. Ведь только «первое лицо», человек компетентный и лично заинтересованный, может на равных общаться с партнерами. И вступать с ними в серьезные деловые отношения. Осознав это как свою проблему, наш герой серьезно «поработал над собой», его эмоциональный интеллект значительно вырос, и эффективное деловое общение стало стилем жизни, от которого он сейчас получает настоящее удовлетворение и финансовую прибыль.

Одно из проявлений эмоционального интеллекта — умение адекватно оценивать собственные возможности и ограничения, максимально эффективно использовать свои сильные качества и стараться нивелировать слабые стороны. Так, руководитель со средним IQ, но обладающий очень высоким ЕQ, окружил себя сотрудниками-интеллектуалами и вполне успешно работает. Если вы, к примеру, человек в большей степени интуитивный, стоит доверять своей интуиции. Если ваш природный дар — анализ, значит, именно аналитические способности надо использовать «на все сто», опираться на факты, оценивать их взаимосвязь и только тогда принимать решения.

Ведь если IQ с возрастом снижается, то эмоциональный интеллект продолжает совершенствоваться на протяжении всей нашей жизни. Все составляющие эмоционального интеллекта с возрастом только оттачиваются. И руководитель, который работает над развитием своего эмоционального интеллекта, добивается высочайших результатов. Подобных примеров много.

При этом я убеждена, что эмоциональный интеллект невозможно развить на каком-то конкретном семинаре или тренинге по развитию эмоциональной компетентности — это, прежде всего, вопрос желания, времени и практики. Наша страна зачастую пытается повторять путь Запада. Но в таком тонком вопросе надо очень трезво оценивать зарубежный опыт. Вспоминается один эпизод, о котором рассказал мне сын. В начале 90-х, будучи студентом, он работал 2 летних месяца в американском лагере для старшеклассников в штате Колорадо. Каждая среда недели там отмечалась как день развития сочувствия голодающим всего мира. Происходило это следующим образом. Когда дети шли в столовую, они тянули жребий. Те, кому выпадала Африка, садились на пол и оставались без еды. Те, кто «вытаскивал» Азию, также садились на пол, но им уже полагалась мисочка риса. «Южноамериканцы» допускались за стол и получали тарелку фасоли, «европейцам» предоставляли нормальный обед, а «североамериканцев» плюс к этому по полной форме обслуживали официанты. Во время обеда разыгрывали сценки: нищие просили еду у «богатеев», а те им, естественно, отказывали. Далее зачитывались сводки о том, где и как в мире люди голодают. После этого большинство подростков начинали плакать — так было «положено», дети должны были испытывать «правильные эмоции». Потом все братались и делились едой. Так оканчивалось мероприятие по развитию эмпатии.

И очень не хотелось, чтобы началась очередная компания по «психологизации всей страны» и «по развитию эмоционального интеллекта у всех и вся». Важно оберегать свою эмоциональную сферу от всякого рода «интервенций» и, соответственно, быть осторожным при выборе обучающих программ и специалистов. Лучше поработать самостоятельно, внимательно и уважительно относясь к себе, чем учиться примитивным приемам манипулирования, методикам НЛП по управлению другими людьми и т.д.

И хотя сейчас разработано множество тестов для определения т.н. коэффициента эмоционального развития (КЭ), нужно осторожно относиться к измерению такого качественно сложного явления «градуированной линейкой» и в этом вопросе лучше положиться на себя. Ведь главным критерием здесь является наша личная практика.

Для начала стоит посчитать количество удачных и неудачных попыток добиться поставленной цели и проанализировать полученные результаты. Например, если принимая людей на работу, мы приписываем им одни качества, а в процессе работы оказывается, что они обладают качествами прямо противоположными; или мы безрезультатно проводим совещание за совещанием, а «воз и ныне там»; или наши переговоры с партнерами в большинстве случаев заходят в тупик, и мы не можем добиться того, что запланировали, т.е. если «счет не в нашу пользу», — вполне вероятно у нас проблемы с EQ.

Затем можно вспомнить ситуации, связанные с общением, которых мы стараемся избегать, всякий раз находя аргументированное оправдание своему поступку. К примеру, мы не хотим выступать перед коллективом, стараемся не принимать участия в пресс-конференциях, не присутствовать на переговорах, перепоручая это своим замам, убеждая себя, что все подобные мероприятия — «пустая трата времени». Но часто это лишь своеобразная защита от возможной неудачи.

Для того чтобы не только точнее оценить уровень развития своего EQ, но и целенаправленно развивать его попытаемся поподробнее понять, что же такое эмоциональный интеллект. Условно я бы выделила в этом понятии пять составляющих: понимание себя; эффективное взаимодействие с самим собой; понимание других людей; эффективное взаимодействие с другими; умение принимать решения.

90% высокоэффективных людей владеют высоким уровнем эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект (EQ или EI) – определяется, как способность понимать, управлять и эффективно выражать собственные чувства, в том числе и негативные эмоции. По данным Talent Smart, 90% высокоэффективных работников, владеют высоким уровнем эмоционального интеллекта, в то же время 80% низкоэффективных работников имеют низкий уровень EQ. Эмоциональный интеллект —основное составляющее в построении, развитии, восстановлении и расширении личных отношений. В отличие от IQ, который практически не изменяется на протяжении жизни, эмоциональный интеллект может быть расширен и иметь высокий уровень при нашем желании учиться и развиваться.

Ниже, предоставлены 5 факторов, которые помогут развивать ваш эмоциональный интеллект:

Способность контролировать наши негативные эмоции

«Мы становимся теми, о чём мы думаем на протяжении дня» — Ральф Эмерсон.

Наверно, нет более важного аспекта EQ, как наша способность эффективно управлять собственными негативными эмоциями, чтобы они не ошеломляли нас и не влияли на рассудительность. Для того чтобы изменить наши чувства к чему-либо, нам необходимо изменить мышление об этом. Психолог Дениэл Эмен разработал простые упражнения «ANT терапия», которые автоматически истребляют наши негативные мысли. Это помогает нам определить природу нашего негативного отношения, и способ изменения наших негативных эмоций. Вы можете посмотреть лекцию на http://www.youtube.com/watch?v=7SGDnL1j7lw (последние минуты ролика).

Способность чувствовать себя хорошо под давлением обстоятельств

«Проблемы приходят из нашего рта»— Китайская пословица.

Многие из нас испытывали стрессы в собственной жизни. В зависимости от управления и реагирования на стрессовую ситуацию, мы можем оставаться позитивными и активными или угнетёнными и усталыми. Когда мы находимся под давлением обстоятельств, наиболее важная вещь — это держать в голове позитивное настроение. Ниже несколько способов сделать это:

  • Если вы чувствуете себя злым и раздражённым по отношению к кому-то, перед тем как ответить то, о чём вы будете сожалеть, сделайте глубокий вдох и считайте медленно до десяти. К этому времени вы поймёте, как лучше ответить в данном случае. Таким образом, вы можете предотвратить будущую проблему. Если после счёта до 10, вы все ещё раздражены, удалитесь от проблемы, если это возможно, и решите её когда вы успокоитесь и будете способны мыслить рационально.
  • Если вы взволнованы и нервничаете, умойтесь холодной водой и подышите свежим воздухом. Холодная температура замедляет прохождение нервных импульсов, таким образом, вы можете снизить степень взволнованности. Избегайте кофеиновых напитков, которые стимулируют вашу нервозность.
  • Если вы чувствуете себя напуганным, депрессивным, занимайтесь интенсивной аэробикой. Зарядите себя. То, как мы используем наше тело, влияет на чувства. Как говорят – действия диктуют эмоции. С уровнем развития физических способностей вашего тела, ваша уверенность в себе будет также расти.
  • Если вы чувствуете себя потрясённым, ошеломлённым, не в духе, выйдите за дверь и очистите свой разум. Пойдите на природу, окружите себя зелёным и синими цветами, которые имеют успокаивающий эффект. Найдите панорамный вид и смотрите на него с расстояния. Прогуляйтесь. Глубоко подышите. Ни о чём не думайте. И возвращайтесь с новыми перспективами.

Способность понимать социальные намёки

«Мы не видим вещей, какие они есть, мы видим их такими, какие мы есть»— Анаис Нин.

Люди с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта более тщательны в восприятии и интерпретировании эмоций окружающих людей, а также их физических и вербальных выражений. Они также знают как общаться эффективно, с чистыми намерениями. Основываясь на работах Рональда Адлера и Руссела Проктора второго, существует множество способов повышения способности понимать социальные намёки:

Когда мы сталкиваемся с определёнными непонятными словами, поведением или, наоборот, бездействием других людей по отношению к нам, имейте в виду как минимум две интерпретации этого поведения перед тем, как делать выводы. Для примера, я могу думать, что мои друзья не звонят мне, потому что они игнорируют меня или я предполагаю, что они могут быть заняты. Когда мы перестанем персонализировать манеры действий других людей, мы стаем более объективными по отношению к окружающим.

Люди делают то, что делают, потому что их больше, чем нас самих.

Расширение наших перспектив в ситуации может предотвратить недопонимания.

Ищите разъяснение. Все нужно решать.

Выясняйте проблемы, а потом действуйте. Задавайте вопросы вроде: «Мне просто необходимо разобраться, можете сказать мне почему…», при этом избегайте обвинений и предрассудков. Сравнивайте слова человека с его жестикуляцией и манерами для понимания соответствия.

Способность быть позитивным и выражать тяжёлые эмоции только когда это необходимо

«Быть теми, кто мы есть, соответствует нашей способности говорить открыто о вещах, которые нам важны. Так мы будем справедливы в отношении наших убеждений и эмоциональных выражений. Так мы разъясняем границы того, что приемлемо и сносно для нас в отношениях с другими»— Харриет Лернер.

Бывает время в нашей жизни, когда необходимо установить границы допустимого, чтобы люди знали, на чём мы стоим. Это значит упражняться в выражении собственного несогласия, говорить «нет» без чувства вины, устанавливать собственные приоритеты, получать то, за что мы платим, и защищать себя от принуждений и ущерба.

Один из способов понять, когда необходимо выражать тяжёлые эмоции – это применение техники XYZ. Я чувствую – X, когда ты делаешь – Y, в ситуации – Z. Вот несколько примеров:

«Я чувствую себя некомфортно, когда ты просишь меня помочь тебе вопреки моим приоритетам».

«Я чувствую себя разочарованным, когда ты не делаешь то, что говоришь, следовало бы сделать».

«Я в ярости, когда ты продолжаешь нерассудительно распоряжаться нашими финансами».

«Я была травмирована, когда ты шутил надо мной за прошлым ужином».

Избегайте фраз, которые начинаются с «Ты…», и продолжаются обвиняющие или осуждающе, такие как «Ты такая (такой)…», «Тебе следовало бы…», «Тебе необходимо…». Слова «Ты, Тебе», для слушателя звучат как начало указания или мнения с вашей стороны, и делают его менее открытым к тому, что вы хотите сказать.

Способность выражать эмоции близким людям в личных отношениях

«Мы живём в убежище других»— Высказывания кельтов.

Способность эффективно выражать любовные эмоции и оценивать ситуацию также является составляющим основы личных отношений. В этом случае «эффективно» — означает распределение интимных чувств с кем-то в отношениях, таким образом, чтобы это было конструктивно для отношений и укрепляло их, а также отвечать соответственно, когда другой человек делает то же самое.

«Человеческое сердце ослабевает, когда не получает взаимности».

Психолог Джон Готтман называл выражения личностных эмоций «Распоряжениями». Распоряжениями могут быть любые способы позитивной коммуникации между двумя людьми в личных отношениях. Для примера:

Вербальные распоряжения: «Что ты делаешь?», «Что ты чувствуешь?», «Я люблю тебя», «Я счастлив, когда мы проводим время вместе», «Ты такой хороший друг», «Извини меня».

Не вербальные распоряжения: позитивный взгляд, объятия, улыбки, похлопывание по плечу, возложение руки на плечо.

Манеры: предложение покушать или выпить, воспользоваться карточкой. Сопереживающее выслушивание.

Манеры, действия и слова, могут быть разными, главное, ваше желание развивать и укреплять отношения.

Заключение

Надеемся эта информация поможет вам применять эти принципы в своей жизни и лучше справляться со своими эмоциями. Желаем успехов в ваших отношениях. Развивайте свой эмоциональный интеллект для построения хороших, гармоничных отношений с другими людьми!

Была ли эта информация полезной? Будем рады обсудить это в комментариях, или же присылайте свои вопросы по форме, которую вы видите внизу.

Если вам трудно справиться самим, задавайте вопросы и мы вместе попробуем найти ответы.

Если статья была полезной

поделитесь или сохраните себе на стену

Мир всегда выглядит чуточку светлее, если мы делаем что-то друг для друга, а не для себя. Только представьте себе, как гармоничен стал бы наш мир, если бы каждый человек — молодой или старый — поделился бы с остальными тем, что получается у него лучше всего.

Оставить комментарий или задать вопрос

Пять эмоций, мешающих нам жить: гордость, зависть, злоба, жалость и страх.
Восточная мудрость

Умением контролировать свои эмоции обладают немногие. Это большое достижение для человека, к которому непросто прийти. Но оно стоит того, чтобы к нему стремиться. Ведь человек, контролирующий свои эмоции, в значительной степени контролирует и свою жизнь. Эмоции – это такая стихия, которая обязательно нуждается в контроле. Поскольку именно под воздействием эмоций люди совершают большинство ошибок в своей жизни. Люди по своей природе существа довольно эмоциональные, поэтому человеку нужно приложить достаточно большие усилия, чтобы справиться со своей природной сущностью. Но главное, что сделать это в принципе возможно. Любой человек способен научиться контролировать свои эмоции. Поэтому остается только разобраться с тем, как именно это можно сделать. Вот об этом мы с вами в этой статье и поговорим.

Почему возникают эмоции

Первым делом необходимо понять, почему и как у человека возникают эмоции, чтобы иметь возможность подготовиться к ним. Эмоции возникают в любом случае, избежать их невозможно, их можно только контролировать. А возникают они из-за внешних и внутренних раздражителей, на которые мы от природы реагируем эмоционально. Нельзя разделить раздражители на те, на которые мы реагируем эмоционально и те, которые не вызывают у нас эмоций, потому что все, с чем мы имеем дело во внешнем мире и что воздействует на нас изнутри вызывает у нас эмоции. Просто в одних случаях у нас может быть умеренная эмоциональная реакция на что-либо, а в других достаточно бурная. Эмоции – это врожденная реакция на уровне рефлекса. Природа сделала человека таким для того, чтобы он мог реагировать на те или иные раздражители максимально быстро. Думать, размышлять, анализировать, оценивать, сравнивать мы с рождения не можем, этому нам необходимо учиться. А реагировать на те или иные раздражители человеку надо сразу, как только он появится на свет. К тому же сознательное осмысление чего-либо требует гораздо большего времени, чем мгновенная рефлекторная реакция на тот или иной раздражитель. Поэтому эмоциональная реакция на что-либо – это быстрая реакция. Она инстинктивная, бессознательная, примитивная, рефлекторная, но главное быстрая. А в природе быстрота имеет большое значение. Если бы наши первобытные предки, повстречав хищника, стали бы размышлять над тем, что и как им надо делать – они бы просто не выжили. А вот те эмоции, которые они испытывали в этот момент, в первую очередь это страх – вынуждали их принимать быстрые решения, необходимые для спасения своей жизни. Поэтому в этом смысле эмоции – это наша защита от разного рода угроз, на которые человек должен уметь быстро реагировать. Другое дело, что далеко не во всех ситуациях они должны превалировать над разумом. Поэтому их нужно уметь усмирять. Чтобы научиться это делать, давайте рассмотрим эмоции более подробно.

Что такое эмоции

Кое-что об эмоциях мы с вами уже узнали. Сейчас узнаем о них еще больше. Эмоции – это, во-первых, как я уже сказал, первичная рефлекторная реакция на какие-либо раздражители, а во-вторых, это энергия, которая движет человеком. Именно эмоции побуждают человека к тем или иным действиям. Эмоции, как электричество для электроприборов – запускают все остальные, в том числе и мыслительные процессы внутри человека. Поэтому они не просто неизбежны, но и необходимы. Человек без эмоций – это полностью пассивный человек, его ничто не интересует и не заботит. Когда-то я думал, что человек может обойтись без эмоций, став холодным и расчётливым, а потом, после более тщательного изучения этой темы, понял, что это невозможно. Эмоции для нас – это жизненная энергия, благодаря которой мы к чему-то стремимся или от чего-то убегаем, она одушевляет наши тела. Благодаря ей мы по-настоящему живем. Но чтобы эту энергию обуздать, необходимо вырабатывать другую реакцию на различные раздражители, заместив эмоции разумом. То есть, надо с помощью специальных тренировок [о них будет сказано ниже] выработать в себе привычку запускать мыслительный процесс в тех ситуациях, которые обычно вызывают у человека какие-либо эмоции. Такие тренировки помогут вам не поддаваться своим эмоциям и всегда сохранять рассудок и спокойствие, чтобы действовать обдуманно в любых ситуациях, а не бездумно на все реагировать.

Управление эмоциями

Так вот, чтобы выработать в себе привычку реагировать на различные раздражители рационально, необходимо научиться запускать мыслительный процесс, дабы не позволять эмоциям брать контроль над своим разумом. Чтобы его запустить нужно начать грузить свой мозг правильными вопросами, относящимися к той ситуации, которая вызывает те или иные эмоции. То есть, тут все дело во внимании человека – на что он его направит, то и будет работать. Направляя внимание на мышление, с помощью правильно поставленных вопросов, человек дает энергию именно ему, а не эмоциям. И таким образом, он гасит свои эмоции, лишая их энергии. А значит и управляет ими.

Я понимаю, что это легко сказать, но непросто сделать. В конце концов, хотим мы того или нет, но эмоции всегда будут самой первой нашей реакций на что-либо, поэтому без усилий человеку не получится включить свое мышление. Но это не такие большие усилия, чтобы их было сложно предпринять. Приучить себя думать, а не реагировать, можно очень быстро, если часто тренироваться – задавая себе различные вопросы в тех или иных эмоциональных ситуациях. Чувствуете, что в вас просыпается какая-то эмоция, неважно какая – сразу ставьте перед собой вопрос, который позволит вам понять, почему и откуда эта эмоция пришла, насколько она актуальна и чем ее можно заменить – каким разумным решением. К примеру, если вы столкнулись с такой ситуацией, которая вызывает у вас страх, то нужно начать задаваться вопросами о причине и смысле этого страха, чтобы с помощью мышления начать углубляться в него, разбирать его по частям и убирать из него все элементы неопределенности, которые составляют его силу.

Таким образом, с помощью мышления можно будет растворить эту эмоцию, лишив ее силы своим сознанием. Вот так и со всеми остальными эмоциями можно поступать – изучать их с помощью грамотно поставленных вопросов, чтобы лишать их силы и власти над человеком. А на место этой силы придет сила разума.

Если вы хотите справиться с негативными эмоциями – задавайтесь позитивными вопросами – ищите с их помощью позитив в негативе. Если вы хотите справиться с позитивными эмоциями [они тоже бывают вредны – ослепляют человека] – задавайтесь негативными вопросами – ищите подвох, думайте о том, что скрывается за всем радостным и хорошим и о том, кто может воспользоваться вашим расслабленным состоянием. Если вы злитесь – думайте либо о негативных последствиях, с которыми можете столкнуться из-за своей злости, ставьте для этого перед собой соответствующие вопросы, либо о тех подсказках, которые жизнь вам делает, чтобы подтолкнуть вас в нужную сторону. Ведь очень часто человек злится из-за того, что что-то идет не так, как ему хочется, не понимая при этом, что иные сценарии развития событий в его жизни могут быть для него намного полезнее и интереснее.

В общем, противопоставляйте врожденной эмоциональной реакции силу своего интеллекта – тренируйте свой ум с помощью вопросов, над которыми ему необходимо задумываться, тогда он будет работать. Когда же человек испытывает эмоции – его мозг спит и поэтому в нем господствует бессознательное, рефлексивное [животное] поведение. И справиться с ним можно только с помощью разума, который включается тогда, когда человек мыслит.

Таким образом, мышление – это инструмент контроля эмоций. Развивая свое мышление, человек обретает власть над самим собой. При этом есть принципиальная разница между знающими людьми и думающими, мыслящими. Знающие люди могут казаться очень умными, потому что много знают, но их ум заканчивается там, где заканчиваются их знания. И поэтому в таких ситуациях, в которых они просто не знают, как им правильно поступить, эти люди могут вести себя очень эмоционально, точно так же, как ведут себя большинство простых людей, не умеющих контролировать свои эмоции. А вот думающий человек полагается не столько на знания, сколько на свою способность этими знаниями управлять. Он умело пользуется теми знаниями, которые имеет и с помощью постановки перед собой правильных вопросов может изучать любую ситуацию, любой предмет, любых людей. Такой человек способен контролировать свои эмоции практически всегда и везде.

Так что, друзья, вам необходимо приучить себя думать, чтобы научиться контролировать свои эмоции. В этом ключ решения данной проблемы. Есть и другие способы ее решения, например, можно бороться с одними эмоциями с помощью других, но мышление – самое, на мой взгляд, надежное оружие против вредных эмоций. А чтобы думать, нужно уметь задаваться вопросами, нужно стать любопытным, как дети, которые постоянно задают взрослым вопрос “Почему?” Это очень полезный вопрос. Многим взрослым он порой необходим как воздух. Ведь любопытство помогает человеку познавать мир, а его невозможно познать, не задаваясь вопросами, а следовательно, и не задумываясь над всеми теми вещами, которые нас окружают. Привычка задумываться, задаваться вопросами, искать новую информацию делает ум человека живым, гибким, отзывчивым к любым изменениям. С таким умом никакие эмоции человеку не будут страшны.

Эмоции и мышление

Эмоции и мышление – это абсолютно разные вещи. В одном случае от человека не требуется ничего, его психика сама все сделает, вызвав в нем необходимое эмоциональное состояние, а в другом, нужно прилагать усилия, чтобы вести себя более грамотно и адекватно. Чем примитивнее человек, тем он более эмоционален, так как эмоции – это единственная известная и привычная для него реакция на любые раздражители. Эмоциональное реагирование на внешние или внутренние раздражители, это более легкий способ существования для человека. Эмоции не требуют от него никакого напряжения, никаких волевых усилий, они просто есть – они сами по себе возникают и сами гаснут. Эмоциональный человек – это как корабль без капитана, который будет плыть туда, куда подует ветер. А вот мышление – это управление собой и обстоятельствами, оно требует от человека воли и усилий. Ленивый человек думать не станет, думать будет тот, кто привык напрягаться, привык делать что-то с помощью волевых усилий. Вот почему так непросто взять под контроль эмоции – многие люди не любят напрягаться, им проще плыть по течению, а не преодолевать сопротивление внешней и внутренней среды.

Стимулом к переходу от иррационального и, следовательно, эмоционального образа жизни к разумному, может послужить представление человека о том мире, в котором он живет. Чем лучше человек будет понимать этот мир, тем больше он будет хотеть заниматься собственным развитием. Вот мы вроде бы все хотим жить хорошо, хотим быть богатыми, успешными в различных делах, хотим чувствовать себя в безопасности, желаем быть любимыми и уважаемыми людьми, но не все из нас понимают, как ко всему этому прийти. А то, что мы видим на примере успешных людей – это даже не вершина айсберга, это его тень. То, что они показывают окружающим и то, что делают – это абсолютно разные вещи. Многие из нас думают, что необходимо купить дорогие вещи и начать вести себя так, как ведут себя успешные люди и тогда жизнь сразу же изменится в лучшую сторону. Но это все, конечно же, глупости. Настоящий успех достигается другими способами. И одним из таких способов является способность принимать правильные решения, которые в большинстве случаев являются правильными не благодаря интуиции, а благодаря обдумыванию человеком своих решений. А чтобы их обдумывать, нужно научиться думать, обуздав свои эмоции.

Эмоции во многих ситуациях являются нашим внутренним врагом. Они мешают нам принимать правильные решения и вместе с тем помогают другим людям манипулировать нами. А если кто-то будет нами манипулировать, тогда мы станем совершать выгодные для манипулятора, а не для нас самих поступки. Мы станем идти на поводу у своих эмоций, которые другие люди будут умело в нас вызывать и будем поступать так, как нужно им. О каком же тогда успехе может идти речь. Позволяя собой манипулировать, человек станет источником чужого успеха. А то, что человеком легко манипулировать с помощью эмоций, прекрасно демонстрирует та же реклама, которая достаточно эффективно управляет большинством людей. Поэтому развивать свое мышление, значит делать вклад в свое счастье.

Моделирование ситуации

Давайте рассмотрим еще очень хороший способ подготовки к таким ситуациям, которые могут вызвать у человека сильные эмоции, с которыми сложно справиться. Постарайтесь смоделировать в своем воображении эти ситуации, погрузите себя в них и рассмотрите несколько вариантов своего поведения, которое должно быть максимально обдуманным и эффективным. Проделайте это несколько раз, как актер перед зеркалом, потренируйте свою психику, чтобы она была готова к наиболее вероятным сценариям в вашей жизни. И тогда все те события, к которым вы таким образом подготовитесь, не застанут вас врасплох, а значит и с эмоциями вы сможете совладать намного лучше.

Здесь важно добиться того, чтобы ваша мысль оказалась быстрее ваших чувств. Проблемы еще нет, а вы ее уже решаете – вы задействуете свой мозг, чтобы быть на шаг впереди своих реакций на те или иные ситуации, а не на шаг позади, как в случае с эмоциями. Обратите внимание, как легко мы поддаемся эмоциям, когда имеем дело с незнакомой нам ситуацией. А почему? А потому что у нас нет готового ответа на тот вопрос, который жизнь перед нами ставит. Вот чтобы этого не произошло – вообразите себе все те возможные ситуации, в которых вы можете оказаться и найдите на них ответ, а лучше несколько, которые помогут вам в этих ситуациях разобраться.

Другими словами – начните запускать мыслительный процесс до того, как появится повод для возникновения эмоций. Начните контролировать их до того, как они появятся.

Отдых

Нельзя не сказать и об отдыхе, как об одном из способов контроля эмоций. Человеку нужно хорошо отдыхать, чтобы не быть слишком эмоциональным, прежде всего раздражительным. Ведь когда он устает, то ресурсов на обдумывание тех или иных вещей ему уже не хватает, и он скатывается на эмоции, как на более, как мы с вами выяснили, простую форму реакции на различные раздражители. Поэтому чем сильнее вы устаете, тем сильнее снижается качество вашего мышления, с помощью которого вы можете обрабатывать поступающую к вам информацию, а не просто реагировать на нее. Ну, вроде бы это просто и понятно, тем не менее, многие люди не придают отдыху большого значения и часто пренебрегают им. Они могут много работать и мало отдыхать, а потом на эмоциях, из-за усталости, совершать кучу разных ошибок, вред от которых может значительно превышать пользу от их ударного труда. Но это не всегда очевидно, поэтому многие люди часто несерьезно относятся к своему отдыху, в особенности к самой важной его форме – сну. Так что я предлагаю всем, кто мало отдыхает, пересмотреть свои взгляды на этот вопрос. Хорошо отдыхающие люди, высыпающиеся люди – более уравновешены.

Разотождествление со своим Я

И последний способ, который поможет вам контролировать себя и свои эмоции в самых тяжелых ситуациях – это умение абстрагироваться от своей личности, чтобы, так сказать, посмотреть на себя со стороны. Для этого вам необходимо разотождествиться со своим Я. Разотождествление со своим Я – это взгляд на себя, как на постороннего человека, с которым происходит то, что вы наблюдаете в своей жизни. Иногда даже полезно вообразить себя другой личностью, то есть, осознанно раздвоить свою личность и с позиции второй личности разбираться в проблемах первой личности. Это похоже на диссоциативное расстройство идентичности [раздвоение личности], только в данном случае это происходит не само собой, как в случае с психическим расстройством, а абсолютно осознанно, когда человек сам придумывает себе новую личность. В этом случае человек не заболеет данным расстройством, хотя привычка пользоваться таким способом обуздания своих эмоций может остаться. Смысл его в том, чтобы не переживать те или иные события, чувства, эмоции слишком тотально, а смотреть на них со стороны. Этот способ хорошо подходит для тех ситуаций, когда человеку очень, очень плохо, очень больно и он сильно страдает, поэтому не может больше оставаться той личностью, с которой себя отождествляет. Раздвоение личности происходит именно на этой почве. Поэтому лучше сделать это раздвоение самому, осознанно, чем ждать, пока ваша психика сломается, и вы получите неконтролируемое психическое расстройство. В моей практике такой подход к решению проблем с негативными эмоциями очень хорошо себя зарекомендовал в самых тяжелых для людей ситуациях. Но я советую вам прибегать к нему только в крайних случаях, когда вы не в состоянии справиться со своими эмоциями на протяжении долгого времени с помощью того же мышления.

Вот такие способы контроля своих эмоций я могу вам предложить. В принципе, все они так или иначе связаны с мышлением человека, с его рациональностью, осознанностью. Способы, при которых человек справляется с одними своими эмоциями с помощью других я не стал указывать, потому что они не очень эффективны. Хотя в некоторых случаях без них не обойтись. Поэтому я опишу их в других своих статьях. В целом же я считаю, что контролировать свои эмоции с помощью мыслительного процесса – это самый лучший, самый надежный способ. Как этот процесс запускать, я вам рассказал, поэтому тренируйте свое мышление, чтобы даже в самых неожиданных, трудных и безнадежных ситуациях сохранять спокойствие и хладнокровие, и действовать предельно грамотно.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, пожалуйста, и нажмите Ctrl+Enter

Упражнения для развития эмоционального интеллекта

Упражнения для развития навыков осознания своих эмоций

Задание «Напоминалки»

Организуйте систему напоминаний в вашем телефоне (не менее 2-х напоминаний в день).

Сделайте это случайным образом. В момент возникновения сигнала определите, какие эмоции вы испытывали непосредственно перед сигналом (скорей всего, в момент сигнала вы будете испытывать легкое раздражение J) вспомните и запишите.

Задание «Дневник эмоций»

Приобретите тетрадь или блокнот. Определите для себя наиболее удобное время (утро, вечер). В это время вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.
В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите так же, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент?
Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице

Факт (ситуация, человек)
    
Мысли    
Физические ощущения    
Эмоции

Упражнение «Установки про эмоции»
Это упражнение позволяет проанализировать, какие у вас существуют установки про эмоции? Для этого вспомните все, что приходит вам в голову: что говорили ваши родители, учителя или другие значимые люди, что вы читали в литературе или видели в кино, какие помните пословицы, поговорки и крылатые фразы про эмоции?
После того, как вы выписали все, что удалось вспомнить, проанализируйте, как эти установки и убеждения влияют на ваше поведение и/или эмоциональное состояние? Хотели бы вы изменить какие-то из них?

Упражнение «О чем сигнализирует нам негативная эмоция?»
Выберите эмоцию, которую вы считаете негативной. Которую вы не любите и всеми силами стремитесь скрыть. Вспомните ситуации, в которых у вас возникала эта эмоция.
• Как вам кажется, с чем связано, что она появлялась именно в эти моменты?
• О чем она хотела вам просигнализировать? На что важное обратить внимание? Что
изменится, если вы начнете прислушиваться к этой информации?
• Чем вам помогла эта эмоция? Что было хорошего в том, что эта эмоция возникала?
• Что произойдет, если вы позволите себе испытывать, а иногда и проявлять эту эмоцию?
Пока мы не признаём наличие эмоции, «не видим ее», мы не можем и хорошо видеть ситуацию в целом, то есть не обладаем достаточной информацией. И естественно, не признавая наличие какой-то эмоции, не можем с ней расстаться, она так и остается где-то внутри в виде мышечных зажимов, психологических травм и прочих неприятностей.

Упражнения для развития навыков осознания эмоций других

«Немой телевизор»
Включите телевизор и отключите звук. Найдите какой-нибудь художественный фильм и некоторое время посмотрите его, наблюдая за жестами, мимикой и расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс.
Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости. Посмотрите кусок знакомого фильма и кусок незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. Американские и французские. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.

«Общественный транспорт»
Эта игра имеет дополнительный бонус. Для наблюдения за немым телевизором необходимо иметь время, телевизор или компьютер и согласие родственников на его использование. Когда вы находитесь в общественном транспорте, вам нужно только время, которое как раз можно занять полезной деятельностью. Поэтому, когда вам надоела газета, которую вы прикупили для поездки в метро, или кончилась книга, взятая в поезд или самолет, вполне можно переключиться на эту игру. Что чувствуют эти люди? Если вы видите парочку, то в каких они отношениях? Если кто-то кому-то что-то рассказывает, то веселая история или грустная?

Упражнения для развития навыков управления своими эмоциями

«Дыхание»
Выработайте у себя привычку: если вы осознали эмоцию, и она вам не нравится и мешает, сразу начинайте обращать внимание на свое дыхание и начинать дышать чуть медленнее, обращая внимание на выдох.

«Телесные методы»
Выберите телесный метод управления эмоциями, который можно использовать практически в любых ситуациях. Например, незаметно сжать-разжать кулаки. Привстать несколько раз на цыпочки. Встать, немного пройтись и снова сесть. Тренируйтесь использовать его хотя бы раз в час.

«Проблемы»
Напишите список актуальных для вас сейчас проблем.

Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет – проблемы мы искать умеем).
Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.

«Ресурсное состояние»
1. Упражнение лучше выполнять стоя. Вспомните какую-либо ситуацию, жизненный момент, когда вы находились в ресурсном состоянии. Воссоздайте эту ситуацию, вспомните ее в мельчайших подробностях: ресурсное состояние снова появится. Погрузитесь в свои ощущения, представьте себя в этом состоянии.
2. Создайте портрет этого состояния с помощью следующих вопросов…
– Где точно в вашем теле «это» находится?
– Какой формы это ощущение?
– Каких размеров это ощущение?
– Какого цвета?
– Какие образы и/или слова приходят из прошлого?
– Имеет ли «это» температуру?
– Какое «это» на ощупь?
– Какая у этого ощущения граница?
– Двигается ли «это»?
– На какой материал это похоже: дерево, металл, воздух, вода, вата?
– Можно ли это сдвинуть с места?
3. Поставьте перед собой порог или нарисуйте черту и выйдите за нее, находясь в ресурсном состоянии.

«Хвастаться»
Каждый день записывайте, что вы сегодня сделали хорошо и успешно. Что вам удалось? Что вас порадовало?
Мы не призываем постоянно находиться в позитивном настроении. Как мы помним, страх, гнев и печаль – тоже полезные эмоции и, допуская только позитивные эмоции в свою жизнь, мы теряем большое количество информации и можем пропустить что-то важное. При этом, когда мы позитивно настроены, нас значительно сложнее чем-либо расстроить или вывести из себя. Таким образом, позитивный подход создает для нас твердую опору под ногами и своего рода защиту от чрезмерного влияния на нас неприятных событий и эмоций.

Упражнения для развития навыков управления эмоциями других

Упражнение «Эмоциональный баланс»
Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше – один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую – как «—». Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему партнеру), в правой – ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за данный период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?
Если же вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?
И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев – для важных для вас людей.

Упражнение «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Задумайтесь и пропишите, что вы можете сделать, чтобы поддерживать в вашей компании постоянную атмосферу драйва, азарта и задора.

Источник: Шабанов С., Алешина А. «Эмоциональный интеллект. Российская практика»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *