Как развить писательские навыки

Знакомьтесь: автор курса — Виктор Гаврилович Кротов, известный детский писатель и педагог, руководитель литературных студий для детей и взрослых, член Московского союза литераторов и Российского союза профессиональных литераторов, философ, поэт…

— «Этот видеокурс подготовлен для проекта «Алые паруса» и предназначен тому, кто хочет почувствовать на себе, что такое литературное творчество. Тому, кто хочет развивать выразительные возможности своей письменной речи. Тому, кто хочет дружить с русским языком.

Курс основан на авторской ТЖ-методике (тормошение жанром), которая уже больше пятнадцати лет применяется на нескольких литературных студиях для детей и взрослых. На этих студиях никогда не бывает скучно.

Каждое занятие сопровождается незаданием: его можно не делать. Но можно и делать, чтобы практически осваивать то, о чём идёт речь.

Мне было очень интересно подготовить этот курс.

Надеюсь и тебе будет интересна каждая из наших двенадцати встреч».

 

Литературный курс «Учись сочинять. Как стать писателем хотя бы для самого себя» адресован детям 10-15 лет. Но безусловно будет интересен и взрослым.

Содержание

Дополнительные материалы в книгах В.Г. Кротова:

1. Пиши по-своему». Для самых начинающих писателей

В простой выразительной форме рассказано о письменном творчестве, о его смысле и о возможностях, о том, что такое стихи и проза, какими жанрами лучше всего пользоваться, когда начинаешь сочинять. Даны разнообразные практические советы. Цель книги — помочь ребёнку, чувствующему желание сочинять, и пробудить способности в том, в ком они пока дремлют. В основу книги положена оригинальная авторская методика, подтверждённая многолетним опытом работы двух литературных студий.

2. Учусь сочинять. Как стать писателем хотя бы для самого себя

Книга о литературном творчестве для подростков десяти-четырнадцати лет. В живой диалоговой форме, с привлечением сказочного героя, то и дело спорящего с автором, говорится о сути и основных принципах сочинительства. Идёт разговор о небольшом количестве «полезных жанров» — известных и малоизвестных, — позволяющих достичь наилучшего самовыражения. Приведены шутливые законы с мнемоническими сокращениями для запоминания. В качестве примеров в книгу включены десятки небольших произведений подростков.

3. Написать свою книгу. То, чего никто за тебя не сделает

Книга о литературном творчестве для молодёжи и взрослых. Главная мысль: каждый может написать свою книгу, и она неизбежно должна стать уникальной, как уникален и сам человек. Какие опорные свойства присущи тому или другому жанру, как нащупать свой жанр, как работать с написанным произведением, как искать издателя — эти и многие другие вопросы рассмотрены в чётких формулировках, ничем не ограничивающих подлинную творческую свободу, но позволяющих реализовать её с максимальной эффективностью.

4.

Основы писательской работы. Экспресс-курс

Этот экспресс-курс был подготовлен специально для занятий по писательскому мастерству, проведённых в рамках семинара для христианских детских писателей. Этот материал не является изложением общепринятых знаний в области литературного творчества. Автор опирался на собственный опыт проведения многочисленных занятий в различных литературных студиях и на мастер-классах.

Книги В.Г. Кротова о литературном творчестве для родителей и педагогов:

1. Домашний автор. Как поддержать ребёнка в литературном творчестве

Книга адресована тем родителям, чьи дети проявляют литературные склонности, а также тем, кто хочет расположить ребёнка к этому виду творчества. Здесь идёт речь о том, как создавать в семье условия для воспитания вкуса к слову, как помочь в овладении письменной речью, как построить творческое сотрудничество.

2. Литературная студия: открытие возможностей

Здесь собран богатейший методический и практический материал по ведению литературной студии как для детей, так и для взрослых. Приведены многочисленные вопросы для «литературных разминок», около 150 литературных игр. Даны планы большого числа занятий по важным темам. Особое внимание уделено тому, как создать на студии атмосферу живого творчества, как избежать чисто ремесленного подхода к литературной работе, как развивать самобытную креативность, не прибегая к навязыванию своих ценностей.

Первое, что вы захотите сделать, это получить оценку вашего творения. Ведь очень важно узнать насколько талантливо вы написали своё произведение.

Представьте, что вы написали рассказ/повесть/роман… Первое, что вы захотите сделать, это получить оценку вашего творения. Ведь очень важно узнать насколько талантливо вы написали своё произведение.
Вы отправите свое произведение родственникам, потом ближайшим друзьям, знакомым и т.д.
И сразу можно сказать — никто из них вам честно не расскажет о степени вашего таланта. И на это есть ряд объективных причин…

Как можно рассмотреть талант писателя:

Каждый «автор-новичок» пишет относительно одинаково. Как бы это грубо не звучало, но в начале своего творческого пути, писатель выдает «на-гора» компиляцию из чужих мыслей и идей, слегка приправленных личным мнением. Так начинают писать все молодые литераторы, и в этом нет ничего удивительного. Ведь изначально любой писатель хочет «написать что-то похожее», и только потом пишет истинно собственные произведения.
Именно поэтому вешать на себя ярлыки «есть талант» либо «нет таланта» бесполезно. Единым мерилом таланта является количество читателей, которые полюбили книги писателя и желают новых историй.

Как прийти к писательскому мастерству

На этот вопрос есть только один ответ: «Нужно писать, много, много, много писать…». Каждый признанный литератор когда-то был новичком, произведения которого не принимались в редакциях.

И каждый известный писатель пробился через все препоны и получил своего читателя.
Прийти к успеху в написании интересных книг можно только одним путем — практиковаться в печатном слоге, и не сдаваться при первых неудачах.

Попробуем разложить литературное мастерство на две составляющие:

• Техника. В данном случае речь идет об умении красиво «играть со словами». Можно иметь в голове гениальные задумки и великолепные сюжетные истории, но при этом не написать ничего путевого… Причина проблемы очень простая — есть большая разница между созданием истории в голове, и ее описанием в словах. Писать книги нужно учиться. Просто брать и писать «в стол»… Если у вас есть интересные идеи, то начните писать, а все остальное приложится.

• Интеллектуальность. Умение придумывать яркие сюжеты и вкладывать глубокий смысл в свои произведения не менее важное, чем способность составлять красивые предложения. Но если положиться только на свой интеллект, и не обращать внимания на тщательный подбор метафор, построение ритма текста, создание композиции и т.д., то вряд ли у вас получится пробиться в печать. Существует множество примеров того, как перспективные авторы так и не начинали издаваться из-за собственной лени и нежелания кропотливо работать над текстом.
Для успешной писательской деятельности нужно соединить оба составляющие таланта – техническое мастерство и интеллектуальность. Только так начинающий писатель сможет начать создавать действительно интересные произведения.

Для развития писательского таланта может потребоваться много времени, в течении которого литератору нужно постоянно расти над собой иначе можно «исписаться» так и не добившись успеха.

В развитии писательского мастерства вам поможет следующая литература:
• Джефф Колвин «Выдающиеся результаты. Талант не при чем!»
• Дэниел Койл «Код таланта»
• Малкольм Глэдуэлл «Гении и аутсайдеры»

Размещено:

Рубрики: Мое творчество Теги: Начинающий писатель, Писательский талант.

Как улучшить свои писательские навыки

Используйте сильные слова

Благодаря сильному слову простое предложение получает мощный эмоциональный заряд и влияет на человека, читающего его.

Наиболее сильной частью речи является глагол. Однако сильное слово не всегда означает витиеватое или сложное. Пишите «использует» вместо «эксплуатирует», если чувствуете что первое выражает вашу мысль четче и понятней.

Анализируйте художественные тексты. Если вы увидите слова или фразы, которые оставили сильное послевкусие, запишите их и по возможности используйте. В этом нет ничего зазорного. Ищите к тому же свои собственные словосочетания: возьмите словарь, найдите существительное, затем подставляйте под него любое прилагательное и пытайтесь понять, имеет ли оно смысл и эмоциональный заряд.

Много читайте

Чтение принципиально отличается от просмотра фильмов. Фильм льется сам по себе и, осознаете вы происходящее на экране или нет, он идет дальше. Книга же требует от мозга активности. Когда вы проявляете сознательные усилия, то размышляете, что является отличным способом тренировки писательских навыков.

Возможно для некоторых это прозвучит очевидно, но не будет лишним повторить — невозможно научиться хорошо выражать свои мысли на бумаге без прочтения сотен книг. Читайте разнообразные труды. Конечно, всех книг не прочтешь, однако старайтесь не ограничиваться только художественной литературой, есть научная, философская.

Переписывайте книги

Это трудно объяснить с научной точки зрения, но когда вы переписываете вручную книгу любимого писателя, то больше настраиваетесь на его волну, стиль, внутренний мир. Вы не должны полностью копировать его, однако само ощущение, будто кто-то водит вашей рукой, крайне необычное.

К тому же переписывание помогает обращать внимание на мелочи, которые не заметны при простом прочтении. Вы начинаете размышлять над каждой фразой и каждым словосочетанием, ощущать значение и подтекст каждого слова. Это правда, что научить писать невозможно, поэтому самое важное в повышении писательских навыков — понять, какое слово наиболее уместно в конкретном случае.

И переписывание от руки ваших любимых книг поможет вам в этом. Раз эти слова зацепили вас, значит что-то внутри резонирует в такт, в них есть некая правда и искренность, которую необходимо развить и вам.

Заведите дневник

Дневник это не только прекрасный инструмент для самоанализа, но и ваш черновик для оттачивания писательских навыков. Если хотите написать книгу, но вам страшно приступить к работе, начните с дневника, практикуйтесь там.

В дневнике вы можете не только писать, но и делать скетчи, рисовать наглядные диаграммы, создавать таблицы. Можете писать в нем о том, почему вам страшно начать создание романа, перечислить все свои страхи на этот счет. После того, как вы вытащите их все наружу, они перестанут быть настолько неосознанными и незаметными.

Перед сном можете описывать в дневнике все то, что происходило с вами за день. При этом обращать внимание на каждое предложение и пытаться понять, какое слово и словосочетание подходит больше. Прекрасным упражнением будет и придумывание метафор: метафора вашего дня, события, случая.

Заведите блог

Это то же самое, что и дневник, но в данном случае вы научитесь редактировать себя и быть более критически настроенным к тому, о чем пишете. Блог очень полезен для понимания того, что же волнует людей. Они могут комментировать только одну фразу из целого поста, а вы научитесь понимать, как направлять читательское внимание.

Вы наконец поймете что то, что вы пишете — это пусть и о вас, но для других. Неважно, что вы вкладываете в свои слова, важно как люди это воспринимают. Никого не интересует ваша задумка, сколь гениальна бы она ни была, если ее мало кто понял. И неважно, целое это произведение или одна строчка. Вы научитесь воспринимать свое законченное произведение (статья, рассказ, пост) как нечто целое, поймете куда направить эмоции читателя и какие чувства вызвать.

Вы можете экспериментировать. Например, написать такой пост, который должен вызвать нужную вам реакцию, и посмотреть, сработает ли это. Это очень увлекательное и познавательное упражнение.

Выберите тему

Когда вы выбираете тему, то направляете фокус на один предмет и стараетесь найти в нем массу интересных моментов. Это отличное упражнение: посмотреть на яблоко и описать его на 5000 знаков. Такая творческая задача не каждому под силу, но нужно стремиться именно к этому.

Рамки прекрасны в любом виде творчества. Поэтому после выбора темы вы можете поставить себе еще одну задачу — чтобы в вашем рассказе ни одно слово не было бы длиннее десяти букв. Этот простой способ заставит относиться к тому, что вы пишете, более осознанно.

Автоматическое письмо (фрирайтинг)

Чтобы развить свои писательские навыки, нужно писать очень много. И желательно от руки. Автоматическое письмо является аналогом мозгового штурма для поиска идей.

Поставьте себе задачу сесть за стол и писать о чем угодно на протяжении часа. Вы можете перепрыгивать с темы на тему, менять стиль письма и скорость. Просто не останавливайтесь ни на минуту, пишите целый час. Мало того, что таким образом вы избавляетесь от страха писать, так еще и учитесь находить темы за считанные секунды. Через неделю такой практики вы убедитесь, что даже бесцельная писанина помогает улучшить свои навыки.

Самый важный совет: пишите от руки. Это важно для осознанности. К тому же многие ученые сходятся в том, что моторика активизирует части мозга, которые остаются незадействованными при печатании на клавиатуре.

439 views

Коды на очки навыков на Скайрим

Читерство, в частности использование на Скайрим кодов на навыки, часто критикуют. При этом обращать игровые недоработки себе на пользу не считается зазорным. Редкие игроки никогда не атаковали безответных Ралофа или Хадвора по пути из Хелгена.

Бесплатных уроков стрельбы у доверчивого Фендала не брали, наверное, единицы, а попрактиковать боевые навыки на Тенегриве сам Талос велел.

Быстрая прокачка персонажа при помощи кодов ничем, в принципе, не отличается от перечисленных действий. Такой способ развития навыков отнимет меньше времени и убережет клавиатуру с мышкой от преждевременного износа.

Повышающие навыки коды на Skyrim

Чит «player.setav» используется в целях увеличения реального значения навыка, к которому прибавляется базовое значение, умноженное на указанный игроком процент. Формула введения:

player.setav [Х] [Y]

Вместо «X» ставится англоязычное наименование навыка, а «Y» означает число процентов, на которое увеличится умение. Например, повысить навык владения двуручным оружием можно так:

player.setav TwoHandedPowerMod 50

Аналогичным образом прокачивают стрельбу (MarksmanPowerMod), блокировку (BlockPowerMod) и одноручное оружие (OneHandedPowerMod).

Все коды на усиление навыков:

  • OneHandedPowerMod — одноручное оружие
  • TwoHandedPowerMod — двуручное оружие
  • MarksmanPowerMod — луки
  • BlockPowerMod — щит
  • SmithingPowerMod — кузнечное дело
  • HeavyArmorPowerMod — тяжелая броня
  • LightArmorPowerMod — легкая броня
  • PickPocketPowerMod — карманная кража
  • LockpickingPowerMod — взлом
  • SneakPowerMod — скрытность
  • AlchemyPowerMod — алхимия
  • SpeechcraftPowerMod — красноречие
  • AlterationPowerMod — изменение
  • ConjurationPowerMod — колдовство
  • DestructionPowerMod — разрушение
  • IllusionPowerMod — иллюзия
  • RestorationPowerMod — восстановление
  • EnchantingPowerMod — зачарование

Коды Skyrim на очки навыков

Используя некоторые читы, можно быстро развить умения Довакина и открыть все нужные перки.

advskill [Х] [Y] — повышает навык Х на Y очков опыта. Это основной код, используемый для прокачки персонажа.

Пример использования для Зачарования:

advskill Enchanting 100 — добавляет Зачарованию 100 очков (но не уровней).

player.setav [Х] [Y] — задает Y уровень умению Х. Не влияет на очки опыта.

Пример использования для Иллюзии:

player.setav Illusion 50 — Довакин получает 50 уровень Иллюзии.

Инструкция для полной прокачки:

Чтобы развить все навыки на Skyrim, коды на уровни и опыт придется применять последовательно.

1. Поднять навык командой advskill.

2. Сбросить уровень командой player.setav.

3. Полученные очки опыта потратить на приобретение всех необходимых перков.

4. Повторить действия для других навыков.

Пример для легкой брони:

advskill LightArmor 999999

player.setav LightArmor 0

Все коды на прокачку навыков:

  • Alchemy — алхимия
  • Alteration — изменение
  • Conjuration — колдовство
  • Destruction — разрушение
  • Enchanting — зачарование
  • Illusion — иллюзия
  • Restoration — восстановление
  • Marksman — стрельба
  • Block — блок
  • HeavyArmor — тяжелая броня
  • LightArmor — легкая броня
  • Lockpicking — взлом
  • Onehanded — одноручное оружие
  • Twohanded -двуручное оружие
  • Pickpocket — карманная кража
  • Smithing — кузнечное дело
  • Sneak — скрытность
  • Speechcraft — красноречие

Инструкция для быстрой прокачки:

Разумеется, вводить массу, пусть и однотипных, команд — утомительно. Нужные читы потребуется держать под рукой, распечатывать, переписывать, а то и запоминать. Куда проще создать или скачать готовый файл, содержащий нужные коды на очки навыков Скайрим.

Порядок действий:

— скачать архив;

— извлечь два текстовых файла в корень игры;

— запустить Скайрим;

— открыв консоль, последовательно ввести «bat allskills» и «bat allperks».

Первый чит повысит все навыки до максимума, второй — откроет доступные в игре перки.

Корректировка характеристик персонажа:

Команда player.setav может дополнительно использоваться для увеличения/уменьшения количества маны, здоровья и сил Довакина. Вместо названий навыков используйте параметры Health, Magicka и Stamina, плюс число, обозначающее максимальное значение той или иной характеристики.

Пример использования для магии:

player.setav Magicka 500

Дополнительно:

Использование кодов очков навыков на Скайрим неизбежно повысит уровень персонажа. Таким образом, полученные преимущества окажутся бессмысленными — ведь противники также станут сильнее. Чтобы понизить уровень Довакина, используйте простой код «player.setlevel Х», где Х означает, собственно, номер нужного уровня.

Если хотите действия — не пишите. Идите к человеку и скажите ему лично, что вам нужно.

Генри Миллер

Работая над своим романом «Тропик Рака», Генри Миллер составил 11 заповедей писателя и его ежедневной творческой рутины, которые помогли ему закончить произведение.

Он также зафиксировал на бумаге тот распорядок дня, которого следует придерживаться во время работы.

11 заповедей писателя

  1. Пока не закончишь что-то одно, не начинай другое.

  2. Не начинай новых книг, не добавляй глав в «Черную весну».

  3. Не нервничай. Работай спокойно, радостно и безрассудно над тем, что есть под рукой.

  4. Работай согласно программе, а не настроению. Останавливайся в назначенное время!

  5. Когда невозможно творить, можно работать.

  6. Понемногу укрепляй и цементируй результат каждый день, вместо того чтобы разрыхлять почву новыми удобрениями.

  7. Оставайся человеком! Встречайся с людьми, выходи в свет, пей, если этого хочется.

  8. Не будь ломовой лошадью! Работай только с удовольствием.

  9. Нарушай разработанную программу, когда хочется, но возвращайся к ней на следующий день. Концентрируйся. Сужай круг. Исключай лишнее.

  10. Забудь о книгах, которые хочется написать. Помни только о той, которую пишешь.

  11. Первым делом — всегда писать. Живопись, музыка, друзья, кино — это все потом.

Распорядок дня

Утро. Если нет сил — пиши заметки и сортируй их, это может вдохновить тебя.
Если в норме — пиши.

День. Часть работы перед глазами — следуй скрупулезно плану этой части. Не отвлекайся, не позволяй себя отвлекать. Пиши, пока не закончишь данную часть.

Вечер. Встречайся с друзьями, читай в кафе. Исследуй незнакомые закоулки. Пешком — если мокро, на велосипеде — если сухо. Пиши, если есть настроение, но не увлекайся. Рисуй, если чувствуешь опустошение или усталость. Составляй заметки и планы. Корректируй их.

Памятка. Оставляй некоторое дневное время на то, чтобы иногда выбраться в музей, сделать набросок и прокатиться на велосипеде. Делай наброски в кафе, поездах и на улицах. Поменьше фильмов! Библиотека для сверки — раз в неделю.

Джон Стейнбек

Лауреат Нобелевской премии и обладатель Пулитцеровской премии Джон Стейнбек известен своим подходом к написанию текстов в духе соцреализма — говорить исключительно о том, что действительно важно. В своем интервью 1975 года журналу The Paris Review он поделился своими творческими секретами.

  1. Забудьте о мысли, будто вы когда-нибудь закончите свою работу. Не думайте о том, что надо написать 400 страниц — просто пишите по одной в день, это помогает. Однажды вы с удивлением обнаружите, что завершили свою работу.

  2. Пишите свободно и так быстро, как можете — чтобы выплеснуть все на бумагу. Никогда не правьте и не переписывайте до тех пор, пока не поставите точку. Переписывание в процессе — это обычно не более, чем предлог, чтобы не двигаться вперед. Оно также препятствует свободному потоку мысли и ритму, которые приходят только при бессознательной работе с материалом.

  3. Забудьте об аудитории. Во-первых, безликая масса напугает вас до смерти, во-вторых, она существует только в театре, а в литературе — нет. В литературе ваша аудитория — это один-единственный читатель. Я пришел к выводу, что иногда лучше всего выбрать кого-нибудь из знакомых или придумать воображаемого персонажа и писать для него.

  4. Если сцена или глава не получается, и вам кажется, что вы могли бы лучше — оставьте ее в покое и идите дальше. Когда закончите, вы можете вернуться и, скорее всего, обнаружите, что причина вашей неудовлетворенности состояла в том, что эта часть текста просто оказалась не на месте.

  5. Относитесь с осторожностью к эпизоду, который слишком дорог вашему сердцу и нравится вам намного больше, чем остальные сцены из вашего текста. Обычно такие эпизоды не вписываются в канву всего повествования.

  6. Если вы пишете диалог — проговорите его вслух. Только тогда он зазвучит, как настоящая речь.

Курт Воннегут

Курт Воннегут — один из ключевых американских писателей и журналистов XX века, мастер сатирических рассказов и очерков. В своем видео-интервью он дал восемь советов о том, как написать хороший рассказ.

  1. Распорядитесь временем читателя — человека вам совершенно незнакомого — таким образом, чтобы он ни на секунду не подумал, будто оно было потрачено впустую.

  2. Дайте читателю хотя бы одного персонажа, с которым он мог бы себя хоть как-то ассоциировать.

  3. Каждый герой должен чего-то хотеть — даже если это просто стакан воды.

  4. Каждое предложение должно преследовать одну из следующих целей — либо раскрывать характер, либо развивать действие.

  5. Начните настолько близко от развязки, насколько возможно.

  6. Будьте садистом. Не важно, как милы и невинны ваши герои, — пусть с ними случаются ужасные вещи. Тогда читатели увидят, из чего эти люди на самом деле сделаны.

  7. Пишите, чтобы удовлетворить только одного человека. Если вы, так сказать, откроете окно и предложите свою любовь всему миру, ваша история подцепит пневмонию.

  8. Предоставьте читателям в сжатом виде как можно больше информации. К черту саспенс! Читатели должны полностью разбираться в том, что происходит, и быть в состоянии закончить историю без вашей помощи, даже если тараканы сожрут последние страницы книги.

    Джек Керуак

    «Постулаты и техники для прозы и жизни» Джека Керуака — настоящая медитация на тему литературы и жизни в целом. Некоторые исследователи утверждают, что в комнате поэта-битника Аллена Гинзберга на стене висел лист с «Постулатами», которые впоследствии вдохновили его на написание знаменитой поэмы «Вопль».

    Постулаты и техники для прозы и жизни

    1. Исписанные скорописью тайные записные книжки и набранные на машинке в припадке безумия страницы текста — для собственного удовольствия.

    2. Восприимчивость ко всему, открытость, желание слушать.

    3. Никогда не напиваться вне дома.

    4. Любить свою жизнь.

    5. Любое чувство найдет выход и форму.

    6. В буквальном смысле избавиться от грамматического и синтаксического аспекта.

    7. Рассказывать истинную историю мира во внутреннем монологе.

    8. Принять потерю — навсегда.

    9. Верить в святую кривую жизни.

    10. Пытаться передать тот поток, который уже бушует в голове.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *