Как завязать узел

Самый крепкий узел: как его завязывают?

Легендарный узел

Многим известна древняя легенда о гордиевом узле. Связана она с фригийцами и их убеждением, что первый чужак, вступивший в их город, станет величайшим царем в истории. Таковым оказался неизвестный никому крестьянин Гордий.

Именно его жители Фригии и возвели на трон. В память о таком событии Гордий привязал с помощью кизилового лыка телегу (на которой и въехал в город) к алтарю местного храма столь хитроумным узлом, что никто не смог его распутать. Впечатленные подобным жрецы поспешили предсказать: тот, кому поддастся столь трудная задачка, станет величайшим на планете полководцем.

Покорилось же непростое дело развязывания гордиева узла легендарному Александру Македонскому. Правда, по одному варианту пересказа той старинной истории великий грек попросту разрубил крепкий узел (что вошло в известный фразеологизм) , но по другому — нашел, за какую веревку потянуть, дабы сложная конструкция сама распуталась.

Морские узлы

К несчастью, история не сохранила способа вязания вышеуказанного плетения, поддавшегося лишь знаменитому античному полководцу. Однако ныне существует изрядное число сложных узлов — в основном морских. Любой новичок, осваивая непростую науку мореходства, изучает в том числе и способы их завязывания.

Замысловатые плетения из веревок необходимы были покорителям водной стихии потому, что в непростых условиях, в которых им приходится пребывать, нужны узлы достаточно надежные, дабы оные сумели не просто привязать к мачтам паруса либо соединить иные детали судна между собою, но и выдержать в случае чего порывы резкого штормового ветра. В подобной ситуации от способности членов команды сплести нечто особенно надежное зависит даже их выживание и сохранение корабля под ударом стихии.

Кровавый узел

Впрочем, стоит сказать, что самый крепкий узел (или же, по крайней мере, считающийся таковым) относится не совсем к морскому делу, хотя с водной стихией тоже связан. Он носит имя кровавого, или змеиного, и его надежность оценивается специалистами процентов в 87.

Обычно «змейку» применяют рыболовы — для привязывания «намертво» двух кусков нейлоновой лески. Здесь важно, чтобы материал был примерно одинаковым по толщине — иначе надежность подобного крепления всерьез пострадает. Если же все-таки приходится соединять две разные по диаметру в поперечнике снасти, самую тонкую из них стоит сложить именно в месте связывания вдвое.

Эксперты отмечают, что единственный недостаток змеиного узла — в чрезвычайной сложности его плетения (впрочем, многие, кто легко его освоил, с подобным заявлением едва ли согласятся) . Здесь потребуется максимально сконцентрироваться и привлечь в помощь собственную сноровку.

Завяжем?

Для начала нужно перехлестнуть два конца лески либо веревки. После потребуется порядка шести раз обвить одну из них вокруг другой, а в завершение подобного маневра — протянуть оставшийся кончик между этими двумя кусками материала, сперва пропустив его назад.

С другой леской/веревкой придется произвести аналогичные действия, но в обратную сторону (как бы в зеркальном отражении) . Далее остается лишь попросту затянуть узелок. При этом внешний его вид может существенно измениться — если использовался нейлоновый материал. Например, в такой ситуации внутренняя нить веревки либо лески станет наружной.

Применять «змейку» можно не только для рыболовных снастей. Некоторые музыканты вполне успешно скрепляют с его помощью разорванные рояльные струны. Возможно, змеиный узел пригодится и в иных случаях — стоит лишь попробовать.

02.06.2014

AlpinHike.com Туристическое снаряжение и Товары для туризма

В туристических путешествиях важным умением является правильное вязание различных видов узлов. Особенно в горных походах необходимо уметь вязать специальные узлы, чтобы правильно воспользоваться страховочными системами. Туристические узлы различаются по назначению и способам вязания.

Назначение туристических узлов

• Узлы «Встречный», «Ткацкий», Грейпвайн», «Прямой» позволяют надежно соединить веревки, одинаковые по диаметру.
• «Брамшкотовый» и «Академический» — узлы для соединения нескольких веревок, отличающихся по диаметру.
• Узлы, связанные по типу незатягивающихся петель, используются в страховочных системах. Это «Двойной проводник», «Простой проводник», «Серединный австрийский проводник», «Восьмерка».
• Закрепить веревку на опоре позволяют узлы «Стремя», «Удавка», «Булинь».

2 способа вязания «Прямого» узла

1. Сделать петлю одной веревкой, добавить обороты второй веревкой. Для завязки контрольных узловоставить концы веревок длиной от 15 до 20 см. Если узел выполнен правильно, ходовые концы выходят только снизу или только сверху.

2. Наложить две веревки друг на друга, завязать в разные стороны два простых узла. После этого завязать на концах контрольные узлы. Если концы завязать в одну сторону, получится «Бабий узел».

«Ткацкий» узел

Две веревки, одинаковые по диаметру, наложить друг на друга. Завязать поочередно с обеих сторон контрольные узлы. Стянуть узлы, на концах сделать контрольные узлы.

Узел типа «Встречный»

Взять две одинаковые по диаметру веревки. На конце одной завязать простой узел, после чего второй веревкой полностью повторить узел навстречу ходовому концу другой веревки. Узел должен получиться двойным, ходовые концы должны выходить в разные стороны. Затянуть узел, контрольные узлы можно не вязать.

 

«Грейпвайн»

Наложить друг на друга две одинаковые по диаметру веревки.

С одной стороны сделать двойной как бы контрольный узел, то же самое проделать с другой стороны. Стянуть узлы, контрольных узлов вязать не нужно.

Узел «Брамшкотовый»

Взять две разные по диаметру веревки. Из толстой веревки сделать петлю, обкрутить ее ходовым концом тонкой веревки. Затянуть и расправить узел, завязать контрольные узлы.

«Академический»

Взять две веревки разного диаметра. Сделать петлю толстой веревкой, обкрутить ее тонкой веревкой (ходовым концом). Затянуть и расправить узел, с двух концов завязать контрольные узлы.

«Простой проводник»

Сложить одну веревку пополам и на ее конце завязать простой узел в виде петли. Ниже затянуть контрольный узел.

«Срединный австрийский проводник»

Взять одну веревку посередине, сложить из нее цифру 8, используя поворот на 360°. Вершину восьмерки опустить вниз и протянуть так, чтобы получилась петля. Растянуть концы в две разные стороны.

«Двойной проводник»

Сложить одну веревку пополам, связать и затянуть «пустышку» (она не должна развязываться, если дернуть за петлю). Протянуть нижнюю петлю так, чтобы через нее проходили верхние петли, затем стянуть их кузлу.

«Восьмерка»

Одну веревку сложить пополам, на конце сделать узел, повторяющий очертания цифры 8.

Затянуть, расправить – узел готов.

Узел «Удавка»

Обнести опору сначала ходовым концом для крепления, а после – рабочим концом, который будет использоваться. Сделать несколько оборотов ходовым концом вокруг рабочего и затянуть узел.

«Стремя»

Обнести ходовой конец веревки вокруг опоры, протянуть его согласно рисунку и закрепить при помощи контрольного узла.

Узел «Булинь»

Оставив свободные концы, сделать петлю посредством поворота веревки по часовой стрелке на 180°. Ходовым концом обнести опору, продеть конец веревки в получившуюся петлю. Затем обнести рабочую веревку ходовым концом и продеть в петлю с другой стороны. Затянуть и завязать контрольный узел.

Как вязать узлы. 12 надёжных узлов для выживания.

Булинь — беседочный узел.

  Булинь. (фото: brig-club.ru)

 

  Люди, не знакомые с морской терминологией, могут подумать, что название "беседочный узел" происходит от глагола "беседовать" или от существительного "беседка". В морском языке название этого узла произошло от "беседки", но не от обычной, а от морской беседки, которая представляет собой небольшую деревянную доску — платформу, служащую для подъема человека на мачту или опускания за борт судна при покрасочных или иных работах.

Эта доска с помощью тросов крепится к подъемному тросу особым узлом, который и получил название беседочный узел. Второе его название булинь. Оно произошло от английского термина "булинь", обозначающего снасть, которой оттягивают наветренную боковую шкаторину нижнего прямого паруса. Эта снасть вяжется к шкаторине паруса булиневым узлом", или просто "булинем".

  Это один из древнейших и самых удивительных узлов, когда-либо придуманных человеком. Археологи свидетельствуют, что беседочный узел был известен древним египтянам и финикийцам за 3000 лет до нашей эры. Беседочный узел, несмотря на изумительную компактность, содержит в себе одновременно элементы простого узла, полуштыка, ткацкого и прямого узлов. Элементы всех этих узлов в определенном сочетании дают беседочному узлу право называться универсальным. Он удивительно просто вяжется, даже при сильной тяге никогда не затягивается "намертво", не портит трос, никогда не скользит вдоль троса, сам не развязывается и легко развязывается, когда это нужно. Основное назначение беседочного узла — это обвязка человека тросом под мышками как средство страховки при подъеме на высоту, опускании за борт или в задымленном помещении во время пожара на борту судна. В незатягивающуюся петлю этого узла можно вставить беседку.

  Наиболее простой способ вязки. В жизни всегда. может пригодиться умение быстро завязать беседочный узел вокруг своей талии. Это нужно уметь делать одной рукой одним непрерывным движением кисти, в темноте, за 2 — 3 секунды. Научиться этому совсем не трудно.

  Возьмите коренной конец троса в левую руку, правой обнесите ходовой конец сзади себя вокруг своей талии. В правую кисть возьмите ходовой конец и, отступя от его конца примерно 10 сантиметров, зажмите его в кулаке. В левую кисть возьмите коренной конец и вытяните левую руку вперед. Теперь, имея коренной конец троса слегка натянутым, правой кистью с зажатым в ней ходовым концом обогните коренной конец троса сверху вниз на себя и вверх от себя.

Старайтесь сделать такое движение кистью, чтобы она целиком не попала в петлю. Далее ходовой конец обнесите вокруг натянутого коренного конца влево перехватите его большим и указательным пальцами правой руки. Вытаскивая правую кисть из петли, одновременно просовывайте ходовой конец в малую петлю. Держа правой кистью ходовой конец, лентой потяните за коренной конец. Проделав это несколько раз подряд, вы научитесь завязывать беседочный узел на себе, в темноте или с закрытыми глазами. Представьте себе такую ситуацию: вы оказались за, бортом судна в воде, вам бросили с палубы конец, по которому вы не сможете подняться наверх, потому что он скользкий. Завязав вокруг своей талии беседочный узел и передвинув образовавшуюся петлю подмышки, вы можете гарантировать, что вас благополучно вытащат из воды на палубу. Этот великолепный узел не раз спасал жизнь морякам. Чтобы развязать беседочный узел, достаточно немного сдвинуть петлю ходового конца вдоль ослабленной коренной части троса.

Португальский булинь.

  Португальский булинь.(фото: kakimenno.ru)

  Работает также как и простой булинь. Используется в тех случаях, когда необходимо завязать на одном конце сразу две петли. Например, подъем раненого человека. Тогда ноги пострадавшего продеваются в петли, а коренным концом вокруг груди под мышками вяжется полуштык.

тогда человек никуда не вывалится, даже если будет без сознания.

  Узел "восьмёрка".

 "Восьмёрка". (фото: brig-club.ru)

 

  Этот узел считается классическим. Он составляет основу полутора десятка других, более сложных узлов различного назначения. В том виде, в каком он изображен здесь, этот узел в морском деле служит отличным стопором на конце троса, чтобы последний не выхлестывался из шкива блока. В отличие от простого узла он даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно легко развязать. Чтобы связать восьмерку, надо ходовой конец троса обнести вокруг коренного и затем пропустить его в образовавшуюся петлю, но не сразу, как в простом узле, а заведя сначала его за себя же. Этот узел можно применить для веревочных ручек деревянного ведра или бадьи, если веревка проходит сквозь два отверстия на выступающих концах деревянных клепок. В этом случае, продев веревку в оба отверстия, на ее концах с внешних сторон клепки завязывают по восьмерке. Двумя восьмерками можно надежно прикрепить веревку к детским санкам. Чтобы рука не соскальзывала с конца собачьего поводка, советуем завязать восьмерку. Кроме этого, она неплохо служит для крепления струн к колкам скрипок, гитар мандолин, балалаек и других музыкальных инструментов.

  Узел восьмерка вяжется очень просто и может выполнится в момент одной рукой.

  1. Выполните первую калышку.
  2. Потом проведите ходовой конец под коренным.
  3. Пропустите его в первую калышку и затяните узел.

Кинжальный узел. Узел для связывания двух тросов или верёвок.

  Считается одним из лучших узлов для связывания двух тросов большого диаметра. Он не очень сложен по своей схеме и весьма компактен, когда затянут. Его удобнее всего завязать, если сначала ходовой конец троса уложить в виде фигуры цифры 8 сверху коренного. После этого вытянутый ходовой конец второго троса продеть в петли, пропустить под среднее пересечение восьмерки и вывести над вторым пересечением первого троса. Далее ходовой конец второго троса нужно пропустить под коренной конец первого троса и ввести его в петлю восьмерки, как указывает стрелка. Когда узел затянут, два ходовых конца обоих тросов торчат в разные стороны. Кинжальный узел нетрудно развязать, если ослабить одну из крайних петель.

Как вязать кинжальный узел. (фото: poxod.ru)

Прямой узел.

  Археологические находки свидетельствуют о том, что примерно за три тысячи лет до нашей эры им пользовались египтяне. Древние греки и римляне называли его Nodus Hercules — геркулесовым или геракловым узлом, потому, что мифический герой Геракл им завязывал на своей груди передние лапы шкуры убитого им льва. Римляне применяли прямой узел для сшивания ран и лечения переломов костей. Он представляет собой два полуузла, последовательно завязанных один на другим в разные стороны. Это обычный самый простой способ его вязки. Моряки, которые этим узлом пользуются со времен глубокой древности для связывания тросов, применяют другой способ вязки. Ткачи, которые применяют прямой узел, для связывания оборвавшихся нитей пряжи, завязывают его по-своему, особым, удобным им способом.

  При больших нагрузках на связанные тросы, а также при намокании тросов прямой узел сильно затягивается. Как же развязывается прямой (рифовый) узел, который так затягивается, что его нельзя будет развязать и придется резать. Прямой узел, даже намокший и сильно затянутый, развязывается очень просто, за 1 — 2 секунды.

Как вязать прямой узел.

  Возьмите в левую руку концы А и Б, а в правую — концы В и Г. Сильно потяните их в разные стороны и как можно туже затяните узел. После этого возьмите в левую руку коренной конец А (чтобы он не выскальзывал из кисти руки, сделайте пару шлагов вокруг ладони). В правую руку возьмите ходовой конец Б (его также можно намотать на ладонь.). Резко и сильно дерните концы в разные стороны. Не выпуская из левой руки конец А, правой зажмите в кулак оставшуюся часть узла, удерживая ее большим и указательным пальцами. Коренной конец А потяните в левую сторону — узел развязан. Весь секрет заключается: в том, что при рывке концов А и Б в разные стороны прямой узел превращается в два полуштыка и полностью утрачивает все свои свойства. Он также легко развязывается, если вы возьмете в правую руку коренной конец Г и сильно потянете ходовой конец В влево. Только в этом случае конец Г нужно потом тянуть вправо, а оставшуюся часть узла (полуштыки) — влево. Развязывая таким способом прямой узел, помните, что, если вы дернули ходовой конец право, за коренной тяните влево и наоборот. При развязывании прямого узла не следует забывать, что с какой силой он был затянут, с такой же силой надо и дергать за один из его ходовых концов.

Рыбацкий штык, якорный узел.

  Очень надёжный узел. Один из наиболее ответственных случаев применения узла в морском деле — это привязывание якорного каната к якорю.

За пять тысяч лет существования судоходства люди для этой цели не могли придумать более надежного узла, чем этот. Проверенный многовековым опытом морской практики, этот узел признан моряками всех стран как самый надежный для прикрепления каната к рыму или к скобе якоря. Рыбацкий штык (или якорный узел) в какой-то степени схож с простым штыком со шлагом. Отличается от него тем, что первый из двух полуштыков проходит дополнительно внутри шлага, обхватывающего предмет. Применяя этот узел для якоря, всегда необходимо прихватывать ходовой конец схваткой к коренному. В этом случае, даже при очень сильной тяге, рыбацкий штык не затягивается и надежно держит. Его модно смело применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.

Затягивающаяся удавка.

  Этот узел также называют эшафотным или "висельным" узлом. Но несмотря на это, он находит и другое применение в морском деле. Его используют при временном креплении троса за плавающие в воде предметы или при накидывании и креплении троса за какой-либо предмет на берегу. Этот узел имеет преимущество даже перед таким хорошим узлом, как удавка с полуштыками, в том, что ходовой конец троса не может выскользнуть из петли, и потому затягивающаяся удавка считается надежнее. На парусниках этим узлом крепили коренные концы марса-шкотов и марса-гитовых и других снастей в случаях, когда нужно было иметь эти концы готовыми к отдаче. Чтобы завязать этот узел, трос укладывают в виде двух одинаковых по размеру петель. Обе петли обносят несколько раз ходовым концом троса, после чего этот конец пропускают в петлю, обращенную к коренной части троса, и, вытягивая крайнюю петлю, зажимают в ней. Затягивающуюся удавку всегда можно без труда развязать, если потянуть за коренную часть троса. Этот мрачный узел можно неплохо использовать в морском деле двояким образом. Во-первых, по схеме его вязки удобно хранить, в виде компактной бухты трос. Сделав этот узел без петли на ходовом конце бросательного конца, вы получите отличную тяжесть. Если он вам покажется недостаточно тяжелым, перед применением опустите его в воду.

Плоский узел.

  Он издавна считался одним из самых надежных узлов для связывания тросов разной толщины. Им связывали даже якорные пеньковые канаты и швартовы. Имея восемь переплетений, плоский узел никогда сильно не затягивается, не ползет и не портит трос, поскольку не имеет крутых перегибов, и нагрузка, приходящаяся на тросы, по узлу распределяется равномерно. После снятия нагрузки на трос этот узел легко развязать. Принцип плоского узла заключается в его форме: он действительно плоский, и это дает возможность выбирать связанные им тросы на барабаны шпилей и брашпилей, на вельпсах которых его форма не нарушает ровное наложение последующих шлагов.

  В морской практике существует два варианта вязки этого узла: незатянутый узел с прихваткой его свободных ходовых концов к коренным или полуштыками на их концах и без такой прихватки, когда узел затягивается. Завязанный первым способом плоский узел (в этом виде его называют узлом Жозефины) на двух тросах разной толщины почти не меняет своей формы даже при очень большой тяге и легко развязывается, когда нагрузка снята. Второй способ вязки применяется для связывания более тонких, нежели якорные канаты и швартовы, тросов, причем одинаковой или почти одинаковой толщины. При этом завязанный плоский узел рекомендуется сначала затянуть руками, чтобы при резкой тяге он не перекрутился. После этого, когда на связанный трос дана нагрузка, узел некоторое время ползет и перекручивается, но, остановившись, держит прочно. Он развязывается без приложения особых усилий сдвигом петель, охватывающих коренные концы. Как уже говорилось, у плоского узла восемь пересечений тросов и, казалось бы, что завязать его можно по-разному существует 256 различных вариантов его завязывания.

Но практика показывает, что далеко не каждый узел из этого числа, завязанный по принципу плоского узла (попеременное пересечение встречных концов с под и над), будет надежно держать. Девяносто процентов, из них ненадежны, а некоторые даже опасны для связывания тросов, предназначенных для сильной тяги. От изменения последовательности пересечения связываемых тросов в плоском узле зависит его принцип, и достаточно чуть-чуть изменить этот порядок, как узел получает другие отрицательные качества. Перед тем как применить этот узел на практике для какого-либо ответственного дела, нужно сначала точно запомнить схему его и связывать тросы именно по ней без каких-либо, даже самых незначительных отклонений. Только в этом случае плоский узел сослужит вам верную службу и не подведет.

(фото: slokam.ru)

  Этот морской узел незаменим для связывания двух тросов (даже стальных, на которые будет приложено значительное усилие, например при вытаскивании трактором застрявшего в грязи на полколеса тяжелого грузовика).

Мешочный узел.

(фото: hermes-sz.com)

  Во флотах различных стран матросы хранили свои личные вещи по-разному — в мешках, рундуках и чемоданах. В Российском императорском военном флоте для хранения личных вещей матросов употреблялись большие и малые чемоданы, сшитые из серой парусины. Для переноски мешков матросы прикрепляли к ним кусок штерта, которым завязывали их мешочным узлом.

Альпинистский узел — ездовая петля.

 

 Используется для точек крепления на базовой верёвке и для крепления в связке среднего участника, за что получил своё второе распространённое название.

Для привязывания верёвки к основным и промежуточным креплениям, для временной изоляции дефектного (перебитого) куска рабочей верёвки.

  Узел примечателен тем, что легко, по сравнению с восьмёркой, развязывается и одинаково хорошо затягивается в обе стороны. При рывке с одной из сторон не скользит по веревке.

Амфорный узел.

  Узел этот не простой, зато с его помощью можно сделать великолепную веревочную ручку для переноса бутыли, кувшина и вообще любого сосуда с небольшим выступом на горлышке.

Бочечный узел.

  Этот узел применяют тогда, когда нет специального стропа или приспособления для подъема полных и открытых бочек в вертикальном положении. На средней части троса, которым намерены поднимать бочку, вяжут полуузел. Полупетли узла разводят в стороны и охватывают ими среднюю часть бочки. Нижняя часть петли проходит по центру днища бочки, свободные концы троса связываются прямым узлом, а если трос одним концом уже закреплен, то беседочным узлом.

Источники: dod.ru, hermes-sz.com, katamaran.ru

 

.

.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *