Почему лучше не говорить

Автор: Сергей, 18 Сен 2013

Tweet

Кто мало знает тот много говорит — а кто много знает говорит мало.

Великий французский философ и просветитель — Жан Жак Руссо, помимо многих своих трудов, оставил нам огромное количество глубоких по своему значению выражений и мыслей.

Многие из этих мыслей не просто позволили нам заглянуть вглубь человеческих сердец и душ, но и сильно опередили время в которое жил мыслитель.

Казалось бы это огромное искусство так тонко ощущать особенности человека и видеть их ясно и верно.

Но нужно еще коротко и понятно выразить увиденное и запечатлеть свой уникальный опыт для потомков.

Вот и выражение, вынесенное в заголовок, очень метко подмечает особенность людей с одной стороны и собственно знания с другой.

Я даже сам иногда замечал во время обучения, как в школе так и в университете, что когда слабо владеешь тем или иным материалом, говоришь много лишнего.

И главное вроде бы и понимаешь, что понесло куда-то не туда, но остановиться сложно, ведь тогда станет ясно что тему ты не выучил. А есть люди, которые постоянно за болтливостью и напором скрывают свою необразованность, а подчас даже откровенную глупость.

Но довольно часто, следует признать, скрывают они ее весьма успешно. А если окружающие и раскусят, то промолчат из деликатности.

А глупец радуется: как я мол им всем лапши навешал.

Хотя чем больше этой словесной шелухи, тем смешнее выглядит человек. Нет, я ни в коем случае не призываю молчать, но если сказать нечего, так уж лучше и промолчать.

Ведь как известно — слова серебро, а молчание золото. Думается это как раз тот случай. Но есть в этом изречении и другое значение. Согласно этому второму смыслу, выражение учит тому, что знание это умение выделить главное, а оно- главное как правило достаточно кратко.

Используя еще одно выражение можно проиллюстрировать эту мысль: краткость сестра таланта. И это знали даже древние. Этому же учит нас и изречение Руссо.

Если человек хорошо знает что-либо, он может объяснить это — рассказать коротко. А вот если человек не владеет материалом в достаточной мере, тогда будет много лишних или ненужных слов.

Много отвлечений, объяснений и так далее. С этой особенностью отлично знаком практически любой педагог- практик. Вот такое крылатое изречение краткое но мудрое и емкое.

А вообще это очень полезное и увлекательное занятие искать скрытые значения у известных изречений. Попробуйте ведь мозгам тоже нужна зарядка.

Рубрики: Афоризмы известных людей
Метки: древние цитаты, Жан Жак Руссо

Премудрый Соломон в одной из своих притч сказал: При многословии не миновать греха (Притч. 10, 19). Здесь дело не только в том, что неуправляемый язык обязательно допускает ошибки и ляпсусы, но еще и в другом: многословие — это порождение гордости и незнания.

Человек гордый умственно ограничен. Для него вся мудрость мира заключается в его собственной черепной коробке. Поэтому он считает своим долгом одарить и осчастливить окружающих его людей щедрой россыпью, разумеется, не золота, а слов. Гордый человек не представляет, что за пределами его малого и кичливого рассудка простирается необъятная область невидимого и непознанного, как за пределами островка — простор океана. Высокая культура мысли доходит до границ самоотрицания, не как скепсис и агностицизм, а как реальное видение своих возможностей. Поэтому чем более культурен человек, тем осторожнее обращается он со словом, тем яснее видит всю шаткость и условность наших обобщений и заключений, всю ограниченность и неточность получаемой нами информации. Поэтому он сначала думает и уже потом — говорит. А так как думать тяжелее, чем говорить, то для обдумывания и предварительной мысленной проверки своих суждений необходимо время. Поэтому в разговоре такой человек делает паузу, прежде чем ответить, и вообще в беседе более старается узнать что-то новое, нежели переубедить другого.

Человеку гордому кажется, что узнавать ему нечего, он уверен в непогрешимости своих мнений, он негодует в душе, что ему смеют возражать, и обычно продолжает развивать свою мысль, даже не стараясь понять оппонента, поминутно перебивая его.

Обычно у таких людей твердая логика отсутствует. Они не стремятся к ней, и им кажется, что их личное превосходство над другими дает им право говорить автократически. Здесь место логики занимает уверенность в своей правоте, которая выражается эмоционально в неком театральном тоне. Так что кажется, что человек декламирует стихотворение Брюсова «Ассаргадон»: «Я — вождь земных царей и царь, Ассаргадон. Кто превзойдет меня? Кто будет равен мне? И вот стою один, величьем упоен, я, вождь земных царей и царь — Ассаргадон».

Для обдумывания, как мы сказали, необходимо время, то есть молчание. Слово, сказанное прежде времени, подобно кислому винограду, который не дает ничего, кроме оскомины. Поэтому наблюдается парадокс: кто много думает — мало говорит, кто мало думает — говорит много. Один обрабатывает слово, как металл. Другой пускает слова, как мыльные пузыри, никакого труда — была бы трубка и мыльная пена. Слово обобщает. Чем большей информацией обладает человек, тем больше времени нужно для ее обобщения. А чем меньше он знает, тем меньше у него тормозящих моментов. Человек, который много и постоянно говорит, постепенно разучивается думать. У Крылова есть басня «Две бочки». Одна катится по мостовой тихо, потому что наполнена до краев вином; другая громыхает, ударяясь о камни, потому что пустая. Эту басню болтуны считают личным оскорблением и вообще не особенно жалуют Крылова.

Уже Кант с иронией говорил: «Самое большое изобретение XIX века — это умение рассуждать о книгах, не читая их». Болтун может не только рассуждать о чем угодно, но и спорить и доказывать, вполне полагаясь на свою проницательность. Если факты противоречат ему, то тем хуже для фактов… Говорят, что граф Хвостов не только издавал на свои средства обширные сборники своих же стихов, но и сам же их покупал.

Все великое совершается в молчании. Молчание — это благоговение перед тайной. Религия как внутренняя жизнь — область безмолвия. Но даже в науке великим открытиям предшествовало молчание. Ньютон и Кеплер проводили отшельнический образ жизни. Менделеев на целые недели запирался в своей квартире и никого не принимал. Эйнштейн говорил, что создавал свою теорию, плавая в одиночестве на лодке по озеру.

Люди, которые проводили свою жизнь в дебатах и спорах, по сути дела не совершали ничего. В лучшем случае они могли стать эпигонами и популяризаторами чужих мыслей и идей. Нам могут указать на пример античных философов, которые встречались для бесед у афинского Акрополя или устраивали публичные диспуты. Однако пифагорейцы и платоники учились не только говорить, но и молчать. Более того, у пифагорейцев трехлетнее молчание служило обязательным условием для вступления в их союз.

Умный человек избегает споров. Он понимает, что идеи аксиоматичны, и человек должен быть внутренне подготовлен, чтобы воспринять их. Мудрый обдумывает слова, а говорливый сыпет их, как песок из мешка. Уже древний поэт сказал: «Бой барабана заглушает звуки флейты, а крики петухов — песни соловья». Не будем уточнять, из чего сделан барабан и из чего флейта…

Многословие отнимает силы у молитвы, лишает мышление сосредоточенности и концентрации, надмевает душу человека. Часто необдуманные слова и насмешки лишают его друзей. Многословие опустошает душу, и, по выражению святых отцов, благодать покидает такого человека, как голубь улетает от жилища, где топится печь, чтобы не запачкать свои крылья в копоти и саже. А потеря благодати — самая большая из всех потерь. Святые отцы говорят: «Молчание собирает, а слова расточают». Молчание — тайна будущего века. В молчании происходит встреча души с Богом.

Господь сказал: за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ (Мф.

12, 36), то есть за каждое лишнее и пустое слово, а в многословии сколько злых и лживых слов! Поэтому обличением человека на Страшном Суде станут его собственные слова.

Святые отцы говорят: «Молчи о том, чего не знаешь. Не утверждай того, в чем не уверен. А о том, что знаешь, говори кратко. Даже мед вкусен в малом количестве, а в большом вызывает тошноту».

Если бы мы знали, что слова возвращаются к нам, образно говоря, как пущенный бумеранг, то мы бы помнили, что человеку дан не только язык, чтобы говорить, но также и губы, чтобы сдерживать словесный поток. Молчать не легко. Один из святых говорит: «Несколько лет надобно человеку, чтобы научиться говорить. Но несколько десятилетий я учусь молчать. И еще не до конца освоил это искусство».

Сборник словарей и энциклопедий → Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.) → Слова на букву «Б» в Толково-фразеологическом словаре Михельсона (ориг. орф.) → Больше слушай, меньше говори в Толково-фразеологическом словаре Михельсона (ориг. орф.)

Больше слушай, меньше говори — это



Больше слушай, меньше говори

Больше слушай, меньше говори.

Кто говоритъ, тотъ с?етъ, кто слушаетъ, собираетъ.

Ср. Челов?ку даны два уха, чтобъ слушать, и одинъ языкъ, чтобъ говорить.

Салтыковъ. Скрежетъ зубовный.

Ср. У тебя два уха, ротъ одинъ —

Не даромъ, знай:

Ты больше слушай,

А самъ не болтай.

М.

Ср. Du hast zwei Ohren und einen Mund,

Willst du’s beklagen?

Gar Vieles sollst du horen

Und wenig sagen.

Fr. Ruckert.

Ср. He that hears much and speaketh not all,

Shall be welkome both in bower and hall.

Ср. I hear, yet say not much, but think the more.

Слушаю, мало говорю, больше думаю.

Shakesp. King Henry VI. 3, 4, 1. Gloster.

Ср. Give every man thine ear, but few thy voice;

Take each man’s censure, but reserve thy judgment.

Пер. Выслушай (сов?тъ) каждаго, только мало отв?чай, и сужденія своего не высказывай.

Shakesp. Hamlet. 1, 3. Polonius.

Ср. Se en cest siecle veus vivre en pais

Oc et escoute et si te tais.

Anc. prov. Manuscr. XIII s.

Ср. Parla poco, ascolta assai, e non fallirai.

Ср. Os unum natura duas formavit et aures, ut plus audiret quam loqueretur homo.

Cato.

Ср. Audi, vide, sile.

Слушай, гляди, молчи.

Ср. Audi, vide, tace

Si tu vis vivere in pace.

Gesta Romanorum. 45 (ed. 1838).

Ср. ????? ?????, ????? ?????.

Diog. Laert. (Изреченіе Біаса). Ср. Demosthenes.

См. Молчи, коли Бог разума не дал.

См. Говори меньше, умнее будет.

Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак.

наук..

М. И. Михельсон.

1896—1912.



Ссылки на страницу

  • Прямая ссылка: http://1slovar.ru/michelson_old/691/;
  • HTML-код ссылки: <a href=’http://1slovar.ru/michelson_old/691/’>Что означает Больше слушай, меньше говори в Толково-фразеологическом словаре Михельсона (ориг. орф.)</a>;
  • BB-код ссылки: [url=http://1slovar.ru/michelson_old/691/]Определение понятия Больше слушай, меньше говори в Толково-фразеологическом словаре Михельсона (ориг. орф.)[/url].

Больше слушай, меньше говори. Кто говоритъ, тотъ сѣетъ, кто слушаетъ, собираетъ. Ср. Человѣку даны два уха, чтобъ слушать, и одинъ языкъ, чтобъ говорить. Салтыковъ. Скрежетъ зубовный. Ср. У тебя два уха, ротъ одинъ — Не даромъ, знай: Ты больше слушай, А самъ не болтай. М. Ср. Du hast zwei Ohren und einen Mund, Willst du’s beklagen? Gar Vieles sollst du hören Und wenig sagen. Fr. Rückert. Ср. He that hears much and speaketh not all, Shall be welkome both in bower and hall. Ср. I hear, yet say not much, but think the more. Слушаю, мало говорю, больше думаю. Shakesp. King Henry VI. 3, 4, 1. Gloster. Ср. Give every man thine ear, but few thy voice; Take each man’s censure, but reserve thy judgment. Выслушай (совѣтъ) каждаго, только мало отвѣчай, и сужденія своего не высказывай. Shakesp. Hamlet. 1, 3. Polonius. Ср. Se en cest siècle veus vivre en pais Oc et escoute et si te tais. Anc. prov. Manuscr. XIII s. Ср. Parla poco, ascolta assai, e non fallirai. Ср. Os unum natura duas formavit et aures, ut plus audiret quam loqueretur homo. Cato. Ср. Audi, vide, sile. Слушай, гляди, молчи. Ср. Audi, vide, tace Si tu vis vivere in pace. Gesta Romanorum. 45 (ed. 1838). Ср. Ἄκουε πολλὰ, λάλει ὀλίγα. Diog. Laërt. (Изреченіе Біаса). Ср. Demosthenes.

См. Молчи, коли Богъ разума не далъ. См. Говори меньше, умнѣе будетъ.

Меньше говорите, больше делайте!

…золотое правило!

Женщина не рыба, она может проглотить наживку вместе с рыбаком.

Мини-юбка раздражает парня только тогда, когда она одета на его девушке.

Сейчас стало модным говорить «отпусти любовь и она вернётся» или «забудь его навсегда, ты достойна лучшего», «уходи и дверь закрой»…Глупости это. Если вы любите, то будете и держать, и плакать, и молиться.

Живите просто. Любите страстно. Мыслите глубоко. Остальное оставьте Богу.

Все знают, что такое поза «69», а вот что такое «96»?
— Это когда поссорившиеся супруги, повернувшись спиной друг к другу, трахают друг другу мозги…

Когда у женщины заканчиваются аргументы, она обязательно скажет, что с женщиной так нельзя!

Меньше говорите, больше делайте! …золотое правило!

Моя жена — очарованье!
Господь, спасибо за жену!
Она — небесное созданье,
Как говорили в старину.

Она добра, нежна, красива —
Ей всё, решительно, идёт!
Попробуй я сказать иное,
Она… мне голову свернёт!

Человек проводит треть своей жизни в постели.
А остальные две трети он пытается в эту постель кого-нибудь затащить…

Если уж любить, то такую женщину, с которой не стыдно попасться на глаза жене.

Тупое чувство собственности, когда любимую охота запереть в подвале, чтобы никто к ней не приставал.

Настоящая женщина — это не та, которая заводит нового кавалера каждый вечер.
А та, которая каждый вечер заводит одного и того же.

22 апреля 2012мне нравится

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *