Как заставить ребенка заниматься музыкой

Мы подготовили 5 советов, с помощью которых вы поможете ребенку полюбить занятия музыкой. Но для начала, нужно разобраться, зачем детям заниматься музыкой. Самый популярный ответ родителей на это – «Для общего развития». И они абсолютно правы.

Но что именно развивают музыкальные занятия? Дети, которые играют на музыкальных инструментах или поют лучше усваивают грамматику, красиво формулируют свои мысли на бумаге и легче запоминают иностранные слова. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает пространственное мышление. А оно необходимо для освоения математики и физики (т.е. любому будущему программисту). Музыка учит сопереживать лирическому герою и испытывать новые эмоции, а упражнения на пластику, которые дети делают в музыкальной школе, направлены на развитие способности к распознаванию эмоций и управлению ими. Всё это развивает эмоциональный интеллект. Он напрямую влияет на счастье человека и позитивный настрой в любом деле. Кем бы ни стал ваш ребенок в будущем, музыкальные занятия помогут ему добиться бОльших результатов.  

Зачем прививать интерес к занятиям музыкой, если можно просто заставить ребенка? Потому что это путь, который приведет к провалу. Ребенок, которого заставляют, а не мотивируют, будет думать только о том, как бы побыстрее отыграть и пойти домой, а дома, как бы побыстрее отрепетировать и заняться чем-то еще. Воля ребенка и другие способности в моменты принуждения не развиваются. В такой ситуации занятия музыкой и все приложенные усилия обесцениваются. Как же привить интерес к музыке?

Итак, пять советов, как мотивировать любого ребенка заниматься музыкой:

1) Создайте музыкальную среду. Давно замечено, если родители читают, дети тоже будут читать. С музыкой и многими другими занятиями это тоже работает. При выборе любого занятия для ребенка важен позитивный систематически повторяющийся пример.

Музыкальная школа и настрой туда ходить у ребенка

Если в семье кто-то умеет играть на музыкальных инструментах, играйте при ребенке. Давно хотели освоить классическую композицию на пианино или рок-балладу на гитаре? Занимайтесь по 10-20 минут, но ежедневно. Это отличный способ показать ребенку прогресс в занятиях музыкой. Если вокруг нет музыкантов, сводите ребенка на концерт классической музыки (или посмотрите видео отрывки в интернете). Включаете музыкальные ТВ каналы фоном? Включайте каналы с трансляциями классической музыки.

2) Малышам можно постоянно напоминать, что музыка – это такое волшебство, благодаря  которому он станет лучше всех, если будет упорно заниматься.

3) Скачайте ребенку на телефон приложение-симулятор, которое позволяет воспроизводить и записывать звуки музыкальных инструментов. Играйте вместе, покажите, что вам это тоже интересно.

4) Перед поступлением в музыкальную школу купите ребенку музыкальные раскраски DEVAR «Удивительные мелодии» и «Школа музыки». В них каждая принцесса-фея играет на трех музыкальных инструментах. Также там есть нотные листы. В игровой форме ребенок будет записывать в книжку-раскраску первые ноты, которые освоит.

5) Интересуйтесь тем, что ребенок узнает в музыкальной школе. Его научили рисовать скрипичный ключ? Здорово! Пусть научит и вас его рисовать (у вас не должно сразу получиться) и расскажет, зачем он нужен и где его пишут. Когда ребенок учит кого-то тому, что знает сам, он лучше фиксирует в памяти усвоенный материал. А видя ваш живой интерес, ребенок и сам будет больше интересоваться темой.

Что еще почитать на эту тему:

  • «О развитии эмоционального интеллекта в процессе музыкальных занятий» – статья В.И. Петрушина (МПГУ) в «Вестнике кафедры ЮНЕСКО «Музыкальное искусство и образование».

  • «Эффект Амадеуса. Ученые показали, как музыка развивает мозг» – статья Юрия Медведева в «Российской газете» (Федеральный выпуск №6018 (42).

  • «Музыка развивает мозг подростков и повышает их грамотность» – материалы портала «Научная Россия»

  • «Занятия музыкой делают детей лучше» – статья Эйми Натт (Amy Ellis Nutt) в The Washington Post (в переводе ИНОСМИ.РУ).

 

10 веских причин учить ребенка музыке

Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочее, и прочее… Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители.

1. Играть – это СЛЕДОВАТЬ ТРАДИЦИИ.
Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк Эллингтон начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки?

2. Музыкальные занятия ВОСПИТЫВАЮТ ВОЛЮ И ДИСЦИПЛИНУ: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов.
Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.

Внимание, строгие родители!

Почему Ваш ребенок теряет интерес к занятиям музыкой?

Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!

3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ.
Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.

Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.

4. МУЗЫКА И ЯЗЫК – близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.
Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.

Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.

5. Музыка СТРУКТУРНА И ИЕРАРХИЧНА: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов.
Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного. Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления.

Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.

6. Музыкальные занятия РАЗВИВАЮТ НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки.
За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты. Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими.

Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».

7. Музыканты МЯГКОСЕРДЕЧНЫ И ОДНОВРЕМЕННО МУЖЕСТВЕННЫ.
Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.

Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

8. Занятия музыкой ПРИУЧАЮТ «ВКЛЮЧАТЬСЯ ПО КОМАНДЕ».
Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.

Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.

9. Музыкальные занятия ВОСПИТЫВАЮТ МАЛЕНЬКИХ «ЦЕЗАРЕЙ», умеющих делать много дел сразу.
Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.

Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.

10. И наконец, музыка — наилучший ПУТЬ К ЖИЗНЕННОМУ УСПЕХУ.
Почему? См. пункты 1-9.

Источник:
https://www.babyblog.ru/user/Lora_Palmer/3112051

Видео в тему: Стоит ли обучать ребенка музыке?

Длительность: 5 минут

Многие родители мечтают о том, чтобы их ребенок был всесторонне развитой личностью, в том числе занимался музыкой. Но часто мечта так и остается мечтой. Ребенок и без того загружен, допоздна делает уроки, в музыкальную школу его придется водить за руку, да и пианино поставить некуда…лучше в бассейн его записать. Очень жаль, если так происходит. Бассейн – это, конечно, замечательно. Только начальное музыкальное образование еще никому в жизни не мешало. Давайте попробуем ответить на вопрос: что дает музыка в жизни?

Коммуникативные навыки

Владение музыкальным инструментом, будь то фортепиано, гитара или саксофон, в недалеком будущем сделает вашего ребенка душой любой компании. Вспомните о том, что не так давно всех детей дворян в обязательном порядке обучали музыке, причем, не только игре на инструменте, но и пению. Так что занятия музыкой – это в следование многовековой культурной традиции.

Занятия музыкой помогают находить общий язык с другими людьми. Казалось бы: сидит ребенок целый день за пианино или на скрипке «пиликает», света белого не видит, в себе замыкается. Ничего подобного. Маленькие музыканты очень часто играют на концертах, что воспитывает в них эмоциональную устойчивость и уверенность в себе перед большим количеством людей. И не только это. За годы обучения в ДМШ ребенок познакомится с глубоким и мудрым Бахом, шутливым Россини, эмоциональным и страстным Чайковским, по-русски распевным Свиридовым… Осваивая каждое музыкальное произведение, ребенок будет вживаться в него. А затем будет стараться донести до слушателей характер каждого композитора и его музыки. В дальнейшем это существенно облегчит ему понимание других людей и процесс общения с ними.

Чувство ответственности

Привычка делать все в последний момент (типичная для русского менталитета!) никогда не появится у человека, с детства занимающегося музыкой. Ведь почти невозможно за два вечера выучить произведение к экзамену или серьезному концерту. Так что ваш ребенок научится грамотно распределять свои силы, делать любую работу планомерно и спокойно – а значит, потом никакие дедлайны не будут ему страшны.

Выдержка и сила воли

С помощью музыкальных занятий ребенок дисциплинирует сам себя и развивает силу воли. Инструмент требует внимания каждый день на протяжении нескольких часов. В течение нескольких лет. Упорство для этого дела требуется колоссальное. Ребенок будет воспитывать характер, играя гаммы и этюды. Даже делая это без большого энтузиазма, он достигнет определенных успехов.

Почему не стоит учить ребёнка музыке

А в жизни эти качества, выработанные на музыкальных экзерсисах, обязательно найдут себе достойное применение.

В процессе игры на инструменте ребенок научится делать несколько дел сразу. Например, читая с листа фортепианную пьесу, ему нужно помнить о тональности, ключевых и случайных знаках, воспроизводить мелодию, одновременно заглядывая вперед. Таким образом он контролирует прошлое, настоящее и будущее, хорошо ориентируется во времени. А если еще и подключить педаль… Кстати, распространенный музыкальный анекдот о девочке, которая ставила книгу на подставку для нот и перечитала всю мировую классику, играя гаммы, вполне может быть воплощен в жизнь (автором статьи этот способ лично опробован.

Оказалось неожиданно удобно. Только страницы переворачивать несподручно).

Успех в любой сфере деятельности

Существует масса примеров, доказывающих, что люди, занимающиеся музыкой, намного более успешны в жизни, чем все остальные. Даже если в детстве они ходили в музыкальную школу без особого рвения. Так, например, Кондолиза Райс великолепно играет на фортепиано, Билл Клинтон в юности руководил джаз-бендом, Альберт Эйнштейн был замечательным скрипачом, а у Марины Цветаевой есть замечательная автобиографическая повесть «Мать и музыка».

Развитие мышления

Музыка – четко и логично организованная система, построенная на математических законах. В процессе ее освоения развивается пространственное мышление (ребенок вслепую находит нужные клавиши или лады на грифе), логическое мышление (в элементарной теории музыки нет ничего придуманного или спорного, все идеально обосновано). Ребенок развивает память, запоминая на слух музыкальные фразы и целые произведения.

Музыка тесно связана не только с математикой, но и с языком. В процессе эволюции ритуальное и бытовое пение появилось гораздо раньше осмысленной речи. В музыке можно легко услышать предложения и фразы, утвердительные, вопросительные и восклицательные интонации, понять ее смысл и характер. Это та же речь, только без слов. Кстати, многие известные писатели были настоящими меломанами. Например, Руссо, Стендаль, Тургенев, Пастернак…

Понимание структурных систем

В общем, музыка пригодится всем. Математикам, физикам, инженерам, журналистам, переводчикам, менеджерам… И даже программистам! Ведь музыка, как и компьютерный язык, подчиняется четкой иерархии и структуре. Так, например, большая и целостная опера разделена на несколько действий. Действия делятся на картины, картины – на сцены, сцены – на законченные номера. А в каждом номере также можно выделить небольшие фрагменты и темы, состоящие из музыкальных предложений, фраз, тактов… Уровень структурного мышления вашего ребенка будет существенно выше, чем у его немузыкальных сверстников. Кстати, компания Майкрософт предпочитает брать на работу сотрудников, имеющих музыкальное образование.

Тонкость души

Музыка развивает в детях душевную тонкость и способность воспринимать прекрасное. Эти качества украшают как мужчин, так и женщин любой профессии.

Стойкость характера, вырабатываемая музыкальными занятиями, придает людям особый шарм. Если вы хотите вырастить настоящего человека, интеллигентного, в меру эмоционального и в меру уравновешенного, успешного во всех жизненных сферах – музыка вам в помощь. Смело берите своего ребенка за руку и ведите на приемный экзамен в ДМШ. Через N-ное количество лет он сам скажет вам «спасибо» за это, можете не сомневаться.

Мама с папой плохому не научат. Но не редко встречается такая ситуация, когда и хорошему научить не могут или, точнее, считают, что не могут. Особенно часто это встречается в музыкальной сфере, когда никто из родителей не владеет ни одним музыкальным инструментом, а предпочтения ограничиваются отечественной поп-эстрадой. Отсюда возникает вопрос, как приучить ребенка к музыке, если собственные знания стремятся к нулю.

В этом мы вам и поможем, ведь музыка оказывает положительное воздействие не только на психологическое состояние ребенка,  но и на развитие интеллекта, а также творческих способностей, не говоря уже о расширении кругозора.

Музыка для беременных

Психологи советуют слушать классическую музыку еще до рождения ребенка, чтобы малыш уже в утробе слушал и наслаждался.

Но, нас интересует тот случай, когда родители спохватились не сразу.

Уроки музыки: нужно ли мучить ребенка?

Итак, что же делать.

Познакомьте ребенка с музыкальными инструментами

Сказать, мол смотри вот это гитара, а это пианино – всё равно что сказать вот это – книга, а это телевизор. Информативностью такое объяснение не отличается. Чтобы ребенок имел полное представление о том, что такое телевизор – его надо включить и желательно со звуком, книгу нужно прочесть. В противном случае книга останется набором склеенных бумажек, а телевизор – ящиком со странным стеклом. Также дело обстоит и с музыкальными инструментами.

Покажите ребенку гитару на картинке, дайте послушать соответствующую мелодию (других инструментов в ней звучать не должно), затем поставьте видео, на котором кто-нибудь играет на гитаре (здесь лучше использовать и мультики, и настоящие выступления, особенно детские).

Дети очень любят рисовать! Используйте эту страсть в ознакомлении с музыкальными инструментами. Не выбирайте сложные рисунки, достаточно будет поэтапных мастер-классов для детей. Например, вот пошаговая иллюстрация, как рисовать пианино:

В процессе рисования расскажите ребенку историю выбранного инструмента, вспомните подходящие сказки или мультфильмы (например, «Бременские музыканты»).

Если не знаете ничего, почитайте в интернете, информации Википедии с лихвой хватит, чтобы придумать захватывающую историю минут на 10-15 (больше не надо, ребенку может наскучить).

Устраивайте тематические дни или недели

Здесь подход строго индивидуальный, поэтому день-два или неделя – зависит только от вас и вашего ребенка.

На протяжении конкретного срока рекомендуется, чтобы в доме играла сольная музыка (то есть только обозначенный инструмент). Не забывайте, что перед сном музыка должна быть спокойной! Вполне возможно подобрать спокойные мелодии и в исполнении исключительно ударных инструментов.

В этот же период рисуйте выбранный инструмент, опять же – рассказывайте истории. Если вы живете в большом городе, вполне можно найти мастер-класс или бесплатное пробное занятие для детей по игре на том или ином инструменте. Дайте ребенку возможность не только посмотреть на инструмент, но и пощупать его, и даже извлечь из него какие-то звуки.

Ни в коем случае не говорите ребенку, что у него не получается, сначала надо долго учиться и так далее.

Не отбивайте охоту, поверьте даже самая ужасная какофония из под собственных рук лучше прослушивания mp3 записи. Как минимум у ребенка появится живое представление об инструменте.

Расширяйте границы

Гитара – это гитара, барабаны – это барабаны, даже со всеми рисунками и подробностями остаются лишь единичными инструментами. Ваша задача открыть дверь в мир их разнообразия. То есть, когда у ребенка уже появится какая-то база, расскажите ему о струнных щипковых и смычковых разновидностях, а многообразии ударных инструментов и так далее.

Не останавливайтесь на элементарном. С элементарного следует только начинать для простоты процесса усвоения информации.

Потихоньку переходите на сложные композиции или даже симфонии, в которых будут звучать уже изученные вами инструменты. Пусть ребенок на слух определит, какие именно инструменты звучат в данной мелодии.

Как приучить ребенка слушать музыку — пусть он вам поможет

Дети очень любят помогать взрослым, так они чувствуют себя более значимыми и состоявшимися. Попробуйте просто попросить ребенка помочь вам выбрать мелодию для открытки близкому человеку или другу.

Для начала пусть это будет две мелодии приблизительно одинакового настроения. Затем усложняйте задачу, чтобы ребенок смог отличать мелодии минорные и мажорные, чтобы смог подбирать мелодию для каждого отдельного случая.

Таким образом вы научите азам не только ребенка, но и восполните собственные пробелы. Не забывайте про существование детских филармоний. Если решите купить билет на более серьезный концерт, убедитесь, что длительность его не превышает часа, максимум полутора часов. Иначе ребенок устанет.

Ну и наконец, если вы решите отдать ребенка в музыкальную школу, внимательно подойдите к вопросу выбора инструмента. Здесь все зависит не только от пресловутого «нравится/не нравится», а от характера малыша и других особенностей. Подробно по этому поводу мы писали в статье «какой музыкальный инструмент подойдет вашему ребенку».

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *