Английские писатели и их произведения на английском, литература англии

Lib.ru: "Классика": Рейтинг по принадлежности. Английская литература

При финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Помощь]


[Авторы] [Жанры] [Формы] [Принадлежность]  

Алкок Дебора «Избранные сочинения»(515k,1)
Аллен Грант «Избранные сочинения»(69k,2)
Английская_литература «Сводный раздел»(4425k,22)
Арнольд Мэтью «Избранные сочинения»(42k,1)
Арнольд Эдвин «Избранные сочинения»(541k,4)
Баден-Пауэлл Роберт «Литература для детей»(644k,1)
Байрон Джордж Гордон «Собрание сочинений»(29962k,172)
Баллантайн Роберт «Избранные сочинения»(171k,1)
Барлоу Джордж «Избранные сочинения»(28k,1)
Безант Анни «Избранные сочинения»(465k,1)
Безант Уолтер «Собрание сочинений»(1677k,5)
Бекфорд Уильям «Избранные сочинения»(191k,2)
Беннет Арнольд «Остросюжетная проза»(489k,4)
Беннет Чарльз Мун «Приключения»(211k,1)
Бенсон Эдвард Фредерик «Избранные сочинения»(483k,1)
Бентам Иеремия «Социология»(299k,3)
Беньян Джон «Сочинения»(866k,3)
Беренс, Миссис «Избранные сочинения»(122k,1)
Бересфорд Джон Девис «Избранные сочинения»(441k,2)
Бернс Роберт «Стихотворения»(304k,19)
Бертрам Пол «Историческая проза»(1355k,2)
Беттани Джордж Томас «Избранные сочинения»(715k,1)
Бигг Джон Стениан «Избранные сочинения»(496k,1)
Бич Чарльз «Избранные сочинения»(240k,1)
Блейк Уильям «Избранные сочинения»(21k,3)
Блессингтон Маргарет «Избранные сочинения»(77k,2)
Блэк Уильям «Избранные сочинения»(713k,1)
Бойль Роберт Иванович «Избранные счинения»(247k,6)
Бокль Генри Томас «История»(93k,2)
Боумен Энн «Избранные сочинения»(219k,1)
Браунинг Элизабет Барретт «Избранные сочинения»(24k,2)
Бриджес Виктор «Избранные сочинения»(720k,2)
Бронте Шарлотта «Избранные сочинения»(1422k,4)
Броутон Рода «Избранные сочинения»(990k,5)
Брэддон Мэри Элизабет «Собрание сочинений»(5310k,9)
Брэндон Томас «Избранные сочинения»(143k,1)
Бульвер-Литтон Эдуард Джордж «Собрание сочинений в свободных русских переводах»(11582k,15)
Бьюкенен Роберт Уильямс «Избранные сочинения»(658k,3)
Бэрнанд Ф.

С. «Избранные сочинения»(95k,1)

Вестбери Хью «Избранные сочинения»(436k,1)
Вильсон Джон «Избранные сочинения»(278k,3)
Войнич Этель Лилиан «Избранные сочинения»(668k,3)
Вольф Чарльз «Избранная поэзия»(8k,1)
Вуд Эллен «Избранные сочинения»(1288k,1)
Вудс Маргарет «Избранные сочинения»(300k,1)
Вудхаус Пелам «Избранные сочинения»(419k,15)
Гальдемар Анж «Избранные сочинения»(342k,1)
Гарди Томас «Избранные сочинения»(567k,3)
Гарраден Беатриса «Избранные сочинения»(109k,2)
Гаскелл Элизабет «Избранные сочинения»(2495k,7)
Гексли Томас Генри «Избранные сочинения»(42k,2)
Генти Джордж «Избранные сочинения»(741k,2)
Гиббон Эдуард «Всеобщая история»(182k,5)
Гилберт Уильям «Избранные сочинения»(437k,1)
Гиллис Джон «История античности»(17k,1)
Гименс Фелиция «Избранные сочинения»(16k,2)
Гиссинг Джордж «Избранные сочинения»(561k,2)
Гладстон Уильям «Избранные сочинения»(100k,3)
Глин Элинор «Избранные сочинения»(679k,3)
Годвин Уильям «Избранные сочинения»(850k,5)
Голдворс Энни «Избранные сочинения»(274k,1)
Голдсмит Оливер «Сочинения»(494k,5)
Голсуорси Джон «Избранные сочинения»(593k,2)
Гоуорт Генри «Избранные сочинения»(6k,1)
Гранд Сара «Избранные сочинения»(25k,1)
Грей Томас «Стихотворения»(227k,2)
Гринвуд Джеймс «Избранные сочинения»(2040k,4)
Гуд Томас «Стихотворения»(164k,8)
Дай Томас «Избранные сочинения»(158k,1)
Дауден Эдуард «Избранные сочинения»(1083k,5)
Делонэ Томас «Избранные сочинения»(343k,3)
Демпстер Шарлотта «Избранные сочинения»(381k,1)
Дефо Даниель «Сочинения»(2990k,10)
Джебб Джон «Избранные сочинения»(88k,1)
Джеймс Джордж-Пэн-Райнсфорд «Избранные сочинения»(913k,2)
Джекобс Джозеф «Английские сказки»(76k,9)
Джекобс Уильям Уаймарк «Избранные сочинения»(219k,2)
Дженкинс Эдвард «Избранные сочинения»(1327k,3)
Джером Джером Клапка «Собрание сочинений в свободных русских переводах»(5243k,40)
Джонсон Бен «Драматургия»(2505k,5)
Джонсон Сэмюэл «Избранные сочинения»(33k,3)
Диккенс Чарльз «Собрание сочинений в свободных русских переводах»(40958k,91)
Дилвин Эми «Избранные сочинения»(274k,1)
Дойль Артур Конан «Собрание сочинений в свободных русских переводах»(7524k,75)
Драйден Джон «Стихотворения»(14k,2)
Дрейсон Алфред Уилкс «Избранные сочинения»(222k,1)
Друммонд Генри «Избранные сочинения»(455k,2)
Дуглас Роберт «Избранные сочинения»(434k,1)
Дункан Арчибальд «Морские хроники»(1041k,3)
Инчбальд Елизавета «Избранные сочинения»(605k,1)
Йондж Шарлотта Мэри «Избранные сочинения»(2196k,6)
Кавана Джулия «Избранные сочинения»(154k,8)
Каллум Риджуэлл «Избранные сочинения»(1238k,3)
Карлейль Томас «Сочинения»(1813k,7)
Карр Джон «Избранные сочинения»(20k,1)
Кейн Холл «Избранные сочинения»(1507k,3)
Кемпбелл Томас «Стихотворения»(20k,3)
Кингсли Чарльз «Избранные сочинения»(1313k,3)
Кингстон Уильям «Приключения»(783k,3)
Киплинг Джозеф Редьярд «Собрание сочинений»(6969k,40)
Коллинз Уилки «Собрание сочинений»(12464k,19)
Кольридж Самюэль Тейлор «Избранные стихотворения»(190k,6)
Конрад Джозеф «Избранные сочинения»(347k,4)
Корелли Мари «Избранные сочинения в свободных русских переводах»(1425k,4)
Корнуолл Барри «Избранные сочинения»(299k,10)
Крабб Джордж «Избранные сочинения»(237k,5)
Крейк Дина Мария «Избранные сочинения»(1157k,3)
Кроми Роберт «Фантастика»(391k,1)
Кэллоуэй Генри «Избранные сочинения»(173k,1)
Кэрролл Льюис «Избранные сочинения»(566k,5)
Лаффан Мэри «Избранные сочинения»(78k,1)
Ливер Чарльз «Избранные сочинения»(2465k,3)
Лидерсон Уильям «Избранные сочинения»(4k,1)
Литтлтон Джордж «Избранные сочинения»(7k,1)
Локк Уильям Джон «Избранные сочинения»(3249k,9)
Лэм Чарльз «Избранные сочинения»(501k,21)
Мак-Доно Феликс «Избранные сочинения»(1172k,3)
Маколей Томас Бабингтон «Собрание сочинений в свободных русских переводах»(3870k,35)
Макферсон Джеймс «Поэмы Оссиана»(1401k,7)
Мальтус Томас Роберт «Избранные сочинения»
Марло Кристофер «Собрание сочинений»(515k,8)
Марриет Фредерик «Собрание сочинений в свободных русских переводах»(11271k,25)
Мейхью Август «Избранные сочинения»(1672k,3)
Мередит Джордж «Избранные сочинения»(1341k,4)
Мерримен Генри Сетон «Избранные сочинения»(1398k,4)
Метьюрин Чарлз «Избранные сочинения»(1084k,4)
Мид Эдвард Питер «Стихотворения»(3k,1)
Мид-Смит Элизабет «Избранные сочинения»(1363k,6)
Милль Джон Стюарт «Философия»(3582k,4)
Мильтон Джон «Сочинения»(969k,9)
NewМонтгомери Флоренс «Избранные сочинения»(24k,1)
Мор Томас «Сочинения»(288k,2)
Мориер Джеймс Джастин «Избранные сочинения»(895k,3)
Моррис Уильям «Избранные сочинения»(320k,2)
Мотервелл Уильям «Избранные сочинения»(11k,1)
Мур Томас «Стихотворения»(135k,12)
Мэссинджер Филипп «Избранные сочинения»(239k,2)
Мюррей Дэвид Кристи «Избранные сочинения»(133k,1)
Николл Роберт «Избранные сочинения»(9k,2)
Норрис Эмилия «Избранные сочинения»(191k,1)
Нэш Томас «Сочинения»(27k,3)
Олифант Лоренс «Избранные сочинения»(401k,1)
Олифант Маргарет «Избранные сочинения»(249k,2)
Оппенгейм Эдвард Филлипс «Приключения»(428k,2)
Орци Эмма «Избранные сочинения»(785k,4)
Остин Фредерик Бриттен «Избранные сочинения»(15k,1)
Парк Эндрю «Избранные сочинения»(4k,1)
Патер Уолтер «Избранные сочинения»(54k,1)
NewПатерсон Артур Генри «Избранные сочинения»(428k,1)
Паттерсон Джон Генри «Приключения а Африке»(247k,1)
Пейн Берри «Избранные сочинения»(11k,1)
Пейн Джеймс «Избранные сочинения»(142k,3)
Пембертон Макс «Сочинения»(1988k,5)
Пёншон Эрнест Робертсон «Избранные сочинения»(7k,1)
Полидори Джон «Сочинения»(42k,1)
Поуп Александр «Сочинения»(106k,7)
Радклиф Анна «Избранные сочинения»(1624k,5)
Рассел Уильям Говард «Избранные сочинения»(1096k,1)
Рен Персиваль Кристофер «Приключения»(607k,1)
Рептон Хамфри «Избранные сочинения»(11k,1)
Рёскин Джон «Избранные сочинения»(159k,4)
Рид Тальбот «Избранные сочинения»(974k,1)
Рид Томас Майн «Собрание сочинений»(12224k,58)
Рид Чарльз «Избранные сочинения»(3572k,4)
Ричардсон Сэмюэл «Собрание сочинений»(5859k,20)
Робертсон-Никол Уильям «Избранные сочинения»(32k,1)
Робинсон Фредерик Уильям «Избранные сочинения»(355k,2)
Россетти Данте Габриэль «Стихотворения»(3k,2)
Ружимон Луи Де «Приключения»(508k,1)
Рэк Берта «Избранные сочинения»(514k,1)
Сайм Вильям «Избранные сочинения»(158k,1)
Сала Джордж Огастес Генри «Избранные сочинения»(126k,3)
Салливан Александер Мартин «Избранные сочинения»(805k,1)
Саути Роберт «Избранные сочинения»(137k,3)
Свифт Джонатан «Сочинения»(2323k,6)
Скотт Вальтер «Собрание сочинений»(8601k,35)
Скотт Майкл «Избранные сочинения»(24k,1)
Смарт Хоули «Детективная проза»(467k,1)
Смит Адам «Избранные сочинения»(22k,1)
Смит Гораций «Избранные сочинения»(31k,1)
Смит Шарлотта «Избранные сочинения»(20k,2)
Смоллет Тобайас «Избранные сочинения»(799k,2)
Спейт Томас Уилкинсон «Избранные сочинения»(838k,2)
Спенсер Герберт «Избранные сочинения»(4081k,8)
Спенсер Эдмунд «Избранные сочинения»(27k,3)
Стерн Лоренс «Сочинения»(1603k,4)
Стивенсон Роберт Льюис «Собрание сочинений»(8052k,31)
Стокер Брэм «Избранные сочинения»(363k,1)
Стэнли Генри Мортон «Путешествия»(1550k,4)
Суинберн Алджернон Чарльз «Избранные сочинения»(30k,3)
Тайлор Эдуард Бернетт «Антропология»(1760k,2)
Теккерей Уильям Мейкпис «Собрание сочинений»(12462k,36)
Теннент Джеймс Эмерсон «Избранные сочинения»(41k,1)
Теннисон Альфред «Стихотворения»(217k,13)
Терстон Кэтрин Сесил «Избранные сочинения»(395k,1)
Томсон Джеймс «Избранные сочинения»(49k,4)
Тристрам Х.

«Фантастика»(30k,1)

Троллоп Энтони «Собрание сочинений в свободных русских переводах»(16901k,21)
Уайзмен Николас Патрик «Избранные сочинения»(392k,2)
Уайльд Оскар «Сочинения»(1031k,35)
Уаймен Стенли Джон «Избранные сочинения»(2077k,4)
Уайтинг Ричард «Избранные сочинения»(376k,1)
Уйда «Собрание сочинений»(1991k,19)
Уоддел Лоуренс Остин «Путешествия»(915k,1)
Уоллес Эдгар «Собрание детективных историй»(7857k,26)
Уорд Мери Аугуста «Избранные сочинения»(2812k,4)
Уоррен Самюэль «Избранные сочинения»(2729k,3)
Уэдсли Оливия «Любовная проза»(5695k,15)
Уэллс Герберт Джордж «Собрание сочинений в свободных русских переводах»(8297k,69)
Фаррар Фредерик Вильям «Сочинения»(2093k,5)
Филдинг Генри «Сочинения»(2036k,6)
Филипс Фрэнсис Чарльз «Избранные сочинения»(235k,1)
Флетчер Джайлс «Избранные сочинения»(405k,3)
Фотергилль Джесси «Избранные сочинения»(601k,2)
Фримен Ричард Остин «Избранные сочинения»(393k,1)
Фрэзер Джеймс Джордж «Избранные сочинения»(1377k,1)
Хаггард Генри Райдер «Собрание сочинений в свободных русских переводах»(10030k,28)
Хант Виолета «Избранные сочинения»(274k,1)
Хант Ли «Избранные сочинения»(62k,2)
Харрис Ричард «Избранные сочинения»(610k,1)
Хатчинсон Генри Невилл «Избранные сочинения»(1417k,3)
Хед Фрэнсис «Избранные сочинения»(9k,1)
Хилтон Джеймс «Избранные сочинения»(383k,1)
Хиченс Роберт «Избранные сочинения»(304k,1)
Хоуп Марк «Избранные сочинения»(68k,1)
Хоуп Энтони «Избранные сочинения»(798k,2)
Хьюлетт Морис «Историческая проза»(709k,1)
Хьюм Фергюс «Избранные сочинения»(95k,1)
Чаттертон Томас «Избранные сочинения»(57k,2)
Честертон Гилберт Кийт «Сочинения»(188k,4)
Чосер Джефри «Избранные сочинения»(135k,2)
Шедден-Ральстон Уильям «Избранные сочинения»(14k,1)
Шекспир Вильям «Полное собрание сочинений»(72944k,293/1)
Шелли Перси Биши «Собрание сочинений»(1562k,8)
Шеридан Ричард Бринсли «Собрание сочинений»(452k,3)
Шрейнер Оливия «Избранные сочинения»(900k,6)
Эдвардс Амелия «Избранные сочинения»(1182k,1)
Эджуорт Мария «Сочинения»(184k,6)
Эйнсворт Уильям «Историческая проза»(2202k,5)
Эйскоф Джон «Избранные сочинения»(389k,1)
Элиот Джордж «Собрание сочинений в свободных русских переводах»(10504k,11)
Эллиот Эбенезер «Избранные сочинения»(17k,3)
Эллис Джордж Агар «Избранные сочинения»(125k,1)
Энсти Ф. «Избранные сочинения»(953k,3)
Юинг Джулиана «Избранные сочинения»(240k,1)
Юм Дэвид «Сочинения»(604k,6)
Янгхазбенд Фрэнсис «Избранные сочинения»(427k,2)


Yevgeny Charushin “How They Live”

Евгений Чарушин “Кто как живет”

Kornei Chukovsky “The Telephone”

Корней Чуковский “Телефон”

Alexei Laptev “One, Two, Three …”

Алексей Лаптев “Раз, два, три …”

Vladimir Mayakovsky “What is Good and What is Bad”

Владимир Маяковский “Что такое хорошо и что такое плохо”

Alexander Pushkin “The Tale of the Dead Princess and the Seven Knights”

Александр Пушкин “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”

Kornei Chukovsky “Cock-the-Roach”

Корней Чуковский “Тараканище”

Anna Garf “Life with Granny Kandiki”

Анна Гарф “В гостях у бабушки Кандики”

Samuil Marshak “Babes of the Zoo”

Самуил Маршак “Детки в клетке”

Nikolai Nosov “Visiting Grandpa”

Николай Носов “Шурик у дедушки”

Литературная форма английской драматургии зародилась после христианизации (7 в.) и возникновения церковной литургической драмы (9 в.). До этого времени, как и во всех странах Европы, зачатки будущей драматургии можно было обнаружить лишь в театрализованных майских играх, символизирующих победу лета над зимою, и осенних праздниках урожая.

В отличие от Франции, где произошло разделение средневекового религиозного театра на жанры, в Англии различия между мистериейи мираклем не было, – эти термины обозначали любое религиозное представление. К 14–15 вв. английский мистериальный театр вступил в период расцвета. Мистерии создавались циклами, объединявшими небольшие пьесы на сюжеты из Библии. Сохранились четыре цикла мистерий – Йоркский, Честерский, Ковентрийский и Таунлийский (последний назван по фамилии владельцев рукописи).

Авторская английская драматургия появилась в конце 15 – первой половине 16 вв., вместе с возникновением новых жанров городской драмы: моралите и интерлюдия (переходная форма от моралите к фарсу) и зарождением философии Ренессанса.

В конце 15 – начале 16 вв. в Оксфорде и Кембридже стали весьма популярными студенческие постановки спектаклей на латинском языке. В начале 16 в., при Генрихе VIII, бурно развивался придворный театр, представлявший праздничные маскарады с музыкой и зрелищными эффектами. Титул «распорядителя придворных увеселений» получил Вильям Корниш, в его функции входил поиск и создание драматургических текстов маскарадов. Он не только сам пробовал себя в драматургии, но и привлекал приближенных Генриха. Среди них оказался и автор знаменитой УтопииТомас Мор. Пьесы Мора не сохранились; но он вдохновил на занятия драматургией – Джона Растелла (моралите О природе четырех стихий) и Джона Гейгуда (Ум и безумие, Игра любви, Игра о погоде, Четыре П, Благородство и знатность и др.), чьи пьесы стали первыми известными нам английскими переделками мистерий для светского театра.

В то же время в Англии возникает и «ученая драма» – в подражание итальянской: Ральф Ройстер Дойстер Николаса Юдолла, Горбодук, или Феррекс и Поррекс Томаса Нортона и Томаса Секвилля. Горбодук принято считать первой английской трагедией, она предвосхищает сюжет Короля Лира, но, в отличие от шекспировской пьесы, Горбодук был не философской, а политической трагедией.

Наряду с академической драмой, ориентирующейся на античные образцы, возникает и т.н. демократическая драматургия, допускающая смешение трагического и комического, с сюжетами из рыцарских романов, новеллистики и эпоса Ренессанса. Развивается и теория драматургии; в основном теоретические работы сводятся к полемике по поводу классических античных канонов драмы и несоответствию им современной английской драматургии. Обсуждаются такие пьесы как Камбиз Томаса Престона, Промос и Кассандра Джорджа Уэтстона, Танкред и Гисмонда Роберта Вильмота, Ричард

и др.).

Интересными были постановочные принципы английского ренессансного театра, которые, отразились на развитии и драматургии. Труппа включала в себя от восьми до четырнадцати человек; все роли исполнялись мужчинами (девушек играли мальчики). Одному и тому же актеру в «многонаселенных» пьесах приходилось играть несколько ролей. Битвы в исторических хрониках изображались четырьмя актерами, два из которых представляли одну армию, а два – другую. Писаных декораций практически не было; места действия часто обозначались табличками с надписями, хотя большинство публики было неграмотным. Потому в пьесы вводились прологи, в которых зрителей знакомили с действующими лицами, с общим содержанием пьесы и т.д.; реплики, обозначающие появление новых действующих лиц или даже световые эффекты (например, реплика Брута в Юлии Цезаре Шекспира: «По небу так сверкают метеоры, что я могу читать при свете их»). Постановочные принципы английского театра того времени были предельно условны; основной акцент переносился на смысловое содержание и на игру актеров. Это обстоятельство явилось дополнительной предпосылкой могучего всплеска развития английского театра и драматургии.

Поначалу пьесы для публичных театров писали непрофессионалы; перелом произошел в конце 1580-х, когда в английскую драматургию практически одновременно вошел целый ряд драматургов, получивших прозвище «университетские умы»: Роберт Грин, Кристофер Марло, Джон Лили, Томас Лодж, Джордж Пиль, Томас Кид. Почти все они имели университетские дипломы Оксфорда и Кембриджа и пришли в драматургию в поисках заработка – в те времена это был единственный способ заработать на жизнь литературным трудом.

Из всех «университетских умов» один Дж.Лили ориентировался на придворный театр, создавая пьесы «высокой комедии» (Александр и Кампаспа, Сафо и Фаон, Галатея, Эндимион, или Человек на луне, Мидас, Метаморфозы любви и др.). Он явился создателем литературного стиля «эвфуизма» (название произошло от его романа Эвфуэз, или Анатомия остроумия), исполненного риторики, вычурных метафор, мифологических аллюзий. Эвфуизм оказал значительное влияние на формирование литературного языка эпохи, ему отдали дань почти все литераторы того времени (следы его влияния можно заметить в ранних пьесах Шекспира, а в Генрихе

, Джордж Грин, Векфильдский полевой сторож), Т.Кида (Испанская трагедия – положившая начало жанру «кровавой драмы», Помпей Великий и прекрасная Корнелия и др.), и особенно – К.Марло (Тамерлан, Трагическая история доктора Фауста, Мальтийский еврей, Парижская резня и др.) подготовили появление Шекспира, сформировав литературно-философскую концепцию утверждения индивидуальности, могущества человеческой личности.

Творчество Уильяма Шекспира стало не только апогеем развития английской драматургии Ренессанса, но фактически до сих пор остается непревзойденной вершиной всей мировой драматургии.

Он охватил практически все известные жанры драматургии – от исторической хроники до барочной комедии, от философской драмы до романтической сказки, от высокой трагедии до искрометно-фарсовой комедии положений. При этом всего за двадцать лет драматургической деятельности – прошел весь путь становления, трансформации и кризиса ренессансного Возрождения. Шекспировский гений затмевает в нашем сознании творчество современных ему драматургов. Однако на самом деле творчество Шекспира не было для английской драмы единственной вершиной на пустынном драматургическом ландшафте: его произведения создавались на широком, разнообразном и весьма богатом литературно-драматическом фоне.

Одновременно с Шекспиром писали свои пьесы такие известные драматурги, как Бен Джонсон(Вольпоне; Эписин, или Молчаливая женщина; Алхимик; Варфоломеевская ярмарка и др.), Джордж Чэпмен (Вдовьи слезы; Веселье странного дня; Церемониймейстер-дворянин; Бюсси д’Амбуа), Томас Хейвуд(Красотки с Запада; Женщина, убитая добротой), Томас Деккер (Праздник башмачника; Добродетельная шлюха), Джон Марстон(Месть Антонио; Недовольный; Голландская куртизанка), Сирил Тернер (Трагедия мстителя; Трагедия атеиста), Джон Уэбстер(Белый дьявол; Герцогиня Мальфи; Всем тяжбам тяжба), Томас Мидлтон(Безумный мир, господа!; Как провести старика; Невинная девушка из Чипсайда; Оборотень), Фрэнсис Бомонти Джон Флетчер – последние два драматурга работали в соавторстве: Рыцарь пламенеющего пестика; Награда женщине, или Укрощение укротителя; Ум без денег; Испанский священник; Женись и управляй женой и др. Позже, к началу 1620-х, в период углубляющегося кризиса ренессансного театра (завершившегося указом пуританского парламента о закрытии публичных театров – «рассадников разврата» – в 1642), в английской драматургии тем не менее появились имена таких значительных драматургов, как Филип Мэссинджер («трагедии мести» Герцог Миланский, Римский актер; комедия Новый способ платить старые долги и др.), Джон Форд(Разбитое сердце; Перкин Уорбек) и Джеймс Шерли (Ветреница). Работая в разных жанрах, а также в трех основных стилистиках эпохи Возрождения – ренессанс, маньеризм и барокко – они исподволь готовили будущее английского театра, театра 17 в.

Театры открыли вновь после реставрации английской монархии в 1660. Если до указа 1642 английский театр и драматургию характеризовали две основные традиции – учебно-гуманистическая, опиравшаяся на античность, и народная, продолжавшая линию мистериальной средневековой драматургии и фольклора, то главным направлением возродившегося театра стала ориентация на придворную аристократию. Это обусловило поворот английской драматургии в сторону классицизма, ставшего в то время основным направлением. Представителями классицистской трагедии в Англии были Джон Драйден (Испанский монах; Все для любви; Дон Себастьян и др.), Томас Отуэй(Сирота, или Несчастное замужество; Спасенная Венеция, или Раскрытый заговор), Натаниэл Ли (Нерон; Софонизба; Люций Юний Брут; Царицы-соперницы); комедии – Уильям Конгрив(Любовь за любовь; Светские обычаи; Невеста в трауре), Уильям Уичерли(Джентльмен – учитель танцев; Жена из провинции; Прямодушный), Джон Ванбру(Неисправимый, или Добродетель в опасности; Рассерженная жена; Заговор жен), Джордж Фаркер(Офицер-вербовщик; Хитрый план щеголей) и др. Однако, если опираться на принципы классицизма, выработанные во Франции, становится ясным, что в Англии строгому канону классицизма, пожалуй, не соответствовал ни один драматург. Слишком живыми и прочными оказались традиции ренессансного театра, пользовавшегося огромной популярностью во всех слоях английского общества.

Буржуазный государственный переворот 1688–1689 ознаменовал наступление новой эпохи в искусстве – эпохи Просвещения. Возникает новая идеологическая доктрина театра: общественное и нравственное воспитание зрителя. Эта доктрина отлично вписалась в пуританские традиции Англии – в дальнейшем пуритане смягчили свою позицию по отношению к театральному искусству, и боролись уже не против театра как такового, а за его реформацию: искоренение безнравственности и превращение театра в общественно-полезное учреждение. Программным документом реформации театра стал трактат богослова-пуританина Джереми Кольера против аристократического театра Краткий обзор безнравственности и нечестивости английской сцены (1698). Этот трактат определил подчеркнутую нравоучительность и дидактизм английского театра на протяжении почти всего 18 в. В этом русле развивалось творчество таких драматургов, как Джозеф Аддисон(Катон, Барабанщик), Ричард Стил(Лгун-любовник, или Женская дружба; Беззаботный супруг), Самюэл Джонсон (Ирене), Колли Сиббер (Беззаботный супруг; Последняя ставка жены; Раздраженный муж).

В 1731 в предисловии к своей пьесе Лондонский купец, или История Джорджа Барнвеля, драматург Джордж Лиллоопубликовал манифест новой эстетической программы – реалистической теории мещанской драмы. Он выступает против сословных ограничений трагедии, выводившей в свои герои лишь высокопоставленных личностей. Не скрывая своей неприязни к аристократии, он требует, чтобы трагедия стала проводником моральных идей буржуазии. Десятью годами раньше, в 1721, в Англии появилась анонимная пьеса Роковое безумие, написанная на одну из излюбленных тем мещанской драмы – о губительных последствиях картежной страсти. Тогда пьеса осталась практически незамеченной – время нового жанра еще не подошло. Но теперь буржуазная проблематика стала пользоваться большим зрительским спросом.

Углубление демократических тенденций драматургии особенно плодотворно в этот период происходило в политической и социально-обличительной сатире, начало которой положила в 1728 Опера нищего Джона Гея, написанная в жанре т.н. «балладной оперы», прочно утвердившемся в английском театре 18 в. Характерными чертами балладной оперы стали комический сюжет, пародийная двухплановость действия, чередование прозаического текста с вокальными номерами. Сатирические тенденции в драматургии успешно развивал Генри Филдинг (Дон Кихот в Англии; Опера Граб-стрита, или У жены под башмаком; Исторический календарь за 1736 год). Острота сатирического обличения привела в 1737 к изданию правительственного закона о театральной цензуре, положившей конец политической сатире.

Внимание драматургов-просветителей сосредоточилось на комедии нравов, дававшей возможность хотя бы сатиры социальной. Наиболее интересные произведения комедии нравов этого периода принадлежат перу Оливера Голдсмита (Добронравный; Ночь ошибок) и Ричарда Шеридана (Соперники; Школа злословия).

Конец 18 в. отмечен в Англии появлением нового жанра – трагедии «кошмаров и ужасов», явившегося предшественником нового эстетического направления – романтизма. Создателем этого жанра был Хорас Уолпол. Хотя ему принадлежит всего одна пьеса – Таинственная мать (1768), живописующая историю кровосмесительной страсти, писатель оказал большое влияние на предромантическую и романтическую драматургию.

В начале 19 в. романтики вернули в английскую драматургию большие страсти, значительных героев, необычайные конфликты и ситуации. Они отрицали бытовую тематику, повседневную действительность. Вернулась в драматургию и социальная проблематика, о чем свидетельствовала уже ранняя пьеса драматурга и поэта-романтика Роберта СаутиУот Тайлер (1793), посвященная восстанию английских крестьян. Антидеспотические и радикалистские мотивы мощно звучали в пьесах Джорджа Байрона (Манфред, Каин, Марино Фальеро, Двое Фоскари) и Перси Биши Шелли(Освобожденный Прометей, Ченчи).

Однако драматургия великих поэтов-романтиков оставалась фактом лишь литературы – произведения Байрона и Шелли не шли на английской сцене, где в то время преобладали спектакли развлекательные и легковесные. Эта тенденция господствовала в театре Англии всю первую половину 19 в., хотя к драматургии обращались и такие значительные поэты, как Алфред Теннисон (Королева Мария, Гарольд, Сокол, Кубок) и Роберт Браунинг (Стаффорд, Возвращение друзов, Пятно на гербе). Литература и театр существовали как бы изолированно друг от друга, и это касалось не только произведений романтизма. Если 19 в. в английскую литературу принес такие значительные имена, как, например, Чарлз Диккенс и Уильям Теккерей, то в театральном репертуаре того времени господствовали имена менее значимые и сегодня почти забытые: Том Тейлор (Маски и лица, В тихом омуте черти водятся, Сухопутный маршрут); Дайон Бусико (который, впрочем, получил известность благодаря инсценировкам Диккенса и И.Вашингтона, и – больше в Америке, куда он перебрался в 1853, а не на родине) и др.

Некоторым особняком в середине 19 в. стоит творчество Эдварда Джорджа Бульвер-Литтона – пожалуй, самого заметного драматурга этого времени. Начав с манеры романтико-поэтической драмы, он вскоре переключился на мелодраму нового типа, по определению самого автора – «реалистическую», в которой мелодраматические эффекты были призваны внести в современную автору жизнь «проповедь добрых чувств». Его пьесы (Деньги, Мы не так плохи, как кажемся)по существу стали компромиссом между развлекательными жанрами и романтизмом, и во многом определили переход к драматургической манере 20 в.

В этой связи нельзя не вспомнить и драматурга Томаса Уильяма Робертсона, последовательно разрабатывавшего камерную, нравственно-бытовую тему (Наш, Каста, Школа, Член парламента), и вызвавшего к жизни целое направление английской драматургии второй половины 19 в. – т.н. «драму чашки и блюдца» (его последователи – Э.Фолкнер, С.Хоутсон и др.). Пьесы Бульвер-Литтона и Робертсона оказали существенное влияние на драматургов, определивших главное направление английской пьесы в конце 19 в. – не только Артура Уинга Пинеро, но и Бернарда Шоу, и даже Оскара Уайльда.

Общие слова на тему «Русская литература»:

  • Russian literature [раш(э)н лит(э)рэчэ] – русская литература;
  • russian writer [раш(э)н райтэ] – русский писатель;
  • russian poet [раш(э)н пэуит] – русский поэт;
  • the Golden Age of the russian literature [зэ гэулд(э)н эйдж оф зэ раш(э)н лит(э)рэчэ] – Золотой век русской литературы.

Чтобы сказать о своих предпочтениях в литературе, используют разные фразы.

Причем глагол like – нравится можно заменить выражениями be fond of, enjoy, prefer.
I am fond of [ай эм фонд оф] – я люблю …
I enjoy reading [ай инджой ридинг] – я люблю читать …
I prefer reading [ай прифё ридинг] – я предпочитаю читать …
What style of literature do you prefer reading? [вот кайнд оф ридинг ду ю прифё ридинг?] – Какой стиль литературы ты предпочитаешь читать?

Слова для обозначения литературных жанров:

  • a biography [э байогрэфи] – биография;
  • a detective story [э дитэктив стори] – детектив;
  • a historical story (novel) [э хисторик(э)л стори] [нов(э)л] – исторический роман;
  • poetry [пэуитри] – поэзия;
  • an adventure story [эн эдвэнчэ стори] – приключение;
  • a fairy tale [э фэ(э)ри тэйл] – сказка;
  • a myth [э мис] – миф;
  • science fiction [сайэнс фикш(э)н] – научная фантастика;
  • a horror story [э хорэ стори] – ужастик.

Разговорные фразы о сюжете произведения:

I would recommend the book … [ай вуд рэкэмэнд зэ бук] – Я бы порекомендовал эту книгу…
… was written by … [воз ритн бай] – …было написано…
It is about … [ит из эбаут] – Речь идет о…
The story is set … [зэ стори из сэт] – История происходит…
The main characters in the book are …[зэ мэйн кериктес ин зэ бук а] – Главных героев в книге…
I particularly love reading it because …[ай пэтикйулэли лав ридинг ит бикоз] – Я особенно люблю читать его, потому что ….

Пример диалога:

— What book would you recommend us to read?
— I would recommend the book «War and Peace». It is written by great writer L. Tolstoy.
— Is it interesting?
— Of course. It is the masterpiece of Russian literature.
-Thank you.

Подписывайтесь на бесплатный курс английского языка по e-mail.
Тематические топики, видео и советы по обучению. Учите язык удобно.

SHORT STORIES

By  FIODOR DOSTOIEVSKI

THE WORLD'S

POPULAR CLASSICS

BOOKS, INC.

PUBLISHERS

NEW YORK                               BOSTON

PAGE
An Honest Thief 1
A Novel in Nine Letters 21
An Unpleasant Predicament 36
Another Man's Wife 101
The Heavenly Christmas Tree 151
The Peasant Marey 156
The Crocodile 163
Bobok 205
The Dream of a Ridiculous Man 225

AN HONEST THIEF

One morning, just as I was about to set off to my office, Agrafena, my cook, washerwoman and housekeeper, came in to me and, to my surprise, entered into conversation.

She had always been such a silent, simple creature that, except her daily inquiry about dinner, she had not uttered a word for the last six years.

I, at least, had heard nothing else from her.

"Here I have come in to have a word with you, sir," she began abruptly; "you really ought to let the little room."

"Which little room?"

"Why, the one next the kitchen, to be sure."

"What for?"

"What for? Why because folks do take in lodgers, to be sure."

"But who would take it?"

"Who would take it? Why, a lodger would take it, to be sure."

"But, my good woman, one could not put a bedstead in it; there wouldn't be room to move! Who could live in it?"

"Who wants to live there! As long as he has a place to sleep in. Why, he would live in the window."

"In what window?"

"In what window! As though you didn't know! The one in the passage, to be sure. He would sit there, sewing or doing anything else.

Maybe he would sit on a chair, too. He's got a chair; and he has a table, too; he's got everything."

"Who is 'he' then?"

"Oh, a good man, a man of experience. I will cook for him. And I'll ask him three roubles a month for his board and lodging."

After prolonged efforts I succeeded at last in learning from Agrafena that an elderly man had somehow managed to persuade her to admit him into the kitchen as a lodger and boarder. Any notion Agrafena took into her head had to be carried out; if not, I knew she would give me no peace. When anything was not to her liking, she at once began to brood, and sank into a deep dejection that would last for a fortnight or three weeks. During that period my dinners were spoiled, my linen was mislaid, my floors went unscrubbed; in short, I had a great deal to put up with. I had observed long ago that this inarticulate woman was incapable of conceiving a project, of originating an idea of her own. But if anything like a notion or a project was by some means put into her feeble brain, to prevent its being carried out meant, for a time, her moral assassination. And so, as I cared more for my peace of mind than for anything else, I consented forthwith.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *