Винил или сд

Как правильно выбирать винил

Часть 1. Практические советы для начинающих

Благодаря стремительному росту популярности грампластинок среди любителей хорошо записанной музыки как производители аппаратуры, так и рекорд-лейблы радостно подсчитывают дополнительную прибыль. А вот покупатели отнюдь не всегда оказываются в выигрыше. Ведь если для проигрывателей и головок звукоснимателя существуют уже устоявшиеся критерии выбора и некая принятая иерархия, то покупатели грампластинок зачастую оказываются беззащитны перед широчайшим выбором как новых альбомов, так и современных переизданий старых пластинок. Не говоря уже об оригинальных изданиях 1960-80-х годов.

Наши статьи призваны помочь новичкам сориентироваться в море винила, и дать им простые и понятные правила, которым нужно следовать при покупке разных видов грампластинок.

Решаемся

Для начала вам необходимо твердо решить, действительно ли вы хотите начать собирать коллекцию пластинок. Даже если вам очень нравится звучание винила, необходимо понимать следующее: любые, даже новые пластинки всегда будут обладать повышенным уровнем собственных шумов по сравнению с «цифрой». Кроме того, довольно часто встречаются неустранимые дефекты печати, приводящие к специфическим искажениям сигнала. А уж если вы планируете приобретать исключительно оригинальные издания, то вам очень часто придется мириться с их неидеальным состоянием. На сегодняшний день оригинальные издания классических альбомов в состоянии «как из магазина» стали весьма редки, а стоимость их окончательно перестала оправдываться лучшим, по сравнению с поздними прессами, качеством звука. Короче говоря, увлечение винилом — дело хлопотное и очень затратное, хотя и интересное.

Если же ваше решение твердо и непоколебимо, то приступим к делу. Прежде всего разделим пластинки на несколько категорий, для каждой из которых мы будем давать отдельные рекомендации. Это: а) новые альбомы, б) переиздания старых альбомов, в) оригинальные издания. Итак, тема данной статьи:

Новые альбомы

Несмотря на многочисленные жалобы на общий кризис и закат индустрии звукозаписи, наши любимые артисты продолжают выпускать новые грампластинки, причем это касается не только динозавров рока, джаза и других направлений, но и молодых исполнителей. Еще десять лет назад при выпуске очередного альбома лишь небольшая часть артистов требовала издавать свои творения на виниле, сегодня же практически 100% новой музыки выходит в аналоговом виде. И если вашим приоритетом является высокое качество звука, то каждый альбом любого артиста придется рассматривать под микроскопом, чтобы понять, нужно ли покупать его на виниле. Поясним этот тезис конкретным примером. Последняя работа Metallica…Hardwired to Self-Destruct вышла во всех мыслимых форматах, включая два виниловых издания — обычное на черной массе и люксовое на цветной. Помимо этого, существует и несколько вариантов цифровых версий альбома. В отношении данного релиза известно, что для цифровых и аналоговых изданий был сделан разный мастеринг, причем для винила его делал известный звукоинженер Bernie Grundman. После анализа записи на компакт-диске и на пластинке в программе SoundForge было выявлено существенное превосходство в динамическом диапазоне в пользу винила — 11,5 дБ против 6 дБ. То есть в данном случае покупка альбома на виниле будет совершенно оправдана. К сожалению, именно так дело обстоит далеко не всегда, да и не для каждого из альбомов можно найти историю его записи и сведения. Поэтому вот несколько простых правил, которым нужно следовать при выборе новых пластинок как известных, так и не очень исполнителей.

Цифра или аналог

Сперва попытаемся установить, был ли альбом записан на жесткий диск или на магнитную ленту.

Для этого нужно отдавать себе отчет в том, что сегодня практически все современные исполнители записывают новые альбомы в цифровом виде — так удобнее и проще. И если какая-то группа все-таки решает, несмотря на более высокую стоимость и сложность процесса, записать пластинку в аналоге, то об этом она постарается раструбить на весь свет. Поэтому упоминание об этом вы обязательно встретите в Интернете, и уж на упаковке пластинки об этом точно будет заявлено. Если же никаких упоминаний об аналоговой записи на упаковке нет, то с вероятностью 99% исходная запись была сделана в цифре. Что, само по себе, ничего не говорит о качестве звука данной пластинки, поскольку в дело вступают дополнительные критерии.

Мастеринг

Следующий этап для определения качества звука — был ли для данного альбома сделан отдельный мастеринг для винилового издания и кем он производился? К сожалению, информацию о этом можно найти только в Интернете, гораздо реже — на вкладке с выходными данными в самой пластинке. Учитывая не самую низкую цену виниловых пластинок в наши дни, есть смысл потратить полчаса на поиск этой информации в сети. Правда, чаще всего доступна она только на английском языке. Сам факт отдельного мастеринга обычно означает, что качество звука на виниле важно для артиста и, скорее всего, для печати использовались цифровые исходники с высоким разрешением. Правда, бывают и неприятные исключения, недавний пример — альбом Death Magnetic группы Metallica. Там даже изначальная запись была сделана в аналоге, однако итоговый результат получился просто чудовищным. Тем не менее в большинстве случаев факт дополнительных усилий по подготовке специального мастеринга для винилового издания свидетельствует о более высоком качестве звука конкретного издания. Также можно смело доверять именам таких инженеров, как Bob Ludwig, Kevin Gray, Steve Hoffman, Chris Bellman, уже покойных George Marino и Doug Sax, и т.д.

180 граммов или нет?

Еще некоторое время назад 180-ти граммовые пластинки были атрибутом малотиражных изданий для аудиофилов, сегодня же практически все новые альбомы издаются именно на таких пластах.

Так что искать специально такие издания практически не нужно, и даже если вам попадется пластинка на обычном виниле весом 140 граммов — ничего страшного. Критического влияния на качество звука этот фактор не оказывает, хорошо записанная и сведенная пластинка одинаково здорово звучит в любом случае.

Рекорд-лейбл

К настоящему времени уже стало ясно, что разные звукозаписывающие компании имеют несколько разные представления о том, как должен звучать хороший винил. И далеко не все они готовы предпринимать дополнительные усилия для обеспечения высокого качества звука без специального на то запроса со стороны артиста. Общее правило при выборе можно сформулировать следующим образом — чем менее известен лейбл, тем больше шансов купить хорошо звучащую пластинку. Конечно, существует множество исключений из этого правила, однако факт остается фактом — маленькие независимые компании, хоть и имеют меньше технических и финансовых возможностей, стремятся предложить более высокое качество звука. Подчеркнем — речь идет именно о новых альбомах, в области переизданий дело обстоит несколько иначе.

Во второй части статьи (часть 2) речь идет о переизданиях, а в третьей — часть 3 — о старых пластинках.

Обсудить на форуме

Другие материалы на эту тему:

METALLICA HARDWIRED… TO SELF-DESTRUCTПодведены итоги 20й юбилейной выставки аудио-видео аппаратурыАура музыкиThe Beatles in MonoDevialet 170: High End с человеческим лицомПринципы

Дополнительные технические подробности.

    В Части 1 я попытался докопаться до причин различий звука CD и виниловых пластинок. Мои статьи предназначенны в первую очередь людям, не знакомым с основами цифровой обработки сигналов. Поэтому я не хотел бы перегружать информацией свои статьи. Кратко отвечу на некоторые вопросы, которые могли возникнуть при прочтении вышеназванной статьи.

    Вносят ли винил и аналоговая магнитофонная запись искажения в исходный сигнал?

    Конечно же, искажения исходной акустической волны начинаются с того самого момента, как только она попадает в микрофон (неравномерная эластичность мембраны и пр.). Далее идут аналоговые тракты (провода с наводками, усилители) и только потом сигнал может быть отправлен:

   — либо в аналоговый тракт (усилители, микшеры, записывающие устройства) с магнитофоном или виниловым рекордером;

   — либо подан на аналогово-цифровой преобразователь (АЦП, например, входное устройство звуковой карты), а дальше все обработки сигнала идут исключительно в цифровой форме.

    Результат всех наших манипуляций над исходным звуком, включая сведение мастера (окончательной фонограммы, копии которой и отправятся слушателям), можно записать либо на винил, либо на цифровой носитель (CD, DVD-audio), либо на винил.

    Надо иметь в виду, что каждое копирование с другой копии аналоговой записи неизбежно приводит к искажениям. И запись на винил цифрового мастера (CD, DVD-audio, с жесткого диска и т.п.) не сделает звук лучше, а только добавит искажения, присущие технологии грамзаписи.
    Что же это за искажения такие? Кроме искажений сигнального тракта (усилители, предусилители), есть еще искажения привода резца, а при дальнейшем копировании с помощью матрицы, также присутствуют механические люфты оборудования, приводящие к дальнейшему нарушению идентичности готовой виниловой пластинки исходному сигналу. Сама матрица тоже со временем изнашивается.

     Кроме того при записи цифрового мастера требуется преобразование из цифровой формы в аналоговую (ЦАП), после этого звук проходит через «резак» винила, потом через виниловый проигрыватель, механизм иглы которого также далеко не идеален, и только после этого весьма непростого пути попадает в колонки.

    В противоположность этому, цифровая копия после ЦАП в бытовом проигрывателе сразу попадает на колонки.

Здесь ухудшение звука, по сравнению с тем, каким бы Вы могли его услышать в студии, происходит по следующим причинам.

    — во-первых, в студии запись ведется при частотах дискретизации кратных 48 кГц (96 и 192), что при передискретизации в 44 кГц (число не кратное 48) дает свои погрешности.
    — во-вторых, ЦАП бытового проигрывателя зачастую качеством пониже студийного (я не имею в виду Hi-End и верхний потолок Hi-Fi).

    А как насчет качества современных CD?

    В последнее время происходят перемены в сторону улучшения звука компакт-диска. CD-диски выпускаемые в последние годы зазвучали гораздо чище и прозрачней, чем цифровые фонограммы предыдущих лет. Записи DVD-аудио (192 кГц) тоже неоднородны по качеству звука. Но стоит послушать даже на не самой дорогой аудиокарте компьютера (Creative Audigy или X-Fi) DVD-audio альбом Shaman Карлоса Сантаны, то сразу становятся понятны преимущества высокой частоты дискретизации: звук сразу становится более выпуклым и заполняет собой все пространство (я имею в виду даже прослушивание на стереопару). Если прослушать ту же запись через высококачественный ресивер по цифре и/или через професcиональную карту типа M-Audio, то Вы сможете услышать мельчайшие детали звуковой картины, оттенки ударов палочки об обод барабана, призвуки хетта. Я не случайно говорю о средне-высоком диапазоне частот, который обычно и страдает при цифровой записи с низкими частотами дискретизации.

    Неужели нет способа борьбы со ступеньками, возникающими про восстановлении, сигнала из цифровой последовательности отсчетов?

    Одним из способов приближения формы сигнала, восстановленного из последовательности цифровых отсчетов, к форме исходного сигнала (на входе, к примеру, звуковой карты), является метод кратного повышения частоты дискретизации в несколько раз (oversampling) перед выдачей на цифрово-аналоговый преобразователь (ЦАП, выходное устройство звуковой карты). ЦАП в этом случае также должен поддерживать повышенную частоту дискретизации. Теперь между двумя «настоящими» соседними отсчетами появляется несколько «виртуальных». Таким образом мы можем сгладить большую ступеньку между «настоящими» отсчетами за счет установки уровней «виртуальных» отсчетов таким образом, чтобы они плавно изменялись от значения одного отсчета к другому. Эта процедура называется интерполяцией. Интерполяция бывает нескольких видов, например:

    — линейная – самая грубая, которая соединяет соседние «настоящие» отсчеты по прямой линии;

    — сплайн – более точная, при соединении линией учитывает не только 2 соседних «настоящих» отсчета, но и их ближайших соседей (как объяснял один из моих преподавателей по высшей математике, берете в руки гибкую линейку и соединяете с ее помощью 3 точки).

    На частотах до 7-10 кГц (7000 – 10000 циклов в секунду) – это работает замечательно. Но, на частотах (частота – количество циклов в секунду), когда на период (цикл) синусоидального колебания приходится 2-4 отсчета, происходят следующие неприятные вещи.
    Посчитаем количество отсчетов при частоте дискретизации 44 100 Гц, приходящееся на разные частоты:
    10 000 Гц : 44 100 / 10 000 = 4 отсчета;
    12 000 Гц: 44 100 / 12 000  = 3 отсчета;
    15 000 Гц: 44 100 / 15 000  = 2 отсчета;
    17 000 Гц: 44 100 / 17 000  = 2 отсчета;
    19 000 Гц: 44 100 / 19 000  = 2 отсчета.

    Что можно сказать, глядя на эти печальные цифры? Выше 12 кГц, какой бы частоты ни была синусоида, она всегда будет представляться двумя отсчетами. В зависимости от сочетания значений последовательности этих отсчетов мы, конечно, сможем услышать частоты 15; 17 и 19 кГц, но это уже будут не чистые синусоиды. Поскольку у этих частот короткий период (временной цикл), сравнимый с расстоянием по времени между отсчетами (измерениями), то  большая часть информации (формы) исходного сигнала
остается для нас потерянной.

    При восстановлении ее с помощью функций интерполяции, мы не имеем достоверной исходной информации, а только предполагаем, что она должна быть такой-то. Точно так же, как мужчина порой домысливает образ любимой женщины.

dj школа :: вечный спор: vinyl, cd или цифра? часть 1. винил


Часть 1. Винил.

Очень давно меня преследуют вопросы, связанные с тем, какой способ сведения лучше — винил, сиди или цифра? Я же, как истинный фанат ди-джейской культуры и соответствующего оборудования, всегда отвечаю на этот вопрос перечисляя свой внушительный парк железа, который я собрал за эти годы, в него входят как проигрыватели винила и сиди, так и разные устройства позволяющие выступать с помощью компьютера. В этой статье, состоящей из трех частей, я постараюсь рассказать подробнее чем интересен каждый способ сведения, в чем прелесть комбинирования этих способов, а также наиболее оптимальные варианты использования оборудования.

Винил.

Для меня винил навсегда останется старым добрым товарищем в ди-джейском деле, т.к. именно на этом носителе я начал свою ди-джейскую карьеру семь лет назад. Как ни странно, финансовое состояние не могло меня радовать в те времена, но это не мешало тратить последние деньги на новые пластинки, а также купить первый комплект игл и вертушек Technics 1210. Для того чтобы понять дух винила, для начала достаточно просто поиграть на нем, или послушать музыку. Это особое, местами магическое ощущение, когда ты слышишь это приятное потрескивание иглы об пластинку.

Игра с винила никогда не могла похвастаться дешевизной процесса, т.к. любой уважающий себя ди-джей помимо пластинок должен еще иметь в рюкзаке набор качественных игл и слипматов. С другой стороны игра с винила на мой взляд приносит наибольшее удовольствие от процесса, тут практически не остается время на бездействие — постоянно надо следить за скоростью, искать первую бочку, а после уже пора ставить новую пластинку а там все заново. Моё мнение — игра на виниле доставляет наибольшее удовольствие от самого процесса игры, тут некогда скучать, а также игра на винила произведет наибольшее впечатление для слушателей, все-таки для многих людей, ди-джей — это человек, который крутит пластинки в буквальном смысле.

Стоит отметить качество воспроизведения с винила. Для этого нужно уделить внимание самому процессу звукоизвлечения, который происходит посредством трения иглы об виниловую пластинку, т.е. фактически музыка извлекается в реальном времени, мало того каждый раз пластинка звучит по разному, многое зависит от помещения, температуры воздуха, а также от других физических факторов окружения. Из этих и факторов и складывается то самое ощущения необычного, волшебного, теплого и незабываемого звука. Но сразу хотелось бы пресечь споры о том, что винил звучит лучше. Дело в том, что говоря в цифрах винил не может звучать лучше чисто технически, динамический диапазон воспроизведения с винилового проигрывателя ниже, чем на цифровом источнике, мало того вся современная электронная музыка так или иначе написана на компьютере или с помощью него и итоговая мастер запись находится в Wave файле, и как ни крути эта запись будет звучать в том виде, в котором она была создана только на качественной цифровой аппаратуре. Опять же пластинки изнашиваются после каждого прослушивания, что также искажает качество звучания относительно цифрового первоисточника. НО тем не менее, это ни в коем случае не умиляет, того самого теплого и родного звука с винила, который все мы любим. Тут какие бы небыли цифры и технические данные, сама процедура игры с винила или его прослушивания — это уже целая церемония, когда сам процесс окутан приятной аурой и магической атмосферой.

Если же говорить о минусах игры с винила — это дороговизна самих пластинок и игл, а также некотором неудобстве при транспортировке, сумка забитая под завязку винилом весит прилично, и если не перемещаться на авто, это занятие может прокачать мышечную и растерять нервную массу ди-джея. Также стоить отметить ограниченность музыкальной коллекции, как ни крути а больше 40-80 пластинок на вечеринку не унесешь, поэтому надо быть более избирательным, как при покупке, так и при собирании пластинок для выступления.

Возвращаясь к плюсам винила, нельзя не отметить очень важный фактор — это качество самой музыки, которая издается на виниле.

Как ни крути, но на виниле всегда издавалась, а сейчас тем более, издается очень качественная музыка. Это заложено как и в самом процессе мастеринга при выходе на виниле, так и в коммерческой составляющей процесса, издание винила стоит огромных денег и никому не выгодно издавать некачественный материал, который не будет продаваться, хотя есть исключения из правил, которые никто не отменял. Опять же, фактор того, что винил как ни крути надо покупать, уже заставляет более бережно и тщательно подходить к выбору музыкального материала, тут уже редкий случай, когда диджей накупит гору пластинок и выбросит те, которые ему не понравятся, так или иначе подход к покупке более тщательный.

Стоит также отметить, что интерес к игре на виниле сейчас подогревают компании производящие программно аппаратные комплексы, позволяющие играть свою цифровую коллекцию с помощью проигрывателей винила. Для многих фанатов винила, это стало настоящим подарком, т.к. позволило не теряя шарма игры с винила играть цифровые релизы. Стоит также отметить, что некоторые отличные треки выходят сейчас только в цифровом формате, по причине дороговизны и не рентабельности производства винила. Но в общем благодаря таким системам воспроизведения цифровых треков с виниловых проигрывателей, винил не только не затухает, но и зарабатывает новую армию ди-джеев, которые могут прикоснуться к прекрасному.

Мой выбор в проигрывателях винила это Technics, уже столько лет качество этих проигрывателей остается неизменно совершенным, а дизайн не перестает радовать глаз. При этом я очень рад, что наконец ко мне в коллекцию попала модификация MK5, которая отличается включателем питания, а также отсутствием ямки в области 0 на питче. Говоря о программно аппаратных комплексах мой выбор лежит в сторону компании Native Instruments и их Traktor Scratch, с которым идет прекрасная аудио карта Audio8DJ. Мы еще вернемся к продуктам этой компании, когда будем говорить о цифровом ди-джеинге с помощью программы Ableton Live.

Итак, в этом статье мы затронули тему проигрывателей винила, в следующий раз мы поговорим о CDJ проигрывателях. Оставайтесь на связи.

Deny. www.roxtaz.pdj.ru www.sintax.pdj.ru

Специально для:

www.musicacademy.ru

Цифровой винил

Архив

автор : Тимофей Бахвалов   18.09.2002

В наш век цифрового аудио и видео, цифровых носителей, DSP, звуковых карт, выходов и преобразователей, цифровых микшеров, компонентов и всего-всего, что оставляет в «изначально задуманном» автором звуке свой след, единственным оплотом аудиофила была и остается… виниловая пластинка.

В наш век цифрового аудио и видео, цифровых носителей, DSP, звуковых карт, выходов и преобразователей, цифровых микшеров, компонентов и всего-всего, что оставляет в «изначально задуманном» автором звуке свой след, единственным оплотом аудиофила была и остается… виниловая пластинка.

Сколько дифирамбов спето «самому теплому, единственному, милому и неповторимому, настоящему» аналоговому звуку, что может дать только черная пластинка и виниловый проигрыватель. Шуршание иглы, теплоту 12-дюймового винилового блина, картонный квадрат упаковки, которую вскрываешь, как письмо от любимого человека, истинный меломан не променяет ни на что 1.

И по сей день выходящие на виниле альбомы популярных исполнителей стабильно раскупаются, а сомнений в том, что пластинка переживет компакт-диск, на смену которому в ближайшем будущем придет DVD-Audio и Super Audio CD, нет и быть не может.

Еще один залог долгожительства винила, — как ни странно, электронная музыка. Вся современная электронная музыка — от House и Trance до Techno и Drum’n’Bass выпускается на виниле. Выходящие средним тиражом 1-2 тыс. штук пластинки разлетаются по всему свету и оседают в коллекциях любителей электронно сгенерированной музыки. Лейблы процветают, а продюсеры штампуют пластинку за пластинкой — благо запретов и границ (естественно, в разумных пределах) для творчества в электронной музыке нет.

Сегодня клубы заменили молодым людям церковь, а диджей стал «священником, отпускающим все грехи». Молодежь приходит в клубы, чтобы услышать «проповедь» — новую музыку, и окунуться в море частот. Сам же образ диджея приравнивается к образу святого отца, и когда «отец» достает из кофра еще неостывший dubplate 2 с написанным маркером названием композиции, этот кружок винила становится центром Вселенной.

Возможность тактильного общения с винилом — физическое замедление проигрывания, резкая остановка и запуск, «отматывание» пластинки назад, контроль и визуальное восприятие времени, оставшегося до ее конца, разметка пластинки на зоны с разным по энергичности музыкальным наполнением, — все это делает винил идеальным музыкальным инструментом для диджея, работа которого — преподнести музыкальный материал так, чтобы свести танцпол с ума.

В среднем пластинка с электронной музыкой стоит 15 долларов. На каждой стороне записан один трек протяженностью 5-8 минут. После 75-100 проигрываний пластинку можно выбрасывать, — к сожалению, винил недолговечен, а при той нагрузке, которую возлагает на хрупкие плечи пластинки диджей — скрэчи, ривайнды и т. п., ее жизнь еще более сокращается — звуковые дорожки попросту стираются и царапаются и винил начинает трещать и скрипеть…

Конечно, электронная музыка издается и на CD, но в несоизмеримо меньших количествах, да и выходит она несколько позже — как следствие, теряется «актуальность» музыки. Для работы в клубах с виниловыми релизами и обычной популярной музыкой, выходящей на CD, существуют профессиональные CD-плейеры. Ведущим производителем таких плейеров была и остается компания Pioneer Electronics (а вернее, ее подразделение The Pro Audio Group, выпускающее аппаратуру под маркой «Pro DJ»). Название линии этих продуктов — «CDJ» — ста-ло нарицательным («диджей-плейер»), подобно тому, как название «ксерокс» стало нарицательным для копировальных аппаратов.

От обычного CD-плейера диджей-плейер отличается рядом дополнительных функций: возможностью запоминания точки, с которой запускается композиция; замедления и ускорения скорости проигрывания композиции без изменения звучания вокала и инструментов; подгонки композиции в реальном времени с помощью jog-dial, который используется, если бит микшируемых композиций расходится, и многими другими функциями, позволяющими диджею играться со звуком как ему заблагорассудится.

Но jog-dial — это не винил, и как его ни крути, того чувства единения с музыкой, полного подчинения музыки диджею и кончикам его пальцев, не возникает. Отсутствует главная «фишка» диджейства — скрэч, нет возможности сделать rewind (один из основополагающих элементов в электронной музыке Drum’n’Bass, который заключается в кратковременном физическом проигрывании пластинки в обратную сторону, паузы и возобновления игры с места, наиболее понравившегося толпе), а о «затухании» звука, как в случае отключения питания у виниловой вертушки, и говорить не приходится.

Вернее, не приходилось… 27 августа компания Pioneer представила модель CDJ-800 Digital Turntable, которая стала продолжателем славных традиций вышедшего более года назад профессионального аппарата CDJ-1000. Вобрав в себя все его достоинства, CDJ-800 пополнилась еще несколькими функциями, которые открывают перед диджеями новые горизонты для творчества.

Главное достоинство обеих моделей — это jog-dial, а вернее, jog-wheel — по-настоящему революционное средство управления проигрыванием компакт-диска. При включении функции Digital Vinyl семидюймовый jog-wheel дает полное ощущение работы с виниловой пластинкой — он сам становится пластинкой и дает такой контроль над компакт-диском, как если бы пальцы диджея касались винила, в это время играющего где-то внутри CD-вертушки. Появились возможности скреча, бэкспина и затухания звука при выключении, при этом звук абсолютно аналогичен тому, что издает игла, касающаяся поверхности диска. Эти эффекты достигаются за счет встроенного DSP, который в реальном времени обрабатывает сигнал, реагируя на действия диджея. Этот же DSP отвечает за функцию Legato Link Conversion — дополнение звука некоторыми частотами, а также воспроизведение частот выше 20 кГц, благодаря чему звук становится более мощным и насыщенным. Цифровой выход делает звучание плейера еще более качественным и позволяет применять его для записи миксов в студиях, оборудованных по последнему слову техники.

CDJ-800 обладает встроенной памятью и в отличие от старшей модели не использует Multimedia Card для хранения информации о компакт-дисках — о точках старта, петлях и т. п. Встроенная память позволяет хранить информацию о пяти сотнях дисков. CDJ читает любые компакты — CD, CDR и CD-RW.

CDJ-800 обещает совершить революцию в CD-диджеинге. С помощью нового плейера можно будет делать миксы с применением CD-музыки, аналогичные по качеству «DJ-игры» и виртуозности микширования тем, что создаются виниловыми диджеями.

Ввиду необъятности нашей страны, а также проблем с таможней и платежами, доставкой пластинок из-за границы занимаются считанные лейблы и магазины электронной музыки, — поэтому желание приобрести ту или иную пластинку почти всегда оборачивается головной болью. Уверенности в том, что пластинка дойдет в целости и сохранности или дойдет именно то, что заказал, и дойдет ли вообще, нет никакой.

Зачастую скачивание MP3-копии пластинки из Internet — единственная возможность заполучить ее и быть «в материале». Российскому диджею, чтобы не отстать от цивилизованного мира, сегодня нужно становиться CDR-диджеем.

Существует огромное количество MP3-групп — сообществ, ориентированных на то или иное направление электронной музыки: SOUR (моя любимая, ориентированная на Drum’n’Bass), BPM, SB, RFL, KW и сотни других, которые позволяют получить самые свежие пластинки. При этом скачивание MP3-копий фактически не приносит правообладателям убытков. Из-за небольших тиражей пластинки с качественной музыкой раскупаются полностью. В магазинах и онлайновой продаже их просто нет.

Естественно, при «игре» такой музыки встает все тот же вопрос престижа и стиля: сравнивать CDR-болванку из jewel-box и черные виниловые блины, которые диджей на глазах у толпы один за одним достает из цветных конвертов, нет смысла.

Но для CDR-диджеев настали по-настоящему светлые времена. Компания Verbatim представила новую линию своих продуктов Digital Vinyl CD-R, анонсированных под слоганом «Blast from the past». Новые болванки наверняка станут мечтой диджеев и коллекционеров пластинок. Главное их достоинство, помимо высокой совместимости записи и чтения и непревзойденного качества хранения данных (благодаря покрытию Dark Blue AZO), — это дизайн.

Более двух лет прошло с момента, когда Verbatim представила свою «стильную» серию — цветные CD-R. С тех пор не было выпущено продуктов, которые бы вызвали ажиотаж у пользователей. Но Digital Vinyl CD-R — это действительно взрыв. Матрицы выглядят как старые «сорокапятки». Лучший носитель для переноса своей коллекции недолговечных пластиночных записей или для записи собственных «CDR-Dubplates» трудно представить.

Новые матрицы появятся уже в октябре. Их ожидаемая цена невысока — полтора доллара за штуку или 13 долларов за упаковку из десяти штук. А в ноябре поступит в продажу CDJ-800 Digital Turntable; его стоимость — 1 тыс. долларов.

Менеджер отдела CD-продукции Verbatim Рон Ханафин (Ron Hanafin) заявил о крайней заинтересованности компании в сотрудничестве с Pioneer и о высокой вероятности проведения в ближайшем будущем совместных промо-акций для продвижения продуктов с маркой «Digital Vinyl».


Антропологический взгляд на противостояние форматов: дилетанты против аудиофилов.

На позапрошлой неделе коллеги из журнала Stereo & Video пригласили меня на дискуссию «CD против винила» (случаются в наше цифровое время и такие дискуссии), которую они проводили в рамках ярмарки аудио- и видеооборудования Premium Hi-Fi. Я поначалу отпирался, но после решил пойти: хотелось посмотреть на ярмарку и посещающих ее ценителей Hi-Fi — так называемых «аудиофилов».

Отпирался я потому, что примерно представляю себе эти дискуссии с большими специалистами в виниловых трактах. Полемика идет исключительно о КАЧЕСТВЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ, возведенном профи по Hi-Fi в абсолютный культ. Мне — дилетанту, обладающему скромной домашней аудиосистемой и ни черта не смыслящему в проводах, — на таких прениях скучно. А главное, я считаю их абсолютно бессмысленными, поскольку полагаю, что низводить приобщение к музыке до оценки исключительно КАЧЕСТВА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ (о, этот теплый ламповый звук!) — это все равно что судить о гастрономии только по количеству калорий и витаминов или, скажем, по дизайну подачи блюд. То есть это однобокий взгляд на разностороннее явление.

Лично для меня важнее антропологический фактор.

Антропологически мне интересней сами Hi-Fi-гурманы, чем их разговоры и доводы. Стереотипный, карикатурный типаж аудиофила — это такой не слишком опрятный мужчина за сорок, проживающий в достатке. Он слушает на своем ламповом усилителе и мониторах с бериллиевыми твиттерами только классику (Глен Гульд — бог!), но когда поддаст с друзьями односолодового виски, то, конечно же, заводит любимые пластинки юности: Deep Purple, Slade, Uriah Heep, — ну, у кого что там было. Это, конечно, шарж, который доводит главную черту аудиофила до гротеска: на своих дорогущих аудиосистемах (5000—150 000 у.е.) они слушают, как правило, бог знает что. Речь идет о аудиофилах-обывателях, для которых Hi-Fi-система в гостиной, ее высокая цена и вычурный дизайн (натуральное дерево, цветные и ценные металлы, а то и цельный гранит) — это просто признак высокого статуса и изредка пропуск в юность. Реже встречаются аудиофилы-меломаны; те, как правило, так глубоко закопались в какую-нибудь специфическую ретронишу — будь то русская эмигрантская эстрада или японская психоделия 1960—1970-х, — что их оттуда не выковырять. Общее у аудиофилов обоих классов то, что они бегут от новой музыки как черт от ладана.

Как я и предполагал, дискуссия «СD против винила», на которой заправляли эксперты журнала Hi-Fi, раскрывала эту тему с точки зрения КАЧЕСТВА ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ. Конструктор Hi-Fi-систем Александр Князев, взявший на себя нелегкую миссию адвоката CD, развенчивал популярное заблуждение, что виниловая пластинка всегда звучит лучше компакт-диска. Во-первых, объяснял Князев, все зависит от того, когда была записана пластинка — снижение качества записи винилов началось еще в 1960-х (точную дату, правда, он назвать затруднился), когда на студиях стали отказываться от лампового оборудования, в 1980-е, с появлением цифровых технологий, все понеслось по кочкам. А на новодельный, выпущенный в новом веке винил спецы и вовсе глядят с презрением — в основном его печатают с цифровых мастер-тейпов, а то и попросту с тех же компактов, выпущенных на десятилетие раньше. Какой уж тут «теплый аналоговый звук»!

Второй тезис Александра Князева был в том, что предназначение компакт-диска — быть элитарным носителем для владельцев высококлассного Hi-Fi-оборудования. Якобы на массовом аудиоборудовании лучше звучит винил, а вот все нюансы высококачественной (AAD) записи на CD можно расслушать только на очень хорошем (дорогом) звуке. В доказательство своей теории Князевым было устроено сравнительное прослушивание CD и винила на впечатляющей размерами стереосистеме собственного дизайна — впрочем, публику оно не слишком-то убедило. Сошлись во мнении, что и компакт, и винил на данной системе звучат как-то не очень. «Уши у всех устроены по-разному», — развел руками Князев.

Походя Александр Князев развенчал другой аргумент адептов винила, что на старых пластинках осталось огромное количество музыки, которую еще не перевыпустили на CD и не перевели в цифровые каталоги, — огромный затерянный мир, который можно исследовать с восторгом первооткрывателя. По его словам, еще больший затерянный мир ожидает археолога по шеллаку — хрупким грампластинкам, бывшим в ходу до появления в 1948-м долгоиграющей пластинки из винилата. Однако что-то незаметно, чтобы в обиход возвращались патефоны.

Мой дилетантский аргумент в пользу винила заключался в том, что семи- и двенадцатидюймовые пластинки — это шедевр человеческой мысли, который вывел человечество на новый цивилизационный уровень. Поэтому правильно было бы сравнивать винил не с CD или шеллаком, а, к примеру, с седлом или вилкой, изобретение которых изменило качество и культуру жизни людей. Удобная виниловая пластинка дала нам многое, без чего немыслима современность: музыкальное радио, рок-культуру и рок-героев, музыкальные лейблы, даб-музыку, культуру диджейства, хип-хоп, турнтаблизм, а если переходить на личности — арт-директора города Манчестера Питера Сэвилла и многое другое. А каким цивилизационным вкладом может похвастаться обесценивший достижения виниловой пластинки CD? Пиратскими сборниками «Вся дискография таких-то на одном диске» и концертным костюмом Лики МС (если кто-нибудь еще помнит, о чем речь)?

Разумеется, я преувеличивал для пущего ораторского эффекта: CD совсем не заслуживают того, чтобы их отправляли на свалку истории, а их создатели и производители за пиратов не в ответе. Но я искренне считаю, что культуру прослушивания винила надо пропагандировать (ровно так же, как культуру употребления вина вместо водки и пива), а то и насаждать (как обучение грамоте) — она ведет к качественным изменениям в обществе.

Винил, и в этом я абсолютно согласен с уважаемым Князевым, должен быть достоянием масс.

(Расскажите об этом российской таможне, которая полагает, что килограмм винила, то есть 5 пластинок, на входе должен стоить не меньше ста долларов.) Пластинка заслуживает того, чтобы вернуться из гетто фетиша для меломанов и статусного атрибута для аудиофилов в повседневную жизнь. А искушенные спецы по Hi-Fi пускай слушают на своих ламповых усилителях CD.​

 

Нашли ошибку? Сообщите нам об этом — выделите ошибочный, по Вашему мнению, фрагмент текста, нажмите Ctrl+Enter, в появившееся окно впишите комментарий и нажмите “Отправить”.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *