Кратковременная память

Оперативная память — Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения информации, используемой для достижения частных целей деятельности.

В психологических экспериментах оперативная память проявляет себя почти как кратковременная. По крайней мере, временные рамки у них примерно одинаковы, хотя у оперативной памяти они все же немного шире. В классической общей психологии считается, что оперативная, как и долговременная, память формируется, проходя стадию кратковременной памяти. То есть человек, потребляя некоторую порцию информации, хранит ее сначала в кратковременной памяти, далее, если информация носит интересный, полезный для жизнедеятельности характер (допустим, адрес будущего места учебы или работы), она переходит в долговременное хранилище.

Если же информация не имеет никакой ценности для картины мира, но при этом имеет значение для оперативной ситуации, то она переходит в оперативное хранилище (допустим, когда экспериментатор дает задание запомнить бессмысленные числа или набор слов или когда студент готовится к экзамену, но при этом не ставит задачу надолго выучить предмет).

Таким образом, получается следующее важное отличие оперативной памяти от кратковременной: из кратковременной информация уходит по трем направлениям: в долговременную, в оперативную, в никуда (забывается). Из оперативной памяти информация уходит лишь в никуда.

Современные исследователи и теоретики все больше склоняются к той точке зрения, что оперативная память это всего лишь подвид кратковременной памяти или – другими словами – некоторое функциональное состояние кратковременной памяти. Основной довод состоит в том, что воспроизведение информации это тоже функциональная задача. Когда в классических экспериментах на кратковременную память испытуемого просят запомнить и воспроизвести только что запомненные сведения, это такая же деятельность, как, скажем, складывание хранящихся в оперативной памяти чисел. И вообще мозг человека так устроен, что в нем нет блоков кратковременной памяти, оперативной, долговременной. В этом плане устройство мозга нельзя уподоблять компьютеру (современному, по крайней мере).

Когда кратковременная память работает в режиме оперативной, то, с одной стороны, довольно сильно повышается эффективность сиюминутного удержания оперативной информации, с другой стороны — резко снижается критичность к информации, ее осмысление, переход в долговременную память. Даже спустя пять минут может быть уже так, что человек не помнит какую-то довольно существенную информацию (домохозяйка не может вспомнить, клала она лавровый лист или не клала, студент не может вспомнить определение, которое только что переписал со шпаргалки, автомеханик не может вспомнить, сколько болтов он закрутил.

Можно предполагать, что природным механизмом, запускающим в действие оперативную память, является напряженное функциональное состояние. В случаях, когда человек вынужден решать интеллектуальные задачи за ограниченное время, запускается оперативная память. Именно поэтому ученые всех времен и народов любят заниматься наукой не спеша, в спокойной обстановке, для них качество важнее количества.

 


Оперативный образ
Отражение в сознании человека объекта (или процесса), на который ориентировано действие.

Содержание

См. также

ПамятьПсихологический словарь

АБВГДЕЖЗИЙКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

 


   RSS     azps@azps.ru 

Поиск Лекций


Долговременная и кратковременная память

При сравнении памяти живого существа с компьютером можно найти явные черты сходства. С информацией,в памяти компьютера, происходят следующие процессы: запись, хранение, извлечение и стирание. Память живого существа точно так же включает четыре процесса:запоминание;хранение;извлечение;забывание.

У компьютера имеется:

— постоянная память, она велика, долговременна, хранит самые разнообразные данные, обеспечивается структурными изменениями носителей (намагничивание или прожигание диска), и непосредственно не используется при работе программ — ее данные должны быть извлечены в оперативную память;

— оперативная память — существенно меньше, кратковременна, хранит только используемые в текущий момент данные, обеспечивается электрическими процессами, и непосредственно используется в работе программ.

В мозге точно так же существуют два вида памяти:

1) долговременная память — аналог постоянной памяти компьютера. Она:велика, ее объем практически бесконечен;долговременна, многие данные хранятся всю жизнь;хранит все данные, которые мы когда-либо запомнили;обусловлена структурными изменениями нейронов;для использования при работе мозга ее данные должны быть извлечены, то есть переведены в кратковременную память;

2) кратковременная память — аналог оперативной памяти компьютера. Она:кратковременна, не более 2 мин;мала, ее объем — то, что мы в данный момент "удерживаем в голове";обусловлена электрическими процессами — возбуждением разных структур мозга;непосредственно используется при работе мозга; хранит только те данные, которые используются в данный момент — как для того, чтобы их запомнить, так и для того, чтобы построить с их помощью поведение.

Запоминание, хранение, извлечение и забывание представляют собой процессы обмена данными между кратковременной и долговременной памятью:

— запоминание, это перевод данных из кратковременной памяти в долговременную;

— хранение, это удержание данных в долговременной памяти;

— извлечение, это перевод данных из долговременной памяти в кратковременную;

— забывание, это невозможность извлечения данных из долговременной памяти в кратковременную.

Несмотря на сходство между механизмами памяти компьютера и мозга все же есть и существенные различия: запоминание происходит не путем однократной записи, а только в результате постоянного и целенаправленного повторения; забывание, это не стирание информации, а затормаживание временных связей (по аналогии с компьютером — запрет доступа к данным).

Теперь представим, что ребенок заучивает название предмета (к примеру, стола).

В этот момент у него в коре формируются два возбужденных очага: в области зрительной коры, куда проецируется образ стола, и в области слуховой коры, воспринимающей звукосочетание «стол». Между двумя возбужденными очагами (отделами коры ГМ) по кругу начинает циркулировать возбуждение, котороеи обусловливает кратковременную память, длящуюся не более 2 мин.

Если по какому-то нервному пути циркулируетдлительновозбуждение, то в нейронах этого пути происходят структурные изменения.Прохождение импульсов по данному пути облегчается.В результате, когда ребенок услышит звукосочетание «стол», возбуждение поступит в соответствующую зрительную зону и у него возникнет зрительный образ стола (и наоборот, вид стола вызовет ассоциацию со словом «стол»). Долговременную память (способную сохраняться всю жизнь) обусловливают структурные изменения в нервных путях к ним относятся изменения как в пресинаптических окончаниях, так и в постсинаптических структурах. Структурные изменения изучены недостаточно, однако очевидно следующее:они обусловлены изменениями на генном уровне, поскольку могут сохраняться всю жизнь; эти изменения приводят к облегчению синаптического проведения.

Запоминание и хранение

Запоминание — в основном активно, переход из кратковременной памяти в долговременную.

Оно требует:активации мозга, то есть, сознательного состояния;мотивации, мы запоминаем то, что для нас значимо;концентрации внимания.В приведенном выше примере, с запоминанием названия предмета (стола), связь между образом стола и звукосочетанием «стол» будет образовываться только в том случае, если: 1) ребенок бодрствует; 2) ему хочется запомнить новое слово (сильнейшая мотивация детей — любопытство и желание все знать); 3) он сосредоточен на запоминании слова «стол».

У взрослого человека при запоминании словесной информации важную роль играет фактор распознавание смысла запоминаемого. Наша словесная память устроена по смысловому принципу: пересказывая книгу, мы воспроизводим не ее текст, а ее смысл.

Помимо сознательного запоминания, существует и подсознательное, когда информация не получает доступа к сознанию, однако онов жизни человека играет меньшую роль, хотя и влияет на поведение.

Виды памяти

Разные виды информации запоминаются и хранятся по-разному.В зависимости от характера информации существуют разные классификации видов памяти. Выделяют:

— моторную память, это запоминание двигательных навыков;

— словесную (вербальную) память;

— образную память, это запоминание лиц, мелодий и т. п.;

— эмоциональную память, это запоминание значимости раздражителей, то есть эмоций, которые они вызывали.

Некоторые структуры мозга отвечают за запоминание определенных видов информации: гиппокамп играет важную роль в словесной и образной, но не моторной памяти; миндалевидное тело участвует в запоминании и хранении значимости раздражителей;в коре мозжечка хранится информация,как сделать наши движения более точными и совершенными.

Извлечение и забывание

Извлечение и забывание тесно связаны друг с другом.

Извлечение (воспоминание) – это получение доступа к памяти со стороны сознания, перевод данных из долговременной памяти в кратковременную, в форму возбуждения различных мозговых структур.

Чтобы активно оперироватьинформацией,сознание извлекает необходимые данные из долговременной памяти в кратковременную, где информация составляет рабочую память.Хранимая в памяти информация может использоваться и подсознанием, но в этом случае воспоминания не происходит.

Забывание — это не нарушение хранения памяти, не стирание информации, а невозможность ее извлечения, то есть не уничтожение временной связи, а ее активное затормаживание.

Забывание чрезвычайно важный для жизнедеятельности процесс. Оно подавляет доступ к ненужной, вредной информации, но с другой стороны происходит и забывание полезных сведений. В то же время, поскольку информация при забывании не стирается, она становится быстро доступна, если в ней снова возникает нужда (например «освежить что-то в памяти»).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Память является крайне интересным и малоизученным процессом.

Посредством множества экспериментов удалось выяснить только некоторые факты. Так, были изучены нейроны и нервная ткань, при этом ни один из механизмов памяти не изучен полностью, механизмы образования энграмм до сих пор остаются загадкой.

Наиболее распространеннойв русле нейронных и биохимических процессов является гипотеза Д.О. Хебба о кратковременных и долговременных процессах памяти, которая говорит о том, что превращение кратковременной памяти в долговременную (консолидация памяти) в общем виде обусловлено наступлением стойких изменений синаптической проводимости как результат повторного возбуждения нервных клеток (обучающиеся популяции, ансамбли нейронов).

По данным современной нейрофизиологии и нейрохимии, в основе долговременной памяти лежат сложные химические процессы синтеза белковых молекул в клетках головного мозга. В основе консолидации памяти много факторов, приводящих к облегчению передачи импульсов по синаптическим структурам (усиленное функционирование определенных синапсов, повышение их проводимости для адекватных импульсных потоков).

Возникающие при стойком сдвиге мембранного потенциала физико-химические изменения постсинаптических мембран, вероятно, служат основой для образования следов памяти, отражающихся в изменении белкового субстрата нервной клетки.

Память в нервной системе способна сохраняться годами и десятилетиями. Для инициации и поддержания этого процесса необходима активация экспрессии генов[4]. Однако, этого недостаточно… Возможно, поддержание памяти в течение многих лет использует
механизм ее регулярной реактивации в различных ситуациях
(напоминания, спонтанные воспоминания, сон, неосознаваемая
активация при извлечении других воспоминаний), сопровождающейся
реконсолидацией памяти. В основе реконслидации также лежат долговременные клеточно-молекулярные процессы, которые могут отличаться от клеточно-молекулярных механизмов консолидации[5]. Возможно, что есть и другой, еще неизвестный нам, молекулярный механизм перманентного сохранения фенотипа нейрона, измененного в результате обучения. Его стоит искать…

В рамках советской психологической школы проблема памяти была предметом исследований таких известных учёных, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, и др. Труды этих и других ученых являются актуальными и до сих пор, а результаты их работ могут стать основой новых исследований по проблемам памяти.

 

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Кратковременная память

Предыдущая45464748495051525354555657585960Следующая

Как мы уже говорили, объем кратковременной памяти сравнитель­но невелик.

Экперименты показали, что он ограничен 7 элементами — цифрами, буквами, словами. Позднее Миллер угочнил, что в зависи­мости от сложности элементов это число может колебаться в пределах от 5 до 9 и составляет 7±2.

Если необходимо в течение короткого времени сохранить инфор­мацию, включающую больше 7 элементов, мы почти бессознательно группируем ее таким образом, чтобы число запоминаемых элементов не превышало предельно допустимого. Так, номер банковского счета 30637402715, состоящий из 11 элементов, будет скорее всего запоминать­ся как 30 63 740 27 15, то есть как 5 числовых элементов или 8 слов (трид­цать, шестьдесят, три, семьсот, сорок, двадцать, семь, пятнадцать).

* Приводится по кн.: СолсоР.Л. Когнитивная психология. — М.: Тривола, 1996. — С. 152.

Длительность удержания информации в кратковременной памяти составляет примерно 20 секунд (15-30 секунд без повторения). В тече­ние этого короткого промежутка времени происходят обработка и ин­терпретация данных. При этом решается вопрос о том, достаточно ли данная информация важна для того, чтобы передаваться на долговре­менное хранение. Для сохранения информации в кратковременной памяти и последующего ее перевода в долговременную память необ­ходимо постоянное повторение.

При поступлении в кратковременную память новых элементов, пре­вышающих ее объем, старые элементы вытесняются. Если они к этому моменту не успели пройти соответствующую обработку, они не сохра­няются в памяти. Так, например, если в эксперименте со свободным воспроизведением* испытуемым дать какое-нибудь задание сразу после предъявления списка элементов (например, задание на счет), то мы не получим на кривой воспроизведения эффект недавности, так как по­следние элементы списка, находящиеся в кратковременной памяти, не успели пройти соотвествующую обработку в головном мозге.

Исследователями Во и Норманом кратковременная память была на­звана первичной памятью и рассматривалась как система кратковре­менного хранения, обладающая ограниченным объемом, где информа­ция теряется за счет вытеснения старых элементов новыми.

Как мы уже упоминали, для сохранения элементов необходимо по­вторение, операция, выполняющая три функции:

• сопротивление угасанию следов в кратковременной памяти;

• предохранение материала от вытеснения;

• перевод содержания из кратковременной памяти в долговремен­ную, приводящий к фиксации информации.

Иллюстрацией необходимости повторения может послужить наш собственный опыт. Например, мы увидели или услышали где-то объ­явление, содержащее интересующий нас адрес или телефонный номер, но у нас нет под рукой ни ручки, ни бумаги, чтобы его записать. Тогда мы начинаем повторять про себя несколько раз этот адрес или телефон, чтобы его запомнить.

Еще одной характеристикой кратковременной памяти является вид хранения или кодирования информации в ней. Считается, что инфор-

• В этих экспериментах от испытуемого не требуется точно запоминать порядок, в ко­
тором заучивались элементы.

мация в кратковременной памяти кодируется преимущественно в аку­стической форме. Мы уже упоминали о необходимости повторения. Обычно провторение выражается в проговаривании информации про себя, а иногда даже вслух. Гипотезу о том, что информация в кратковре­менной памяти кодируется в акустической форме, подтвердил в своих экспериментах Р. Конрад*. Он обнаружил, что ошибки при воспроиз­ведении из кратковременной памяти носят в основном акустические признаки. Эксперименты проводились в два этапа.

В первом случае испытуемым предъявлялась последовательность из 6 букв. Каждая буква предъявлялась на 0,75 секунды, и некоторые из звуков, обозначаемых этими буквами, были похожи по звучанию (на­пример, «си» и «ви», «эм» и «эн» и т. п.). Во втором эксперименте буквы предъявлялись испытуемым на слух на фоне так называемого белого шума, то есть создавались помехи для их четкого восприятия. Резуль­таты этих экспериментов показали, что испытуемые делают преимуще­ственно акустические ошибки независимо от вида предъявления сти­мулов — зрительного или слухового. Например, вместо В («би») часто воспроизводилось Р («пи») или У(«ви»).

Свою гипотезу Р. Конрад подтвердил, и изучая ошибки, которые де­лали глухие люди, умеющие хорошо разговаривать. Оказалось, что у них среди ошибок, которые они делали при разговоре, часто встречаются акустические. Получается, что они тоже используют фонематическое кодирование зрительных стимулов, хотя их способности к слуховой об­работке ограничены.

Дальнейшие исследования в области типов кодирования информа­ции в кратковременной памяти показали, что акустическое кодирова­ние для нее не является единственным. Познер и его коллеги показали, что информация может сохраняться в ней и в зрительном коде, а дру­гие исследователи экспериментально доказали возможность семантиче­ского кодирования (на уровне значения)**.

Однако некоторые авторы критикуют эти данные с тех позиций, что эти типы кодирования не являются для кратковременной памяти ве­дущими и отражают скорее не процессы запоминания, а уже стратегии воспроизведения информации, свойственные долговременной памяти и подключающиеся для выполнения определенных задач.

* Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы. — М.: Мир, 1978. ** Солсо Р. Л. Когнитивная психология. — М.: Тривола, 1996.

Надо сказать, что в реальной жизни кратковременная и долговре­менная память тесно связаны между собой, поэтому экспериментально их разделить весьма непросто. Иногда это разделение осуществляется некорректно, что приводит к противоречивым результатам, получен­ным разными авторами.

Материалы экспериментов по изучению внимания натолкнули ученых на идею, что существует еще один вид хранения информации, который был назван сенсорным хранением.

Оно осушествлятется без участия сознания на этапе восприятия и практически на уровне рецепторов. Сперлинг показал, что следы зрительных стимулов в сенсорном регистре сохраняются лишь очень короткое время. В течение ‘/4 секунды (250 мил­лисекунд) наблюдается 100%-ное сохранение информации, а после 700 миллисекунд процент воспроизведения снижается до 20 %. За это вре­мя низшие отделы головного мозга посылают команду о необходимости привлечения внимания высших отделов мозга к поступившим сигналам. Если этого не происходит, то менее чем за секунду следы стираются*.

Объем хранения в сенсорной памяти зависит от стимуляции, но он гораздо больше объема кратковременной памяти. Считается, что инфор­мация в сенсорной памяти сохраняется с фотографической точностью, но она не поддается контролю со стороны субъекта. Для зрительных стимулов такой вид памяти называют иконической, а для акустических стимулов — эхоической.

И коническая и эхоическая память различаются по длительности хра­нения. Выше уже упоминалось, что время хранения в иконической па­мяти не превышает 700 миллисекунд. Эксперименты Дарвина и других исследователей** показали, что длительность хранения в эхоической памяти находится в интервале от 250 миллисекунд до 4 секунд, а объем равен примерно 5 единицам.

Поскольку иконическое и эхоическое хранение информации не за­висит от сознательной деятельности субъекта, оно обычно рассматри­вается как этап привлечения внимания и направления восприятия.

Итак, кратковременная память — это сиюминутное хранение инфор­мации, работа с постоянно поступающими стимулами внешней среды, составляющими наше настоящее.

* Солсо Р. Л. Когнитивная психология. — М.. Тривола, 19%. ** Там же.

Предыдущая45464748495051525354555657585960Следующая

Как восстановить память?

Память является одним из главнейших процессов умственной деятельности. Без нее невозможно полноценное существование и развитие человека, эффективная активность и достижение результатов. Какой бы ни была у человека память, с возрастом она ухудшается. Этому способствует старение организма, болезни, стрессы и неправильный образ жизни. Однако если знать, как восстановить память человека, можно улучшить качество всех познавательных процессов.

Как восстановить память?

Для восстановления памяти необходимо применять ряд мер:

1. Наладить полноценный сон. Все, что произошло за день, обрабатывается и укладывается в слоях памяти в ночное время. Плохой сон – плохая память.

2. Разучивание стихов и песен. В поисках того, как восстановить память после наркоза, многие ищут чудодейственных средств. Однако их не существует. В послеоперационный период следует уделить особое внимание памяти, развивать ее сознательно, специальными упражнениями и нагрузками. В этот период полезно учить стихи и тексты песен.

3. Упражнения для памяти:

  • прочитать и пересказать книгу;
  • вспомнить в деталях события, произошедшие за день;
  • восстанавливать в памяти разговоры или прослушанные по телевизору новости;
  • отгадывать кроссворды и головоломки, развивающие не только память, но и мышление.

4. Правильное питание. В рационе должно быть побольше фруктов, овощей, орехов. Необходимо употреблять хрен, мед и цитрусы. Полезно пить натуральные соки, особенно черничный и яблочный.

5. Фитотерапия. Хорошей рекомендацией для тех, кто ищет, как восстановить память пожилого человека, является лечение травами:

  • настой мелиссы с майораном;
  • настойка коры рябины;
  • настой сосновых почек;
  • отвар клевера.

6. Витаминотерапия. Так как зачастую наше питание не является сбалансированным по причине малого содержания в растительной пище полезных веществ, в рацион людей с плохой памятью следует включать синтетические витамины. Для полноценной работы памяти важны витамины группы В и Е.

7. Здоровый образ жизни. В общие рекомендации входит совет полностью отказаться от алкоголя и табака. Мясо и продукты животного происхождения должны находиться в рационе в небольшом количестве. Важно не забывать о физических нагрузках и прогулках, так как они улучшают обменные процессы и приток кислорода к мозгу. Также рекомендуется заниматься различными дыхательными упражнениями, которые увеличивают приток питательных веществ и кислорода к головному мозгу.

 

Статьи по теме:

Как развить мозг на 100 процентов?

Человек использует возможности свои мозга лишь на 10%. Можно ли развить его на 100% и, что для этого необходимо? Узнать об этом можно прямо сейчас из нашей статьи, посвященной этой теме.

Непроизвольное внимание

Ежедневно по несколько раз за сутки у каждого из нас возникает непроизвольное внимание. Самое интересное, что его интенсивность и продолжительность у всех людей отличается, а это зависит от многих факторов. Более детально узнайте из статьи.

Рассеянное внимание

От рассеянности внимания страдают не только старики, дети, но и большая часть молодежи. В большинстве случаев виновато времяпровождение в интернете. Об этом и не только узнайте прямо сейчас.

Феноменальная память

Врожденная феноменальная память – это уникальный талант, которым обладают немногие. Однако при желании развить свою память и научиться запоминать большой объем информации можно, используя специальные тренировки. Подробнее об этом в нашей статье.

Похожие главы из других работ:

Вклад когнитивной психологии в проблему изучения памяти человека

1. Научное изучение памяти

Индивидуальные различия и способы совершенствования памяти

2. Особенности кратковременной и долговременной памяти

Три формы памяти — мгновенная, кратковременная и долговременная — отличаются друг от друга как по способу представления в них получаемой извне информации, так и по времени хранения, а также по тем функциям…

Определение объема образной кратковременной памяти у учащихся детской школы искусств

Выявление объема кратковременной памяти

В течение 1 минуты я читаю ученикам тест из 25 слов. Затем в течение 5 минут испытуемые записывают все слова, которые им удалось запомнить в любом порядке. Слова для теста: сено, ключ, самолет, поезд, картина, месяц, певец, радио, трава, перевал…

Определение объема образной кратковременной памяти у учащихся детской школы искусств

Определение объема образной кратковременной памяти

Испытуемому предлагается в течение 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой ему таблицы. Затем в течение 1 мин он должен воспроизвести запомнившееся (записать или нарисовать)…

Особенности взаимосвязи объема слуховой и кратковременной памяти в зависимости от длины алфавита стимулов

1.1 Исследование кратковременной памяти в психологической науке

Люди отличаются друг от друга не только тем, какой материал они лучше запоминают. Естественно, что музыкант-профессионал обычно успешно запоминает музыку, художник или охотник отличаются обычно высокоразвитой зрительной памятью…

Особенности взаимосвязи объема слуховой и кратковременной памяти в зависимости от длины алфавита стимулов

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕМА КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ НА ЦИФРОВЫЕ И БУКВЕННЫЕ СТИМУЛЫ

Особенности взаимосвязи объема слуховой и кратковременной памяти в зависимости от длины алфавита стимулов

2.2 Результаты исследования объема кратковременной памяти старшеклассников

В результате исследования старших подростков 16-17 лет (юношей и девушек), мы получили показатели по выборке, представленные в приложении 1. Проанализировав полученные показатели, мы получили следующие результаты исследования…

Особенности кратковременной памяти у детей младшего школьного возраста с нарушением зрения

Глава 2. Эмпирическое изучение кратковременной памяти младших школьников с нарушением зрения

Особенности произвольной памяти у детей с отклонениями в речевом развитии

1.1 Теоретические основы проблемы изучения механизмов памяти

Для того чтобы точно раскрыть понятие память, заглянем в психологический словарь. Там мы находим, что память — это форма психического отражения действительности, заключающаяся в закреплении…

Особенности развития кратковременной памяти у детей дошкольного возраста

1.1 Изучение памяти и её видов

Впечатления, получаемые об окружающем мире, сохраняются, закрепляются, а при необходимости — воспроизводятся. Такие процессы называются памятью. «Без памяти, — писал С.Л.Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения…

Особенности развития кратковременной памяти у детей дошкольного возраста

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЪЕМА ЗРИТЕЛЬНОЙ И СЛУХОВОЙ КРАТКОВРЕМЕННОЙ ПАМЯТИ

Особенности развития кратковременной памяти у детей дошкольного возраста

2.2 Результаты исследования объёма кратковременной памяти дошкольников

В результате тестирования на объем зрительной кратковременной памяти по методике «Запомни рисунок» 90% детей ответили на средний балл: 21 из них узнали 5-6 изображений в течение одной минуты (средний балл)…

Память в период молодости

1.4 Связь уровня тревожности и кратковременной памяти в период молодости

В последнее время тревожность изучается также как процесс, в частности, в работах Ч. Спилбергера, Ф.Е.

Василюка, Ф.Б. Березина, В.М. Астапова…

Проекция идеального образа в виртуальной реальности как компенсаторный механизм

Глава 2. Изучение компенсаторных механизмов в психологической теории и практике

Психологическая компенсация представляет собой особый и самостоятельный аспект глобального, обобщенного подхода к психической деятельности человека, т.е. это один из существенных аспектов рассмотрения личности…

Развитие видов памяти у младших школьников с ДЦП с помощью программы «Играем, память развиваем»

1.1 Изучение памяти и видов памяти в психологической литературе

Согласно М.И. Еникееву, память — это основа психической жизни, основа нашего сознания [12, с.305]. Любая простая или сложная деятельность основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *