ментальное расстройство — Викисловарь

Законодательство

Понятие ментальной инвалидности

Термин «ментальная инвалидность» не используется в российском законодательстве, нет такого отдельного понятия и в Конвенции. В принципе, в российском законодательстве люди, имеющие инвалидность, как правило, не разделяются на какие-либо группы. На практике эти группы условно обозначаются, когда нужно рассмотреть особые потребности какой-либо группы людей с каким-либо типом инвалидности. При использовании термина «ментальная инвалидность» в настоящем докладе имеются в виду психические или интеллектуальные расстройства. Данный термин, по мнению авторов доклада, является менее стигматизирующим, чем понятие «психическое заболевание». Наличие психического расстройства не во всех случаях влечет установление инвалидности по российскому законодательству. В случаях, когда расстройство незначительно и оснований для установления инвалидности нет, помощь такому человеку может быть ограничена исключительно психиатрическим лечением. В то же время с точки зрения Конвенции понятие инвалидности шире, и включает в себя не только тех людей, которым формально установлена инвалидность. Это имеет практическое значение при применении Конвенции, поскольку преодоление существующих в обществе барьеров, прежде всего отношенческих, зачастую требует принятия практических мер в созвучии с принципами Конвенции.

Например, человек, имеющий психическое расстройство (то есть устойчивое нарушение здоровья), которому тем не менее не установлена инвалидность, также вправе рассчитывать на принятие мер с целью улучшения доступности информации, если этого требует характер его заболевания.
В более серьезных случаях наличие психического расстройства может являться основанием для установления инвалидности, а также признания гражданина судом недееспособным, а это будет означать возникновение серьезных препятствий в использовании прав и свободном распоряжении ими. На практике и дееспособные граждане, имеющие психические расстройства, не всегда могут в полной мере реализовать свои права (например, право на труд или право на судебную защиту) по той причине, что существующие в обществе барьеры препятствуют этому. Люди, имеющие психические или интеллектуальные расстройства, чаще других подвергаются стигматизации и дискриминации.
Понятие «ментальная инвалидность» не всегда означает непосредственно «инвалидность» в том виде, как она определена в Федеральном законе «Об основах социальной защиты населения в Российской Федерации». Согласно ст. 9 этого закона, инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности — полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Классификации и критерии, используемые при осуществлении медикосоциальной экспертизы, утвержденные в 2014 году, к стойким нарушениям функций организма относят, в частности, нарушения психических функций сознания, ориентации, интеллекта, личностных особенностей, волевых и побудительных функций, внимания, памяти, психомоторных функций, эмоций, восприятия, мышления, познавательных функций высокого уровня, умственных функций речи, последовательных сложных движений.
Российские специалисты в области психиатрии используют в своей профессиональной деятельности термин «лица, страдающие психическими расстройствами», упоминаемый в Законе РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (далее — Закон о психиатрической помощи). Вид психического расстройства устанавливается в соответствии с разделом F Международной классификации болезней (МКБ-10). Согласно статье 10 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» диагноз психического расстройства устанавливается в соответствии с общепризнанными международными стандартами и не может основываться только на несогласии гражданина с принятыми в обществе моральными, культурными, политическими или религиозными ценностями либо на иных причинах, непосредственно не связанных с состоянием его психического здоровья.
В настоящем докладе термин «ментальная инвалидность» означает наличие у человека интеллектуальных нарушений и/или нарушений психического здоровья, в силу которых он сталкивается с различными барьерами (законодательными, отношенческими или иными), которые мешают его полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими и которые обуславливают необходимость применения мер защиты и дополнительных гарантий для преодоления таких барьеров. Это понятие используется для обозначения ситуаций, связанных с реализацией прав граждан, имеющих психические расстройства, нарушения интеллектуального развития и расстройства аутистического спектра, в том числе имеющих официально установленную инвалидность в связи с перечисленными особенностями, а также граждан, признанных недееспособными по решению суда. Термины «ментальная инвалидность», «психические расстройства» или «интеллектуальные нарушения» используются как равнозначные в данном докладе. При использовании любого из этих терминов имеется в виду та группа людей, которая в силу своих психических или интеллектуальных нарушений сталкивается с барьерами при реализации своих прав, что мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.
Наличие психического расстройства или нарушения интеллектуального развития само по себе не влечет признания лица инвалидом по российскому законодательству. Если расстройство не обладает признаками устойчивости и наличия ограничений определенной степени выраженности, лицо не может быть признано инвалидом и таким образом не подпадает под защиту законодательства о гражданах с инвалидностью. Однако психическое расстройство, несмотря на его незначительность и кратковременность, может вызывать нуждаемость в поддержке и защите для реализации гражданином своих прав и обязанностей. Такая поддержка гарантируется законодательством лишь в случае, когда гражданин признан инвалидом или недееспособным. В иных ситуациях защита не гарантирована законом. Основная причина в том, что российское законодательство содержит слишком узкое понимание инвалидности, связывая его с определенными ограничениями жизнедеятельности самого человека; таким образом, «невидимыми» для законодательства остаются барьеры, существующие в обществе.
В тексте данного доклада мы придерживаемся того понимания инвалидности, которое содержится в статье 1(2) Конвенции: к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. При использовании термина «люди с ментальной инвалидностью» имеются в виду те, кто независимо от факта признания их инвалидами нуждается в дополнительных гарантиях реализации своих прав в связи с имеющимися психическими или интеллектуальными нарушениями.

Психи́ческое расстро́йство (мента́льное расстро́йство, психи́ческое заболева́ние, душе́вная боле́знь; в некоторых авторитетных источниках, в частности в МКБ-10, утверждается, что это не вполне синонимы) — в широком смысле состояние психики, отличное от нормального, здорового. Есть более частное значение этого термина в таких областях, как юриспруденция, психиатрия и психология. Психические расстройства не следует принимать за проявление отрицательных сторон личности или черт характера.

Противоположностью психического расстройства является психическое здоровье. Люди, умеющие приспособиться к условиям жизни и разрешать жизненные проблемы, обычно оцениваются как психически здоровые. Если же эти способности ограничены и человек не справляется с повседневными задачами в личной, семейной жизни или на работе, когда он не в состоянии достичь личных целей, то может идти речь о той или иной степени психического расстройства.

Психическое заболевание влечёт изменения и нарушения в сфере чувств, мышления, поведения, и наряду с этим, по некоторым утверждениям, почти всегда происходят изменения соматических функций организма. Создание успешных психологических и медикаментозных методов лечения возможно при сотрудничестве медицины и психологии и рассмотрении психических расстройств с различных точек зрения.

По данным ВОЗ, каждый четвёртый-пятый человек в мире имеет психическое или поведенческое расстройство. Причины многих психических расстройств до конца не ясны. Имеется ряд признаков и симптомов, при появлении которых специалисты рекомендуют обращаться за профессиональной помощью.

Отождествление понятий «психическое расстройство» и «психическое заболевание» подвергается критике, так как в психиатрии применение основных критериев заболевания (биологического — наличие телесной патологии, медицинского — качество жизни и угроза жизни, социального — нарушение социального функционирования человека) затруднено.

Зачастую лишь предполагается, что в основе тех или иных психических расстройств лежат нарушения телесного функционирования. В связи с этим в Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) вместо терминов «психическое заболевание», «психическая болезнь» употребляется термин «психическое расстройство».

Иногда подчёркивается, что понятие «psychiatric disorders» («психиатрические расстройства», «психические расстройства», «расстройства, лечением которых занимаются психиатры») носит условный, конвенциональный, немедицинский характер, и что отнесение некоторых «психиатрических расстройств» к области патологии в значительной мере условно: так, реакции, считающиеся патологичными в обыденной жизни, могут оказаться спасительными в экстремальных ситуациях.

Термины «душевная болезнь» и «душевнобольной» были подвергнуты критике Европейским судом по правам человека. Так, в параграфе 26 Постановления по жалобе № 58973/00 от 28 октября 2003 года Европейского суда по делу «Тамара Ракевич против Российской Федерации» судебная коллегия из семи международных судей, в составе которой находился и судья Европейского суда от России Анатолий Ковлер, указала, что «термин „душевнобольной“ не поддаётся точному определению, поскольку психиатрия является развивающейся областью как с точки зрения медицины, так и с точки зрения социальных подходов». Данное установление суда впоследствии нашло отображение в обзорах судебных практик российских судов.

Классификация психических расстройств

Классификация психических расстройств является сложным и важным вопросом. К основным принципам классификации психических расстройств относятся:

  • синдромологический принцип, основанный на концепции «единого психоза»,
  • нозологический принцип, на основании которого болезни делятся по общности этиологии, патогенеза и схожести клинической картины,
  • прагматический (статистический) принцип, ставший актуальным в связи с развитием национальных и международных здравоохранительных организаций.

Классификация по Международному классификатору болезней

Психические расстройства и расстройства поведения описываются в разделе V Международного классификатора болезней 10-го пересмотра, разработанного Всемирной организацией здравоохранения (в России эта классификация принята с 1997 года):

  • 1.1 F00-F09 — Органические, включая симптоматические психические расстройства
  • 1.2 F10-F19 — Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ
  • 1.3 F20-F29 — Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
  • 1.4 F30-F39 — Расстройства настроения (аффективные расстройства)
  • 1.5 F40-F48 — Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства
  • 1.6 F50-F59 — Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами
  • 1.7 F60-F69 — Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
  • 1.8 F70-F79 — Умственная отсталость
  • 1.9 F80-F89 — Расстройства психологического развития
  • 1.10 F90-F98 — Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
  • 1.11 F99 — Психическое расстройство без дополнительных уточнений

При разработке данной классификации использовалась другая известная система, подготовленная Американской психиатрической ассоциацией, — «Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам», задающее стандартные критерии для диагностики.

Представления о том, что является, а что не является психическим расстройством, меняются вместе с развитием науки.

Например, социофобия ещё пару десятилетий назад не считалась психическим расстройством, а люди, страдавшие этим недугом, считались просто особо застенчивыми. И наоборот, гомосексуальность несколько десятилетий назад считалась психическим расстройством, требующим лечения, а согласно современному МКБ-10 сама по себе сексуальная ориентация как расстройство не рассматривается: только психологические проблемы, которые могут возникнуть в связи с ней, классифицируются как болезни.

Другие классификации психических расстройств

По этиологическому принципу психические расстройства могут быть разделены на два вида:

  1. Экзогенные виды психических расстройств. Причинные факторы направлены извне, например: алкоголь, промышленные яды, наркотические вещества, токсические вещества, радиация, вирусы, микробы, черепно-мозговые травмы, психо-травмы.
    Подвидом экзогенных расстройств являются психогенные заболевания, возникающие в связи с «эмоциональным стрессом, семейными и социальными проблемами».
  2. Эндогенные виды психических расстройств. Причинные факторы — внутренние. Пример: хромосомные аберрации (нарушения), генные заболевания, заболевания с наследственным предрасположением (возникают из-за травмированного гена и могут передаваться через несколько поколений).

По тяжести и характеру нарушений психические расстройства могут варьироваться от «лёгких расстройств» до «представляющих угрозу жизни».

Различия в значении термина в зависимости от контекста

В юриспруденции

В юриспруденции психическое расстройство определяется как более точный термин, введённый в УК РФ вместо устаревшего понятия душевная болезнь; включает временное психическое расстройство, хроническое психическое расстройство (заболевание), слабоумие, а также иные болезненные состояния (ст. 21 УК РФ). Наличие психического расстройства является медицинским критерием, который наряду с юридическим (невозможность осознавать значение своих действий или руководить ими) определяет состояние невменяемости у лица.

Под хроническим психическим расстройством юриспруденция понимает длительно протекающее расстройство психики, способное, однако, протекать и приступообразно (то есть с улучшением или ухудшением психического состояния), но оставлять после себя стойкий психический дефект. К таким психическим заболеваниям относят: шизофрению, эпилепсию, прогрессивный паралич, паранойю, маниакально-депрессивный психоз и другие болезни психики.

Под временным психическим расстройством юриспруденция понимает психические заболевания, продолжающиеся относительно недолго и заканчивающиеся выздоровлением. Сюда относятся: патологическое опьянение (белая горячка), реактивные симптоматические состояния, то есть расстройства психики, вызванные тяжкими душевными потрясениями и переживаниями.

В психиатрии и психопатологии

В психиатрии и психопатологии отталкиваются от МКБ-10, и понимают под термином перечисленную в нём клинически определённую группу симптомов или поведенческих признаков, обычно причиняющих страдание и препятствующих функционированию личности.

Можно выделить: органические психические расстройства (то есть обусловленные органическими нарушениями), расстройства личности, расстройства поведения, эмоциональные (аффективные) расстройства, расстройства, связанные (вызванные) применением психоактивных веществ, посттравматическое стрессовое расстройство и другие. Часть этих групп могут пересекаться.

В клинической психологии и патопсихологии

В патопсихологии (разделе клинической психологии) при систематизации психических расстройств — в первую очередь, учитывают то, как нарушено протекание (структура) самих психических процессов, определённых компонентов мозговой деятельности, её звеньев и факторов, выпадение которых является причиной формирования наблюдаемой в клинике симптоматики.

Основным методом дифференциальной диагностики в патопсихологии выступает патопсихологический эксперимент, в диагностических заключениях которого патопсихолог может оперировать набором патопсихологических регистр-синдромов.

В психологии

Психология в целом использует этот термин для описания любого состояния психики, отличного от здорового. Соответственно критериями наличия психического расстройства в таком, широком смысле, являются критерии, обратные критериям психического здоровья, то есть любые из следующих:

  • нарушение чувства непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
  • отсутствие чувства постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
  • некритичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и её результатам;
  • несоответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте воздействий среды, социальным обстоятельствам и ситуациям;
  • неспособность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
  • неспособность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
  • неспособность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Симптомы, диагностика

Основными признаками психического или поведенческого расстройства специалисты ВОЗ называют «нарушения мышления, настроения или поведения, которые выходят за рамки существующих культурных убеждений и норм», то есть — психологический дискомфорт, отклонение от обычной способности выполнения работы или обучения, «повышение риска смерти, страдания или нарушения деятельности».

У пациентов с психическими расстройствами могут наблюдаться различные физические, эмоциональные, когнитивные, поведенческие и перцептивные симптомы. Например:

  • в плане эмоций человек может особенно сильно и несоразмерно произошедшим событиям чувствовать себя несчастным/«сверхсчастливым» или наоборот не иметь никаких адекватных чувств,
  • в мышлении при психическом расстройстве могут нарушаться логические взаимосвязи мыслей, проявляться крайне положительные или безмерно отрицательные суждения о других и о самом себе, может утрачиваться способность критической оценки,
  • в поведении человека симптомы психических расстройств выражаются в виде отклонений от принятых в обществе форм поведения (сексуальные перверсии, совершение бессмысленных движений, навязчивых действий и т. д.).

При диагностике в первую очередь проверяется наличие/отсутствие у пациента соматического заболевания. Такие косвенные признаки как отсутствие патологии внутренних органов или отличие клиники болезни от проявления соматических заболеваний говорят о возможном наличии у пациента психического расстройства.

Для скрининга и предварительной диагностики различных психических расстройств применяются специальные диагностические тесты.

Применение термина психическое расстройство не должно быть излишне расширительным. Согласно МКБ-10, «изолированные социальные отклонения или конфликты без личностной дисфункции не должны включаться в группу психических расстройств».

Наблюдение пациентов

Лица, страдающие психическими расстройствами и расстройствами поведения, наблюдаются в психоневрологических диспансерах.

Причины

Причины многих психических расстройств до конца не ясны. Специалисты говорят о влиянии совокупности биологических, психологических и социальных факторов (от наследственности до стрессовых событий) на возникновение психических заболеваний.

Устойчивость к психическим расстройствам зависит от физических особенностей индивидуума и его общего психического развития. Разные люди по-разному реагируют на душевные страдания и проблемы: в то время как одни легко восстанавливаются после неудач, у других нарастают психологические нарушения.

Лечение

Лечение психических расстройств осуществляется психотерапевтическими или медикаментозными и иными соматическими методами.

Психотерапия включает различные психологические методы, помогающие как при психических, так и физических проблемах, например, проведением бесед или выполнением упражнений. Основными целями при использовании психотерапии является смягчение страданий, испытываемых человеком в виде страхов, депрессии, навязчивых мыслей, сексуальных проблем и т. д., и помощь в избавлении от неблагоприятных черт характера и моделей поведения.

Психотерапия может проводиться как индивидуально, так и группами, семьями, и включает следующие основные методы:

  • поддерживающая психотерапия (беседы);
  • глубинно-психологическая терапия;
  • поведенческая психотерапия.

Соматическое лечение, в особенности использование лекарств, используется психиатрами для влияния на самочувствие и поведение людей, имеющих психические расстройства, для смягчения их страданий.

Использование препаратов началось после того, как два французских психиатра в начале 50-х годов 20 века применили хлорпромазин для лечения психически больных. После этого стали появляться различные антипсихотические препараты, расширив тем самым терапевтический арсенал.

Соматические формы лечения применяются для большинства сложных психических расстройств, хотя механизм их действия до конца не ясен. Кроме этого зачастую применение медикаментов даёт лишь удаление симптомов психической болезни, но не её причины, поэтому, например, тяжёлые психотические симптомы могут возвращаться после прекращения приёма лекарств.

Психические расстройства, даже в тяжёлой форме, в принципе, могут быть излечимы. Нередко трудность состоит в том, что люди склонны отрицать наличие психического заболевания из-за страха перед ним или в силу существующего в обществе непонимания сути болезни.

Эпидемиология

По данным Всемирной организации здравоохранения каждый четвёртый-пятый человек в мире страдает тем или иным психическим или поведенческим расстройством. По разным данным, 10–50 % пациентов терапевтов имеют психические расстройства, и называется следующая распространённость заболеваний среди всего населения:

  • депрессия — 9–20 %
  • рекуррентное депрессивное расстройство — 5–11 %
  • расстройство адаптации — 0,5–2,5 %
  • дистимия — 2–6 %
  • тревожное расстройство — 5–10 %
  • паническое расстройство — 1,5–4 %
  • соматоформные расстройства — 1–4 %
  • зависимость от алкоголя — 7–8 %

Проявления психических расстройств носят отпечаток той социально-культурной среды, в которой воспитывался человек. Поэтому одно и то же психическое расстройство в различных обществах и культурах может проявляться по-разному. В культурных и социальных слоях, где психические расстройства не находят понимания и поддержки со стороны окружающих, увеличивается соматизация этих расстройств или их соматическая направленность. Например, в Китае большая депрессия чаще соматизирована (больные предъявляют жалобы на расстройство внутренних органов), а в Америке и Европе характеризуется чаще как апатия, потеря энергии и эмоций.

Часто встречающиеся формы

Психические расстройства, связанные со страхом, — одна из наиболее распространённых форм психических болезней, которую переносит одна пятая всех людей в течение жизни. К таким расстройствам относятся генерализованный страх, панические расстройства, различные фобии, навязчивости, стрессовые расстройства. Страх — это не всегда проявление болезни, а в большинстве случаев — нормальная реакция на опасность, но нередко страх может стать симптомом, говорящем о наличии, например, аффективных или сексуальных расстройств.

7 % женщин и 3 % мужчин всех возрастов ежегодно ставится диагноз депрессия, которая у большинства людей случается лишь один раз в жизни, крайне редко переходя в хроническое расстройство. Депрессия поддаётся излечению, хотя нередко является одним из наиболее сложных психических заболеваний.

Среди других распространённых психических расстройств у взрослых называются:

  • зависимость от алкоголя и психоактивных веществ,
  • нарушения приёма пищи: анорексия, булимия, ожирение,
  • сексуальные проблемы,
  • расстройство сна: инсомния, гиперсомния,
  • личностные расстройства,
  • шизофрения,
  • болезнь Альцгеймера.

Большая часть психических расстройств у взрослых возникает ещё в детском возрасте. По различным оценкам от 12 до 20 процентов всех детей (до 18 лет) имеют психические расстройства. Основные трудности, с которыми сталкиваются дети, разделяются на три основные категории:

  • расстройства развития — дети отстают от своих сверстников в развитии различных навыков, испытывая в связи с этим эмоциональные и поведенческие трудности,
  • эмоциональные расстройства, связанные с аффектами и сильно травмированными чувствами,
  • экспансивные расстройства поведения, выражающиеся в отклонении поведения ребёнка от социальных норм или в проявлении гиперактивности.

Использование ментального потенциала для лечения болезней

Как говорили мудрецы древности: «Ясный ум — лучшая защита против всех болезней». Бредовые идеи и психологическая деформация современного европейского общества не оставляют обычному человеку практически никаких шансов сохранить свое здоровье Утверждение, что источником болезней являются болезнетворные микробы и вирусы, по своей неадекватности не уступает утверждениям средневековых алхимиков. Практически с тем же успехом мы можем объявить, что источником всех болезней является повышенная температура тела. Да, от повышенной температуры так же, как и от воздействия болезнетворных микробов, человек может умереть. Однако и повышенная температура, и воздействие микробов и вирусов — все это только следствия. Казалось бы, после открытий Селье, Казначеева и многих других всемирно признанных ученых, после открытия для европейцев восточной медицины, йоги, ци-гун, айюрведы все должно измениться. Однако современная европейская цивилизация обладает удивительным иммунитетом к здравому смыслу. Могут ли оставаться здоровыми люди, убежденные, что крепость их здоровья прямо пропорциональна стоимости их питания, количеству зарабатываемых денег и их социальному статусу? Долго ли продержится человек, пилящий сук, на котором сидит?

Человек с деформированным сознанием не в состоянии понять причины своих болезней и сознательно развивать силы своего организма. Какое же сознание следует считать естественным, а какое деформированным? Каковы критерии правильного и неправильного мышления? Дело в том, что человек стал существом «мыслящим», а точнее говоря, восприимчивым к ментальным процессам, вовсе не потому, что ему приказало начальство или это стало модным. Человек начал пользоваться мыслями в силу определенных законов природы, будучи частью одного из ее эволюционных процессов. И ментальный потенциал каждого человека, правильность его мышления и сознания определяется соответствием этому процессу.

Соединение психики человека с ментальными процессами означало переход от конкретных представлений, привязанных к предметам окружающей среды, к комплексам представлений и информационным процессам, охватывающим гораздо более широкие горизонты различных реальностей, В результате возникла иллюзия особого человеческого мышления и иллюзия независимости человека от природы, от мироздания,

На самом деле в ментальном пространстве так же, как и в географическом пространстве, существуют свои области и регионы. И так же, как развитие и жизнедеятельность организма зависят от географической среды обитания, так и развитие и функционирование мышления и сознания зависит от ментальной среды обитания, К числу различных областей ментального пространства могут быть, отнесены, например, различные национальные культуры. Так, например, если мировосприятие и представления человека сформировались в рамках какой-нибудь восточной культуры, а мыслить он пытается современными европейскими категориями, то его сознание и мышление будут отрываться от своей естественной психоэпергетической основы.

Здесь могут возразить, что есть общие закономерности мышления, что таблица умножения одинакова для всех культур. Однако, даже у собаки можно выработать систему условных рефлексов, соответствующую отношениям таблицы умножения, и научить ее адекватно реагировать, но это еще не значит, что собака становится разумным существом. Разум потому является разумом, что в основе своей имеет определенное мировосприятие, определенную культуру, определенные энергоинформационные процессы.

Будучи оторванным от этих процессов, он разрушается.

Обладая социальным восприятием, люди могут отличить негра от азиата или европейца, осознают свою расовую и национальную принадлежность и связанные с ней особенности. Они видят, чем их тело отличается от тел других людей и вместе с тем видят то общее, что делает их частью человеческого рода.

Иначе обстоит дело с мышлением. Люди не осознают ни отличий своего мышления, ни того общего, что делает их внутреннее «Я» частью единого энергоинформационного потока. Подавляющее большинство людей не в состоянии воспринимать процессы мышления, у них не сформировано ментальное восприятие. Поэтому они не осознают, что европейская цивилизация — это грандиозное крушение разума, ментальных традиций, созданных древними культурами. По существу, это свалка ментальных отходов и обломков, где полностью потерян смысл жизни, где главной целью существования для большинства людей является получение должностей и денежных знаков. Трудно представить себе более нелепую цивилизацию.

Наиболее глубокие и разрушительные деформации сознания мы будем называть социальными иллюзиями. Помимо социальных иллюзий, нарушающих ориентацию человека в ментальном пространстве, имеются иллюзии, непосредственно разрушающие его здоровье.

Наиболее патогенной иллюзией, которую можно назвать ментальным источником всех человеческих болезней, является иллюзия независимого существования человеческого организма. Наличие этой иллюзии объясняет, почему мы в упор не видим и не хотим видеть открытий академиков Вернадского, Казначеева, Годика и Гуляева, а также многих других исследователей, изучающих энергоинформационные процессы. Эти открытия показывают, что человеческий организм является, как и все живые организмы, частью, органом единого живого организма планеты — биосферы. Однако вместо кровеносных сосудов и нервных волокон между всеми живыми организмами планеты существуют другие, более тесные связи через энергоинформационные процессы. И если от болезни, передаваемой через кровь, чаше всего можно вылечиться, то от болезни, передаваемой энергетически, вылечиться гораздо труднее.

Иллюзия независимости жизнедеятельности организма порождает ряд других фундаментальных иллюзий и деформаций сознания. Например, в европейской цивилизации считается возможным, а в некоторых случаях целесообразным, убийство и нанесение вреда другим живым существам и даже людям. Это все равно, как если бы одна рука человека хотела бы отрубить другую руку, чтобы оставшейся доставалось больше питательных веществ от организма. Организм, органы которого сражаются друг с другом, вряд ли можно считать нормальным. Что же в таком случае можно сказать о людях европейской цивилизации? Именно здесь рождается пренебрежение и даже враждебность европейского человека к своему собственному телу, собственному здоровью и собственному внутреннему «Я».

Испорченное мышление отдает команду подсознанию и телу, команду уничтожить какое-нибудь живое существо. Однако подсознание и тело «видят», что вес живые существа — это части одного тела природы. С точки зрения подсознания и тела уничтожение других существ — это уничтожение самого себя. Поэтому человек, убивающий другие существа, программирует на самоубийство свое собственное подсознание и тело. Отсюда становятся понятными так называемые «непроизвольные» самоубийства. Многие люди, находясь в высоких местах, испытывают непонятную тягу к пропасти, странное желание прыгнуть вниз. У многих возникают вроде бы ничем не обусловленные мысли броситься под проходящий поезд или автомобиль. Многие «несчастные случаи» при соответствующем изучении могли бы быть объяснены внутренней подсознательной запрограммированностью на самоубийство, и технический прогресс — это ничто иное, как реализация данной программы.

Можно ли после этого удивляться пренебрежению европейцев к своему здоровью, распространенности таких вредных привычек, как курение, алкоголизм, наркомания? Можно ли удивляться тому, что миллионы людей страдают простудными заболеваниями, а некоторые даже ухитряются от них умирать, хотя профилактика и снятие этих болезней осуществляются элементарнейшими методами, доступными любому человеку? То же самое можно сказать и про большинство других болезней, и про общий уровень здоровья в европейской цивилизации.

Поэтому главной предпосылкой здоровья в условиях европейской цивилизации является преодоление иллюзии независимости организма. Как не может существовать лист, оторванный от дерева, так не может быть здоровым человек, теряющий свой энергетический контакт с природой. Чтобы создать правильное представление о своем организме, можно использовать упражнение, основанное на древнем учении о космической функции живых существ на Земле. Согласно этому учению, природа создала на Земле живые существа, чтобы через них Земля могла осуществлять энергетический обмен с Космосом,

Упражнение называется «Соединение с природой». Вначале необходимо принять медитативную позу и в течение нескольких минут сосредоточиваться на дыхании. Когда концентрация станет глубокой, сосредоточивайтесь на том, что ваше дыхание является продолжением дыхания всех ваших предков, как человеческого рода, так и более древних, вплоть до простейших существ, Оно передано вам, как огонь от одного факела к другому. На третьем этапе осознавайте, что ваше дыхание стало возможным только потому, что вместе с вами дышат бесчисленные растения, наполняющие атмосферу кислородом, а также бесчисленное множество других существ, обеспечивающих жизнь вашему роду и непосредственно вашему организму. Почувствуйте, как ваше дыхание связано с дыханием всех живых существ планеты. И наконец на последнем этапе почувствуйте, как через ваше дыхание соединяются Земля и Космос. Во время вдоха силы Космоса опускаются через ваше тело к Земле, а во время выдоха силы земли поднимаются через ваше тело к космосу. Почувствуйте, что вся ваша жизнь — это дыхание Природы. Ориентировочное время выполнения — 10—15 минут для каждого этапа. Серьезная практика этого упражнения становится фундаментом для сознательного развития сил организма и использования различных методов профилактики и снятия болезней. Кроме того, правильное использование силы представлений дает возможность, с одной стороны, избегать многих неприятностей, несчастных случаев и травм и, с другой стороны, эффективно преодолевать их последствия. Так, Д. Г. Скотт в своей книге «Сила ума»* приводит пример, когда одна из ее учениц, готовясь к переезду на новую квартиру, упала и сильно ударилась головой об угол стереоколонки. Травма была очень серьезная, и многие бы растерялись на ее месте, но потерпевшая прошла курс ментальной тренировки и умела управлять своим состоянием и своими представлениями, «…она спокойно легла, прижала к ране носовой платок и сосредоточилась на том, чтобы остановить кровотечение. Она представляла, как сосуды у нее в голове сжимаются, и движение крови замедляется, и через несколько минут кровотечение прекратилось.

Затем, по-прежнему оставаясь спокойной, расслабленной и не ощущая боли, она пролежала около 15 минут, чтобы справиться с первоначальным шоком, от которого у нее кружилась голова, и она сконцентрировалась на том. чтобы отогнать это чувство. Как только оно прошло, Джуди спокойно позвонила в отделение помощи при несчастных случаях в больнице, ее отвезли туда, и когда врачи накладывали 11 шов, чтобы зашить большую рану у нее на лбу, она представляла, что она улетает из тела и наблюдает за этим процессом сверху. В это время она продолжала думать о своей цели — вернуться домой и как можно скорее приняться за работу. В результате процедура прошла очень быстро. Она практически не испытывала боли, и примерно через четыре часа после инцидента она вновь принялась за работу». Для сравнения можно привести известный пример из жизни Эрнеста Хэмингуэя: когда ему на голову упала оконная рама, он оказался выведенным из рабочего состояния более чем на полгода. Та же Д. Г. Скотт приводит пример, когда одна учительница, поскользнувшись в своей спальне, сломала бедро, несколько недель пролежала в гипсе и, в конце концов, еще два года после этого постоянно ложилась в больницу, потому что ее негативный настрой вызывал различные страхи. Эти страхи приводили к тому, что она представляла себя инвалидом, и это наводило ее на мысль о самоубийстве, вместо того, чтобы концентрироваться на быстром выздоровлении.

Иллюзия независимости организма порождает ряд вредных привычек и установок, неминуемо ведущих к ослаблению и разрушению организма, к появлению все более тяжелых расстройств и заболеваний, В своей совокупности вытекающие из иллюзии независимости тенденции, установки и привычки образуют в глубинах подсознания стремление к саморазрушению, к самоубийству и связанные с этим стремлением болезненные желания. Наличие таких желаний заставляет человека заблуждаться и обманывать самого себя. Почти все мировоззренческие и философские системы европейской цивилизации, начиная с религиозных аскетических систем и заканчивая эпикурейством, являются попытками рационального обоснования этих болезненных и противоестественных привычек и желаний.

Поэтому нередко бывает так, что на словах и в осознаваемых мыслях человек вроде хочет избавиться от вредных привычек, а на более глубоких уровнях «Я» все его существо стремится к этим привычкам. При этом любая работа по преодолению этих привычек заранее обречена на провал.

С другой стороны, не следует забывать, что Деформациям и иллюзиям подвержены только те уровни «Я», которые доступны влиянию цивилизации. Поэтому во время тяжелых физических, нервных и психических болезней разрушаются именно эти «цивилизованные уровни». В результате те системы организма и психики, которые сохранили свою связь с Природой и остались естественными, очищаются от гнета деформаций и загрязнений и получают возможность полного и свободного развития. Отсюда нередки случаи, когда после тяжелых болезней или душевных переживаний сознание человека очищается, он возвращается к естественному мировосприятию и происходит подъем его духовных и физических сил.

Однако во многих случаях загрязнение психики и деформации энергетических полей человека заходят так далеко, что для очищения требуется полная физическая смерть организма. Поскольку методы работы за пределами физической жизни нам неизвестны и недоступны, представляется нецелесообразным ждать, когда болезни и несчастья сами очистят нашу психику. Следует использовать те здоровые желания, которые у нас еще остались, и, опираясь на них, проводить работу по сознательному преодолению вредных привычек и восстановлению всех сфер своего внутреннего «Я».

Можно выделить следующие этапы преодоления вредных привычек и восстановления энергетических потенциалов. Во-первых, это формальное согласие с необходимостью избавления от тех или иных вредных привычек (не стоит браться сразу за все, лучшее преодолевать их по одной). Если человек не хочет ничего менять в себе даже на словах, то ни о какой внутренней работе не может быть и речи. Например, если пьяница не только хочет пить, по и считает это разумным и необходимым, то вряд ли он станет интересоваться психоэнергетикой мышления или здоровым образом жизни.

Когда на уровне рационального мышления необходимые предпосылки сложились, то можно переходить к второму этапу — анализу своих подлинных желаний и намерений на уровне подсознания. Для этого следует, используя метод ментальной локации, посмотреть, насколько желания соответствуют мыслям, и от каких вредных привычек наше внутреннее «Я» стремится избавиться в первую очередь. Позитивные желания — это энергетическая основа работы по самосовершенствованию.

Мы должны находить их в глубинах нашего «Я» и открывать им путь в нашу жизнь, развивать и использовать скрытые в них силы и возможности.

Если в вас созрело сознательное и искреннее намерение избавиться от какой-либо вредной привычки, то целесообразно начать с практики следующего контрольного упражнения, которое одновременно является переходом к третьему этапу. Это упражнение мы называем «Корень болезней». Все болезни, которыми болеет человек, имеют свои корни в привычках человека. Нет такой болезни, которая бы не была следствием той или другой вредной привычки. Многие не согласятся, так как осознать эту связь достаточно сложно. На этом и построено упражнение «Корень болезней».

Для его выполнения нужно принять медитативную позу и в течение нескольких минут сосредоточиваться на всех сферах своего «Я»: теле, эмоциях, мыслях и своем месте в окружающем мире. Достигнув глубокого сосредоточения, следует сконцентрировать свое внимание на негативных сторонах преодолеваемой привычки, на вопросе: «Что плохого приносит эта привычка моему организму и моей психике?».

Мысленно задавая себе этот вопрос, все глубже сосредоточиваясь на нем, наблюдаем, какие ассоциации, какие мысли и ответы возникают в нашем сознании. Затем переходим ко второй половине упражнения: развиваем представление об освобождении от этой привычки и сосредоточиваемся на тех успехах, которые в результате будут достигнуты. Заканчиваем упражнение полным расслаблением. Ориентировочная продолжительность упражнения — два часа.

Еще раз следует подчеркнуть, что в основе любой болезни лежит соответствующая привычка. Без преодоления привычки лечение самой болезни может дать лишь временный результат. Как часто, например, врачи сталкиваются с проблемой, что человек, страдающий язвой желудка, вновь и вновь нарушает режим питания и вновь и вновь попадает после этого к больницу. Аналогичны истории и других заболеваний.

Но коль скоро мы не успели избавиться от какой-либо вредной привычки и дело дошло до заболевания, то оказываются необходимыми другие меры. В частности, для лечения болезней трудно переоценить эффективность описанного в предыдущей главе метода ментальной коррекции событий. Однако для получения с помощью этого метода радикальных результатов необходим высокий уровень подготовки и работа, как минимум, на уровне визуализации. С другой стороны, выздоровление может быть достигнуто только в том случае, если человек правильно использует хотя бы те представления, которыми он располагает. Если в сознании будут преобладать негативные представления, если, заболев, человек будет психологически настроен на ухудшение своего состояния, медицина может оказаться бессильной. Поэтому развитие и активизация положительных представлений является необходимым условием выздоровления.

Одним из самых неприятных проявлений болезней и других нарушений здоровья являются болевые ощущения. Здесь следует иметь в виду, что чувствительность к боли также зависит от состояния сознания человека. Хотя мы привыкли считать, что боль возникает в пораженной части тела, на самом деле боль возникает в сознании. Человек, потерявший сознание, не ощущает никакой боли. Именно сознание соотносит боль с тем или иным участком тела. Интересным явлением с этой точки зрения являются так называемые фантомные боли, когда, например, у человека с ампутированной ногой начинает вдруг болеть голеностопный сустав этой несуществующей ноги. То есть, несмотря на ампутацию, в сознании и Б подсознании остается ментальный образ этой ноги, который продолжает свое ментальное функционирование и порождает различные ощущения.

По существу боль — это комплекс физических и психических напряжений. Поэтому универсальным средством от боли является полное расслабление всего тела и, в особенности, того участка, с которым ассоциируется боль. Однако большинство людей не обладает навыками полного расслабления. Поэтому здесь мы дадим более доступную и хитрую технику снятия болевых ощущений.

Эта техника называется «Исчезновение боли». Исходное положение — лежа, для того, чтобы максимально снять с тела все напряжения. Затем сосредотачиваемся на «том участке тела, где ощущается боль. Стараемся как можно точнее определить точку, Е которой возникает боль. Стараемся выделить точку диаметром в один миллиметр и почувствовать, есть ли в этой точке боль. Если мы достаточно глубоко сосредоточимся на этой точке, то почувствуем, что в ней боли кет. Еще легче почувствовать отсутствие боли, если еще больше сузить точку сосредоточения: до 0,5 мм, до 0,2 мм и т.д., насколько возможно. Затем таким же образом мы сосредоточиваемся последовательно на всех близлежащих точках той части тела, где ощущается боль. И в каждой точке мы обнаруживаем отсутствие боли. Прозондировав таким образом все больное место, мы постепенно теряем ощущение боли. Боль исчезает.

Эта техника хороша для болей, связанных с внутренними болезнями и воспалительными процессами. для хронических головных и зубных болей. В случае физических травм, когда болевые ощущения жестко связаны с конкретными участками тела, следует использовать другой вариант этой техники. Необходимо сосредоточиться на характере болевого ощущения и попытаться определить его остроту, попытаться почувствовать, в чем эта острота заключается. Если мы глубоко на этом сосредоточимся, то увидим, что острота ускользает от нашего внимания, мы перестаем ее ощущать. Затем, таким же образом, снимем ощущение резкости, распространенности, тягучести и наконец интенсивности боли. И в заключение, можно сосредоточиться на том, чем боль привлекает к себе наше внимание. В результате ощущение боли может быть полностью снято.

Вся хитрость здесь заключается в том, что любая боль — это не сами ощущения, а их особое переживание, особое состояние сознания, связанное с этими ощущениями. То есть, по существу, любая боль фантомна, иллюзорна. Наше тело не знает боли. Наше тело знает только ощущения. Боль — это состояние сознания, которое мы рефлекторно связываем с той или иной частью тела.

Техника «Исчезновение боли» позволяет разрушить эту иллюзорную связь и спять то напряжение с сознания, то иллюзорное представление, которое мы называем болью. Единственная трудность, с которой здесь можно столкнуться, это неспособность человека к сколько-нибудь глубокому сосредоточению. Но, как уже было сказано выше, если человек сам стремится к болезням и страданиям и развивает в себе негативные привычки и установки, то никакие средства и методы здесь не помогут. Для каждого типа болевых ощущений того или иного рода в определенных частях тела могут быть рекомендованы конкретные системы представлений. Так, Д. Г. Скотт рекомендует следующую технику от головной боли: «Вначале сконцентрируйте внимание па головной боли. Заметьте, где она сосредоточена, и представьте себе ее «форму». Теперь проецируйте перед собой эту форму. Продолжайте держать ее перед собой. При этом представляйте лазерный луч света, выходящий из вашей головы и направленный на вашу головную боль. По мере того, как в нее направляется луч света, головная боль начинает дробиться и растворяться. По мере того, как она растворяется, продолжайте фокусировать свет на вашей головной боли. Потом, когда она прошла или утихла, выключите лазер и откройте глаза»

Разделы:Скорочтение — как читать быстрее | Java тренинги — работа на мобильном | Тест скорочтения — проверить скорость | Проговаривание слов и увеличение скорости чтения | Угол зрения — возможность научиться читать зиг-загом | Концентрация внимания — отключение посторонних шумов Медикаментозные усилители — как повысить концентрирующую способность мозга | Запоминание — Как читать, запоминать и не забывать | Курс скорочтения — для самых занятых | Статьи | Книги и программы для скачивания | Иностранный язык | Развитие памяти | Набор текстов десятью пальцами | Медикаментозное улучшение мозгов | Обратная связь

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *