Как двигаться на сцене когда поешь?

Немногие исполнители признаются в этом, но боязнь сцены – серьезная проблема многих классических музыкантов.

Боязнь сцены похожа на безумие: появляется без предупреждения, как гром среди ясного неба. Именно так это случилось у шотландского пианиста Стивена Осборна, одного из самых грамотных и эмоциональных современных пианистов. Около десяти лет назад, во время исполнения 23го фортепианного концерта Моцарта, ему вдруг показалось, что он вот-вот забудет следующую ноту.

«Волнение охватывало меня все больше и больше, — вспоминает музыкант, — И хотя я ничего не забыл, ощущение было, как будто я тону, и вода уже прямо у меня под носом». Осборн был так обеспокоен этим происшествием, что обратился за помощью к когнитивному психотерапевту. «Он научил меня нескольким приемам, например, перед выступлением представлять, что я где-то в спокойном, безопасном месте, скажем, на цветочном луге. Это помогало, но я всегда понимал, что это ненадолго».

Затем, несколькими годами позже, во время исполнения первого фортепианного концерта Рахманинова случилась настоящая катастрофа. «Это было как землетрясение, потому что на этот раз у меня на самом деле были провалы в памяти, и я понимал, что все выступление катится к чертям. Это было ужасно, и повторялось снова и снова. Мне стало казаться, что это конец моей карьеры. Каждый раз перед выходом на сцену я думал «Как же я могу выходить и выступать, когда прекрасно знаю, что сейчас неминуемо случится?»

Осборн не единственный, кто подвержен этому страху.

У многих музыкантов боязнь сцены проявляется такими пугающими симптомами, как тремор пальцев и учащенное сердцебиение. Музыканты-классики больше других страдают от проявлений боязни сцены, так как для них точность и виртуозность превыше всего. Допустишь ошибку в джаз-брейке, и это вряд ли заметят; допустишь ошибку в струнном квартете – и это заметят все.

Неудивительно, что большинство музыкантов скрывают свой страх публичных выступлений, но есть единицы, кто не боится говорить об этом открыто. В своей автобиографии американская звезда оперы, сопрано Рене Флеминг упоминает о том, что самый страшный приступ боязни сцены случился у нее в 1998 году в Ла Скала, в Милане, когда зрители стали свистеть во время ее выступления в  главной роли в «Лукреции Борджиа» Доницетти. Она стала дрожать, и ее трясло еще несколько дней.  Долгие месяцы после этого происшествия каждый выход на сцену для нее был сущей пыткой.

Польско-американский пианист Леопольд  Годовский настолько сильно волновался на сцене, что играть в полную силу мог только в частном окружении. Другой пианист, Владимир Горовиц, пожалуй, больше других пострадал от боязни публичных выступлений. Однажды, проиграв битву с нервами, он на несколько лет прервал выступления.

Существует много способов справиться с этой проблемой, отнимающей столько сил у музыкантов. Один из них – самый распространенный и самый простой – прием препаратов, притупляющих волнение. В 2012 году исследование среди оркестров Германии показало, что почти треть музыкантов принимают седативные препараты или бета-блокаторы.

Однако, трудность заключается в том, что, притупляя нервное напряжение, лекарства также притупляют интенсивность чувств и творческое вдохновение, которые являются главными атрибутами успешного выступления. Кроме того, они снимают симптом, но не причину, заявляет Аарон Виллиамон, возглавляющий Центр Исследований Публичных Выступлений в Королевском музыкальном колледже. «В сущности, боязнь сцены состоит из двух главных компонентов — непроизвольная физиологическая реакция организма на стрессовую ситуацию, выражающаяся в сухости во рту, учащенном сердцебиении и т.п.; и психологические аспекты, включающие в себя опасные мысли, например, о том, что выступление непременно потерпит фиаско. От физиологических симптомов можно легко избавиться при помощи физических упражнений, которые понижают уровень гормонов стресса, таких, как кортизол. При психологических аспектах очень эффективна когнитивная психотерапия. Она заключается в том, что необходимо помочь музыканту относиться к выступлению более рационально. Например, вместо того, чтобы считать публику своим врагом, и думать, что представление может быть либо идеальным, либо отвратительным, нужно смириться с тем, что ошибки неизбежны, а зрители всегда на стороне исполнителя».

Стивен Осборн относится к волнению перед выступлением так же, как он относится к музыкальному произведению – как к сложной и интересной задаче, которую ему предстоит решить. Он никогда не принимал каких-либо препаратов и скептически относится к благоприятному воздействию когнитивной психотерапии.

 «Это методы спортивной психологии: избавься от волнения и добьешься наилучших результатов, — считает он, — Но я думаю, это неприменимо к музыке. Нельзя закрывать глаза на тот факт, что музыка – это воплощенное переживание: при помощи своего тела ты делаешь эмоциональные переживания живыми и реальными для слушателей. Если ты отгораживаешься от части своего сознания, это значит, что эмоции во всем своем многообразии уже не будут доступны для тебя». Осборн, напротив, придерживается мнения, которое кажется абсолютно противоположным: он относится к боязни сцены, как к «другу», которого нужно почитать. «Не нужно бороться с волнениемнужно уметь извлекать из него выгоду».

Очень похоже, что Осборн придерживается старого романтического суждения о том, что «художник должен страдать». «Нет, вовсе нет, — возражает музыкант, — на самом деле, лучше всего я играю тогда, когда меньше всего волнуюсь».

Итак, мы пришли к парадоксальной мысли о том, что боязнь сцены – это хорошо, но только тогда, когда вы не волнуетесь… Однако, Осборн вскоре дает нам путеводную нить, которая выведет нас из этого лабиринта. Он рассказывает о том, что несколько лет назад прочитал в газете статью о «самоосознавании», которое заключается в том, чтобы сконцентрировать свое внимания на том, что происходит в данный момент, нежели постоянно сожалеть о прошлом или строить планы на будущее.

«Мне понравилась эта идея, — продолжает пианист, — и я окончил двухмесячный курс. Что мне нравится в теории самоосознавания, так это то, что ты перестаешь  пытаться что-то изменить. Если ты понимаешь, что твое сознание где-то блуждает, смирись с этим и просто наблюдай за своими мыслями. Мы всегда недовольны тем, как разворачиваются события сами по себе, мы всегда пытаемся сделать их другими. Я особенно замечаю это, когда занимаюсь на фортепиано. Удивительно, сколько разрушительной агрессии ты можешь принять от самого себя, когда что-то происходит не так, как ты этого хочешь. Это в высшей степени непродуктивно».

Эта теория помогает Стивену Осборну справляться со сложными музыкальными произведениями.

«Так было, когда я готовился к записи «Диверсий» Бриттена – это концерт для левой руки с оркестром, — вспоминает Осборн, — До дня записи оставался всего месяц, а мне по-прежнему никак не давались два пассажа. Я был просто взвинчен, ужасно злился на себя. Затем однажды я вдруг подумал: «Куда меня приведет вся эта негативная энергия?

Да, эти места получаются неидеально, ну и что. Я же не операцию на мозге делаю, никто не умрет». И я отпустил ситуацию.  Забавно, что через несколько дней обе проблемы были решены».

В конечном счете, оказалось, что все эти новомодные философии сводятся к простой старой истине: нужно принимать мир и себя таким, как есть.

«Да, это значит, что не нужно тратить столько энергии, чтобы избавиться от чего-то. Волнение и боязнь сцены – это, по сути, игра против себя.  Куда более эффективно находиться в хороших отношениях со всеми проявлениями своей личности».

Иван Хьюит (IvanHewett)

статья из журнала «Телеграф» («TheTelegraph») от 26. 06. 2014

Оригинал статьи http://www.telegraph.co.uk/culture/music/classicalmusic/10920925/Stage-fright-classical-musics-dark-secret.html

Перевод Адели Рахматулиной

ГлавнаяБлогПолезные советыКак уверенно чувствовать себя на сцене?

Как уверенно чувствовать себя на сцене?

11.08.2017 | Полезные советы

Каждая профессия или каждое дело имеет свои уникальные “вызовы”. Например, если вы пожарник, вы должны не бояться огня, а если вы врач, то должны уметь быстро принимать решения, от которых зависит жизнь человека. Ну, а если вы музыкант, вы должны уметь преодолевать страх сцены. Если перед каждым выступлением вы чувствуете, что ваши колени трясутся, а ладони потеют, то вот вам небольшие советы, которые могут облегчить вам жизнь. 
 
Снимайте себя на камеру

Мы больше всего боимся того, что не сможем воспринять себя. Свой внешний вид, вероятно, один из самых трудных для восприятия. Даже если у вы стоите перед зеркалом, вы все равно не сможете видеть себя постоянно. Когда вы снимаете себя на камеру, все ваши движения заметны, и при просмотре вы замечаете не только свои ошибки и недостатки, а также интересные моменты, которые вам реально могут понравится. После просмотра проделайте работу над ошибками, избавьтесь от минусов и поработайте над плюсами. Попытайтесь уделять на это хотя бы 30 минут в день в течение недели и вы заметите как много людей увидят в вас изменения.

Упражняйтесь над своим материалом

У вас может возникнуть желание стать сольным артистом с ноутбуком. И если это так, то вам придется прикладывать гораздо больше усилий. Но тут есть один момент: люди не всегда любят ходить на шоу, чтобы посмотреть, как кто-то нажимает на кнопки ноутбука. Они идут, чтобы видеть, как люди выступают, играют на музыкальных инструментах. Отрабатывайте ваши партии до автоматизма, чтобы вас хоть среди ночи разбуди — сыграете! Когда вы вызубрили весь материал и подготовились к выступлению, вы чувствуете в себе гораздо больше уверенности.

Поработайте над движениями

В дополнении ко 2 пункту очень важно научиться чувствовать себя комфортно, передвигаясь по сцене. В первое время большинство людей, выступающих вживую, часто не уделяют должного внимания тому, как и когда они будут двигаться на сцене в пределах одной песни. Они просто выбирают место, где им стоять. Конечно, если вы играете на виолончели, или, например, есть что-то, что затрудняет ваши движения. Но, если вы гитарист, клавишник, или просто диджей, то у тебя есть много пространства для движения. Попробуйте двигаться во время отработки своего материала, лучше сделать это перед камерой, чтобы посмотреть, как вы выглядите. Если вы расслабитесь и дадите вашему телу свободу, это может изменить вашу жизнь.

Сохраняйте позитивный настрой

Это один из тех моментов, на который мало, кто обращает внимание. Почему-то люди с неохотой относятся к тому, чтобы похвалить, подбодрить себя или просто дать себе немного уверенности. Зачастую многие думают, что после того, как они себя похвалят, они могут расслабиться перед собственным делом и перестанут им усердно заниматься. Напротив, многие великие люди всегда сохраняли позитивный настрой или просто подбадривали себя.

Задайте себе вопрос: Кто, как не вы, сможет внушить в вас уверенность во время нахождения на сцене? Представьте, что бы вы сделали? Какой советы вы бы дали? Подумайте над этим, затем отдайте себе отчет с похвалой и положительной критикой. Это может показаться сумасшедшим. Но, это работает.

Одежда для успеха

Ваш внешний вид имеет тоже особое значение в дополнение к тем советам, которые были описаны выше. Как вы помните, все лучше делать напротив камеры, чтобы посмотреть на себя со стороны. Поэкспериментируйте с одеждой. Ваша одежда должна отвечать всего двум критериям: 1) удобство и комфорт; 2) делает ли эта одежда вас лучше. Комфорт на сцене является ключевым критерием. Важно, чтобы она не сковывала ваши движения, и вы чувствовали себя раскованным и расслабленным.

Добавить комментарий

Психология17-05-2016, 17:57Alexandr4 940

Как перестать бояться сцены: 4 приема

Боязнь сцены или публичных выступлений является одной из наиболее распространенных фобий. Но, в отличие от страха перед змеями или пауками, умение успешно преодолевать эту фобию часто является условием успеха в работе или обучении.
Итак, возможно ли преодолеть боязнь сцены? И если да, то как это можно сделать?

Чувствам – волю

Часто считается, что для успешного выступления на публике нужно взять себя в руки и успокоиться. Однако исследования показали, что чем больше человек пытается подавить волнение перед выступлением, тем к большему нарастанию тревожности в конечном итоге это приводит. Вместо того, чтобы говорить себе: «Я спокоен и собран», лучше использовать другую мантру – «Я полон энергии. Я вдохновлен и воодушевлен». Она в большей степени будет соответствовать тем переживаниям, которые сопутствуют выступлению на сцене, и поможет сделать его более откровенным и успешным.

Практика в небольших группах

Если вам предстоит выступление перед большой аудиторией, то лучшим способом преодолеть страх выступления будет тренировка перед меньшей группой людей.

В маленькой группе есть возможность видеть выражение лица зрителей, их реакцию на выступление. Поэтому оно будет всегда провоцировать большую тревогу, так как не бояться сцены становиться невозможным – ведь ваше выступление подвергается прямой оценке зрителей. Ведь в большой аудитории, которая, по сути, является организованной толпой, лица смазываются, а зрительный контакт становится недоступным. Это выступление может стать настоящей встряской. Именно поэтому тренироваться следует в присутствии малой группы.

Выступая в маленькой группе, полезно обладать какой-либо информацией о своих слушателях заранее. Это поможет в значительной мере снизить степень напряжения. Так вы сможете найти с ними точки соприкосновения, сделать выступление более живым и естественным. Постарайтесь выработать позитивное отношение к аудитории, перед которой выступаете. Ведь они являются слушателями, которые заинтересованы в выступлении.

В противном случае, они бы не пришли на это мероприятие.

Начать из-за кулис

Многими актерами, посвятившими долгие годы сценическим выступлениям, используется следующий способ: они начинают произносить свой монолог или речь еще до выхода на сцену. Начать в безопасной обстановке, за кулисами, всегда не так страшно. Поэтому выход к аудитории им дается гораздо легче, так как является продолжением уже «начатого» выступления.

Хорошим способом является и предварительное вхождение в образ. Еще до начала выступления необходимо отождествить себя со своим персонажем. Если же предстоит выйти к аудитории с речью или докладом – представьте себя в том образе, который всегда внушал уверенность или был вашим кумиром. Для кого-то это может быть друг, для кого-то – школьный учитель или руководитель с работы, для третьего – любимый актер.

Не бояться совершать ошибки

Даже если на сцене вы сделаете ошибку, обычный зритель вряд ли сможет о ней догадаться.

Главным фактором успешного выступления всегда является поведение актера или ведущего. Поэтому, если что-то будет сказано немного не так или не по плану – просто обыграйте все так, будто это входит в план выступления.

Как перестать бояться сцены?

Просуммируем составляющие успеха: принимать себя и свои страхи, хорошо знать свою роль, начинать с безопасного пространства, а самое главное – любить свою публику и щедро делиться с ней своими талантами. Ведь те, кто придут на выступление, вряд ли будут думать о страхах и комплексах выступающих. Они будут ждать, что вы поделитесь с ними интересной и полезной информацией, бурными эмоциями, вдохновением.

Смотрите также:

Как стать общительным и интересным человеком – 7 самых полезных советов
Как научиться не стесняться: 5 способовшаблоны для dle 11.2

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Как справиться с мандражом перед выходом на сцену

Случалось ли Вам испытывать разочарование от собственного выступления после многократных удачных репетиций, где все получалось прекрасно, тогда как на сцене что-то помешало Вам реализоваться. Дрожащие колени, сухость во рту… Знакомые признаки? А как ведь обидно потом осознавать, что можно было выступить намного лучше!

Многие медики утверждают, что все наши болезни — от нервов. Так и на сцене все проблемы, в основном, тоже от них, любезных. С собственными нервами учень трудно справиться, но предлагаю все же попробовать.

Большинство людей, выходя на сцену, выдают не все свои "100%" от качества танца (если вообще приемлемо говорить о процентах в такой области). Но есть и меньшинство — люди, испытывающие особый прилив сил и энергии на сцене, вкупе с ощущением внутренней свободы, дающие нередко более качественное выступление, чем даже самая лучшая "версия" танца на репетиции. Не обещаю, что можно попасть в это меньшинство, но все же постараемся свести психологические проблемы грядущего выступления к минимуму.

Позовите "группу поддержки". Это должны быть люди, перед которыми Вам будет комфортно выступать. Попросите их встретить аплодисментами Ваш выход. Помните, что все люди легко попадают во власть разнообразных предубеждений. Представьте, что Вы сидите сами в зрительном зале и вдруг объявляют группу, а зал взрывается аплодисментами. Далее объявляют другой номер, а раздается несколько хлопков. У Вас невольно сложится впечатление, что первый номер лучше. Он словно получит фору в Вашем восприятии. Хотя нередко, количество аплодирующих перед номером людей зависит от численности и активности пришедших со стороны выступающих людей. Особенно часто это видно на конкурсах.

Я не одобряю суеверия, но в таких делах как подготовка к выступлениям, хороши все средства поддержания спокойствия и уверенности в себе. Даже талисманы и суеверные ритуалы. Не стесняйтесь делать все эти нелепые вещи, так как определенной степени спокойствия Вы сможете достичь этим путем.

Всем своим выступающим я настойчиво рекомендую не смотреть последние пару номеров перед Вашим выходом на сцену. Разумеется, это не относится ко всему концерту, а скорее к 1-2 номерам непосредственно перед выходом. Особенно это актуально на конкурсах. Даже если номер перед Вами не отличается кардинально в сторону высокого танцевального мастерства, Вы можете потерять уверенность в себе.

Лучше разминаться за кулисами. Тем более что нет ничего хуже, чем выйти "сухим" (неразомнувшимся) на сцену. Вы не сможете выдать то, что можете уже не психологическим причинам. Если в номерах перед Вами используется музыка, то постарайтесь потанцевать за кулисами. Не глядите на сцену, танцуйте по-своему, несмотря на возможное отличие музыки от характерных для Вашего направления тем. И не стесняйтесь присутствующих за кулисами людей. Не смотрите, что они не делают того же, что и Вы, а стоят и наблюдают всю программу из-за кулис вплоть до своего выхода. Им же хуже! Во время такого танца не вспоминайте связки, старайтесь не думать ни о чем, дышать спокойно и "предаться" музыке полностью, без остатка. Плюс полезно сделать несколько растяжек. Тогда выход на сцену напомнит Вам хотя бы частично ситуацию повтора танца на занятии или репетиции в танцевальном зале.

Проблемный вопрос — стоить ли "употреблять"? Я, конечно, боюсь советовать Вам это. Но очень многим небольшое количество легкого алкогольного напитка помогает снять напряжение. Особенно это актуально, если Вы испытываете мышечную дрожь, а возможно даже стучат зубы.

Смотрите другие статьи Divadance , много видео всех направлений танца есть в разделе Видеоклассификатор Diva dance, плюс Фотогалереи всех танцевальных стилей

Большую роль в расслаблении играют дыхательные упражнения (смотрите в отдельной статье Diva dance). Если Вы владеете какими-либо дыхательными упражнениями, примените их до выхода на сцену. Нормализация дыхания не только помогает успокоиться, а еще и увеличивает Вашу выносливость. Танцевать с чувством пересохшего горла не очень приятно.

Лучше успокоиться и набрать побольше кислорода в ткани перед выступлением с помощью дыхательных практик. Если Вы не знаете таких упражнений, то хотя бы сделайте 4 серии по 4 очень глубоких вдоха и выдоха.

Чем больше у Вас развита спобобность импровизировать, тем легче Вам будет изюавляться от мандража перед каждый выходом на сцену. Как развить способность импровизировать.

Задайтесь вопросом, чем отличается живое исполнение танца от просмотра телевизионной программы об этом же танце. Среди многих отличий выделяется живой контакт зрителей с танцорами. Интересно ли Вам было смотреть на выступление людей смотрящих как бы "в себя"? Поставьте себя на место зрителя. Поверьте мне, зритель скорее простит Вам падение себя или предмета на пол, чем невыразительный, "блеклый" и неуверенный танец.

Если Вам страшно смотреть в лица незнакомых людей, посадите заранее близкого Вам человека на подходящее место и смотрите затем в его глаза, представляя, что танцуете для него. Из такого поведения можно извлечь немало впечатлений. Самое интересное состоит в том, что даже когда Вы смотрите в чьи-то конкретные глаза у большинства аудитории (разве что кроме сидящих в сторонке) будет ощущение, что Вы, возможно, смотрите на них. И это тоже особая прелесть — выбрать незнакомого человека, следящего более или менее внимательно за Вашими движениями, а соответственно потенциально благодарного зрителя. Тем более что секрет Вашего выбора останется с Вами.

А главное, задумайтесь, для кого Вы все это делаете?

Правильный ответ — для себя. Настройтесь на выступление как на источник особенных, я бы даже сказала, уникальных ощущений, как на увлекательное путешествие в неизведанное.

Как писал Ницше "Жизнь — это познание…" Вы же не хотите пропустить все прелести незнакомых видов из-за того, что смотрите сквозь маленькую щель между пальцами рук, которыми Вы в страхе закрыли лицо?!

Тем более что Вам действительно ничего не грозит. Попробуйте взглянуть на это философски. Какие впечатления Вы получите от собственного выступления зависит, прежде всего, от Вашей позиции: что Вы ожидаете. А что ожидаете, то и будет, так как часто мы притягиваем в свою жизнь события, к которым себя же и готовим.

Елена Стеценко,

студия Диваданс, Санкт-Петербург. http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha © 2005 by Zhuzha

Статья опубликована 15 мая 2006г — Divadance

"Эффект бабочки"- модерн-танец

на Дне Города 2012г — Дворцовая площадь

Хореограф Эльмира Хамзина

Добавить комментарий