Как стимулировать ребенка к учебе советы нейропсихолога – как мотивировать детей

Подводя итоги занятия, я никогда не спрашиваю детей о том, что им сегодня понравилось (в курсе сенсомоторной коррекции): упражнения у нас двигательные, требующие большой концентрации внимания и точности выполнения, сопряженной деятельности различных систем восприятия и осознания совершаемых движений. Вопросы «Что было самым сложным и самым простым?», «С чем тебе удалось справиться лучше всего, хотя сначала было трудно?» — да, задаю. Нравятся-то детям обычно игры… =) И на диагностике родителям, которые готовы включиться в работу буквально прямо сейчас, разъясняю особенности прохождения программы, начиная со слов: «Подождите соглашаться, Вы не знаете на что подписываетесь…»

И на что же они подписываются? На ежедневную в течение 30, а чаще 50 минут отработку (не выполнение!) упражнений с ребенком под их неусыпным вниманием, на игнорирование мной каникул и выходных (за исключением, пожалуй, новогодних =), хотя против них уже выступают сами родители…), и «достается» от меня не только детям, но и им, родителям. Не буду лукавить: я даю ребенку в единицу времени такой объем заданий такого уровня сложности, которые он и его родители только способны взять. А особо старательные и чрезмерно мотивированные мамы конспектируют так много, что я искренне любопытствую что именно они находят ценным — они ведь потом спрашивают это с ребенка. И самое ужасное — все сразу и одновременно, а в итоге не получают почти ничего…

Как же мы обходим эти «подводные камни»? Забыв о том, что я изначально психолог =), позволю себе дать мне вам 7 советов нейропсихолога.

1. Родители звонят мне очень редко (за что я им благодарна, это правда — я ценю личное время и не отвлекаюсь от других детей в рабочее). Но если возникает необходимость и большое сомнение в том, как выполнять упражнения, я всегда могу ответить в течение суток хотя бы по электронной почте. Со временем родители учатся спрашивать по ходу занятия о важных нюансах. Некоторые честно говорят: «Мы делали так, хотя я не знаю точно как надо». Труднее ситуации, когда родители сомневаются (или правильно не сомневаются), а дети начинают им объяснять как «надо» (по своим «детско-родительским» причинам — исходя из особенностей отношений с родителями и т.н. в семейной психотерапии «самонадеянности»). Сил на последнее уходит в разы больше, чем на упражнения. На вопрос «почему не спросили у меня?» родители ничего ответить не могут… Итак: спрашивайте. Чаще всего детям достаточно услышать «В.А. велела делать так». Есть единичные упражнения, в которых дети ориентируются чаще лучше родителей =) — об этом я предупреждаю заранее.
2. Если вам кажется, что ваш родной ребенок ведет себя коварно и намеренно выводит из себя, помните: процентов 95-98 попадающих ко мне детей в силу возрастных особенностей не способно простраивать хитроумные планы для родителей/учителей. (С остальными подросшими работаем уже без родителей… и с другим детским или семейным психологом). Ребенок действует так, как привык. А поскольку он ребенок, он может быстро перестроиться.
И даже если ему тяжело быстро перестраиваться — это то, с чем мы наверняка уже работаем. Иногда сталкиваемся со случаями, когда родителям в первую очередь нужно поработать с особенностями-привычками в общении с детьми. Не очень приятно начинать с себя, но правда помогает — и силы сохранить, и не сильно много времени обычно занимает (в масштабах средних сроков психотерапии =)). Еще один вариант: одновременно вести работу с нейропсихологом (для ребенка) и психотерапевтом, который хорошо знаком с нейропсихологической коррекцией (для себя, взрослого): с гештальт-терапевтом, или психологом-консультантом, имеющим серьезную подготовку и специализацию.
3. Не требуйте от ребенка все сразу. Обычно я разбиваю сложные упражнения на части или говорю за чем необходимо следить в первую очередь, за чем — во вторую и т.д. Если что-то не доделаете — говорите на следующей встрече (лучше сделать меньше, но качественно), если что-то случайно дофантазируете и отработайте — тоже говорите =)
4. Инструкции давайте краткие, четкие. И прямо сразу отвыкните повторять задание несколько раз. Знаю, что «сказать просто»…
5. Детям 5-6 лет можно разбивать домашнее задание на две части и давать между ними игру или делать перерыв на обнимашки/поваляшки/что-угодно еще.
6. «Слизывайте» у меня (на здоровье =)) привычку шутить-подбадривать-слегка_тормошить ребенка (если на занятиях я нахожу полезным это использовать) — заряжать его умелым владением своим голосом, эмоциями, движениями и тактильным контактом. Многим детям интересно то, что с ними происходит (как правило, тем, кто старше, но и с маленькими работает) — ребенка можно удивлять открытиями о самом себе. Я этому училась (никакого волшебства) — и вы научитесь, если вдруг не умеете (в дальнейшем сильно пригодится).
7. Даже взрослые могут несколько раз в день заглянуть в зеркало с целью получить от него обратную связь: по принципу «достаточно ли адаптивно я сегодня утром выгляжу?.. хм, не очень… надо что-нибудь подправить…» =) Давайте ребенку «обратную связь» (словами, обращением внимания на различные по характеру — тактильные, зрительные — ощущения ребенка, эмоциональным подчеркиванием): дети правда не понимают/не чувствуют/не видят что делают что-то не так. Не сработал один способ, сработает другой. Вы ведь помните, что они не специально хулиганят? Все детские «лазейки» — пробелы в наших способах взаимодействовать с ними.

И обучаясь по ходу сенсомоторной коррекции некоторым способам латать эти «дыры», вы в том числе укрепляете ваши отношения с ребенком.

Я, к слову, не скрываю от детей того факта, что я требовательна, что я не упускаю возможности дать ребенку задание посложнее и поистине коварно отвлекаю его в ходе проверки домашнего задания. Дети, в жизни которых приключилась такая неизбежная «беда», как я =), обычно быстро принимают этот факт… и играют по правилам, щедро получая поощрение за свои достижения (в виде игр и похвалы), постепенно отбирая у меня «власть» — право быть командиром самому себе и управление нашим процессом — так быстро, как только научатся играть по нашим правилам (т.е. в сопоставлении своих пожеланий с возможностями, которые предоставляет общество). Полагаю, именно поэтому они уходят обычно утомленными, но довольными… Один 6-летний товарищ на днях, выйдя из кабинета после первого занятия, заявил на весь коридор в присутствии других взрослых: «Бабушка, как здорово мы провели время!» … Я была сражена наповал… (почитайте описание упражнений сенсомоторной коррекции для детей и посмотрите фотографии, если еще не успели…) Спасибо товарищу — смеялась весь вечер.

 

Запись опубликована автором admin в рубрике Рекомендации.

Мотивация к обучению: как не бросить дело на полпути?

Дата публикации: 08.08.2016

Вопрос «как не бросить начатое на полпути» волнует многих людей. Мы хотим изучить что-то новое, выработать в себе хорошие привычки, повысить квалификацию, освоить современные принципы работы. Но каждый раз наступаем на одни и те же грабли: устаем, начинаем скучать, не находим время на обучение и бросаем начатое.

Усталость и скука — главные враги мотивации

Отсутствие мотивации — главная проблема в обучении. Когда человек не до конца осознает, зачем ему это нужно, он теряет интерес к учебе. Как правило, мотивация испаряется с появлением первых трудностей. Мы привыкли себя оправдывать: «раньше же я без этого жил, обойдусь…», затем подключается лень и формируется устойчивое нежелание учиться.

Хорошо, если в детстве родители смогли научить «не сдаваться», и человек обладает силой воли, способен сам себя заставить и подтолкнуть к обучению. А если нет, то сохранить заинтересованность в учебе бывает очень трудно.

Мотивация с научной точки зрения

А что вообще означает термин «мотивация»? Это слово образовано от латинского «двигать» («movere»). По сути, это то, что толкает нас вперед, стимулирует к выполнению поставленной задачи.

Мотивированный человек без проблем достигает интеллектуальных, творческих и спортивных успехов. Четко осознает, для чего он это делает, и какая награда ждет его впереди.

Мотивация к обучению запрограммирована в каждом человеке от природы, иначе мы бы даже не научились ходить и говорить. С получением новых знаний или навыков происходит выплеск гормонов счастья. Человек радуется собственным успехам, что еще больше стимулирует его двигаться вперед.

Но мотивация — штука непростая. С ней нужно знать меру: дозировку следует поддерживать на таком уровне, чтобы тяга к учебе не пропала, но и не превратилась в одержимость.

Как мотивировать себя учиться?

К мотивации нужен индивидуальный подход

К сожалению, универсального рецепта нет. Осознавая необходимость в мотивации, каждый человек ищет собственные пути ее сохранения или усиления. Отодвинув в сторонку скуку и усталость, можно увидеть множество возможностей мотивировать себя.

Рассмотрим шесть основных способов поддержания мотивации:

  1. Конкретика. Поставленная цель не должна быть призрачной. Возьмите бумагу и напишите, чего вы хотите достичь. Используйте количественные обозначения и точные определения. Это поможет отследить свои достижения спустя время. К примеру, цель «хочу выучить английский язык» — не конкретна, ее легко отодвигать на потом, а вот «поступить в июле на 64-часовые курсы английского языка для начинающих» — это конкретика, от которой сложнее отвертеться.
  2. Всегда помните первопричину своей цели. Когда возникают сложности, напоминайте себе для чего вы обучаетесь. Добавьте к цели перечень причин, по которым вы хотите ее достичь. Не бойтесь быть банальным, пишите все: чтобы стать умнее и иметь возможность, не кривя душой, писать в резюме «владею английским», получить повышение, произвести впечатление на девушку, свободно общаться в поездках, смотреть фильмы в оригинале и т. д. Список должен иметь максимальный охват.
  3. Вместе веселее! Если сложно приступить к обучению самому, ищите партнеров. Заниматься совместно веселее, к тому же соревновательный инстинкт выступит дополнительным стимулом к работе, да и бросить друзей будет неудобно.
  4. Найдите пример для подражания. Взрослые — это большие дети. Как в детстве нам хотелось быть похожим на старшего брата, кинозвезду или любимого спортсмена, так и во взрослом возрасте хороший пример вдохновляет.
  5. Разделяй и властвуй!

    Дробите главную цель на маленькие и обязательно достигайте их. Это подарит чувство выполненного долга и позволит постоянно видеть движение вперед.

  6. Не забывайте про позитив. Добавьте к своим ежедневным шагам к цели немного веселья, хвалите и поощряйте себя за маленькие достижения, это поможет учебе не превратиться в тяжкие обязательства и избавит от стресса.

Наслаждайтесь возможностью постоянного роста и учитесь эффективно!

comments powered by HyperComments

.

Введение.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но часто и учителям и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. В чем сущность потребности в знаниях? Как она возникает? Как она развивается? Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний? Эти вопросы волнуют многих педагогов и родителей. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности. Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании. Целью данной работы является выяснение следующих вопросов: какие интересы имеются у подростков, их отношение к обучению, как формируется мотивация познавательной деятельности, как мотивация влияет на успеваемость подростков.

1. Мотивация учебной деятельности.

Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив – это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя, следовательно, понять подлинный смысл его действий.

Теперь рассмотрим частный случай мотивации – учебная мотивация. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для этой деятельности факторов. Во-первых, — она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-третьих, субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, взаимодействие с другими учениками и т. д.); в-четвертых, — субъектными особенностями педагога и, прежде всего системой отношения его к ученику, к делу; в-пятых, спецификой учебного предмета.

Наблюдение за работой учителей показывает, что они далеко не всегда уделяют должное внимание мотивации учащихся. Многие учителя, часто сами того не осознавая, исходят из того, что раз ребенок пришел в школу, то он должен делать все то, что рекомендует учитель. Встречаются и такие учителя, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью учащихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны учителя или родителей, плохой оценки и т.д. Нередко, что в первый же день пребывания в школе ученик узнает, что теперь он не может вести себя так, как раньше: ему нельзя встать тогда когда ему хочется; нельзя повернуться к ученику, сидящему сзади; нельзя спросить, когда хочется это сделать, и т.д. В таких случаях у учеников постепенно формируется страх перед школой, страх перед учителем. Учебная деятельность радости не приносит. Это сигнал неблагополучия. Даже взрослый человек не может длительное время работать в таких условиях.

Чтобы понять другого человека, надо мысленно встать на его место. Вот и представьте себя на месте ученика, который должен каждый день, как правило, не выспавшись вставать и идти в школу. Он знает, что учительница снова скажет, что он глупый, несообразительный, поставит двойку. Отношение к нему передалось ученикам класса, поэтому многие из них относятся к нему плохо, стараются чем-нибудь ему досадить. Словом ученик знает, что ничего хорошего его в школе не ждет, но он все-таки идет в школу, идет в свой класс. Если аналогичная ситуация складывается у учителя, то он долго не выдерживает и меняет место работы.

Учитель должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Если это имеет место, то надо ли удивляться, что уже в начальной школе у некоторых детей уже в начальной школе развиваются неврозы.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

1.Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности (у таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования). Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.

2.Хорошая школьная мотивация. ( Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3.Положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

4.Низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе.

5.Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно — психические нарушения.

Причины спада школьной мотивации:

1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

2. Отношение ученика к учителю.

3. Отношение учителя к ученику.

4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания.

5. Личная значимость предмета.

6. Умственное развитие ученика. 7. Продуктивность учебной деятельности.

8. Непонимание цели учения.

9. Страх перед школой.

2. Развитие мотивов учения .

В психологии известно, что развитие мотивов учения идет двумя путями:

1. Через усвоение учащимися общественного смысла учения;

2. Через саму деятельность учения школьника, которая должна чем-то заинтересовать его.

На первом пути главная задача учителя состоит в том, чтобы, с одной стороны, донести до сознания ребенка те мотивы, которые общественно незначимы, но имеют достаточно высокий уровень действительности. Примером может служить желание получать хорошие оценки. Учащимся необходимо помочь осознать объективную связь оценки с уровнем знаний и умений. И, таким образом, постепенно подойти к мотивации, связанной с желанием иметь высокий уровень знаний и умений. Это, в свою очередь, должно осознаваться детьми как необходимое условие их успешной, полезной обществу деятельности. С другой стороны, необходимо повысить действенность мотивов, которые осознаются как важные, но реально на их поведение не влияют. В психологии известно достаточно много конкретных условий, вызывающих интерес школьника к учебной деятельности. Рассмотрим некоторые из них.

1. Способ раскрытия учебного материала. Обычно предмет предстает перед учеником как последовательность частных явлений. Каждое из известных явлений учитель объясняет, дает готовый способ действия с ним. Ребенку ничего не остается, как запомнить все это и действовать показанным способом. При таком раскрытии предмета есть большая опасность потери интереса к нему. Наоборот, когда изучение предмета идет через раскрытие ребенку сущности, лежащей в основе всех частных явлений, то, опираясь на эту сущность, ученик сам получает частные явления, учебная деятельность приобретает для него творческий характер, и тем самым вызывает у него интерес к изучению предмета.

При этом мотивировать положительное отношение к изучению данного предмета может как его содержание, так и метод работы с ним. В последнем случае имеет место мотивация процессом учения.

2. Организация работы над предметом малыми группами. Принцип набора учащихся при комплектовании малых групп имеет большое мотивационное значение. Если детей с нейтральной мотивацией к предмету объединить с детьми, которые не любят данный предмет, то после совместной работы первые существенно повышают свой интерес к этому предмету. Если же включить учеников с нейтральным отношением к данному предмету в группу любящих данный предмет, то отношение у первых не меняется.

3. Отношение между мотивом и целью. Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика. Для превращения цели в мотивы-цели большое значение имеет осознание учеником своих успехов, продвижение вперед.

4. Проблемность обучения. На каждом из этапов урока необходимо использовать проблемные мотивации, задания. Если учитель делает это, то обычно мотивации учащихся находятся на достаточно высоком уровне. Важно отметить, что по содержанию она является познавательной, т.е. внутренней.

Содержание обучения. Основа содержания обучения – базовые (инвариантные) знания. В обязательном порядке в содержание обучения входят обобщенные методы работы с этими базовыми знаниями. Процесс обучения такой, что ребенок усваивает знания через их применение, коллективные формы работы. Особенно важно сочетание сотрудничества с учителем, и с учащимся. Все вместе взятое и приводит к формированию у детей познавательной мотивации. Если же замечено снижение учебной мотивации, то необходимо установить причины снижения учебной мотивации. А после проводится коррекционная работа. Коррекционная работа должна быть направлена на ликвидацию причины, приведшей к низкому уровню мотивации.

Если это не умение учиться, то коррекция должна начинаться с выявления слабых звеньев. Поскольку в эти умения входят как общие, так и специфические знания умения, то необходимо проверить и те, и другие. Для ликвидации слабых звеньев необходимо провести их поэтапную разработку. При этом обучение должно быть индивидуальным, с включением учителя в процесс действий, заданий с занимательным сюжетом. В процессе учитель должен отмечать успехи школьника, показывать его продвижении вперед. Делать это надо очень осторожно. Если учитель похвалит ученика за решение простой задачи, которая никакого труда для него не составила, то это может обидеть его. Для ученика это выступит как низкая оценка учителя его возможностей. Наоборот если учитель отметит успехи при решении сложной задачи, — это вселит в него дух уверенности. Приобретение учеником необходимых средств учения позволит ему понять материал, успешно выполнить задание. Это приводит к удовлетворению от выполненной работы. У ученика появляется желание еще раз пережить успех на этом этапе работы. Важны для ученика нестандартные задания. Так, например, при коррекции математических умений можно предложить составить небольшой задачник. Ученик должен оформить обложку, написать свою фамилию как автора книги, а потом придумать задачи соответствующего вида. Учитель оказывает необходимую помощь. Задачи, составленные учеником, можно использовать при работе с классом. Как правило, такая работа учителя позволяет изменить отношение ученика к предмету, и к учению в целом. Разумеется, мотивация не всегда будет внутренней. Но положительное отношение к предмету обязательно появится.


Как заставить читать ребенка в 7 лет? Кнутом и пряником.

Или только кнутом. Остальные способы подходят, если вы хотите мотивировать ребенка, привить ему любовь к чтению. Ведь заставляют делать то, что делать заведомо неприятно.

Научить.

Учиться читать можно с первой учительницей, репетитором, родителями, бабушкой или дедушкой. Это время, в которое ребенок ощущает внимание взрослого к себе. Важно, чтобы этот процесс был постепенным и увлекательным, чтобы взрослые избегали выражений типа «учи, а то…».

Убрать конкурентов.

Безусловно, электронные гаджеты помогают социализироваться ребенку в мире технологий. Продукты, которыми дети пользуются, часто яркие и громкие. Это «сильный» источник информации и развлекает он быстрее, чем книга. Поэтому для того, чтобы ребенок обратился к книге, необходимо эти источники убрать. Например, до 5-6 лет они не нужны вообще, а в 7 лет первоклассник может играть максимум по 20 минут в день.

Чтение как обычное дело.

Подсмотрите за своей повседневной жизнью: принято ли читать в семье? В 7 лет дети перенимают поведение значимых взрослых. Если в семье жадно и с наслаждением читают, покупают новые книги, обсуждают литературу с тем, кто читает, то и дитя будет «истинным сыном семьи», его рука потянется к книжке.

«На самом интересном месте…»

Чтение вслух, разговоры — приятный и интимный ритуал общения между ребенком и взрослым. Первое время можно читать ребенку маленькие литературные вещицы. Особенно — сказки народов мира. А в 7 лет можно уже меняться ролями. Или дочитывать до середины новую историю, уходить ненадолго, оставляя ему книжку, чтобы жажда узнать развязку победила трудность разбирания букв.

Как заставить ребенка читать в 7 лет? Увлекая его в водоворот букв, историй и мыслей о персонажах. Увлекая его образами, использующими все каналы воображения — аудиальный, тактильный, зрительный etc.

Увлекательных вам историй!

Саранцева Анна Мария, психолог Центра тренинга и консуьтирования «12 коллегий».

Подробнее о занятиях в «Книжном клубе» можно прочитать здесь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *